что такое тревел блог
Как стать тревел-блогером: подробный гид для тех, кто хочет объездить весь мир
Пора менять свою жизнь.
Здесь и далее фото unsplash.com
Вот тебе здравая мысль прямо с ходу — нет ничего стыдного в том, чтобы хотеть стать тревел-блогером и колесить по всему миру, делая красивые фоточки для инстаграма. Если тебя не устраивает работа менеджера по продажам в салоне сотовой связи, профессия путешественника-инфлюенсера может стать той самой комбинацией приятного с полезным, о которой ты мечтал всю жизнь.
Чтобы начать двигаться по направлению к солнцу, морю и песку, надо полностью принять эту идею, забить на ироничные ухмылки знакомых, которым эта мысль кажется легкомысленным вздором, и начать основательно готовиться к смене своей деятельности.
Однако надо помнить, что тревел-блогер — это не просто путешественник, у которого получается красиво позировать и фотографировать. На самом деле, это полноценная профессия, для которой нужен набор сложных навыков — от умения грамотно и интересно излагать свои мысли до способности настроить таргет на рекламное объявление в соцсетях.
Как бы то ни было, при большом желании всему можно научиться. Тем более сейчас мы подробно расскажем, что именно надо сделать, чтобы стать тревел-блогером.
1 Пойми, где брать деньги на первое время
Наверняка ты видел, что большинство тревел-блогеров создают образ состоятельных людей, которые могут себе позволить остановиться в роскошном отеле и питаться там вкусной и разнообразной едой.
Довольно часто блогерам-миллионникам это все достается бесплатно (по бартеру). Они обещают отельерам отрекламировать их гостиницы в своих блогах, а те как минимум должны предоставить им жилье и питание.
У ноунеймов с парочкой подписчиков такая схема не прокатит, поэтому на начальном этапе им придется инвестировать в свой медийный образ, оплачивая проживание в отелях и прочие услуги из своего кармана.
Именно поэтому тебе необходимо позаботиться о том, где брать деньги на путешествия. Если у тебя есть квартира, которую можно сдавать и получать пассивный доход — это здорово, не упусти такой шанс.
Если у тебя есть возможность работать удаленно из любой точки мира на ноутбуке — это тоже очень удобно. Главное, чтобы работа оставляла тебе хотя бы немного свободного времени на занятия тревел-блогингом.
Конечно, можно выбрать для себя немного другую концепцию и вести блог бэкпекера (автостопщика), который путешествует без гроша в кармане и ночует там, где придется. Одним из первопроходцев в таком формате был Бродяга Фишай, за приключениями которого было очень интересно наблюдать в свое время.
Однако надо понимать, что в таком случае твоя аудитория будет ждать контента, где ты постоянно беден и ищешь место, где остаться на ночь. Поэтому если ты вдруг «поднимешься» и отправишься в пятизвездочный отель, чтобы рассказать всем, насколько там вкусные коктейли, будь готов к неоднозначной реакции от подписчиков.
Кроме того, далеко не каждый готов пожертвовать комфортом и бродяжничать ради блога. Поэтому задумайся о так называемом стартовом капитале и дерзай.
2 Не сжигай за собой мосты
Перед началом своего пути тебе надо быть готовым ко всему, в том числе к тому, что тревел-блогерство может оказаться не твоей темой. Именно поэтому не стоит полностью сжигать за собой мосты (продавать квартиру, рвать свою трудовую книжку и портить со всеми отношения).
На первых порах будет сложно, как и в любом деле. Поэтому лучше всего заранее заручиться поддержкой близких людей, чтобы держать в голове светлую мысль о том, что кто-то за тебя болеет.
Возможно, именно эта мысль поможет тебе преодолеть множество трудностей и не сдаться в те моменты, когда хочется все бросить и вернуться к прежней жизни.
3 Определись с форматом ведения блога
Прежде чем ты начнешь делать контент, постарайся определиться с его концепцией. Поверь, с четко оформленной концепцией постинга всегда понятно, что, как и когда делать.
Например, определись с платформой, где публиковаться. Некоторые используют для этого инстаграм, который больше подходит для зрелищных фото, небольших текстовых постов и коротких видео, не требующих сложного монтажа. С таким форматом тебе даже не потребуется сложное оборудование. Достаточно будет смартфона с хорошей камерой и удобного лэптопа средней производительности.
Если же ты хочешь залететь на ютьюб со зрелищными и продолжительными видео, тебе потребуется более сложные инструменты. Это могут быть профессиональные фото и видеокамеры, дроны, лэптопы с возможностью тянуть монтаж тяжелых роликов в 4K и так далее.
Пожалуй, лучше начинать с более простых вещей, чтобы отточить скиллы фотографирования, редактирования снимков и написания постов. После этого можно будет переходить к более сложным видам контента, типа длинных выпусков с динамичным монтажом и приглашенными гостями. Многие тревел-блогеры приходят к этому формату как раз после создания многотысячного профиля с фотками в инстаграме.
Жизнь в путешествии. Что такое travel-блог, и что представляет собою работа блогером?
Сказать по правде, я уже очень давно хотел написать этот текст. Хотя бы потому, что я искренне полагаю, что вам будет интересно почитать обо всем этом. Я веду свой блог уже почти три года, но, несмотря на такой серьезный срок, даже моя мама имеет довольно абстрактное представление о том, что это такое, и чем я вообще занимаюсь. Тревел-блогинг и блогинг в принципе – это такой «призрак оперы» (как форекс, биткоины или норвежские эльфы). Все вроде бы что-то слышали об этом, но только единицы на самом деле имеют четкое представление о том, что это такое, и как это все функционирует. Для Беларуси и других стран СНГ – это все относительно новое явление. Поэтому я уже, в общем, привык, что при одном слове «блогер» у большинства моих новых знакомых просто лицо сводит судорогой. Ты смотришь человеку в глаза, и прямо физически ощущаешь, как в этот самый момент все шестеренки в его голове раскручиваются до максимального предела. Кто-то думает, что я журналист; кто-то думает, что я айтишник или, например, агент по туризму. Но зависают при этом слове абсолютно все. Хотя бы на миг… Как мой древний Sony Xperia.
Если говорить совсем честно, то большинство моих старых и новых знакомых, вообще полагают, что я занимаюсь какой-то фигней, и в принципе не считает блогинг настоящей профессией. «Ты ездишь по свету, и тебе за это еще деньги платят». Знаете, сколько раз в своей жизни я слышал этот вопрос? Я помню, как когда-то давно моя бабушка просто представить себе не могла, что сидя дома, можно зарабатывать какие-то деньги. Она говорила: «На работу надо ХОДИТЬ, а если ты целый день сидишь дома – разве это работа?». Старшему поколению такие вещи объяснить вообще очень сложно. Хотя и с более молодыми людьми, временами, осечки тоже случаются.
В какой-то мере именно поэтому я и решил написать сегодня эту статью. Что такое блогинг? Какие плюшки можно получить, создав свой собственный сайт о путешествиях? На чем вообще зарабатывают блогеры, и как делать это, постоянно находясь в путешествии? Обо всем этом я постараюсь рассказать вам сегодня. Считайте это возможностью заглянуть за ширму и посмотреть изнутри, как устроена внутренняя кухня тревел-блогинга. Готовы прочитать еще один текст длиной с великую китайскую стену? Тогда вперед, Алиса! Постараюсь показать тебе, как глубока кроличья нора.
(Начнем с простого). Что такое блог?
Давайте говорить честно… Сегодня этим словом называют вообще все, что угодно. По сути, блог – это любой проект с некой привязкой к личности. Это может быть страница в Инстаграме, группа ВКонтакте, канал на Ютюбе, аккаунт в Живом Журнале или, например, такой классический сайт, как у меня. Кто-то пишет, кто-то снимает, кто-то видосики монтирует… Тема и площадка тут не имеют принципиального значения. Поэтому блогеров сегодня, как китайцев в Китае. Пиши что-нибудь – и можешь честно называть себя гордым словом «блогер».
Другое дело – заработок в интернете. Кто-то ведет свои блоги просто для души (попутно уверяя всех, что в сети денег нету). А кто-то делает из этого прибыльный проект, который реально может генерировать в месяц очень серьезные суммы. Что касается лично меня, то я знаю, людей и в той и в другой категории. А еще знаю блогеров, пребывающих в неком промежуточном состоянии. Они время от времени зарабатывают на рекламе определенную сумму Икс, а параллельно работают где-то еще, воспринимая подобный проект просто как некий дополнительный приработок.
Как зарабатывают блогеры?
Я уже писал выше, что блогеры бывают разные. Это не какая-то единая категория. Это такая разноплановая солянка, как конкурс талантов, где все выступают в стиле «Кто на что горазд». Поэтому и заработки у всех очень разные. Кто-то зарабатывает на рекламе от Яндекса; кто-то на партнерских программах; кто-то на прямых рекламодателях. Если говорить в общем, то все виды заработков можно разделить на две большие категории: на те, что существуют внутри блога, и те, что существуют вовне. К первой группе относится различного рода реклама. Ко второй – какие-то побочные услуги, которые за счет этого самого блога могут более-менее успешно продаваться. Что это может быть? Да, все, что угодно. Например, ведете вы свой блог о путешествиях, ездите по свету, а потом продаете своим читателям какие-то путеводители, инфопродукты (курсы, тренинги, «Школы путешествий» и так далее). Я, например, лично знаю одну девушку, которая неплохо зарабатывает, как личный тревел-консультант, а параллельно проводит еще различные платные курсы (в стиле «Как научиться путешествовать бюджетно»).
Автор фото — Максим Слуцкий. Заглавное фото тоже его. Страница в ВК с другими его работами находится здесь.
Со «внутренними» видами заработка все немного сложнее (хотя бы потому что их бывает очень и очень). Как правило, такие заработки пассивные. Ты делаешь разовое действие, а потом на протяжении определенного периода времени получаешь за это какие-то отчисления. Самое простое тут – это контекстная реклама от Яндекса и Гугла (да-да, та самая, которая будет до конца жизни долбать вас «бабушкиными» рецептами увеличения груди, или что вы там гуглили совсем недавно)? Ставишь себе на сайт такую рекламу – и получаешь каждый месяц, грубо говоря, 30$ — 150$. Всё. Больше ничего делать не надо (просто следи за тем, чтобы твой сайт читали, а эта реклама соответственно получала то или иное количество просмотров). Чем больше у вас уникальных посетителей в сутки – тем больше доход. По сути, в блогинге все завязано именно на этом.
С прямыми рекламодателями, я думаю, тоже все более-менее понятно. Представьте, ведете вы свой канал в Инстаграме. Приходит к вам какой-нибудь чел с кашами «Красный большевик». И говорит: давай ты сделаешь в своем аккаунте 10 постов про то, как каждое утро ты с упоением хаваешь мою чудо-кашу, а я заплачу тебе за это 10 000 российских рублей. Ты отвечаешь: «ОК». И с этого момента начинаешь трескать за обе щеки его большевицкую кашу. С сайтами вроде моего все может быть даже еще проще. Размещаешь у себя на блоге какую-то заказную статью (например, про онлайн-казино), и получаешь за это от 30 до 100 долларов сразу после публикации. Вот, собственно, и все. Как правило, этот материал еще и напишут для тебя сами рекламодатели. Твоя задача только опубликовать его и поставить в статье ссылку на тот или иной сайт. Сколько таких рекламодателей будет у тебя в течение месяца – предсказать практически невозможно. Для таких вещей нужно быть Мэрилин Керро или Александром Шепсом. Расценки на публикации тоже, кстати, у всех разные. Поэтому те сумму, что я привел выше, можно воспринимать лишь с определенной долей условности. Многие серьезные блогеры могут спокойно требовать по 200-300 долларов за один пост. И еще далеко не потолок.
Отдельная история – заработок на партнерских программах. Что это такое? Давайте объясню в двух словах. Грубо говоря, вы рекомендуете какой-то продукт или онлайн-сервис, а потом получаете определенный процент с каждой совершенной продажи. Хотите пример? Посмотрите распаковки товаров в исполнении топовых блогеров Ютюба. Они рассказывают вам про какие-то носки с Алиэкспресс, а потом говорят что-то вроде: «Ссылка под видео». Вы проходите по ней, покупаете себе те самые носки, а ваш любимый блогер получает с этого те или иные отчисления. То же самое со страховками, экскурсиями, авиабилетами, готовыми турами, отелями и еще бог знает, с чем еще. Как вы поняли – это я уже про себя говорю. Точнее про весь сегмент travel.
Преимущество работы с «партнерками» заключается в долгосрочности подобных проектов. Ты делаешь один пост или одно видео, а носки, которые ты порекомендовал полгода назад, будут покупать потом в течение месяцев или даже лет. Сколько можно заработать таким образом? Тут все очень субъективно, поэтому каких-то сумм я вам все-таки не могу назвать. В один месяц больше, в один месяц меньше. Само собой, многое зависит также от продукта, который вы рекламируете, и от вашей ежедневной аудитории. Один блогер может зарабатывать на этом 100 долларов в месяц, а другой 2-3 тысячи. Это нормальное явление. Смотрите пункт про то, что блогеры бывают разные.
Про обман и профессиональную этику
Тут все зависит от того, какие сервисы вы рекомендуете. Если этими площадками вы пользуетесь сами и реально считаете их лучшими в своем сегменте – тогда все ОК. По сути, в такой ситуации в выигрыше остаются все. Вы получаете свою комиссию. А читатель получает дельный совет касательно покупки новой косметики на сайте Орифлейма или авиабилетов на сайте Авиасейлс. В таком случае, зарабатывать на читателях так же «не этично», как приходить в бухгалтерию за зарплатой в конце месяца.
Другое дело, когда вы начинаете продвигать какой-то проект только из-за того, что это приносит хорошие деньги. Как пример – сайт Туту.ру, который продает билеты на поезда с серьезной наценкой; или проект под названием Киви-такси, который предлагает поездку из аэропорта Минска в сам Минск за 26-50 евро (в то время как обычное такси возьмет с вас 12, а UBER и того меньше – в районе 10).
Вот вам и моральная дилемма: можно посоветовать купить билеты на сайте ТУТУ.ру и получить с этого свой процент.
А можно рассказать о том, что те же самые билеты можно купить на государственном сайте rw.by и при этом намного дешевле. Само собой никакой комиссией с вами такой сайт не поделится. В качестве иллюстрации этих слов – принтскрины со сравнением цен на билеты на двух этих площадках.
Минск — Гродно. Общий вагон. Цена 813 RUB или 28 BYN.
Тот же поезд Минск — Гродно. Общий вагон. Цена 5 BYN или 145 RUB.
Сколько можно заработать на собственном блоге?
Тут у всех все очень индивидуально (вновь повторю: выше посещаемость проекта, выше – заработки). Поэтому любые суммы тут можно воспринимать лишь с определенной долей условности. Как я говорил, многие начинающие блогеры не зарабатывают на своих проектах ровным счетом ничего. В то время как топовые проекты лишь с одной партнерки (. ) могут спокойно получать в месяц заработки вроде этих.
Кроме того, стоит четко понимать, что заработки на блогах непрогнозируемые и непостоянные. Особенно в сегменте travel. Летом (в пик отпусков) заработки растут. Весной и осенью – падают. Грубо говоря, чем больше люди тратят на покупку туров, билетов, страховок – тем больше ты получаешь в виде комиссий. Как обстоят дела у блогеров работающих в других областях, я не знаю. Хотя могу предположить, что и здесь тоже заработки могут серьезно меняться от месяца к месяцу.
Что касается одного очень милого и бесконечно талантливого блогера из Минска (имя которого слишком известно, что бы я его сейчас называл), то его заработки тоже разнятся очень сильно. Летом это может быть 1000—1500 евро в месяц. Осенью и весной – 500-700. Плюс не забывайте, что определенную часть из этих заработков у вас все равно будут отнимать сопутствующие траты (на оплату хостинга, покупку каких-то побочных плагинов и сервисов, а также уплату налогов). Кроме того, работа в сегменте travel подразумевает, что вы будете часто путешествовать. Нет путешествий – нет материала. Поэтому эти затраты вам тоже придется как-то покрывать.
Дополнительные «плюшки»
Я их особенно люблю, поэтому – про них отдельно. Что это такое? По сути, это различного рода бонусы, которые при разумном подходе можно получать за счет своего сайта о путешествиях. Вы советуете своим читателям, например, то же самое такси UBER, они регистрируются по вашей пригласительной ссылке и получают бонус на первую поездку (раньше было 5 BYN, теперь – 3). После того, как они воспользуются им, такой же бонус получите и вы сами. Бонусы будут копиться, а вы будете до конца своих дней ездить на UBER’е бесплатно (ну или с какими-то скидками). Приятный бонус? Вполне. То же самое с квартирами на AIRBNB, за которые я не платил уже, наверное, года два. И это только то, что я сейчас навскидку вспомнил…
Еще один пример приятных плюшек – пресс-туры (как мой недавний тур в Тюмень) или бесплатные билеты от различных компаний. Совсем недавно так Фликсбус помог мне с организацией поездки по Италии; а Люкс Экспресс – с поездками в Эстонию, Финляндию, Австрию и Словакию. При этом такие приятные бонусы для блогеров существуют во многих областях. Как пример – бьюти-блогеры с You Tube’а, которые могут тоннами получать бесплатную косметику от самых разных брендов. Или люди, работающие в области фитнеса, которые схожим образом могут получать экипировку, обувь, спортивное питание и прочие «плюшки».
Как правило, такое сотрудничество строится по следующему простому принципу: мы тебе даем что-то бесплатно, а ты потом об этом говоришь или пишешь. Грубо говоря, на практике тебе просто нужно что-то похвалить.
Идеальный пример такого сотрудничества – мои совместные проекты с компанией Люкс Экспресс. У них реально крутые автобусы, много интересных акций и очень хорошее качество сервиса. Я бы их и просто так похвалил. А за бесплатные билеты и подавно.
Минусы работы (travel) блогером
Все предыдущие абзацы я писал о работе блогером преимущественно хорошие вещи. Однако здесь, как и в любой другой профессии, тоже достаточно своих подводных камней. Это и…
— Непредсказуемость заработков, которые могут не только расти, но и серьезно падать.
— Ненормированный рабочий день. Грубо говоря, для меня это нормально работать целый день до 8 или до 9 часов вечера.
— Не самые высокие прибыли. На собственную яхту таким макаром копить вы будете очень долго.
— Относительная дороговизна контента. Ведь для того, что бы что-то писать, вам нужно постоянно путешествовать. Добавьте к этому затраты на фото- и видеотехнику, различные примочки для сайта, платные сервисы почтовых рассылок и так далее… И вы поймете, о чем я говорю.
Отдельной строкой напишу также про то, что большинство ваших друзей и знакомых будут упорно считать, что ваша работа – это не совсем «настоящая» профессия (со всеми вытекающими последствиями). Кроме того, к числу минусов я лично отнес бы еще сам факт работы дома. Да, сначала это прикольно (тепло, светло, нет надоедающего начальства). Но потом через пару лет вы реально начнете немножко скучать по работе в коллективе. Я вот точно скучаю. Хотя, наверное, это у всех очень индивидуально.
Помимо всего остального, я хотел бы написать также и о том, что в какой-то момент такая работа становится одержимостью. Пока все просто спокойно лежат на пляже – ты бегаешь по нему с фотоаппаратом, постишь фотографии в Инстаграм и ВК, а потом еще делаешь себе в блокнот какие-то пометки об особенностях какой-то конкретной пляжной зоны. Я своими глазами видел одного food-блогера (девушку), которая реально не могла съесть салат пока 200 раз его не сфоткает под всеми возможными ракурсами. В какой-то мере, работа блогером – это психическое заболевание. Я, например, не могу не писать. Кстати, об этом у меня тоже есть уже отдельный текст. Так сказать, прочувствуйте иронию.
Еще немного о работе блогером в формате «Вопрос – ответ»
— Правда ли что блогеры – это бывшие журналисты?
— Нет, меня, например, на журфак БГУ не взяли. У меня диплом юриста. Но в области блогинга может работать, кто угодно. Здесь важен не диплом, а контент, который вы можете генерировать.
— Реально ли ездить по свету весь год напролет и в буквальном смысле жить в путешествии?
— В принципе, да. Есть много русскоязычных блогеров, которые постоянно живут в Таиланде, Индии, Грузии, странах ЕС, и собственно, о них постоянно и пишут. Лично я выезжаю за рубеж примерно 1-2 раза в месяц, собираю материал, а потом пишу статьи, уже находясь дома. Когда ты целый день по 10-12 часов бегаешь по городу с фотоаппаратом, прийти вечером домой и еще написать что-то толковое – практически нереально.
— Это правда, что многие блогеры пишут статьи, лежа на пляже?
— Скорее нет, чем да (хотя тут нужно учитывать все сопутствующие факторы). Я как-то пытался делать что-то подобное, но потом забил. Солнце отсвечивает от монитора. Как по мне, такие фото, которые сейчас заполонили весь интернет – скорее просто красивая постановка. Лично я большинство своих статей пишу, валяясь на кровати. (Фото внизу, как пример корявой постановки).
— Путешествия – это дорого?
— Нет. При разумном подходе… Есть много людей, которые путешествуют вообще бесплатно. Как пример – белорусский писатель Рома Свечников. Или российский путешественник Рома Годиков, который объехал земной шар «за две зарплаты». На самом деле, таких примеров – масса. Что касается лично меня, то я всегда считал, что «Любое путешествие стоит именно столько, сколько ты готов за него заплатить». Понятное дело, ездить по свету с золотой картой, намного проще, чем при помощи автостопа и каучсерфинга. Тут уже нужно выбирать, насколько то или иное путешествие для вас действительно ценно.
Если вам интересно узнать что-то еще о работе блогером или каких-то особенностях этой профессии – задавайте свои вопросы под статьей. Я постараюсь отвечать оперативно. Ну а пока буду заканчивать. Вроде я ничего не забыл?
Тревел-блог на Youtube: опыт канала «Своим Ходом»
Время прочтения: 8 мин.
Тревел-блог на YouTube — один из неординарных способов заработать в туристической нише не только вместе с Travelpayouts, но и другими методами монетизации. Виталий и Лиза с канала «Своим Ходом» поделились (прим. авторская стилистика сохранена) своим опытом создания, раскрутки, монетизации и ведения канала. За прошедшие 7 лет они посетили 42 страны и вырастили свой канал до популярного российского видео-блога о путешествиях. Сейчас на канале почти 200 тысяч подписчиков и 33 миллиона просмотров.
Расскажите, кто вы, каких результатов добились к сегодняшнему дню?
Мы Виталик и Лиза — путешественники и блогеры. Путешествуем уже 7 лет, за это время нам удалось посетить 42 страны и приобрести репутацию популярного в России travel-блога. Сейчас на нашем YT канале «Своим Ходом» почти 200 тысяч подписчиков (всего 20 тысяч не хватает) и 33 млн просмотров.
Кроме нашего видео блога мы активно развиваем и другие социальные сети: группа в вк (63 тыс подписчиков) и инстаграм (255 тыс подписчиков).
Наш блог про то, что самостоятельные путешествия возможны и необходимы каждому, а мы лишь подсказываем, как это сделать проще, бюджетнее и интереснее.
Опыт в развитии VK пабликов, сети Инстаграм каналов
Сейчас мы полностью занимаемся нашим проектом, и уже мало кто вспоминает про то, что чуть больше года назад у нас была одна из самых крупных сеток в Инстаграм из 18 страниц на 2,5 млн подписчиков и группа в вк на 1 млн подписчиков (кстати, пожалуй, это единственное, чему мы до сих пор уделяем внимание и время).
Группу в вк мы раскрутили очень давно, когда только-только начали зарождаться паблики (2011 год) и нашей ошибкой было не сделать еще несколько групп. Тогда вложения в паблик были минимальными — всего 30 тыс рублей и у нас группа в 100 тыс подписчиков. Затем до 1 млн мы ее раскрутили абсолютно бесплатно с помощью обменов и бесплатной рекламы между пабликами.
Потом появился инстаграм и начал набирать популярность в России (2014 год), и мы, помня прошлый опыт, сразу же создали сеть развлекательных страниц: про книги, гороскопы, кино, английский, подарки и лайфхаки. В первые две страницы было вложено уже побольше — 200 тыс, но зато всю остальную сеть раскрутили буквально за полгода, что принесло неплохие результаты.
Можно сказать, что мы «поймали волну», и она около трех лет медленно катилась в сторону берега, принося хороший доход.
Почему вы в итоге остановились на тревел-блоггинге на YouTube?
Если коротко — то это наша мечта. Путешествовать, но не просто так, а делиться с людьми чем-то полезным, вдохновлять и мотивировать их. Именно поэтому все проекты, которыми мы занимались (те же самые паблики), они были просто вспомогательным элементом, бизнесом, который приносит деньги для самого главного — наших путешествий.
Мы все деньги вкладывали в наш канал и в поездки. И вот буквально недавно (около года назад) настал тот момент, когда мы решили отбросить все остальные проекты и заниматься только блогом. Потому что если хочешь чего-то добиться, то нужно этому посвящать 100% своего времени.
Когда и как появилась идея создать свой тревел видео-блог?
Канал создал Виталик, когда пришел из армии и хотел выкладывать свои видео. Тогда мы еще не знали друг друга и уж тем более не думали, что будет какой-то проект. Когда мы познакомились в 2011 году, то через 10 дней поехали в первое путешествие (не своим ходом, кстати), потом в другое.
Из каждого такого трипа мы привозили небольшие видео-нарезки, из которых делали клипы по 3-5 минут. О канале тогда не шло и речи. И вот в 2012-2013 году состоялась наша первая длительная зимовка в Азии, первой страной стал Таиланд, затем были Вьетнам, Малайзия, Сингапур и Индонезия — в итоге мы уехали на 8 месяцев.
Также снимали для себя маленькие клипы, но нам начали задавать вопросы друзья и знакомые. Обычные вопросы типа как уехать, как снять байк и т.д. И мы решили «Давай озвучим наши видео и сделаем инструкцию для тех, кто поедет в Таиланд».
Мы скидывали всем одну ссылку и не надо было по 100 раз отвечать на одни и те же вопросы. Эти видео до сих пор есть на нашем канале, они самые первые. Вот оттуда и пошел уже проект, придумали название и стали выкладывать на тот же самый канал, какой у нас и был создан.
Тогда не было видеоблогов, YT только зарождался, не было travel-блогов, нам не на кого было посмотреть и сделать так же. Мы делали, как сами считали интересным. Поэтому путь к тому, что есть сейчас, у нас был очень долгим 😉
Как работает эта связка видео-блог + классический сайт, что чему помогает?
Сайт никак не помогает, потому что он не такой популярный. Раньше писали много статей на него, но времени не хватает и сейчас он просто как визитная карточка. Если сайт хорошо раскручен, то он очень хорошо помогает в раскрутке видео, так как когда постишь видео на сайт, то Youtube считает переходы из внешних источников и это хорошо ценится. Грубо говоря, это как размещение ссылки.
Как работает связка YouTube + VK?
Кроме канала, очень важно иметь и другие социальные сети.
Во-первых, каждый человек привык и больше всего пользуется только одной (максимум двумя) социальными сетями. Важно доносить информацию и делать кросс-публикации во всех сетях. Так привлекаются новые подписчики на канал.
Во-вторых, группа — это просто отличное средство коммуникации и ДОПОЛНЕНИЯ к каналу. Например, в группе можно выложить фото, какие-то истории из жизни или просто анонсы мероприятий. Люди в реальном времени знают, где мы находимся и следят за нами (на Youtube все-таки есть отставание от реального времени). Кто-то узнает о выходе новых видео именно из группы вк, при этом может быть даже не подписан на канал. Плюс ко всему, это дополнительный заработок — в группе можно продавать рекламу.
О специфике темы, ее плюсах и ее трудностях
Пожалуй, тревел тематика — это один из самых труднораскручиваемых каналов. Вы не можете просто сесть перед камерой и рассказать, какие красивые Мальдивы. Вы должны туда поехать и все снять. На это, в первую очередь, нужны деньги, во-вторых, нужно перерабатывать тонну информации в интернете и искать свои лайфхаки.
После дня съемок вы должны приехать в свой отель, смонтировать и выложить видео, но при этом обычно в Азии или в других странах интернет оставляет желать лучшего. Видео может загружаться по 3-5 дней.
Контент не валяется под ногами — чтобы снять интересный тревел-блог (особенно сейчас), нужно постоянно что-то придумывать (обычные путешествия по Таиланду уже мало кого интересуют).
Также сложность состоит в том, что не все люди путешествуют. Причины на то разные, но на YT больше заходят, чтобы отдохнуть и развлечься, посмотреть что-то смешное и отвлечься от работы. Именно поэтому у нас появились форматы тревел-шоу, когда мы путешествуем с командой, и получается мини ДОМ-2. За таким шоу под соусом путешествий наблюдать интереснее.
Путешествия легко снимать, не нужен сценарий и прочее. Ты снимаешь свои ощущения или людей вокруг — это и есть твой контент.
Аудитория — это отдельный и самый большой плюс. Наша аудитория (пусть и небольшая по сравнению с миллионниками), но она живая, яркая, энергичная и взрослая. Взрослая значит платежеспособная, поэтому и реклама стоит дороже 😉
Что важно для ведения и развития тревел-канала?
Как ни странно, первое — это техническая часть: придумывать хорошие трендовые названия, прописывать теги и пр. Второе — это внешнее содержание: качественный и интересный контент, быть самим собой и смотреть, что сейчас популярно. Стараться вписать свою тревел-тематику в то, что сейчас интересно людям. Важно общаться с аудиторией, отвечать на комментарии, устраивать встречи, делать конкурсы, дарить подарки.
Какие основные расходы на развитие канала?
Сейчас средняя цена рекламы у блогеров от 50-100 тыс, у топов 300-800 тыс. Пока такие деньги мы не готовы вложить (причем без гарантии прихода подписчиков). Можно сказать, что мы ничего не тратим на канал: только свое время, что по сути и является самым ценным.
Все траты это сами путешествия (от 2000$ в месяц) и, конечно же, техника, которая часто ломается.
На что эффективнее тратить время+деньги, занимаясь развитием тревел-канала?
Лично мы бы потратили деньги на хорошую технику для качественной картинки (что и так сделали) и на монтажера, который бы монтировал выпуски. Тем самым освобождается время (самое ценное) для съемок и для генерирования интересных идей. Монтаж занимает большую часть времени и поэтому это стоит делегировать.
О доходах тревел-блоггеров
Все просто: больше просмотров = больше денег со встроенной рекламы. Заработок канала зависит не только от количества просмотров, но и аудитории канала. Например, встроенная реклама на детском канале стоит 1-2$ за 1000 просмотров, а встроенная реклама на бизнес-канале может стоить 6-9$ за 1000 просмотров. Конечно, количество просмотров у детского канала и у бизнес будет разное.
Встроенная реклама показывается перед началом (или в конце). Ее можно пропустить, а иногда нельзя (это решает сам Youtube), и если нельзя — то ценится выше. И также всплывающие баннеры (мы ставим на ролик в 30 минут 3-4 штуки)
Еще один вид заработка — это сотрудничество с различными компаниями и брендами. Самые популярные способы — преролл (30 секунд вставка перед видео) и интеграция (нативное упоминание продукта или услуги, встроенное в контент). Здесь может быть полет вашей фантазии или наглости, так как цены у блогеров от 30 тыс и до 2 млн за сотрудничество.
На чем еще можно заработать? Продажа своих курсов (инфобизнес), любые партнерские ссылки (на авиабилеты, отели, страховки и т.д.), кэшбеки и прочее. Полный список доступных программ смотрите в личном кабинете в разделе Кампании.
Подробнее об инфобизнесе в туризме вы можете узнать из кейса Владимира Друганова, который поделился своим опытом продаж инфо-продуктов для путешественников.
Как вы привлекаете рекламодателей?
Дополнительно никак не привлекаем, работаем с теми, кто сам написал. Для этого у нас оставлены контакты в группе, на канале и в инстаграме. Открыты личные сообщения ВЕЗДЕ, почта, Whatsapp, в том числе и директ + все мессенджеры.
То есть отсюда делаем выводы, что рекламодатель может написать везде (через любую форму, какая ему будет удобна) и получит ответ. Еще мы зарегистрированы на биржах типа getblogger, epicstars, labelup и других.
Как продавать услуги с YT канала?
Самое главное (то чего мы придерживаемся) — это рекламировать тот продукт, которым ты сам пользуешься или обязательно бы воспользовался. То есть то, что несет в себе информацию или ценность для людей.
Например, мы никогда не рекламируем казино, ставки и прочее. Стараемся брать в рекламу продукты, связанные с путешествиями, но важно говорить честно, что ты думаешь, и не идти на поводу у рекламодателя. Уважаешь свою аудиторию — они будут уважать и прислушиваться к тебе.
Что лучше работает, кнопка внутри видео, или ссылка в описании?
Если честно не следим за такой статистикой, но как и в примере с социальными сетями — лучше использовать все методы. Что-то подсказывает, если в видео говорить, что ссылка в описании, то она сработает лучше, чем кнопка в видео — многие даже не знают о ее существовании, к ссылкам же все привыкли и знают, где описание.
У вас есть донат ссылка – работает ли такая модель в RU сегменте зрителей?
Она работает на стримах, которые мы иногда проводим.
Фишки для продвижения канала и видео
Самое главное, это хорошо оптимизировать видео (теги, запрос) и придумывать интригующий заголовок. Секрет прост — вывести видео в рекомендованные. Чем больше оно будет рекомендоваться, тем больше будет просмотров.
Обложка для видео тоже важна. В идеале обложка для видео должна не дублировать заголовок, а дополнять его (то есть надписи не должны дублироваться на заголовке и на обложке, но это очень трудно сделать и не всегда получается). Обложка должна вызывать эффект WOW! тогда на нее хочется кликнуть.
Кликбейт — очень популярная тема сейчас, но не стоит злоупотреблять. Приходят ненужные люди на канал и ставят дизлайк за это, при этом не подписываются на канал или подписываются, но не «твои» люди. Одним словом — это ничего не приносит хорошего.
Нужно знать, какое количество просмотров в час для вашего видео нормально, или выше среднего. Когда выходит видео, вы смотрите на этот показатель. Если он ниже, то видео не заходит, значит, делайте выводы (неправильное время публикации видео, не тот заголовок, не та картинка) — в этом случае лучше сразу поменять заголовок и картинку.
В первые часы видео нужна максимальная публикация на всех возможных ресурсах (мы закидываем во все группы и паблики).
Взаимодействие с аудиторией: важно, чтобы писали комментарии. Если все будет ванильно и сладко, люди не будут писать. Важно видео вызывать эмоцию людей: она может быть хорошей или плохой. Поэтому можно специально ошибаться в видео (люди любят исправлять), делать намеренно что-то что бесит (у нас это чавкать, облизывать пальцы — это не специально получилось, но люди об этом пишут), акцентировать внимание на мелочах, спрашивать их совета.
Просить людей ставить лайки — это тоже помогает.
Прослушиваться к своей аудитории, если говорят что-то поменять или сделать. Конечно, всем не угодишь, но если, например, через комментарий сообщение, что «звук говно», то стоит поменять микрофон. Но опять же, тут тонкая грань, если говорят не чавкай, а ты чавкаешь во всех видео — так это может твоя фишка 🙂
Что вы думаете насчет тревел-блогинга на английском языке?
Кстати, также тяжело раскручиваемый контент. Знаем несколько тревел каналов на английском языке — это круто, но если ты изначально русскоязычный, но на английском языке блог будет вести трудно, а уж раскрутиться и вовсе нереально, в англоязычном сегменте уже все тематики давно заняты. Но, кстати, заработок в США в 3-5 раз выше, чем в России на YT.
Какой совет вы можете дать человеку, кто решит заниматься тревел блоггингом на Youtube в 2019 году?
Придумать свой формат, свою фишку. Если хочется завести очередной тревел-блог, такой же как и у всех, то лучше не стоит. И заходить сразу с качеством контента и с чем-то трендовым.