что такое тренинг в школе приемных родителей
Групповое занятие для приемных родителей «Семейный код общения»
Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.
Задачи:
Время: 2,5 часа
1. Упражнение “Мое имя и качество”.
Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
Время: 5 минут.
Материалы: мячик.
Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое.
Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?
2. Упражнение “Мой ребенок”.
Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.
Время: 10 минут.
Материалы: мягкая игрушка.
Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.
Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?
3. Упражнение “Снежинки”.
Цель: акцентировать внимание замещающих родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему).
Время: 10 минут.
Материалы: тетрадные листочки.
Содержание: психолог дает инструкцию, которую участники должны выполнять: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.
Анализ:
Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разному.
4. Упражнение “Инструкция”.
Цель: продолжить акцентировать внимание замещающих родителей на том, что ребенок – это индивидуальность.
Время: 10 минут.
Материалы: карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки.
Содержание: выбирается ведущий. Ему дают листок с заранее нарисованным изображением. Задача ведущего: в течение 2 минут дать четкие, полные указания группе с тем, чтобы участники могли наиболее точно воспроизвести изображение. Задавать уточняющие вопросы участникам запрещено. Затем работы сверяются с эталоном.
Анализ:
Все это еще раз подтверждает то, что все мы разные, и ко всем нам нужен абсолютно разный подход во время общения.
5. Упражнение “Портрет моего ребенка в лучах солнца”.
Цель: адекватное принятие замещающими родителями индивидуальности ребенка.
Время: 15 минут.
Материалы: листочки, с нарисованным на них солнцем; карандаши, фломастеры, ручки.
Содержание: я вам раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые есть у вашего ребенка. А вторая половина – это те отрицательные качества, которые бы вы хотели исправить. Лучики солнцу можно добавлять. Приступайте!
Анализ:
6. Упражнение “Кукла”.
Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.
Время: 15 минут.
Материалы: кукла, ленточки темного цвета.
Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.
Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.
Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?
7. Упражнение “Ассоциации”.
Цель: принятие индивидуальности ребенка.
Время: 10 минут.
Материалы: листочки с незаконченными фразами.
Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.
Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?
8. Игра “Бумажные мячики”.
Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.
Время: 5 минут.
Материалы: бумага.
Содержание: перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.
Анализ:
9. Мини-лекция: “Особенности общения с ребенком в замещающей семье”.
Цель: дать замещающим родителям полное представление об общении, показать важность и значимость конструктивного общения для полноценного развития ребенка.
Время: 10 минут.
10. Упражнение “Радость общения с ребенком”.
Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.
Время: 10 минут.
Материалы: мягкая игрушка.
Содержание: каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что. ”.
Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?
11. Упражнение “Психологическая скульптура”.
Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Время: 10 минут.
Материалы: не требуются.
Содержание: участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на стул (на корточки). Участникам предлагается начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами.
Анализ: провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию “глаза в глаза”.
12. Упражнение “Дистанция общения”.
Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Время: 10 минут.
Материалы: не требуются.
Содержание: участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжить вести беседу.
Анализ: провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что, если физическая дистанция велика, то контакт между взрослыми и детьми затруднен и вряд ли будет вообще возможен.
13. Упражнение “Пространство общения”.
Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Время: 10 минут.
Материалы: не требуются.
Содержание: участникам предлагается повернуться друг к другу спиной и начать беседу.
Анализ: провести рефлексию; довести информацию: для того, чтобы получилось содержательное общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не “рядом” и не “над”, а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.
14. Подведение итогов.
Цель: получение обратной связи от участников.
Время: 10 минут.
Материалы: не требуются.
Содержание: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями.
Анализ:
15. Упражнение “Солнечные лучики”.
Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их индивидуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.
Время: 10 минут.
Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.
Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.
Программа цикла тренинговых занятий для замещающих родителей «Содружество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное учреждение Тульской области «Социално – реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
Программа тренинговых занятий для замещающих родителей
в рамках палаточного лагеря «Содружество».
Педагог-психолог Исаева К.Ю.
Цель: гармонизация детско-родительских и внутрисемейных отношений, организация социально значимого досуга.
создание семейно-сберегающей среды;
формирование конструктивных детско-родительских отношений;
обмен опытом семейного воспитания;
активизация собственных ресурсов семьи;
содействие творческому развитию детей и родителей через совместное участие в мастер- классах и творческих мастерских.
Работа по данному направлению организуется через индивидуальное и семейное
консультирование, групповые тематические занятия, тренинги для детей и взрослых,
игротерапию (социальные игры Г. Хорна), арт-терапию.
По итогам реализации программы лагеря-интенсива «Содружество» около 20
несовершеннолетних из замещающих семей и их родителей смогут:
— вместе, позитивно и с пользой организовать свой досуг;
— получат необходимые социальные навыки взаимодействия;
— наладят и укрепят свои взаимоотношения, приобретут душевное равновесие и устойчивость к стрессам в семье.
Работа по данному направлению организуется через индивидуальное и семейное
консультирование, групповые тематические занятия, тренинги для детей и взрослых,
игротерапию (социальные игры Г. Хорна), арт-терапию.
Тренинг «Тепло семьи»
Цель : Сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в приемных семьях.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Определить круг проблем, возникающих в приемной семье и их решение.
Создать условия для сплочения родителей.
Оборудование: мяч, листы бумаги формата А4, фломастеры, карандаши.
Принятие правил группы:
Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
Игра «Что означает мое имя». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый кто получает мяч называет свое имя и говорит что означает его имя или какая ассоциация связана с именем.
Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?». В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.
Упражнение «Символ семьи»
Родители объединяются в группы по 4-5 человек.
Слово ведущего: Семья – это крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Ведь дети, которые пришли к нам в семью испытали разочарования, страх и тревогу. Если стены рушатся, то защитить от невзгод и бурь жизни, приходиться под развалинами этих стен. Очень важно, чтобы стены были.
Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой семьи, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения 3-5 минут.
По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз и символ.
Упражнение «Законы семьи»
Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным. На карточках каждой группе (семье) предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов. Обсуждение.
Упражнение «Дорисуй фигуру»
У каждого из вас есть дети – мальчики и девочки – абсолютно разные. Каждый ребенок индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство. Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, прямоугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченное изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. После выполнения группы демонстрируют полученные изображения друг другу. Работы вывешиваются на доске.
Тест «Имя существительное»
Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния, своей семьи.
Инструкция: за 1 минут необходимо написать как можно больше существительных по теме семья.
Анализ: какие существительные названы в числе первых.
Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия).
После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется «Азбука эмоций». Родителям предлагается ответить на вопросы:
— Что вы думаете о прошедшей встрече?
— Что вам понравилось (не понравилось)?
Заключительное слово ведущего:
Самое главное – что у вас есть семья, в которой дети чувствуют себя в безопасности, комфортно. Цените и берегите её, именно она нужна вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может
с одной стороны защитить детей от воздействий среды, а с другой – помочь социализироваться к жизни в обществе.
Тренинг «Осознанное родительство»
Цель: осмысление жизненных позиций, реконструкция детско-родительских взаимоотношений.
Сформировать позитивные установки и образы, вызывающие положительное оптимистическое ощущение и настроение.
Осмыслить жизненные позиции в детско-родительских взаимоотношениях.
Совершенствовать ощущения и чувства, связанные с ребенком, коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.
1. Разминка. Приветствие.
2. Упражнение на снятие напряжения в группе.
3. Игра «Диалог между сторонами моего «Я»: ласковая мама (ласковый папа) и строгая мама (строгий папа)»
1.Родительское сочинение: «Что я люблю и что мне не нравится в ребенке».
Постарайтесь раскрыть наиболее подробно понимание вами особенностей взаимоотношений с детьми.
Затем выделенные особенности детей и отношение к ним обсуждаются.
2. Проведение психологической игры «Я- родитель».
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Тренинг «Осознанное родительство»
Цель: осмысление жизненных позиций, реконструкция детско-родительских взаимоотношений.
Сформировать позитивные установки и образы, вызывающие положительное оптимистическое ощущение и настроение.
Осмыслить жизненные позиции в детско-родительских взаимоотношениях.
Совершенствовать ощущения и чувства, связанные с ребенком, коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.
1. Разминка. Приветствие.
1.Рисование на тему: «Мой ребенок. Каким я представлял (а) его и какой он сейчас».
Вспомните ваши ощущения, с которыми вы ожидали ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ощущений и чувств.
Каким вы видите ребенка теперь? Не стесняйтесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был он все равно РЕБЕНОК, ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю вам успехов на этом пути. Начали.
После завершения рисования проводится обсуждение рисунков.
Затем следует обсуждение. Какие чувства возникли у участников, когда они были «детьми», когда – «матерями».
3.Музыкальная релаксация «Ручеек – полноводная река». Используется музыкальное сопровождение.
«Я-маленький ручеек. Я еле побиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес… Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее… Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться, я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я силен (а) и полноводен (а). Я полон (на) энергии, моя сила в моем разуме. Я Становлюсь более спокойным (ой) и уверенным(ой). Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должен (а) сделать в своей жизни. Я сделаю то, что должен (а) сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предназначено судьбой, то, для чего я появился (ась) на свет.
Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливым (ой)! Я буду счастливым (ой)!»
После проведения музыкальной релаксации психолог задает вопросы:
— Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
— Смог ли вы отдохнуть во время релаксации?
— Возник ли в вашем сознании предлагаемый образ?
— Какие другие образ возникли во время релаксации?
— Какой характер этих образов: положительный или отрицательный?
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Тренинг «О себе и о семье».
Цель: погружение в себя и получение новых знаний о себе, как о личности. Рассмотрение семейных ролей.
Упражнение для родителя на профилактику эмоц.выгорания
Сядьте за стол, возьмите лист бумаги и карандаш и напишите ответ на следующий вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?» (Не читайте дальше, пока не ответите полностью на этот вопрос.)
Теперь напишите ответ на такой вопрос: «В чем состоят обязанности ребенка по отношению ко мне?»
Когда Вы ответите на оба вопроса, сравните ответы. Получилась ли у вас своего рода улица с двусторонним движением, так что Вы и ваш ребенок обязаны по отношению друг к другу примерно равным образом? Или же эта улица оказалась с односторонним движением? Если это так, то известна ли вам хотя бы одна причина, почему так «должно» быть?
Теперь посмотрите, подходит ли вам такого рода положение: «Я ничего не должна моему ребенку. Мой ребенок ничего не должен мне. Каждый из нас – свободный человек, способный распоряжаться своей собственной жизнью и свободный делать для другого то, что он хочет делать».
Проверьте также, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должна посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу прежде всего перед самой собой».
Упр. «Древо моих потребностей»
На листе нарисовать дерево, обозначить листья, которые распределить по контору всего дерева и вписать в них свои потребности.
На обратной стороне к этим потребностям написать действие, т.е. что нужно сделать, для их реализации. Затем свой рисунок обводим в треугольник и пунктиром отделяем нижнюю часть, то что окажется в нижней части, это те потребности которые нужно восполнить в первую очередь. Когда они будут восполнены, восполнятся те, которые находятся в верхней части дерева.
Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова) Индивидуальная работа.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для автора каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Проведение психологической игры «Родительский раунд»
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Тренинг « На солнечной поляне»
Цель: профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей
Скажи, в каком мире ты живешь. Глядя из окна, ты видишь звездное небо…или серые тучи? Вершину горы…или горы мусора? Гладь океана или грязные лужи?
-…Каждая наша мысль создает все то, что окружает нас.
-…Каждым своим поступком, словом, мыслью мы создаем тот мир, в котором живем!
В одно окно смотрели двое:
Огонь, страдание и горе,
Привычного нам мира крах.
Другой увидел там весну,
Цветущие сады и небо голубое,
Прекрасную зелёную листву…
В одно окно смотрели двое…
2. Упражнение «10 Заповедей Начала дня». (текст заповедей в приложении)
— Сегодня, я предлагаю вам «прожить» миг в позитивном, ярком, успешном и счастливом мире! Я приглашаю вас на солнечную поляну, но для начала дня нам нужен особый настрой!
Участникам раздаются в подарок «10 заповедей Начала дня» и зачитываются ведущим под музыку.
3. Упражнение «Свеча».
4. Фильм «Как распускаются цветы».
Обсуждение (психолог резюмирует: что люди также как цветы: растут, расцветают, становятся совершенными…).
(Для повышения настроения, формирования оптимистичного взгляда на свою жизненную ситуацию, понимание себя, мотивов других людей)
— …Сейчас каждый придумает себе необычное имя и ассоциацию себя с цветком, деревом или растением, запомните все или запишите на листочке, но так, чтобы никто не видел. Затем, нужно найти себе пару.
(Работа в паре). Посмотрите внимательно друг на друга и определите, на какой цветок похож ваш друг, нарисуйте этот цветок втайне от него. Вновь объединившись, предложите свой вариант видения, и узнайте: каким цветком представил вас ваш друг. Если совпали ваши представления, то это здорово. Это говорит о том, что вы могли прочувствовать друг друга, угадать настроение, значит ваше «душевное состояние на одной волне». А если еще совпало ваше имя с названием цветка, который возник у Вашего партнера относительно Вас, то это вообще супер-игра! Поблагодарите друг друга. Если даже не совпали представления относительно друг друга, то все равно поблагодарите. Мы думали о прекрасном, позитивном мире, проецировали его на себя, других. Это замечательно.
(На полу или столе разложены метафорические ассоциативные карты из серии «Хранительница сада». Психолог предлагает найти ту карту, на которой изображен ваш цветок. Участники зачитывают послание-запись на карте).
— А сейчас настала пора гадания на ромашке?! (Звучит музыка.)
— Чем можно заняться на поляне? (Обсуждение).
Психолог предлагает участникам сплести венок. Фоном звучит музыка.
— А мы будем вплетать здоровье, любовь, радость, заботу, семейные ценности …
— Подошли к концу наши занятия. Вы достаточно долгое время проработали вместе в одной группе. Многое узнали друг о друге. Возможно, кто из вас подружился. И может быть, эти занятия позволили вам переосмыслить свои жизненные позиции и мировоззренческие установки, оптимизировать свои отношения с детьми.
Завершается наш день …(психолог зачитывает Заповеди и раздает их в подарок).