что такое тема и мотив
Мотив в литературе. Проблема определения понятия
МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер).
МОТИВ [от лат.moveo — «двигаю»] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «Мотив» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие мотива играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы; здесь сопоставление сходных мотивов, используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ — от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.
Порочность понятия мотив — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе лит-ого произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике.
Другое значение термин «Мотив» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей). Мотив в этом смысле — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.
На рубеже 19–20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала – мифов и сказок, а впоследствии – литературных произведений. Иначе говоря, учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца – оком» и т. п.
Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога. Именно их имел в виду А. А. Блок, когда писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звёзды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова«Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через всё творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И.Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определённых литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.
МОТИВ, в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева, «звездных мотивах» поэзии Фета и т. п.).На самой примитивной стадии литературно-художественного развития, напр., в элементарном мифотворчестве отдельное художественно словесное образование покрывается, по большей части, развитием одного же, развертывающегося в цельное поэтическое произведение, мотива (таковы, напр.; так наз. légendes des origines и т. п.). Мотив здесь еще целиком совпадает с темой.В дальнейшем движении художественной эволюции, на более совершенных стадиях литературного развития, поэтическое произведение образуется сростанием очень большого числа отдельных мотивов. В этом случае с темой совпадает главный из мотивов. Так. например, темой «Войны и мира» Льва Толстого является мотив исторического рока, что не мешает параллельному развитию в романе целого ряда других зачастую только отдаленно сопряженных с темой побочных мотивов (напр., мотив правды коллективного сознания — Пьер и Каратаев; бытовой мотив — разорение богатой дворянской семьи графов Ростовых: многочисленные любовные мотивы: Николай Ростов и Софи, он же и княжна Мария, Пьер Безухов и Эллен, кн. Андрей и Наташа и т. д., и т. д., мистический и столь характерный в дальнейшем творчестве Толстого мотив смерти возрождающей — предсмертные прозрения кн. Андрея Болконского и т. д. и т. д.).
Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом его. В отношении этого последнего мотив является как бы шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики. (По вопросу об отношении мотива и сюжета — см. А. Н. Веселовский, Поэтика сюжетов, СПБ. 1913).
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А.Н. Веселовского
мотив (лат. moveo – двигать) – устойчивый формально-содержательный компонент текста, способный повторяться в пределах творчества одного писателя, а также в контексте мировой литературы в целом. Мотивы способны повторяться. Мотив является устойчивой семиотической единицей текста и обладает исторически универсальным набором значений. Для комедии характерен мотив “quid pro quo” («кто про что»), для эпопеи – мотив странствия, для баллады – фантастический мотив (явление живого мертвеца).
Мотив более чем другие компоненты художественной формы соотносится с мыслями и чувствами автора. Согласно Гаспарову, «мотив – смысловое пятно». В психологии мотив – побуждение к поступку, в теории литературы – повторяющийся элемент сюжета. Одни исследователи относят мотив к элементам фабулы. Такой вид мотива называют повествовательным. Но в мотиве может повторяться и какая-либо деталь. Такой мотив называют лирическим. Повествовательные мотивы имеют в своей основе какое-либо событие, они развёрнуты во времени и пространстве и предполагают наличие актантов. В лирических мотивах актуализируется не процесс действия, а его значимость для воспринимающего это событие сознания. Но оба вида мотива характеризуются повторяемостью.
Важнейшей чертой мотива оказывается его способность быть полуреализованным в тексте, его загадочность, незавершённость. Сферу мотива составляют произведения, отмеченные невидимым курсивом. Внимание к структуре мотива позволяет глубже и интереснее рассмотреть содержание художественного текста. Один и тот же мотив звучит у разных авторов по-разному.
Исследователи говорят о двойственной природе мотива, имея в виду, что мотив существует как инвариант (содержит устойчивое ядро, повторяющееся во многих текстах) и как индивидуальность (у каждого автора мотив свой в плане воплощения, индивидуального приращения смысла). Повторяясь в литературе, мотив способен приобретать философскую наполненность.
Мотив как литературное понятие вывел А.Н. Веселовский в 1906 г. в своей работе «Поэтика сюжетов». Под мотивом он предполагал простейшую формулу, отвечающую на вопросы, которые природа ставит человеку, и закрепляющую особенно яркие впечатления действительности. Мотив определялся Веселовским как простейшая повествовательная единица. Признаками мотива Веселовский считал образность, одночленность, схематичность. Мотивы, по его мнению, нельзя разложить на составные элементы. Комбинация мотивов образует сюжет. Таким образом, первобытное сознание продуцировало мотивы, которые образовывали сюжеты. Мотив – древнейшая, первобытная форма художественного сознания.
28.09.2016, 28221 просмотр.
Что такое тема и мотив
Тема 15. Сюжет и мотив: между “темой” и текстом. “Комплекс мотивов” и типы сюжетных схем
II. Учебники, учебные пособия
1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [1931]. (Тематика). “Тема (о чем говорится) является единством значений отдельных элементов произведений. Можно говорить как о теме всего произведения, так и о темах отдельных частей. Темой обладает каждое произведение, написанное языком, обладающим значением. Для того, чтобы словесная конструкция представляла единое произведение, в нем должна быть объединяющая тема, раскрывающаяся на протяжении произведения”. “. тема художественного произведения бывает обычно эмоционально окрашена, т. е. вызывает чувство негодования или сочувствия, и разрабатывается в оценочном плане” (с. 176-178). “Понятие темы есть понятие суммирующее, объединяющее словесный материал произведения. выделение из произведения частей, объединяющих каждую часть особо тематическим единством, называется разложением произведения. Путем такого разложения произведения на тематические части мы, наконец, доходим до частей неразлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала. Тема неразложимой части произведения называется мотивом C этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом — совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в которой они даны в произведении При простом пересказе фабулы произведения мы сразу обнаруживаем, что можно опустить Мотивы неисключаемые называются связанными; мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий, являются свободными”. “Мотивы, изменяющие ситуацию, являются динамическими мотивами, мотивы же, не меняющие ситуации, — статическими мотивами” (С. 182-184). 2) Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. IХ. Общие свойства формы эпических и драматических произведений. Сюжеты хроникальные и концентрические (Автор — В.Е. Хализев). “События, составляющие сюжет, могут соотноситься между собой по-разному. В одних случаях они находятся друг с другом лишь во временнóй связи (Б произошло после А). В других случаях между событиями, помимо временных, имеются и причинно-следственные связи (Б произошло вследствие А). Так, во фразе Король умер, и умерла королева воссоздаются связи первого типа. Во фразе же Король умер, и королева умерла от горя перед нами связь второго типа. Соответственно существуют две разновидности сюжетов. Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими” (с. 171-172). 3) Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. “Темой обычно именуют круг явлений реальности, воплощаемой писателем. Это простейшее, но и расхожее определение как бы подталкивает нас к мысли, что тема всецело располагается за чертою художественного творения, пребывая в самой реальности. Если это и верно, то лишь отчасти. Самое существенное как раз в том, что это круг явлений, к которым уже прикоснулась художественная мысль. Они стали для нее предметом выбора. И это-то важнее всего, даже если выбор этот еще, быть может, и не сопряжен с мыслью о конкретном произведении” (с. 103-104). “Направленность выбора темы определяется не только индивидуальными пристрастиями художника и его жизненным опытом, но и общей атмосферой литературной эпохи, эстетическими пристрастиями литературных направлений и школ Наконец, выбор темы обусловлен горизонтами жанра, если не во всех родах литературы, то во всяком случае в лирике” (c. 107-109).
III. Cпециальные исследования
1. Какие из приведенных определений понятия “тема” акцентируют в нем а) предметность, на которую направлены творческий замысел и оценки автора; б) субъектность, т. е. именно сами оценки и замысел; в) сочетание того и другого? Учтите, что в последнем случае необходимо различать эклектическое, непродуманное смешение разных подходов и продуманное решение проблемы, сознательный уход от односторонности. В каких рассмотренных Вами суждениях подчеркивается “объектив-ность” темы (наличие ее в традиции, а то и за пределами искусства) и где, напротив, термин характеризует само произведение или специфику творческого сознания? 2. Попробуйте соотнести приведенные определения “мотива” с тремя теоретически возможными вариантами решения проблемы: мотив — элемент темы (понятой как характеристика читателем предмета изображения или высказывания); мотив — элемент текста, т. е. авторское словесное обозначение отдельного события или ситуации; наконец, мотив — элемент событийного ряда или ряда ситуаций, т. е. входит в состав фабулы (или сюжета). 3. Присутствуют ли в подобранных материалах такие суждения, которые отграничивают словесное обозначение мотива (словесную формулу) от роли самого обозначаемого таким образом поступка или события в сюжете; отделяют мотив как поступок или положение — от того образа человека или мира, отображением или даже интерпретацией которых является ряд мотивов? 4. Найдите и сопоставьте суждения разных авторов о том, что сюжет представляет собой, в сущности, комплекс мотивов. Выделите среди них те, которые считают последовательность мотивов а) случайной их комбинацией; б) результатом индивидуально-авторского, сознательного комбинирования; в) проявлением необходимости, заложенной в традиции, выражением традиционно сложившегося смысла и, тем самым, определенным сюжетным “языком”. 5. Какие из приведенных высказываний выделяют и различают типы сюжетных схем? Какие именно их типы и по каким признакам разграничиваются? Сравните решения проблемы разными авторами.
Понятие мотив в литературе
Понятие «мотив» в литературе
Прежде, чем перейти к определению понятия «мотив» в литературе, рассмотрим данный термин в других науках.
Моти́в (от лат. moveо — «двигаю», через фр. mоtif — «мотив») — многозначное понятие:
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».
Мотив (искусство) — является характерным элементом, регулярно используемым в каком-либо произведении, например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;
Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета;
Мотив (музыка) — является простейшей ритмической единицей мелодии, которая состоит из некоторой короткой последовательности звуков, объединённых одним логическим акцентом;
Мотив (из глоссария психологических терминов) – является материальным или нематериальным предметом, для которого человек делает те или другие действия. В качестве мотива может выдаваться желание удовлетворить какую-то нужду, либо какой-то предмет, который мы хотим приобрести. Так, к примеру, жажда добиться чьей-либо любви может принудить нас делать эффектные и красивые поступки, а желание иметь престижную марку машины – постараться заработать как можно больше денег. Кроме того, мотивом может стать осмысливаемая цель, которая лежит в основе выбора поступков и действий – так, к примеру, желание стать президентом будет мотивом для выбора человеком обусловленной тактики поведения.
Таким образом, подытожив все вышесказанное, сформулируем определение литературного мотива.
Мотив является устойчивым смысловым элементом литературного текста, который повторяется в пределах цепи фольклорных (где он значит наименьшую единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.
Распространившись на область изучений индивидуального творчества и став острым аспектом в современном литературоведческом анализе, определение «мотив» все сильнее теряет свое старое содержание, которое относилось к формальной структуре произведения: из сферы «строгой» поэтики он переходит в сферу исследования писательской психологии и его мировоззрения (или даже психологии творчества — В. Дильтей). Мотивами стали именовать и свойственные поэту лирические темы либо комплекс переживаний и чувств, а также устойчивые свойства его лирического образа, вне зависимости от того, находили ли они надлежащее выражение в какой-либо константной словесной формуле. В данном формально незафиксированном смысле определение «мотив» обширно используется в исследованиях лирики.
Недостаточная определенность и условность определения «мотив», конечно же, приводит к сложностям в классификации и выделении мотивов [сравните, к примеру, библиографии мотивов и тем К. Бауэрхорста (1932) и Ф. Шмитта (1959) «Stоff-und Mоtivgeschichte in dеutsche Litеratur», где в основе классификации лежит сразу несколько принципов, также и только тематических 3 ].
В последующем движении художественной эволюции, на наиболее безупречных стадиях развития литературы, лирическое произведение создается путем срастанием довольно значительного числа некоторых мотивов. В данном случае главный из мотивов совпадает с темой. Мотив выступает как шелковая цветная нить в пестрой ткани сюжета, отдельным камнем сложной его мозаики.
Мотив (фр. mоtif, нем. Mоtiv, от лат. mоveo —двигаю) — термин, который перешел в литературоведение из музыковедения. Он представляет собой «наименьшую самостоятельную единицу музыкальной формы Развитие происходит посредством разнообразных повторений мотива, а также его переустройств, включении контрастных мотивов Мотивная структура олицетворяет логическую связь в строении произведения» 6
Впервые данный термин был зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), где он являлся ключевым при анализе композиции произведения, помогал выяснить свойства мотива в литературном произведении: его вычленяемость из единого и повторяемость в разнообразии вариаций.
В литературоведении еще И.В. Гёте и Ф. Шиллером употреблялось определение «мотив» для характеристики составных частей сюжета. Автор статьи «Об эпической и драматической поэзии» (1797) выделяет мотивы пяти следующих видов:
«устремленные вперед, ускоряющие действие»;
«отступающие мотивы, отдаляющие действие от его основной цели»;
«замедляющие, задерживающие ход действия»;
«направленные к прошлому»;
Список использованных источников
Благой, Д.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2015
Верли, М. Общее литературоведение, М., 1957, с. 144
Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 300
Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136 и след.
Чернец, Л. В. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003
Что такое мотив? Определение и 10 конкретных примеров из литературы
Что такое мотив? Определение и 10 конкретных примеров из литературы
Согласимся: «Что такое мотив и как его использовать?» гораздо менее сексуальный вопрос, чем «О чем твоя книга?»
Но это так же необходимо. Если тема книги – биение ее сердца, то мотивы – это сосуды, по которым кровь течет по повествованию. Среди прочего, литературные мотивы добавляют глубины вашему письму и направляют читателей к его центральным сообщениям (с помощью других сильных литературных приемов ).
Что такое мотив?
Но как узнать, какие из них являются мотивами? Помните, что вы должны уметь связать мотив с «большими идеями» в книге. Тот факт, что рассказчик несколько раз упоминает конкретную пару обуви, не обязательно означает, что это мотив – если только автор не связывает это с более серьезным вопросом, например, побегом и свободой. (Не волнуйтесь – чуть позже мы предоставим более конкретные примеры мотивов!)
Поскольку они повторяются по всему тексту, мотивы также очень легко прослеживаются. Когда вы пытаетесь выяснить мотивы данной работы, было бы полезно думать о них как о следе целенаправленных ключей. Автор закладывает эти хлебные крошки, чтобы читатель мог лучше понять идеи, лежащие в основе работы – и ее основной смысл.
Это поднимает наш следующий вопрос: как мотивы соотносятся с темами? К счастью, у нас есть для вас ответ прямо здесь! Читайте дальше, чтобы узнать больше о тонких различиях между мотивом и темой, а также мотивом и символом.
Мотив против темы: мотивы поддерживают тему книги. Что такое мотив?
Напротив, мотив усиливает тему посредством повторения определенного элемента повествования. Как вы уже догадались, сюжеты и мотивы в литературе посвящены преданным соучастникам преступления.
Мотив против символа: символы представляют мотивы. Что такое мотив?
Символ в книге подобен символу на уличном знаке: что-то узнаваемое, что представляет собой нечто абстрактное. Например, в США орлы являются символом свободы. В «Голодных играх» сойка-пересмешница – символ революции.
Тем не менее, когда вы видите поверхность символа снова и снова, скорее всего, это означает мотив.
10 примеров мотивов в литературе
Мы определили мотив и поговорили о многих интерпретациях его определения. Итак, какие примеры мотивов в великих книгах вы, возможно, читали раньше? Давайте посмотрим на 10 из них – и на темы, которые они усиливают.
1. Джейн Эйр Шарлотты Бронте. Что такое мотив?
История : осиротевшая девочка оказывается втянутой в сложные отношения со своим работодателем, задумчиво таинственным человеком по имени мистер Рочестер.
Мотивы : Еда (питание и щедрость), портреты (бессознательные и подавленные чувства), глаза (проницательность).
История : Мальчик ходит в школу волшебников, заводит друзей и пытается победить злого волшебника.
Мотивы : Шрам (судьба и сила любви), «маглорожденные» против «чистокровных» (расизм и терпимость).
Сюжет : Содружество должно уничтожить всемогущее кольцо и Темный Лорд, использующий его, чтобы завоевать Средиземье.
Мотивы : Свет и тьма (битва добра со злом), песня и пение (дружба и единство).
5. Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда.
Сюжет : Летом 1922 года богатый мужчина изо всех сил пытается завоевать девушку своей мечты.
Мотивы : богатство и финансы (развращение американской мечты), время и часы (наши отношения с прошлым и будущим).
История : после того, как девочка и ее собака попадают в волшебную страну Оз, она должна отправиться в путешествие, чтобы найти дорогу домой.
Мотивы : дорога из желтого кирпича (путешествие жизни), страна Оз (вводящие в заблуждение видимости и коррупция власти).
8. Гамлет Уильяма Шекспира. Что такое мотив?
9. Повесть о двух городах Чарльза Диккенса.
История : Двое мужчин влюбляются в одну и ту же женщину в разгар Французской революции.
Мотивы : Двойники (природа двойственности), копание (раскрытие скрытого)
Сюжет : После авиакатастрофы группа мальчиков должна выжить на необитаемом острове.
Мотивы : Огонь (связь с технологиями и цивилизацией), религиозная аллегория (моральная истина).
СОВЕТ: короткие рассказы часто имеют сильные мотивы и темы.
Помните: в книге может быть много мотивов
Как вы понимаете, в большинстве книг используется более одного мотива. Авторы тратят много времени на совершенствование своих основных сообщений и хотят убедиться, что вы точно знаете, что они собой представляют, поэтому они обращаются к множеству мотивов.
К счастью, это упрощает анализ текста. Спроси себя:
Не так уж сложно, правда? Конечно, теперь, когда вы знаете, что такое мотив, вам может быть интересно, как вписать мотивы в свою историю – что подводит нас к следующему разделу.
Как использовать мотивы в своем рассказе. Что такое мотив?
Можно сказать, легче сказать, чем сделать! Но хотя это не совсем так, писать мотивы в литературе далеко не невозможно. Вот четыре способа помочь вам применить их в своем романе или рассказе.
Вариант 1. Спланируйте это
Планировать свои мотивы так же просто, как планировать темы, а затем делать еще один шаг вперед. Мотивы обычно вращаются вокруг концепций «большой картины», поэтому вам нужно сначала изучить свои центральные идеи и персонажей.
Следующий шаг – включить его в свою книгу. Даже после того, как вы узнаете, какими будут ваши мотивы, вам нужно придумать, как заставить их повторяться.
Для сравнения, сам пересмешник встречается в книге нечасто. Но поскольку он был вплетен в повествование в нужные моменты, он становится мощным олицетворением невинности и доброты. Точно так же ваша цель должна заключаться в том, чтобы связать ваш мотив с вашей историей естественным, но убедительным образом, в нужные моменты, а не в каждый возможный момент. Избегайте жесткой символики любой ценой – ваши читатели умнее этого!
Вариант 2. Посмотрите, развиваются ли они естественным путем. Что такое мотив?
Не всегда нужно продумывать весь роман до последнего мотива. Иногда вам просто нужно написать черновик и быть уверенным, что ваш писательский мозг предоставит нужное содержание.
Например, вы можете писать рассказ о персонаже, преодолевшем горе, и замечаете, что постоянно возвращаетесь к флейте персонажа. Многие мотивы в литературе рождаются таким образом органически: писатель понимает, что им необходимо передать главную тему, и его подсознание находит способ передать ее. В этом случае это может быть потому, что игра на флейте помогает вашему персонажу забыть о своей боли и сосредоточиться на радости, или потому, что это напоминает ему о человеке, которого они потеряли.
Всегда полезно соединить точки и выяснить, почему ваше подсознание хотело поднять эту идею или символ в связи с этим персонажем или темой. Как только вы определитесь с целью, мотив послужит более широкой картине, и вы сможете довести ее до конца проекта в удовлетворительном виде.
Вариант 3: фрирайт. Что такое мотив?
Если вам не терпится закрепить свои мотивы перед тем, как начать писать, но вы не чувствуете вдохновения, подумайте о фрирайтинге. Это практика записывать все свои мысли без остановки в течение определенного периода времени – обычно от 10 до 20 минут.
Чтобы раскрыть свой мотив, попробуйте начать с фрирайтинга своей темы. Когда вы закончите, вернитесь и посмотрите, какие идеи или символы неоднократно всплывают в упражнениях. Вы можете быть удивлены тем, что производит ваш ум, когда убирается блок саморедактирования!
4. Знайте, что мотивы здесь, чтобы помогать, а не мешать
Как и темы, мотивы нужны, чтобы помочь вам написать книгу (и помочь читателям понять их)! Если вы позволите им, мотивы добавят ценный уровень глубины вашей истории. Так что не бойтесь их – позвольте мотивам прийти к вам естественным образом, когда вы пишете или планируете. Вы обнаружите, что ваши темы будут вам благодарны.