Что такое церковь христова определение
Что такое Церковь Христова?
Что такое Церковь? Определение этого понятия довольно сложное. Ведь Церковь — это не просто храм, это сообщество христиан. Подробнее об этом в нашей статье.
Что такое Церковь?
Некоторые думают, что это какая-то ассоциация, организация, благотворительное общество, некая правильная идеология, обладающая экономическим преимуществом и располагающая большим состоянием. Немало таких, кто считает Церковь экономической организацией, прибыльным предприятием, обманывающим невежественных и беспомощных людей. Другие опять-таки думают, что в Церкви можно пообщаться, завести новые знакомства, друзей, найти работу, что в этом месте можно наспех удовлетворить свои духовные потребности или исполнить свой религиозный долг, чтобы избавиться от пробуждающихся время от времени вопросов совести.
Церковь – это материнское объятие, Тело живого Христа, собрание народа Божьего в его единстве. Сущностью Православной Церкви не является сложное богословие для немногих, благообразная философия, бесплодная этика, жестокая и бесчеловечная нравственность, состоящая сплошь из обязательств и запретов. Православие есть истина, свобода, любовь, искупление, умилостивление, спасение и радость. Обычно мы говорим о деятельности Церкви, не затрагивая самой ее сути.
Церковь богодарована, она основана на крови Христа и мучеников. Ее основание прочно, она не боится всякого рода сильных подземных бурь, а смело идет против ветра, врагов и преследователей. Хозяином Церкви, как говорил Святогорец отец Тихон, является Святой Дух, утверждающий институт Церкви. Святой Дух постоянно бодрствует, возносится, вдохновляет, благовестит, охраняет и укрепляет верующих, духовенство и весь благочестивый народ. Кроткие и страстные молитвы верующих соединяют землю с небом и не дают человеку разочароваться, впасть в уныние, заболеть душой и ослабнуть.
Молитва не может быть частным, одиноким делом. Никоим образом! Молящийся человек соединяется со Христом и со всеми членами Церкви. Она не позволяет ему пребывать в изнурительном одиночестве. Это проявляется лучше всего во время богослужения и в сознательном участии верующего в Таинствах Церкви. Церковная проповедь – не пропаганда идей, не плод ораторского искусства или охоты за призраками, не нападение на неверующих. Проповедь Церкви рождается из безмолвия, молитвы, учения, поиска, страданий и любви к обездоленным и страждущим.
В Церкви никто не самовольничает, не импровизирует, не разобщает, а тем более не строит из себя исправителя или адвоката. Единство, согласие, благость, хорошая исповедь имеют первостепенное значение. Церковь борется за спасение всех. Ее основная миссия – не сосредоточить вокруг себя как можно большее количество фанатичных поклонников, а созвать любимых чад, объединенных святой любовью и святым смирением.
Выступая в защиту Православия, мы не можем ненавидеть кого-либо. Христианская любовь всегда бескорыстно жертвенна, она не имеет ничего общего с лицемерными улыбками, дипломатическими уловками, недопустимыми отступлениями, двоедушными объятиями, притворной лестью и фальшивой вежливостью. Христианская любовь идет рука об руку с истиной.
Подлинной церковной нравственностью обладает тот, кто безгранично любит Бога и своего ближнего. Все остальное – благочестивое позерство. Пришло время увидеть сущность Церкви, чтобы почувствовать ее освободительную благодать, задуматься над ее бездонным Таинством, чтобы в конце встретиться с Самим Христом.
Церковь
1) В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших ( Лк.20:38 ), соединенных между собою верою и любовью во Христе.
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие – члены этого Тела. Богочеловеческий организм – это и есть Церковь. Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Символ веры определяет Церковь как Единую (единственную), Святую, Соборную, Апостольскую.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
2) Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
3) В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).
Согласно объяснению прот. Георгия Флоровского, св. Отцы не утруждали себя определением Церкви по той причине, что они непосредственно созерцали ее реальность. «Недостаток формального определения не означает, однако, ни путаницы понятий, ни смутности представлений… Самоочевидность не нуждается в определениях».
Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере.
сщмч. Киприан Карфагенский
Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.
Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Евангелие по Иоанну ( Ин.15:4-6 )
Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
святитель Иларион (Троицкий)
Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
священник Александр Ельчанинов
Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
Хомяков Алексей Степанович
Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
игумен Петр (Мещеринов)
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.
архимандрит Кирилл (Говорун)
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
священник Даниил (Сысоев)
Старое критическое представление о том, что изначально “духовная” церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна ( Ин.21:15-17 ), Первое послание Петра ( 1Пет.5:2-11 ) и Деяния ( Деян.20:28 ), ясно свидетельствуют о том, что в ранней церкви пастырские полномочия Иисуса были доверены людям. Этим правом в новозаветный период обладали двенадцать апостолов, а также вообще все апостолы, которые упоминаются в других книгах помимо Деяний. Когда Павла вынуждают защищать свои полномочия, он апеллирует к своему статусу посланника воскресшего Иисуса ( Гал.1:16 ). Он говорит коринфянам ( 1Кор.12:28 ), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам ( Еф.2:20 ) упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
Рэймонд Э. Браун
Что оставил Христос после Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века».
диакон Андрей
Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?
Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».
Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
Ю. Максимов
ЦЕРКОВЬ
Це́рковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа достигающих совершенства [1].
Созданный по образу и подобию Творца, человек предназначен к полноте богообщения, к жизни в Боге – во Христе и в Духе Святом. В этом и состоит призвание человека: достигнуть обожения, достигнуть святости, соединив в себе тварную природу с нетварными энергиями Логоса. Подлинное приобщение Богу возможно только в Церкви Христовой, и поэтому, как заметил прп. Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении человека в Церковь, в храм Святого Духа.
Без Церкви не существует Христианства. «Церковь – это Христово Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом». Под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа. Вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому «уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви».
Этимология слова «церковь»
Слово «церковь» произошло от понятий созвание, собрание (греч. εκκλησία, евр. kahal). Слово εκκλησία у классических греческих писателей означает «правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами«. В церковнославянском языке слово «церковь» своим первым значением также имеет именно собрание:
В Новом Завете εκκλησία употребляется и в отношении Церкви Христовой:
и в качестве названия местной общины:
Употребление же слова «церковь» в отношении Иерусалимского храма (Лк. 2, 27, Ин. 2, 19-21) характерно лишь для церковнославянского текста, в греческом в данном случае употребляются слова ναός, ίερον.
Εκκλησία — общество призванных. Христово Царство состоит из «званых» (klitos). Здесь можно провести параллель с римской государственной жизнью. Римский народ в совокупности назывался Populus Romanus Quiritum («народ римский званый»). Понятие quirit (званый) прилагалось к римлянину только тогда, когда он исполнял политические обязанности; в остальных случаях он рассматривался как простой гражданин. Христос же основал никогда не расходящуюся Церковь, и поэтому klitos всегда должен исполнять свои обязанности. Христиане — народ «призванный», который Бог собрал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяла верность призыву Христа. Как видно из значения термина εκκλησία, Церковь понимается как единое «собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих ‘род избранный’ (1 Пет. 2, 9)«.
Ряд других распространенных имен для Церкви произошли от греческих и латинских слов обозначавших собственно здание, в которых собирались христиане. Среди них:
В Новом Завете встречаются много других выражений для обозначения христианского общества, среди которых народ святой, царство Божие, и др.
Основание Церкви
Назначение Церкви
Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых, есть спасение всех людей, или, что то же, обожение. Это утверждение проходит красной нитью сквозь все богословие отцов Церкви: «Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим», «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились».
Призвание каждого человека — обожение, возможное благодаря тому, что Божественная благодать, изливающаяся через Церковь в мир и освящающая его, продолжает быть неотделимой от Бога, то есть, Самим Богом. Св. Василий Великий говорит следующие слова: «Человек — это животное, призванное стать Богом».
Также св. Максим Исповедник пишет к Фалассию: «Став Богом через обожение, человек мог бы с Самим Богом созерцать дела Божии, обрел бы познание их в Боге».
Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение — цель бытия Церкви. Апостол Павел, рассуждая о дарованиях и служениях в Церкви, говорит, что они существуют «к совершению святых, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 12). Созидание Тела Христова — Церкви — состоит в «совершении святых». Здесь «святыми» названы все христиане в смысле избранности, или как освященные. Святость — призвание каждого; это не идеал, а норма для подлинного человека, соответствующего замыслу Божию о нем. Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении. Первый этап спасения — освобождение от грехов, очищение сердца, «восстановление подлинного свойства человеческой природы». В этом аспекте Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души. «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»,— напоминает священник кающемуся. Подобную же мысль встречаем у свт. Иоанна Златоуста: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
С ним согласен и свт. Тихон Задонский: «Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит; в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет».
Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. «Церковью изначала освящались все сферы бытия человека, всё было направлено к тому, чтобы верующий осознал свою жизнь частицей общей жизни Христовой во всех». «Все стороны жизни верующих должны быть проникнуты Христом».
Итак, главная задача Церкви — спасение людей. Спасение же неотделимо от Евхаристии — этого пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Можно даже утверждать, что назначение Церкви — совершать Вечерю Любви.
Церковь и Евхаристия
Церковь неотделима от Евхаристии. Она — основа, фундамент Церкви, без которого невозможно ее существование. Дионисий Ареопагит называет Евхаристию «Таинством Таинств», выделяя ее центральное значение в жизни Церкви. Вне Евхаристии невозможно спасение: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день» (Ин. 6, 53–54). Поэтому Церковь — это прежде всего собрание вокруг Евхаристической трапезы. Быть в Церкви, основанной на Новом Завете с Богом, — значит «совершать акт принятия Нового Завета: участвовать в преломлении хлеба и благословении чаши, то есть, в Евхаристической трапезе». Некогда «рассеянные чада Божии» (Ин. 11, 52) теперь собраны воедино: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое».
Через Литургию осуществляется созидание Церкви. Причащаясь Воскресшей плоти Христа, человек становится Христовым, прививается к Его Телу и таким образом является новым членом Церкви. «Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. Лучшие…делаются Церковью»,— говорил сщмч. Мефодий Олимпийский. » Затем священник просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединенные в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием телу Господа нашего, дабы собрались они в единство, связанные взаимными узами, единодушием, миром, ревностным служением» (Феодор Мопсуетский). В Евхаристии мы становимся, по выражению отцов Церкви, «сотелесными Христу». Творение соединяется с жизнью Творца через Тело и Кровь Сына Божия.
Существо Церкви
Недостаточность определения Церкви как общества верующих
В ответ на вопрос: «Что такое Церковь?» свт. Филарет (Дроздов) сказал: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Подобно же рассуждает и митр. Макарий: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа…» Однако, в Священном Писании не встречается термин «общество» в приложении к Церкви Христовой. «Общество, союз — понятия канонически правовые, а не догматические… Понятие «общество» более приложимо к государству, чем к Церкви. В «союзе», «обществе» акцент делается на человеческой солидарности, а не на единстве Божественной жизни, как в теле Христовом. К обществу неприменимо понятие таинства»,— отмечает митр. Владимир (Сабодан). Определение Церкви как общества не является правильным логическим определением, это скорее просто описание, из кого состоит Церковь. К тому же, и христианская семья, и христианское государство — также общества верующих, имеющие Божественное происхождение, но при этом не являющиеся Церковью. Из определения Церкви как общества верующих нельзя вывести ее основные свойства: единство, святость, соборность и апостольство. Кроме того, такое наименование может привести к восприятию Церкви только как организации, «относящейся к категории исторических обществ и, следовательно, всецело подверженной влиянию бесчисленных факторов мира сего».
Определение Церкви как общества — не библейское и не святоотеческое. В Писании встречаются следующие наименования Церкви:
Все эти сравнения подчеркивают различные аспекты бытия или служения Церкви. Из них наиболее полно выражает существо Церкви наименование ее Телом Христовым. Проф. Е. П. Аквилонов на защите своей магистерской диссертации говорил: «Наш выбор апостольского определения Церкви подкрепляется многочисленными свидетельствами святых отцов и учителей Церкви. Когда требуется наименовать или определить Церковь по ее существу, то все они, как бы едиными устами и единым сердцем, называют ее Телом Христовым».
Церковь как Тело Христово
Церковь необходимо определять из господствующего в Священном Писании наименования ее Телом Христовым. Это определение — больше, чем просто библейский образ. Оно «более всех других библейских наименований Церкви выражает ее существо». Сравнение Церкви с телом не чуждо и святоотеческой традиции:
Свт. Василий Великий: «В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другими единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос»;
Свт. Григорий Богослов: «Один Христос — одна Глава Церкви»;
Блж. Феодорит Кирский: «Христос Господь занимает место Главы, а верующие в Него — место тела»;
Блж. Феодорит говорил о сравнении Церкви с телом: «Уподобление сие прилично учению о любви».
Подобно телу человека, состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой, и в большинстве случаев — головным мозгом, Церковь также состоит из множества членов, имеющих единую Главу — Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви ни на одно мгновение.
Сама церковная жизнь во многом подобна жизни органической.
Все верующие, причащающиеся из одной Чаши, причащаются одного Тела Христова, и сами становятся потому едиными во Христе.
Церковь — это полнота Богочеловеческой жизни. В земном аспекте она — совокупность всех, устремленных к Богу в порыве любви, жаждущих обожения, и потому «Церковь есть богочеловечество от Богочеловека Иисуса Христа», Богочеловеческий организм. Однако, необходимо учитывать, что одно понятие «Тело» не может «вместить в себя всю полноту учения о Церкви, не может быть адекватным ей».
Существо Церкви
На основании всего, сказанного выше, можно попытаться определить существо Церкви.
Митр. Макарий (Булгаков) в «Догматическом богословии» заключает:
Рассуждая о существе Церкви Христовой, необходимо всегда помнить, что исчерпывающего и удовлетворительного определения Церкви не может быть дано в принципе. Человеческий ум может лишь приблизиться к этой тайне, но никогда не в состоянии объять ее полностью. Церковь не ограничивается рамками тварного мира; как богочеловеческое единство, она есть в Боге, принадлежит к миру божественному. До конца понять и определить Церковь в ее полноте значило бы совершенно понять и определить также и ее Главу — Сына Божия. Познание же Бога (всегда относительное) совершается только опытно («прииди и виждь»), через жизнь в любви, с помощью горящего и любящего сердца, а не отвлеченно-холодного рассудка. Потому и Церковь, хотя и может быть описываема и определяема, все же остается неописанной и неопределимой.
Существенные свойства Церкви
Существенные свойства предмета — это такие свойства, утратив которые (хотя бы одно), предмет перестает быть самим собой. В Символе веры обозначены четыре таких свойства: единство, святость, кафоличность (соборность) и апостольство.
Единство Церкви
Единство — это принцип бытия Церкви. Сам Христос целью Своего служения считал основание одной (в количественном отношении) Церкви: «Я создам Церковь Мою…» (Мф. 16, 18). Изображая Церковь в притчах, Господь всегда говорил об одном стаде, одном овчем дворе (Ин. 10, 16), об одной виноградной лозе (Ин. 15, 1–7), об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24, 47).
Апостол Павел также учил о единой Церкви: «…мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5); «…все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13); «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» (Еф. 4, 4–6).
Единство Церкви — нечто большее, чем только количественное единство, это прежде всего качественная характеристика. Основанием внутреннего единства Церкви является то, что «она есть одно духовное тело, имеет одну Главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим».
Единство Божие — основание для единства Церкви. «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати… Единство Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом».
Жизнь верующих в Церкви есть, прежде всего, таинственная жизнь во Христе, в единстве и общении со всем человечеством, со всем творением, с ангельским миром. Поэтому те, кто производит разделения в Церкви, пытаются разделить Христа, что невозможно («Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13), и в результате не разделяют Церковь, а отпадают от нее.
Единство церковной жизни проявляется в виде некоторой тождественности ее у отдельных верующих, независимо от внешнего объединения, которого может и не быть: отшельники и пустынники также пребывают в церковном единстве, и «это внутреннее единство есть основание внешнего единства». Единство Церкви проявляется в мире прежде всего как «единство веры и проистекающее отсюда единство жизни и предания, вместе с непрерывностью апостольского преемства иерархии». Таким образом внутреннее качество раскрывается вовне.
Догмату о единстве Церкви не противоречит существование ряда Поместных Православных Церквей. Все Поместные Церкви — части единой Вселенской Церкви, о чем свидетельствует единство веры. Каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля, Вселенская же — единого Главу Христа, и является единым телом Христовым. В каждой Поместной Церкви, в каждой епархии и отдельно взятой евхаристической общине совершается единое Таинство приношения Тела и Крови Господней, и это евхаристическое общение есть верный залог единства всех «верных» во Христе. «Будучи единой во всей своей полноте, Церковь оставалась всегда внутренне-универсальной, так как каждая местная церковь содержала в себе все остальные местные церкви. То, что совершалось в одной церкви, совершалось во всех остальных, так как все совершалось в Церкви Божией во Христе».
Кажущееся некоторым разделение Церкви на земную и небесную также не имеет места. Небесная Церковь активно участвует в жизни Церкви земной; евхаристическое общение верующие имеют не только с живущими на земле братьями, но и со святыми, и со всеми скончавшимися в вере, о чем свидетельствует поминовение их на Литургии, и, в частности, во время анафоры. Ангелы также сослужат Евхаристии: «ныне силы небесные с нами невидимо служат»,— поет Церковь в одной из Херувимских песней. И потому «нет видимой и невидимой Церкви, земной и небесной, а есть единая Церковь Божия во Христе, которая в полноте своего единства пребывает в каждой местной церкви с ее Евхаристическим собранием».
Таким образом, единство Церкви является абсолютным.
Святость Церкви
Церковь свята святостью Божией. Она освятилась, «сделавшись сообразною Христу и причастницею божественного естества через общение Святого Духа, Которым и запечатлены мы «в день избавления» (Еф. 4, 30), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты».
В писаниях Апостолов христиане часто называются «все святые» (2 Кор. 1, 9; Еф. 1, 1; Флп. 1, 1, 4: 21; Кол. 1, 2 и др.). Это совсем не означает, что все христиане вели нравственно безупречную жизнь. Достаточно привести пример кровосмесника из Коринфской общины, или вспомнить слова ап. Павла: «Все мы много согрешаем»,— где Апостол не выделяет себя из прочих грешников. Каждый человек должен достигнуть святости, которая дана Церкви, и он достигает ее, если живет церковной жизнью. «Все святые (в современном понимании этого слова) происходят из грешников, и из этого правила нет исключений. Благодать святости в Церкви никогда не оскудевала и не прекратится до скончания века. Хотя святые и не всегда известны миру, их «золотой пояс» никогда не прерывается в Церкви».
В церкви существует предел, переступив который, грешник признается мертвым, как отсеченная от лозы ветвь. Преимущественно это отлучение совершается в результате догматических уклонений, но также и канонических (в частности, нравственных), во исполнение повеления апостола: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13).
Соборность Церкви
Встречающееся в Символе веры наименование Церкви «соборная» является переводом греческого слова «кафолическая». Это слово в школьном богословии часто отождествлялось с понятием вселенскости. Согласно «Пространному Христианскому катихизису», Церковь называется соборной или кафолической потому, что «она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». Подобно понимают соборность Церкви и некоторые изданные курсы Догматического богословия, которые именуют Церковь «соборной, кафолической или вселенской». Однако же, вселенскость в смысле всеобщности распространения Церкви в пространстве и во времени («до скончания века»), и соборность — не одно и то же; эти два понятия четко различаются в современном православном богословии. Соборность, как существенное свойство, должно быть приложимо не только к Церкви в целом, но и к каждой из ее частей — евхаристических общин, и совершенно очевидно, что понятие вселенскости таким качеством не обладает. Святой Максим Исповедник, отвечая тем, кто хотел принудить его причащаться с еретиками, сказал: «Даже если бы вся вселенная причащалась с вами, я один не причащался бы»,— таким образом, «он «вселенной», которую считал пребывающей в ереси, противопоставил свою соборность»,— говорит В. Н. Лосский. Поэтому «надо решительно отказаться от простого отождествления понятий «соборный» и «всеобщий». «Христианскую всеобщность», фактическую всеобщность или потенциальный универсализм следует отличать от соборности. Они — следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и необходимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее, материальное выражение».
Греческое понятие katholike образовано из слов kata и olon («по всему»). Церковь Христова есть «Церковь по всему или по единству всех верующих, Церковь свободного единодушия… та Церковь, о которой пророчествовал Ветхий Завет, и которая осуществилась в Новом Завете, словом — Церковь, как ее определил святой Павел… Она есть Церковь по разумению всех в их единстве».
Кафоличность — это «живое Предание, хранимое всегда, повсюду и всеми», и, в частности, «свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви,— и для Церкви в целом, и для каждой из ее малейших частиц». Соборность — это «непрерывность общей благодатной жизни во Христе».
Учение о соборности Церкви связано с догматом о Пресвятой Троице — главной тайной христианского Откровения. Троичный догмат — «догмат соборный по преимуществу, ибо от него ведет свое начало соборность Церкви… Соборность есть связующее начало, соединяющее Церковь с Богом, Который открывает ей Себя как Троица, и сообщает ей свойственный божественному единоразличию модус существования, порядок жизни «по образу Троицы». Соборность выражает в жизни Церкви образ жизни Бога, единого в трех Лицах. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы есть Бог и обладает всей полнотой Божественной сущности. Подобно же и Церковь кафолична как в целом, так и в каждой из своих частей. Об этом прекрасно сказал сщмч. Игнатий Богоносец: «…где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь.»
Смысл термина «кафолическая» объясняет св. Кирилл Иерусалимский:
На основании этого разъяснения доктор богословия прот. Ливерий Воронов заключает:
Соборность Церкви проявляется в том, что в ней каждый верующий на всяком месте и в любое время может получить все необходимое для спасения.
Апостольство Церкви
Церковь Христова является апостольской по своему назначению, происхождению и внутреннему устройству.
Сын Божий, посланный в мир Отцом, послал на служение и проповедь в мир Своих учеников, назвав их апостолами — посланниками. Эта миссия, возложенная на первых учеников Спасителя, во все века продолжается Церковью, которая призвана привести мир ко Христу. Поэтому Церковь называется апостольской прежде всего по цели своего бытия.
Первоначально Церковь была сосредоточена в лице святых апостолов. Это «малое стадо учеников Господа составляло первую Церковь на земле, первое зерно, из которого развилось большое дерево, имеющее покрыть и покрывшее своими ветвями всю землю». Апостолы первыми уверовали в Господа Иисуса Христа и повсюду проповедали весть о Его Воскресении, основывая местные церкви из уверовавших. Из книги Деяний нам известно о существовании уже в апостольское время Церкви Иерусалимской (Деян. 2, 22, Деян. 4, 4), Антиохийской (Деян. 11, 26), Коринфской (Деян. 18, 1, 8), Эфесской (Деян. 19, 1, Деян. 20, 17) и др., которые стали матерями для образованных позднее местных церквей. Поэтому вся Церковь, по учению Священного Писания, утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2, 20).
Церковь приняла от апостолов учение, священнослужение, правила и нормы жизни. В Церкви также должны сохраняться и благодатные дары Святого Духа, полученные Церковью в лице апостолов в день Пятидесятницы. Преемство этих даров передается через возложение рук, через преемство иерархии. Иерархическое служение установлено в Церкви Самим Господом: «Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11–12).
Церковь тщательно наблюдает, чтобы нить иерархического преемства, ведущая к самим апостолам, никогда не прерывалась. Св. Ириней Лионский пишет: «Кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем наименовать тех, коих апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас…»
В еретических или раскольнических обществах ниточка этого преемства утеряна, поэтому их собрание нельзя называть Церковью.
Вне апостольского преемства не существует истинной Церкви. Преемники апостолов во все времена совершают то же самое, что и апостолы совершали в свое время. Преемники, по утверждению прп. Симеона Нового Богослова, «равны апостолам и сами суть апостолы». Отвергающие их отвергают Иисуса Христа и Бога Отца. По словам прп. Симеона, «никто не приходит к вере во Святую и Единосущную Троицу, если не будет учителем научен вере, и никто не крестится без священника и не становится сам собою причастником Божественных Тайн. А кто не становится причастником их, тот никогда не достигнет вечной жизни». Следовательно, «в той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня».
Необходимость Церкви для спасения
Рассмотрев, что такое Церковь в своем существе и каковы ее основные свойства, обратим внимание на следствие, необходимо вытекающее из вышеизложенного. Этим следствием будет утверждение, высказанное твердо и решительно св. Киприаном Карфагенским: «вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Тот, кто отделяется от Церкви,— говорит св. Киприан,— «присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований Церкви… Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись».
Мы приходим в Церковь, если ищем жизнь вечную, полноту любви. Бог есть совершенная Любовь, дарующая Себя нам в Евхаристии. Евхаристия же существует только в Церкви как Теле Христовом, и вне нее невозможно. Тело Христово пребывает единым, и попытка разорвать его, отделившись, заранее обречена на неудачу. Поэтому Церковь святые отцы понимали как единственное место спасения: «говорим, что всяк спасающийся спасается в Церкви» (блж. Иероним Стридонский); «никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа; а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь» (блж. Августин Иппонийский);
Отделяющиеся от Церкви грешат против любви и идут путем погибели. Никакие подвиги, ни чистота жизни, ни девственность, ни постничество, ни даже мученичество вне Церкви не спасают, потому как нарушена главная заповедь — о любви. Относительно же тех людей, которые остаются вне Церкви не по причине отделения, а в результате времени или места своего рождения, либо в силу воспитания, окружения или национальных традиций, Церковь не утверждает определенно уверенность в их погибели. Если язычники «естеством законное творят» (Рим. 2, 14), то Господь не оставляет и их. Поэтому нельзя категорично высказать предположение о их дальнейшей судьбе; суд и попечение о них мы должны возложить на милосердие Божие. Все же уверовавшие обязаны пребывать в Церкви, если ищут подлинной жизни — самоотдачи в «безумной любви» к Богу.
Видео
Отрывок из лекции профессора Московской духовной академии А. Осипова «Кто такой христианин и что такое Церковь?»
Литература
Использованные материалы
[1] Свт. Иларион (Троицкий). Очерки из Истории догмата о Церкви. Стр. 10-11.