что такое траур в православии
Траур
Тра́ур (нем. trauer — скорбь, печаль) — скорбь по умершим, выражаемая как во внешнем облачении его близких, так и в их усиленной молитве.
Богослужебным облачением священно- и церковнослужителей на заупокойных богослужениях является белый цвет, символизирующий Божественный Свет, в область которого переселяется почивший христианин.
Святитель Феофан Затворник: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни”.
Сколько дней носят траур по усопшему?
Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела.
Имеет ли значение количество цветов, приносимых на могилу?
Нет, не имеет. Это светский обычай, к церковной жизни он не имеет никакого отношения.
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Верно ли поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего?
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо совершать дела милосердия за усопшего: раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него.
Переносить ли свадьбу по причине траура по родственнику?
Канон византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака.
из книги свщисп. Никодима (Милаша) “Православное церковное право”:
В греко-римском законодательстве было обращено большое внимание на год траура, который жена должна была носить после смерти мужа, вследствие чего ей строго воспрещалось выходить замуж в продолжении этого времени. Предписания греко-римского законодательства в этом отношения были вполне приняты и церковью. Самый траур выражал уважение, которое жена должна отдавать памяти своего мужа; он был установлен и для мужа после смерти жены. Относительно жены траур предписывался еще в виду того, чтобы не возникало никаких сомнений об отце ребенка, который мог бы родиться после смерти мужа. Новейшее законодательство сократило этот срок на шесть месяцев со дня смерти мужа.
Приличествует ли траур христианской смерти?
В традиции Православной Церкви сложилось, что каждому празднику соответствует определенный цвет священнических облачений. В воскресные дни и дни памяти апостолов, пророков, святителей священники служат в ризах золотого (желтого) цвета, в Господские праздники надевают белые облачения, в Богородичные – голубые. Каждый цвет имеет свое символическое значение. Красный цвет выражает преимущественно представления о Боге Отце, золотой – Боге Сыне, голубой – о Боге Духе Святом. Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых ризах в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя, но пасхальная литургия служится в красных облачениях в знак пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия. Зеленый цвет на День Святой Троицы также неслучаен. Этот цвет образуется из сочетания голубого и желтого.
Но существуют богослужения, когда цвет риз, на взгляд современного человека, не соответствует моменту. В дни родительских суббот, во время поминовения усопших священники служат в белых облачениях. Казалось, такому моменту приличествуют темные цвета, и даже черный. Все-таки воспоминание об утрате близких и родных людей вызывает скорбные чувства, тут не до радости.
Традицию белых риз при отпевании и поминовении усопших Русская Церковь унаследовала от Греческой Церкви. Вообще белый цвет – не просто один из многих других цветов. В церковной символике он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Как сказано в «Настольной книге настоятеля» (1983 г.), белый цвет ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
Еще епископ Афанасий (Сахаров), прекрасно знавший церковные каноны, в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» (1995 г.) писал, что черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цвет – цвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти.
В связи с чем на Руси появились траурная одежда и черные платки?
«Черный цвет нам проник с сентиментального Запада с его обмирщленным христианством. В допетровской Руси и в мирском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье», – указывает епископ Афанасий.
В 1730 г. для участия в похоронах Петра II петербургскому духовенству впервые было предложено облачиться по возможности в черные ризы. Дочь Петра I Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, повела настоящую борьбу с черным цветом и запретила дворянам и чиновникам обивать кареты и дома черной тканью по случаю умерших близких. Зато ее племянник Петр III, будучи приверженцем немецких традиций, став императором, приказал максимально использовать во время траура черный цвет.
Так черные облачения священнослужителей постепенно входят в обиход погребальных и великопостных служб. Хотя в древности в Греческой и Русской Церквях по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» – в облачения темно-красного цвета, сказано в «Настольной книге настоятеля». Изначально в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно монашества) имели черный цвет. «При заупокойных богослужениях в древней Руси употреблялись обычно облачения «смирных» цветов, то есть не ярких, не кричащих, более или менее темных, но отнюдь не черных», – поясняет в своей книге епископ Афанасий (Сахаров). Черный цвет означал отсутствие света, нечто, принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», или отречение от мирской суеты и богатства, что отразилось в монашеских одеждах. Монахов так и называли – «черноризцы». В иконописи черной краской изображались бесы, пещеры – символы могилы и адская бездна. Когда же требовалось написать на иконах предметы, имеющие в земной жизни черный цвет, выбирались другие цвета. К примеру, черные кони изображались синими.
В дореволюционной России траурные ритуалы высшей знати в крестьянской среде не приживались. Простой народ придерживался допетровской традиции, на отпевании не надевали черных одежд, женщины покрывали головы белыми платочками.
Траур
Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.
Смысл траура
В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.
Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем:
«Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен.
У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо…
К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…»
Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню».
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти:
Как носить траур?
Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия:
Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь.
Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. …
22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
Траур государственный
«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»
Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти Святейшего Патриарха Алексия траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.
Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.
Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»
Траур в православии: длительность и специфика соблюдения
отдавать предпочтение черному цвету в одежде;
отказаться от развлечений, посещения увеселительных заведений;
временно убрать все драгоценности, наряды и украшения из обихода, не надевать их;
вести благопристойную жизнь, избегать скандалов и ссор с окружающими;
много молиться и размышлять об умершем человеке в позитивном ключе;
исключить беседы о своем горе с третьими лицами.
Женщинам рекомендуется ходить во время траура с покрытой головой, носить черную повязку или платок. Для вдов обязательны также отказ от повторного замужества и исключение из своей повседневной жизни любой одежды и атрибутики, способной привлечь внимание противоположного пола. Например, нежелательно делать прически, использовать духи, косметику и т. д. Оптимально носить строгие длинные платья, костюмы черного или темного цвета.
Сколько длится траур?
Согласно церковным канонам, близкие люди обязательно должны проводить поминовение усопшего человека на протяжении 40 дней после его смерти. В этот период душа проходит особенно важные испытания (мытарства), ей показывают ад и рай, она предстает перед Создателем. Молитвы родственников способны помочь душе, укрепить ее на этом пути.
Глубоким называется траур, который длится один календарный год. Как правило, его носят безутешные вдовы в знак уважения к мужу, ушедшему в мир иной. Дети также могут скорбеть по своим родителям год. Что касается вдовцов, их траур обычно короче – всего полгода. Столько же принято скорбеть по сестрам и братьям, а внукам – по бабушкам/дедушкам. На переживание утраты дяди и тети обычно отводится 3 месяца.
Примечательно, что отношение православия к траурным традициям, прижившимся в нашей стране, совсем неоднозначно. Церковь верит в бессмертие души и призывает расценивать новопреставленных как тех, кто «почил в Бозе», снискал вечную жизнь. Это представление плохо совместимо со скорбью, плачем и горем, трауром как выражением печали из-за смерти. Однако священнослужители понимают, что человеку тяжело расставаться с любимыми людьми, поэтому не запрещают ношение траура.
Для православных, истинно верующих людей, намного важнее внешнего проявления скорби внутренние переживания, диалог с Богом. Именно поэтому служители церкви рекомендуют близким усопших проводить траур в молитве, помощи нуждающимся, совершении добрых дел. Неотъемлемые атрибуты истинного православного траура: посещение церкви, заказ сорокоуста и панихиды, организация поминок на 9 и 40 день после смерти человека. Также поминовение умершего следует совершать в день ангела, в годовщину смерти и в день рождения.
Что такое траур?
Траур в мировых религиях
Как правильно соблюдать траур
Основные правила поведения в дни скорби:
Категорически не рекомендуется каким-либо образом порочить память покойного. Во время траура нужно вспоминать только его хорошие поступки, прогоняя от себя любые скверные мысли.
Сколько соблюдать траур
В этот период времени церковь рекомендует родственникам молиться за душу умершего человека, так как это поможет ее очищению.
Траур в православии
Траур по мужу в православии
Вдовцам и вдовам категорически не рекомендуется вступать в новые близкие отношения на протяжении первого года после смерти супруга. Но, при этом, для ношения скорбной одежды отводится всего 40 дней.
Как соблюдать траур по отцу?
Православная религия рекомендует детям умерших родителей на протяжении года с момента погребения соблюдать все правила скорби. По истечению данного срока человек может постепенно возвращаться к своей привычной одежде и образу жизни.
Траур по родителям в православии
Траур по умершим родителям для детей продолжается на протяжении первого года после их смерти. В это время нужно регулярно молиться за душу покойного родителя, посещать церковь, вспоминать отца или мать только хорошими, добрыми словами.
Траур по матери в православии
Относительно того, сколько носить траур по умершей матери, каждый человек решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке. В случае, если по завершению года с момента похорон родительницы чувство глубокой душевной скорби не исчезает, продолжительность траура может быть увеличена.
Траур по умершему родственнику – это не просто ношение одежды черного цвета или отказ от посещения развлекательных мероприятий. Это особый уклад жизни, который состоит из регулярных молитв за спасение души усопшего, раздачи милостыни и совершение добрых дел в память о покойном.