что такое тестирование в вузах
Человек-паук не поможет сдать экзамен. О том, как не стоит обманывать прокторинг
В 2021 году студенты продолжат обманывать автоматические системы проверки экзаменов. Рассказываем, как они прокололись в разгар пандемии.
Системы онлайн-прокторинга в России начали развиваться ещё во второй половине 2010-х. Их подключили передовые университеты, такие как ВШЭ и РАНХиГС, а также компании, которые с их помощью проводили удалённые тестирования сотрудников. Во время пандемии спрос на прокторинг вырос в несколько раз — вузам пришлось проводить в онлайне выпускные экзамены и сессии. После победы над COVID-19 потребность в нём неизбежно снизится, однако сервисам есть куда расти: спрос на качественные онлайн-экзамены сохранится и в образовании, и в бизнесе.
Недовольные студенты, столкнувшиеся с прокторингом во время пандемии, рисуют страшные картины дегуманизации образования, в которых их судьбу решают бездушные машины. Однако пока прокторинговые системы далеки от совершенства и за ними присматривают обычные люди, не лишённые сострадания и чувства юмора. Мы попросили сотрудников крупнейшей по выручке российской прокторинговой компании «Экзамус» рассказать о курьёзных случаях из их работы.
Журналист с широким кругом интересов, пишет про бизнес, культуру и международную политику. Сотрудничает с РБК, Republic и «Ножом».
Что такое прокторинг
Сам по себе термин «проктор» очень старый. Должность проктора появилась в английских университетах ещё в позднем Средневековье. В обязанности прокторов входил контроль за дисциплиной студентов — причём не только на экзаменах, но и во время всего обучения.
Сегодня прокторингом называют технологии, которые позволяют контролировать проведение испытания. В основном это понятие касается онлайн-экзаменов.
На российском рынке прокторинговых систем всего два крупных частных игрока — ProctorEdu и «Экзамус». Кроме того, существуют прокторинговые системы, которые вузы разработали для себя. По оценке РБК, «Экзамус» крупнее — в 2020 году его выручка составила 83 млн, в то время как у главного конкурента — 51 млн. Во время пандемии около 20 российских вузов ввели прокторинг на экзаменах — большинство таких заказов получил именно «Экзамус».
В 2020 году сотрудники «Экзамуса» провели более миллиона экзаменов в России и ещё полмиллиона за рубежом. Выручка выросла в пять раз, но и штат пришлось увеличить в четыре раза.
«Сказать, что мы озолотились во время пандемии, мы не можем. Но мы выросли, вышли на новый уровень, и теперь у нас есть ресурсы для уверенного выхода на международные рынки, на что мы и сделаем акцент в 2021 году», — рассказывает Skillbox Media директор «Экзамуса» по маркетингу Марина Новосёлова.
По словам Новосёловой, вузы, которые заключили с «Экзамусом» контракты ещё до пандемии, продолжают пользоваться его услугами. Новые клиенты, которые пришли в 2020 году, тоже пока остаются с «Экзамусом», однако некоторые из них поговаривают о возвращении к очным формам аттестаций.
В компании уверены, что вступительные экзамены и олимпиады в вузах точно останутся удалёнными. Возможность проводить приёмную кампанию дистанционно позволяет отбирать абитуриентов, которые в других условиях не могли бы приехать на очный экзамен, из разных уголков страны и мира.
Как работает прокторинг и кому он сегодня нужен
У «Экзамуса» есть три прокторинговых режима. В автоматическом система контролирует всё сама, без участия человека; есть опция, когда проктор присутствует только при идентификации сдающих. В асинхронном режиме запись экзамена целиком отсматривает проктор после его завершения. В синхронном он следит за сдачей вместе с системой.
Прокторинговый сервис работает через браузер. Сначала система проверяет камеру, микрофон и рабочий стол пользователя — не ведётся ли запись экрана, а затем идентифицирует сдающего с помощью системы распознавания лиц.
Во время экзамена программа следит за лицом и глазами сдающего — не смотрит ли он куда-то не туда, наблюдает за комнатой — не появится ли там кто-то лишний, ищет посторонние голоса, а также контролирует экран компьютера. Все данные записываются, система регистрирует каждое событие, выбивающееся из протокола, а по итогам экзамена рассчитывает общую вероятность нарушений.
По словам Марины Новосёловой, автоматический прокторинг заказывают крайне редко, а самый востребованный режим — асинхронный. В таком режиме корпорации проводят оценку кандидатов, аттестацию действующих сотрудников, отбор на программы обучения или итоговую оценку знаний после их прохождения.
Основные клиенты «Экзамуса» — крупные университеты. Как правило, они работают по годовой подписке, в которую входит пакет экзаменов. Более мелкие клиенты чаще платят за отдельный экзамен.
Баги вместо злых прокторов: студенты о своём опыте взаимодействия с «Экзамусом»
Весной 2020 года многие студенты опасались прокторинговых систем. Ходили слухи о том, что они действуют очень жёстко — например, считают нарушением даже продолжительный взгляд в сторону. Многим, особенно первокурсникам, эта паника сильно потрепала нервы.
Студенты вузов рассказали Skillbox Media, что боялись сдавать с прокторингом, однако в итоге панические слухи оказались преувеличением — с несправедливым отношением со стороны прокторов никто не сталкивался. В то же время многие пожаловались на то, что система часто сбоила, — однако такие ситуации решались в пользу студентов.
По словам студента магистратуры ВШЭ, у него и многих однокурсников возникли проблемы с проверкой компьютера и подключением к прокторинговой системе, однако сам экзамен прошёл нормально. В следующий раз система не отправила ответы, и пришлось вмешаться учебному офису.
У студента бакалавриата ВШЭ, который сдавал в «Экзамусе» сессию, не возникло никаких претензий к прокторингу.
«Даже те, у кого появлялись технические сложности, говорили, что университет быстро решил проблему: их просто переводили в Zoom, и они сдавали там».
Другая студентка бакалавриата ВШЭ рассказала, что проблемы у многих её одногруппников и у неё самой начались ещё при регистрации в системе. Во время экзамена у некоторых сервис просто вылетел, и им пришлось пересдавать в резервный день. Те, у кого прокторинг работал нормально, очень переживали из-за того, что и у них он тоже будет сбоить. По словам девушки, это привело к тому, что многие сдали гораздо хуже, чем могли бы.
Студентке СПбГУ ошибки прокторинговой системы изрядно помотали нервы — программа увидела нарушения, которых не было.
«Я сидела не шелохнувшись и смотрела исключительно в монитор, чтобы точно было не к чему придраться, но мне за день до пересдачи пришло сообщение о том, что я что-то нарушила, — рассказывает девушка. — Такие же сообщения получили и однокурсники. В итоге учебному отделу пришлось разбираться — но ему удалось решить проблему».
По словам студентки, которая в 2020 году сдавала через «Экзамус» вступительный экзамен в МГЮА, списать было бы не так уж и сложно, так как прокторы тогда ещё не просили показывать комнату (а теперь просят). Действий рук не видно, камера снимала только по грудь. «Если правильно подобрать свет, то твои зрачки и видно не будет, проктор не сможет оценить, куда ты смотришь», — говорит студентка. Главной технической проблемой стало то, что длинную юридическую задачу программа вывела в крошечном окошке и сдающим приходилось много раз прокручивать текст вверх и вниз.
Прокторы о неудачном списывании и курьёзных случаях на экзамене
Мы попросили прокторов «Экзамуса» рассказать нам о забавных и курьёзных случаях на своей работе, а также о том, как сдающие пытаются их провести.
Их рассказы производят двойственное впечатление. С одной стороны, некоторых онлайн-формат будто бы раскрепощает, снимает дисциплинарные условности, которые сопутствуют очным экзаменам в строгих кабинетах и аудиториях. С другой стороны, некоторые истории звучат так, будто бы они могли случиться и на обычном экзамене: многие студенческие уловки, ошибки и трагедии кажутся вечными и универсальными.
Взятки, подложные ноутбуки и крем на веб-камере — самые частые случаи
Чаще всего сдающие пытаются ухудшить качество видеосъёмки, наклеивая скотч или намазывая крем на камеру, сажают рядом с собой людей, которые тихонько (но всё же заметно) нашёптывают ответы. За такое прокторы банят сразу.
Также нередко сдающие пытаются договориться с проктором — например, предложить ему взятку. Они почему-то забывают, что и эти разговоры тоже записываются. В таких случаях прокторы вежливо рекомендуют вернуться к решению теста.
Сотрудники корпораций во время экзаменов нередко подменяют ноутбуки. Запись рабочего стола ведётся с MacOS, а при демонстрации рабочего места сдающий показывает стационарный компьютер или вообще красный ноутбук Lenovo на Windows. Этот момент вычисляется сразу.
Студент утёр нос системе
Однажды студент сдал часовой экзамен за 40 минут, ничем не выделяясь. Но в конце экзамена ему, по словам сотрудника «Экзамуса», захотелось утереть нос системе. Он отклеил шпаргалку от монитора и победоносно продемонстрировал её проктору, сообщив, что списал. Проктор отклонил всю сессию — видимо, сдающий не знал, что это можно сделать в любой момент, пока идёт запись.
Проктор в центрифуге
Прокторы жалуются, что очень часто сдающие, когда их просят показать комнату, начинают яростно вращать камеру вокруг себя. «Почему-то многим кажется, что это лучший способ показать стол и комнату, хотя для этого совершенно не обязательно разворачивать ноутбук вверх ногами» — говорит проктор.
Мастер над шептунами
Студент, который сдавал в общежитии, рассадил вокруг себя сразу нескольких помощников, которые спрятались от камеры. На все замечания проктора он отвечал, что вокруг никого нет. Когда проктор попросил показать комнату, сдающий подождал, пока все помощники выйдут, и только потом повертел камерой вокруг себя. Затем помощники вновь незаметно проскользнули в комнату и заняли свои позиции. История повторилась дважды — в итоге проктор всё-таки отклонил сессию.
Хитрая схема списывания, которая раскрылась до начала теста
Однажды сдающий и три его помощника разработали целую схему для помощи в решении теста. Проктор рассказал, что они построили хитрую систему передачи сигналов, которая работала с помощью зеркала: спрятавшиеся помощники могли видеть экран и при этом не попадать в камеру. Их план мог сработать, однако они почему-то решили ещё раз обговорить свои действия уже после того, как началась сессия, и сами раскрыли проктору свой замысел.
По словам прокторов, им часто приходится успокаивать расплакавшихся сдающих, которые получили плохую оценку или перенервничали во время экзамена. В таких случаях прокторы рекомендуют сдающему вернуться к решению теста. «В наши обязанности это не входит, но по-человечески их жалко», — говорит сотрудник «Экзамуса».
Несколько раз прокторам удавалось заметить хитрое и аккуратное списывание благодаря тому, что в одной аудитории сдавали сразу несколько человек. Сдающие виртуозно прятались от своей камеры, но их уловки были видны в камерах их соседей. Наблюдал за ними один-единственный проктор, который замечал эти нарушения.
Это любимая история прокторов. Сперва сдающая девушка довольно ловко прятала на столе второй ноутбук. Через некоторое время проктор всё же заметил его и потребовал убрать.
Ещё во время показа рабочего места проктор увидел под столом у девушки лишние ноги. Сдающая сказала, что ему показалось. Её допустили к сдаче экзамена, но через десять минут в кадре вновь появились эти ноги — при этом камера смотрела на лицо и грудь сдающей. Оказалось, что помощник пытался незаметно подобраться к девушке, но двигался по стульям, опираясь на стены руками. Почему он выбрал именно такой путь, а не попытался проскользнуть по полу, где его точно никто бы не увидел, прокторы так и не поняли.
Студент, уснувший на экзамене
Однажды студент уснул прямо во время сдачи теста, и камеры записали его получасовой сон. Прокторы решили, что бедняга слишком сильно вымотался, сдавая сессию, и не стали его будить.
Опекающие родители и миссия проктора
«Когда мы смотрим на прилежных студентов с особыми возможностями здоровья, — говорит проктор, — но с огромным желанием учиться, или, к примеру, на третьеклассника, который пришёл писать олимпиаду по физике, мы понимаем, зачем всё это и какую важную миссию мы выполняем».
Andrea Piacquadio / Photomix-company / Shuttesrtock / Polina Vari для Skillbox
Централизованное тестирование: для кого и зачем
Что такое ЦТ и как к нему подготовиться
Мария Кригер педагог, обозреватель
Идея проведения Централизованного тестирования (ЦТ) возникла около десяти лет назад. Тестирование было задумано как альтернатива традиционным вступительным испытаниям. По сути, это первая попытка внедрить в российскую образовательную систему универсальную схему, позволяющую с одними и теми же баллами поступать в несколько вузов одновременно.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был разработан специалистами Федерального центра тестирования позднее. За основу были взяты методики и наработки ЦТ.
Где проводят ЦТ?
Что такое сертификат ЦТ?
Каждый школьник, прошедший централизованное тестирование, получает сертификат. В нем указано количество набранных баллов и верно выполненных заданий; рейтинг среди других участников ЦТ. Это дает возможность абитуриенту оценить свои силы еще до начала вступительных испытаний.
Все сертификаты имеют единый формат, независимо от того, где проводилось тестирование.
Сколько стоит ЦТ
Федеральный центр тестирования существует как независимая хозрасчетная структура. Хотя она курируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но напрямую не зависит от госструктур и, соответственно, ими не финансируется. Поэтому участие в централизованном тестировании для абитуриентов платное. Центр ежегодно определяет приблизительную стоимость одного экзамена. В 2006 г. она составила от 150 до 450 руб. Окончательную сумму устанавливает вуз, который проводит тестирование.
Когда и где проводится Централизованное тестирование
Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:
Куда поступать с сертификатом ЦТ: МГИМО, Щепка, Бауманский.
Результаты тестирования ежегодно обрабатываются Госкомстатом России. Всю информацию о количестве участников, проценте абитуриентов, зачисленных в вузы по результатам тестирования, можно посмотреть на сайте ФЦТ.
Зачем нужно ЦТ и чем оно отличается от ЕГЭ
Единый госэкзамен со временем вытеснит централизованное тестирование как форму поступления в вузы, но скоропостижная кончина ему не грозит.
Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:
Зачем сдавать ЦТ
Прежде чем принять решение об участии в централизованном тестировании, стоит взвесить все «за» и «против». Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Тестирование студентов ВУЗов: зачем оно нужно, что даст и пр.
Для проверки знаний, навыков учащихся, а также определения качества образования в СУЗах и Вузах используют различные варианты аттестации: от обычных контрольных и лабораторных работ до зачетов и экзаменов. В последнее время в высших образовательных заведениях стали чаще прибегать к инновационному формату – онлайн-тестирование студентов.
Для проверки знаний, навыков учащихся, а также определения качества образования в СУЗах и Вузах используют различные варианты аттестации: от обычных контрольных и лабораторных работ до зачетов и экзаменов. В последнее время в высших образовательных заведениях стали чаще прибегать к инновационному формату – онлайн-тестирование студентов.
Тестирование в ВУЗе: плюсы и минусы
Современная система образования предполагает использование инноваций в процессе профессиональной подготовки специалистов. Нередко в высших учебных заведениях в качестве предварительной аттестации или допуска к зачету/экзамену выступает сдача курсовой работы или прохождение тестирования.
Преимущества и недостатки проведения тестирования у студентов
Тестирование в ВУЗе имеет ряд достоинств и недостатков. Среди преимуществ данного вида проверки уровня подготовки студентов следует отметить: наименьшая продолжительность аттестации (можно разом проверить знания всей группы), краткий опрос или вопросы с предоставлением вариантов ответа, развернутого ответа позволяют минимизировать списывание во время аттестации, включение в тест определённые темы или модуль и пр.
К числу недостатков данной формы следует отнести: дополнительная подготовка дидактического материала педагогом, разработка шкалы оценки результатов тестирования, субъективность итогов (иногда студенты теряются от волнения и не могут ответить на простой вопрос, на устном экзамене можно помочь учащемуся с помощью дополнительны наводящих вопросов и пр.).
Тестирование в Вузе можно использовать в качестве промежуточной проверки знаний учащихся, допуска к экзамену или видом аттестации (аналог экзамена). Притом в последнем виде он чаще используется для студентов дистанционного обучения.
Проведение тестов в высших образовательных заведений может успешно заменить контрольную и самостоятельную работу, зачет и в исключительных случаях экзамен для учащихся очного и заочного отделения.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие тесты чаще всего используют в ВУЗах?
Данный вариант аттестации можно разбить на два клана: стандартный и инновационный.
Стандартный вариант предполагает, что учащиеся будут давать письменный ответ, а созданием тестовых материалов, дидактических материалов, инструкций и критериев оценки, проверкой результатов займется педагог.
Варианты тестирования
Инновационный способ предполагает использование специальных онлайн-площадок, гаджетов и компьютеров для проведения аттестации. Здесь педагог может выбрать уже существующий тест или создать собственный вариант с учетом учебной программы и пр. В данном случае обработкой результатов займётся компьютер или робот, притом результаты аттестации могут быть вынесены сразу же по окончании тестирования.
В ходе промежуточной аттестации педагоги используют стандартный вариант, а для аттестации или допуска к аттестации применяют онлайн-тесты.
Задания в тестировании могут быть самыми разными: с предложенными вариантами ответов, краткими ответов, сопоставлением данных между собой, краткое написание эссе и пр. На выполнение теста может быть выделено ограниченное время, поэтому студенту следует грамотно спланировать свои действия.
Порядок организации и проведения тестирования в ВУЗе
Независимо от того, какой формат будет использован, преподаватель должен заранее уведомить учащихся о проведении тестирования и необходимости повтора отдельных тем или всего пройденного курса. Если тестирование используется в качестве варианта итоговой аттестации по предмету, то контроль знаний будет проходить в онлайн-режиме на специализированной площадке.
Для прохождения теста учащимся могут потребоваться дополнительные сведения и возможности: индивидуальный компьютер, логин и пароль для входа в личный кабинет или на специальную онлайн-площадку, доступ к сети Интернет. Онлайн-тестирование проходит обычно в компьютерном классе, реже – в домашних условиях. Позаботиться о наличии сайта, ключей к нему необходимо заранее: обратиться к преподавателю или на кафедру.
Разработка и проведение тестирования
Преподаватель также должен уведомить студентов о возможности использования дополнительных материалов во время тестирования: черновиков, лекций, калькуляторов и пр. В некоторых случаях для выполнения практических заданий (решения задач) придется использовать дополнительные гаджеты и пр.
Онлайн-тестирования в Вузах чаще всего проводят на следующих инновационных площадках: ФЭПО (это федеральный сайт с тестами, учитывающими требования ГОСТ и структуру образовательной программы по каждой специальности и дисциплине), ФИПИ. Также допустимы внутренние тесты на базе ВУЗа (их созданием занимается педагог, а внедрением – программист) и пр.
Важно отметить, что в последнее время Вузы используют онлайн-тесты, которые блокируют возможности гаджета или компьютера по переключению между окнами. Данный подход позволяем снизить риск списывания и поиска ответа на поставленный вопрос в Интернете.
Онлайн-тестирование используется не только на дистанционном обучении, но и очном/заочном отделении. У очников результаты такой проверки выступают «предварительным итогом» экзамена, возможностью заработать дополнительные баллы «к карме» и пр.
Перед проведением теста педагог проинструктирует учащихся: озвучит необходимость входа в личный кабинет, запуск теста, время, отведенное на его проведение (или решение каждого вопроса/задания), возможности возвращения к нерешенным задачам и пр. В ходе выполнения тестов учащимся следует сконцентрироваться на заданиях и меньше отвлекаться по мелочам.
Роль тестирования в жизни студентов и ВУЗа
В зависимости от того, в качестве какой меры было избрано тестирование, результаты этого рубежа могут оказать прямое воздействие на учащегося и судьбу ВУЗа.
Если тестирование выступало в качестве контрольной или самостоятельной работы, то итоги этой проверки позволят улучшить или ухудшить успеваемость и положение студента, заработать дополнительные баллы и пр.
Как тестирование влияет на студента и на ВУЗ?
В случае, когда тестирование выступает в качестве «допуска» студента к экзамену, результаты этого мероприятия может стать причиной возникновения академической задолженности. При провале студенту будет предоставлен «второй шанс». Если получить допуск так и не удастся, то у администрации Вуза может появится основание для его отчисления из-за не усвоения учебной программы.
Если тестирование заменяет зачет или экзамен, то здесь ситуация схожа с предыдущим пунктом. От исхода событий будет зависеть судьба студента: продолжит ли он профессиональное становление в стенах Вуза или нет.
Более того, в зависимости от полученной отметки может изменяться размер стипендии: она может быть увеличена, остаться в прежнем объеме, уменьшена или вовсе отменена до улучшения успеваемости и пр.
Результаты онлайн-тестирования напрямую отражаются на престиже и рейтинге Вуза:
Использование виртуальных тестов позволяет минимизировать влияние человеческого фактора со стороны и преподавателя или оценивающего лица. В то же время полностью полагаться на искусственный интеллект не стоит, ведь никто не исключает появление некорректных вопросов, несовершенную технику оценивания ответов, волнение и стресс студента, спешку и панику и пр.
Как подготовиться к тестированию?
Независимо от того, в качестве какой меры будет использован данный формат проверки знаний и навыков, каждый студент должен понимать исход событий: влияние на его репутацию и успеваемость неизбежно.
Наилучший исход будет гарантирован учащемуся в следующих случаях:
Команда ОЦ Disshelp готова помочь в подготовке и прохождении тестирований по всем предметам и направлениям подготовки ВУЗов. Достаточно своевременно обратиться к нам за помощью, заполнив электронный бланк заказа. Мы гарантирует высокое качество услуг, индивидуальный поход и конфиденциальность данных.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!