что такое тиражирование проекта

КОПИЛКА ОПЫТА СИСТЕМНЫХ ИНТЕГРАТОРОВ

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Совершенно очевидно, что у отраслевых интеграторов потенциальных возможностей для тиражирования проектов на порядок больше, чем у универсальных. С другой стороны, отраслевые интеграторы чаще, чем универсальные, страдают от диктатуры заказчика, выбирающего программно-аппаратные средства без учета их мнения.

Универсальным системным интеграторам тоже хватает проблем – они вынуждены работать с разными технологиями в разных отраслях, поэтому избыточную трудоемкость своих проектов они часто компенсируют опорой на одну программно-аппаратную платформу. В результате выживают все, но многим бы хотелось не просто выживать, а жить-поживать, добро наживать.

В этих условиях крайне существенным становится фактор наличия инструментария повышения производительности труда разработчика, такой инструментарий, который бы обеспечил возможность тиражирования любой мало-мальски повторяющейся задачи. Только копилка опыта может стать фундаментом для всех прочих копилок.

Рассказывая о MasterSCADA (МА № 6/2006, с. 24), мы мельком упомянули о возможности «размножения» (тиражирования) многих элементов в рамках проекта или помещение их в библиотеку с целью использования в других проектах. Рассмотрим эту возможность более подробно.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 1. Интегрированная среда MasterSCADA

Библиотеки MasterSCADA

Сначала перечислим, что может стать предметом нашего библиотечного коллекционирования. В проекте в целом это:

Ø Объект (в понимании MasterSCADA — это законченная самодостаточная часть проекта, обычно отражающая какую-либо технологическую сущность, например, все относящееся к контролю и управлению одним технологическим агрегатом)

Ø Визуальный функциональный блок с набором настроек

Ø Вычислительная формула расчетной переменной или события

В графическом редакторе:

Ø Мнемосхема в целом (с динамическими связями)

Ø Единичный графический элемент с набором настроек

Ø Графический символ (группа элементов), в том числе динамизированный

Ø Графические свойства объемных объектов (включая материал)

Ø Анимированное растровое изображение (мультфильм)

Посмотрим, что дает нам тиражирование проекта и каждого из вышеперечисленных элементов.

Тиражирование проекта

Необходимость тиражирования проекта – это удача системного интегратора. Однако, крайне редко новая система становится буквальным повторением пройденного. Даже на изначально одинаковых технологических агрегатах, не говоря уже о целых предприятиях, в процессе их жизни накапливается множество мелких, но существенных отличий. Да и сам интегратор растет над собой, хочет в каждой следующей системе усовершенствовать что-то из сделанного ранее. Отсюда необходимость правки проекта.

Что в проекте MasterSCADA изменить легко, а что трудоемко? Как правило, практически ничего не стоит изменить архитектуру системы – число и роль отдельных устройств в ней. Цена такого изменения – выбор для отдельных частей проекта (объектов) новых узлов системы, на которых они будут обрабатываться. Невелика трудоемкость и выбора другой технической базы – замена одних контроллеров на другие приводит лишь к повторной привязке логических переменных проекта к физическим входам/выходам контроллера.

Дороже стоит изменение разрешающей способности используемых мониторов: поскольку в мнемосхемах используется в том числе и растровая графика, она не может быть идеально отмасштабирована, в связи с чем за смену мониторов придется заплатить ручной правкой: мелкой коррекцией месторасположения и размера отдельных элементов. Но в сегодняшних условиях монитор — не та вещь, на которой имеет смысл экономить.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 2. Мастер восстановления внешних связей

Автоматизация создания проектов

Крупные системные интеграторы, которые занимаются не только инжинирингом, но и полномасштабной разработкой проекта, к задаче повышения производительности своего труда часто подходят тоже системно. То есть создают или адаптируют к своей специфике системы автоматизированного проектирования. В такой системе обычно содержатся сведения не только о структуре проекта, перечне параметров, но и об их обработке. А это – готовая основа для проекта MasterSCADA. И такой проект можно сделать автоматически – ведь одна программа с другой всегда сможет договориться, если они построены на современных технологиях, а программисты поняли, чего от них хотят проектировщики.

Интерфейсы автоматизации MasterSCADA (доступ к ее объектной модели) не входят в перечень документации, поставляемой в комплекте с пакетом, но предоставляются бесплатно многим организациям на основе партнерского соглашения. Результатом такого соглашения может стать система автоматизированного сквозного проектирования, базирующаяся на типовых решениях данного проектировщика и позволяющая автоматически генерировать готовые проекты MasterSCADA, обычно требующие далее только создания мнемосхем и небольшой ручной «рихтовки».

Тиражирование объектов

Как мы уже ранее писали, объект – центральное понятие проекта MasterSCADA. Он включает:

структуру, состоящую из подчиненных объектов (обычно библиотечных), параметров (в том числе, расчетных) и групп параметров;

обработку данных в виде схемы функциональных блоков;

документы (мнемосхемы, окна, тренды, рапорты, архивы, журналы сообщений и т. п.);

свойства (прежде всего, наследуемые периоды обработки данных);

вычисляемые события, вызывающие действия и сообщения;

расписания, формирующие последовательность действий по абсолютному времени или с заданным периодом.

Входные параметры объектов, входы функциональных блоков, списки используемых в документах параметров объекта имеют связи по получению данных. Команды, расчеты, события, выходы функциональных блоков передают формируемые значения различным потребителям. Эти связи могут быть локальными – с переменными внутри самого объекта (при создании документов, прежде всего мнемосхем, это рекомендуемая методика работы), либо внешними – с сигналами технических устройств (например, контроллеров) или с параметрами других объектов.

Любой объект может тиражироваться в рамках проекта, где он был создан, либо через библиотеку в другие проекты. И здесь легкость тиражирования в значительной степени зависит от методологической дисциплины проектировщика. Поскольку MasterSCADA предоставляет проектировщику полную свободу, остается надеяться на его самодисциплину.

Основных правила всего три:

1. Все, что носит локальный характер, не должно торчать «хвостом» (параметром) наружу. Мнемосхема и другие документы должны ссылаться на локальные параметры объекта.

2. Имена параметров должны быть стандартизованы.

3. Параметры, относящиеся к внешним связям одного объекта, желательно группировать вместе их расположения. К примеру, переменные конфигурации OPC-сервера надо в самом сервере или при вставке их в проект MasterSCADA разбить по группам, соответствующим одному типовому объекту, и назвать одинаково в каждой группе, так, чтобы различалось только имя самой группы.

При таком подходе вставка или тиражирование параметра предельно упрощаются. В момент вставки открывается окно мастера установления связи, в котором показывается список всех внешних связей объекта, некоторые из которых могут быть восстановлены автоматически, а для других надо указать нового «партнера». Если «Правило № 3» выполнялось, то достаточно указать «мастеру», чтобы он сменил имя группы-партнера, а привязку всех отдельных параметров в каждой группе он сделает сам автоматически.

В любом случае разработчик проекта может не беспокоиться о том, что в каком-то из документов осталась разорванная связь с внешним миром, даже, если «Правило №1» не соблюдалось. Все существующие внешние связи объекта, в том числе связи входящих в него документов, предоставляются «мастером» разработчику для согласова ния восстановления или правки.

Тиражирование функциональных блоков

Функциональные блоки (заранее запрограммированные библиотечные объекты) имеют множество настроек, в том числе влияющих на количество их входов/выходов, алгоритм работы, список формируемых сообщений и т. п. В проекте может использоваться множество экземпляров одного и того же блока, например, реализующего работу с насосом. Как правило, проектировщик для всех этих экземпляров хочет задать один и тот же набор настроек. Ему достаточно один раз вставить блок из библиотеки, настроить и сохранить в библиотеке еще раз под другим именем.

Вычислительная формула расчетной переменной или события

Очень часто в проектах используются не прямо измеренные, а вычисляемые параметры, рассчитанные с учетом температурной коррекции, коррекции по давлению, другим формулам косвенных измерений. Также широко используются вычисления, связанные с обработкой параметров на определенном временном отрезке – усреднения, интегрирование и т. п. Некоторые из этих видов вычислений уже реализованы библиотечными функциональными блоками MasterSCADA, другие могут быть написаны пользователем в виде формулы, а затем помещены в библиотеку. В формулах используются внутренние (локальные) переменные, поэтому для привязки библиотечной формулы достаточно установить внешние связи этих переменных.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 3. Мастер создания формул

Тиражирование мнемосхем

Строго говоря, тиражирование мнемосхем никому не нужно. Мнемосхема – всего лишь принадлежность объекта, который имеет все основания и возможности для типизации в целом. Однако часто разработка мнемосхем — наиболее трудоемкая часть создания проекта, требующая кропотливой, но не слишком высококвалифицированной работы. Поэтому во многих случаях их создание целиком или только в части статической основы можно поручить вспомогательному персоналу. Чтобы делать это асинхронно с разработкой проекта, в MasterSCADA предусмотрен механизм экспорта и импорта мнемосхем. После вставки мнемосхемы в проект достаточно установить ее внешние связи для изображений объектов, динамизированных элементов и команд.

Тиражирование графических элементов

Эргономика – это лицо и стиль проектировщика. Именно поэтому выбор способа отображения того или иного технологического оборудования на мнемосхеме производится один раз для всех мнемосхем проекта, а иногда и всех проектов данного разработчика. Чтобы не приходилось для каждого вставленного в мнемосхему графического элемента заново производить настройку его свойств (цвета заполнения, толщины линий, типа шрифта и т. п.), один раз настроенный элемент можно сохранить в любую из библиотек элементов.

Тиражирование символов

Символ, как объединение ряда отдельных элементов, не является их механической суммой. MasterSCADA позволяет выбрать и дать новое имя тем свойствам каждого из входящих в символ элементов, которые должны подлежать настройке или динамизации символа в целом, а остальные свойства оставить «за кадром».

В результате, символ может оказаться проще в настройке, чем исходный графический элемент. Этой возможностью иногда пользуются даже для работы с единственным графическим элементом с целью его упрощения для разработчика мнемосхемы, например, это способ «русификации» свойств импортированных в библиотеку элементов ActiveX-контроля сторонних разработчиков.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 4. Мастер фильтрации свойств символов

Тиражирование объемных объектов

Особенность объемных объектов – в наличии большого числа графических настроек. Так, элемент «цилиндр» в зависимости от настроек формы его окончания может с легкостью превращаться в цистерну, бочку, «карандаш» и т. п. Объемным элементам требуется также настройка внешнего вида материала, из которого они «сделаны», поскольку, кроме цвета, на вид влияет направление и яркость их освещения, отражающие свойства поверхности.

Чтобы не повторять эти настройки неоднократно, разработчику предоставляется возможность создания библиотек объемных «объектов» определенной формы и материала: емкостей, танков, цистерн из металла или других материалов любых оттенков. Поскольку разные объекты могут быть сделаны из одного и того же материала, есть возможность создания отдельной библиотеки материалов.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 5. Диалог создания материала объемного элемента

Тиражирование мультфильмов

Встроенный в графический редактор мастер создания мультфильмов служит для создания спецэффектов, которые невозможно или неудобно реализовать простой динамизацией свойств элементов. Это не только смена растровых изображений с заданным темпом, но и эффекты движения (удобно для отображения разнообразных конвейеров, поршней, стрелок и т. п.), изменения четкости изображения (обеспечивают интуитивно понятное для операторов отображение таких процессов, как кристаллизация), изменения масштаба изображения и так далее.

Отображение созданных мультфильмов может динамически управляться с помощью переменных проекта, а сохранение мультфильмов возможно не только в локальной библиотеке данной мнемосхемы, но и в проекте в целом и в общей библиотеке графического редактора MasterSCADA.

что такое тиражирование проекта. Смотреть фото что такое тиражирование проекта. Смотреть картинку что такое тиражирование проекта. Картинка про что такое тиражирование проекта. Фото что такое тиражирование проекта

Рисунок 6. Мастер создания мультфильма

Библиотеки, как коммерческий продукт

Понятно, что базовые библиотеки для MasterSCADA – это необходимая для полноты ее функций часть пакета. Однако начавшийся процесс создания отраслевых решений (уже реализованы библиотеки для «большой» теплоэнергетики, вентиляции и кондиционирования зданий) ориентирован на более узкий круг потребителей.

Любой труд должен быть вознагражден, поэтому такие специализированные библиотеки предлагаются в качестве недорогого «вспомогательного» продукта для целевой аудитории. Системный интегратор, воплотивший свой опыт в новую библиотеку для MasterSCADA, также может и должен в интересах всего профессионального сообщества сделать ее публичной. Будет эта библиотека коммерческим изделием или бескорыстной помощью коллегам – решать авторам.

Последний вариант иногда оказывается лучшим видом рекламы.

Источник

А.Курьян: о способах тиражирования продукта, отличиях бизнеса от стартапа и авторской методологии оценки бизнес-модели

Чем бизнес-модель стартапа отличается от бизнес-модели обычного бизнеса? На какие вопросы она должна отвечать, и на что нужно обратить внимание стартапу при выборе бизнес-модели? Автор методологии оценки бизнес-модели стартапа на платформе Rocket DAO Андрей Курьян ответил на вопросы Андрея Мирошниченко о существующих подходах к описанию бизнес-модели, способах тиражирования продукта и важных нюансах, которые при этом нужно учитывать стартапу.

—Андрей, твои корни уходят в инженерию и ты принадлежишь к изобретательской школе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Мы тебя знаем как автора методологии оценки бизнес-модели стартапов и как автора приложения по оценке и конструированию бизнес-модели. Расскажи, почему ты обратился к теме бизнес-модели: почему тебе это интересно, и какую задачу ты решал, когда обратился к этой теме?

Сразу после окончания Минского радиотехнического института я попал в проект “Изобретающая машина”. Лаборатория изобретающих машин была одним из первых успешных глобальных стартапов, созданных в Беларуси. В проекте я участвовал с самого начала, занимался разработкой продукта — “Изобретающей машины” — на протяжении 6 лет (1987–1993 гг.).

Именно в этом проекте я получил свой первый опыт работы в стартапе и разработки продукта. Тогда же я познакомился и увлекся Теорией решения изобретательских задач — она была непосредственно связана с нашим продуктом — интеллектуальной системы для поддержки решения изобретательских задач на базе ТРИЗ.

Затем я долго работал в компании “Ориентсофт” (костяк компании составляла команда, которая вышла из Лаборатории изобретающих машин): долгое время мы занимались аутсорсингом и разрабатывали собственные продукты для моделирования бизнес-процессов. В этот период меня глубоко заинтересовала тема бизнеса и того, как может быть организована работа компании. Я понял, что ее можно рассматривать как некую инженерную систему. Зная ТРИЗ, мне показалась интересной идея совершенствовать бизнес-процессы через решение изобретательских задач.

Затем я работал в качестве бизнес-аналитика, сделал в этой роли несколько проектов по автоматизации деятельности компаний. В этот период я изучал деятельность бизнеса, предлагал усовершенствования на уровне структуры и бизнес-процессов компаний, разрабатывал технические задания на создание систем автоматизации компаний.

Тогда я убедился, что ТРИЗ можно использовать на практике для усовершенствования бизнеса. В этот же период (начало 2010-х гг.) мы совместно с Мастером ТРИЗ Валерием Сушковым из Нидерландов, моим коллегой еще по Лаборатории изобретающих машин, разработали несколько инструментов, помогающих формулировать задачи для бизнеса, противоречия, которые могут возникать в работе компании и помогать находить варианты их решения.

Следующий этап — совместное с Мастером ТРИЗ Михаилом Рубиным исследование по бизнес-моделям.

Мы собрали несколько сотен различных бизнес-моделей и восстановили исходные противоречия, которые были решены с помощью этих бизнес-моделей, сегодня результаты нашего исследования доступны онлайн как “ТРИЗ — навигатор бизнес-моделей”.

В ходе исследования мы обнаружили несколько интересных инсайтов.

Один из инсайтов состоит в том, что продукт — это не просто какая-то технология, упакованная определенным образом для передачи потребителям. Продукт является некоторым артефактом, который объединяет, я бы даже сказал, уравновешивает, интересы большого количества заинтересованных сторон: потребителей, покупателей, предпринимателей, разработчиков, инвесторов, торговых партнеров, конкурентов, государство, общество и т.д.

Еще один интересный инсайт: в нашей коллекции более трети моделей связано не с самой компанией, а с тем, как компания встраивается в целом в бизнес-экосистему (взаимодействует с другими компаниями, партнерами, сотрудниками, конкурентами и др.), и как можно уменьшить собственные усилия и минимизировать время, если на взаимно интересных условиях делегировать часть задач партнерам. Я считаю, что это важно, потому что большинство людей, которые занимаются бизнесом, фокусируются на компании, а не на бизнес-экосистеме. При этом если компания правильно встроена в бизнес-экосистему, можно использовать все ресурсы более эффективно — решать больше задач, экономить время и деньги.

— Скажи, какие подходы к описанию и развитию бизнес-модели кажутся тебе наиболее интересными и почему? В чем недостатки этих моделей, и как ты преодолеваешь их своим подходом?

Сегодня существует несколько основных подходов к описанию бизнес-моделей:

1. Подход “Бизнес-куб”. Он представляет бизнес-систему в трех измерениях: продукт, рынок и организация компании. “Бизнес-куб” базируется на эволюционном подходе к бизнес-системе (один из основных в ТРИЗ): он позволяет понять, как эволюционирует продукт и когда технология продукта достигнет своих конструкционных пределов; как развивается рынок и когда произойдет его насыщение; а также, как развивается организационная структура компании и когда необходимо ее менять, чтобы соответствовать условиям роста рынка и развития технологий.

2. Подход, предложенный Оливером Гассманом в книге “55 шаблонов бизнес-модели”. В своем исследовании мы использовали 55 бизнес-моделей Гассмана и восстановили задачи, которые они решали. Данный подход выделяет продукт и ценностное предложение, которое предлагает компания для рынка, а также выводит такое понятие как механизм тиражирования ценности (как должна быть устроена компания и ее бизнес-процессы, чтобы производить и доставлять продукт своим потребителям в нужных количествах). Третий аспект, который раскрывается у Гассмана — механизм генерации дохода.

3. Подход Александра Остервальдера — один из наиболее популярных на сегодняшний день. Его шаблон описания бизнес-моделей содержит 9 компонентов, которые по сути детализируют то, что в своем подходе предложил Оливер Гассман. В частности, 9 компонентов Остервальдера детализируют то, как формируется цепочка добавленной ценности внутри компании: ключевые виды деятельности, ключевые ресурсы, ключевые партнеры, каналы доставки ценностного предложения потребителям. Элементы шаблона Остервальдера также фокусируют наше внимание на том, как компания получает доходы и как расходует финансовые средства.

— В чем недостатки этих моделей и как ты преодолеваешь их своим подходом?

Я бы не стал говорить о недостатках подходов, перечисленных выше — кому-то они помогают. В нашем подходе мы исходили от проблем, которые решает та или иная бизнес-модель.

Когда предлагается какая-то новая бизнес-модель, то, с точки зрения нашего подхода, она решает какую-то исходную проблему. Наше отличие заключается в том, что мы искали и восстанавливали эту исходную проблему, которую решает бизнес-модель. Другими словами, в соответствии с ТРИЗ, мы смотрим на эволюцию бизнес-моделей как на последовательность решения проблем, с которыми сталкивался бизнес.

Один из инсайтов нашего исследования — много задач решается не внутри компании, а за счет выстраивания связей компании с другими участниками бизнес-экосистемы. В существующих и популярных подходах фокус внимания направлен на то, как что-то поменять внутри компании.

В шаблоне Остервальдера есть элемент “Партнеры”, но наличие этого блока не дает понимания того, какие существуют способы выстраивания отношений с бизнес-партнерами. В нашем исследовании бизнес-моделей мы обнаружили много готовых решений: форматы выстраивания отношений с партнерами, организационные формы, системы распределения доходов и многое другое.

— Ты разработал для сообщества Rocket DAO авторский подход к оценке стартапа. В чем по твоему заключается отличие бизнес-моделей обычных бизнесов и стартапов? Есть ли принципиальные разница между бизнес-моделями новых бизнесов и стартапов?

Прежде всего, нужно четко понимать, что бизнес-модель — ответ на вопрос “Как тиражировать продукт и ту пользу, которую компания хочет нести своим потребителям?”. Это не про само ценностное предложение, а про производство продукта в том количестве, которое будет востребовано, доставку его до потребителей и сбор оплаты. Бизнес-модель решает задачу масштабирования пользы.

Любой стартап фокусируется на создании продукта и пользы — это вопрос №1. Вопрос тиражирования — второй по важности. Тут все зависит от цели, которую ставит перед собой стартап, и как он планирует расти: например, он может не стремиться вырасти в большой бизнес, а только проверяет гипотезу, связанную с продуктом, и отрабатывает технологию, которая лежит в основе, чтобы продать ее готовому бизнесу.

Бизнес-модель должна отвечать на вопросы:

Если стартап не планирует становиться бизнесом, он может и не акцентировать внимание на бизнес-модели. В остальных случаях об этом нужно задуматься.

Первое, на что нужно обратить внимание стартапу, который планирует расти: путь, когда компания сама создает всё с нуля — очень долгий и не всегда эффективный. А путь, когда компания правильно встраивается в бизнес-экосистему, более продуктивный и быстрый.

Второе — насколько стартап правильно подбирает способ тиражирования своего продукта. Существует несколько подходов:

В трех перечисленных схемах принципиально разный механизм тиражирования. Уже на верхнем уровне стартапу важно понимать, какой способ тиражирования он будет использовать. В зависимости от этого, по-разному будет происходить развитие компании. К тому же, способ тиражирования может предъявить к продукту дополнительные требования, чтобы он мог масштабироваться эффективнее.

Какой из предложенных подходов лучше сработает — зависит от исходной проблемы пользователей, и от того, какое решение этой проблемы придумал стартап. Всё зависит от конкретных условий.

— Ты можешь привести пример максимально привлекательной бизнес-модели лично для тебя?

Бизнес-модель, основанная на платформах, т.к. она обеспечивает быстрый и простой способ тиражирования (особенно, если продукт чисто айтишный). Т.к. в этом случае платформа не только место встречи, но и канал доставки. В свое время Google Play и AppStore практически перевернули целую отрасль (IT и мобильных приложений) и превратились из стартапов в многомиллиардные отрасли.

Сегодня для платформ открываются новые перспективы, когда они позволяют тиражировать и software, и hardware продукты. Например, платформа, подобная AppStore и 3D принтеры, расположенные в разных местах земного шара, позволяют быстро доставить hardware-продукт конечному покупателю.

Еще одна интересная составляющая — наличие комьюнити. Одна из типовых проблем, которые решает бизнес — создание контактов с потребителями. Традиционные бизнес-модели идут по сложному пути, когда контакты налаживаются с каждым отдельным клиентом. А если потребители представляют собой сообщество с одинаковыми или похожими потребностями, то количество контактов можно значительно уменьшить, сохранив охват клиентов.

Таким образом, максимально привлекательная бизнес-модель — это продукты, в которых на другом конце платформы не отдельные потребители, а целое сообщества, с помощью которого можно получить огромный охвата и скорость тиражирования своего продукта.

— Дай совет стартапам, как им выстраивать свою бизнес-модель?

Соблюдайте правильную последовательность. Для начала, сконцентрируйтесь на проблеме пользователей, которую решает ваш продукт. Затем предоставьте решение этой проблемы в виде правильного продукта, и только после этого приступайте к выбору модели тиражирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *