что такое тронный зал
Большой Тронный (Георгиевский) зал Эрмитажа
Перед человеком, переступившим порог Большого Тронного зала Эрмитажа, открывается монументальный архитектурный образ: ряд белых мраморных колонн ведет к пурпурной тронной группе, которую венчает барельеф с изображением святого Георгия Победоносца. Кажется, в зале, где все напоминает об имперском прошлом России, во все времена бережно охранялось художественное наследие и символы власти. Однако так было не всегда, и история Георгиевского зала Эрмитажа более драматична.
Большой Тронный зал в Эрмитаже традиционно был местом проведения главных церемоний, отмечавших важнейшие события политической истории Российской империи. Здесь провозглашались манифесты, проходили балы и принимались послы из иностранных государств.
История строительства Георгиевского зала
Большой Тронный зал
Пожар в Зимнем дворце
В созданном Кваренги Георгиевском зале прошло немало торжеств и церемоний. Однако интерьеру было суждено просуществовать чуть более сорока лет: в 1837 году он полностью погиб в огне. Парадные залы Зимнего дворца восстанавливали после пожара. Николай I распорядился облицевать стены Большого Тронного зала белым каррарским мрамором. Восстановительными работами в то время руководил В.П. Стасов.
Одной из важнейших задач при восстановлении дворца после страшного происшествия было обеспечение противопожарной безопасности. Так как причиной стремительного распространения огня были деревянные перекрытия, после пожара в Георгиевском зале возвели подвесной металлический потолок. Однако в 1841 году Большой Тронный зал пережил новое трагическое событие. Около полуночи в помещении обрушился тяжелый потолок. В результате аварии также пострадали верхние части стен, люстры и паркет.
К.А. Ухтомский, акварель, 1862 год
В.В. Поляков, «Прием в Георгиевском зале Зимнего дворца по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года»
Зимний дворец Санкт-Петербурга: Великолепные интерьеры его парадных залов в наше время и на рисунках художников XIX века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большая парадная анфилада
Из внутреннего убранства все же удалось многое спасти. И уже через два года дворец вновь красовался на прежнем месте.
Руководивший реставрационными работами архитектор Владимир Стасов не только сохранил все шесть портретов полководцев, но и дополнил их еще несколькими полотнами, изображающими сцены из знаменитых сражений.
Петровский (Малый тронный) зал
Этот зал называют еще и Малым тронным. Обустроен он в память о Петре Великом спустя более ста лет после его смерти. Над интерьером этого зала также трудился Монферран. На стенах, отделанных красным бархатом, развешаны картины сражений, участвовать в которых довелось Петру I. Для украшения интерьера во множестве использованы двуглавые орлы и короны, символы имперской власти, а также вензеля «PP» (Peter Primus).
В зале висит картина « Петр I с богиней мудрости Минервой », перед которой установлен трон. На самом деле он никакого отношения к царю не имеет. Трон заказала в Англии для себя уже после смерти Петра I его племянница Анна Иоанновна.
Владимиру Стасову удалось почти полностью восстановить интерьер этого зала, хотя сгорел он почти весь.
Восстановлением этого зала также занимался Стасов. Зал предназначался для проведения различных торжеств. На входе установлены скульптуры, изображающие воинов Древней Руси. Весь интерьер этого зала подчинен идее прославления могущественной Российской империи.
Военная галерея 1812 года
Эта галерея, прославляющая победу российской армии над Наполеоном, расположена между Гербовым и Большим тронным залом. Создана она была великим зодчим Карлом Росси в 1826 году. На ее стенах – более 300 портретов генералов, принимавших участие в этой войне и в последующих военных походах.
На самом почетном месте – портрет царя-победителя Александра I, восседающего на коне, сбоку – портреты его союзников, Фридриха-Вильгельма III, короля Пруссии, и Франца I, австрийского императора.
В этой галерее любил бывать Пушкин, он даже упоминает ее в своем произведении «Полководец».
И хотя при пожаре галерея почти полностью выгорела, все 322 портрета и большие полотна удалось спасти.
Георгиевский (Большой тронный) зал
Автором проекта этого знаменитого зала, созданного в период с 1787 по 1795 годы., является Джакомо Кваренги. Освящали его в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. При пожаре зал сгорел полностью, а проект его реставрации стал одним из лучших проектов Стасова. Интерьер зала получился весьма торжественным, полностью соответствующим его предназначению. Зал оформлен в двух прекрасно сочетающихся цветах – белые мраморные стены с колоннами и огромное количество (почти двадцать тысяч) деталей для украшения, выполненных из позолоченной бронзы.
Великолепно смотрится паркет, повторяющий, словно в зеркале, отделку потолка. Для составления рисунка этого паркета использовано 16 пород деревьев.
Тронное место, расположенное напротив входа в зал, также изготавливали заново. Трон, украшенный алым пышным балдахином, находится на возвышении, к которому ведут семь ступеней. Здесь же находятся корона и двуглавый орел – имперские символы.
Сразу после революции корона и орел исчезли, а в 30-е годы разобрали и сам трон. После Великой Отечественной войны его место заняла карта страны Советов, составленная в виде мозаики из самоцветов. На выставке в Париже в 1937 году эта карта удостоилась главного приза. Карта находилась в зале до 80-х годов, но потом ее передали в музей Горного института. После этого было решено реконструировать и Тронное место, что и было сделано в декабре 2000 года.
По соседству с военной галереей было решено оформить целый зал в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Хотя эта идея возникла еще до пожара, реализовали ее только в 40-х годах. В создании торжественного интерьера этого зала участвовал архитектор Александр Брюллов. Из Военной галереи сюда перенесли портрет Александра I работы Джорджа Доу.
Из окон этого зала хорошо видна Александровская колонна, также возведенная в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Невская парадная анфилада
Эта анфилада, состоящая из трех залов, также начинается от главной лестницы и расположена она вдоль Невы. Первоначально интерьеры всех этих залов были созданы Джакомо Кваренги, но они тоже сгорели. А восстанавливал эти залы уже В.П. Стасов.
Этот зал открывает Невскую анфиладу. Его украшением является малахитовая ротонда, один из самых дорогих экспонатов Эрмитажа. В свое время ее подарил Николаю I промышленник Демидов, надеясь, что царь установит ее в одном из своих парков. Однако Николай I, недолюбливавший Демидова, проигнорировал подарок и отправил его на склад. Впоследствии ротонду передали в Александро-Невскую лавру. И лишь с 1958 года она заняла свое место в Аванзале.
Большой (Николаевский) зал
Когда после смерти Николая I в одном из самых больших залов дворца разместили его портрет работы Ф. Крюгера с восседающим на раме золоченым двуглавым орлом, зал стали называть «Николаевским». Правда, в 30-годы этот портрет вместе с орлом бесследно исчез. Довольно сдержанное убранство этого зала, выполненное в светлой гамме, оживляют большие хрустальные люстры и великолепный паркет.
Замыкает эту анфиладу Концертный зал, который был создан по проекту Стасова уже после пожара. Его интерьер также выполнен в светлой гамме. Этот зал служил местом проведения музыкальных вечеров, а также торжественных обедов и ужинов, сопровождавшихся музыкой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ЗАЛЫ И ЗДАНИЯ ЭРМИТАЖА. Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего Дворца
Любой человек, который оказывается в Георгиевском (Большом Тронном) зале Зимнего дворца, независимо от того, впервые он переступил этот порог или бывал в этих стенах десятки раз, испытывает эмоциональное воздействие особой атмосферы величавой торжественности, которая царит здесь. Архитектурное решение строго выверено: мерный ритм стоящих по периметру зала сдвоенных колонн в центре прерывается, чтобы выявить главное — тронное место, увенчанное барельефом с изображением святого Георгия Победоносца. Сочетание торжественного белого цвета мраморных деталей, величавого блеска позолоты орнаментов потолка и царственного пурпура тронного места производит незабываемое впечатление. Красоту сложной игры архитектурных деталей подчёркивает свет, льющийся из расположенных по двум сторонам зала окон. Кажется невозможным вообразить более величественный архитектурный антураж для оформления торжественных церемоний. Память о проходивших здесь событиях словно витает в воздухе зала. Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего Дворца / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — 64 с: ил. — (Залы и здания Эрмитажа). ISBN 978-5-93572-291-3
Экспонаты
Кваренги, Джакомо. Георгиевский зал в Зимнем дворце. План с изоображением плафона. 1796 г.
Ухтомский, Константин Андреевич. Виды залов Зимнего дворца. Парадные залы. Георгиевский зал. 1862 г.
Кваренги, Джакомо. Георгиевский зал. Продольный разрез, фрагмент
Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца
Аудиогид
Фотографии
Итальянский архитектор Джакомо Кваренги создал интерьер этого самого масштабного зала в Зимнем дворце в период с 1787 по 1795 годы, будучи официальным архитектором «двора ее Величества, Екатерины II». Зал принял освящение Православной церковью на день Святого Георгия, отсюда и название – Георгиевский. До сих пор пространство над императорским троном украшает барельеф с изображением Победоносца.
По праву Большой тронный зал считается главным местом во дворце: здесь проходили все официальные приемы, принимались воистину судьбоносные решения. Одной из составных художественного оформления его пространства стало использование в отделке цветных каменьев, но после пожара 1837 года, когда интерьер зала был полностью уничтожен, Николай I распорядился облицевать его строгим белым каррарским мрамором.
Архитектор Владимир Стасов, ответственный за реставрационные работы в большинстве дворцовых помещений, несколько изменил также облик самого тронного места: оно было поставлено на трехступенчатый пьедестал. На нем трон Российской Империи простоял под красным бархатным балдахином до 1917 года: после Революции он был лишен символов царской власти, а позже и вовсе демонтирован.
В послевоенные годы место императорского трона в Георгиевском зале заняла монументальная карта СССР, выполненная из уральских самоцветов и представляющая Советский Союз на Всемирной художественной выставке в Париже.
В конце прошлого века начались сложные реставрационные работы, в ходе которых были изучены все возможные исторические документы, рисунки, изображения и архитектурные планы. В результате зал и Тронное место восстановили практически в изначальном виде. Открытие зала после реконструкции состоялось в 2000 году – вновь в день Святого Георгия Победоносца.
Мозаичная карта СССР, уступившая законное место императорскому трону, в настоящее время экспонируется в музее Петербургского Горного института.
тронный зал
Смотреть что такое «тронный зал» в других словарях:
Зал — (ЗАЛА) (франц. salle зал, комната) парадное помещение, превосходящее размерами и отделкой др., предназначенное для размещения большого кол ва людей. З. располагается обычно либо по центру здания, либо в спец. выступе ризалите или флигеле. Для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
тронный — см. трон; ая, ое. Т ое место. Тро/нный зал (зал, где находится трон) Т ая речь (речь, произносимая монархом в торжественных случаях) … Словарь многих выражений
Фельдмаршальский зал Зимнего дворца — Фельдмаршальский зал на литографии … Википедия
Андреевский зал — один из парадных (тронный) зал Большого Кремлёвского дворца в Московском Кремле. Назван в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Учреждён 1698. Девиз: «За веру и верность». Был построен в 1838 1849, архитектор К. А. Тон, разрушен в… … Википедия
Георгиевский зал — (Большой тронный) Зимнего дворца, расположен между его восточным фасадом и Малым Эрмитажем. Открыт в 1795 (архитектор Дж. Кваренги) в день святого Георгия (отсюда название), служил для торжественных приёмов. В торцовой части огромного зала… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Георгиевский зал — (Большой тронный) Зимнего дворца, расположен между его восточным фасадом и Малым Эрмитажем. Открыт в 1795 (архитектор Дж. Кваренги) в день святого Георгия (отсюда название), служил для торжественных приёмов. В торцовой части огромного зала… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Зимний дворец — У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний дворец (значения). Дворец Зимний дворец … Википедия
Павловск — 1) город, Ленинградская обл. Основан в 1777 г., когда Екатерина II подарила будущему императору Павлу I, тогда еще вел. кн. и наследнику престола, большой участок земли на берегу р. Славянки. Два первых дома получили названия Паульлюст утеха… … Географическая энциклопедия
Большой Петергофский дворец — Достопримечательность Большой Петергофский дворец … Википедия