Что такое преф поправка
Преференциальная поправка в процедурах закупок
Законодательство Республики Беларусь в части проведения процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) предусматривает возможность применения преференциальной поправки к цене предложения участника, т.е. предоставление определенного преимущества отдельным участникам процедуры в виде уменьшения цены их предложения в размере 15 или 25 %%. Таким образом, преференциальная поправка – это предоставление преимущества при оценке и сравнении предложений участников, служащее для оказания поддержки отечественным и «приравненным» к ним поставщикам.
Применение преференциальной поправки при проведении процедур государственных закупок официально устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 2 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и разъясняется письмом Министерства торговли Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 14-07/217к1 «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».
Применение преференциальной поправки
При проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) организаторы имеют право при рассмотрении предложений участников применять следующие преференциальные поправки:
Справочно: понятие «национальный режим» закрепляется в Протоколе о порядке регулирования закупок к Договору о Евразийском экономическом союзе, вступившему в силу с 1 января 2015 года.
Важно: преференциальная поправка применяется к товару, предлагаемому участником процедуры закупки, вне зависимости от того, является ли участник производителем предлагаемого им товара.
Обращаем Ваше внимание, что преференциальная поправка учитывается исключительно при сравнении цен поступивших предложений участников и не учитывается при заключении договора! Соответственно договор с победителем процедуры государственной закупки заключается на основании цены предложения участника без учета применяемой при рассмотрении предложений преференциальной поправки.
Преференциальная поправка не применяется в следующих случаях:
Важно: применение преференциальной заявки имеет заявительный характер, т.е. участнику процедуры закупки, имеющему право на применение к цене его предложения преференциальной поправки, следует заявить о наличии у него такого права с приложением соответствующих документов. В случае незаявления участником права на преференциальную поправку и одновременном предоставлении документов, подтверждающих его наличие (соблюдении условий, указанных в подп. 1.7 Постановления № 778 3 ), организатору при рассмотрении предложений необходимо запросить у участника уточняющую информацию и, в случае ее наличия, следует оценивать предложение с учетом преференциальной поправки. Однако во избежание неопределенности и неприятных ситуаций рекомендуем Вам избегать подобных ситуаций и предоставлять необходимые документы заблаговременно.
Аналогично иным формам и процедурам закупок применение преференциальной поправки распространяется и на проведение электронных аукционов на электронных торговых площадках путем внесения участником необходимой информации в форму на сайте при подаче предложения.
Подтверждение права на применение преференциальной поправки
Важно: конкурсная документация, представляемая участникам процедуры закупки организатором, должна содержать информацию и условия применения преференциальной поправки. В случае отсутствия в документации перечня документов, которые следует предоставлять для подтверждения права на преференциальную поправку, участнику необходимо направить официальный запрос организатору процедуры для получения разъясняющей информации.
Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15%, являются:
Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 25% (дополнительно к вышеперечисленным), является справка о списочной численности работников с указанием численности инвалидов, подписанная руководителем организации.
Обращаем Ваше внимание, что не смотря на имеющиеся в сертификатах соответствия и декларациях сведения об изготовителе товара (включая адрес и страну местонахождения изготовителя), данные документы не являются подтверждением права на преференциальную поправку, т.к. вышеуказанные сведения не свидетельствуют о стране происхождения товара. Аналогично ситуация обстоит и с иными документами, подтверждающими качество и безопасность товара, в т. ч. паспортами качества.
Особенности выбора победителя при применении преференциальной поправки
При выборе победителя государственной процедуры закупки в случае возникновения ситуации, когда несколько предложений занимают первое место, победителем признается участник, заявивший свое право на применение преференциальной поправки. В случае если ко всем участникам, предварительно занимающим первое место, применялась преференциальная поправка, то при наличии возможности разделения предмета закупки на части объем товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности победителем признается участник, который подал свое конкурсное предложение ранее других.
Напоминаем Вам, что о важных нововведениях и изменениях в строительной отрасли вы всегда можете узнать из нашего раздела «Новости», где содержатся разъясняющие статьи на самые актуальные темы и вопросы строительной сферы.
Ссылки на нормативную литературу и законодательные акты:
Разъяснены особенности применения префпоправки при госзакупках
В письме МАРТ от 16.06.2021 No 14-01-10/1505 “К О применении преференциальной поправки в государственных закупках” рассмотрены различные ситуации, возникающие на практике при применении префпоправки.
Описано, в каких случаях следует применять префпоправку при разделении предмета закупки на части (лоты), а также в зависимости от особенностей формирования предмета закупки при приобретении работ (услуг).
Даны пояснения, касающиеся оформления документов, подтверждающих право на префпоправку в размере 15%. Так, в случае представления сертификата продукции собственного производства, выданного БелТПП, или его копии участником, не являющимся производителем предлагаемого товара, также представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником. При это обращено внимание на то, что документ должен подтверждать правомочие не на реализацию товара, а непосредственно на использование сертификата продукции собственного производства.
Указано, что для исключения неоднозначности понимания участниками условий проводимой процедуры заказчику (организатору) целесообразно при составлении документов, представляемых для подготовки предложения, установить, входит ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению N 395 либо нет, и в зависимости от этого определить перечень документов, подтверждающих право на применение префпоправки.
Даны рекомендации комиссии заказчика (организатора) по оценке предложений в ситуации, когда участник заявил о своем праве на префпоправку, но не подтвердил ее, а также в случаях, когда все участники заявили о своем праве на префпоправку, но не все представили необходимые документы. Решение комиссии по результатам рассмотрения предложений зависит от вида проводимой процедуры.
Что такое преф поправка
В связи с внесенными постановлением Совмина от 09.06.2021 № 318 изменениями в порядок подтверждения страны происхождения товара и права на применение преференциальной поправки МАРТ в письме от 16.06.2021 № 14-01-10/1505К «О применении преференциальной поправки в государственных закупках» разъясняет следующее.
Преференциальная поправка применяется при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:
Преференциальная поправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника и биржевых торгов.
Кроме того, преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в т.ч. его лотом (частью). Данная норма фактически устанавливает, что для применения права на префпоправку участник должен подтвердить страну происхождения всех предлагаемых им в процедуре товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки. При этом, если предмет закупки разделен на лоты (части), то решение о применении префпоправки при наличии соответствующего заявления участника принимается по каждому лоту (части) отдельно и, соответственно, если в лоте (части) на какую-то часть товара отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то к цене предложения такого участника по данному лоту (части) префпоправка не применяется. В то же время в отношении иных лотов (частей) при наличии подтверждающих документов префпоправка применяется.
Отметим также, что п.1 данного письма содержит описание различных случаев, в которых следует применять префпоправку при разделении предмета закупки на части (лоты), а также в зависимости от особенностей формирования предмета закупки при приобретении работ (услуг).
Префпоправка применяется для целей оценки и сравнения предложений. При этом с победителем договор госзакупки заключается по цене предложения этого участника.
К примеру, в случае представления сертификата продукции собственного производства, выданного БелТПП, или его копии участником, не являющимся производителем предлагаемого товара, также представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником. Документ должен подтверждать правомочие не на реализацию товара, а непосредственно на использование сертификата продукции собственного производства.
Необходимо подчеркнуть, учитывая, что документы, которыми подтверждается право на применение префпоправки в размере 15% будут зависеть от того, включен ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 либо нет, МАРТ считает целесообразным для исключения неоднозначности понимания участниками условий проводимой процедуры госзакупки при подготовке заказчиком (организатором) документов, представляемых для подготовки предложения, установить, входит ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 либо нет, и в зависимости от этого определить перечень документов, подтверждающих право на применение префпоправки.
Так, в случае наличия надлежащего заявления о праве на префпоправку, но при отсутствии подтверждения соответствующего права в зависимости от вида процедуры госзакупки комиссия отклоняет предложение либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета префпоправки.
По информации официального сайта МАРТ Республики Беларусь mart.gov. by.
Госзакупки: новое в допуске товаров, префпоправке, закупке из одного источника
Допуск товаров к участию в процедурах госзакупок, подтверждение права на префпоправку
Страна происхождения товара | Подтверждающие документы |
Республика Беларусь | Один из документов: 1. Документ о происхождении товара (его копия). Как и ранее, это сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Он должен быть выдан БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. 2. Сертификат продукции собственного производства (его копия). Он должен быть выдан БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами. При этом в случае представления сертификата продукции собственного производства (его копии) участник, не являющийся производителем товара, предлагаемого в процедуре госзакупки, должен приложить документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование участником такого сертификата |
Иные страны, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами | Документ о происхождении товара (его копия). Как и ранее, это сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Он должен быть выдан: — если участник является резидентом, БелТПП или ее унитарными предприятиями; — если участник является нерезидент, уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г. |
Под национальным режимом понимается допуск иностранных товаров и их поставщиков к участию в процедурах госзакупок на равных условиях с товарами отечественного происхождения и их поставщиками . |
Госзакупка из одного источника
— услуги по подготовке и внесению удобрений;
— доломит некальцинированный, грубо раздробленный или распиленный;
— доломит некальцинированный в виде порошка (муки).
Также заказчик вправе с 1 ноября 2020 г. провести процедуру госзакупки из одного источника для приобретения товаров у их производителей, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Совмином, государственными органами (организациями) путем установления :
— фиксированных или предельных цен;
— предельных надбавок (скидок, наценок);
— предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену;
Исключением являются товары юрлиц и ИП, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни).
На заметку
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, размещен на сайте МАРТ.
Постановление Совмина N 620 не распространяется на госзакупки, если до вступления его в силу :
— процедуры госзакупок начаты. Начатой процедура госзакупки считается со дня принятия заказчиком решения о ее проведении;
— или заключены договоры.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Ситуация с преференциальной поправкой: отвечаем на вопросы читателей
Поясните, пожалуйста, эти противоречия? Как нам действовать и принимать участие в конкурсах при закупках за счет собственных средств, требовать применения преференциальной поправки?
Ответ: Формулировка п. 2.13 постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) действительно предусматривает право республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), государственных объединений с учетом специфики осуществления деятельности определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещаются в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (далее – ИС «Тендеры»).
Однако п. 2.1 постановления № 229 четко устанавливает обязанность организации, подпадающей под действие постановления № 229, предусмотреть виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее – Порядок закупок). Порядок закупок размещается на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» – http://www.icetrade.by.
Таким образом, полагаем, что организация при определении Порядка закупок должна предусматривать в нем возможность и механизм применения преференциальной поправки и публиковать такой Порядок закупок в ИС «Тендеры».
В случае же отсутствия таких сведений в связи с отсутствием нормативно-правовой регламентации рассматриваемых правоотношений подлежат применению нормы законодательства о государственных закупках, в том числе и в отношении преференциальной поправки.
Ответ: Постановление № 229 распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Так как в рассматриваемом случае более 25% акций ОАО Р принадлежит организации, имущество которой находится в республиканской собственности, то при осуществлении закупок за счет собственных средств оно должно руководствоваться нормами постановления № 229.
Автор публикации: Комментировал юрист Андрей ТРУБЧИК
Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028