что такое тип в литературе
Что такое тип в литературе
Тип это обобщенный художественный образ, который воплощает типичные черты, присущие определенной общественной среде; ряд литературных персонажей, связанных общими социальными признаками, характерный для произведений русской литературы.
Отличие типа от характера
Тип литературного персонажа, в отличие от характера, представляет не только индивидуальную характеристику героя, а и обобщение устоявшихся качеств конкретной категории лиц. Ряд персонажей одного типа не тождественны по характеру, их объединяют общественные тенденции. Характер персонажа часто является вариацией одного литературного типа. Писатели обычно продолжают развивать, совершенствовать основанный ими тип героя или открывают новые типы.
Примеры и происхождение литературных типов
Тип «маленький человек»
Под влиянием реализма в 20-30 годах ХІХ века в русской литературе появился тип маленького человека. «Маленький человек» – персонаж низкого происхождения и социального статуса, который, в отличие от бунтарских романтических героев, не обладает сверхспособностями, но является душевной и доброй личностью. Формируя и культивируя образ маленького человека, писатели стремились демократизировать литературу и вызвать внимание, гуманность к простому человеку, который заслуживает расположения.
Тип маленького человека открыл А. С. Пушкин в лице главного героя повести «Станционный смотритель» (1831 г.) и раскрывал его в последующих сочинениях («Медный всадник»; 1837 г.). Традиция литературного типа была продолжена в повестях Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» (1835 г.), «Шинель» (1842 г.). Тема хрупкого простолюдина также присутствует в творчестве А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Горького, М. А. Булгакова и др.
Тип «лишний человек»
«Лишний человек» – герой, характерный для русской литературы 40-50 годов XIX века, который воплощает в себе тип отчаявшегося русского дворянина.
Тип лишнего человека – интеллектуал из высших кругов, угнетенный неразрешимыми жизненными вопросами и устоями власти. Типичный герой противостоит обществу, увлекается празднествами, что обусловлено его усталостью, пассивностью и потерей смысла жизни. Чацкий. Художник Н. Кузьмин
Наиболее ранними и классическими представителями типа «лишний человек» являются главные герои произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин», А. С. Грибоедова «Горе от ума», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Онегин, Чацкий, Печорин – в которых разочарование сочетается с чертами байронического героя эпохи романтизма.
Тип «новый человек»
В 50-60 годах ХІХ века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека, связанный с изменениями русских социально-политических порядков.
Тип героя «новый человек» отличает озаренность, активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер.
Образы новых людей ярко представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
Значение типа в литературе
Типы восходят к концепции личности литературных направлений, особенность которых раскрывается через характерные общественные признаки. Таким образом, соотнесение литературного героя с конкретным типом определяет суть личности.
Слово тип произошло от греческого typos, что в переводе означает – отпечаток, образец.
Типология литературного субъекта. Тип
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный тип – это художественный образ определенного индивида, в котором воплощены характерные для определенной общественной группы, народа, класса черты.
Литературный тип: сущность понятия
Литературным типом называется художественный образ, наиболее характерный для определенной социальной среды.
Тип – это такой характер, который содержит социальное обобщение. То есть в литературном типе отражаются черты, свойственные для некоторых персонажей, похожих друг на друга мировоззрением, манерой социального поведения, жизненной позицией, представлением о счастье и т.д.
Для каждого времени характерны свои типы героев. А авторы произведений выбирают этих героев и изображают их в произведении для того, чтобы отразить дух времени, колорит эпохи, охарактеризовать поколение и продемонстрировать социальные противоречия. Другими словами, герой, представляющий определенный литературный тип, является объектом исследования писателя, и использование его способствуют раскрытию замысла автора.
Литературные типы приходят на смену друг другу. Например, «лишний человек» сменяется «новым человеком».
Литературный тип и характер литературного персонажа являются нетождественными понятиями.
Характером персонажа называются индивидуальные особенности в поведении персонажа, уникальные черты личности, ее качества, психологические свойства героя.
Литературный тип – это обобщенный образ, который основывается на схожести социального положения, мировоззрений, типизации разных персонажей.
Готовые работы на аналогичную тему
Характер неповторим и уникален. Но даже в тех случаях, когда речь идет о чертах характера, повторяющихся у разных героев, всегда подразумеваются особые свойства личности и индивидуальные проявления человеческого характера. К примеру, два честных человека – Пьер Безухов и Петр Гринев – не всегда соответствуют одному литературному типу.
Литературных героев всегда больше, чем литературных типов. в произведении не каждый герой соответствует какому-либо типу. Многие персонажи уникальны, неповторимы, создаются в помощь автору. Они помогают лучше раскрыть замысел автора, двигают сюжет. Некоторые герои произведения наделяются автором уникальными, особыми чертами характера, которые не относятся к какому-либо определенному литературному типу.
В то же время есть персонажи, которые писателем создаются специально для того, чтобы отразить типические черты, дать характеристику типическим представителям своего поколения, отобразить дух времени, выделить какую-либо болевую точку в развитии общества. В этом случае автор создает типического персонажа, осознанно либо не осознанно.
Интересно, что названия литературным типам часто придумывают не авторы, а критики, которые проявляют интерес к классификациям, либо авторы других эпох. То есть А. С. Пушкин при создании Онегина стремился изобразить тип молодого светского человека, современный ему – циника, позера, заложника общественного мнения. Он рассчитывал поиронизировать над романтическим, байроническим героем. И классик не думал о такой категории, как «лишний человек». Понятие «лишний человек» в обиход вошло позже, после выхода повести «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева.
Типы литературных персонажей
Выделяют следующие типы литературных героев:
Яркими примерами «лишнего человека» являются Онегин, Чацкий, Обломов, Печорин. Общими чертами представителей данного типа являются образованность, стремление к справедливости, неудовлетворенность реальной жизнью, невозможность «найти» себя в обществе, реализовать свои таланты и способности. Эти люди способны к сильным чувствам, при этом их отличает общественная пассивность и скептицизм. «Лишний человек» стремится развеять скуку и предается праздным развлечения, но все равно не может утолить экзистенциальную тоску, что часто приводит к саморазрушительному поведению.
Представителями типа «маленького человека» являются Акакий Акакиевич из «Шинели», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника», Мармеладов из «Преступления и наказания», персонажи произведения «На дне», персонажи рассказов Чехова, Пушкина и т.д. Представители данного литературного типа часто незнатного происхождения, занимают низкое социальное положение, не имеют каких-либо выдающихся способностей, они не отличатся силой характера и духа, но при этом безобидны и добродушны. Достоевский, Гоголь, Пушкин, выбирая в качестве объекта изображения маленького человека, стремились напомнить читателю, что обычный человек тоже имеет право на внимание, сочувствие и уважение.
На смену «лишнему человеку» в 50-60-х годах 19 века в отечественной литературе пришел тип «нового человека». Этот литературный тип отличается активной деятельностью, сильным волевым характером, пропагандистской позицией, верой в общественный прогресс, духовной свободой личности. Такие образы представлены в произведениях И. С. Тургенева «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети».
Литературный тип «самодур» представлен Скотининым и Простаковой из «Недоросля», Кабанихой и Диким из «Грозы», Фамусовым из «Горя от ума», Костылевым из «На дне». Это человек, отличающийся наглостью, деспотичностью, уверенностью в своей безнаказанности, рассчитывающий на абсолютное подчинение со стороны окружающих. При этом труслив, корыстен, малообразован и стремиться нажиться любыми способами.
Резонер – это человек, который стремится увещевать и обличать других персонажей, при этом не принимая активного участия в действии. Резонер часто произносит нравоучительные монологи. Ярким примером представителя этого типа является Чацкий.
Что такое тип в литературе
Библиография:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве (Сборник Под редакцией М. Лифшица), изд. «Искусство», М. — Л., 1937; Белецкий А., В мастерской художника слова, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. VIII, Харьков, 1923 (см. гл. III — Создание лиц; Виноградов И., Вопросы марксистской поэтики, Л., 1936 (статья «Проблема типа»); Тимофеев Л. И., О типическом характере в литературе, «Литература в школе», 1936, № 2; Лукач Г., Интеллектуальный облик литературного героя, «Лит. критик», 1936, № 3; Розенталь М., «Типические характеры» в жизни и литературе, «Литературный критик», 1934, № 9; библиографию статьи Образ.
Смотреть что такое ТИП в других словарях:
термин, введенный Бленвилем (1816) и потом примененный к подразделениям, установленным Кювье (см. Теория Т.). В настоящее время принимают следующие Т. смотреть
тип 1. м. 1) Яркий образец, модель для группы каких-л. предметов, явлений. 2) Высшая категория в систематике животных и растений. 3) а) Вид, род, разновидность чего-л. б) Классификационное понятие в научной систематике (минералогической, геохимической, астрономической и т.п.). 2. м. 1) Человек, служащий прототипом писателю, артисту, художнику. 2) Образ в произведениях литературы и искусства, в индивидуальных чертах которого воплощены наиболее характерные признаки лиц определенной категории. 3) а) Отдельный человек, отличающийся от других какими-л. характерными чертами. б) разг. Человек, к которому относятся пренебрежительно, с презрением. 4) Категория лиц с общими характерными признаками. 5) а) Облик человека, связанный с его принадлежностью к определенной этнической категории. б) Особенности психологического склада, присущие лицам определенной национальности.
тип м.1. (в разн. знач.) type; (модель) model, pattern; (разновидность) species тип корабля — class of ship 2. разг. (индивидуум) fellow; (странный ч. смотреть
Тип — термин, введенный Бленвилем (1816) и потом примененный к подразделениям, установленным Кювье (см. Теория Т.). В настоящее время принимают следующие Т.: 1) Простейшие (Protozoa) — одноклеточные животные или представляющие колонию совершенно одинаковых клеток и обыкновенно без разделения на клетки соматические и половые. 2) Кишечнополостные (Coelenterata) животные с многолучевой симметрией и с двумя ясно выраженными пластами (эктодермы и энтодермы), по большей части разделенными прослойкой среднего пласта (мезенхимы), с одной общей полостью, соответствующей гастральной полости зародыша, и обыкновенно с одним отверстием, у большинства соответствующим бластопору; с нервной системой в виде разбросанных клеток, или в виде колец, или ганглиев, радиально расположенных. Половые клетки у большинства назревают или в эктодерме, или в энтодерме. При этом надо отметить совершенно исключительное положение губок (Spongia s. Porifera), y которых кроме одного крупного отверстия (выходного) имеется масса мелких входных, причем большое отверстие не соответствует бластопору. 3) Черви (Vermes) — двусимметричные формы с явственно выраженными тремя пластами (экто-, энто- и мезодермой). Одни из них не имеют полости тела, другие имеют первичную полость, третьи имеют вторичную полость тела (coelom). Нервная система из ганглиозного переднего скопления (головного ганглия) и (у большинства) двух брюшных стволов. Все имеют выделительную систему, и многие кровеносную. Половые клетки назревают или в особых органах, или во вторичной полости тела. Есть формы членистые и нечленистые. 4) Членистоногие (Arthropoda), членистые по происхождению вторичнополостные формы с членистыми конечностями. У взрослых форм вторичная полость тела претерпевает большие изменения. Нервная система — из головного ганглия и ряда парных брюшных ганглиев, число коих соответствует в зародышевом состоянии числу члеников. У большинства кровеносная система не замкнутая, и есть выделительные органы и обособленные половые. 5) Моллюски, или мягкотелые (Mollusca), нечленистые вторичнополостные животные с редуцированной вторичной полостью тела. Нервная система обыкновенно в виде отдельно лежащих парных ганглиев, соединенных перемычками, причем наиболее постоянными являются три пары (головная, ножная и висцеральная). Обособленные органы кровообращения — выделительные и половые. 6) Иглокожие (Echinodermata), вторичнополостные животные во взрослом состоянии с пятилучевой симметрией. Нервная система в виде околоротового кольца с отходящими лучами, с обособленной кровеносной системой и половыми органами. Часть вторичной полости тела обособляется в виде своеобразной амбулакральной системы, являющейся, главным образом, органом движения. Обособленные кровеносные и половые органы. 7) Хордовые (Chordata) двусимметричные вторичнополостные и по происхождению членистые животные с нервной системой в виде лежащей на спине трубки и с лежащим над ней особым шнуром, в эмбриональном состоянии свойственном всем представителям Т. и называемым спинной струной (Chorda dorsalis). У громадного большинства имеются обособленные органы кровообращения и выделительные. Половые органы обособлены. Передняя часть кишечника зародыша пронизана щелями, открывающимися непосредственно или через особую полость наружу. Эти щели, называемые жаберными, у многих остаются на всю жизнь в виде органов дыхания. Затем некоторыми отделяются еще два Т. Моллюскоподобных (Molluscoidea), обыкновенно входящие в состав червей и оболочников (Tunicata), соединяемые теперь с позвоночными под именем хордовых. Моллюскоподобные характеризуются присутствием около рта венчика щупалец, почему их еще именуют рукоротыми (Brachiostomata), и околоротового нервного кольца и связанного с ним ганглия. Оболочники представляют формы, коим характерное строение нервной системы в виде трубки свойственно только в зародышевом состоянии, а у взрослых имеется плотный ганглий на спинной стороне. Хорда в большинстве случаев тоже только в зародышевом состоянии, и вообще они являются формами чрезвычайно деградированными. В настоящее время учение о Т. в значительной мере подвергнуто переработке, но покуда в этих новых классификациях еще много субъективного, и потому мнения зоологов на этот счет отличаются значительным разнообразием. В. Шимкевич.
2.2 тип: Лампы, имеющие одинаковые световые и электрические параметры, независимо от типа цоколя. Источник: ГОСТ Р МЭК 60968-99: Лампы со встроенным. смотреть
Такие формальные эклектические определения можно встретить и в художественной литературе.
Пример обобщений такого порядка в художественной форме мы найдем в практике многих писателей прошлого, рисовавших в качестве положительного типа не «живую личность», а персонажи-утопии: Костанжогло из «Мертвых душ» Гоголя, Тушин из «Обрыва» Гончарова, Штольц из романа «Обломов», положительные герои Златовратского и т. д.
Одним из путей создания формального обобщения и в науке и в художественном произведении является, по выражению В. И. Ленина, софистика, «т. е. выхватывание внешнего сходства случаев вне связи событий» («Русские Зюдекумы», Соч., 3 изд., т. XVIII, 1935, стр. 92). Прекрасное описание «софистического» подхода к обобщению действительности найдем в письме Энгельса к Паулю Эрнсту.
И еще: «социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (Соч., 3 изд., т. I, 1937, стр. 280).
Применительно к практике художественного освоения мира сущность этих положений, являющихся основами реалистического отражения действительности, может быть выражена словами Энгельса: «На мой взгляд, реализм подразумевает, кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах». (Письмо к Гаркнес, «Маркс и Энгельс об искусстве», 1937, стр. 163.) Показ типичных обстоятельств и типичных характеров в их взаимодействии и позволяет художнику дать каждую характерную черту образа не просто как имеющуюся в явлении, а как закономерно необходимую.
Последовательный реализм предохраняет как от абстрактного «сочинения» образов, так и от эклектического, формального сочетания несущественных признаков.
Сравнивая формально-логический и диалектический подход к обобщению действительности, созданию Т., необходимо иметь в виду и еще одно обстоятельство. Когда формальная логика говорит об общем, как существенном, то это общее рассматривается в противопоставлении частному и тем самым как бы изолированно от единичного, индивидуального. С точки зрения формальной логики объем понятия или определения (количество явлений, объединяемых понятием) обратно пропорционален их содержанию (количеству признаков, заключающихся в понятии). Иначе говоря, понятие (или определение, образ), чтобы стать более общим, более широким, типичным, должно быть более отвлеченным от частного, конкретного, более схематичным, лишенным всего индивидуального. Применительно к типу в литературе в этом смысле характерны высказывания Гливенко: «Тип будет тем шире, чем меньшее количество элементов входит в его состав, и обратно, чем большее количество признаков определяет явление, тем меньшее число явлений определяется этими признаками». А отсюда: «Тип Хлестакова был бы шире, если бы писатель уменьшил количество индивидуальных признаков в его изображении. Так напр. менее точные указания на его наружность, на его одежду, безусловно, облегчили бы читателю подведение под тип Хлестакова большего количества людей» (И. И. Гливенко, «Поэтическое изображение и реальная действительность», 1929).
Диалектическая логика говорит совсем иное: «. отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного» (В. И. Ленин, «Философские тетради», 1936, стр. 327).
Диалектическая логика знает, что «явление богаче закона» (В. И. Ленин, «Философские тетради», 1936, стр. 149). Поэтому-то Энгельс и требовал сочетания в пьесе «идейной глубины, сознательного, исторического содержания» с «шекспировской живостью и богатством действия».
В то же время эти требования противоположны «ползучему» эмпиризму и возникающему на его основе натурализму, для к-рого в отражаемом явлении все равноценно, к-рый не может различить существенное и второстепенное, а поэтому поверхностно и пассивно фотографирует явление, как единичное без общего, не вводя человеческую практику «в полное определение» предмета. Литературный Т. и типизация явление конкретно-историческое, своеобразное, обусловленное в своих особенностях многими моментами, а в первую очередь особенностями той конкретно-исторической действительности, к-рая обобщается в художественной форме, и особенностями конкретно-исторического авторского сознания, включающего в себя и способ типизации.
Вопрос о Т. смыкается с целым рядом важнейших вопросов художественной практики, и изучение особенностей типизации сводится, по существу говоря, к изучению художественного метода и стиля писателя.
В заключение необходимо отметить огромную познавательную ценность высокотипического показа действительности. Вопреки теории Лефа, к-рая отрицала необходимость для нашего времени художественных обобщений, и вопреки «теориям» вульгарных социологов такие высокотипичные образы, как напр. Манилов, Обломов, Иудушка Головлев, Гамлет, Дон-Кихот и т. д., служат и долго будут служить человечеству орудиями познания действительности. Но историческая длительность их действенности зависит, понятно, не от схематизации отражения действительности, как об этом говорит формальная логика, а оттого, насколько конкретно-исторически и глубоко вскрыта в этих Т. сущность отражаемого явления.
ТИП а, м. type < typos отпечаток, форма, образец. 1. устар. Литера, буква, шрифт. Печатные же грыдарованные листы доселе называлися их фряжскою раб. смотреть
Литературный тип
Литературный тип – это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение.
(определение: «Справочник по литературе» под ред. Скубачевской).
То есть литературный тип отражает те черты, которые свойственны для некоторых героев, схожих друг с другом мировоззрением, жизненной позицией манерой социального поведения, представлением о счастье и т.д.
Каждое время рождает свои типы героев – характерных представителей этой эпохи. А писатели выбирают этих героев и изображают в произведении для того, чтобы отразить колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. То есть герой, который представляет определённый литературный тип, становится объектом исследования писателя, а его использование способствует раскрытию авторского замысла.
Литературные типы сменяют один другой. Например, на смену «лишнему человеку» (Чацкий, Онегин, Печорин) пришёл «новый человек», воплотившийся в герое «Отцов и детей» И.С.Тургенева – в Базарове.
Чем отличается литературный тип от характера героя
Литературный тип и характер героя (литературного персонажа, действующего лица) – понятия нетождественные, то есть обозначают не одно и то же.
Характер персонажа – это индивидуальные особенности в поведении героя, психологические свойства, уникальные черты и качества личности.
Литературный тип – обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения, типизации разных героев.Слово «тип» произошло от греческого «typos», что в переводе означает – отпечаток, образец.
Характер часто бывает уникальным, неповторимым. Но даже в тех случаях, когда мы говорим о чертах характера, повторяющихся у разных героев (например, смелость или трусость), мы всегда подразумеваем особые свойства личности, индивидуальные проявления характера. Два героя, обладающие одинаковыми чертами характера, например, два честных человека (Петр Гринев и Пьер Безухов) не всегда будут соответствовать одному и тому же литературному типу.
Литературные типы и замысел автора
Важно: литературных персонажей больше, чем литературных типов. Не каждый герой в произведении будет соответствовать какому-то типу. Многие герои неповторимы, уникальны, они создаются в помощь писателю – двигают сюжет и помогают раскрыть авторский замысел. Некоторые герои наделяются особыми, уникальными чертами характера, как например Татьяна Ларина и Наташа Ростова – которые при некоторой схожести не соответствуют какому-то определенному литературному типу.
В то же время некоторые персонажи создаются писателем специально для того, чтобы изобразить типические черты, охарактеризовать типических представителей своего поколения, отразить цайтгайст (дух времени), обозначить некую болевую точку в развитии общества. И тогда писатель создает типического персонажа. Иногда осознанно, иногда нет.
Любопытно, что названия типам часто придумывают не писатели, а литературные критики, проявляющие интерес к классификациям, или писатели более поздних эпох. То есть Пушкин, создавая Онегина, хотел изобразить современный ему тип очень молодого светского человека, позера, циника, заложника общественного мнения, и конечно, рассчитывал поиронизировать над байроническим героем, так же известным, как романтический герой. Но такой категорией, как «лишний человек», Пушкин не мыслил. Понятие «лишний человек» вошло в литературный обиход позже – после выхода в 1850-м повести Тургенева «Дневник лишнего человека».
Типы литературных героев: определение и примеры
Байронический герой
Чайльд-Гарольд, Мцыри, Алеко, Данко. Персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье.
Лишний человек
Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов. Представители этого типа имеют общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам, скептицизм и общественная пассивность. Предается праздным развлечениям, дабы развеять скуку, но все равно не способен утолить экзистенциальной тоски, и это зачастую приводит к саморазрушительному поведению.
Маленький человек
Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич («Шинель»), герои «Белых ночей», Мармеладов («Преступление и наказание») герои рассказов Чехова, жители ночлежки («На дне»), герои рассказов Шукшина. Представители этого литературного типа занимают невысокое социальное положение, часто незнатного происхождения, не одарены выдающимися способностями, не отличаются силой духа и характера, но при этом добродушные, безобидные. Выбирая маленького человека в качестве объекта изображения, Пушкин, Гоголь, Достоевский стремились обратить на него внимание читателя и напомнить, что обычный человек тоже достоин сочувствия и внимания.
Новый человек
В 50-60 годах 19 века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека. Этот литературный тип отличает активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер, вера в общественный прогресс, духовная свобода личности. Образы новых людей представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
«Босяк»
(«Бывший» человек, попавший на «дно» жизни, бродяга) тип, появившийся в произведениях Горького 1890-х — в рассказах «Челкаш», «Бывшие люди», «Мальва», в пьесе «На дне». «Босяки» — выходцы из различных слоев общества, оказавшиеся на обочине, а часто на «дне» жизни. Это бродяги, обитатели ночлежек, притонов, живущие случайными заработками, воровством или подаянием. У них нет собственности, они презрительно относятся к быту. Горький подчеркнул в своих героях особые духовные качества: гордость, свободолюбие, жесткость, даже жестокость по отношению к людям и в то же время готовность отдать последнее. «Босяки» презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а, напротив, любят подчеркивать, что это они отвергли фальшивый мир людей, их ложные ценности. У них складывается своя романтическая философия жизни, основанная на культе свободного, гордого и сильного человека.
Самодур
Госпожа Простакова и Скотинин («Недоросль»), Фамусов («Горе от ума»), Кабаниха и Дикой («Гроза»), Костылев («На дне») – деспотичный, наглый, уверенный в собственной безнаказанности человек, который рассчитывает на абсолютное повиновение окружающих. При этом трусливый, часто малообразованный, корыстный и стремящийся обогатиться любыми путями.
Резонёр
Слово происходит от французского raisonneur «рассуждать». Это герой, который, не принимая активного участия в действии, призван увещевать и обличать других персонажей, а также произносить нравоучительные монологи. Литературный тип «резонёр» воплотился в образе Чацкого.