Что такое цифровые навыки
Цифровые навыки
Что такое цифровые навыки и как они помогут вам получить интересную, востребованную и хорошо оплачиваемую работу?
О проекте
Microsoft и JA Worldwide запускают совместную инициативу, которая поможет молодежи во всем мире приобрести востребованные цифровые навыки, необходимые для будущего трудоустройства и успешной карьеры в контексте прогнозируемой Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0).
Цифровые навыки
Что же такое цифровые навыки и как они помогут вам получить интересную, востребованную и хорошо оплачиваемую работу?
По определению ЮНЕСКО, цифровые навыки в широком смысле – это навыки, необходимые для «использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа и управления информацией, создания и распространения цифрового контента, взаимодействия и сотрудничества».
Цифровые технологии развиваются быстрее, чем когда-либо, и изменяют экономику, рынок труда и квалификации, которые необходимы для получения работы в цифровую эпоху. Понимание основных тенденций поможет подготовиться к использованию возможностей и преодолению рисков, связанных с автоматизацией рабочих мест.
Видео и интерактивные курсы
Изучайте увлекательные курсы и получайте соответствующие дипломы и сертификаты!
Прослушайте бесплатный видеокурс Введение в ИИ и машинное обучение для школьников.
Развивай свои цифровые навыки изучая бесплатные онлайн-курсы на сайте «ПРОНАВЫКИ«
Начните осваивать навыки работы с искусственным интеллектом, машинным обучением и наукой о данных на бесплатной платформе для самостоятельного онлайн-обучения Microsoft Learn.
Любите тесты и викторины?
• Наука о данных (Data Science) постоянно и стремительно развивается, а профессия специалиста по изучению данных не только высоко востребованная, но и дефицитная! Звучит заманчиво? Проверьте, подходит ли вам карьера в науке о данных.
• Спрос на специалистов в настоящее время превышает предложение. Пройдите тест и узнайте, какую работу в области ИИ и машинного обучения вы могли бы выполнять, исходя из ваших интересов и навыков.
Цифровые навыки
Что же такое цифровые навыки и как они помогут вам получить интересную, востребованную и хорошо оплачиваемую работу?
По определению ЮНЕСКО, цифровые навыки в широком смысле – это навыки, необходимые для «использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа и управления информацией, создания и распространения цифрового контента, взаимодействия и сотрудничества».
Цифровые технологии развиваются быстрее, чем когда-либо, и изменяют экономику, рынок труда и квалификации, которые необходимы для получения работы в цифровую эпоху. Понимание основных тенденций поможет подготовиться к использованию возможностей и преодолению рисков, связанных с автоматизацией рабочих мест.
Цифровые навыки имеют решающее значение для любой профессии, которая будет актуальна и востребована в контексте развития цифровой экономики и прогнозируемой индустрии 4.0. Свободное владение цифровыми навыками улучшит ваши карьерные перспективы в недалеком будущем, когда практически все профессии будут зависеть от цифровых навыков, и сократит риск потери работы в ходе автоматизации.
Тем, кто выбирает профессию сегодня, цифровые навыки не просто желательны, а необходимы. Тем, кто хочет преуспеть в карьере, понадобятся также социально-эмоциональные навыки, критическое мышление, креативность и умение решать сложные проблемы.
Навыки для профессий будущего
Многочисленные эксперты сходятся во мнении относительно наиболее востребованных цифровых навыков, потребность в которых продолжит расти в будущем.
В тройку лидеров входят наука о данных, искусственный интеллект и машинное обучение. Свободное владение навыками в этих областях имеет решающее значение для любой профессии будущего. Наука о данных, искусственный интеллект и машинное обучение уже начали революционизировать многие отрасли, и во всем мире растет спрос на специалистов с соответствующими навыками. Они могут работать в широком спектре отраслей, включая здравоохранение, производство, финансы, образование и многих других. В какой бы сфере вы ни планировали работать в будущем, велика вероятность того, что ваши навыки по изучению данных, ИИ и машинному обучению будут востребованы и хорошо оплачены.
Вдохновились и хотите попробовать, но не знаете, с чего начать?
Наука о данных (Data Science)
Знаете, сколько информации производится в мире каждый день? Около 2,5 квинтиллионов байтов! Для справки: квинтиллион – это число с 18 нулями. Подумайте о своем телефоне, компьютере или умных часах, которые записывают все ваши лайки, ретвиты или загрузки, сделанные вами сегодня. Все эти данные содержат закономерности и связи, которые складываются в общие тенденции в отправляемых каждый день 500 миллионах твитов, 294 миллиардах писем и 65 миллиардах сообщений в WhatsApp.
Неудивительно, что наука о данных (Data Science) постоянно и стремительно развивается, а профессия специалиста по изучению данных (Data Scientists) не только высоко востребована, но и дефицитна.
Искусственный интеллект и машинное обучение
Искусственный интеллект (ИИ) — это разработка компьютерных систем для выполнения интеллектуальных задач. Набор технологий ИИ включает обработку визуальной информации и естественного языка, принятие решений и выполнение задач за счет анализа большого объема данных и выявления закономерностей. Сфера применения ИИ огромна и перспективна. Спрос на специалистов в настоящее время превышает предложение.
Машинное обучение имеет огромный потенциал развития, что делает его одним из самых полезных навыков, которому вы можете научиться сейчас, чтобы стать востребованным специалистом в будущем. Обучение машин с помощью моделей, алгоритмов и нейронных сетей имеет множество практических применений – от создания виртуальных ассистентов до беспилотных автомобилей и умной техники вроде роботов-пылесосов, а также применяется для прогнозов, анализа, рекомендаций, распознавания мошенничества.
Где научиться?
Итак, вас интересуют наука о данных, искусственный интеллект и машинное обучение, и вы понимаете, что навыки в этих областях откроют дорогу к вашей успешной будущей карьере. Тогда за работу! Сейчас лучшее время начать этот путь. Курсы >>
Начните осваивать навыки работы с искусственным интеллектом, машинным обучением и наукой о данных на Microsoft Learn — бесплатной платформе для самостоятельного онлайн-обучения, которая предлагает интерактивные курсы по разным продуктам Microsoft.
Новости
Цифровые навыки населения
В первом выпуске информационного бюллетеня серии «Цифровая экономика» рассматриваются профессиональные и пользовательские компетенции россиян по применению персональных компьютеров, интернета и других видов ИКТ. Бюллетень подготовлен Центром статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе собственных расчетов по данным Росстата и Евростата за 2015—2016 годы.
Развитие цифровой экономики оказывает огромное влияние на рынок труда: меняется структура занятости, возникают новые требования к профессиональным компетенциям, растет спрос на специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с этим занятые практически во всех отраслях экономики должны обладать цифровой грамотностью, навыками работы с информацией с применением современных средств телекоммуникаций и программных продуктов.
Цифровые навыки — компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов ИКТ, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта.
В зависимости от целей использования ИКТ выделяются две категории цифровых навыков:
Профессиональные навыки
В 2015 году численность ИКТ-профессионалов — разработчиков и аналитиков программного обеспечения и приложений, специалистов по базам данных и сетям, специалистов-техников по эксплуатации ИКТ и поддержке пользователей ИКТ, телекоммуникациям и радиовещанию 1 — оценивается в 1,2 млн человек (около 2% занятых) (рис. 1). Специалистов в области ИКТ отличает достаточно молодой состав: 38% — моложе 30 лет, каждый третий — в возрасте 30—39 лет. По всей совокупности занятых на эти возрастные группы приходится соответственно 22 и 27% работников.
Четверть «айтишников» (23%) работают в ИТ-отрасли, 10% — в отрасли связи, около 20% — в финансовом секторе, торговле, государственном управлении (на каждую из этих сфер деятельности приходится по 6–7% от общей численности ИКТ-специалистов).
В России доля ИКТ-специалистов в общей численности занятых не превышает 2%, в то время как в Финляндии, Швеции, Великобритании — достигает 5–6% (рис. 2).
Пользовательские навыки
ИКТ прочно вошли в нашу жизнь: четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом. Ежедневная сетевая аудитория приблизилась к 60%.
Распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет способы доступа к различным услугам, информации, знаниям. Стремительные технические изменения, необходимость максимального использования новых возможностей, которые открывают ИКТ, расширение использования цифровых технологий на работе повышают спрос на новые навыки. При этом решающее значение для эффективного применения остается за основополагающими навыками использования ИКТ, позволяющими человеку заниматься цифровой деятельностью и быстро адаптироваться к новым и нестандартным занятиям.
Обследование населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, проводимое Росстатом, показало, что самые распространенные компьютерные навыки связаны с работой с текстовым редактором (применяло 42% респондентов), передачей файлов между компьютером и периферийными устройствами (29%), работой с электронными таблицами (23%). Доля «продвинутых» пользователей, способных изменить параметры или настройки конфигурации программного обеспечения, не превышает 3%, такой же показатель касается лиц, обладающих навыками установки или переустановки операционной системы. Решение задач самостоятельного написания программного обеспечения с использованием языков программирования под силу лишь 1% населения в рассматриваемой возрастной группе (рис. 3).
По распространению навыков использования программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов (21% населения) Россия находится практически на одном уровне с Ирландией (23%), Чешской Республикой (21%), Кипром (20%). В Люксембурге, Дании, Финляндии и Великобритании эти компьютерные операции способен осуществить каждый второй (рис. 4).
Об уровне развития интернет-навыков позволяют судить данные о доле населения, использующего сеть для различных целей, требующих определенного уровня умений работы с контентом, поисковиками, программными продуктами.
О том, что подавляющее большинство пользователей интернета владеют навыками общения в сети, свидетельствует востребованность социальных сетей (76% населения в возрасте 15—72 лет, использующего интернет в течение последних трех месяцев). Более двух пятых трехмесячной аудитории интернета (42—44%) используют сеть для поиска информации о товарах и услугах, телефонных звонков и видеосвязи, работы с электронной почтой. Практически треть имеют опыт загрузки личных файлов на сайты, в социальные сети, облачные хранилища для публичного доступа. Наименее распространены скачивание программного обеспечения и дистанционное обучение (рис. 5).
Среди причин отказа от использования интернета недостаток навыков занимает ведущее место. В 2016 году его отметил каждый четвертый респондент (из числа не использующих сеть). По сравнению с 2015 годом эта величина выросла на 3 процентных пункта (с 22 до 25%).
При подготовке бюллетеня использовались данные из статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы цифровой экономики: 2017», базы данных Евростата. Расчеты выполнены ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка теоретических и методологических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
1 Перечень специальностей, связанных с ИКТ, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) по кодам 251, 252, 351, 352.
Что такое цифровые навыки и почему они так важны?
Ведущий специалист по коммуникациям в 24 странах Европы и Евразии в Microsoft Таня Татомирович рассказывает о том, как прокачать цифровые навыки.
Фотография: предоставлено героиней
Таня Татомирович работает в коммуникациях уже почти два десятилетия. За это время Таня работала в таких сферах, как образование, нефтехимическая и нефтегазовая промышленность, телекоммуникации и информационные технологии.
Кроме того, Таня была удостоена различных международных наград в области маркетинга и коммуникаций, а также входит в список ТОП-50 влиятельных персон в индустрии цифрового телевидения и широкополосной связи в Европе.
—Таня, расскажите, пожалуйста, что представляет собой термин «цифровые навыки», в каких сферах деятельности он чаще применим и почему владение цифровыми навыками необходимо современным людям?
В современном мире не только ИТ компании являются частью цифровой экономики. Инновационные технологии внедряются и применяются в организациях из различных отраслей. А эффективное использование цифровых инструментов в бизнес-операциях и процессы диджитал трансформации невозможны без совершенствования цифровых навыков сотрудников.
В понятие цифровых навыков входят компетенции, которые позволяют людям управлять цифровыми процессами, внедрять и уверенно использовать диджитал инструменты и знания в своей работе.
Новые обстоятельства отчасти подсветили необходимость в умении использовать цифровые навыки. Когда весь мир оказался на локдауне, у компаний не было другого выхода, кроме того, чтобы перевести все процессы в онлайн. Сейчас многие из тех, кто ушел работать в режим «удаленки» год назад, оставили команды работать вне офиса или же дали сотрудникам право выбора – работать в офисе либо из дома.
К тому же, как утверждает портал Business Training Experts в своем отчете о рентабельности инвестиций в обучение, предприятия, которые внедрили культуру повышения квалификации, получают на 24% больше прибыли. А данные Global Knowledge говорят о том, что 93% работодателей уверены, что сертифицированные сотрудники повышают общую производительность и коммерческую выгоду.
Это означает, что компании, инвестирующие сегодня в обучение, смогут легко обойти конкурентов в будущем.
— Почему повышение квалификации и переподготовка сейчас важнее, чем когда-либо?
Под современным повышением цифровой грамотности и переподготовкой имеется в виду освоение новых цифровых навыков. Это, в первую очередь, необходимо для того, чтобы помочь сотрудникам в условиях цифровой экономики стать более квалифицированными и востребованными на их нынешней позиции, в то время, как переподготовка нацелена на то, чтобы помочь людям стать специалистами в других перспективных профессиях будущего.
Мы с вами живем в такое время, когда достижения в области искусственного интеллекта и автоматизации рабочих процессов прогрессируют настолько быстро, что отдельные устаревшие профессии или процессы полностью исчезают.
Однако это вовсе не означает, что технологии вытеснят с рынка труда людей. В том же отчете говорится, что технологические достижения могут создать 133 миллиона новых рабочих мест. И эти места, конечно же, будут требовать от кандидатов соответствующих навыков и компетенций.
Например, уже сейчас мы видим, что самые востребованные профессии в большей степени требуют владения цифровыми навыками.
— В каких сферах жизни цифровые навыки особенно востребованы?
Поскольку процесс цифровой трансформации равномерно затрагивает все отрасли на рынке, то сложно назвать список из тех сфер, в которых цифровые навыки были бы наиболее востребованными. Владение новыми знаниями и умениями сегодня нужно большей части людей: от школьников и студентов до работников тяжелой и обрабатывающей промышленности.
Но если говорить о более профессиональных компетенциях, то на основе глобальных данных, предоставленных LinkedIn, мы смогли определить потребности рынка труда: наиболее востребованных специалистов и необходимых навыков. Список составили 10 профессий, особенно необходимых в современной экономике – это разработчик программного обеспечения, торговый представитель, project manager, IT-администратор, менеджер по работе с клиентами, digital маркетолог, сотрудник службы поддержки, аналитик данных, финансовый аналитик и графический дизайнер.
— Что представляют собой программы сертифицированного обучения Microsoft, какова их цель? Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением относительно внедрения подобных программ?
Чтобы помочь людям, которые потеряли рабочие места из-за возникшего экономического кризиса, а также специалистам, которые хотят получить новые знания для трудоустройства в области цифровых технологий, в июне прошлого года компания Microsoft запустила глобальную инициативу, направленную на дополнительное обучение людей цифровым навыкам.
Изначально компания ставила целью охватить 25 млн человек по всему миру, но спустя год наши обучающие онлайн-курсы, подготовленные совместно с GitHub и LinkedIn, прошли 30 млн людей по всему миру, а в Казахстане их освоили 10 тыс. человек. Программы сертифицированного обучения Microsoft позволяют усовершенствовать свои навыки не только IT-специалистам и разработчикам, но и повысить производительность целых команд и рабочих мест за счет использования потенциала облачных технологий и ИИ. Кроме того, обучение дает возможность и специалистам из других отраслей получить новые знания или переквалифицироваться. Это, безусловно, расширяет горизонты специалиста: он становится более конкурентоспособным на рынке или же может работать в совершенной новой для него сфере. Мы видим, что среди тех людей, которые проходят наши курсы, представители разных профессий: от сотрудников заводов до продавцов и водителей грузовиков.
На мой взгляд, бизнес должен всячески поддерживать, мотивировать и внедрять процесс обучения сотрудников во внутреннюю культуру компаний. Особенно учитывая растущий дефицит навыков, руководителям организаций следует рассматривать программы повышения квалификации как приоритетные задачи.
— Как меняются цифровые навыки в зависимости от регионов?
Наши курсы по цифровым навыкам прошли более 30 млн человек в 249 странах и регионах. Мы видим, что интерес и запрос на цифровые навыки действительно меняются от одной страны к другой. Например, в Казахстане самыми популярными направлениями обучения стали аналитика данных, графический дизайн, работа с облачными технологиями и менеджмент. В таких странах, как Польша, Украина, Германия, Франция и Италия самыми популярными были курсы по управлению проектами. Темы разнообразия и инклюзивности больше всего были интересны жителям США, Великобритании, Нидерландов, Швеции, Испании, России и Китая. Навыки специалиста по работе с клиентами хотели освоить подавляющее количество проходивших обучение из Бразилии и Австралии.
Для того, чтобы освоить цифровые навыки, вы, конечно же, можете пройти наши курсы — мы сделали доступ к ним бесплатным до конца 2021 года.
Также благодаря развитию онлайн обучения, сейчас появилось большое количество возможностей для получения знаний в интернете, особенно за последний год. Это действительно радует, что теперь у каждого человека есть еще больше возможностей и выбора в расширении своих компетенций.
— Как цифровые навыки могут трансформироваться в будущем? К чему нам нужно быть готовыми?
Спрос на навыки и сотрудников, владеющих ими, увеличивается по мере непрерывной эволюции цифровой экономики, и в будущем он будет расти еще больше. Уже не раз было отмечено, что сегодня каждая компания является цифровой, потому что бизнес и цели промышленной отрасли трансформируются под влиянием технологических инноваций.
Внедрение передовых технологий будет ускоряться, и компании скорее всего в будущем будут использовать комбинированный подход в бизнесе. Помимо внедрения инновационных процессов, будут улучшаться и цифровые навыки сотрудников в рамках обучения на предприятиях, это позволит им оставаться востребованными на рынке и выполнять работу не менее эффективно, чем несколько лет назад.
Недавнее исследование Microsoft, посвященное искусственному интеллекту и цифровым навыкам, показало, что 96% сотрудников в Центральной и Восточной Европе утверждают, что очень заинтересованы в программах повышения цифровой грамотности, чтобы оставаться успешными в век передовых технологий.
Поэтому повышение цифровой грамотности – вовсе не новомодная тенденция, а жизненно необходимый для экономики процесс, который будет продолжаться и в будущем.
Цифровая трансформация. Какие навыки и компетенции нужны Вашим сотрудникам для успеха?
Цифровая трансформация покрывает все больше и больше сфер бизнеса и компаний. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что мы будем заказывать такси, еду, различные услуги через приложения в смартфоне, превратив это в ежедневную рутину. Это приводит к тому, что каждому бизнесу необходимо меняться, чтобы выигрывать конкурентную борьбу в современных условиях, в том числе ставить амбициозные задачи по развитию омниканальности, построения маркетплейса, запуска совершенно новых способов коммуникации с потребителем, внедрять искусственней интеллект и тп.
Такой поворот приводит к тому, что требования к компетенциям сотрудников меняются с фантастической скоростью. Появляются множество новых должностей и специальностей, задача которых осуществитесь цифровую трансформацию, запустить новые продукты в кратчайшие сроки, помочь организации пройти через изменения бизнеса. Однако важно помнить, что цифровые компетенции необходимы не только тем профессиям, которые напрямую вовлечены в создание и развитие цифровых продуктов, но и всем сотрудникам организации от ресепшн и бухгалтерии до CEO Вашего бизнеса. Ведь конечной целью трансформации является вовлечение всех сотрудников в работу по новой схеме, использование новых продуктов и инструментов на повседневной основе.
Здесь важно сфокусироваться на нескольких ключевых критериев успешности в Вашей организации (не более 5), которые возможно разделить на три группы:
— формирование стратегии, построение бизнеса (для ключевых руководителей).
Дело в том, что в современном быстроизменяющимся мире, данная компетенция становится драйвером для развития всех прочих профессиональных, гибких и цифровых навыков, становясь краеугольным камнем успешности сотрудника в организации.
В блоке «управление другими», в первую очередь Вам необходимо перепроверить, включили ли Вы в модель компетенций различные аспекты работы в распределенных командах, каковых сейчас становится все больше и больше, а также успешное управление сотрудниками, работающими из дома по гибким графикам.
Это может быть цифровая восприимчивость, коммуникация и взаимодействие через цифровые каналы, новые методы планирования и организации работы, в том числе Scram и Agile и многие другие.
Если данная компетенция развита на должном уровне у сотрудников и кандидатов, то вероятность высокого уровня развития прочих цифровых навыков значительно повышается. В завершении важно отметить, что данные компетенции необходимо развивать не только для «цифровых людей», но и всех сотрудников Вашей компании. Понятное дело, что уровень развития той или иной цифровой компетенции и разных сотрудников может быть на разном уровне.
В любом случае организациям, которые вовлечены в цифровую трансформацию бизнеса необходимо провести полную и детальную ревизию всех критериев успешности сотрудников в рамках задач по трансформации, а также задуматься о пересмотре системы найма и продвижения сотрудников по обновленным критериям. Здесь важно отметить, что в мир быстро меняется и сейчас нет нужды детально описывать все критерии и по ним писать многостраничные гайды по подбору и оценки, ведь как только Вы их опишите, они уже устареют.
О том, как выстроить систему отбора кандидатов по гибким и цифровым навыкам мы поговорим в следующей статье.