что такое триллер в литературе
Триллер
Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также гангстерские фильмы и фильмы жанра нуар. [1]
Содержание
Определение
По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперёд, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. По мнению Дэйва Кера, триллер является по преимуществу жанром американским [3] :
История кинотриллера
Яркие образцы триллера в киноискусстве 1-й половины XX века создали Альфред Хичкок и Фриц Ланг («Шпионы», 1928; «Город ищет убийцу», 1931), с 1936 г. работавший в Голливуде («Женщина в окне», 1944 и др.).
Хичкок мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (саспенса) и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен тонкий чёрный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввёл в жанр понятие макгаффина — повода или предлога для развития действия (например, вымышленный агент в фильме «На север через северо-запад»).
Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрёл более мрачные тона: «Наёмный убийца» (1942), «Большие часы» (1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «чёрного фильма» (нуар).
Среди разновидностей жанра также можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной: «Пять пальцев» (1952), «Я был двойником Монти» (Великобритания, 1958); или холодной войной: «Шпион, пришедший с холода» (1965, Великобритания, по Джону Ле Карре).
Развитие жанра
В 60—70-е годы, во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрёл популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (1962).
Однако в этот же период жанр всё чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальмы, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Романа Полански: «Нож в воде» (Польша, 1962), «На грани безумия» (США, 1988) и др.
Во Франции одним из первых мастеров жанра был Анри-Жорж Клузо: «Ворон» (1943), «Плата за страх» (1953). С начала 50-х годов приобрёл популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актёра Жана Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (1953). К жанру триллера обращались такие режиссёры, как Луи Маль («Лифт на эшафот», 1957), Рене Клеман («Под палящим солнцем», 1960, по Патриции Хайсмит) и Франсуа Трюффо («Невеста была в чёрном», 1968).
Триллер
Триллер — остросюжетный жанр кино и литературы, главными механизмами воздействия которого служат саспенс, напряжение и восхищение. Основным поджанром является психологический триллер. После убийства Кеннеди весьма популярными стали политические и параноидальные триллеры. Классические примеры триллеров — фильмы Альфреда Хичкока: обычный человек помещается в странную, опасную ситуацию, в которой его, скорее всего, принимают за кого-то другого, что приводит к безосновательным обвинениям.
«Одиссею» Гомера — одно из самых старых литературных произведений — в определённой степени можно назвать прототипом триллера. Основной силой сюжета становится злодей, устраивающий ловушки и расставляющий препятствия на пути героя.
Триллеры вызывают у зрителя ощущения предчувствия, завышенных ожиданий, неопределенности, беспокойства, саспенса, волнения, напряжения и ужаса. Постоянно используются такие сценарные схемы, как красная сельдь и неожиданные повороты сюжета. Создатели до последнего скрывают от зрителя истинное положение вещей, окутывая туманом логическую цепочку событий. Кроме того, довольно часто встречаются сцены погони или преследования.
Для криминальных триллеров характерны такие преступления, как требование выкупа, взятие заложников, ограбление, похищение или просто месть. Для детективных триллеров основой является расследования и загадки. Психологические триллеры в основном уделяют внимание интеллектуальным играм, психологии, преследованию, тюремному заключению и навязчивым идеям. w:Маргинальная наука, обвинение невиновных, паранойя и иногда экшен являются основными темами параноидальных триллеров. Политические триллеры строятся вокруг теорий заговора и подковёрных многоходовых игр сильных мира сего.
Обычный триллер — фильм, который держит зрителя в напряжении, затаившим дыхание на краешке кресла в кинотеатре, пока сюжет идет к развязке. Напряжение нарастает, когда персонаж оказывается в угрожающей ситуации или ловушке, которой не может избежать. Как правило, такие ситуации связаны с риском для жизни и полным непонимаем со стороны героя, что же происходит на самом деле. Сюжеты триллеров часто содержат персонажей, которые вступают в конфликт между собой или неизвестными силами, так что угроза остается неизвестной и невидимой. Криминальные триллеры основное внимание обычно уделяют не детективу или преступнику, а опасности, которую представляет злодей.
Сеттинг [ править ]
Действие обычно происходит в городе или пригородах, но изредка в других местах — джунглях, пустынях, полярных станциях и так далее. Главные герои — обычные люди, не привыкшие к опасностям и насилию. С другой стороны, в криминальных триллерах главными героями могут быть «крепкие орешки» — полицейские, сотрудники спецслужб, частные сыщики. Хотя традиционно такие антигерои мужского пола, а их подруги и соратницы выступают на вспомогательных ролях, в последнее время женщинам уделяется все большее внимание.
Триллер отличается от детектива структурой сюжета. Главная цель героя не раскрытие преступления, а предотвращение злодейского плана — террористической атаки, переворота, массового убийства. Сначала следует серия кровавых схваток со злодеем, напряжение растет, затем финальная битва, в ходе которой герой может погибнуть вместе с преступником, спасая жизни других людей.
Что такое триллер — характерные черты и отличия от других жанров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Одним из наиболее популярных направлений в кинематографе считаются триллеры.
Каждый, кто любит смотреть остросюжетные фильмы с неожиданной концовкой, хотя бы раз сталкивался с подобным жанром.
В этой статье я постараюсь объяснить простыми словами, что такое триллер, расскажу о его характерных чертах, видах и отличиях от других направлений.
Триллер — это.
Термин образован от английского слова thrill, что в переводе на русский обозначает трепет или волнение.
В свою очередь, триллер — это жанр в литературе и кино, который призван поддерживать на протяжении всего произведения у читателя или зрителя эмоциональное напряжение и чувство тревоги.
Он не имеет четких границ, а его элементы присутствуют в картинах многих других направлений.
В кинематографе к триллерам в той или иной мере относятся следующие жанры фильмов:
Для более точного понимания того, что представляет собой триллер, принято также использовать понятие саспенс. Образовано оно от английского suspense, что в переводе обозначает напряжение, тревога.
Хороший триллер должен создавать атмосферу напряженного ожидания и неопределенности, заставлять испытывать близкие к страху и волнению эмоции.
Характерные черты триллеров
Американский писатель Джеймс Паттерсон убежден, что триллер должен щекотать нервы. Если этого не происходит, тогда он не справляется с возложенными на него обязанностями.
Для триллеров в кинематографе характерны также следующие черты:
Виды триллеров
Их можно условно разделить по тематическому признаку на следующие виды:
Отличие триллера от детектива
Наиболее близким к триллеру жанром считается детектив. Их основное отличие заключается в том, что в триллерах также присутствуют элементы драмы и саспенса, когда в детективах повествование ведется в неторопливой манере и основывается на интеллектуальном анализе.
Главная цель любого детектива — показать зрителю, кто же на самом деле является убийцей.
В остросюжетных триллерах фокус смещается с интеллекта в сторону эмоций. Зритель может еще с середины фильма знать, кто является убийцей, и просто следить за развитием событий. В триллере нет никаких загадок, что для жанра детективов невозможно.
Отличие от фильмов ужасов
Фильмы ужасов — это еще один жанр, который очень схож с триллером. Разграничить их сложнее, потому что такой прием, как саспенс, также очень часто используется в ужастиках.
Но в большинстве случаев зритель все же может понять, какой жанр преобладает в конкретной картине. Хотя бы потому, что фильмы ужасов и триллеры имеют разные задачи:
В фильме ужасов убийца чаще всего возникает неожиданно, а зритель видит происходящее глазами жертвы. В триллере режиссер сам показывает убийцу, и остается лишь гадать, сможет ли жертва избежать смерти или нет.
В хорроре злодей крошит всех один за другим, а в триллере момент встречи жертвы и убийцы будет оттягиваться до последнего, что создает атмосферу напряженного ожидания.
Известные режиссеры триллеров
Следующие люди золотыми буквами вписали свое имя в историю кинематографа благодаря созданию остросюжетных триллеров:
Заключение
Если вы хотите посмотреть увлекательный и яркий фильм, который заставит переживать за героев на протяжении всего сюжета, триллеры будут превосходным решением. Они способны по-настоящему удивить зрителя, а ведь именно этого многие ждут от современных кинокартин.
Вот мы плавно подошли к концу. Я постарался простым языком рассказать о триллерах, их характерных особенностях, видах, отличиях от фильмов других жанров.
Надеюсь, что после прочтения статьи у вас не осталось дополнительных вопросов. В любом случае вы всегда можете воспользоваться комментариями для получения ответов от меня или других читателей блога KtoNaNovenkogo.ru. Удачи и до скорых встреч!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Думаю, что триллеры, что ужастики потихоньку деградируют как жанр, слишком много смешений происходит с другими жанрами, вплоть до комедии. Да и сюжеты не дарят ничего нового, смотрю очередной фильм и создаётся ощущение, что я это уже видел.
Особенно тема зомби раздражает, такие фильмы не пугают и не держат в напряжении, значит они не являются ни хоррором, ни триллером, а скорее экшином, а вот его я не перевариваю, не люблю, когда в фильме слишком много происходит действия.
Такие фильмы подходят людям, у которых в жизни мало событий, способных вызвать трепет и прилив адреналина. А поскольку сейчас таких много из-за сидячей работы, жанр пользуется популярностью.
Владимир, согласен. В последнее время фантазия режиссеров и сценаристов пошла на убыль. Фильмы не захватывают.
Вот я отстала от жизни)) Я думала, что триллер — это трёхсерийный фильм, блокбастер какой-то. «Два» мне по английскому!))
С внедрением в кинематограф компьютерной графики, такие жанры, как триллер и хоррор, очень много потеряли в плане натуралистичности.
Что-то из периода девяностых. Когда на отечественные экраны пошел поток западных фильмов — было интересно. А сейчас уже нет. Хотя бы потому, что приелось. Да и сами не хуже научились снимать.
Совершенно низкопробный жанр эти триллеры, другое дело фильмы о войне, они патриотизм в людях пробуждают, а триллеры будят только страх.
Что такое триллер
Определение кратко этому жанру дать несложно. Этим вызывающим дрожь словом называются особенный жанр литературы и кино, который благодаря специфическим художественным приемам должен заставлять читателей или зрителей переживать, бояться.
Кстати, это название произошло от английского термина thrill (не стоит путать с названием известного корма для попугаев), который переводится как «нервная дрожь», «трепет», «возбуждение» и… «увлекательность».
Особенности жанра
Разобравшись с тем, что такое триллер (определение выше), стоит немного уделить внимания его особенностям.
Главная цель этого жанра – щекотать нервы зрителям или читателям, не давая расслабиться, и держать в напряжении до самого финала. Для этой цели используются разные методы.
Распространено заблуждение, что триллер – это то же самое, что и фильм ужасов. На самом деле, умелые писатели и режиссеры способны создавать напряженную атмосферу без использования дорогих спецэффектов. К примеру, кинокартины Альфреда Хичкока, которые заставляют застывать кровь в жилах, хотя это черно-белое зрелище внешне не обладает ничем особенным.
Большое количество сюжетов триллеров имеет в своей основе нечто фантастическое, выходящее за грани реальности. Но это не обязательно так, часто триллер заманивает обещанием фантастичности, но в реальности оказывается, что все это проделки вполне реального человека. В качестве примера такого триллера можно взять киноленту 2016 г. «Кукла».
В основе любого триллера находится загадка, поэтому этот жанр часто связывают с детективом. Возможно, именно поэтому еще одной важной особенностью являются неожиданные сюжетные повороты, без которых не обойтись хорошему триллеру.
Как правило, в центре сюжета таких произведений всегда находится какой-то негативный персонаж, заставляющий других героев и читателей/зрителей переживать. Нередки случаи, когда этот образ столь хорошо прописан, что вызывает больше симпатий, чем главные герои.
Виды триллеров
Сюжеты триллеров позволяют распределить этот жанр на виды:
Триллеры в литературе
Прародителем этого жанра в литературе можно считать готический роман. Однако по-настоящему помог обрести популярность литературному триллеру американский писатель Эдгар Алан По.
После успеха рассказов По многие европейские писатели стали обращаться к этой тематике. К примеру, легендарный создатель «Дракулы» Брэм Стокер или Мэри Шелли, подарившая миру историю о Франкенштейне.
Кстати, элементы литературного триллера содержит стихотворение А. Пушкина «Жених» и баллада В. Жуковского «Светлана».
С начала XX в. этот жанр просто расцвел. Ежегодно в мире пишется несколько сотен книг-триллеров, не считая комиксов.
Зарождение жанра в кино
Развитием жанра кинотриллера человечество обязано Альфреду Хичкоку и Фрицу Лангу, которые с конце 20-х гг. XX в. подняли этот жанр на качественно новый уровень. Примечательно, что их атмосферные триллеры и сегодня способны впечатлить зрителя, разбалованного современными технологиями.
Наиболее известные киноленты Хичокока – это «Человек, который слишком много знал», «Секретный агент» (классика шпионского триллера), «Молодой и невинный», «Леди исчезает» (детективные триллеры), а также будоражащие кровь хиты «Психо», «Птицы», «Разорванный занавес» и многие другие.
Триллеры в 60-70 гг.
В средине XX в. этот жанр был особенно популярен в США, Великобритании и Европе, в то время как в СССР вообще не был развит.
После убийства президента США Кеннеди в моду вошел политический триллер, прекрасно сосуществующий со шпионским. При этом детективный вид продолжал оставаться лидером.
Наиболее известные кинокартины этого жанра в эти годы – это «Маньчжурский кандидат», «Три дня Кондора», «Нож в воде», «Невеста была в черном», «Мясник», «Сицилийский клан» и другие.
Жанр триллера в 80-90 гг.
В следующие два десятилетия новые возможности спецэффектов привели к тому, что появилось множество детективов и ужастиков, ставших культовыми.
А вот жанр триллера понемногу стал вытесняться ими. Именно поэтому в этот период немного по-настоящему достойных кинокартин – это разве что «Сияние», «Мизери», «Голубая сталь», «Свидетель», «Игорный дом», «Сердце ангела», «Неглубокая могила», «Сеть», сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», «Семь», «Шестое чувство».
Наиболее известные триллеры последних десятилетий
В новом тысячелетии триллеры вновь стали очень популярными, поскольку они требуют меньше затрат на спецэффекты, чем ужастики. Однако при этой экономии качество довольно сильно пострадало, поэтому количество кинокартин этого жанра постоянно растет, а вот стоящих лент все меньше. Но они есть: это «Эффект бабочки», «Остров проклятых», «Престиж», «Иллюзионист», «Другие», «Подмена», «Помни», «Радиоволна», «Город грехов», «Дежавю», «Таинственная река», «Черный лебедь», «Эксперимент», трилогия «Девушка с татуировкой дракона», «Телефонная будка», «Погребенный заживо», «Остров», «Забирая жизни», «Роковое число: 23» и другие.
Стоит заметить, что в этот период наконец-то триллеры появились в российском и украинском кинематографе. Так, довольно интересны русские киноленты «Поклонник», «Жесть», «Тот, кто гасит свет», «Юленька» и другие.
Разобравшись с тем, что такое триллер (определение жанра, его особенности и виды – в первых пунктах), можно заметить что, как и сто лет назад, так и сегодня этот вид кино все так же востребован и любим зрителями. К сожалению, в последние десятилетия по-настоящему оригинальных идей в этом жанре так и не появилось, но не стоит отчаиваться – может быть, новый Хичкок уже работает где-то над новым, будоражащим кровь триллером.
LitBlog — литературный блог
Привычный нам жанр триллера характерен своей неопределенностью и постоянным накалом страстей, которые в сумме производят смешанное чувство тревоги и завороженности вперемешку с опасением и даже страхом. Такая гамма чувств и переживаний достигается путем создание непредсказуемого сюжета, при котором читатель (или зритель) оценивает последствия того или иного происшествия. Обычно, в триллере ощущение неизвестности нарастает по мере того, как рассказ приближается к кульминации, за которой следует незабываемая концовка.
Благодаря таким щекочущим нервы элементам как неизвестность и преступления, заговоры и месть, триллер всегда относился к тем жанрам творчества (это касается не только литературы), которые приковывали внимание аудитории на протяжении многих веков. При упоминании слова триллер многие наверняка вспоминают Альфреда Хичкока и его выдающиеся фильмы, например «Психо». Впрочем, история жанра уходит корнями глубоко в древность — еще до создания кинопленки и больших экранов. Так давайте же вместе окунемся в эту историю!
Характерные черты триллера
В первую очередь, этот жанр известен благодаря тому эмоциональному накалу, который он создает. Недосказанность, тревога, загадка — все это присутствует в данном жанре. Перед главным персонажем стоит задача трудновыполнимого характера, для завершения которой требуется героическое усилие или жертвоприношение.
Уровень накала может возрастать на протяжении книги или внезапно ударить по чувствам читателя с самой первой страницы. В любом случае, произведение должно держать в напряжении большую часть времени. Но основная черта любого триллера — это его интенсивность, которая, буквально, вызывает читателя на настоящую гонку на волнах интриг и страстей.
Зачастую залогом отличного триллера является не только высокое мастерство писателя, но и тщательное исследование темы и задумка «запутанного» и интригующего сюжета. В переводе с английского thrill значит пробуждать дрожь, трепет. Именно это можно считать основной целью романа-триллера! Но помимо этого триллер зачастую предоставляет вполне детальную информацию об окружающей среде, например о системе законодательства, медицинской системе, история шпионажа и т. д. Так встречаются писатели, которые на основе своего медицинского или военного опыта создают романы с запутанным и интригующим умы сюжетом.
Очень часто триллеры путают с детективами, но между этими двумя жанрами есть одна очевидная разница. В детективах главный персонаж сталкивается с загадкой (например, убийство), и он должен найти зацепки, которые приведут его к ответу. В триллере главный персонаж сталкивается с ужасающей ситуацией (надвигающаяся катастрофа, серийный убийца, неизвестные вирусы), решением которой становится освоение новых навыков и умений.
В триллере все зацепки находятся на виду, поэтому читатель ожидает больше крутые сюжетные повороты, нежели нестандартные ответы на вопросы. Триллеры в значительной мере воздействуют на чувства аудитории, в то время как детективы требуют подключения интеллектуальной стороны дела.
Популярные подвиды триллера
Медицинский триллер: Современные медицинские технологии скорее убивают, а не лечат. Мастером такого триллера считается Робин Кук.
Юридический триллер: Обычно, адвокат или человек из юридической сферы приходит к власти путем огромного риска и жертв.
Триллер-катастрофа: Городская дамба будет разрушена в течение 24 часов; к Земле приближается метеорит чудовищных размеров; нашествие цунами на заселенное побережье и прочие варианты. Обычно за основу берутся природные или искусственные катаклизмы, которые затрагивают большую часть населения города или страны.
Психологический триллер: Часто в центре сюжета — психически нездоровый персонаж либо окружение, которые сильнейшим образом влияет на психологическое состояние.
Ужасы: «Молчание ягнят» — это ярчайший пример такого триллера, который включает в себя элементы ментальной, эмоциональной и физической травм главного персонажа, которому приходится бороться с человеком/монстром. Этот подвид также тесно связан с триллерами, в основе которых лежит сюжет о серийный убийцах, в котором главный персонаж движется по следу особо опасного преступника.
Техно триллер: Этот жанр часто фокусируется на военных технологиях и событиях.
Среди всего разнообразия триллеров также стоит отметить такие направления, как шпионские, детективные, романтические, исторические, политические, эротические триллеры.
Триллеры в эпоху Древней Греции
«Одиссея» Гомера считается самым ранним прототипом жанра триллер, так как автор прибегал к похожим для современного триллера техникам. Герой этой эпической поэмы — Одиссей — после Троянской Войны отправляется домой в Итаку, где его ждет жена Пенелопа. В пути его ожидают невероятные приключения и испытания: битва с Циклопом — одноглазым великаном; сражение с Сиренами — морскими созданиями, которые завлекали моряков своим пением и жестоко с ними расправлялись. Все эти события «накаляют» сюжет до предела, а читателя интересует, сумеет ли Одиссей добраться домой живым и невредимым.
Сказки с интригующим сюжетом
Преследование маньяка-психа — это типичный сюжет для жанра триллера. Пусть вас это не удивляет, но сказка о Красной Шапочке идеально подходит под эту концепцию. Эта история уходит корнями в 10-е столетие и повествует о маленькой девочке, которая идет через лес, чтобы отнести еду своей бабушке. Как всем известно, на пути ее поджидает волк, узнает ее направление, опережает ее и съедает бабушку. Если вдуматься в это содержание — перед нами сюжет настоящего триллера. Уверен, у вас тоже возникали такие подозрения.
Возникновение триллера о мести
В 1844 году Александр Дюма написал книгу «Граф Монте Кристо». По своей сути, это приключенческий триллер, наполненный мотивами мести, который повествует о некоем Дантесе, преданном своими друзьями. Затем он встречает старца, который его всему обучает и открывает тайну о местонахождении великого сокровища. Дантес находит это сокровище и преисполняется жаждой мести к тем, кто его оскорбил и предал. Это классическое произведение приглашает читателя в круговорот интереснейших и захватывающих событий, и демонстрирует путь, полный мести, сатисфакции и, в конце концов, умиротворения.
Период современного триллера
В начале 20-го века формируется привычный нам современный триллер. «Тайна песков» (1903) Роберта Эрскина — ранний пример шпионского триллера. Позднее, в 1980 году, вышел триллер «Идентификация Борна» Роберта Лудлума. Как вы уже успели догадаться, книга была экранизирована!
В последние годы витрины магазинов пестрят обложками новых книг таких писателей, как Винс Флинн, известный своими политическими триллерами, и Дэн Браун — американский писатель, автор бестселлера «Код да Винчи».