что такое теургия простыми словами

Значение слова «теургия»

что такое теургия простыми словами. Смотреть фото что такое теургия простыми словами. Смотреть картинку что такое теургия простыми словами. Картинка про что такое теургия простыми словами. Фото что такое теургия простыми словами

В Средние века, а затем и в Новое время теургия была взята на вооружение некоторыми европейскими представителями мистицизма и в измененном виде использовалась для достижения состояния обожения (Яков Беме, Мартинес де Паскуалис). В конечном итоге, понятие «теургия» вышло за узкие рамки магических и мистических практик, перешло в употребление в контексте философии: теургическими стали называться отдельные тенденции богоискательства, как например, мотивы сомнамбулических озарений в творчестве представителей романтизма (Ф. Шеллинг, Г. Г. Шуберт и др.). Теургические мотивы являются основными в творчестве русских философов начала ХХ века — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв и др. Согласно Н. А. Бердяеву теургия — «магическое искусство» достижения состояния обожения, совершаемое посредством молитв и церемоний, с целью воссоединения с Богом, теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество. В современном мире понятие «теургия» используется некоторыми исследователями для обозначения таких эстетических тенденций, как обращение к христианским традициям и призыв выйти за пределы искусства для изменения мира и жизни людей соответственно эстетическим законам.

ТЕУРГИ’Я [тэ], и, мн. нет, ж. [греч. theurgia — чудо от theos — бог и ergon — дело] (религ.). В нек-рых религиозных учениях, античных и средневековых, вид магии, посредством к-рой считалось возможным подчинять своей воле действия духов и богов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

теурги́я

1. религ. в некоторых религиозных учениях — вид магии, посредством которой считалось возможным достигать богоподобного состояния или подчинять своей воле действия духов и богов ◆ Подлинное творчество есть теургия, богодейство, совместное с Богом действие. Н. А. Бердяев, «Смысл творчества»

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое теургия простыми словами. Смотреть фото что такое теургия простыми словами. Смотреть картинку что такое теургия простыми словами. Картинка про что такое теургия простыми словами. Фото что такое теургия простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: драматизация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Теургия

что такое теургия простыми словами. Смотреть фото что такое теургия простыми словами. Смотреть картинку что такое теургия простыми словами. Картинка про что такое теургия простыми словами. Фото что такое теургия простыми словами

Содержание

Теургия в неоплатонизме

Несмотря на политеизм Неоплатоников, им также был присущ и монотеизм.

Для Плотина и учителей Ямвлиха Анатолиуса и Порфирия, эманация имеет такой вид:

Император Юлиан и теургия

Из всех существовавших в то время Теургических ритуалов Императором Юлианом наиболее использовались те, в которых основной частью операции являлось жертвоприношение и молитва. Во многом, мировоззрение Юлиана было сформировано под влиянием идей Ямвлиха.

Теургия эзотерического христианства

Избранные Коэны
Друзья Сен-Мартена
Рыцари Благодетели Святого Града
Орден Мартинистов Папюса
Каббалистический Орден Розы†Креста
Орден Розы и Креста
Гностические церкви

«Инициация» · «Вуаль Исиды» · «Изида»

Теургия в Мартинизме

Отличия теургии от магии

Еврейская Теургия

Каббалистические Сефирот таковы: Кетер (Корона), Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Хесед (Милосердие), Г’вура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Победа), Ход (Великолепие), Йесод (Основание) и Малхут (Царство или Владычество).

Теургия в российской философии эстетики

В российской философии эстетики начала XX века термин теургия был вновь определён Бердяевым:

«Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество.»

В рамках эстетики символизма Владимиром Соловьёвым было развито мистико-религиозное понятие свободной теургии как качественное и активное преображения творчества с помощью божественных сил для созидания положительного, истинного единства — высшей формы Красоты. Первым адептом теургии был великий царь Соломон. Как гласит легенда, вместе с мудростью Бог передал Соломону и знания, которые помогали ему подчинять не только добрых демонов, но и злых

Источник

Теургия

Теурги́я (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение», буквально «богодейство, божественная работа») — 1) в широком смысле, магико-мистическая практика, связанная с поклонением богу/богам, не предполагающая практических просьб к объекту поклонения, это «обоюдный труд человека и Божества — стремление человека достичь высших сфер и стремление Божества оказать ему помощь в восхождении через различных посредников» [1]; 2) в узком смысле, магическая практика в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, направленная на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Как правило, теургия предполагает непосредственный, часто визуальный (визуализация) контакт с божеством.

Робер Амбилен определяет теургию как «наивысший, наиболее чистый и в то же время, наиболее мудрый аспект того, что называется Магией» [2].

Теургия – путь к спасению, к блаженству, путь приобщения к самой природе божества, когда человек становится демиургом и творит то, что творится только богом (чудеса) [3].

Содержание

Основа теургии

Впервые этот термин был использован в 1971 году в неоплатонической работе «Халдейские оракулы»: «Поскольку Теурги (theourgoí) не относятся к стаду, которым управляет судьба». В основе теургических представлений поздних неоплатоников лежит эманативистская идея о том, что Physis (греч. Φύσις), Природа, то есть мир проявляется путем последовательных эманаций из To En (греч. τό ἕν), Единого, Высшей божественности: Божество без качеств. Работа теурга проходит по правилу «подобное к подобному»: на материальном уровне с помощью физических символов и магии; на более высоком уровне — с ментальными и чисто духовными практиками и мистицизмом теург подражает богам. Начиная с нахождения Божественного в материи, теург в конечном счете достигает уровня, где внутренняя божественная часть души объединяется с Богом. Целью теургии Плотин называл воссоединение с Божественным (обретение Гнозиса).

Амбилен называет это Законом Аналоговых Соответствий. Закон этот заключается в:

1. Единстве Мира во всех его проявлениях 2. Аналоговой Идентичности Божественного Уровня и Материальной Вселенной, которая была создана из эманации первого и остается его отражением, более низким уровнем воплощения и несовершенством. 3. В устойчивой связи между этими двумя понятиями, связи, имеющей начало в этой аналоговой идентичности, которую можно выразить одновременно и как данность, с помощью вторичной науки, называемой Символизмом [4].

Теургия и магия

Первоначально, в античности теургия была направленна на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ. Ямвлих в «Египетских мистериях», выступая против черной магии, соединяющей человека со злыми демонами, противопоставляет ей правильную теургию, обращающуюся к высшим способностям человеческой души и воздействующую в культовых действах на божество. То есть, по сути, это была магия, совершаемая через обращение к богам:

Все те боги, которые истинны, даруют только лишь благо, общаются только с благими людьми, сближаются с очистившимися при помощи священнодействий и прогоняют от них всякую испорченность и всякую страсть. Когда они сияют, дурное и демоническое становится невидимым благодаря лучшему, словно тьма благодаря свету. И даже случайность не досаждает теургам; именно поэтому они и воспринимают всяческую добродетель, делаются благонравными и порядочными, избегают страстей и всяческого беспорядочного движения и оказываются чисты от безбожных и неблагочестивых способов действия. А все те люди, которые и сами грешны и на богов обрушиваются противозаконно и беспутно, не в состоянии достигнуть богов из-за вялости собственного действия или нехватки присущей им силы. И если они из-за своей оскверненности не допускаются до общения с чистыми, то тем самым приходят в соприкосновение с дурными духами и, исполняясь от них самой дурной одержимости, становятся дурными и нечестивыми, насыщенными неумеренными удовольствиями, пронизанными испорченностью, склонными к чуждым богам способам действия и, говоря в общем, оказываются близкими дурным демонам, с которыми они и соединяются [5].

Теургические техники

Теургическая работа в узком смысле включает в себя:

1) визуализацию, проявляющуюся в видениях теурга (визионера), 2) мистериальные/ритуальные действа, которые часто носят экстатический характер и могут включать жертвоприношение, 3) мантику (прорицание), 4) молитвенные практики, 5) определенные символы, функция которых быть связующим звеном между божественным и человеческим миром, 6) иные магические действия.

Когда мы говорим о более широком понимании теургии, можно обратиться к Халдейским оракулам, из которых известно две основные техники, использовавшиеся в греческой теургии: «сопряжение» и «призывание».

«Сопряжение»

Магическая практика под названием «сопряжение» представляет собой «собеседование», или «общение» (но не «слияние»!), теурга с тем или иным божеством или духом. Так, Юлиан Халдей, по преданию, «сопрягал» душу своего сына, Юлиана Теурга, с душой Платона и «со всеми богами», в результате чего и были получены «Халдейские оракулы». Искусством «сопряжения» владел также Прокл, указывавший, что халдеи пользовались им главным образом для общения с различными божествами времени (Днем, Ночью, Месяцем, Годом), а также с самим Хроносом-Временем.

«Сопряжение» достигалось преимущественно посредством инвокаций: маг призывал божество, произнося его имена, состоявшие из «бессмысленных» (с точки зрения обычной человеческой речи) звукосочетаний. Эти так называемые «варварские», или «иноземные», имена составляли основу всей позднеантичной магической практики. Несмотря на кажущуюся бессмысленность и произвольность «варварских имен», при тщательном анализе в них обнаруживаются четкие структуры, причем не только на уровне звуковых последовательностей, но и в области нумерологических соответствий.

Для «сопряжения» с божеством или духом могли использовать также специальные материальные объекты. У Пселла описывается халдейский ритуал магического «завета» с духом, в ходе которого маги погребали в земле, а затем откапывали те или иные «очищенные» вещества или предметы (камни, благовония, растения), соответствующие этому духу. Цель ритуала заключалась в том, чтобы достичь с духом соглашения о помощи в восхождении душе и защите от демонов.

«Призывание»

Другая магическая практика заключалась собственно в «призывании» божества, изрекавшего затем пророчества заклинателю. Для этого использовалось два метода — так называемое «оживление статуй» и ритуал «связывания» с последующим «освобождением».

Для «оживления статуи» в небольшую полость внутри изваяния божества помещали помещали определенные камни, растения или даже мелких животных. Эти объекты назывались «символами» и служили для установления симпатической связи с богом. Они почитались как священные и «подобные богу»; по словам Ямвлиха, предмет такого рода представлял собой «совершенный и чистый сосуд», готовый принять в себя божество. В одном из оракулов наставления на этот счет дает сама Геката, перечисляя травы и благовония, необходимые для «оживления» ее статуи и предписывая теургу совершить очищение при свете растущей луны и вознести молитвы (основанные, по всей вероятности, на вышеописанных «варварских именах»). Призванное таким образом божество должно было явиться заклинателю в образе сияющего света и ответить на его вопросы. Считалось также, что сам этот свет, исходящий от призванного божества и озаряющий теурга, способствует восхождению души.

Метод «связывания» представлял собой призывание божества — опять-таки при помощи «варварских имен» — в тело человека-медиума. По завершении операции бога таким же образом «освобождали»; впрочем, медиум мог «освободиться» от бога и самостоятельно, просто обратившись мыслями к обыденным земным вещам. Важно иметь в виду, что ритуалом такого рода управлял, по большому счету, не теург, а само божество: теурги не притязали на власть над богами и действовали не силой, а просьбами и уговорами; боги же сами, по доброй воле, сообщали заклинателям слова, которыми их можно «связать».

Перед ритуалом его исполнители — «призывающий» и «принимающий» — проходили очищение (предположительно, огнем и водой) и облачались в особые одеяния. В некоторых случаях один теург мог исполнять обе эти роли, призывая божество в самого себя.

О том, что божество откликнулось на зов и вошло в медиума, свидетельствовали определенные признаки. Ямвлих в трактате «О египетских мистериях» описывает несколько родов «божественной одержимости» и перечисляет возможные признаки «боговдохновенности»: особые движения тела или его частей (или же, напротив, полная неподвижность), левитация, кажущееся увеличение тела в размерах, изменение голоса, нечувствительность к огню и т.п. Кроме того, в тело медиума может входить сияющий образ божества. При этом Ямвлих и другие авторы проводят различие между образами, видимыми только заклинателю, видимыми только медиуму и, наконец, зримыми для всех присутствующих. В «Халдейских оракулах» также перечисляются различные сияющие образы, в которых может предстать призванное божество: «огненное дитя», «величавое пламя», «огнеблещущий конь» или даже «безвидный огонь», из которого божество говорит с теургом. Согласно некоторым фрагментам, божества сами по себе не имеют формы, но для общения с людьми принимают то или иное обличье; этот процесс «облечения формой» протекает в Огненном или Эфирном мире [9].

Теургия в Телеме

Теургии посвящено эссе Алистера Кроули «Экстатическое воодушевление». Кроули называет его «заметками о теургии» и указывает на гностический характер описываемых методов: «Господин этой работы — IAO, высочайший Единый Бог гностиков, истинный Бог». Эссе это по сути является описанием работы методов сексуальной магии.

Кроме того, принципы теургической работы даются им в Liber Astarte vel Liber Berylli «Астарта, или Книга Берилла». Книга имеет подзаголовок: «Наставления по бхакти-йоге — методу Достижения через преданное служение избранному божеству». Несмотря на то, что сам Кроули не указывает на теургический характер этих работ, однако же в сути своей здесь описывается наиболее возвышенный вид теургии как поклонения божеству.

Источник

Теургия: союз Богов и людей

Сегодня мы хотим рассказать об одном из направлений в нашей практике — Теургии. Теургия в нашем ковене пользуется большим уважением и в той или иной форме на ней основана огромная часть нашего опыта. Мало какое наше магическое действие обходится без нее. Что же это за искусство такое? Само слово древнегреческого происхождения и обозначает состоит из двух из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение». Дословно можно перевести слово как «Божественное делание».

Практика Теургии в широком смысле сейчас означает любые магические действия, направленные на взаимодействии с божественными силами. Причем в этом смысле о Теургии писали и языческие философы и христианские, вплоть до Бердяева. Однако в узком смысле это специфическое искусство, характерное именно для западного оккультизма. Появилось это искусство в поздней античности, но его корни лежат в более древней жреческой магии древнего Египта.

Эта форма практики родилась в тот момент, когда религия вышла за рамки простого почитания природы. В тот момент идея «божественного» стала более сложной. Отношения людей и Богов так же приобрели новые оттенки. Стали появляться философские системы, различные учения о «спасении», абсолютно непонятные древнему язычнику. Активно начали развиваться мистическо-философские школы, говорящие об устройстве мира. Мифология в классическом понимании стала уступать место философскому символизму.

Классическая мифология оперирует символическим, поэтическим, но вместе с тем достаточно буквальным языком. Теургия в своей теоретической части обращает внимание на философское истолкование сущности Богов. При этом никто, конечно же, не отбрасывает важную роль мифа. Верно будет сказать, что у мифа появляются новые способы прочтения.что такое теургия простыми словами. Смотреть фото что такое теургия простыми словами. Смотреть картинку что такое теургия простыми словами. Картинка про что такое теургия простыми словами. Фото что такое теургия простыми словами

Еще с древних времен жрецы и маги заметили, что некоторые предметы, вещи и места связаны с определенными Богами. Например, какие-то определенные растения, камни, животные, символы помогают проводить силы Богов в мир, если собрать их вместе и грамотно скомпоновать – то можно получить определенный результат. Конечно же, если это не будет идти вразрез с интересом божества.

Основные вопросы, которые ставит теургия перед практиком следующие:

1) Какова природа Божеств, и как как сила божества может помочь делам человека?

2) Какие имена, символы и предметы, связанные с Богами можно использовать для достижения своих целей?

3) Где и как получить эти имена, симолы и предметы? (иногда сами Боги их сообщают)

4) В чем заключаются функции того или иного божества? (правильно определить суть Бога — значит правильно определить наиболее эффективную точку приложения сил).

По мнению теургов, сами Боги могут проявлять себя на разных уровнях. И на том уровне, где они являют себя человеку, их могущество ограничено (хотя и неизмеримо по нашим меркам). Именно поэтому Богам нужны люди. Люди помогают Богам проводить некоторые потоки в мир. Люди в каком-то смысле работают с Богами на одном поле. Люди не рабы божьи, но и не господа. Люди могут сотрудничать с Богами. Конечно же, не на равных, но иногда как младшие братья. Поэтому иногда Боги дают людям свои символы, имена и другие атрибуты, с помощью которых человек может направить силу Бога туда, куда Богу (и в идеале самому человеку) нужно.

Главная проблема Теургии – это найти точку пересечения между волей человека и волей божества. Иными словами, выстроить взаимовыгодное сотрудничество.

В основе древней, античной Теургии лежит труд неоплатоника Ямвлиха Халкидского, жившего в 3-4 веке нашей эры. Во всяком случае, именно он дал одно из наиболее полных системных описаний этого искусства. Поэтому на учении Ямвлиха я остановлюсь чуть подробнее. Свои основные идеи он изложил в работе «О египетских мистериях». Там он разбирает, собственно, что такое теургия, зачем она нужна, и с какими сущностями имеет дело.

что такое теургия простыми словами. Смотреть фото что такое теургия простыми словами. Смотреть картинку что такое теургия простыми словами. Картинка про что такое теургия простыми словами. Фото что такое теургия простыми словами

Сам Ямвлих видел теургическую практику, следующим образом: Есть непостижимая божественная сущность. Она едина. Однако Единое в процессе творения мира проявляет себя в бесконечном многообразии, а, следовательно и почитается как множественное. Таким образом, можно говорить не только о Едином Боге, но и о множестве самостоятельных богов (надо сказать, христианство в то время уже было хорошо известно, поэтому некий налет христианской теологии в данном случае – норма). Философия Ямвлиха как бы примиряет моно и политеизм. Помимо Богов в его иерархии сущностей существуют так же и Ангелы, Даймоны (добрые и злые духи), Герои и многие другие существа, которых можно призвать при нужде в мир.

Главное в Теургии это стремление ввысь, к умопостигаемому огню: «который, [как пишет сам Ямвлих], на самом деле выступает как истинная цель всякого предвидения будущего и всяческой теургической деятельности». Под словом «умопостигаемое» античные философы чаще всего имеют в виду области, как раз НЕдоступные для обыденного ума. Ум, которых их постигает – суть высший Ум, Нус по-гречески, сознательное начало бытия.

Если чуть проще, то практика Теургии заключается именно в присоединении к божественному потоку. Таким образом теург как бы преображает свою природу в соответствии с замыслом Великого Духа и возносится в эти самые умопостигаемые высоты. Фактически, если утрировать, то Теургия ведет к максимальной реализации души через определенным образом выстроенные отношения с Божественным.

На практике древнее Теургическое искусство сводится к тому, о чем уже было сказано. Ямвлих писал: «Отыскивая подобающее каждому богу на основании общности с ним вместилище, [теург] часто соединяет камни, травы, животных, благовония и другие подходящие священные, совершенные и божественные предметы и затем готовит из всего этого вполне совершенное и чистое вместилище для богов» – Таким образом делаются всевозможные статуи, на основании этого выбираются жертвоприношения, строится ход ритуала. Очень много об этом писал учитель Ямвлиха Порфирий, особенно в своем трактате «Об изваяниях». Была в античности определенная практика так-называемого «оживления статуй». Именно неоплатоники теоретически обосновали известную идею о том, что в теургической практике обязательно должно быть некое «тело» для утверждения божественной энергии в материи. Такими методами теурги вступают в единение с Богами.

И через единение с Божественными силами теург фактически выходит за пределы человеческой природы. Теург, как писал Ямвлих: «благодаря силе неизреченного повелевает космическими предметами уже не как человек и не как тот, кто обладает человеческой душой, но становится выше своей собственной сущности, как тот, кто до этого был причислен к божественному чину». Таким образом душа практика очищается и занимает свое место в умопостигаемом мире вместе с Богами.

Источник

Теургия

Теургия (theurgy) – единственная минимально допустимая форма магии, дарованная Небесами. Теургией называют редкие магические искусства, практикуемые инквизиторами. В действии, практике, методе обучения и почти во всех остальных аспектах Теургия ничем не отличается от низшей магии. Однако Инквизиции представляется это совсем в другом свете. Низшая магия, как все остальные действия, связанные с чародейством, от дьявола. Теургия от Бога. Для Инквизиторов, Теургия – магия, пришедшая с небес.

Содержание

История [ ]

Август убедил несколько инквизиторов; главным среди них был тогдашний генерал-инквизитор, который и сам был францисканцем. В официальном документе Общества он официально позволил «использование и практику Теургии, к большей славе Бога и Церкви Его, и в защиту человечества против солдат Врага». Август, тайно изучавший Теургические искусства среди евреев Испании, начал процесс обучения нескольких избранных учеников искусству Теургии.

Отношение в Обществе [ ]

Система [ ]

Теургия, в действии, является просто низшей магией. Ее эффекты часто воспроизводят результаты других форм низшей магии; действия христианского Теургиста немногим отличаются от инферналиста, младшего оккультиста или цыгана. Однако, это низшая магия, закутанная в христианские идиомы, облаченная в священную метафору. Применение Теургии требуют, по крайней мере, краткого заклинания, обычно именем (именами) Бога, Спасителя, Девы Марии, различных Святых или Ангелов; в других случаях, чары будут в длинных ритуалах.

Есть много Теургических Путей, родственных обычным направлениям Низшей Магии. Одни имеют дело с исцелением, другие – с разрушением. Некоторые Теурги общаются с мертвыми и прочими из мира духов. Пути, приведенные ниже, являются наиболее распространенными; существуют и другие, но они более редки. Рассказчикам и игрокам поощряется создание большего количества путей в своих Хрониках.

Приобретение [ ]

Каждый Путь должен изучаться отдельно. Покупка Теургических Путей при создании персонажа стоит семь «свободных очков» за уровень каждого Пути. Каждая точка включает один Ритуал этого уровня Пути. Дополнительные Ритуалы стоят три свободных очка каждый, или уровень Пути x 3 в очках опыта. Увеличение Пути стоит его текущий уровень x 7 в очках опыта. Таким образом, увеличение Теургии персонажа в одном Пути с двух точек до трех точек стоило бы четырнадцать пунктов опыта и гарантировало один Ритуала третьего уровня; дополнительный Ритуал стоил бы девять очков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *