Что такое экзистенциальный вакуум
Экзистенциальный вакуум — что такое это простыми словами
Экзистенциальный вакуум – это состояние внутренней опустошенности. Альтернативное название – экзистенциальный кризис. Говоря простыми словами, это потеря человеком смысла и цели жизни, вызванная глубоким разочарованием или фрустрацией. Разберем подробнее, что такое экзистенциальный вакуум в психологии.
Что такое экзистенциальный вакуум
Дадим определение термину простыми словами. Экзистенциальный вакуум – это ощущение «дыры» в душе, внутренней пустоты. Оно возникает в том случае, если человек убегает от реальности или живет в искаженной системе ценностей, а также не умеет ставить перед собой цели и достигать их. Проще говоря, это ощущение бессмысленности жизни.
Понятие экзистенциального вакуума было введено австрийским психиатром, психологом, философом и неврологом Виктором Франклом. К нему часто обращались люди с жалобами на внутреннюю пустоту. Описание состояния было примерно одинаковым, тогда Франкл определил это как отдельный феномен и назвал экзистенциальным вакуумом (душевной пустотой). Иногда психолог называл это состояние так: «переживание бездны».
Обратите внимание! С душевной пустотой может столкнуться человек любого пола, возраста и социального статуса. Даже благополучный и успешный внешне человек на самом деле может быть несчастным в глубине души.
Причины возникновения состояния
В. Франкл назвал три предпосылки возникновения душевной пустоты:
Говоря простыми словами, экзистенциальный вакуум возникает тогда, когда человек не знает, что он хочет делать, или когда он не знает, что ему нужно делать. А также к причинам относится противоречие «хочу делать» и «надо делать».
Переведем на язык современной психологии, что относится к причинам формирования экзистенциального вакуума:
Пустота возникает тогда, когда человек недоволен своей жизнью и не знает, для чего он живет.
Признаки состояния
Заподозрить появление экзистенциального вакуума можно по следующим признакам:
Как преодолеть экзистенциальный вакуум
Экзистенциальный вакуум по Франклу преодолевается принятием следующей идеи: жизнь имеет ценность сама по себе. А также, по его мнению, эта самоценность и наделяет жизнь безусловным смыслом. Все, что человек привносит в нее сам, – дополнительные смыслы. Проще говоря, смысл жизни – в самом ее проживании согласно природе каждого отдельно взятого человека.
Эту же идею разделял другой психоаналитик Эрих Фромм: «Единственный смысл жизни заключен в самой жизни». Что это значит? Что человек должен приложить максимум усилий, чтобы сохранить свою жизнь, то есть поддерживать свое физическое и психическое здоровье. А уже из этого вытекает все остальное, например, жизнь в угоду своим потребностям и желаниям, отказ от вредных привычек и т.д.
Итак, чтобы избавиться от экзистенциального вакуума, нужно наделить свою жизнь смыслом. Как это сделать:
Вы должны превратить внутреннюю пустоту в свою внутреннюю свободу, познать себя и разрешить себе быть собой, направить силы на раскрытие личного потенциала.
Если пока не можете определиться со смыслом всей жизни, то определите смысл на день, потом еще на день и т.д. Например, вы можете составить список добрых дел или своих желаний и каждый день выполнять по одному пункту из списка.
Важно! Пустоту нужно заполнять чем-то полезным, иначе она тут же заполнится «чем-нибудь», например, алкоголем.
Заключение
От состояния экзистенциального вакуума не застрахован никто. Не нужно пугаться этого. Нужно рассматривать это как подсказку и возможность для роста. Чтобы избавиться от пустоты, нужно наделить жизнь смыслом, то есть найти свое призвание. Например, Виктор Франкл так говорил о своем смысле жизни: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни».
Определите, что вы хотите и можете делать, что хотите дать миру и чем можете быть полезны обществу. Найдите точку соприкосновения личного и общественного и двигайтесь в этом направлении. Помните, что у каждого человека свое призвание и свой смысл жизни. Не оглядывайтесь на других, прислушивайтесь только к себе.
Что такое экзистенциальный вакуум и что с ним делать?
Что это такое?
Экзистенциализма – как отдельного направления философии не существовало. Это было движение в культуре, связанное с духовными поисками людей. Теоретиками считают Ж. Сартра, К. Ясперса, Р. Мэя. Свой вклад внесли А. Камю, Ф. Ницше, Н. Бердяев, Л. Шестов. В 1930-1960-е гг. появились первые школы, связывающие экзистенциальную философию с психологией. Они связаны с именами Л. Бинсвангера, В. Франкла, Р. Мэй, И. Ялома.
Философы и психотерапевты описывали страдания отнецелесообразности жизни как «переживание пропасти». Они терзают, когда индивидуум:
не понимает предназначения;
отказывается верить в важность существования;
становятся наблюдателями и смотрят за течением жизни со стороны.
Еще в XIX веке Кьеркегор рассматривал пустоту как осознание себя через созерцательно-чувственное наблюдение и принятия как уникальной личности.
Когда приходит осознание внутреннего вакуума?
Ключевые понятия концепции – явление миру, признание личности, присутствие для мира. Они рассматриваются как реакция на рационализм, разделяющий мир на объективную и субъективную части, когда иррационализм основывается на единстве объекта и субъекта. Последняя теория воплощена в экзистенции.
К. Ясперс пишет, что сознать внутреннюю пустоту не всегда получается из-за повседневных проблем. Осмысление приходят в пограничных ситуациях:
при опасности, угрожающей жизни;
глубоких страданиях и разочарованиях;
Экзистенциальные поиски Гамлета были вызваны потерей отца, и заключались в вопросе «быть или не быть?» Стрессы сегодня не всегда приводит к духовному кризису. Они составляют часть жизни и быстро проходят. Но когда становятся хроническими из-за неудач, каждый начинает пересматривать жизнь, испытывать психологический дискомфорт, делать соответствующие выводы.
Причины экзистенциального кризиса
Глубоким переживаниям меньше всего подвержены занятые трудом люди. Эта особенность объясняется дефицитом свободного времени на философские размышления. Поиском смысла жизни заняты молодые люди с амбициями, не достигшие целей, творческие натуры, тонко воспринимающие мир. Ощущение безысходности настигает в моменты, когда приходит понимание об отсутствии карьерных, личных и финансовых перспектив.
Конформизм
Живя в обществе с установленными законами, человек не имеет личных ценностей и вынужден мимикрировать. Из-за боязни быть отвергнутым социумом, становится частью толпы и поступает против воли. Кто слишком беспокоится за социальный статус, испытывает экзистенциальное одиночество. Эти переживания запускают эмоции, вызванные разными страхами по отношению к природе, болезни и смерти.
Невротические тревоги
Провоцируют немотивированно преувеличенные реакции на угрозы. При подавлении повышается уязвимость по отношению к опасностям, так как блокировка сознания закрывает доступ к информации, идентифицирующему угрозы.
Экзистенциальная вина
Как и тревоги, бывает адекватной и невротической. Если осознание поступков служит мерилом совести и этических норм, то онтологическая вина усиливает личную ответственность. При правильном восприятии поступков приносит пользу – способствует развитию способности сопереживать и анализировать.
Предельные беспокойства
Ирвин Ялом выделил 4 четыре фактора, вызывающие глубокие эмоциональные потрясение. В экзистенциальной психологии им придают большое значение.
Осознание смерти
Мысли о безвозвратно потерянных годах, сокращающихся днях жизни вызывают непреходящую тревогу. Экзистенциальный конфликт возникает из-за осознания неизбежности, стремления жить бесконечно. Развитие психической патологии определено неудачными попытками выйти за рамки бытия.
Свобода
В философском смысле она не рассматривается как позитивное понятие из-за отсутствия структурированности событий и хаоса. Каждый индивид становится творцом судьбы и не может рассчитывать на вселенскую упорядоченность. Если человек не чувствует почву под ногами, он воспринимает свободу как обреченность, дающую обманчивые надежды.
Изоляция
Осознание одиночества порождает конфликт между абсолютной изоляцией и потребностью в общении, принадлежности к социуму. При принятии такого положения вещей и коммуникативном балансе ощущение уходит.
Отсутствие смысла
Если человек должен умереть, из хаоса создавать свою вселенную, быть одиноким, тогда какой смысл в существовании? Если человек отказывается искать скрытые смыслы, внутренняя пустота, отсутствие детерминированных ценностей приводят к усугубляющейся пустоте, депрессивному неврозу.
«Смысл жизни в самой жизни»
Так утверждал Фромм. Сартр говорил о бессмысленности и том, что она «не имеет априорного смысла». По его мнению, пустота – реальность человека, а переживания и тревоги – экзистенциальные факторы, с которыми нужно мириться. Переживания появляются в результате реализации целей смыслов и неизбежны для всех. Каждый воспринимает их как испытания. Некоторые носят ситуативный характер, возникают в конкретных ситуациях и могут благоприятно разрешатся. Люди свободны в выборе средств для заполнения пустоты, но избавиться не глобального состояния не могут. Она данность и основа бытия.
«Кризис отчаяния» или показатель зрелости
В среднем возрасте при пересмотре базовых ценностей и результатов все сталкиваются с одинаковой проблемой – экзистенциальным вакуумом. Он может настигнуть даже после приятного события – резкой смене социального статуса. В случае с повышением человек попадая в незнакомую среду, и не готовность к новой роли приводит к критической переоценке способностей, проваливанию в эмоциональную яму.
В такой ситуации каждый пытается понять предназначение и смысл жизни. Из-за утраченных смыслов и разочарований меняются мироощущение и самосознание. К проявлениям кризиса относят скуку, возникающую из-за отсутствия интереса, апатию, убивающую инициативу. Даже имея семью, друзей, карьеру человек чувствует себя «одиноким в толпе». Кризис определяют и по другим симптомам:
сменам в ценностно-смысловой сфере;
стремлении к изоляции;
Преодоление экзистенциального кризиса
Этот период завершает взросление и выводит на новый виток развития, если человек принимает предлагаемые жизнью обстоятельства. Психологи пришли к выводу, что для преодоления кризиса важно признать, что смысл существования заключается в осознанном проживании момента, принятии неизбежности смерти. У людей нет миссии, но каждый формирует свой смысл. Чтобы выйти из кризиса, нужна личная цель. Норвежский философ Цапфе советует:
избавиться оттревожных мыслей в медитации;
сосредоточиться на цели/ задачах;
перенаправить энергию отчаяния в творчество.
Логотерапия или «лечение смыслом»
В. Франкл видит выход в переформатировании ценностей и интересов, принятии ситуаций, благотворительности илюбви. Находясь в нацистском лагере, психиатр доказал, что смысл и воля помогают пройти нечеловеческие испытания. Для восстановления душевного равновесия и избежание ноогенного невроза из-за фрустраций, депрессий он вывел формулу с двумя постоянными и одной переменной:
Мотивационной силой служит стремление к смыслу жизни, не допускающей апатии и фрустрации.
Воля к смыслу противопоставляет стремление самоутверждаться для компенсации психологических комплексов.
Поиски смысла в страданиях целесообразны, если первые два способа недоступны.
Индивидуум должен искать их не в придуманной мире, а окружающей реальности. Люди получают позитив и энергию от работы и творчества; эстетических переживаний при созерцании природы, произведения искусств, страстной любви; осмыслении прожитого положительного опыта.
Что такое экзистенциальная психотерапия?
Это практическая помощь для выхода из кризисов. Основу экзистенциальной психотерапии составляют 4 аспекта:
феноменологический подход к проблеме;
готовность пациента к диалогу с собой и внешним миром.
При нарастающей тревоге, связанной со свободой, психотерапевт работает над волевым фактором пациента:
подводит к необходимости взять на себя ответственность за судьбу;
учит искать причинно- следственные связи неудач;
воспринимать ситуации, которые нельзя изменить.
В период экзистенциальной пустоты важно мечтать, но строить планы можно при условии эмоциональной сбалансированности. Работа с блокированными аффектами занимает время. Но исследование природы закрепощенных чувств и ограниченного мышления заставляет человека по-новому посмотреть на привычные вещи.
Работа с тревогой из-за изоляции помогает пациенту понять, что он не одинок. Проработка проблемы строится на эксперименте. Ему предлагают сознательно побыть несколько дней одному, чтобы осознать ужас положения, когда он действительно закрыт от мира.
Если поступают жалобы о бессмысленности жизни, терапевт подводит к осознанию, что суть существования состоит в придании смыслов, и за наполненность событиями ответственен сам человек. Экзистенциальная психотерапия поможет увидеть новые горизонты, обрести душевное равновесие, с малыми потерями выйти из кризиса.
В заключении стоит привести цитату Паоло Коэльо: «Укаждого есть единственная обязанность: пройти путь Своей Стезей и наполнять жизнь желаниями.Если ты сильно что-то хочешь, то обязательно получишь, поскольку они учтены Вселенной».
Экзистенциальный вакуум. Что это такое
Несомненно, важнее, как человек воспринимает судьбу, нежели — какова она на самом деле. © В. Гумбольдт
Переживание бездны и ноогенный невроз
Причину, рождающую состояние экзистенциального вакуума Франкл видит в том, что в отличие от представителей животного мира, инстинкты не помогают определить человеку то, что ему нужно. С другой стороны, в отличие от человека прошлых лет, существующие устои, ценности и традиции перестали диктовать человеку современному то, что ему должно. Пребывая в состоянии неопределенности, когда человек не знает, ни того, что ему должно, ни того, что ему нужно, он неизбежно утрачивает ясность представления того, чего же он желает. В итоге, он либо впадает конформизм и слепо следует «повестке дня», желая и действуя так же, как и другие, либо повинуется тоталитарному давлению со стороны других, требующих от него исполнения того, чего желают они.
Следствием экзистенциальной фрустрации, утраты ценностных ориентиров и возникающих на этой почве внутренних конфликтов становится специфическое невротическое состояние, которое Франкл определил как «ноогенный невроз». В отличие от классических неврозов, которых рассматривает психотерапия, ноогенные неврозы не являются психогенным заболеванием. Практическим методом, используемым в дифференциальной диагностике и позволяющим отличить ноогенный невроз от классического психогенного стал тест Джеймса Крамбо
Статистические данные, подвергшиеся компьютерной обработке, позволили Крамбо подтвердить: ноогенный невроз действительно характеризуется иной картиной болезни, которая не диагностируется и не излечивается средствами традиционной психотерапии. Согласно результатам масштабных исследований, проведенных позже австрийскими, американскими, британскими специалистами было выяснено, что около 20% от общего количества неврозов носят ноогенный характер.
В качестве доказательства серьезности проблемы Франкл приводит убедительную статистику:
Подробный опрос, проведенный среди студентов Университета штата Айдахо, выживших после неудачной попытки самоубийства, показал: для 85% из них основным мотивом их поступка стала потеря смысла существования. Показательно, что 93% из них были совершенно здоровы, как психически, так и физически, не были замечены в асоциальных действиях, жили во вполне благополучных семьях и ладили с домашними и друзьями. Более того, многие вели весьма активную общественную жизнь и могли похвастать академическими успехами. Таким образом, отмечает Франкл, причина их поступка никак не могла быть объяснена неудовлетворенными потребностями.
Не менее убедительны данные опроса, проведенного американским Советом по образованию, содержащим информацию по 189 733 студентам из 390 университетов страны. 73, 7% опрошенных обозначили свою ближайшую и главную цель так: определить для себя мировоззрение, которое позволило бы сделать жизнь осмысленной.
На основании проведенных исследований, полностью соглашаясь с профессором Джозефом Кацом из Университета штата Нью-Йорк, Франкл делает вывод: следующее поколение людей, создающих материальные ценности в социуме в своей массе будет интересоваться профессиями, которые смогут приносить не только деньги, но и смысл.
Пирамида смыслов по Маслоу
Одна из самых популярных теорий мотивации, упрощенно представленных в виде пирамиды потребностей человека была предложена
Пирамида ценностей Маслоу
Видимо осознавая хрупкость своей логической конструкции, Маслоу согласился на допущение, что для перехода на вышестоящую ступеньку потребности, соответствующие нижестоящей могут быть удовлетворены лишь частично, при этом предложенную иерархию он рекомендовал использовать с привязкой к возрастным категориям. Несмотря на популярность, концепция Маслоу подвергалась конструктивной критике и не подтвердила свою состоятельность на больших статистических выборках. Не ответил Маслоу на вопрос: почему некоторые человеческие потребности низшего порядка продолжают мотивировать даже после того, как удовлетворены.
Экзистенциальный тупик Маслоу
Критикуя иерархическую концепцию Маслоу, Виктор Франкл замечает, что все не слишком хитроумные заключения ее автора свелись в конце концов к выводу: «Сначала пища, после мораль». Вместе с тем, сама жизнь и обширная психиатрическая практика свидетельствует о другом: вопрос о смысле существования человек чаще всего формулирует для себя именно тогда, когда судьба ставит его в крайне сложное и бедственное положение.
В качестве яркого примера, демонстрирующего обратное, Франкл приводит своих неизлечимых пациентов в их последние дни и узников, уцелевших в застенках немецких концлагерей. Одним из таких узников, испытавших на себе весь ужас пребывания в трех лагерях в течение трех лет стал сам Франкл. Его личный лагерный опыт позволил подтвердить одну из основных концепций логотерапии: в жизни каждого человека присутствует смысл, ждущий подтверждения и только тот, кто сохранил веру в этот смысл и бережет свой смысл выживает в тяжелейших условиях. Именно смысл позволил людям сохранить жизнь и достоинство там, где царил голод, страх и методичное унижение всех базовых человеческих ценностей.
Такой вывод позволяет понять, почему Крамбо, использующего методы групповой логотерапии при лечении алкоголиков и видящего ее главную задачу в снятии экзистенциальной фрустрации удалось добиться значительно лучших результатов в сравнении с традиционными психотерапевтическими методами лечения. Похожие и даже лучшие результаты отслеживаются и при лечении наркозависимых, где число пациентов, видящих главной причиной их зависимости в экзистенциальной фрустрации приближается к 100%. Число пациентов полностью излечившихся от наркомании при применении методов логотерапии составило 40% против 11%, в группах, где лечение осуществлялось традиционными методами.
Технологии и экзистенциальный вакуум
Проблема фрустрации смысла выглядит тем серьезнее, чем дальше и упрямее человек ее отодвигает, и чем больше «альтернативных» возможностей предоставляет ему цивилизация. Потерянное можно было бы найти, но для этого, по крайней мере, его отсутствие нужно заметить. «Как» в земной жизни развивается стремительно, а вот «Зачем» после нескольких столетий духовной рассеянности как-то незаметно потерялось. Человечество оказалось в положении забывчивого шахматиста, выработавшего перспективную стратегию развития партии и на каком-то этапе вдруг осознавшего, что не помнит первоначальной цели занятой позиции.
Большинству наших современников вопрос «Зачем» кажется не заслуживающим внимания и ретроградным, а чаще всего вообще не рассматривается и не осознается. Стремительно развиваясь вширь технологически современное человечество не пытается определиться со смыслом и направлением своего движения. Иногда нам кажется, что технологии способны заменить смысл жизни, поскольку помогают комфортно потратить отпущенное нам время, но по факту мы все чаще напоминаем детей, сумевших вызвать духов, но не представляющих как отправить их обратно.
Источник: Франкл Виктор «Человек в поисках смысла»
Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа
Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается. Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз. Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.
Немного истории
«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.
В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор. Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии [2].
Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.
В. Франкл родился в Вене в 1905 году. Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.
В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.
Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.
Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.
Экзистенциальный вакуум
Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [1, С. 5].
По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.
Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.
Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.
Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.
Самотрансценденция
Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» [2]. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.
Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.
Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.
3 уровня осмысленности
По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.
Ученый выделяет 3 уровня смысла:
Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.
Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.
Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:
Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.
Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.
Логотерапия: задачи и методы
Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.
Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.
Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.
Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.
Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.
Парадоксальная интенция – метод, основанный на самовнушении. В рамках этого метода интересно рассмотреть отношение Франкла к страхам. Ученый утверждает, что «страх порождает страх». Если человек испугался однажды, то в будущем он будет бояться не только повторения этой ситуации, но и того, что испытанные ранее чувства снова напомнят о себе. Человек программирует себя на негативное проживание ситуации, а значит, строит собственное поведение в соответствии с заданной программой.
Чтобы «сломать» этот алгоритм, Франкл предлагает использовать его в противоположном направлении. Индивид усилием воли внушает себе, что желает испытать эти неприятные чувства снова, прожить их более ярко.
Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.
С точки зрения логотерапевта, не существует как таковой единой для всех жизненной задачи. Необходимо сделать не самое лучшее, а «самое лучшее, на что ты способен в конкретной ситуации». Мы имеем право на ошибку, но ошибка – не повод снять с себя ответственность. Логотерапия помогает принимать ошибки с благодарностью, черпать пользу из полученного опыта и видеть смысл в каждой минуте собственной жизни. Ценные умения, не правда ли?
Список использованных источников:
Автор: Генберг Екатерина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!