Что такое цель деятельности определение
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 8. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.
Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека включает следующие компоненты:
1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
4. Сам процесс деятельности.
5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).
Деятельность имеет свою структуру:
Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.
Условно деятельность можно разделить на 2 вида:
По результатам деятельности выделяются:
Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.
Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.
Игра является основным видом деятельности дошкольников.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Различают следующие виды общения:
В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.
Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.
Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
Результат деятельности это все что сделано человеком.
Характерными чертами деятельности человека являются:
1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;
2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.
Целесообразность в поведении
Активность животного Творческий характер
Деятельность человека Подчинение инстинкту
Сознательная постановка целей
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Что такое цель деятельности определение
Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Развитие общества — результат деятельности людей. Деятельность человека:
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.
Различают следующие виды действий:
Структура протекания деятельности
Результат деятельности
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.
Это конспект по математике на тему «Деятельность человека». Выберите дальнейшие действия:
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смотреть что такое «ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:
ЦЕЛЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — результат, которого стремится достичь преступник. Если мотив преступления это побуждение, то цель желаемый конечный результат преступной деятельности. Напр., мотивом убийства при разбое является корысть, а целью лишение жизни потерпевшего. Ц.п.… … Юридический словарь
Объединения Общественные — добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные отношения, возникающие в … Словарь бизнес-терминов
Надзор За Деятельностью Банков — государственный, аудиторский и учредительский надзор и регулярное наблюдение, периодические проверки финансово хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях. Государственный надзор включает внутриведомственный надзор… … Словарь бизнес-терминов
ДОКАЗЫВАНИЕ — регламентированная уголовно процессуальным законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда при участии других субъектов уголовного судопроизводства по собиранию, проверке и оценке фактических данных об… … Юридический словарь
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — по гражданскому законодательству РФ юридическое лицо, основная цель которого не связана с извлечением прибыли и которое не распределяет полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся Н.о., могут создаваться в форме… … Юридический словарь
Биржа Товарная — англ. commodity exchange А. Биржа, где производятся операции по купле продаже товаров. Б. Союз предпринимателей, созданный для улучшения условий коммерческой деятельности. В. Место, где встречаются покупатели и продавцы для торговли. Б.т. сама не … Словарь бизнес-терминов
Что такое Цель и как правильно ставить цели
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
Целеполагание — процесс выбора и постановки целей.
Целедостижение – продуманность действий для достижения поставленных целей(Целедостижение, по сути и есть Стратегия).
Понятие Цели.
Внимание! На текущий момент не существует научной теории целей
Цель в жизни и в менеджменте(управлении).
Заблуждения Брайана Трейси.
Ошибки SMART.
Уважаемый Читатель вынужден Вас огорчить, что данный вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд, и если вы ищете тут информацию в стиле «по-быстрому вникнуть в тему», то ничего не выйдет. Данная ПРОБЛЕМА(а понятие «цели» пока является проблемой, для большинства людей) быстро решить не получится. Тут требуется вдумчивое, неторопливое чтение. Мое дело Вас предупредить, а Ваше не согласится 🙂
Мы тут не рассматриваем понятие Цели в математическом, физическом или же в философском смысле, все рассуждения о Цели, у нас будут идти только с точки зрения социальных технологий, с уклоном на практическое(прикладное) применение.
Немцы еще раз подтверждают свою национальную черту, которая проявляется в «точности и деталях». Дело в том, что понятие «ЦЕЛЬ» к нам пришло из немецкой философии. Данное понятие использовалось и древними греками, но «популярность среди обывателей» оно получило благодаря немцам. Кто-кто, но они точно умеют ставить Цели, хотя иногда и ошибочные 🙂
*Определение : Цель (нем. «Ziel») — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс. данное определение не раскрывает сути. Ниже, мы и поговорим о сути.
*Понятие «целевое поведение» имеет разное опредление, но мы рассматриваем даное понятие как «поведение, которые приводит к Цели».
Что будет в этой статье:
— тиражируемые в интернете ошибки, про Цель, известными личностями, вводя читателей в заблуждение
— зачем нужно простому человеку знать суть понятия «Цель», какие преимущества это дает в повседневной(бытовой) жизни простым людям
— как правильно ставить Цель, рекомендации и типичные ошибки
— недостатки «метода SMART»
Теперь по сути темы. Одним из неочевидных свойств Цели является ее ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ.
Что я имею ввиду под «привлекателностью».
Есть вещи, которые привлекают наше внимание, иногда на несколько секунд, иногда мы об этом думаем чаще и периодически вспоминаем об этом, в течении долгого времени, год-два или всю жизнь. Под словом «привлекательность», в данном контексте я подразумеваю «интересность», «желание получить, попробовать» и т.д., и что очень важно, это имеет эмоциональную окраску. Вот тут мы можем попасться в ловушку, популяризированной нашими современниками. Самая распространенная «ловушка» это цель-деньги, т.е. мы хотим заработать миллиЁн, и это считаем своей Целю. Конечно, ничего плохого в желания заработать миллион нет, просто это как Цель НЕ СРАБОТАЕТ. «Цель-деньги», это просто детская хотелка, эгоистичный каприз,хотя может подоваться под очень умными соусом словами. Деньги это инструмент, очень интересный, очень привлекательный, но инструмент. Хотет стать плотником, из-за блестящего и острого топора, простительно только для ребенка 3-5 лет, но для взрослого это глупо.
Цель должна иметь как «счетные» качества(типа денег или должности», так и нематериальную ценность. Вот по этой причине, часто предлагают искать себе Цель в области хобби, так как хобби имеет больше нематериальную ценность, чем материальную.)
— Первый, предварительный вывод. Один из ключевых проверочных показателей, правильно ли мы выбрали Цель или нет, является наше желание достичь этого, если мы даже ничего не заработаем. Поэтому, миллиЁн долларов как Цель явно не годится, оно просто не сработает.
— Второй, предварительный вывод. Цель может быть и «параллельной работой», т.е. мы ведем некую деятельность для получение денежного дохода, но Цель может лежать в другой области. В идеале мы должны зарабатывать на пути к Цели, т.е. заработок и Цель должны лежать в одной области деятельности, и мы этим должны заниматься каждый день, но на начальном этапе возможно и «распаллеливание».
Темы статьи:
Важными признаками Большой Цели является:
— отсутствие конкуренции(мало кого интересует сложные и долгосрочные цели, еще и с риском)
— сложность достижения(как правило на текущий момент не совсем понятно как ее достигать)
— общественная полезность(корыстные интересы стоят на втором месте, поэтому «заработать миллион» является явным признаком неудачного выбора)
Для начала нашего непростого разговора о Цели, обратимся к википедии, ибо оно «наше все», чтобы не отвлекать Читателя, приведу данное определение.
Понятие «Цель», в интернете, искажена. Пример: Цель — это идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.
Далее в википедии говориться, что «возникновение цели называют постановкой». это не так, но об этом позже. Еще, «доведение возможности до её полного завершения», тоже неправда. Возможность достижении Цели не обязательно может быть доведена до конца. Цель может быть и НЕ ДОСТИГНУТА, но от этого она не перестает быть Целью. Автор определения выдает желаемой за действительное.
Попробую выделить и переложить данное высказывание на более простой язык и потом предложу свою версию, что же такое «Цель». Нам нужно сразу определится, что у понятия «цель» есть два различных применения, чисто техническое(физическое) и морально-нравственное(смысл понятия не для технических целей). Мы обсуждаем именно это определение.
В выше приведенном определении сутью является, что «идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта», которому намеренно стремится субъект. Это и есть суть данного определение. Остальное, это только уточнения.
Теперь предложу свою версию «что такое Цель». Начну из далека. Первый раз я сам столкнулся с данной проблемой в студенческие годы, какая-то брошюра попалась в руки, скорее всего купил на вокзале, уже не помню, но помню впечатление от прочитанного «вроде бы изложено просто, но суть не раскрыто». Прошло много лет, данной темой больше не интересовался, но со временем, уже изучая управленческие проблемы опят столкнулся с проблемой, что такое Цель». Попытка найти в интернетах, в бизнес-литературе, раскрытие сути этого понятия увенчались разочарование. Все, что было по этой теме это «попсовая бизнес-литература» от Брайан Трейси, которое больше запутывает читателя чем помогает понять, не говоря уже о решении. По ходу ознакомления с бизнес-литературой, отрывочно нашел интересные высказывания о Цели у бизнес-консультантов(В.Тарасов, И. Викентьев), правда обрывочно, буквально несколько фраз, но все же их высказывание показались очень интересными.
По сути на этом все, больше ничего ТОЛКОВОГО не нашлось. Попытался сам для СЕБЯ разобраться с этим. Удивительно, после того как попытался изложить свое видение этого понятия в статье(ссылка выше), спустя какое-то непродолжительное время, наткнулся на очень интересные определение этого понятия. Данные материалы действительно достойны внимания и изучения. Кусок текста, с описание данное проблемы нашел в книге «Как стать Гением»(автор Г. Альтшуллер) и еще более интересный(на мой субъективный взгляд) материал нашел у И.П. Павлова, русского и советского учёного, нобелевского лауреата, в статье «Рефлекс цели». Очень занимательная статья, рекомендую к ознакомлению, если вы интересуетесь проблематикой. Иногда, в таких случаях, возникает чувство сожаления, что «раньше не знал этого», но и чувство удовлетворенности тоже возникает, что твои догадки о проблеме были правильными.
Пересказывать данные материалы не вижу смысла, и вкратце их не передать, лучше почитайте. А далее я попробую изложить свое субъективное мнение, насколько важно осознать значимость данной проблемы для человека.
Как бы мы не хотели, мы не можем жить без цели. Если кто-то скажет, что это возможно, то он ошибается, ибо это почти доказал И.П. Павлов. Даже если мы не осознаем, что у нас есть цель, оно все же у нас есть. Дело в том, что цель существует условно на 3 уровнях, т.е. Цели существует трех видов:
— оперативные цели(то что движет нам в данную минуту)
— тактические цели(то к чему мы стремимся достичь в течении недели, месяца, года)
— стратегические цели( такие цели редкость, как правило это Сложные Цели, которые можно достичь через 15-50 лет или даже более)
Кстати, разделение Целей на уровни, очень сильно напоминает разделение Управления на уровни, что не является случайностью, но сейчас не об этом. Просто хотел отметить сильное сходство-привязка «управления» с «целями».
Цель в компании, кроме всего прочего играет роль камертона. Частое разночтения одних и тех же обязанностей разными сотрудниками связано с тем, что у компании нет вменяемой и понятной для сотрудников Цели.
Цель и Стратегия, какие бы они не были бы прекрасными, будут бесполезны, если они не станут частью ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни. Стоит работать над тем, чтобы Цель стала доминантом(теория Ухтомского) для нас.
При постановке Целей и Стратегии, стоит учитывать феномен-тест, придуманный Карлом Данкером в 1935–ом году для экспериментов в области мотивации(как на нас влияет денежное вознаграждение)