что такое сцена без склеек

Эффект непрерывного действия: как снимают кино «без склеек»

Наверняка вы слышали про «рваный монтаж». Это когда кадры сменяются так быстро, что зритель не успевает терять концентрацию во время просмотра. В противовес этой тенденции многие кинематографисты прибегают к длинным планам, которые могут длиться минуту, две, а то и несколько часов.

Считается, что этот эффект беспрерывного действия придаёт фильму правдоподобности. Но добиться его зачастую очень непросто. Мы попытались разобраться, какими приёмами пользовались разные режиссёры, чтобы зритель сильнее поверил в происходящее на экране.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Иногда из-за нехватки времени часть съёмок проходит без прогонов. Но, чтобы снять длинный дубль, без репетиций не обойтись. Это первое правило. Бывает, что на это уходит не день и не два, а целые месяцы. Как в случае с историческим боевиком «1917». Оператор Роджер Дикинс репетировал восемь месяцев перед началом съёмочного процесса.

Но там хотя бы были склейки. А, вот, в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» склеек и вовсе нет. Оператору приходилось тащить на себе 30-килограммовое оборудование на протяжении полутора часов. И так три дубля в течение одного съёмочного дня. Ради него команда и массовка репетировали на протяжении семи месяцев.

Хорошо, когда удаётся отделаться несколькими дублями после репетиций. Но бывает, что какие-то непредвиденные казусы меняют расклад. Так произошло в открывающей сцене фильма Орсона Уэллса «Печать зла», которую впоследствии будут копировать многие кинематографисты. Одним кадром в картине были сняты только первые три минуты. От актёров требовалась максимальная сосредоточенность, а от съёмки – предельной выверенности. Но исполнитель роли пограничника всё никак не мог запомнить свои реплики. На нём дубль прерывался трижды! В итоге Уэллс просто разрешил актёру шевелить губами, чтобы потом наложить слова на монтаже.

Но это еще пустяки. Одну из коридорных экшен-сцен в первом сезоне сериала «Сорвиголова» пришлось переснимать 12 раз, чтобы добиться нужного результата. В ней на протяжении трёх минут актёр Чарли Кокс и его дублёр менялись местами, когда персонаж Сорвиголовы исчезал из поля зрения.

Если еще в фильмах эпохи Уэллса приходилось использовать операторский кран, то с появлением ручной камеры не заставил себя долго ждать и стедикам. С помощью него начали снимать сцены без склеек уже в первом «Рокки». Благодаря стедикаму пробежка легендарного героя в исполнении Сильвестра Сталлоне выглядит плавной и одновременно динамичной.

Ещё одна длинная сцена без монтажа, снятая со стедикама, – знаменитая поездка на велосипеде по отелю Оверлук. С помощью стедикама у Стэнли Кубрика появилась возможность снять сцену с позиции ребёнка, Дэнни. Из-за этого финал сцены выглядит очень пугающим.

Иногда длинные кадры действительно снимают без склеек. Но есть и случаи, когда режиссёры идут на некоторые хитрости. Брайан де Пальма, например, для «Глаз змеи» решил сделать монтаж незаметным и создать эффект непрерывного действия в открывающей и финальной сценах. Каждая из них длится дольше десяти минут, но внимательный зритель легко найдёт в них склейки: когда в кадре тёмный план или когда камеру ловко перегораживает какой-нибудь актёр.

Точно таким же образом поступил и Алеханро Гонсалес Иньярриту в «Бёрдмане»: склейки аккуратно спрятаны в каждой новой сцене фильма. Затемнение плана, перекрытие камеры – и мы снова получаем эффект беспрерывного действия.

От расположения камеры и актёров тоже зависит успех сцены, снятой одним кадром. Вспомним замечательную сцену из «Олдбоя», где главному герою приходится бить многочисленных противников молотком в узком коридоре. Атмосферная потасовка длится три минуты без склеек и снята с такого ракурса, будто мы смотрим action-игру на старой приставке.

Иногда создатели фильма подходят к режиссуре сцены без монтажа с особой изобретательностью. Так, для сериала «Шучу» Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли ради двухминутной сцены декорации меняли за спиной оператора прямо во время съёмок. Таким образом, комната, в которой снималась сцена, полностью трансформировалась ни один раз. Всё ради того, чтобы показать, как с годами менялась квартира главной героини.

Впрочем, эта технология не нова. Выдвижные декорации использовал еще Альфред Хичкок для своего фильма «Верёвка». Если бы не ограничение по длине плёнки, эта картина тоже была бы снята одним кадром.

Источник

От Хичкока до Мендеса: фильмы, снятые одним кадром

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

30 января в России вышла в прокат военная драма Сэма Мендеса «1917». Одна из главных особенностей этого фильма — визуальный ряд. Картина снята в довольно редком и амбициозном формате — одним кадром. На самом деле, конечно, кадров несколько, но оператор Роджер Дикинс и режиссер Сэм Мендес сделали монтажные склейки максимально незаметными для зрителя, чтобы у того не пропадало ощущение беспрерывного действия. В честь главной премьеры недели мы вспомнили еще несколько примечательных фильмов, которые сняты в том же формате, некоторые из них — действительно единым кадром, без уловок.

Кинематографу уже давно перевалило за сто лет, но прием со съемкой единым кадром до сих пор остается экспериментальным, даже при всех достижениях современных технологий. Такой формат для любого фильма невозможно освоить только при помощи техники — это как минимум требует длительных репетиций всей съемочной группы, что позволить сегодня себе могут совсем немногие — особенно, это касается актеров. Именно поэтому в «1917» на главных ролях заняты в основном малоизвестные молодые артисты, а звезды задействованы только во второстепенных ролях — непрерывную восьмимесячную репетицию (а именно столько оператор Роджер Дикинс, режиссер Сэм Мендес и остальная съемочная группа потратила на подготовку) могут позволить себе немногие. Из-за сложных подготовок к съемкам и сомнительного (а если честно — никакого) влияния на прокатные сборы, фильмы в подобном формате даже сейчас появляются совсем нечасто.

Если говорить про классический Голливуд, то первым баловаться длинными кадрами в своих фильмах начал Орсон Уэллс. Но не только по художественным соображениям. Например, по легенде на картине «Чужестранец» Уэллс специально делал дубли подлиннее и максимально заполнял их диалогами, чтобы не дать Эрнесту Нимсу, студийному монтажеру, изрезать его картину на маленькие кадры. Уэллсу такой подход с пулеметным монтажом очень не нравился, и чтобы дополнительно позлить Нимса, он придумал в «Чужестранце» знаменитую 4-минутную разговорную сцену в лесу, из которой невозможно было выкинуть ни секунды. Позднее такие длинные кадры стали визитной карточкой Уэллса. Самая знаменитая из них — разумеется, открывающая сцена из «Печати зла».

Были фанаты длинных кадров и в советском кино. Например, в невыносимой красоты картине «Я — Куба», снятой, возможно, самым крутым отечественным оператором вообще Сергеем Урусевским полно длинных кадров. Урусевский, кстати, включил парочку еще в знаменитый «Летят журавли», но именно в «Я — Куба» этот прием достиг совершенства. Описать их невозможно, это надо видеть. «Я — Куба» — надо сказать, вообще один из самых красивых фильмов не только советского, но и мирового кино. Если вы его не видели, бегите смотреть, так у нас никогда ни до, ни после не снимали.

В Европе первыми попробовали меньше монтировать и снимать длинными кадрами Жан-Люк Годар в его фильме «Уик-энд», который весь состоит из длинных сцен, а также бельгийский режиссер Шанталь Акерман, в фильме которого с невероятным названием «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» есть знаменитая сцена с одной статичной камеры. Полный фарш!

Но если в древние киновремена режиссеров ограничивали технические несовершенства оборудования (объем фильмокопии, габариты камеры, громоздкие студийные декорации), то с приходом цифровой эры и ручных камер, у них развязались руки. Но прием с длинными кадрами так и не стал трендом. Даже самые великие и технически подкованные постановщики и операторы обычно позволяют включить в фильм максимум 1-2 таких сцены, и то не в каждый. Среди таких появлений, конечно, вспоминается знаменитый эпизод из «Славных парней» в баре, несколько эффектных сцен из «Дитя человеческого» или «Гравитации» Альфонсо Куарона, экшн-схватка с молотком из «Олдбоя» и грандиозная сцена на пляже из «Искупления» Джо Райта. Но обычно режиссеры, продюсеры и операторы используют такие приемы очень аккуратно, только если они будут органично смотреться в законченном фильме. Зато прием отлично прижился в клипмейкерстве. Видеоигры — отдельная история, но стоит вспомнить хотя бы God of War, тоже визуально как бы «снятую» одним кадром.

Тем не менее, в истории кино нашлось несколько десятков фильмов, где использовали эту технику или маcтерски создавали видимость, что все снято без монтажных склеек. Отобрали, пожалуй, самые знаковые из них.

«Веревка» (1948)

Пока Орсон Уэллс боролся со студийными монтажерами, в конце 40-х первым снять беспрерывный фильм задумал Альфред Хичкок. Для этого он построил на студии Warner Bros. уникальные подвижные декорации на колесиках, которые могли бесшумно кататься по съемочной площадке. Актеров, включая суперзвезду того времени Джеймса Стюарта, заставили на зубок учить роли — вплоть до отточенных перемещений по комнате.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеекНа съемках

Наконец, режиссер придумал хитроумную систему монтажных склеек — через спины героев — чтобы действо не останавливалось ни на секунду. Увы, во времена Хичкока объем фильмокопии был ограничен — всего 10 минут, поэтому фактически «Веревка» снята не одним, а десятью кадрами. Несмотря на технические новаторские приемы, фильм приняли неоднозначно. Впоследствии даже сами Хичкок и Стюарт отмечали, что прием с длинными кадрами себя не оправдал, а только сделал фильм холоднее и академичнее.

«Эмпайр» (1964)

Первым неигровой (и вообще) фильм одним кадром в истории снял Энди Уорхол — мировой художник, который в 60-80-х сильно экспериментировал с любительским документальным кино. Его фильм «Эмпайр» — это почти 8-часовое созерцание самого знаменитого небоскреба мира «Эмпайр-стейт-билдинг» с крыши другого нью-йоркского здания. Особого смысла в этом фильме нет, но сейчас его можно целиком бесплатно посмотреть на YouTube или использовать в качестве динамического скринсейвера (правда, динамика тут та еще).

«Макбет» (1983)

Герой многих синефильских списков малоизвестных широкой аудитории гениев, венгерский режиссер Бела Тарр в 1982 году снял для телевидения свою версию шекспировского «Макбета», выбрав для этого не самый простой формат — одним кадром, да еще и в темных декорациях, при свете факелов. Но формально кадров все-таки два: первый продолжается 5 минут и заканчивается открывающими титрами, а вот после них уже все честно — 57 минут без единой склейки. «Макбет» Тарра внешне ближе всего к телевизионным театральным постановкам, только более хитроумно устроен и без единой сцены, как в театре.

«Таймкод» (2000)

В начале нового века ныне полузабытый британский режиссер Майк Фиггис задумал невероятный фильм-эксперимент. Развел четырех героев — кинопродюсера, его подругу, любовницу и любовницу любовницы — в разные концы Лос-Анджелеса, чтобы затем в режиме реального времени всего за 96 минут снять 96-минутный фильм «Таймкод». В финальной версии картины он поделил экран на четыре квадрата и пустил все четыре истории, каждая из которых снята единым кадром, параллельно. Магия картины Фиггиса в том, что она, конечно, выверена до секунды и устроена таким образом, что на протяжении всего сюжета истории не перебивают, а дополняют друг друга. В чем там дело и главное, чем этот сюжет заканчивается, рассказывать не будем, но если вы любите очень нестандартное, но при этом захватывающее кино, то поздравляем, вы его нашли.

«Русский ковчег» (2002)

Мендес и Дикинс признаются почти в каждом интервью, что именно «Русский ковчег» Александра Сокурова вдохновил их на съемку одним кадром в «1917». Оба являются знатоками российского и советского кино (любимые военные фильмы Дикинса — «Иваново детство» и «Иди и смотри»), так что ничего удивительного. Удивительный тут как раз фильм Сокурова — беспрерывная история отечества, разыгранная при помощи 2000 актеров и статистов в стенах государственного «Эрмитажа». Противники картины до сих пор задаются простым вопросом «зачем?», не замечая в фильме особой художественной ценности, глубины и достоинств кроме технического трюка, ради которого мы сегодня здесь собрались. Влюбленные в «Ковчег» часто признают его лучшей картиной Сокурова. Истина, как обычно, где-то посередине, но «Русский ковчег» действительно монументальное и очень впечатляющее кино.

«Бердмен» (2014)

Триумфатор «Оскара» 2015 года, блистательный фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту про кулисы бродвейского театра, который готовится к большой премьере — бывшая звезда супергеройского кино Ригган Томпсон ставит спектакль по мотивам своего любимого автора Рэймонда Карвера.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

«Бердмен», несмотря на всю виртуозность камеры Эммануэля Любецки, снят не одним, а несколькими кадрами, но это не так важно. Важно другое: здесь прием с длинными кадрами работает на все 100%, потому что позволяет показать жизнь за кулисами театра как вечную суету, тот самый All that Jazz, про который снимал Боб Фосси. Великолепный фильм, заслуженно получивший свои четыре «Оскара», в том числе и за лучшую картину года.

«Виктория» (2015)

В отличие от многих фильмов в списке, этот лихой немецкий триллер про девушку Викторию, которая попадает в самые разные ситуации одной ночью в Берлине, действительно снят одним кадром. Режиссер «Виктории» Себастьян Шиппер заявлял в интервью, что репетиции заняли несколько месяцев, а картина была снята всего со второго дубля — во вторую ночь съемок. «Виктория» не стала вехой в истории или даже культовой картиной, и все же это очень напряженный, отличный триллер из Европы, который вы скорее всего пропустили в прокате, а сейчас можете исправить эту оплошность.

«1917» (2019)

Режиссер Сэм Мендес изначально хотел снять «1917» в традиционном формате (нашу рецензию на фильм, кстати, читайте здесь), но вместе с оператором Роджером Дикинсом они пришли к тому, что в этой истории главным оппонентом героев является время, а не немецкая армия — и тут отлично подойдет съемка одним кадром. Мендес даже придумал жанровое обозначение для своей картины — тик-так-триллер. Репетировали, повторимся, более 8 месяцев, фильм в итоге сняли несколькими очень длинными кадрами с почти незаметными склейками между ними. И получился одна из самых впечатляющих военных драм в истории кино. Если вы собрались смотреть «1917», то выбирайте самый большой кинотеатральный экран на районе, лучше всего — IMAX.

Источник

Что такое сцена без склеек

Хотелось бы обсудить ваши любимые одноплановые сцены, то есть те которые сняты беспрерывно, без единой монтажной склейки, как минимум в течение полторы-двух минут.

Мне от этого словосочетания сразу вспоминается сцена из первой части «Убить Билла», где Невеста шла по дому голубых листьев. С этой сцены то моя страсть к подобному и началась.

Был еще «12» Михалкова, где таких сцен очень много и сняты они достойно.
Одна из первых сцен фильма «На гребне волны», где герой Киану Ривза впервые пришел в свой новый полицейский участок.
Одноплановые сцены из фильма «Слон» Ганса ван Сента, показались мне слегка скучными, но выглядят все равно интересно.
Замечательнеая часть «Четырех комнат» снятая Квентином Тарантино, так просто восхищает этой самой одноплановостью, ибо она почти вся снята одним планом.

Кто на ваш взгляд является гуру одноплановых сцен? Любите ли вы их вообще? Способны ли они заворожить зрителя, или же наоброт, нужен безпрерывный монтаж?

Начнем-с. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

«Русский ковчег»: весь фильм снят одним планом.

Подобные фишки очень любит использовать Де Пальма в своих фильмах, начиная со середины 1990-х.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Это не гуру, а любители. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Гуру одноплановых сцен: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Миклош Янчо, Александр Сокуров.

Вообще привязанность к длинным одноплановым сценам присуща в основном восточно-европейским и российским (советским) режиссерам.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Мунджиу в своей картине «4 месяца, 3 недели и 2 дня» показал достаточно длинных сцен одного плана без монтажа.

Вспоминаться еще «Дитя человеческое».

10-ти минутная сценка в Данкирке из «Искупления». Шикарно. Просто шикарно.

Источник

Что такое сцена без склеек

Хотелось бы обсудить ваши любимые одноплановые сцены, то есть те которые сняты беспрерывно, без единой монтажной склейки, как минимум в течение полторы-двух минут.

Мне от этого словосочетания сразу вспоминается сцена из первой части «Убить Билла», где Невеста шла по дому голубых листьев. С этой сцены то моя страсть к подобному и началась.

Был еще «12» Михалкова, где таких сцен очень много и сняты они достойно.
Одна из первых сцен фильма «На гребне волны», где герой Киану Ривза впервые пришел в свой новый полицейский участок.
Одноплановые сцены из фильма «Слон» Ганса ван Сента, показались мне слегка скучными, но выглядят все равно интересно.
Замечательнеая часть «Четырех комнат» снятая Квентином Тарантино, так просто восхищает этой самой одноплановостью, ибо она почти вся снята одним планом.

Кто на ваш взгляд является гуру одноплановых сцен? Любите ли вы их вообще? Способны ли они заворожить зрителя, или же наоброт, нужен безпрерывный монтаж?

Начнем-с. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

«Русский ковчег»: весь фильм снят одним планом.

Подобные фишки очень любит использовать Де Пальма в своих фильмах, начиная со середины 1990-х.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Это не гуру, а любители. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Гуру одноплановых сцен: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Миклош Янчо, Александр Сокуров.

Вообще привязанность к длинным одноплановым сценам присуща в основном восточно-европейским и российским (советским) режиссерам.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Мунджиу в своей картине «4 месяца, 3 недели и 2 дня» показал достаточно длинных сцен одного плана без монтажа.

Вспоминаться еще «Дитя человеческое».

10-ти минутная сценка в Данкирке из «Искупления». Шикарно. Просто шикарно.

Источник

Что такое сцена без склеек

Хотелось бы обсудить ваши любимые одноплановые сцены, то есть те которые сняты беспрерывно, без единой монтажной склейки, как минимум в течение полторы-двух минут.

Мне от этого словосочетания сразу вспоминается сцена из первой части «Убить Билла», где Невеста шла по дому голубых листьев. С этой сцены то моя страсть к подобному и началась.

Был еще «12» Михалкова, где таких сцен очень много и сняты они достойно.
Одна из первых сцен фильма «На гребне волны», где герой Киану Ривза впервые пришел в свой новый полицейский участок.
Одноплановые сцены из фильма «Слон» Ганса ван Сента, показались мне слегка скучными, но выглядят все равно интересно.
Замечательнеая часть «Четырех комнат» снятая Квентином Тарантино, так просто восхищает этой самой одноплановостью, ибо она почти вся снята одним планом.

Кто на ваш взгляд является гуру одноплановых сцен? Любите ли вы их вообще? Способны ли они заворожить зрителя, или же наоброт, нужен безпрерывный монтаж?

Начнем-с. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

«Русский ковчег»: весь фильм снят одним планом.

Подобные фишки очень любит использовать Де Пальма в своих фильмах, начиная со середины 1990-х.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Это не гуру, а любители. что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Гуру одноплановых сцен: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Миклош Янчо, Александр Сокуров.

Вообще привязанность к длинным одноплановым сценам присуща в основном восточно-европейским и российским (советским) режиссерам.

что такое сцена без склеек. Смотреть фото что такое сцена без склеек. Смотреть картинку что такое сцена без склеек. Картинка про что такое сцена без склеек. Фото что такое сцена без склеек

Мунджиу в своей картине «4 месяца, 3 недели и 2 дня» показал достаточно длинных сцен одного плана без монтажа.

Вспоминаться еще «Дитя человеческое».

10-ти минутная сценка в Данкирке из «Искупления». Шикарно. Просто шикарно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *