что такое текущие затраты

Раздел 3. Экономический механизм деятельности предприятия

Цель, задачи: Любая предпринимательская деятельность с необходимостью требует, с одной стороны, затрат на ее осуществление, а с другой стороны, имеет своей целью получение выгоды в форме прибыли. В теме рассматривается сущность издержек производства, подходы к группировке затрат на производственную деятельность и состав себестоимости продукции. Дается характеристика доходов хозяйственной деятельности и прибыли как важнейшего финансового результата этой деятельности.

Оглавление

1.1. Понятие издержек и их виды

Хозяйственная деятельность с необходимостью требует определенных затрат. Стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности составляет издержки производства.

С позиций общества издержки производства включают затраты живого и овеществленного труда. Они формируют стоимость продукта.

Для конкретного хозяйствующего субъекта издержки производства представляют те затраты, которые необходимо осуществить в процессе производства конечного товара (услуги) на данном предприятии.

Различают следующие виды затрат на предприятии:

При характеристике издержек производства рассматриваются текущие затраты. Они формируют величину себестоимости продукции и влияют на показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Издержки производства включают:

Издержки производства распадаются на условно-постоянные, не зависящие от объемов производства, и переменные, зависящие от объема производственной деятельности.

1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

Важную роль в организации и управлении хозяйственной деятельностью предприятия играет классификация затрат. Все затраты можно классифицировать по следующим основаниям:

1.3. Смета и калькуляция затрат

Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется в целях определения общей суммы затрат предприятия по экономическим элементам и взаимной увязки этого раздела с другими разделами бизнес-плана предприятия. Но по смете затрат нельзя определить конкретное направление и место использования затрат в производственном процессе. А это не позволяет анализировать эффективность использования затрат и определить пути их снижения. Эти задачи решает классификация и учет затрат по статьям калькуляции.

Постатейный учет затрат на производство единицы продукции называется калькуляцией, а сам способ постатейного учета затрат – калькулированием.

Статьи калькуляционных расходов включают:

Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляцию. Плановая калькуляция выражает планируемые затраты на изготовление товара (услуги) на предстоящий период. Нормативная калькуляция рассчитывается на базе установленных норм материальных и трудовых затрат. Сметная калькуляция отражает затраты на новую продукцию, которую впервые выпускает предприятие. Фактическая калькуляция служит для определения общей суммы фактических использованных затрат на производство и реализацию продукции.

При разработке калькуляции на единицу продукции затраты учитываются следующим образом. Прямые затраты включаются в себестоимость единицы изделия на основе норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя их действующих норм труда (выработки) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда) или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда). Косвенные затраты распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе.

На предприятиях применяют следующие методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный, попередельный, позаказный.

Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях массового и серийного характера производства. Для определения фактической себестоимости изделия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на исчисленные в ведомости сводного учета затрат индексы отклонения от норм.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, экспериментальных работ и т. п. Фактическая себестоимость единицы изделий определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции.

Попередельный метод учета и калькулирования себестоимости применяется в химической, металлургической промышленности, в ряде отраслей лесной и пищевой промышленности. Калькулирование по этому методу осуществляется по каждому переделу с учетом переходящих затрат по стоимости сырья и материалов с предыдущего передела.

1.4. Доходы предприятия

Под доходами предприятия понимается экономическая выгода в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящая к увеличению капитала.

Доходы предприятия подразделяются:

Доходы от основной деятельности выступают в форме выручки от реализации готовой продукции.

Операционные доходы включают:

Внереализационные доходы формируются:

Чрезвычайные доходы складываются от поступлений, возникающих по причине чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, аварии и т. п.) в форме страховок за имущество и другие активы предприятия.

1.5. Прибыль предприятия, формирование и распределение.

Прибыль представляет конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Количественно она равна разнице между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разнице между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли. После отчисления налогов формируется чистая прибыль. Она распределяется на следующие цели: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль, прибыль к распределению между учредителями.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного рычага.

Метод прямого счета основан на расчете прибыли по каждому виду выпускаемой продукции, т. е. имеет место поассортиментный расчет.

Аналитический метод используется, когда ассортимент товарной продукции практически не изменяется. В основе этого метода лежит сравнение фактических затрат на производство данной продукции с условиями базового периода. Ожидаемая рентабельность рассчитывается как отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости товарной продукции базисного года.

Метод, основанный на эффекте производственного рычага состоит в расчете порога окупаемости затрат, после которого это предприятие будет получать прибыль. В основе расчета лежит определение точки безубыточности или критического объема производства.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Текущие затраты

Текущие затраты (current cost; CC) — выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов предприятия, связанные с осуществлением его текущей хозяйственной деятельности и возмещаемые в течение одного операционного (производственно-коммерческого) цикла в составе цены продукции.

Текущие затраты — в бухгалтерском учете расходы организаций, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации, и др.

Текущие затраты классифицируются по различным основаниям. По назначению они подразделяются на основные и расходы по управлению и обслуживанию производства (накладные расходы). По способу отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) текущие затраты делятся на прямые и косвенные. По составу текущие затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Первые не имеют составляющих (например, заработная плата, материалы и др.), а вторые состоят из нескольких видов расходов (например, в общепроизводственные расходы входят заработная плата, оплата топлива, амортизационные отчисления и др.).

Перечень затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, включаемых в себестоимость устанавливается на законодательном уровне.

Источник

Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.

Немного теории

Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?

Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».

Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.

Оказание услуг

Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.

А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.

На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

Торговля

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.

Как работает 44 счет

Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.

Транспортные расходы

Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.

В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:

Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.

И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.

Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.

В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.

Коммерческие расходы

К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.

Производство

91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.

Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26

Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.

20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.

25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.

Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.

Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?

Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Какие бывают расходы в организации, и что можно сократить без ущерба для деятельности?

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

У грамотно управляемого бизнеса не только высокие показатели по прибыли, но и низкие по расходам: получать больше, а тратить меньше. Однако далеко не каждую статью расходов организации можно сократить без негативных последствий. Например, зарплаты сотрудников или покупка дорогостоящих качественных материалов. От первого пункта зависят мотивация и развитие компании, а от второго — качество выпускаемого продукта.

Какие статьи расходов предприятия можно урезать и не проиграть в других показателях?

Виды расходов организации

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

Для более детального погружения в тему и лучшего понимания дадим определение терминам: расходы, затраты и издержки.

Издержки — часто путают с затратами. Да, при некоторых условиях оба термина обозначают одно и то же, однако в большинстве случаев под издержками понимается совокупность затрат. Например, издержки производства включают в себя покупку материалов, амортизацию оборудования, зарплаты сотрудников и прочее.

Помимо этого, они могут обозначать специфические виды затрат: единовременную выплату социального налога, ремонт оборудования, штрафы за нарушение пожарной безопасности и т. д.

Затраты — денежная оценка стоимости трудовых, информационных, материальных и других ресурсов. Если затраты не списаны с баланса производства или списаны не полностью, то они становятся запасами (финансовыми, сырьевыми и т. д.).

Постоянные по времени и подтвержденные документально затраты означают расходы.

Расходы — в бухгалтерском учете под этим термином понимается уменьшение экономических выгод организации в результате потери активов, а также появление обязательств, урезающих капитал компании, кроме уменьшения вкладов по решению его участников.

При этом расходы должны соответствовать всем перечисленным ниже признакам:

С точки зрения налогового законодательства, расходы предприятия — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Для признания расходов в целях налогообложения, они должны соответствовать следующим условиям:

Ниже приведена подробная классификация расходов предприятия.

Классификация расходов

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

В бухгалтерском учете все расходы организации, в зависимости от характера, условия осуществления и направлений ее деятельности, подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.

Расходы от обычных видов деятельности

Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д. Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.

Что еще входит в перечень подобных расходов:

Важно понимать, что от характера работы зависит и состав статей расходов от обычных видов деятельности: то, что при сдаче в аренду квартиры числится как обязательные расходы, при производстве товаров может оказаться в прочих.

Прочие расходы

К ним относятся расходы, не вошедшие в затраты от обычных видов деятельности:

Например, проценты по кредиту, разница в курсе валют, социальная помощь сотруднику и даже покупка скрепок в офис. Прочие расходы частично включаются в себестоимость, однако при условии, если такое решение оправдано и не расходится с принятой ценовой политикой организации.

Другая классификация расходов организации

В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.

Расходы производства и реализации:

Таким образом, понятию бухгалтерского учета «расходы по обычным видам деятельности» в налоговом учете соответствует понятие «расходы, связанные с производством и реализацией».

Материальные расходы. К ним относятся покупка материалов, доставка товара и сырья на производство или склад, электроэнергия, оборудование и т. д.

Расходы на оплату труда. В них входят заработная плата сотрудникам, выплаты отпусков, больничных, премий, компенсаций проезда и проживания, страховые взносы и НДФЛ на доходы персонала. Выплата дивидендов по акциям в эту статью не входит.

Суммы начисленной амортизации. Их назначает руководство компании и фиксирует принятое решение в учетной политике.

Прочие расходы. Определение приведено выше — к ним относятся все расходы, которые не вошли в вышеперечисленные группы.

Оптимизация расходов

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса, бизнесу как никогда важно оптимизировать свои расходы. Работа может вестись по нескольким направлениям:

Виды расходов предприятия, независимо от условий в мире, также бывают переменными и постоянными. Так, аренда помещения — постоянная статья, ее можно сократить, выбрав место дешевле или выкупив здание. Ремонт оборудования — переменная, которую можно частично или целиком убрать, просто внедрив еженедельный (или ежемесячный) технический осмотр и профилактические работы.

Выявить на своем производстве расходы, которые рационально сократить, можно с помощью сервиса Глобас. Программа проводит всесторонний аудит, выявляет сильные и слабые стороны организации. Для подробной информации оставьте заявку или свяжитесь с нашим менеджером по телефону, указанному на сайте.

Получите бесплатный доступ и презентацию Системы Глобас

Заполните данные, чтобы получить бесплатный тестовый доступ к Системе Глобас на три дня. Отправляя данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы, то позвоните нам по телефону: +7 800 600-84-14 или напишите на E-mail: office@credinform.ru

Мы не можем подтвердить корректность ваших действий. Пожалуйста, проверьте заполненность полей данными и их вид.

Источник

Классификация статей затрат на производство продукции

что такое текущие затраты. Смотреть фото что такое текущие затраты. Смотреть картинку что такое текущие затраты. Картинка про что такое текущие затраты. Фото что такое текущие затраты

Что представляют собой документы, определяющие стоимость единицы продукции

Перед началом выпуска какой-либо продукции составляется перечень расходов, необходимых для изготовления определенного объема этой продукции. Объем продукции называется калькуляционной единицей, а сам перечень — калькуляцией. Калькуляция делается в 2 вариантах:

О существующих методах калькулирования себестоимости читайте в статье «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Виды затрат, которые включает в себя калькуляция

Затраты, входящие в калькуляцию, делятся на 3 группы:

Прямые затраты в учете относят непосредственно на определенный вид продукции, а накладные распределяют между видами продукции в пропорции к выбранной для этой цели базе. Причем базы для распределения производственных и общехозяйственных расходов можно устанавливать разные.

Какие затраты признаются расходами для налога на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Учет прямых затрат на создание продукции (работ, услуг)

Для учета прямых производственных затрат предназначены счета 20 (основное производство), 23 (вспомогательное производство), 29 (обслуживающее производство). Затраты на них собирают применительно к каждому подразделению соответствующего назначения, разбивая в учете расходы по видам производимой этими подразделениями продукции и по статьям затрат.

Среди статей прямых затрат чаще всего выделяют расходы:

Могут здесь также присутствовать (при возможности организации соответствующего учета) расходы:

Какие расходы включают в производственные затраты

Накладные производственные расходы собирают на счете 25 применительно к каждому из подразделений производственного назначения. По окончании месяца этот счет закрывают, распределяя собранную на нем сумму на счета учета прямых затрат по видам продукции, в производстве которой задействовано это подразделение. В результате такого распределения формируется так называемая производственная себестоимость продукции, включающая в себя прямые затраты на производство и накладные расходы производственного характера.

В составе накладных расходов на производство учитывают затраты:

С 2021 года МПЗ и НЗП предприятия нужно учитывать по новому ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новые правила учета подробно рассмотрены в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.

Как рассчитать полную себестоимость

Действующие правила бухучета допускают возможность формирования учетной себестоимости продукции на уровне производственной, т. е. без включения в нее расходов общехозяйственного назначения, для сбора которых предназначен счет 26. В этом случае собранные на этом счете суммы ежемесячно полностью списываются на счет учета финрезультата от продаж. При необходимости получения данных о полной себестоимости сведения о ней в такой ситуации могут быть получены путем несложных расчетов.

Подробнее о формировании производственной себестоимости читайте в материале «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».

Если же предприятие приняло решение о формировании учетной себестоимости как полной, то счет 26 так же, как и счет 25, будет распределяемым и доля его войдет составной частью в итоговую себестоимость каждого вида продукции.

Сбор расходов на счете 26 происходит применительно к каждому из подразделений общехозяйственного назначения. По составу эти расходы похожи на общепроизводственные и могут быть разделены на те же группы с возможным исключением из них затрат на качество продукции. Дополнительно сюда включают расходы:

Проверьте, правильно ли вы калькулируете себестоимость продукции, с помощью Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

От чего зависит деление статей затрат на элементы

Вышеприведенные группы статей затрат будут детализированы по статьям затрат, выделение которых обусловливается необходимостью разбивки их на конкретные виды. Например, детализации потребуют текущие потребности подразделения, среди которых могут возникнуть такие статьи, как:

Каждую из статей, в свою очередь, следует разделить на элементы, ориентируясь в этом процессе на соотнесение их с выделяемыми для целей налогообложения расходами и с возможностью достаточно легкого получения из учетных данных информации, необходимой для составления разного рода отчетов. Например, среди расходов на страхование могут быть выделены расходы, относящиеся:

Итоги

Затраты на производство делятся на прямые и накладные. Среди последних выделяются расходы производственного и общехозяйственного назначения. Производственные расходы в сочетании с прямыми образуют производственную себестоимость продукции. Полная величина себестоимости требует включения в нее общехозяйственных расходов. Для каждого вида затрат формируется свой перечень статей затрат, которые в этом перечне объединяются в группы и делятся на элементы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *