что такое трагизм в литературе

трагизм

Смотреть что такое «трагизм» в других словарях:

ТРАГИЗМ — ТРАГИЗМ, трагизма, мн. нет, муж. 1. Трагический элемент в драматическом произведении (лит.). 2. То же, что трагичность (разг.). Трагизм моего положения в том, что… Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

трагизм — см. трагичность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. трагизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов

ТРАГИЗМ — ТРАГИЗМ, а, муж. 1. Трагический элемент в художественном произведении. Спектакль исполнен трагизма. 2. То же, что трагичность. Т. положения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

трагизм — • безысходный трагизм … Словарь русской идиоматики

Трагизм — I м. Трагический [трагический I 2.] элемент в каком либо произведении (художественном, музыкальном и т.п.). II м. Момент, событие, происшествие, внушающие ужас, страдания, предрекая глубокую затруднительность положения. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Трагизм — I м. Трагический [трагический I 2.] элемент в каком либо произведении (художественном, музыкальном и т.п.). II м. Момент, событие, происшествие, внушающие ужас, страдания, предрекая глубокую затруднительность положения. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

трагизм — трагизм, трагизмы, трагизма, трагизмов, трагизму, трагизмам, трагизм, трагизмы, трагизмом, трагизмами, трагизме, трагизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

трагизм — комизм … Словарь антонимов

трагизм — траг изм, а … Русский орфографический словарь

трагизм — см. трагическое … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

ТРАГИЗМ

Смотреть что такое «ТРАГИЗМ» в других словарях:

ТРАГИЗМ — ТРАГИЗМ, трагизма, мн. нет, муж. 1. Трагический элемент в драматическом произведении (лит.). 2. То же, что трагичность (разг.). Трагизм моего положения в том, что… Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

трагизм — см. трагичность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. трагизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов

трагизм — • безысходный трагизм … Словарь русской идиоматики

Трагизм — I м. Трагический [трагический I 2.] элемент в каком либо произведении (художественном, музыкальном и т.п.). II м. Момент, событие, происшествие, внушающие ужас, страдания, предрекая глубокую затруднительность положения. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Трагизм — I м. Трагический [трагический I 2.] элемент в каком либо произведении (художественном, музыкальном и т.п.). II м. Момент, событие, происшествие, внушающие ужас, страдания, предрекая глубокую затруднительность положения. Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

трагизм — трагизм, трагизмы, трагизма, трагизмов, трагизму, трагизмам, трагизм, трагизмы, трагизмом, трагизмами, трагизме, трагизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

трагизм — комизм … Словарь антонимов

трагизм — траг изм, а … Русский орфографический словарь

трагизм — см. трагическое … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

Значение слова трагизм

Трагизм в словаре кроссвордиста

трагизм

I м.Трагический [ трагический I

Большой современный толковый словарь русского языка

1) трагическое начало в художественном произведении;
2) безысходность, трагическое положение.

Новый словарь иностранных слов

1. м.
1) Трагическое (1*
2) начало в драматическом произведении.
2) Трагический (1*
2) элемент в таланте актера.

2. м.
1) а) Тяжелая, мрачная сторона чего-л.; безысходность. б) Безнадежность, обреченность.
2) разг. То же, что: трагедийность (2*).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1. трагическое начало в художественном произведении;

2. безысходность, трагическое положение.

Словарь иностранных выражений

== трагичность Т. положения. трагизм трагический элемент в художественном произведении Спектакль исполнен трагизма.

Словарь русского языка Ожегова

1. м.
1) Трагическое (1*
2) начало в драматическом произведении.
2) Трагический (1*
2) элемент в таланте актера.

2. м.
1) а) Тяжелая, мрачная сторона чего-л.; безысходность. б) Безнадежность, обреченность.
2) разг. То же, что: трагедийность (2*).

Толковый словарь Ефремовой

1. Трагический элемент в драматическом произведении (лит.).

2. То же, что трагичность (разг.). Трагизм моего положения в том, что.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

По сложившемуся мнению, Метерлинк один из первых узрел и воссоздал трагизм не только исключительных несчастий и героических коллизий чувств, но и серой обыденной жизни, то есть углубил и расширил область трагизма до бесконечности.

Трагизм состоит в сознании уродливости Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!».

Сартр разоблачал в жизни счастье как коварную иллюзию, мешающую рассмотреть подлинный трагизм жизни, в то время как Виан скорее был склонен допустить, что основной жизненный трагизм связан именно с мимолетностью и утратой счастья.

Трагизм человеческого существования является для Шестова существенным признаком жизни; и всякую попытку снять этот трагизм он считает бегством от подлинного бытия; он не верит в спасенье – и в то же время верит в него; он не верит в спасение – до тех пор, пока все бывшее не станет небывшим и спасение будет даровано не только для будущего, но и для прошлого.

В двух историях, которые мы Вам расскажем, трагизм и одновременно необычность ситуации заключается еще и в том, что заказчики нашли исполнителей по газетным объявлениям, где будущие киллеры предлагали свои услуги.

Источник

Литературный энциклопедический словарь
ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИ́ЧЕСКОЕ, эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. Причем катастрофичность Т. вызывается не гибельной прихотью случая, но определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемостью с наличным миропорядком.

Т. предполагает свободное самоопределение действующего лица. Противоречие, формирующее Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, предвидимую (в героической трагедии) или непредвидимую (трагическое заблуждение) им самим. Ужас и страдание, присущие Т., обретают особую разительность как последствия свободного акта человеческой личности и проявления ее субстанциональных сил. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, трогательного) в Т. человек не может выступать лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному и героическому в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. В Т. свершается самоутверждение личности, ее духовного принципа или нравственного достоинства ценой собственной жизни. Как форма возвышенно-патетического страдания Т. выходит за пределы антиномии оптимизма — пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой человечески ценного, второй — героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в поражении. Т. — «прорыв» необходимости и одновременно ее торжество, утверждение человеческой свободы ценой крушения или смерти, верность своей идее или своему пафосу перед лицом их эмпирического поражения. Подобно другим эстетическим категориям (например, возвышенному, комическому), Т. в различные эпохи остается и неизменным (типологически единым пафосом) и одновременно — переменчивым по социально-исторической природе, по идейным духовным коллизиям, которые оно претворяет.

Целостное становление феномена «Т.», запечатлевшее обострение чувства личного бытия, произошло в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид; V в. до н. э.). Этическое самоопределение индивида перед лицом жизни и смерти, самостоятельное действование и ответственность (расплата) за него — центральная проблема античной трагедии. При этом античному трагическому герою неведом позднейший трагический конфликт чувства, личной страсти и нравственного долга (как в трагедии барокко и классицизма); действия, влекущие к исходу (катастрофе), он совершает без разлада с собой, без чувства мучительной жертвенности, упоенный, несмотря на частичное «неведение», своей решимостью, подчас дерзостью перед «судьбой» и богами (Прометей Эсхила) и даже — предвкушая ужас. В самом переживании вины и ответственности он сохраняет величие и принимает муки с достоинством. Апофеоз трагедии заключает в себе и идею героического самоопределения человека перед темным лицом рока, и идею торжества мирового «равновесия».

Классическим образцом и мерой для литературы и эстетики последующих веков стало наряду с античным Т. в литературе Позднего (кризисного) Возрождения и прежде всего — в трагедиях У. Шекспира, по которому единственно реалистической позицией в отношении к ходу истории может быть только «трагическая тревога» — трагическое восприятие человеческой «природы», принципа личности и исторического прогресса, включающее чувство ответственности за «распавшуюся связь времен», за мировой разлад и героическое противоборство ему. Предметом «трагического способа созерцания» (Г. Гегель) у Шекспира становятся все производные отсюда антиномии: муки постижения жизни («Гамлет», «Король Лир»); бессилие личности перед охваченной аффектом собственной природой («Отелло», «Антоний и Клеопатра»); извечная незащищенность высшего нравственного сознания (образ Корделии из «Короля Лира»); неразрывность и противоборство личного и общего («Кориолан»). Все ценности шекспировского трагедийного мира, все его «доблестные страсти» таят в себе высокое страдание; и именно трагический, бескомпромиссный исход служит верной мерой их достоинства, глубины и силы.

В литературе нового времени Т. достигает крайнего напряжения у Ф. М. Достоевского. Его герой — человек «идеи-страсти», идущий до конца и не ищущий успокоения в царстве «середины», — стремит трагедию к катастрофе. Он наделен самосознанием, пониманием реальной весомости своих поступков, но в то же время он участвует в таинственном коловращении безличных сил, осуществляя таким образом ту меру вины и невиновности, которая вызывает ужас перед дальнейшей душевной судьбой героя и сострадание к его мукам. Главная тема трагедии у Достоевского — испытание глубин человека на путях свободы, за которой и через которую открывается более глубокая, этическая природа человека — сердце и совесть. И в этом источник трагизма и катарсиса мира Достоевского.

Отражая эпоху, когда социальная история плотно вошла в сознание и личную жизнь индивида, советская литература стремится обнаружить социально-исторические истоки тех моментов Т., которые традиция относила к «непостижимому» и «роковому». Акцентируется «трагическая вина» (ошибка и заблуждение) героя перед лицом социальной истории, общенародной воли, революции, и трагедийная необходимость утрачивает метафизические лики. Классический пример Т. в советской литературе — трагедийная эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон»: о встрече и столкновении героической личности (Григория Мелехова) с властным потоком истории. Трагизм как социально-историческая вина доминирует также в романе Л. М. Леонова «Вор», в рассказе Б. А. Лавренева «Сорок первый». Мотивы трагического единоборства с действительностью (в принципе не исключающее «вину» или заблуждение героя) можно найти в поэме В. В. Маяковского «Про это», в повести П. Ф. Нилина «Жестокость». «Вечные» мотивы трагически скорбного — в любви, в призвании художника (у романтиков), в природе, в неизбежности смерти — вплетаются в лирику Б. Л. Пастернака и Н. А. Заболоцкого; по преимуществу трагична поэзия М. И. Цветаевой.

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 572—616;

Источник

ТРАГИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое ТРАГИЧЕСКОЕ в других словарях:

ТРАГИЧЕСКОЕ

философская и эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развёртывающийся в процессе свободного де. смотреть

ТРАГИЧЕСКОЕ

трагическое ср. 1) То, что лежит в основе трагедии (2*1), отражает ее сущность. 2) То, что преисполнено трагизма (2*1), потрясает, ужасает.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.историч. конфликт, развёртывающийся в процессе свободного дейс. смотреть

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАЃ́ИЧЕСКОЕ, 1) эстетич. категория, характеризующая неразрешимый конфликт обреченного, но свободно действующего героя с необходимо противодействующим. смотреть

ТРАГИЧЕСКОЕ

филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внеш. силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. её патетической (страдальческой) и губит. стороной. Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного») Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышеннопатетич. страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было исчезать, второй героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своём поражении. Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно возносится благо полиса (на стороне его боги, покровители полиса), и объективистскикосмологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир). Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обострённым сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не разработала понятия Т. Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нём, может служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий ум отдаётся во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего подчинённым необходимости, из блаженного страдающим и скорбным. Тогда начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии см. «Поэтика», 1450 а) с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к несчастью, с её виной, преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности составляет бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и сострадание. В результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия ума. Вычленение категории Т. и филос. осмысление её осуществляются в нем. классич. эстетике. Шиллер, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств. и нравств. природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т. заключается в «. борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного. », причём обе стороны «. одновременно представляются и победившими, и побеждёнными в совершенной неразличимости» («Философия искусства», М., 1966, с. 400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла с его стороны, но в силу предопределённого стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью иначе, при пассивном её приятии, не было бы свободы и оказаться побеждённым ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределённую судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы. Гегель видит тему Т. в самораздвоении нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365-89). Составляющие её нравств. силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различий необходимо ведёт к конфликту. Каждая из различных нравств. сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определённости своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперёд универсальную субстанцию, способствуя историческому процессу саморазвития духа. Гегель и романтики (А. В. Шлегель, Шеллинг) дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Кьеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной наоборот, поскольку боль связана с осознанием собств. вины, рефлексией по поводу неё. Если нем. классич. философия, и прежде всего философия Гегеля, в своём понимании Т. исходила из разумности воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели её носителя, то в иррационалистич. философии Шопенгауэра и Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует Т. как изначальную суть бытия хаотическую, иррациональную и бесформенную («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В 20 в. иррационалистич. трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно Ясперсу, подлинно Т. состоит в осознании того, что «. универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования» («Von der Wahrheit», Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни Зиммель писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется («Конфликт совр. культуры», 1918, рус. пер. 1923), Ф. Степун о «трагедии творчества» как объективации невыразимого внутр. мира личности (журн. «Логос», 1910, кн. 1). Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч. понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: «История. проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни»; если «последний фазис всемирно-исторической формы есть её коедия», то трагической Маркс считает историю старого порядка, «. пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц. » и «. пока старый порядок сам верил. в свою правомерность», так что на стороне его стояло «. не личное, а всемирно-историческое заблуждение» («К критике гегелевской философии права». Введение, см. в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник революц. трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии «. между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц. движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.); подобная же коллизия, по словам Маркса, «. привела к крушению революционную партию 1848-1849 годов» (там же, с. 483). смотреть

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИ́ЧЕСКОЕ, эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. Причем катастрофичность Т. вызывается не гибельной прихотью случая, но определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемостью с наличным миропорядком.

Т. предполагает свободное самоопределение действующего лица. Противоречие, формирующее Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, предвидимую (в героической трагедии) или непредвидимую (трагическое заблуждение) им самим. Ужас и страдание, присущие Т., обретают особую разительность как последствия свободного акта человеческой личности и проявления ее субстанциональных сил. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, трогательного) в Т. человек не может выступать лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному и героическому в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. В Т. свершается самоутверждение личности, ее духовного принципа или нравственного достоинства ценой собственной жизни. Как форма возвышенно-патетического страдания Т. выходит за пределы антиномии оптимизма — пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой человечески ценного, второй — героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в поражении. Т. — «прорыв» необходимости и одновременно ее торжество, утверждение человеческой свободы ценой крушения или смерти, верность своей идее или своему пафосу перед лицом их эмпирического поражения. Подобно другим эстетическим категориям (например, возвышенному, комическому), Т. в различные эпохи остается и неизменным (типологически единым пафосом) и одновременно — переменчивым по социально-исторической природе, по идейным духовным коллизиям, которые оно претворяет.

Целостное становление феномена «Т.», запечатлевшее обострение чувства личного бытия, произошло в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид; V в. до н. э.). Этическое самоопределение индивида перед лицом жизни и смерти, самостоятельное действование и ответственность (расплата) за него — центральная проблема античной трагедии. При этом античному трагическому герою неведом позднейший трагический конфликт чувства, личной страсти и нравственного долга (как в трагедии барокко и классицизма); действия, влекущие к исходу (катастрофе), он совершает без разлада с собой, без чувства мучительной жертвенности, упоенный, несмотря на частичное «неведение», своей решимостью, подчас дерзостью перед «судьбой» и богами (Прометей Эсхила) и даже — предвкушая ужас. В самом переживании вины и ответственности он сохраняет величие и принимает муки с достоинством. Апофеоз трагедии заключает в себе и идею героического самоопределения человека перед темным лицом рока, и идею торжества мирового «равновесия».

Классическим образцом и мерой для литературы и эстетики последующих веков стало наряду с античным Т. в литературе Позднего (кризисного) Возрождения и прежде всего — в трагедиях У. Шекспира, по которому единственно реалистической позицией в отношении к ходу истории может быть только «трагическая тревога» — трагическое восприятие человеческой «природы», принципа личности и исторического прогресса, включающее чувство ответственности за «распавшуюся связь времен», за мировой разлад и героическое противоборство ему. Предметом «трагического способа созерцания» (Г. Гегель) у Шекспира становятся все производные отсюда антиномии: муки постижения жизни («Гамлет», «Король Лир»); бессилие личности перед охваченной аффектом собственной природой («Отелло», «Антоний и Клеопатра»); извечная незащищенность высшего нравственного сознания (образ Корделии из «Короля Лира»); неразрывность и противоборство личного и общего («Кориолан»). Все ценности шекспировского трагедийного мира, все его «доблестные страсти» таят в себе высокое страдание; и именно трагический, бескомпромиссный исход служит верной мерой их достоинства, глубины и силы.

В литературе нового времени Т. достигает крайнего напряжения у Ф. М. Достоевского. Его герой — человек «идеи-страсти», идущий до конца и не ищущий успокоения в царстве «середины», — стремит трагедию к катастрофе. Он наделен самосознанием, пониманием реальной весомости своих поступков, но в то же время он участвует в таинственном коловращении безличных сил, осуществляя таким образом ту меру вины и невиновности, которая вызывает ужас перед дальнейшей душевной судьбой героя и сострадание к его мукам. Главная тема трагедии у Достоевского — испытание глубин человека на путях свободы, за которой и через которую открывается более глубокая, этическая природа человека — сердце и совесть. И в этом источник трагизма и катарсиса мира Достоевского.

Отражая эпоху, когда социальная история плотно вошла в сознание и личную жизнь индивида, советская литература стремится обнаружить социально-исторические истоки тех моментов Т., которые традиция относила к «непостижимому» и «роковому». Акцентируется «трагическая вина» (ошибка и заблуждение) героя перед лицом социальной истории, общенародной воли, революции, и трагедийная необходимость утрачивает метафизические лики. Классический пример Т. в советской литературе — трагедийная эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон»: о встрече и столкновении героической личности (Григория Мелехова) с властным потоком истории. Трагизм как социально-историческая вина доминирует также в романе Л. М. Леонова «Вор», в рассказе Б. А. Лавренева «Сорок первый». Мотивы трагического единоборства с действительностью (в принципе не исключающее «вину» или заблуждение героя) можно найти в поэме В. В. Маяковского «Про это», в повести П. Ф. Нилина «Жестокость». «Вечные» мотивы трагически скорбного — в любви, в призвании художника (у романтиков), в природе, в неизбежности смерти — вплетаются в лирику Б. Л. Пастернака и Н. А. Заболоцкого; по преимуществу трагична поэзия М. И. Цветаевой.

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 572—616;

Борев Ю., О трагическом, М., 1961;

Пинский Л., Шекспир, М., 1971.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ

(от греч. tragodia) — эстетическая категория, характеризующая острый, неразрешимый конфликт, который развертывается в процессе свободного действия чело. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *