что такое теогония в философии

Значение слова «теогония»

что такое теогония в философии. Смотреть фото что такое теогония в философии. Смотреть картинку что такое теогония в философии. Картинка про что такое теогония в философии. Фото что такое теогония в философии

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Гея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Фебос, Арес и т. д.), о титаномахии и героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

ТЕОГО’НИЯ [тэ], и, мн. нет, ж. [гр. theogonia] (науч.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная т.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

теого́ния

1. мифол. совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов ◆ Сифиане ничего не объясняют, исходя из факта изначальной борьбы между Светом и Тьмою, нераздельными и неслиянными и считая целью теогонии и космогонии окончательное их разделение. Л.П. Карсавин, «Глубины сатанинские», 1992 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое теогония в философии. Смотреть фото что такое теогония в философии. Смотреть картинку что такое теогония в философии. Картинка про что такое теогония в философии. Фото что такое теогония в философииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: несмываемый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ТЕОГОНИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ТЕОГОНИЯ» в других словарях:

теогония — теогония … Орфографический словарь-справочник

ТЕОГОНИЯ — (греч., от Theos Бог, и gigonos происхождение). Сказание о происхождении мифологических богов. Заглавие Гезиодовой поэмы; вообще все системы языческих религий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТЕОГОНИЯ — [тэогония], теогонии, мн. нет, жен. (греч. theogonia) (научн.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная теогония. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теогония — сказание, миф Словарь русских синонимов. теогония сущ., кол во синонимов: 3 • миф (10) • сказание … Словарь синонимов

ТЕОГОНИЯ — (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. theogony; нем. Theogonie. Система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Теогония — (греч. theos – бог + goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Теогония — (греч. Θεογονία, «происхождение богов») поэтическое сочинение Гесиода (VII VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе. В художественном плане… … Википедия

Теогония — совокупн. мифов, рассказыв. о происхожд. богов. Назв. «Теогония» носит поэма, приписыв. Гесиоду первая извест. нам у греков попытка дать систематич. изложение истории богов в виде ед. рода, подобн. большому царскому роду. «Теогония»… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Источник

Теогония

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

что такое теогония в философии. Смотреть фото что такое теогония в философии. Смотреть картинку что такое теогония в философии. Картинка про что такое теогония в философии. Фото что такое теогония в философии

что такое теогония в философии. Смотреть фото что такое теогония в философии. Смотреть картинку что такое теогония в философии. Картинка про что такое теогония в философии. Фото что такое теогония в философии

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Феб, Арес и т. д.), о титаномахии и о героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Теогония» в других словарях:

теогония — теогония … Орфографический словарь-справочник

ТЕОГОНИЯ — (греч., от Theos Бог, и gigonos происхождение). Сказание о происхождении мифологических богов. Заглавие Гезиодовой поэмы; вообще все системы языческих религий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТЕОГОНИЯ — (от греч. the6s – Бог и goneia – рождение) – рождение богов; миф о происхождении богов (напр., «Теогония» Гесиода); у Л. Фейербаха («Theogonie», 1857) – психологическое исследование возникновения идеи Бога. Философский энциклопедический словарь.… … Философская энциклопедия

ТЕОГОНИЯ — [тэогония], теогонии, мн. нет, жен. (греч. theogonia) (научн.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная теогония. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теогония — сказание, миф Словарь русских синонимов. теогония сущ., кол во синонимов: 3 • миф (10) • сказание … Словарь синонимов

ТЕОГОНИЯ — (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. theogony; нем. Theogonie. Система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Теогония — (греч. theos – бог + goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Теогония — совокупн. мифов, рассказыв. о происхожд. богов. Назв. «Теогония» носит поэма, приписыв. Гесиоду первая извест. нам у греков попытка дать систематич. изложение истории богов в виде ед. рода, подобн. большому царскому роду. «Теогония»… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Источник

теогония

Смотреть что такое «теогония» в других словарях:

теогония — теогония … Орфографический словарь-справочник

ТЕОГОНИЯ — (греч., от Theos Бог, и gigonos происхождение). Сказание о происхождении мифологических богов. Заглавие Гезиодовой поэмы; вообще все системы языческих религий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТЕОГОНИЯ — (от греч. the6s – Бог и goneia – рождение) – рождение богов; миф о происхождении богов (напр., «Теогония» Гесиода); у Л. Фейербаха («Theogonie», 1857) – психологическое исследование возникновения идеи Бога. Философский энциклопедический словарь.… … Философская энциклопедия

ТЕОГОНИЯ — [тэогония], теогонии, мн. нет, жен. (греч. theogonia) (научн.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная теогония. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теогония — сказание, миф Словарь русских синонимов. теогония сущ., кол во синонимов: 3 • миф (10) • сказание … Словарь синонимов

ТЕОГОНИЯ — (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. theogony; нем. Theogonie. Система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Теогония — (греч. theos – бог + goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Теогония — (греч. Θεογονία, «происхождение богов») поэтическое сочинение Гесиода (VII VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе. В художественном плане… … Википедия

Теогония — совокупн. мифов, рассказыв. о происхожд. богов. Назв. «Теогония» носит поэма, приписыв. Гесиоду первая извест. нам у греков попытка дать систематич. изложение истории богов в виде ед. рода, подобн. большому царскому роду. «Теогония»… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Источник

«ТЕОГОНИЯ»

Рассмотрение поэм Гесиода целесообразно начать с «Теогонии», поскольку содержащаяся в ней теокосмогония в плане предфилософ- ском (как развивающееся внутри мифа и разрушающее его рациональное осмысление мира) представляет собой наибольший интерес.

С этим можно согласиться; поэма, действительно, не компиляция, а произведение, пронизанное единством замысла и авторской позиции. Но и по этому вопросу нет единства. Согласно мнению современного английского исследователя П. Уолкота, по замыслу и по реализации «Теогония» есть не что иное, как гимн Зевсу, славному и сильнейшему из богов, и в этом смысле подобна гимнам другим богам[109]. Однако широко распространено мнение о Гесиоде не столько как о религиозном проповеднике (в этой связи это было бы естественно), сколько как о просветителе, учителе человечества, мыслителе и философе[110]. Этот подход нам представляется более перспективным, хотя он содержит известные преувеличения в оценке Гесиода как философа. В частности, не могут быть однозначно расценены как философские вопросы, с которыми по$т обращается к музам:

Как боги, как наша земля зародилась, Как беспредельное мореявилосяшумное, реки, Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами; Кто из бессмертныхподателей благ от чего зародился, Как поделили богатство и почести между собою. И сообщите при этом, что прежде всего зародилось.

Поставленные вопросы содержат различные напластования. Конечно, Гесиода интересует, как «зародились» земля, небо, море, звезды и т.д.

Примечательно, что Гесиод, в отличие от Гомера, не обращается к родословной героев. У Гомера знатность происхождения служила основанием (хотя и подтверждаемым в постоянных сражениях) для получения «богатств и почестей». У Гесиода же речь идет о родословной богов, и предметом для раздела в качестве «богатств и почестей» вы-

ступает сам мир. Обращение к Гомеру показывает, насколько дальше идет Гесиод. У Гомера человек космизирован, но космос этот антропоморфен, боги подобны человеку по внешнему виду, реакциям, и герои ведут свое происхождение от богов. Гесиода уже интересуют не династические связи людей, а родословная богов как владык земли. Тем самым проводится различие двух сфер — людей и богов, и в такой форме впервые утверждается мысль об объективности внешнего мира. Человек является лишь частицей этого не подчиняющегося ему мира. С последним обстоятельством человеку необходимо считаться.

Сам вопрос о том, «как боги, как наша земля зародилась», адресованный музам, предваряется примечательной беседой муз и Гесиода. Обращаясь к пастуху — Гесиоду, они сетуют на неразумие людей: «брюхо сплошное». Конечно, Гесиод не первый просит помощи у муз, но в их обращении к нему противопоставляются «ложь» (вымышленное) и «правда» (истинное). Вслед за музами Гесиод воспевает «что было и что еще будет».

В поэме повествуется о трех поколениях, рожденных от Земли и Неба (Уранидах), Кронидах (богах-олимпийцах и главном из них — Зевсе), о людях и гигантах. Начало и конец песнопения служат воспеванию Зевса, силою взявшего власть над миром. Нам представляется, что истина, которой учит Гесиод, заключается не в описании последовательности поколений богов, а в воспевании Зевса. Гесиод воспевает также законы, «которые всем управляют», «добрые нравы богов». Соответственно Гесиод не хочет довольствоваться картиной зарождения нашего мира, так же как не может он удовлетвориться внешней последовательностью поколений как бессмертных богов, так и смертных людей. Его интересует устойчивое состояние мира («поделили богатства и почести»), главенствующее положение Зевса в этом мире, в соответствии с чем он воспевает его в начале и в конце. Гесиода интересует внутренняя структура мироздания, скрывающаяся за внешней оболочкой. И в этом смысле начало мира выступает как генетическое («кто от чего зародился») и как субстанциональное («как» поделили богатства и почести боги, «как» овладели Олимпом). Но сам термин arche (последовательная смена поколений) у Гесиода имеет только хронологическое значение. Его интересует первоначальное состояние мира, которое одновременно является и первоначальным состоянием

(предысторией) Зевса, но лишь как начало событий во времени. Проблема «начала» — проблема воспевания Зевса. Гесиод знает, что люди и гиганты появились после Зевса, и их воспевание как последних есть конец воспевания Зевса. Конечно, Гесиода интересует и первичное состояние как таковое, но оно предстает перед ним как последовательность поколений, arche при этом входит у Гесиода в хронологическую целостность — «в начале и в конце».

Гесиод до предела использует возможности временной последовательности «начала», не обращаясь к разработке термина «архэ». Он задает вопрос о том, что «прежде всего» зародилось по отношению к Земле и Небу. И отвечает на этот вопрос: «Прежде всего во вселенной Хаос зародился» (Теог., 116). Может, Хаос и есть то начало, то первичное состояние, из которого рождается мир, хотя термин «архэ» при этом и не употребляется. Однако от Хаоса нет перехода к последующим поколениям богов. Следом, а не из Хаоса, рождаются Гея, Тартар, Эрос. Первые три начала способны, как космические силы, произвести от себя другие существа: Хаос породил Ночь и Эреб, Гея — Небо, Нимф, Понта. Вслед за этим начинается последовательность браков (по влечению Эроса), где выявляется сложная и разветвленная система родственных связей богов, в которой каждый из них должен найти свое место. Обретя связь с другими, каждый бог получает свой удел. Наблюдается своеобразная целостность различенного.

Хотя основная линия родословной богов охватывает рождение трех поколений, в центре повествования находится Зевс.

ре повествования о завоевании Зевсом верховной власти над «людьми и богами», помещается эпизод о сыновьях Иапета. Здесь и происходит включение антропогонии в теогонию: появление человека на «исторической арене» — деталь в борьбе Зевса за господство «над людьми и богами». Попытка Прометея обмануть Зевса — одна из форм борьбы титанов против Зевса-отца, в частности, в сфере его господства над людьми. Происходит это в Меконе (Мекона — область в северной части Пелопоннеса), где «боги с людьми препирались».

Прометей, принимая сторону людей, пытается обмануть Зевса. Обман заключается в неравном разделе туши быка, предназначенного для жертвоприношений богам. Зевс видел обман — лучшая часть туши была обернута шкурой и желудком, худшая же (кости) покрыта «ослепительным жиром». Как же поступает Зевс? Один из его первых актов после победы над Кроном следующий: извергнутый Кроном камень, проглоченный им по ошибке вместо Зевса, был поставлен Зевсом в Пифоне — «смертным на диво» (Теог., 497—500) как напоминание о могуществе и силе богов по отношению к смертным. Эти же цели подчинения смертных людей богам, с тем чтобы люди приносили им обильные жертвы, преследует «препирательство» богов и людей в Меконе. Прометей пытался помочь людям избежать подчинения богам, и прежде всего «отцу и бессмертных и смертных» Зевсу.

Зевс изображен в этом эпизоде жестоким, безжалостным богом. Он видит обман и насмехается над Прометеем. В его поведении превалируют эмоции (прежде всего гнев) (Теог., 533, 554, 558, 568). Почему же этот гнев распространяется не только на Прометея (непосредственного виновника обмана), но и на людей? Заключительные строки к эпизоду дают нам ответ: «Не обойдет, не обманет никто многомудрого Зевса!» (Теог., 613). Подчинение людей Зевсу превращается в одну из центральных сцен борьбы Зевса и богов-олимпийцев за «власть и почет».

В этом контексте Гесиод повествует о появлении человека. Боги создают одну половину рода человеческого — женщину. Женщин «губительный род» был создан на несчастье людям. Создание женщины — тоже обман: за «сверкающей внешностью» скрывается «зло вместо блага». Зевс представляет собой жестокое культовое божество, перед которым человек должен находиться в страхе и благоговении. Попытка обмануть Зевса привела к самому большому злу в жизни смертных — созданию женщины. Гесиод описывает родословную богов и лишь коротко останавливается на описании жизни людей

после сотворения женщины (Теог., 591—610). «Необходимым дополнением к рождению богов является появление на земле их человеческих почитателей. Версия истории, рассказанной в «Теогонии», объясняет происхождение по крайней мере одного из двух полов, в то время как постоянное присутствие другого и существование богов предполагается, более того, это является центральной мыслью поэмы»[111].

Конечно, идея создания человека (женщины) входит в контекст идей о почитании Зевса как верховного, наиболее могущественного бога. Овладению богатствами и почестями предшествовали «состяза- нье за власть и почет» и воцарение над богами Зевса, который и раздает им уделы, «какой для кого полагается» (Теог., 881—885). Возникает соблазн отнести «Теогонию» к роду гимнической поэзии, такой же, как вавилонская поэма «Энума Элиш». П. Уолкот пишет: «Теогония», подобно «Энума Элиш», посвящена подвигам царя богов, и она является таким же панегириком власти Зевса, как и поэма «Труды и дни»[112]. Но аналогия «Теогонии» с восточными теогоническими версиями далеко не достаточна. Наблюдаются большие различия между Зевсом и, скажем, Мардуком.

В «Теогонии» Гесиода, в отличие от «Энума Элиш», Земля с самого начала — «всеобщий приют безопасный», а Небо — «жилище богов всеблаженных». Мир у Гесиода не сотворен и не может быть сотворенным. Он сам зародился. Вернее, зародились четыре космических основания — Хаос, Земля, Тартар, Эрос. От них зарождается мир — с морем и реками, луной и солнцем, небом и звездами, и т.п. Они же находятся в основании мироздания. Мир как целое в его многообразии — вот точка отсчета в родословной богов. Зевс — «верховный бог», но он не является демиургом. Сотворение мира не есть результат победы богов-олимпийцев. Мардук же при помощи хитрости и силы завоевывает власть верховного божества. После этого, убив Тиамат (прародительницу богов), Мардук разрубает ее тело на две части и со- творяет из них небесный свод и землю. На небе бог создает луну и другие небесные светила, на земле — животных и растения.

ческое древо начато Геей, но, как уже отмечалось, олимпийцы — лишь одна из его ветвей. Многие ее порождения — не что иное, как персонификация столь привычных нам природных и социальных явлений.

Каково же сопряжение мифологического повествования о победе верховного божества Зевса, действительно имеющего восточные аналогии, с космогоническими и космологическими представлениями Гесиода? В основе их, как уже отмечалось, лежит утверждение о несо- творенности Земли. Откровенно космогоническими силами выступают Хаос и Эрос. Можно ли их рассматривать как продукт рационалистических построений, отличающих «Теогонию» Гесиода от восточных теогонических мифов? Хаос часто рассматривают как абстрактное космогоническое представление. По мнению О. Гигона, представление о нем более глубокое, чем о Небе и Земле как о начале всего.

Небо и Земля — первые абстракции на пути поиска первоначала. В мифологическом мышлении греков Земля и Небо представлялись иногда как пещера, где плоская земля — дно, полукруглое небо — сводчатый потолок. «Гесиод исходит из картины мировой пещеры. Но он устраняет теперь небо и землю. Начало бесформенно, и чтобы постигнуть начала, нужно отказаться также и от этих двух имеющих форму вещей. Тогда остается лишь пространство между небом и землей. Это и есть Хаос»[113]. Начало представляется Гесиоду чем-то неопределенным и не имеющим никакого образа. Хаос — это абстрактное представление совершенно бесформенного. Еще дальше идет Г. Френкель, рассматривая Хаос как нечто, из чего выделяется Вселенная как сущее, как «источник и граница всех вещей»[114]. В то же время У. Хельшер считает Хаос неубедительным образом в космологии Гесиода. По его мнению, Хаос имеет твердое место в финикийской космогонии. Идея Хаоса, поясняет Хельшер, связана не только с Землей и Небом, но и с Эросом (и даже восходит к образу самооплодотворяющегося божества)[115]. Действительно, в космогонии Гесиода Хаос по сути является предтечей всего мира и богов. Однако эта роль частично переносится на Гею.

чены жить титаны. Это, на наш взгляд, указывает на то, что порождения Хаоса интересуют Гесиода лишь как природные стихии, и не сами по себе, а как подчиненные богам-олимпийцам, и прежде всего Зевсу, так сказать, входящие в гармонично и разумно устроенный мир. Перевод Хаоса с языка мифа на язык категориального мышления у Гесиода не произошел: как мы видели, категория arche обладает лишь временным, но не субстанциональным значением. Гораздо в большей степени субстанциональное значение принадлежит Земле. Космологические представления Гесиода, напоминающие восточные мифы своей связью с описанием битв богов, строятся на ином основании — на признании центрального места Земли (на которой живут люди и боги) во Вселенной.

Интерес к Зевсову порядку говорит о том, что Гесиода интересует не прошлое, а настоящее. Это настоящее есть мир как целое. Гесиод, повествуя о родословной богов, стремится представить все окружающие явления. Когда он не в состоянии это сделать, он специально его оговаривает: сколько же есть на Земле потоков — «шумливых сынов Океана», назвать никому не под силу, название их знает лишь живущий поблизости. Старшая группа титанов персонифицирует природ-

но-человеческий мир, явно конкретизируя присутствие человека в мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *