Что такое преподобный в православии

Кто такой преподобный и кто такие святые?

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Святые: какие приняты сокращения

Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Источник

Преподобный

Преподо́бный – (осо­бенно сильно, сугубо упо­доб­лен­ный; от др.-греч. ὅσιος, бук­вально: «свя­щен­ный», «чистый, неза­пят­нан­ный», «освя­щен­ный», «святой») – 1) лик свя­то­сти, объ­еди­ня­ю­щий про­сла­вив­шихся в мона­ше­ском подвиге; 2) святой, при­над­ле­жа­щий к этому лику, напр. преп. Сера­фим Саров­ский, преп. Сергий Радо­неж­ский.

Что такое преподобный в православии. Смотреть фото Что такое преподобный в православии. Смотреть картинку Что такое преподобный в православии. Картинка про Что такое преподобный в православии. Фото Что такое преподобный в православии

Как видно из опре­де­ле­ния, в цер­ков­но­сла­вян­ском и рус­ском, а также в прочих сла­вян­ских языках изна­чаль­ное поня­тие ὅσιος при­об­рело несколько иное зна­че­ние и вид, отлич­ное от ори­ги­нала – в наиме­но­ва­нии «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­ва­ется не только свя­тость как тако­вая, но и особое состо­я­ние свя­того, высо­кая сте­пень упо­доб­ле­ния Богу.

Пре­по­доб­ный как лик святых

Лики свя­то­сти (они же чины свя­то­сти) — это, по сути, клас­си­фи­ка­ция кано­ни­зи­ро­ван­ных святых в зави­си­мо­сти от их жиз­нен­ного пути и духов­ного подвига. С прак­ти­кой раз­ли­че­ния ликов свя­то­сти свя­зано раз­ли­чие форм их почи­та­ния в Церкви. Назвать точное коли­че­ство ликов свя­то­сти не пред­став­ля­ется воз­мож­ным1. В связи с пери­о­ди­че­ским появ­ле­нием в перечне ликов новых чинов святых (напри­мер, ново­му­че­ни­ков) или локаль­ными типами (стра­сто­терп­че­ство) можно пред­по­ло­жить, что такая тен­ден­ция будет про­яв­ляться и в даль­ней­шем.

Так как воз­мож­но­стей снис­кать свя­тость много, то и кате­го­рий (ликов) свя­то­сти также много. Иными сло­вами, поня­тие «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­вает особый путь дости­же­ния свя­то­сти – стрем­ле­ние людей к бого­по­до­бию, к упо­доб­ле­нию Гос­поду Иисусу Христу. Заме­тим, что путём под­ра­жа­ния Спа­си­телю, в особом зна­че­нии, явля­ется мона­ше­ский путь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий, помимо про­чего, сво­бод­ное и осо­знан­ное испол­не­ние опре­де­лен­ных обетов (без­бра­чия (дев­ства) (и Хри­стос не всту­пал в брач­ные отно­ше­ния), послу­ша­ния (Хри­стос был все­цело послу­шен воле Отца), нес­тя­жа­ния (скажем, Сын Чело­ве­че­ский не имел, где голову при­к­ло­нить ( Лк.9:58 )). Вот почему опре­де­ле­нием «пре­по­доб­ный» отме­чают достиг­ших свя­то­сти мона­хов, иеро­мо­на­хов, игу­ме­нов, архи­манд­ри­тов и пр. людей мона­ше­ского звания. Чин пре­по­доб­ного один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных чинов святых, усту­па­ю­щий лишь чину муче­ни­ков по коли­че­ству кано­ни­зи­ро­ван­ных (то есть при­знан­ных Цер­ко­вью) святых.

Исто­ри­че­ски появ­ле­ние первых святых, опре­де­ля­е­мых цер­ков­ной тра­ди­цией как пре­по­доб­ных, отно­сится к IV веку и свя­зано с пер­выми мона­хами еги­пет­ских пустынь: прпп. Павлом Фивей­ским, Пахо­мием, Анто­нием и Ила­ри­о­ном Вели­кими.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» ( Пс.81:6 )»3. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Почему в Вели­ком каноне св. Андрея Крит­ского мы обра­ща­емся к свя­тому сло­вами «Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епи­скопа?

В гре­че­ском языке «святой, пре­по­доб­ный» отра­жа­ется одним словом – « όσιος » [osios]. Хотя, в Вели­ком каноне на гре­че­ском языке эта строка выгля­дит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что бук­вально пере­во­дится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обра­ще­ние через слово « άγιος », т.е. «святой». В других слу­чаях можно встре­тить обра­ще­ние « όσιε του Θεού » [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «пре­по­доб­ный Божий». Еще один пример: в бого­слу­жеб­ных текстах на утрене празд­ника трех свя­ти­те­лей встре­ча­ется тро­парь, в кото­ром к свя­ти­те­лям обра­ща­емся сло­вами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно пере­ве­сти как «святые отцы» или «пре­по­доб­ные отцы». Снова « όσιοι » (множ. число от όσιος ).

Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчер­паться лишь обра­ще­нием к гре­че­скому слову, кото­рое можно пере­ве­сти двояко. Этот вопрос более глубок и уходит кор­нями вглубь тра­ди­ции. Обра­тив­шись к ико­но­гра­фии, мы увидим, что св. Андрея Крит­ского изоб­ра­жают иногда в мона­ше­ском обла­че­нии, а не в епи­скоп­ском.

Подоб­ные вопросы можно задать и о св. пре­по­доб­ном Исааке Сирине, епи­скопе Нине­вий­ском, кото­рый в ико­но­гра­фии изоб­ра­жа­ется в епи­скоп­ском обла­че­нии крайне редко. Еще «бла­го­вер­ный княже Алек­сан­дре моли Бога о нас», хотя, святой князь Алек­сандр принял схиму перед смер­тью с именем Алек­сий и на иконах изоб­ра­жа­ется двояко. В данном случае князь изве­стен своим высо­ким подви­гом на кня­же­ском посту, а потому по тра­ди­ции име­нуем его князем бла­го­вер­ным, а не пре­по­доб­ным. Святой Андрей Крит­ский изве­стен своими сочи­не­ни­ями, в осо­бен­но­сти состав­ле­нием пока­ян­ного канона, что скорее отра­жает дух монаха, аскета, пла­чу­щего о грехах своих, нежели иерарха и учи­теля Церкви, как напри­мер, свя­ти­тели Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий и Гри­го­рий Бого­слов.

Источник

Монашество. Преподобные и подвижники

История древнего монашества

Однажды юноша по имени Антоний услышал, как в храме читают евангельские слова Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21). Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, доставшееся ему в наследство от родителей, раздал деньги нищим, покинул родительский дом и, поселившись в уединении, начал подвижническую жизнь. Его, прославившегося в истории Церкви под именем преподобного Антония Великого, почитают как основателя отшельнического монашества. Конечно, и до святого Антония были христианские подвижники, хранившие девство и совершавшие свои труды в полном нестяжании, но начиная с его трудов монашество распространяется по всему христианскому миру и становится неотъемлемой частью Православия.

Преподобный Антоний начинал свои подвиги около 270 года, а отошел ко Господу в 356 году в возрасте ста пяти лет. Подвиги свои святой Антоний совершал в Фиваидской пустыни в Северном Египте. К нему стекались ученики, желающие подражать его монашескому деланию и трудиться для своего спасения под его руководством. Кроме преподобного Антония египетская пустыня знаменита и множеством других отшельников. Самые известные из них — ученик святого Антония преподобный Павел, прозванный за свое простосердечие и незлобие Препростым (умер в 340 году), святой Аммон Нитрийский (умер в 367 году), Макарий Египетский (умер в 391 году).

Не прошло и пятнадцати лет после того, как преподобный Антоний начал свое отшельничество, когда святой Пахомий положил начало новому типу монашеской жизни — общежительному. В 318 году в Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре, обнесенном стеной, в домах, вмещавших по тридцать-сорок человек. Каждый монах выполнял определенную работу, и монастырь обеспечивал себя всем необходимым. Сам образ жизни отдельных монахов не был строго расписан, так как еще не существовало устава — общего правила монашеской жизни.

Древний монашеский Устав был написан святителем Василием Великим. Как мы знаем, в молодости он много путешествовал, общаясь с монахами-подвижниками, и основал у себя в Каппадокии общежительную монашескую общину. Его Уставом определялись часы общей молитвы и устанавливалась совместная трапеза. Монастыри, устроенные по Уставу святителя Василия, стали появляться на Западе, а потом и в Греции, а когда ко Христу обратились славянские народы, общежительные монастыри распространились в Сербии, Болгарии и на Руси. Однако в Сирии и некоторых других странах предпочтение по-прежнему отдавалось отшельническому типу монашеской жизни.

Повсюду стали появляться и женские монашеские обители. Монашеским подвигом прославилась старшая сестра святителя Василия — святая Макрина. Пока братья и сестры ее были маленькими, она помогала их воспитывать, а когда все они выросли, уговорила свою мать святую Емилию оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в женский монастырь. Некоторые из служанок — бывших рабынь — последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей: вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни. После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители.

Из Египта монашество распространилось на гору Синай, где подвизались такие подвижники, как святой Нил Синаит (умер в 430 году) и святой Иоанн Лествичник (умер в 580 году), оставившие свои замечательные творения о монашеской жизни.

В Палестине подвизалось великое множество отшельников и существовало много монастырей. Известно житие преподобной Марии Египетской, которая подвизалась в Иорданской пустыне сорок семь лет. Она была родом из столицы Египта Александрии и с юности вела греховный, порочный образ жизни. Однажды она оказалась в Иерусалиме и попыталась войти в храм, но таинственная сила не пустила ее. Со слезами она раскаялась в своих грехах и смогла наконец войти в храм. Полностью изменив свою жизнь, она ушла за Иордан и стала жить там в полном уединении, в посте и молитве. Промыслом Божиим о подвиге преподобной Марии под конец ее жизни узнал старец Зосима из палестинского монастыря. Отошла ко Господу святая Мария в 522 году.

Самый известный палестинский монастырь — лавра Преподобного Саввы Освященного (умер в 532 году). Святого Савву называют Освященным потому, что он принял священнический сан. В VIII веке в лавре Святого Саввы принял монашеский постриг и прожил около пятидесяти лет святой Иоанн Дамаскин.

Монашество в России

Монахи появились на Руси со времен Крещения (988), но первый монастырь был основан трудами и подвигами преподобного Антония Печерского и его ученика преподобного Феодосия.

Святой Антоний был родом из Чернигова. Он принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. От Бога он получил повеление вернуться на Русь. В 1028 году святой Антоний поселился в пещерах близ Киева. Вслед за ним в этих пещерах стали селиться и другие люди, ищущие аскетических подвигов. Первыми учениками святого Антония стали Никон и Феодосий. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, устранившись от управления монастырем. В 1057 году игуменом монастыря стал преподобный Феодосий. Преподобный Антоний умер в 1073 году, а вслед за ним в 1074 году и преподобный Феодосий. Основанная ими лавра славится на весь православный мир.

Среди российских преподобных безусловно самый известный — святой Сергий Радонежский. Преподобный Сергий родился в 1314 году под Ростовом в знатной и благочестивой боярской семье. При рождении он был назван Варфоломеем (Сергий — его монашеское имя). С его детством связан известный эпизод. Учеба давалась Варфоломею тяжело, и он со слезами на глазах молился о том, чтобы Господь помог ему. Однажды ему явился старец, который благословил его, и в отроке Варфоломее открылась способность к учению. После смерти родителей Варфоломей уединился в лесу, спустя некоторое время принял монашеский постриг, а затем и священнический сан. Постепенно рядом с преподобным Сергием стали селиться и другие монахи. Так родился монастырь во имя Пресвятой Троицы, преподобный Сергий стал его настоятелем. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом.

Долгие годы подвизался в своем монастыре преподобный Сергий. Святитель Алексий, митрополит Московский, на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но авва Сергий по смирению отказался от первосвятительства. В 1380 году он благословил на Куликову битву благоверного князя Димитрия Донского.

Бог прославил преподобного Сергия множеством чудес, но, наверное, самое большое чудо преподобного Сергия в том, что им и его учениками по всей Руси до самого Севера было основано более сорока монастырей. Однажды во время молитвы он увидел большую стаю птиц, и в видении голос сказал ему: «Умножатся и твои ученики».

Скончался преподобный Сергий в 1392 году.

Столь же почитаем в России преподобный Серафим Саровский (до пострига — Прохор). Он родился 19 июля 1759 года в благочестивой купеческой семье в городе Курске. В семнадцать лет юноша с благословения матери решил оставить мир и уйти в монастырь. Постриг он принял в Саровской Успенской пустыни с именем Серафим, что значит пламенный. Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Взяв на себя подвиг, он тысячу дней и ночей с воздетыми к небу руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне грешному». В затворе святой Серафим пережил нападение разбойников, которые, избив, тяжело покалечили его, но когда разбойников потом поймали, он их беззлобно простил. После этого преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года.

За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения и после затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил от Бога, это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами старец Серафим встречал каждого, кто к нему приходил.

Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы.

В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу.

Преподобные и подвижники в России в XX веке

В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.

Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру — Степан Васильевич Фомин) в 1917 году принял постриг в Оптиной пустыни. После закрытия монастыря отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году принял священство и после смерти преподобного Нектария в 1928 году служил в приходском храме в городе Козлове вплоть до своего ареста в 1933 году. Проведя годы в лагерях, после освобождения в апреле 1939 года он поселился под Карагандой. Там старец Севастиан устроил домашнюю церковь, где тайно совершал литургию и другие богослужения. В 1955 году разрешили зарегистрировать общину, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Севастиан являлся до самой своей кончины. От Бога он стяжал дар прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Свою страдальческую и подвижническую жизнь старец Севастиан завершил в 1966 году. Церковью он прославлен как преподобноисповедник.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) в крещении получил имя Димитрий. Он принял священнический сан в 1920 году. В 1933 году от туберкулеза скончалась его любимая супруга Антонина Викторовна, и на его попечении остались три дочери-подростка. В 1941 году его арестовали и осудили на десять лет лагерей, но на свободу он вышел только в 1955 году. Перед самым освобождением его спросили, чем он собирается заняться на свободе. Отец Димитрий ответил: «Я священник, намерен служить», — за что получил еще пять лет ссылки. В 1960 году он принял постриг с именем Серафим и начал служить в храме поселка Ракитное (Белгородская область). Сперва на богослужения почти никто не ходил, но постепенно вокруг отца Серафима сложилась крепкая духовная семья, куда влились монашествующие и миряне. Люди тянулись к нему со всех концов страны. Когда он отошел ко Господу в 1982 году, проститься с ним приехали сотни людей.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Став священником в 1945 году, Иван служил и заочно учился в Московской духовной академии. Его кандидатская работа была посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Однако защитить ее не удалось — в апреле 1950 года он был арестован и приговорен к семи годам лагеря строгого режима. В 1955 году он был досрочно освобожден. В 1966 году отец Иоанн принял монашество, а в 1967-м поступил в Псково-Печерский монастырь, где и подвизался до самой своей блаженной кончины. Духовными подвигами стяжал дарования старца. Он помог многим людям на их жизненном пути определить волю Божию. Старец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *