что такое товары двойного назначения
Товары двойного назначения
Товары двойного назначения – что это?
Товары двойного назначения − это товары, используемые в общегражданских промышленных целях, но при этом имеющие свойства которые могут быть использованы при создании вооружения.
К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:
Список товаров двойного назначения, так и контроль за их экспортом в нашей стране регулируется Постановлениями Правительства и Указами Президента. В каждой стране установлен свой перечень товаров и технологий признанных товарами двойного назначения (но как правило списки схожи и имеют общие обоснования).
Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) иногда сталкиваются со сложностями при экспорте, казалось бы, самых обычных товаров. Проблемы возникают, когда представители таможни не могут точно установить, относится ли вывозимая продукция к подконтрольным товарам, и требуется ли оформление разрешительной документации для ее перемещения за границу.
При этом к товарам двойного назначения относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии, которые могут использоваться не только в гражданских, но и в военных целях, например, для создания различных видов вооружения: ядерного, химического и др.
Списки контролируемых товаров
Кто определяет принадлежность изделия к товарам двойного назначения?
Обязанность по идентификации контролируемых товаров и технологий возложена на российских участников ВЭД. Таким образом, предприниматель должен сам определить, относится ли вывозимая продукция к товарам двойного назначения и, при необходимости, обратиться в лицензирующий орган для оформления разрешительной документации. Однако нередко возникают ситуации, когда экспортер осуществил предварительную проверку и уверен в том, что экспортируемые изделия не относятся к контролируемым товарам, но у представителей таможни возникли сомнения по этому поводу. В таком случае сотрудники таможни запрашивают у экспортера заключение ФСТЭК (Эксконт) – официальный документ, который выдает уполномоченная экспертная организация после проведения идентификационной экспертизы товара.
Совпадение кода ТН ВЭД – это приговор?
На практике случается, что код ТН ВЭД, присвоенный экспортируемому товару, совпадает с кодом изделий, находящихся в контрольных списках. Однако это не всегда говорит о принадлежности продукции к товарам двойного назначения.
Необходимо также проверить соответствие технических характеристик изделия параметрам подконтрольных товаров. Если они не совпадают, то товар не может быть отнесен к данной категории, и, следовательно, не может быть никаких препятствий для его отправки за границу.
Всегда ли нужно оформлять лицензию на товары двойного назначения?
Получение лицензии не требуется в том случае, если с территории РФ вывозится:
Правомерность осуществления безлицензионного вывоза товаров двойного назначения должна быть письменно подтверждена ФСТЭК.
Во всех остальных ситуациях для экспорта указанных товаров требуется оформить лицензию ФСТЭК.
FAQ:Ввоз и вывоз товаров двойного назначения
Товары двойного назначения | |
---|---|
Контролируемые товары и технологии, включенные в списки товаров двойного назначения | |
Основные НПА | |
Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» | |
Списки контролируемых товаров | |
Услуги IFCG | |
Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД. Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG. В частности, мы готовы оказать услуги по оформлению следующих разрешительных документов для ввоза и вывоза товаров двойного назначения: Про экспортный контроль и товары двойного назначенияЧто такое товары двойного назначения, почему в отношении них осуществляется экспортный контроль, и зачем для этого в России есть отдельный федеральный закон и федеральная служба. Нормативная базаИнтересная особенность, что само понятие «продукции двойного назначения», хоть и фигурирует в тексте 183-ФЗ, никак не закреплено законодательно. Официально это «контролируемые товары и технологии», но из их определения понятно, о каком двойном назначении идёт речь: Осуществляет экспортный контроль Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Положение о ней утверждено Указом Президента РФ №1085 от 16 августа 2004 года. Список товаров двойного назначенияЕдиного перечня товаров двойного назначения не существует. На данный момент в России действует 6 контрольных списков экспортного контроля, утверждённых также соответствующими президентскими указами, в каждом из которых подробно описан свой перечень продукции двойного назначения: Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль ( Указ №1661 от 17 декабря 2011 года) Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю ( Указ №1083 от 20 августа 2007 года) Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль ( Указ №36 от 14 января 2003 года) Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль ( Указ №202 от 14 февраля 1996 года). Какие документы нужны для экспорта продукции двойного назначенияПринципиально в экспортном контроле есть два типа разрешительных документов, в зависимости от того, подпадает ли конкретная продукция в вышеупомянутые контрольные списки (и подлежит ли, соответственно, экспортному контролю). Если продукция не подпадает под экспортный контроль, то необходимо оформлять идентификационное заключение ФСТЭК на экспорт данной продукции. Данное заключение можно сравнить с отказным письмом: оно также подтверждает, что для данной продукции не требуется оформление разрешительного документа (в данном случае — лицензии ФСТЭК). Также ещё одна важная особенность заключения ФСТЭК в том, что оно оформляется на конкретную партию продукции, указанную в конкретном внешнеэкономическом контракте, без которого заключение получить нельзя. Если продукция подпадает под экспортный контроль, то для её экспорта (а иногда и импорта) необходимо оформлять лицензию ФСТЭК или разрешение КЭК (комиссии по экспортному контролю). Лицензия оформляется в том случае, если иностранное лицо будет использовать продукт по назначению. Разрешение — если продукция вывозится с возвратом (например, если это образец для выставки или оборудование для ремонта). Уточним, что оформлением лицензий ФСТЭК и разрешений КЭК мы не занимаемся. Если у товара двойное назначениеВ связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю Условия, при которых они могут стать объектом внешнеторговой сделки, строго регламентированы нормативами и законами, принятыми на государственном уровне. Наличие этих правовых норм позволяет обеспечивать не только безопасность оборота указанных товаров внутри страны, но и соблюдение требований подписанных Россией международных договоров. Базовым документом, регулирующим правоотношения при их обороте, является Федеральный закон от 18.07.99 № 183 «Об экспортном контроле». Он устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области данного вида контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников экономической деятельности (ВЭД). В этих условиях эффективность в работе таможенной службы становится одним из основных рычагов, с помощью которых государство влияет на указанный сегмент внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль является важным элементом национальной системы экспортного контроля. В его рамках в соответствии с Законом о таможенном регулировании осуществляется идентификация контролируемых товаров и технологий; разрешительный порядок ведения внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного регулирования; таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ товаров и технологий. Особенно значима роль таможенных органов в случае контроля за вывозом за границу товаров двойного назначения. Уточню, что за нарушения в области экспортного контроля в России установлена трехступенчатая ответственность: гражданско-правовая, административная и уголовная. Она может выражаться в форме наложения штрафных санкций, лишения права заниматься ВЭД или уголовного преследования за совершенные нарушения действующих правил и норм. Однако, несмотря на запреты и строгий контроль, постоянно находятся предприниматели, которые пытаются так или иначе обойти законы. Таможенная служба регулярно задерживает нарушителей. Случаи выявления относительно крупных незаконных сделок в данной сфере становятся достоянием общественности и широко освещаются в СМИ. Для этого потенциальные поставщики должны четко понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства, которые имеют место при совершении той или иной внешнеэкономической сделки. Сегодня указанный вид контроль является не только реальным инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле так называемой чувствительной продукцией. Как уже отмечал, особую роль в осуществлении экспортного контроля играют таможенные органы. Несколько примеров, которые приведу ниже, наглядно показывают, что с возложенными на них обязанностями они в целом достаточно успешно справляются. Так, проявив бдительность, сотрудники Шереметьевской таможни пресекли поставку за рубеж партии «гражданских обтекателей». Они не удовлетворились представленным участниками ВЭД экспертным заключением и обратились с запросом по данному товару в профильный ЦНИИ ВВС Минобороны. Из полученного ответа следовало, что отправлявшиеся на экспорт изделия «могут быть использованы при создании вооружений и иной военной техники… Попадают под запреты и ограничения при перемещении через границу Российской Федерации». Это заключение стало основанием для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 226 Уголовного кодекса (УК) РФ «Контрабанда». Другой канал контрабанды товаров двойного назначения пресекла Южная оперативная таможня. Она выявила факты незаконных поставок в Казахстан коммерческих партий изделий, содержащих взрывчатые вещества. К соседям отправлялись парашютные ракеты бедствия ПРБ-4 и фальшфейеры красного огня, которые относятся к опасным грузам 1-го класса. Их перевозка осуществлялась через международный автомобильный пункт пропуска Караозек (Астраханская таможня) с сокрытием от таможенного контроля. В результате оперативно-разыскных мероприятий выяснилось, что преступная деятельность велась с 2014 года. Всего было незаконно вывезено 1848 единиц товаров, содержащих взрывчатые вещества, а также 39 единиц самоспасателей СИП-1. Указанные товары входят в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений военной техники. В отношении директора организации-экспортера возбуждено два уголовных дела по части 1 статьи 226.1 УК РФ. Сотрудники Самарской таможни выявили 9 случаев незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов двойного назначения (бронежилеты). По данному факту было возбуждено 6 уголовных дел и одно дело об административном правонарушении (АП). Оперативники Башкортостанской таможни задержали гражданина РФ, пытавшегося вывезти в Казахстан товары двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, – противогазы. Суд приговорил предпринимателя к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Кроме того, в 2019 году на Урале сотрудники оперативной таможни арестовали предпринимателя из Нижнего Тагила за попытку вывоза в Казахстан 31 бронежилета и 4 шлемов без лицензии. Нарушитель подавал на нее запрос, но, получив отказ, решил замаскировать амуницию под личные вещи и отправить транспортной компанией. По этому факту возбуждено уголовное дело, виновнику грозит до 7 лет тюрьмы. В другом случае сотрудники Оренбургской таможни завели уголовное дело на предпринимателя, который пытался без сопроводительной документации переправить в Казахстан 186 бронежилетов «Модуль-3М». За лицензией подозреваемый даже не обращался. К сожалению, можно еще много привести примеров, связанных с несоблюдением или нарушением участниками ВЭД таможенного законодательства при отправке за рубеж товаров двойного назначения. В завершение статьи отмечу, что в современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения бизнеса при осуществлении международной торговли «чувствительной продукцией». Клавдий КОРНЯКОВ, Что такое товары двойного назначенияПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 19 февраля 2021 года) Документ с изменениями, внесенными: Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N 159 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2017, N 0001201704070047); Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2018 года N 714 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2018, N 0001201812140001); Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2021 года N 109 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2021, N 0001202102190025). В целях защиты национальных интересов, выполнения международных обязательств Российской Федерации и в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» 3. Признать утратившими силу: 4. Настоящий Указ вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования. Москва, Кремль УТВЕРЖДЕН |