что такое транспортный запас
Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
Main Menu
Транспортный запас
Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.
Пример 1. Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.
В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:
Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.
Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.
Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.
Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот Ттек). Определяем подготовительный запас, дней:
Пример 3. Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.
Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).
Классификация запасов
Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу обращения. В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции. Запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т.д. Поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запасы как материальные потоки на определенном временном интервале в процессе приложения к ним различных логистических операций и дадим их классификацию (табл.).
По месту продукции в логистическом канале (цепи)
можно выделить следующие группы запасов: запасы материальных ресурсов; незавершенного производства; готовой продукции; тары и возвратных отходов.
По месту продукции в логистическом канале (цепи)
•Запасы материальных ресурсов
• Запасы незавершенного производства
• Запасы готовой продукции
• Запасы тары и возвратных отходов
По отношению к логистическим операциям
• Запасы в снабжении
• Сбытовые (товарные) запасы
• Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)
По функциональному назначению
• Страховые (гарантийные или буферные) запасы
• Устаревшие (неликвидные) запасы
По отношению к логистической системе или логистическим посредникам
• Запасы торговых посредников
По отношению к логистическим операциям:
Запасы в снабжении- это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.
Производственные запасы- это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные). Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единицах измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)-это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логической системы (РКС) к другому. Размеры транспортных запасов определяются расстоянием, на которое перевозятся грузы, коэффициентом звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания запасов в пути (время транспортировки, определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а также нормативами сроков доставки грузов (в днях).
Грузопереработка- это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.
По функциональному назначению запасы подразделяют на следующие виды.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибьютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы, чаще всего товары широкого потребления, должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.
Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.
По отношению к логистической системе или логистическим посредникам запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей или торговых посредников.
Основной проблемой логистического управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы: маркетинга, производства и финансов по отношению к запасам.
Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребностей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.
С позиций производственного менеджмента запасы должны, прежде всего, обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.
Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы с точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами, и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.
В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер управления между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического управления.
Эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической системе.
Понятие запаса неразрывно связано с понятием дефицита. В ходе производственного процесса по различным причинам может возникать дефицит материальных ресурсов. Различают следующие виды дефицита:
1) естественный (отсутствие ресурсов);
2) технологический (несоответствие предпринимаемых действий технологическому процессу);
3) искусственный (возникающий искусственным путем). При появлении возможности образования дефицита необходимо делать запасы, способные поддержать необходимый уровень производства независимо от сложившихся обстоятельств.
Простые запасы — различные виды материальных ресурсов, предназначенных для производственного потребления.
Основными причинами образования простых запасов являются:
1) несоответствие объемов поставки объему разового потребления;
2) разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;
3) климатические условия местности;
4) снижение транспортных расходов. Производственный запас включает:
1) текущий запас (необходимый для производства между двумя очередными поставками);
2) подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия);
3) страховой, или гарантийный, запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения);
4) товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).
Каждый из видов запаса может быть измерен:
1) в натуральном выражении (в штуках, м ) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;
2) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене необходимо для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями);
3) в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).
Запасы являются одним из основных факторов, влияющих на логистические издержки и уровень логистического обслуживания в целом. Существует три основных вида товарно-материальных запасов:
1) сырьевые материалы;
2) товары, находящиеся на стадии изготовления;
3) готовая продукция.
В зависимости от целевого назначения различают:
1) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;
2) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
3) производственные запасы, предназначенные для производственного потребления, поступившие на производство, но еще не использованные и не переработанные;
4) гарантийные (страховые), имеющие постоянное значение запасы, или «запасы для компенсации случайных колебаний спроса»;
5) товарные запасы, находящиеся в каналах распределения предназначенные для бесперебойного обеспечения потребителей;
6) «виртуальные» запасы, товарные запасы, виртуально находящиеся в точках сбыта (магазинах), фактически находящиеся на основном складе;
7) подготовительные («буферные») запасы, требующие дополнительной подготовки перед перевозкой и использованием в производстве;
8) сезонные запасы, образующиеся при сезонном характере производства;
9) переходящие запасы, возникшие остатки на конец отчетного периода;
10) рекламные запасы, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в сезон высоких продаж и во время проведения рекламных акций;
11) неликвидные запасы, длительно не используемые производственные и товарные запасы либо запасы, возникшие вследствие возникновения брака или повреждений во время перевозки.
Что такое транспортный запас
Тем не менее для задач производственно-экономического характера разработаны алгоритмы принятия оптимальных решений, основанные на методах математического программирования. К числу таких задач, например, относятся задачи размещения ресурсов, назначения работ, управления запасами, транспортные задачи и т. д. Роль человека в решении задач данного класса сводится к приведению реаль- [c.527]
Например, для некоторых научно-исследовательских организаций и ряда предприятий электротехнической промышленности рекомендовано при расчете норм собственных оборотных средств в запасах сырья, материалов и покупных полуфабрикатов исходить из объема 140-дневной потребности в них на планируемый год. В соответствии с действующими в отрасли рекомендациями указанная норма рассчитывается на основе частоты поступлений материалов в среднем два раза в год. При этом устанавливаются норма текущего запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас — 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы — в размере 5 дней. [c.131]
Общая норма запаса в днях определяется как сумма дней запасов транспортного, подготовительного, складского, гарантийного [c.274]
Основной особенностью транспортной продукции, в отличие от продукции других отраслей хозяйства, является то, что ее нельзя накапливать, создавать в запас. Транспортная продукция — процесс перемещения — потребляется тогда же, когда и производится. На транспорте процесс производства и реализация продукции слиты воедино. [c.10]
К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей, модель управления запасами, транспортная задача, а также задача линейного и динамического программирования. [c.50]
Интервал поставки — период времени между плановыми очередными поставками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени (увеличении) поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный запас и т. п.). [c.210]
Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности, запасы, транспортные и трудовые ресурсы. Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6. [c.313]
Себестоимость товарно-материальных запасов включает затраты на приобретение запасов, транспортно-заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту расположения в настоящее время и приведению в надлежащее состояние, затраты на переработку продукции, (выполнение работ и услуг). [c.12]
Отделы материально-технического снабжения должны находить оптимальные решения при выполнении плана снабжения, исходя из наиболее рациональных форм реализации выделенных предприятию фондов. При решении вопроса о выборе форм снабжения (транзитной или складской) следует учитывать не только необходимость создания определенного запаса, но и величину расходов, связанных с получением и транспортировкой грузов, т. е. транспортно-заготовительных расходов. Эти расходы, относимые на стоимость материалов, состоят из затрат по возмещению расходов поставщиков по отправке материалов [c.52]
Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов. [c.196]
Транспорт нефти, нефтепродуктов и особенно газа связан с использованием специализированных и даже специфичных (трубопроводы) транспортных средств, которые невозможно применить для транспортирования других видов промышленной продукции. Поэтому в задачу нефтяной и газовой промышленности включаются не только добыча нефти и газа и производство нефтепродуктов, но и доставка их потребителям. Хранение этих продуктов также требует специфичных средств, не используемых в других отраслях промышленности. Особенно специфичны газохранилища. Наземные металлические средства хранения (газгольдеры)—очень дорогостоящие, опасные в эксплуатации, не могут обеспечить достаточно больших запасов газа. В последние годы большое развитие получили подземные газохранилища, используемые для регулирования суточной и сезонной неравномерности потребления газа. [c.8]
Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством. Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки, экономит энергию, сокращает материальные запасы. И — что более важно — повышается качество [c.159]
Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров, получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах. Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры, нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта, управления товарно-материальными запасами, ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров. И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках. [c.457]
Системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или автоматизированные склады предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами. [c.608]
Одной из важнейших тенденций мирового энергобаланса является систематическое падение доли твердого топлива при одновременном значительном абсолютном росте его потребления. Мы позволим себе не согласиться с некоторыми высказываниями, встречающимися в мировой литературе, о предстоящем падении абсолютного размера добычи угля, так как огромный рост мирового потребления топлива в течение ближайшей трети века не может быть полностью покрыт ни развивающейся ядерной энергетикой, ни растущей добычей нефти и газа. Значительная роль в мировом энергобалансе сохранится за углем. И, хотя доля его в энергопотреблении 2000 г. упадет, абсолютное производство и потребление возрастет по сравнению с 1965 г. не менее чем в 2,5—3 раза. Разработка крупных разведанных запасов угля в ряде районов мира (благоприятное географическое размещение, условия залегания, отсутствие в данных районах других источников энергии, транспортные трудности и т. д.) является экономически необходимой и эффективной прежде всего для целей производства энергии и тепла, одновременно большую роль будет [c.282]
В соответствии с этим норма запаса готовой продукции определяется временем пребывания продукции на заводских складах, когда она подлежит сдаче на склад готовой продукции выполнения транспортно-экспедиционных операций оформления отгрузочных документов. [c.326]
Метод расчета норм производственных запасов материалов при сезонном снабжении основывается на конкретных транспортных схемах доставки грузов. Сезонное снабжение характерно для предприятий, расположенных в.. северных районах страны. На каждый производственный объект материальные ресурсы могут доставляться по одному или нескольким различным сезонным маршрутам (с перевалками грузов или без перевалок) в зависимости от географического положения, природных условий, имеющихся путей, сообщения. Сезонный запас производственных объектов слагается из запасов, находящихся непосредственно на объектах (у потребителя) и ведомственных базах на сезонных грузопотоках (маршрутах). [c.122]
Норму производственного запаса материалов при сезонных поставках определяют по двум составным частям текущей и подготовительной. В составе подготовительной части, как правило, предусматривают только обычный запас, связанный с необходимостью разгрузки транспортных средств [c.122]
В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се- [c.123]
Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов [c.123]
Норма плановых переходящих складских запасов оборудования — это удельный показатель, по которому определяют в стоимостном выражении количество всего общезаводского оборудования (по установленной номенклатуре), которое должно находиться на начало года в предмонтажном периоде на стройках министерства для обеспечения ритмичной сдачи оборудования в монтаж. Норму измеряют в процентах от полной стоимости общезаводского оборудования, получаемого в плановом году по фондам, от собственного производства и по прямым связям, включая стоимость транспортно-заготови-тельных расходов. Норма запаса может быть выражена также в днях производственного потребления оборудования. [c.181]
Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году. [c.181]
Рассчитывают нормы складского запаса оборудования для основных районов строительства по действующим транспортным схемам (в днях). [c.182]
К запасным основным средствам относятся оборудование и транспортные средства, находящиеся в запасе (в резерве на складе) и предназначенные для замены этих видов основных средств, выбывающих из эксплуатации. [c.91]
К сбытовым запасам относятся запасы средств производства в сфере обращения. Часто эти запасы называют товарными для того, чтобы подчеркнуть товарный характер материальных ресурсов. Они подразделяются на запасы готовой продукции транспортные запасы или запасы в пути запасы на базах и складах снабженческо-сбытовых организаций, а также в организациях оптовой торговли средствами производства. [c.192]
Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей. [c.193]
Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Транспортный запас
Транспортный запас определяется как разница во времени между пробегом данного материала, включая время на его разгрузку и складирование, и пробегом платежных документов, включая их оплату. Этот запас компенсирует отвлекаемые из оборота средства предприятия в связи с опережением оплаты материальных ценностей по сравнению с их поступлением. [1]
Транспортный запас охватывает оборотные средства, которые отвлекаются с момента акцепта счета поставщика либо со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад получателя. Транспортный запас возникает на предприятиях, отдаленных от баз снабжения на значительные расстояния. Приближение предприятий к источникам сырья, увеличение скорости движения на железнодорожном транспорте, увеличение доли трубопроводного транспорта в общих перевозках топлива способствует сокращению необходимых оборотных средств для транспортного запаса. [2]
Транспортный запас ( М) создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота, включая их акцепт. [3]
Транспортный запас учитывает период времени от даты оплаты платежного требования до даты поступления груза на склад строительной организации. [4]
Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота. Транспортный запас не создается, если срок грузооборота совпадает со сроком документооборота или меньше его. [5]
Транспортные запасы или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов: от поставщиков до потребителей; от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций; от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей. [6]
Транспортный запас необходим в тех случаях, когда время движения груза в пути превышает время движения документов на его оплату. В частности, транспортный запас предусматривается в случае расчетов за материалы на условиях предварительной оплаты. [7]
Транспортный запас в днях определяется как разность между количеством дней пробега груза и количеством дней движения и оплаты документов на этот груз. [8]
Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроком оплаты платежных требований или опережает его. [9]
Транспортный запас необходим в тех случаях, когда время движения груза в пути превышает время движения документов на его оплату. В частности, транспортный запас предусматривается в случае расчетов за материалы на условиях предварительной оплаты. [10]
Транспортный запас в днях определяется как разность между количеством дней пробега груза и количеством дней движения и оплаты документов на этот груз. [11]
Транспортный запас создается на время нахождения материалов в пути в тех случаях, когда предприятия-поставщики находятся далеко от кислородного производства и транспортировка занимает длительное время. [12]
Транспортный запас ( М) создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками1 документооборота, включая их акцепт. [13]
Транспортный запас ( М) создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота, включая их акцепт. [14]
Транспортный запас создается на период разрыва между сроком грузооборота и документооборота. При поставках материалов на дальние расстояния срок оплаты расчетных документов опережает срок прибытия материальных ценностей. На время нахождения материалов в пути после оплаты расчетных документов у покупателя возникает необходимость в средствах. [15]