что такое техническая политика

ПОЛИТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «ПОЛИТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Техническая политика безопасности — совокупность законов, правил и практических методов, регулирующих: обработку чувствительной информации; и использование ресурсов аппаратным и программным обеспечением информационной системы. См. также: Политика информационной безопасности… … Финансовый словарь

ПОЛИТИКА ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ — ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА … Юридическая энциклопедия

ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

Политика — (politics) Как общее понятие подразумевает применение на практике искусства или науки руководства и управления государствами или другими политическими образованиями. Однако определение политической деятельности очень часто и, возможно,… … Политология. Словарь.

ПОЛИТИКА — (греческое politika государственные или общественные дела, от polis государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и… … Современная энциклопедия

Политика — (греческое politika государственные или общественные дела, от polis государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЛИТИКА — (греч. politika государственные или общественные дела от polis государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают… … Большой Энциклопедический словарь

политика — и; ж. [греч. politika общественное дело] 1. Область человеческой деятельности, связанная с завоеванием, укреплением и использованием государственной власти для достижения какой л. группой общества, партией и т.п. своих целей. Внешняя, внутренняя… … Энциклопедический словарь

Политика государственная научно-техническая — инструмент государственного регулирования экономики в области научно технической деятельности. Определяет цели, направления, способы и формы деятельности государства в сфере науки и техники, производственного освоения (реализации) научно… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Политика — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Политика … Википедия

Источник

Техническая политика предприятия

что такое техническая политика. Смотреть фото что такое техническая политика. Смотреть картинку что такое техническая политика. Картинка про что такое техническая политика. Фото что такое техническая политика

РЕГЛАМЕНТ П Р Е Д П Р И Я Т И Я

Введен в действие с 01.09. 2017 г.

Разработан 01.09.2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

2 Цели технической политики (ТП)…………………………………………………….3

3 Задачи технической политики……………………………………………………..…4

4 Основные направления развития технической политики………………………….5

ежущий инструмент для станков c ЧПУ, качество которого

оказывает непосредственное влияние на цикл изготовления изделия и его качество, а также предложения, которые позволят сократить сроки подготовки производства и сократить цикл изготовления изделия, а также снизить трудоемкость и

материальные затраты……………………………………………………………………8

еречень покупных комплектующих изделий, качество которых оказывает непосредственное влияние на цикл изготовления изделия и его качество, а также предложения, которые позволят сократить сроки подготовки производства и сократить цикл изготовления изделия, а также снизить трудоемкость и

Лист регистрации изменений………………………………………………………….14

Настоящий документ устанавливает основные направления деятельности предприятия ОА «Серпуховский завод «Металлист» в области производственно-экономической деятельности направленные на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия.

2 Цели технической политики (ТП)

Техническая политика предприятия — это генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством предприятия в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия. ТП является основополагающим документом по развитию предприятия.

· ТП, которая должна быть заложена в идеологию стратегии предприятия;

· проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов предприятия;

· постановку на производство изделий новой техники и модернизацию серийно выпускаемых изделий;

· организационно-технологическую подготовку производства новых товаров;

· маркетинг, производство и реализацию новых товаров;

· материально-техническое обеспечение производства.

Важным фактором технической политики с точки зрения стратегического развития предприятия признается ресурсосбережение. Методы ресурсосбережения представляют собой конкретные технологические процессы, организационные и экономические подходы, обеспечивающие рациональный расход ресурсов на единицу полезного эффекта.

К основным принципам технической политики предприятия относятся: системность, комплексность, целенаправленность, многовариантность, независимость, гибкость, адаптивность, правовая защищенность, управляемость и эффективность. Мировой опыт показывает, что наибольших успехов в хозяйственном развитии в последние десятилетия добиваются инновационно-активные предприятия, у которых основу их экономической стратегии составляют развитие высокотехнологических производств и оптимизация инновационного инвестирования, требующая воплощения соответствующей инвестиционной политики.

Целью внедрения ТП является достижение 4-го уровня технологической зрелости предприятия, а именно:

· стратегия и планирование технологического развития предприятия имеет долгосрочный характер и формулируется не только на основе анализа предыдущего опыта, но и на основе прогнозов и тенденций технологий производства компонентов систем управления объектами;

· высокая степень внедрения цифрового делопроизводства, налажены стратегические и оперативные взаимосвязи;

· задокументированные и формализованные технологические процессы, должностные обязанности сотрудников, проведение постоянного анализа эффективности;

· технологичность производимой номенклатуры продукции и изготовление её на современном высокоскоростном, высокотехнологическом оборудовании (станки с ЧПУ: OKUMA, INDEX, DMG MORI, MIKRON; обрабатывающие центры с ЧПУ: MAZAK, BUMOTEC S-191, HERMLE);

· наличие квалифицированных профессиональных кадров и повышение их квалификации является стратегическим приоритетом. Внедрена система управления и обмена знаниями;

· повышение качества продукции или предоставляемых услуг.

3 Задачи технической политики

К задачам ТП относят:

· сокращение производственного цикла выпуска продукции;

· выявление недостатков при подготовке к производству и в процессе выпуска изделий, которые оказывают негативное влияние на качество выпускаемой продукции;

· проведение работ, направленных на уменьшение стоимости производимой продукции;

· другие мероприятия, направленные на поддержание позиции предприятия на конкурентном рынке промышленной высокотехнологичной продукции.

Выполнение задач технической политики позволяет оказывать влияние на:

— сроки подготовки производства для организации выпуска необходимой продукции;

— качество и сроки изготовления выпускаемой продукции;

— затраченную трудоёмкость для выпуска единицы продукции;

— затраченные энергоресурсы для выпуска единицы продукции;

— повышение объёма выпускаемой продукции за счёт оптимизации и унификации всех операций, проводимых внутри всех подразделений, участвующих в производственной цепочке по выпуску изделия (начиная от закупки материалов и заканчивая отгрузкой готовых изделий);

— эффективность и частичную взаимозаменяемость производственной системы за счёт применения инструментов бережливого производства, направленных на выявление и устранение (сокращение) потерь в производственном процессе, процессах ремонта и эксплуатации производственного оборудования, в процессе материально-технического обеспечения и других процессах непосредственно или косвенно участвующих в производственной цепочке по выпуску изделия;

— поддержание существующей системы менеджмента качества, которая направлена на заблаговременное обеспечение качественного изготовления выпускаемых изделий за счёт уменьшения рисков приобретения некачественных материалов, ПКИ, инструмента, запасных частей для оборудования и т. д.

Техническая политика должна обеспечивать конкурентоспособное изготовление качественной продукции в короткие сроки, за счёт применения качественных материалов поставленных проверенными производителями товаров и услуг, которые применяют на своих предприятиях «Политику качества» к выпускаемой продукции, а также в состоянии поставлять свои товары и услуги в соответствии с требованиями действующих государственных нормативных документов (ГОСТов, ОСТов, ТУ и др. нормативной документации) и не должна допускать поставки товаров и услуг от недобросовестных производителей либо иных поставщиков, пытающихся поставить свои товары и услуги, которые имеют (либо приобрели) более низкое качество (сорт) изготовления и имеют явные (или скрытые) дефекты (коррозия, царапины, вмятины и другие дефекты причинённые товару из-за неподобающих условий хранения или транспортировки и т. д.) по более низкой цене.

Для недопущения недобросовестных поставщиков товаров и услуг разработаны предложения, которые позволяют сократить сроки подготовки производства и цикл изготовления изделия, а также снизить трудоемкость и материальные затраты (Приложения А, Б). Товары и услуги, вошедшие в вышеуказанные приложения, должны иметь техническое обоснование для приобретения у конкретного производителя. Под техническим обоснованием понимаются – основные свойства товара, изменение которых приводит к появлению дополнительных непредусмотренных материальных затрат (увеличение трудоёмкости, увеличение материалоёмкости, увеличение энергоёмкости, увеличение сроков поставки материалов и услуг и других факторов оказывающих прямое или косвенное влияние на стоимость и сроки производимой продукции). Основным критерием при выборе поставщиков товаров и услуг является конкурентоспособность продукции, услуги, то есть соответствие всем необходимым требованиям, которые подтверждаются испытаниями их качества на АО «Серпуховский завод «Металлист» в процессе проведения опытных работ, а также изготовления производимой продукции и жизненного цикла произведенной продукции, отсутствием рекламаций и претензий потребителя.

4 Основные направления развития технической политики

4.1 Основные положения.

Для успешного положения предприятия необходимо иметь несколько Заказчиков и несколько направлений деятельности, при этом сохранить основное направление работы предприятия, а именно разработка и изготовление специальной техники. Развитие предприятия должно предусматривать разработку, постановку на производство и изготовление новых современных изделий, внедрение новых технологий.

4.2 Производство продукции для экономически значимых организаций.

Производство спецтехники в интересах экономически значимых организаций является приоритетным направлением в работе АО. Данная деятельность требует обеспечения строгих мер, проверок изделий, высокого качества и надежности изделий и доверия Заказчика. Качество и надежность изделий их соответствие требованиям должны регулярно подтверждаться испытаниями. Все изменения вносятся в изделия только по согласованию с Заказчиком. Эта ниша рынка важная, мы ее занимаем длительное время и целесообразно ее сохранить. Изделия используются в различных системах и со временем требуют совершенствовании, модернизации, которую мы в силах выполнить своими силами. Мы разрабатываем варианты изделий различных комплектаций, изделий с обеспечением работы в разных условиях эксплуатации. Высокое качество требует использования современного оборудования, поэтому постоянно совершенствуется технология, оборудование, методы контроля и испытательная база.

4.3 Производство других изделий.

Изделия цилиндро-поршневых групп для двигателей внутреннего сгорания (ЦПГ для ДВС) и другие изделия, используемые в народном хозяйстве пользуются спросом и потому их производство необходимо.

4.4 Разработка, модернизация изделий IT и постановка изделий на производство.

Устойчивое положение предприятия невозможно без постоянного совершенствования техники, без внедрения новых изделий с необходимыми эксплуатационными характеристиками. Для успешной работы в этом направлении нужно иметь подготовленных специалистов, особенно в части разработки программного обеспечения, необходимые программные продукты для разработки документации и отладки изделий. Внедрение современных методов контроля требует разработки соответствующих программ, а для этого нужны соответствующие специалисты и подразделения. Для успешной работы специалистов необходим электронный документооборот, необходимы удобные и обширные базы данных.

по качеству и развитию

Заместитель генерального директора

по логистике и закупкам

Режущий инструмент для станков c ЧПУ, качество которого оказывает непосредственное влияние на цикл изготовления изделия и его качество, а также предложения, которые позволят сократить сроки подготовки производства и сократить цикл изготовления изделия, а также снизить трудоемкость и материальные затраты

Наименование операции технологического цикла

Фактор, влияющий на время изготовления изделий, на трудоёмкость и материальные затраты предприятия

Причина выбора данного поставщика инструмента

Мероприятия, направленные на сокращение материальных затрат, уменьшения времени изготовления деталей и обеспечение необходимого качества изделий

Механическая обработка деталей на токарных и фрезерных станков с ЧПУ

В настоящее время используется режущий инструмент следующих фирм:

1. «Тернадо» (фрезы концевые, резцы токарные, резцы фрезерные, сверла с внутреней подачей СОЖ, сверла с механическим креплением пластин, резьбофрезы, метчики машинные, фрезы фасочные, пластины для фрез и резцов.)

2. «WALTER» (сверла, фрезы концевые, фрезы резьбовые, фрезы фасочные, метчики слесарные 3-х комплектные)

3. «Garant» (центровочные сверла по стали и титану, твердосплавные свёрла, фрезы дисковые, фрезы отрезные, метчики однопроходные, фрезы гравировальные, развёртки)

4. «ATORN» (фрезы черновые, плашки)

5. «ПромСнабИнструмент» (фрезы диаметром до 10 мм)

6. «СтанкоТехКонтракт» (фрезы диаметром от 10 до 20мм)

7. «Вектор» (фрезы диаметром свыше 20мм, метчики для слесарной и машиной работы).

были подобраны экспериментальным путём при участии в эксперименте инструментов других производителей. Пробная обработка партии деталей показала их максимальную износоустойчивость при обработке однотипных деталей. Кроме того, инструмент работал на режимах резания, позволивших сократить время изготовления детали с сохранением требований конструкторской документации (чистота обработки, точность изготовления).

1) Высокая стойкость инструмента (на большее количество деталей потребуется меньшее количество инструмента).

2) Высокая скорость обработки (увеличение количества деталей, выпускаемых в смену).

3) Чистота обработки поверхностей при использовании инструмента на высокой скорости соответствует требованиям конструкторской документации.

4) Наличие большего количества разработанных и используемых управляющих программ для фрезерных и токарных станков с ЧПУ в производстве в которых уже используются режимы резания инструмента фирм «Тернадо», «WALTER», «Garant», «ATORN», «ПромСнабИнструмент», «СтанкоТехКонтракт», «Вектор».

5) При использовании инструмента произведёнными другими производителями, предприятию потребуется переработка ранее разработанных управляющих программ для станков с ЧПУ, а также последующая их отработка, что приведёт к увеличению сроков изготовления деталей.

Перечень покупных комплектующих изделий, качество которых оказывает непосредственное влияние на цикл изготовления изделия и его качество, а также предложения, которые позволят сократить сроки подготовки производства и сократить цикл изготовления изделия, а также снизить трудоемкость и материальные затраты

Факторы, изменение которых влияет на качество выпускаемых изделий

Причина выбора данного

Мероприятия, направленные на сокращение материальных затрат и обеспечение необходимого качества изделий

1. Условная остаточная магнитная индукция 1,12 Тл.

2. Условная коэрцетивная сила по индукции 60 кА/м.

3. Условная магнитная индукция в рабочей точке магнита 0,7 Тл.

1) На ПАО «НПО «Магнетон» имеется полный комплект оснастки и разработаны технологические процессы для изготовления и контроля магнитов.

2) Методики контроля параметров магнитов на ПАО «НПО «Магнетон» и у потребителя АО «Серпуховский завод «Металлист» на входном контроле согласованы, что исключает сборку изделий с магнитами, имеющими отклонение по магнитным характеристикам.

3) Качество магнитов в части стабильности магнитных характеристик их сохраняемости в пределах гарантийных сроков эксплуатации, поставляемых ПАО «НПО «Магнетон», подтверждено многолетним выпуском и эксплуатацией изделий, укомплектованных этим магнитами.

4) Производство и формирование цены магнитов на ПАО «НПО «Магнетон» постоянно контролируется.

5) При использовании магнитов изготовленных другими производителями необходимо проведение дополнительных работ по согласованию, разработке и внедрению оборудования для входного контроля с учетом методик принятых у производителя, что вызовет увеличение стоимости и сроков изготовления изделий выпускаемых АО «Серпуховский завод «Металлист».

Закупать магниты только производства ПАО «НПО «Магнетон»

1. Требования к печатным проводникам*

2. Требования к контактным площадкам*

3. Требования к металлизированным отверстиям*

* Определяются требованиями конструкторской документацией на конкретный тип печатной платы и действующей НТД.

1) платы» имеет полный комплект оборудования и управляющих программ для изготовления и тестового контроля параметров плат (топологии, переходного сопротивления изоляции). Входной контроль печатных плат проводится в аналогичных режимах, что позволяет однозначно оценить качество плат.

2) платы» использует для изготовления печатных плат отечественные материалы, что обеспечивает устойчивость поставок и технологическую независимость в условиях действия санкций.

3) Качество печатных плат изготавливаемых платы» подтверждено положительными результатами выпуска и эксплуатации изделий, укомплектованных платами производства платы».

4) Производство и формирование цены печатных плат на платы» постоянно контролируются.

5) При использовании печатных плат изготовленных другими производителями потребуется корректировка методик и режимов измерения параметров на входном контроле, что приведет к дополнительным финансовым затратам, а также увеличению сроков изготовления выпускаемых изделий. Не исключена вероятность возникновения рисков срыва сроков поставок в случае прекращения поставок материалов импортного производства.

Закупать печатные платы только производства платы»

1. Требования к материалам.

2. Требования к термообработке колец.

3. Требования к рабочей поверхности.

4. Требования к качеству сепараторов.

5. Требования к остаточной намагниченности.

6. Требования к предельному отклонению размеров, формы и взаимного расположения.

1) Многолетний опыт работы с приборных подшипников» (более 50 лет).

2) Качество изделий, укомплектованных подшипниками поставляемыми приборных подшипников», подтверждено результатами испытаний проведенных в процессе выполнения ОКР в в достаточном объеме, а также испытаниями проводимыми АО «Серпуховский завод «Металлист» в процессе серийного производства.

3) Смена поставщика, использующего в производстве технологии и оборудование отличные от используемых приборных подшипников», потребует проведения дополнительных испытаний, набора статистики по стабильности параметров, что потребует дополнительных временных и финансовых затрат. Смена поставщика не исключает также поставки контрафактной продукции, выявление которой на входном контроле весьма проблематично, так как требует дополнительного специального оборудования, усложняет процесс контроля и приводит к дополнительным финансовым издержкам.

4) Производство и формирование цены подшипников на приборных подшипников» постоянно контролируется.

Закупать подшипники только производства приборных подшипников»

Источник

Власти приведут государственные информсистемы к единому знаменателю

Как стало известно CNews, под эгидой Минцифры России разрабатывается документ, получивший название «Единая техническая политика». Его цель — установить единые требования к созданию и развитию государственных информационных систем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Документ планируется утвердить до конца этого года.

Что такое Единая техническая политика

По мнению Правительства, цифровая трансформация органов власти и создание эффективных инструментов цифровой экономики требуют унификации технологий и архитектуры создаваемых государственных платформ, правил их использования, приведения госуслуг к современным «цифровым стандартам». Основой такой унификации должна стать Единая техническая политика (далее — техполитика, ЕТП), создаваемая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Единая техническая политика — это свод общих принципов и требований, предъявляемых к информационным системам ведомств на этапе их создания и развития. Документ включает пять ключевых разделов: принципы взаимодействия с пользователем и проектирования будущей системы, государственные услуги и контрольно-надзорная деятельность, межведомственное взаимодействие, управление государственными данными и требования к технологической независимости и надежности информационных систем», — рассказал CNews Алексей Карапузов, заместитель директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Ключевые разделы единой технической политики

что такое техническая политика. Смотреть фото что такое техническая политика. Смотреть картинку что такое техническая политика. Картинка про что такое техническая политика. Фото что такое техническая политика

Источник: Минцифры, 2020

«Сейчас имеется довольно большое количество отраслевых нормативных правовых документов, методической документации, которые вводят требования к различным фазам жизненного цикла информационных систем. Требования регулярно расширяются и обновляются, создаются новые государственные платформы, с которыми необходимо предусмотреть взаимодействие, вводятся показатели цифровой зрелости отраслей, госуслуг и контрольно-надзорной деятельности. Органам власти непросто отслеживать все эти изменения, — продолжает Алексей Карапузов. — Помимо общих архитектурных принципов и правил, мы постарались в одном документе привести основные требования к информационным системам органов власти, ориентированные на критерии цифровой зрелости госуслуг, контрольно-надзорной деятельности, а также достижение показателей ведомственных программ цифровой трансформации и нацпроекта “Цифровая трансформация госуправления”».

Получившийся документ, по его словам, должен стать опорой для руководителей цифровой трансформации для проверки соблюдения действующих требований при создании новых информационных систем или сервисов. Кроме того на соответствие положений техполитики министерством будут проверяться концепции создания государственных информационных систем и технические задания на их создание и развитие.

Задачи единой технической политики по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, рассмотрения архитектуры и принципиальных технических решений для приоритетных массовых государственных услуг были определены в положении о Межведомственной рабочей группе по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных, созданной в марте 2019 г. Рабочая группа включает около 20 представителей федеральных ведомств: представителей регуляторов и органов власти с наиболее развитыми ИТ-ландшафтом — «ИТ-тяжеловесов».

Как рассказал CNews Алексей Карапузов, «в настоящее время рабочая версия Единой технической политики проходит обсуждение с органами власти, в том числе с участниками межведомственной рабочей группы по архитектуре. В документ вносятся предложения по доработке, обсуждаются предложения по ее дополнению. Планируется, что до конца года техполитика будет вынесена на утверждение президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Политика будет меняться

По словам Алексея Карапузова, техполитика задумана как гибкий документ, который будет адаптироваться под меняющиеся технологии и учитывать изменения законодательства. Механизм актуализации ЕТП планируется сделать гибким и прозрачным.

Порядок внесения изменений предполагается следующий: органы власти вносят предложения по изменению или дополнению техполитики, Минцифры собирает предложения, включает их в новую редакцию и выносит на рассмотрение Межведомственной группы по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных. Далее рабочая группа одобряет или не одобряет предложения, в случае одобрения поправки выносятся на президиум Комиссии по цифровому развитию с тем, чтобы актуализировать отдельные положения Единой технической политики.

Важность гибкости в разговоре с CNews отметил и Владимир Скиба, начальник главного управления информационных технологий ФТС России. «Необходимо существенным образом упростить процедуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий и разработкой информационных систем, так как они не отвечают современным потребностям по требуемым оперативности и качеству реализации проектов цифровой трансформации», — заявил он.

Зачем понадобилась единая техполитика на государственном уровне

Процессы информатизации органов государственной власти, обеспечения электронного взаимодействия органов власти друг с другом и с гражданами, идут достаточно успешно, Россия традиционно занимает в соответствующих международных рейтингах высокие места.

Однако, «по историческим причинам», в том числе — и по причине быстрого роста уровня использования информационных технологий в органах власти, процесс информатизации долгое время был «лоскутным». Федеральные и региональные ведомства создавали свои решения, дублирующие друг друга по предназначению, закрытые для обмена данными с другими ИТ-системами. По данным CNews, сейчас в органах исполнительной власти эксплуатируется более 800 государственных информационных систем, более 10 тыс. ведомственных и более 18 тыс. региональных.

К чему приводит такое положение вещей CNews рассказал Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ.

«У нас, как у контрольного, надзорного органа есть доступ к десяткам информационных систем. И мы в полной мере ощущаем то, насколько по-разному устроены ИТ-системы в различных ведомствах. Разные технологии подключения, инструменты защиты и данных, способы выдачи информации. Кто-то выкладывает файлы на открытый FTP-сервер, с кем-то устанавливаем защищенный канал и по нему информацию забираем через программный интерфейс. А иногда нам присылают сканы документов, без текстовой подосновы, которая помогала бы распознать их содержание», — говорит Михаил Петров. Кроме того, как показывает практика Счетной палаты, информация из разных баз данных друг другу иногда противоречит, нет единой методики подготовки этой информации, одна и та же цифра одного и того же показателя в разных системах может означать совершенно разное.

Счетная палата, по словам Михаила Петрова, тоже проходила этап «лоскутной информатизации», однако теперь выстраивает у себя единую архитектуру, объединяет бизнес-процессы с тем, чтобы они становились прозрачными и самосогласованными внутри Счетной палаты.

«Единая технологическая архитектура информационных систем федеральных органов исполнительной власти будет рычагом содействия улучшению взаимодействия между государственными органами, — считает Владимир Скиба, начальник главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы России. – Но в первую очередь она необходима тем федеральным органами исполнительной власти, в которых уровень автоматизации находится на начальном этапе». Сама ФТС, по его словам, – один из самых продвинутых органов федеральной исполнительной власти, и единственный, в котором законодательно разрешено принятие решений информационными системами без участия людей.

История вопроса

Попытки унифицировать государственные ИТ-системы, федеральные и региональные, предпринимались неоднократно. Например, в феврале 2014 г., при министре связи и массовых коммуникаций Николае Никифорове, было анонсировано создание «Единой архитектуры государственных данных». Задачей этой инициативы было создание единой информационной модели государственных данных и единой модели управления ими. А целью — повышение эффективности управления государственной деятельностью; самой государственной деятельности за счет развития автоматизации межведомственного взаимодействия и повышения доступности государственных данных для анализа и принятия управленческих решений; эффективности планирования и управления развитием государственной информационной среды и повышение качества государственных услуг для бизнеса и населения. С 2019 г. над этой задачей работают в рамках проекта создания Национальной системы управления данными (НСУД).

В мае 2019 г., когда Минцифры (тогда Минкомсвязи) возглавлял Константин Носков, была озвучена концепция Единой технологической архитектуры информационных систем федеральных органов исполнительной власти (ЕТА ИС ФОИВ), в августе это понятие и комплекс сопутствующих мер были конкретизированы.

Дальнейшим развитием идеи унификации государственных ИТ-систем стала Единая техническая политика. Сама по себе идея формирования такой политики не нова. О планах по ее созданию говорил еще министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Рейман осенью 2003 г., но, похоже, наконец, за ее воплощение взялись всерьез.

Что даст Единая технологическая политика

Если предпосылки создания ЕТП — большое количество разрастающихся государственных ИТ-систем и необходимость их согласованного развития, соблюдения всех установленных требований к ним, то цель создания техполитики — создание методической основы для унификации архитектурных подходов, технических решений и показателей «цифровой зрелости» предъявляемых к информационным системам ведомств. Внедрение Единой технической политики обеспечит унификацию архитектурных подходов и технических решений, используемых при создании и развитии органами власти своих информационных систем. Документ вводит требования к унификации пользовательских интерфейсов и опыта взаимодействия органов власти с гражданами и бизнесом посредством информационных систем, надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры.

что такое техническая политика. Смотреть фото что такое техническая политика. Смотреть картинку что такое техническая политика. Картинка про что такое техническая политика. Фото что такое техническая политика

«Техполитика направлена на вновь создаваемые информационные системы или сервисы существующих ИС. Поэтому необходимость приведения к требованиям уже созданных ИС и их сервисов отсутствует», — говорит Алексей Карапузов.

Среди ключевых принципов Единой технической политики — обеспечение комплексного подхода к развитию сервисов на основе жизненных ситуаций и потребностей пользователя; обеспечение онлайн-доступа к услугам и «единого» пользовательского опыта при взаимодействии граждан и бизнеса с государством; обеспечение приоритетности и юридической значимости цифровых каналов взаимодействия, юридической значимости цифровых госуслуг. При этом гражданин не должен очно посещать госорганы более одного раза для получения госуслуги или результата ее оказания. Из технологических принципов Алексей Карапузов отметил технологическую независимость от проприетарных зарубежных технологий, гарантированную доступность всех значимых сервисов и защищенность данных граждан и бизнеса, использование единых компонентов ИТ-архитектуры и технологий.

По части технологий при этом наблюдается некоторый консерватизм. Все требования к используемому стэку технологий носят рекомендательный характер, за исключением требований к импортозамещению и использованию единых государственных систем и платформ, таких как ЕСИА, СМЭВ, Единая биометрическая система, Государственная единая облачная платформа (ГЕОП) и других. Рекомендовано использование микросервисной разработки и контейнеризации. Однако, как сказал Алексей Карапузов, преждевременно устанавливать данный подход как обязательный для всех ФОИВ до подведения итогов по эксперименту в рамках создания единой среды разработки.

Мировой опыт

Отдельно документы, описывающие аналоги ЕТП в других странах, по словам Алексея Карапузова, не изучались, поскольку, по его словам, для каждой страны соответствующий свод требований определяется действующим подходом к развитию платформ предоставлению государственных услуг, каналов взаимодействия, законодательством.

«При формировании документа мы рассматривали международную практику и подходы в более широком смысле: подходы к построению государственных цифровых платформ предоставления госуслуг, моделей взаимодействия с гражданами и бизнесом, использование базисных «сквозных» платформенных решений в архитектуре государственных платформ — говорит Алексей Карапузов — такой обзор для Министерства сейчас проводится внешним консультантом в рамках проработки модели цифрового государства». В ходе этого исследования изучается опыт Германии, ОАЭ, Индии, Австралии, Китая, Великобритании, Сингапура, Норвегии, Франции и ряда других стран. Но ни одна рассмотренная зарубежная модель не стала базовой для принципов техполитики в текущей редакции.

Технологический стек

В ЕТП описан рекомендованный технологический стек в части языков программирования, используемых СУБД и т. д. Поскольку технологии быстро меняются, привести стек «к одному знаменателю» невозможно, даже после унификации он окажется довольно «широким».

«При формировании перечня технологий мы ориентировались, в первую очередь, на использование свободно распространяемого программного обеспечения и ПО из Единого реестра российских программ», — говорит Алексей Карапузов.

Важен еще один аспект. В ведомствах уже привыкли к тем или иным средствам разработки и продуктам, поэтому обсуждение того, что войдет в рекомендованный список – «самый сложный момент» дискуссии, по словам Алексея Карапузова, и чаще всего реакция на сужение стэка технологий довольно болезненная.

С тем, что начинать надо не с выбора конкретных технологий, согласен и Михаил Петров. «Нужна методичная работа по выстраиванию общей архитектуры информационных систем, использующихся государственными органами. В первую очередь, должны быть правильно распределены роли — кто за что отвечает, должны быть определены и разграничены роли исполнителей, которые создают данные, и контролера, который производит независимую оценку качества и обладает полномочиями по наведению порядка в данных, — говорит он. — Должен быть определен архитектор, который принимает решения о том, какая информация в какой системе будет рождаться, храниться и обрабатываться». И только потом, считает Михаил Петров, можно говорить о том, какой инструментарий надо применять, какой технологический стэк класть в основу. «Иначе можно создать технологически великолепный инструмент, которым никто не будет пользоваться», — резюмирует он.

Основа облачной инфраструктуры — ГЕОП

Важная деталь Единой технологической политики — определение сценариев по использованию вычислительной инфраструктуры при планировании создания информационных систем. В документе закреплены три основных сценария: сервисный, приобретение инфраструктуры в собственность и гибридный. Приоритетным считается сценарий с минимальной стоимостью владения на срок полезного ее использования. При этом в качестве сервисной модели установлено предоставление услуг по обеспечению функционирования ИС поставщиками услуг в том числе с использованием ГЕОП.

Комментируя возможность использования мощностей частных провайдеров, Алексей Карапузов отметил, что утверждаемый подход ни в коем случае не должен вносить дисбаланс в уже сложившееся положение на рынке таких услуг или оказывать преимущества отдельным его участникам. «Все должны быть в «рынке», в том числе поставщики услуг ГЕОП», — говорит он. Также в ходе разговора была затронута тема минимальных параметров доступности информационных систем в соответствии с классом защищенности: «для класса К1 – не менее 99,9%, для класса К2 и менее – не менее 97%».

И, разумеется, стоит кадровый вопрос

В первоначальных планах по созданию Единой технологической архитектуры фигурировали идеи создания должности главного ИТ-архитектора, Федерального архитектурного совета, аналогичных должностей и структур во всех ФОИВ.

Пока эти идеи в жизнь воплотились не полностью. Роль федерального архитектурного совета выполняет Межведомственная рабочая группа по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных, роль коллективного главного архитектора взяла на себя Минцифры. Соответственно, создание новых архитектурных советов и должностей главных архитекторов при ФОИВ тоже пока не планируется.

Принятие документов, описывающих техническую политику и технологическую архитектуру, не уменьшит потребность в подготовленных архитекторах, поскольку ЕТП вводит ряд принципов, касающихся управления ведомственной ИТ-архитектурой, что повышает роль ведомственного архитектора.

«В соответствии с утвержденными нормативными и методическими документами в ФОИВ должны быть созданы службы технического заказчика, которые на первом этапе будут выполнять задачи по управлению ИТ-архитектурой органа власти, описанию архитектуры информационных систем и моделей данных, если такие службы еще не созданы, — говорит Алексей Карапузов. — Кроме того, должна появиться и роль главного архитектора. На текущем этапе предполагается, что роль главного ведомственного ИТ-архитектора возьмут на себя назначенные руководители цифровой трансформации, либо назначаемые ими уполномоченные лица. Введение обязательного требования по назначению главных ИТ-архитекторов в ФОИВ не планируется».

Остро стоит вопрос, кто сможет закрыть потребность в квалифицированных кадрах, когда ИТ-архитектор станет де-факто стандартом для каждого органа власти и госучреждения. Специальности «ИТ-архитектор» пока нет, по ней не готовят в российских вузах. Поэтому хорошие архитекторы на вес золота, на их нехватку жалуются даже представители крупного бизнеса. Государственным же органам при нынешнем дефиците они просто «не по карману», с рынка их переманить вряд ли удастся.

При этом быстро архитекторов не вырастить, даже если создать соответствующий профстандарт (что, безусловно, сделать надо), поскольку для работы в этой должности нужен опыт работы, знание специфики своей отрасли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *