что такое транзакционные расходы
Современный мир динамично развивается во всех видах деятельности, совершенствуется и создаёт уникальные предметы. Ввиду такой динамики возникают новые понятия, термины, которые не всегда бывают понятны многим людям. Для большинства людей ясно такое слово, как «издержки», но не понятно, что такое издержки, относящиеся к трансакционным. Именно эту тему раскроет данная статья и поможет разобраться с необходимыми терминами, раскрыть суть и разобрать виды этого понятия.
Для чего необходимы и где используются трансакционные издержки
Вполне естественно то, что любая компания, фирма или производство занимаются деятельности по выработке каких-либо услуг или товаров, занимается поставкой продуктов питания или иных видов сырья, необходимого для жизнедеятельности людей. Именно поэтому создаются специальные условия для качественного выполнения работы этих фирм. Трансакционные издержки – это неизбежный процесс для многих из них. Что же входит в данное понятие? Для чего вообще нужны такие издержки? В чём их назначение?
Трансакционные издержки – это такие расходы, которые затрачиваются на поиск необходимой информации, на осуществление переговоров, на защиту прав собственности фирмы или предприятия. Сюда же входят и затраты на то, чтобы избежать некачественных контрагентов, которые способны ради собственной выгоды и наживы отклониться от тех договорённостей, которые были установлены между ними и фирмой. Именно такие составляющие способны нанести огромный ущерб предприятию, которое сэкономило или вовсе отказалось от подобных затрат. Поэтому всё больше компаний уделяют трансакционным издержкам особое внимание помимо многих других трат, связанных с заключением необходимых договоров.
О значении теории
Несколько лет назад была создана теория трансакционных издержек, и имеет она множество последователей. Значение её актуально и по сей день, поскольку полностью себя оправдывает на мировом рынке. Каждый согласится с тем, что в жизни много ситуаций, где людей хотят обмануть, присвоить их собственные финансы, не давая ничего взамен. Такое же положение, увы, широко захватывает многие структуры стран. Суть теории трансакционных издержек сводится к тому, чтобы правильно организовать все этапы сделки: найти необходимого контрагента, организовать переговоры, обговорить все необходимые условия для создания договора, заключить саму сделку и контролировать процесс выполнения всех условий с обеих сторон.
Естественно, что подобная теория не могла остаться без внимания. И это связано со многими причинами. Здесь играет роль и вхождение некоторых стран на мировой рынок, и влияние государства на заключение определённых сделок, и разделение труда между различными странами, следовательно, и их рынками. Также известны ситуации, когда целостные права собственности расщеплялись на частичные права, принадлежащие разным владельцам. В этом случае должны меняться и трансакционные издержки прав собственности. А в странах, где слабо укреплены рыночные отношения, данная теория имеет особое значение. Она помогает минимизировать риски, связанные с искажённой информацией об услугах и товарах, поставляемых тем или иным контрагентом.
Классификация трансакционных издержек
В целом трансакционных издержек существует немало. Поэтому существует определённая классификация трансакционных издержек. В первую группу входят издержки, которые определяют составляющие детали заключаемого контракта. Иными словами, поиск товаров и услуг на рынке, которые необходимы конкретному предприятию или фирме.
Вторая группа включает в себя издержки, которые связаны с поиском партнёров. Необходимо не просто найти их, но и выявить цены на их товары и услуги, оценить вероятность работы с ними, их способность выполнить условия договора и т.д. Третья группа включает в себя расходы, связанные с непосредственной координацией. Здесь важными являются интересы заказчика, и вся структура осуществляется таким образом, чтобы организовать переговоры сторон.
В четвёртую группу входят издержки, которые необходимо затратить на приобретение дополнительной информации по трансакции. И последняя, пятая группа включает в себя издержки, которые связаны с оппортунизмом. Казалось бы, сложное слово, но о его значении уже было сказано в данной статье. Это и есть понятие о недобросовестном исполнителе, который хочет нажиться на заказчике.
К чему может привести отсутствие трансакционных издержек
Конечно, многие авторы создают и выделяют и иные виды трансакционных издержек, но их общая суть абсолютно неизменна. Могут различаться названия тех или иных групп, но не их смысл. Естественным является и то, что не всегда задействованы все виды издержек для заключения договора. Всё зависит от ситуации, от приобретаемой услуги или товара, от полученной ранее информации.
К трансакционным издержкам относятся те, которые могут быть связаны с менее серьёзным контрактом. Стоит понимать, что значительно могут возрасти издержки и из-за того, что поиск необходимой информации ведётся длительное время, что оттягивается подписание необходимого контракта, что не все риски можно свести к нулю с помощью издержек.
Вообще, если рассматривать наиболее детально, то никакие издержки не способны полностью гарантировать беспроблемный итог. Зачем же тогда они вообще нужны? Зачем тратить деньги? Ошибочно думать и то, что трансакционные издержки не смогут помочь. Если работники качественно подходят к своим обязанностям и ведут пригодную работу, то очень многих последствий можно избежать и не потерять финансовую составляющую сделки.
Государственная поддержка фирм и контрактов
Трансакционные издержки фирмы, как уже говорилось, включают в себя и издержки на защиту прав собственности. Причём такие затраты занимают довольно важную позицию, им уделяется особое внимание. В действительности существует обширное множество различных фирм. К ним могут относиться и мелкие предприятия сами по себе, и огромные компании, куда входят множество различных подразделений.
Однако все они хотят получить большую прибыль, доход, затратив на это минимальное количество средств. Но подходить к подобным процессам следует очень внимательно и серьёзно. Если собственник постоянно нарушает права, то это усугубляет его положение. Каким образом? Всё довольно просто. Он тратит слишком много времени и финансов для того, чтобы вновь вернуть данные права. Ему приходится отчислять немало средств государственным, судебным органом, которые занимаются охраной порядка. Без поддержки таких аппаратов защитить собственность довольно трудно и накладно.
Поэтому основная масса всех существующих фирм предпочитает официально регистрировать и фиксировать заключаемые контракты. Это даёт своеобразную гарантию на то, что условия контракта будут соблюдены, а права фирмы будут сохранены. В противном случае зарегистрированную фирму поддержит государственный аппарат власти и накажет непутёвого исполнителя.
Разнообразие проблем
Трансакционные издержки в экономике составляют немалую проблему для тех, кто ими вынужден воспользоваться. Казалось бы, а в чём же проблема? Есть у компании средства, она ими распоряжается, оплачивает необходимые затраты. Однако любая компания или фирма должна рассчитывать и видеть не только прибыль от заключённого контракта, но и убытки, которые с ним связаны. Зачастую очень нелегко подсчитать трансакционные издержки. С чем это может быть связано?
Факторов существует довольно много. Стоит рассмотреть их более детально. Естественно, что некоторую часть невозможно рассчитать прямым способом. Пример очень прост: не существует точного и определённого времени, которое будет затрачено на то, чтобы отстоять многочисленные очереди в каких-либо учреждениях и заполнить множество отчётных форм. Существуют и издержки, которые не связаны с денежной выплатой и требуют равноценного обмена на какую-либо услугу. Плюс ко всему этому существует ещё немало иных издержек, которые можно отнести к неформальным элементам. И чем чаще приходится их использовать, тем больше затруднений возникает в решении проблем, связанных со сделкой или контрактом. Стоит понимать, что если существуют неформальные элементы в издержках, то это не говорит об их незаконности.
Избегая банкротства
Трансакционные издержки рынка могут применяться не только к клиентам и партнёрам, но и к конкурентам. И казалось бы, зачем тратить средства ещё и на эту информацию, на её поиски и обработку? И здесь ответ довольно очевиден. Как уже было сказано, любая фирма хочет получить прибыль. И ещё лучше, чтобы эта прибыль была постоянной. Это необходимо для поддержания фирмы, для того чтобы она не стала банкротом. Конечно, необходимо просчитывать всё таким образом, чтобы затраты окупились и привели к получению определённого дохода.
Что же тогда нужно знать о конкурентах? Очевидно, что необходимо иметь достаточное количество информации о фирмах-конкурентах, об их политике и стратегии работы на рынке. Именно тогда можно усовершенствовать работу собственной фирмы, создать свою уникальную стратегию и обезопасить компанию от провала и последующего банкротства. Плюс ко всему этому трансакционные издержки должны помогать в получении необходимой информации о выгоде заключения того или иного контракта или о его неэффективности. Сбор, обработка, постоянное наблюдение за изменениями такой информации способны существенно сократить затраты.
Выбор рабочего персонала
Трансакционные издержки – это затраты, которых невозможно избежать, но их вполне возможно уменьшить. Существует ещё масса способов для данного процесса. Любой руководитель компании должен лично понимать, какие виды издержек могут существовать, на что они направлены и какую пользу и эффективность могут принести. Когда возникает вопрос о необходимости в заключении того или иного контракта, в оказании той или иной услуги, сам руководитель должен рассмотреть эту ситуацию. Именно его мнение должно стать первым этапом в осуществлении данной работы.
Но вся компания должна иметь определённые навыки и знания, чтобы приложить усилия и достичь конечного результата на высшем уровне. Необходимо создать профессиональную команду, которая будет способна решать поставленные задачи в быстрые сроки и принести фирме определённую прибыль. Здесь каждый должен понимать суть своих обязанностей. Бухгалтер, менеджер по подбору персонала, управленец – все они являются частью огромного механизма. Поэтому внутренняя работа компании также способна сорвать сделку или принести хорошую прибыль.
Пример из обычной жизни
Примеров трансакционных издержек существует огромное множество и в повседневной жизни людей. Каждый из нас сталкивается с ними практически везде и всегда. И точно так же, как и фирма или компания, старается их минимизировать. К примеру, человеку необходимо сделать ремонт в квартире (или просто хочется освежить ремонт). Он может заняться ремонтом самостоятельно, а может нанять отдельную бригаду рабочих, которые сделают любые работы за определённую сумму. Конечно, есть бригады, которые будут работать с собственным материалом, что существенно повысит стоимость такого ремонта. Но есть и бригады, которые будут делать ремонтные работы с тем материалом, который купит лично хозяин квартиры. Всё это примеры издержек, которые будут понесены человеком для обновления своей квартиры. Однако существует вариант минимизации данных издержек. Хозяин квартиры может покупать разный материал в различных магазинах города. Почему? Всё просто. Он считает, что где-то качественнее, где-то дешевле и т.д. Ну и, как было сказано выше, хозяин квартиры может делать ремонт самостоятельно, при этом он тратит личное время, которое тоже можно отнести к определённому виду издержек.
Полное отсутствие трансакционных издержек
Трансакционные издержки – это термин, который можно применить не только к бизнесу или рыночным отношениям. Его значение используется во многих отраслях жизни человека, но важно понимать его суть. Конечно, существует ещё огромное множество разнообразных видов, подвидов и классификаций данных издержек.
Многие авторы занимались изучением этого понятия, составляли разнообразные таблицы и материалы в помощь людям. Неизменным остаётся то, что данный термин очень актуален на данный момент. Можно ли говорить о том, что в скором будущем можно будет полностью отказаться от трансакционных издержек? Кажется, что пока никто не может заявить об этом точно. Мир меняется, совершенствуется, создаёт что-то новое. Но что ждёт людей в будущем, никому не известно наверняка. Поэтому множество компаний и фирм по всему миру пользуются своими стратегиями и политикой, которые для них считаются самыми эффективными.
Трансакционные издержки
Трансакционные издержки (Transaction costs) — это издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно (расходы на сырье, заработную плату, материалы, транспортировку и пр.), а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр.
Данный термин был впервые введен американским экономистом Р. Коузом в своем труде «Природа фирмы» в 1937 г., впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике именно за изучение трансакционных издержек в 1991 году.
Существует несколько видов трансакционных издержек. Перечислим важнейшие из них.
Трансакционные издержки пронизывают всю сферу хозяйственной жизни общества. Все мы сталкиваемся с подобными издержками на каждом шагу, порой не осознавая этого. Ученые часто сравнивают трансакционные издержки в экономике и трение в физике, проводя между ними аналогию. Американский экономист Д. Стиглер писал, что «окружающий мир с отсутствующими трансакционными издержками является таким же странным, как и физический мир с отсутствием сил трения». Р. Коуз утверждал, что если вдруг будут отсутствовать все перечисленные выше виды трансакционных издержек, то ничего не может помешать совершению сделок (трансакций) и в итоге вечность будет прожита за считанные доли секунды. Обменные операции происходили бы мгновенно, потому что на поиск той или иной информации не затрачивалось бы ни малейшей доли ресурсов.
Транзакционные издержки 2021
Table of Contents:
Что такое «Транзакционные издержки»
СНИЖЕНИЕ «Затраты транзакции»
Транзакционные издержки важны для инвесторов, поскольку они являются одним из ключевых детерминантов чистой прибыли. Транзакционные издержки уменьшают отдачу, и со временем высокие транзакционные издержки могут означать тысячи долларов, потерянных не только самими издержками, но и потому, что издержки уменьшают объем капитала, который можно инвестировать. Тарифы, такие как коэффициенты расходов по взаимным фондам, имеют одинаковый эффект. Различные классы активов имеют разные диапазоны стандартных транзакционных издержек и сборов. При прочих равных условиях инвесторы должны выбирать активы, стоимость которых находится на низком уровне диапазона для их типов.
Устранение транзакционных издержек
Когда транзакционные издержки уменьшаются, экономика становится более эффективной, и больше капитала и труда освобождаются для получения богатства. Сдвиг такого рода не приходит без больших усилий, так как рынок труда должен приспосабливаться к своей новой среде.
Одним из видов транзакционных издержек является барьер для общения. Когда у совершенно другого продавца и покупателя абсолютно нет средств коммуникации, транзакционные издержки сделки слишком высоки, чтобы их можно было преодолеть. Банк выполняет роль посредника, связывая экономию с инвестициями, а процветающая экономика оправдывает доход банка за транзакционные издержки на сбор информации и связующих сторон.
Тем не менее, возраст информации, особенно приток Интернета и телекоммуникаций, значительно сократил барьеры для общения. Потребителям больше не нужны крупные учреждения и их агенты для получения образованных покупок.По этой причине выживание страхового агента ставится под угрозу благодаря широкому кругу технологических запусков, в рамках которых веб-сайты продают или распространяют страховые полисы. Легкий доступ к информации и коммуникациям, которые предоставляет Интернет, также угрожал средствам к существованию рабочих мест, таких как агент по недвижимости, биржевой брокер и продавец автомобилей.
По сути, цены на многие товары и услуги снизились из-за сокращения барьеров на пути общения между обычными мужчинами и женщинами. Розничные и мерчандайзеры также выполняют роль посредников, объединяя потребителей с производителями. В последние годы индустрия розничной торговли также была потрясена, с компанией электронной коммерции Amazon. com, проходя мимо традиционных гигантов, таких как Kohl’s и Macy’s, в сводной оценке, основанной на активах, доходах и рыночной стоимости.
Трансакционные издержки
В современном мире под трансакционными издержками (transaction costs) понимают затраты, не связанные с производством и возникающие в связи с заключением сделок (договоров, контрактов). Они включают в себя затраты времени и других ресурсов на совершение сделки, а также потери вследствие заключения неполного или неэффективного договора.
Основные подходы к определению трансакционных издержек
Базовой единицей в трансакционном анализе является трансакция, то есть акт экономического взаимодействия по обмену товарами, услугами, капиталом, а также юридическими обязательствами в рамках как документально оформленных, так и устных соглашений любого характера, как на рынке, так и внутри предприятий. Расходы и потери такого взаимодействия, сопровождающие использование материальных, интеллектуальных, человеческих и других ресурсов в процессе производства в широком смысле и реализации товаров и услуг, получили название трансакционных.
Понятие трансакции было введено американским экономистом Джоном Коммонсом в 1931 году. По его определению, трансакция – это отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.
Глубокий анализ трансакционной теории был сделан выдающимся американским экономистом Оливером Уильямсоном, в частности в его работе «Экономические институты капитализма» (1985), которая является одним из наиболее цитируемых экономических трудов, написанных за последнее столетие.
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Кеннет Эрроу определяет трансакционные издержки как затраты, связанные с поддержанием функционирования экономических систем.
Таким образом, трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, которые затрачиваются на осуществление трансакций. Под трансакцией понимают отчуждение или присвоение прав собственности.
Причины возникновения трансакционных издержек
Трансакционные издержки возникают вследствие неопределенности действий экономических агентов и информации относительно объективной экономической ситуации в процессе заключения и обеспечения заключения контрактов.
О. Уильямсон выделяет три причины возникновения трансакционных издержек:
1. Несоответствие субъективных представлений участников трансакций объективному положению вещей и недостаточная осведомленность участников трансакций, а также невозможность принятия абсолютно верных решений, то есть ограниченная рациональность.
2. Оппортунистическое поведение участников трансакций, которое нарушает условия явных или неявных соглашений и не отвечает обоснованным ожиданиям других участников трансакций, нарушая их права.
3. Специфичность активов – у товаров или участников сделки отсутствует взаимозаменяемость, что приводит к сужению рынка.
Взаимосвязь трансакционных и трансформационных издержек
По мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, критерием определения трансакционных издержек является с точки зрения покупателя – все расходы, которые он несет сверх рыночной цену за товар или услугу; с точки зрения продавца – все расходы, которые он несет, продавая товар на рынке, а не самому себе.
Таким образом, изменения в технологии влияют на уровень трансакционных издержек, а институциональные изменения – на уровень трансформационных издержек. Д. Норт предлагает рассматривать трансформационные издержки как обусловленные состоянием производственных сил, а трансакционные издержки – характером производственных отношений.
Классификация трансакционных издержек
Каждая трансакция включает следующие группы параметров: участники сделки, ресурсы и ожидаемые результаты сделки, права участников на ресурсы и результаты, обязанности участников, управление сделкой.
Трансакционные издержки делятся на внешние, возникающие вследствие действий предприятия на рынке и внутренние, сопровождающие функционирование внутренней структуры предприятия. Соответственно, внешние трансакционные издержки связанные с функционированием рынка и определяются характером общественных институтов. Внутренние трансакционные издержки определяются функционированием организационной структуры предприятия.
К внешним трансакционным издержкам относят:
К внутренним трансакциям относятся:
По мнению Дж. Уоллиса, Д. Норта и других исследователей внутренние трансакционные издержки включают следующие компоненты:
По классификации П. Милгрома и Дж. Робертса, трансакционные издержки делятся на группы [6] :
Согласно этой классификации различают:
Таким образом, обобщив приведенные классификации, можно выделить следующие виды трансакционных издержек:
Список использованной литературы
[1] Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. — 224 с.
Трансакционные и трансформационные издержки
Д. Норт и Р. Томас выдвинули идею о том, что институциональные изменения имеют определённые источники, которые заключались в соотношении цен. Институциональные изменения происходят в процессе перемен ценовых пропорций, что даёт возможность институтам становится более эффективными.
Формирование институциональных изменений происходит посредством:
Таким образом, ценовой механизм представляет собой институт, а подобная гипотеза не обуславливает его неэффективность, а также существования иных неэффективных институтов, к примеру, институт прав собственности. Ответом на этот вопрос служат трансакционные издержки, которые представляют собой социальные издержки, включающие следующие статьи:
Для каждого набора норм экономического поведения существуют конкретные перечни доходных и расходных статей, иными словами видов доходов и затрат, получаемые агентом, которые следует этим нормам.
Трансформационными называют те издержки, которые переходят от одной норме к другой. Среди них:
Когда осуществляются реформы, трансформационные издержки перекладываются на государственные органы власти (бюджет), отдельные организации и компании. Стоит заметить, что они, зачастую, довольно высокие, подобно трансакционным издержкам, поскольку происходит изменения во многих экономичсеких структурах, которые чувствуют на себе определённые трудности в адаптации к новым условиям.
О. Блэнчард и Н. Ш. Кремер говорят о том, что любая трансформация является источником дезорганизации системы. В силу этого, с точки зрения разработки и реализации эффективной макроэкономической политики, необходимо учитывать соотношение трансакционных и трансформационных издержек.
Трансакционные издержки, их виды и моделирование
Трансакция – это обмен какими-то благами, услугами или информационными поводами между двумя агентами.
Теория трансакционных издержек сформировалась в рамках институциональной теории как специфически новое направление.
Теория трансакционных издержек – это все издержки, которые связаны с осуществлением обмена (трансакции), а также с обменом и защитой прав собственности.
Данное определение появилось ещё в 1934 г. в работе Д. Коммонса «Институциональная экономика», он определил значение терминов «трансакция» и «трансакционные издержки». Чуть позднее эту идею стал развивать Р. Коуз и в 1937 г. он опубликовал свою статью «Природа фирмы», в которой он обуславливает процесс возникновения фирмы в пространстве рынков экономией на трансакционных издержках.
Трансакционные издержки – это эквивалент трения в механических системах.
Подобное трение представлено набором факторов, которые препятствуют сопротивляющихся заключению сделок между экономическими агентами. Институциональная теория не может до сих пор дать точной интерпретации трансакционным издержкам, что влияет на отсутствие единства объяснения их природы. В научном мире говорят о трёх вариантах появления трансакционных издержек.
Первый вариант даёт теория трансакционных издержек: издержки трансакции связаны с недостаточностью информации и её искажением о субъектах рынка и о рынках, в том числе.
Второй вариант основан на подходе с позиций теории общественного выбора. Этот подход обуславливает происхождение трансакционных издержек посредством неопределённости выбора и иррационального поведения субъектов при осуществлении выборных процедур.
Третий вариант рассматривает появление трансакционных издержек с точки зрения агентский соглашений, опираясь на психологические расхождения субъектов в процессе заключения соглашения между ними.
Классификация трансакционных издержек
Появление издержек обуславливается в природе с психологической позиции, выделяется три типа трансакции:
Все типы психологического взаимодействия, которые дают модель трансакции, становятся причиной появления разного типа издержек подобного взаимодействия.
При анализе трансакционных издержек происходит их выведение из информационных, которые в экономической науке обозначают издержки по установлению продавцов и цен. Одновременно с этим число продавцов и покупателей на рынке, степень неоднородности и однородности товара, длительность присутствия на рынке и географическая его протяжённость выполняют роль основных факторов величины информационных издержек. Таким образом, можно говорить о том, что трансакционные издержки связаны с издержками получения информации об обмене, в силу того, что их можно выделить в информационных издержках.
Трансакционные издержки – часть, элемент информационных издержек.
Важно понимать, что в обратную сторону данное утверждение не работает. По большому счёту, информационные издержки служат частью группы трансакционных издержек.
Когда Робинзон Крузо находился на необитаемом острове, он собирал информацию об урожайности злаковых культур и погоде. Это были информационные издержки.
Появление подобного рода анализа в виде трансакционных издержек, даёт возможность расположить разные теории по объекту анализа.
Объект исследования экономических теорий
Экономическая теория | Центральное место в анализе |
Теория физиократов | Сельское хозяйство |
Старый институционализм | Рынок труда |
Теория экономической динамики (Й. Шумпетер) | Рынок предпринимательских услуг |
Кейнсианство | Фондовый рынок |
Монетаризм | Рынок денег |
Теория трансакционных издержек | Рынок информации и информационных услуг |
Институциональная теория предполагает классификацию трансакционных издержек. Самой популярной стала классификация, которую предложил О. Уильянсон. Он поделил трансакционные издержки на два типа: ex ante (до того как, до сделки), ex post (после того как, после совершения сделки).
Подобная классификация трансакционных издержек основывается на представлении сделки как процесса, который включает в себя следующие этапы:
Издержки поиска информации, в том числе включают в себя затраты на поиск информации о потенциальном партнёре, ситуации на рынке, а также потери, которые подразумеваются несовершенством или намеренным искажением найденной информации.
Издержки ведения переговоров – затраты, которые уходят на ведение переговоров, а также на установление условий обмена и на выбор формы сделки.
Издержки измерения – издержка, которая предусматривает трату времени и средств на установление качества товара и услуг, в отношении которых совершается сделка.
Издержки заключения контракта – затраты на юридическое, или формальное, или неформальное оформление сделки.
Издержки поиска покупателя и продавца – маркетинговые затраты, связанные с поиском продавцов и покупателей.
Издержки контроля качества – затраты, которые связаны с тем, чтобы установить параметры качества продукта или услуги после совершения сделки о продаже.
Издержки выполнения контракта – затраты на реализацию всех пунктов контракта.
Издержки оппортунизма – затраты, которые связаны с соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения данных условий.
Издержки спецификации и защиты прав собственности – затраты, которые связаны с содержанием судов, арбитражей, а также времени и ресурсов, нужных для восстановления прав, которые были нарушены в процессе выполнения контрактов, а также потери от неэффективной спецификации прав собственности.
Издержки защиты от третьих лиц – затраты, которые включают в себя потери на защиту в судебных инстанциях от претензий третьих лиц, а также от претензий государства и организованной преступности.
Данная классификация показывает проблему измерения трансакционных издержек. Для оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне было предложено использование понятий трансакционного сектора. Это сделали Дж. Уоллис и Д. Порт. Они включили в него оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, управленческие затраты, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность. Судя по их расчётам, доля трансакционных издержек в США с 1870 по 1970 гг. возросла с 25% до 55%, при этом трансакционные издержки на единицу валового национального продукта (ВНП) сократились из-за роста государственного трансакционного сектора. Затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность составили 13,9% ВНП. В России в 1997 г. этот показатель был на уровне 1,6%. Из всего этого следует, что основная часть трансакционных издержек в России приходится на экономических агентов. Это и есть причина высокого уровня трансакционной неэффективности хозяйственной системы России.
Говоря об изменениях трансакционных издержек в зависимости от количества трансакционные издержки могут быть высоки в двух случаях:
В интервале СА трансакционные издержки высоки хотя бы потому, что существует вероятность оппортунистического поведения сторон, в случае, при котором участники представляют собой владельцев специфических активов. От В до +∞ трансакционные издержки перманентно и с одинаковым постоянством возрастают как следствие коллективных действий возрастающего числа участников. В интервале между А и В обмен правомочиями между участниками сделки происходит в рамках экономических структур, где действует эффект личной репутации участников и оппортунизм ограничен использованием социальных санкций, что и делает трансакционные издержки низкими, а в точке Х – максимальными.
Кроме описанных выше также говорят об управленческих трансакционных издержках, которые, в свою очередь, делятся на две группы:
Пример издержек, связанных с физическим перемещением товарами и услуга смежных границ производственных процессов служит процесс перемещения полуфабрикатов в пределах предприятия, а также внутрифирменная транспортировка.
Трансакции четырёх типов выделяли Миллер и Воллманн:
Политические трансакционные издержки – это часть управленческих трансакциооных издержек, которые связаны с рыночными, а также управленческими трансакциями, при функционировании политической системы.
Политические трансакционные издержки делятся на две группы:
Для использования категорий трансакционных издержек в экономическом анализе, нужно включать этот вид издержек в функциональные взаимосвязи или зависимости с конечными показателями работы экономических систем. Это порождает проблему моделирования издержек:
Два этих критерия является ядром анализа институтов. Во время исследований появляется проблема интерпретации того, по какой причине одинаковые виды деятельности по-разному организованы.
Дочерние компании любой корпорации, которые занимаются одним видом деятельности, как прообраз семьи, являются ярким примером.
Это спровоцировало новых институционалистов на более активные действия, следствием которого стало рассмотрение контрактных основ управления экономической системы. В силу того, что исходные данные характеризуются неполнотой, как и люди, не могут быть полностью информированы, и даже более того они ограниченно рациональны, в силу того, что индивиды имеют только частичные знания тех возможностей выбора, которые предлагает система. Исходные знания любого индивида отличается от знаний других.
Наглядно рассмотреть проблему моделирования трансакционных издержек на примере схемы. В графическом варианте эту функцию можете представить так:
Согласно схеме, какой-то товар продаётся в обмен на деньги. В таком обмене участвуют производитель и потребитель. Выполнение условий контракта на покупку порождает трансакционные издержки. Определяется трансакция, в качестве покупки данного товара. В такой ситуации можно говорить о трансакционной функции Yc= Ρ(Υp) по аналогии с производственной функцией Кобба – Дугласа, где Yc – объем товара, испрашиваемый потребителем; Yp – объем товара, поставленного производителем.
Кривая ОВ – трансакционная кривая; расстояние ОА – объем товара или трансакционные затраты; АВ – объем товара, приобретенного потребителем, или трансакционной выпуск.
Тогда трансакционные издержки представляются формулой
Представим фирму, которая осуществляет трансакционную деятельность. Она покупает товар по цене Рр у производителя и продает его по цене Рс потребителю. Если исходить из того, что компания имеет максимальную прибыль, то ее стратегию можно представить в виде формулы:
Если решить это уравнение, то получим
Эту ситуацию можно представить графически следующим образом:
Наклон трансакционной кривой в соответствии с нашими допущениями везде будет меньше единицы, т.е. в точке равновесия трансакции фирмы (точка Q) соотношение (компания работает с положительной прибылью, поскольку наклон отрицательный). Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребитель платит больше за проданную единицу, чем производитель. Эту разницу и составляют трансакционные издержки.