Что такое цапфа подшипника
Что такое цапфа и для чего она нужна
На любом автомобиле находится такой механизм, как цапфа. Что такое цапфа? Некоторые подшипники оборудованы специальным устройством, которое чем-то похоже на ось, именно этот механизм называется цапфой. Деталь может располагаться не только на подшипнике, но также и на краю вала или на его середине. Название цапфы меняется от ее расположения. Та цапфа, которая находится на краю вала, именуется шипом, а если она на середине, то уже называется шейкой. Что такое цапфа «пята»? Она может быть концевой, в этом случае изделие подвергается осевым нагрузкам, поэтому и называется «пята».
Конфигурации поворотной цапфы
Она используется как в полноприводных машинах, так и в обычных. В этом разделе мы узнаем, что такое цапфа в полноприводных машинах и чем она отличается от остальных.
Цапфа, которая установлена в полноприводных автомобилях, имеет свои конструктивные отличия. У нее есть шаровая опора и сам корпус.
Шаровая опора служит барьером, который не позволяет мусору попасть внутрь и обеспечивает поворот. Именно поворотная цапфа служит надежным креплением между опорой и ступицей. Некоторые автомобили оснащены системой автоматической накачки колес и имеют специализированные цапфы, которые осуществляют непосредственно саму накачку шин. Такие детали имеют резьбовую часть, втулку для сальников, вилки и опорную шайбу.
Функциональность
Благодаря резьбовой части обеспечивается максимально качественное натяжение при регулировке ступицы. Для того чтобы резьбовая поверхность работала более качественно, шаг при нарезке резьбы должен составлять не более двух миллиметров.
Втулка, которая располагается под сальником, поможет сэкономить водителю не только финансовые затраты, но также и моральные беспокойства. Если не использовать эту втулку, то нужно наплавлять дополнительный слой на рабочую поверхность, после чего полностью ее обточить, а в конце зашлифовать. Но мудрее всего будет просто заменить негодную втулку на новую.
Состав
Перед изготовлением поворотной цапфы изготовители уделяют большое внимание не только ее размеру, но и качеству. Для более качественных и долговечных запчастей используют такой металл, как 35ХГСА. Что такое цапфа 35ХГСА? В ее состав входит: углерод, сера в соединении с фосфором, кремний и марганец.
Такой набор элементов в значительной мере улучшает все характеристики цапфы, что, в свою очередь, увеличивает ее срок эксплуатации. Изделие прочное и надежное, приспособлено для длительного использования.
avtoexperts.ru
Это вал, ось или же часть от него, где размещаются подшипники (опоры). Как правило, такой узел представлен с осью и площадкой для крепления к «барабану» или «кулаку». Есть литые цапфы-кулаки, прекрасный пример БМВ Е39 и другие из семейства.
Существует разновидность цапф, как направляющих втулок для шрусов, как правило, устанавливают в «кулаки» передне (ВАЗ 2108-15) и задне приводных авто.
Как понимаете, она может быть, как передней, так и задней, отличия в конфигурациях. Задние цапфы в переднеприводных автомобилях, имеют площадку крепления к «барабану». В большей части современных авто, спереди их делают литыми с кулаком, естественно это модели с задним приводом, но, есть и переднеприводные, тогда речь не о самой цапфе, а только, о её направляющей (втулке), роль самой цапфы в таких случаях, выполняет шрус, полуось. Подробней можете рассмотреть на картинке.
В общем, запомните, у большинства авто с передним приводом, цапфами оснащаются задние колеса. Модели с задним приводом, имеют конфигурацию сзади через шрусы (модели БМВ), но с втулками цапфы, спереди классическая повортная цапфа. В полноприводных авто, как НИВА и УАЗ, на цапфу подшипники устанавливаются, как снаружи, так и внутри.
Устройство цапфы
Устройство и конфигурации детали, могут отличаться, причины этого разобрали выше. У некоторых автомобилей, например, где из опций представлена автоматическая подкачка шин, строение оси другое, причем, независимо от привода. В таких случаях, в полостях между втулкой и вращающейся полуосью, шрусом, создается закрытое пространство, отделенное сальниками, для предотвращения утечки воздуха. Далее, по специальным трубопроводам воздух подается в шину.
В зависимости от того, на какую часть вала припадает больше давления и соответственно ставится подшипник, меняется и название. К примеру, если посередине – это «шейка», если на конце, то шип или «пята» цапфы.
Ресурс и неисправности
Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.
Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.
Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.
Признаки неисправностей и как заменить?
Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:
1. Появившийся люфт ступицы.
2. Доносящийся стук во время поворота руля.
3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.
Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.
Как снять деталь:
• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.
• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.
• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.
Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.
• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.
• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.
• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.
Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.
А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.
цапфа подшипника
Смотреть что такое «цапфа подшипника» в других словарях:
Цапфа — [trunnion] участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая цапфа называется шипом, расположенным в средней части вала шейкой, торцевая пятой. Если цапфа поддерживается подшипником скольжения или ее поверхность непосредственно контактирует с … Энциклопедический словарь по металлургии
Цапфа — (от нем. Zapfen) участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая Ц. называется Шипом, расположенная в средней части вала, шейкой, торцевая пятой. Шипы и шейки выполняются цилиндрическими, коническими, иногда сферическими; пяты… … Большая советская энциклопедия
ПОДШИПНИК — конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий или направляющий вращающийся вал или ось. Если шейка вала в подшипнике скользит непосредственно по опорной поверхности, то он называется подшипником скольжения. Если же между шейкой вала и… … Энциклопедия Кольера
Вкладыш — деталь подшипника скольжения, на которую непосредственно опирается Цапфа вращающегося вала или оси. Обычный разъёмный подшипник имеет два В., представляющих собой половинки полого цилиндра. Реже в подшипнике делают 3 или более В. … Большая советская энциклопедия
Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др. … … Большая советская энциклопедия
Шарнир — (нем. Scharnier, от франц. charniere, от лат. cardo дверная петля) подвижное соединение двух тел, при котором их относительное движение есть вращение вокруг оси (цилиндрический Ш.) или вокруг точки (шаровой Ш.). Цилиндрический Ш. в… … Большая советская энциклопедия
RDK 250 — 2 с крановым оборудованием … Википедия
Втулка — Деталь машины, механизма или прибора, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от формы различают цилиндрические и конические втулки; в зависимости от назначения – подшипниковые (изготовленные из антифрикционных… … Словарь строителя
Цапфа ступицы (как не надо делать)
Мопэд не мой.
Запись для тех кто не любит разворачивать втулку цапфы, а приколачивает её кувалдочкой, думая что всё притрётся)))))
Забегая вперёд расскажу, сначала заклинил подшипник ступицы у человека, причин не знаю, он его поменял, попутно решил сменить шрус, из-за люфта, ну и цапфу, потому как родную подшпник ухандокал.
Приехала ко мне машинка на ремонт, с проблемой того что из подшипника ступицы якобы идёт дымок при включении полного привода, после того как покатаешся, ну и разогревается это всё безобразие до температуры что аж рука не терпит, говорю Ок, пригоняй.
Начинаю разбирать, пробую провернуть шлицы шруса, мёртво, разбираю полностью, цапфа вынимается вместе со шрусом, пля что за ерунда?! бью кувалдочкой, не фига.
Нашёл трубу подходящего диаметра так чтобы шрус проходил, начинаю фигачить кувалдой посерьёзнее, выбиваю всё это дело и вижу очень весёлую картину
А теперь расскажу ка всё получилось, купил он цапфу в магазине, спросил у продавца, развёрнута ли втулка, он кивнул головой, цапфа в заводской упаковке, аля оригинальные запчасти)))
Ну и начинает он всё это безобразие собирать, ставит шрус, начинает одевать сверху цапфу, а она лезет фигово, вот не задача, ну и решил подстучать кувалдочкой, собрал катается всё хорошо.
В один прекрасный день решает он прокатится по бездорожью, включает хабы, что то затрещало, машина не поехала на полном, хаб подумал он, ну и вставил вместо него заглушку, всё заработало, машина поехала, но через 10км начало что то противно пищать, выходит он и наблюдает дымок от ступицы ну и не истовый нагрев, снял заглушку, добрался до дома, ну и позвонил мне. Результат на фото.
Собственно к чему я это, забыл… аааааа вспомнил)))
Меняя втулку в цапфе не забудьте её развернуть 32й развёрткой, покупая новую цапфу если она не лезет, не надо её подстукивать, её нужно развернуть.
Итог: человек попал на новую цапфу и на новый шрус (((((((
P.S. новые недоделанные запчасти и незнание мат. части, приводит увы к печальным последствиям.
P.P.S. новые запчасти, такие новые что плакать охото, поехал я ему за новой цапфой, начал всё собирать, а на неё подшипник не лезет)))) поехал опять менять, и это не первый случай)))
Ну и на последок, развёртка стоит не дёшево и если у кого то её нет, можно использовать новый палец от шкворня, он как раз походящего диаметра)))) но штангенциркуль ни кто не отменял.
Всем удачи!
Значение слова «цапфа»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Цапфы осей часовых колёс называются «кончики», их приходится весьма тщательно полировать для уменьшения трения.
В оконной фурнитуре — запирающий элемент обвязки створок, грибовидной или цилиндрической формы, который при взаимодействии с ответной деталью на раме конструкции обеспечивает закрытие окна и надлежащий прижим, исключающий продувание.
ЦА’ПФА, ы, ж. [нем. Zapfen]. 1. Шип, шейка вала или оси, опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная ц. (устройство, на к-ром вращается переднее колесо автомобиля). 2. Небольшой цилиндрический выступ на середине ствола орудия, вставляемый в особое гнездо у лафета (воен.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ца́пфа
1. техн. шип вала или оси, на котором находится опора (подшипник) ◆ При неподвижной цапфе или незначительной скорости ее вращения она касается вкладыша, и трение между ними носит характер полужидкостного. Нурбей Гулиа, «Дайте мне опору. Энциклопедия механизмов», 1975 г. // «Техника — молодежи» (цитата из НКРЯ)
2. военн. один из цилиндрических выступов на стволе орудия (или на люльке — части упругого лафета), вставляемый в особое гнездо жёсткого лафета ◆ Броневая плита, прикрывавшая его снаружи, сползла вниз и закрыла отверстие порта, а пушка вылетела из цапф. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932–1935 г. (цитата из НКРЯ)
3. строит. в оконной фурнитуре — запирающий элемент обвязки створок, имеющий грибовидную или цилиндрическую форму
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова контактор (существительное):