что делать если ттн потеряна
Как поступить, если обнаружили пропажу накладной
Причины, обстоятельства и места утраты (недостачи) документов могут быть различными. Для организации первостепенное значение имеет сам факт того, что бланк или уже оформленный документ утрачен. Рассмотрим основные действия бухгалтера при пропаже накладных (ТН или ТТН).
При приемке бланков не достает накладных
В такой ситуации нужно сделать следующее :
1) составить в произвольной форме акт обнаружения производственного брака бланков. Такой акт нужно оформить в четырех экземплярах и указать в нем типы, коды, серии и номера бланков, их количество, а также описать выявленный брак;
2) передать три экземпляра акта вместе с бракованными бланками в реализующую организацию. Последняя либо вернет стоимость бракованных накладных, либо произведет их замену.
Потеряна «новая» накладная
Если обнаружилась пропажа накладной, которая была не заполнена или заполнена, но не передана контрагенту (хозяйственные операции по ней не совершались), действовать нужно так.
Один из контрагентов потерял свой экземпляр
Когда свои экземпляры накладной утеряла передающая либо принимающая сторона, то для такой ситуации законодательством не предусмотрен четкий порядок действий.
В данной ситуации можно восстановить утерянные документы. На наш взгляд, сделать это стоит так.
2. Руководитель организации, по нашему мнению, может:
— затребовать письменное объяснение у работников, ответственных за прием и хранение потерянной накладной. Это нужно для установления причин и обстоятельств, при которых она была утрачена, а также виновных в этом лиц ;
На заметку
После 26 февраля 2018 г. отметка о заверении может не содержать печати контрагента, если им принято решение не использовать печать в своей деятельности .
Утеряны все экземпляры накладной, и нет возможности «раздобыть» ее копию
Иногда случается, что утрачены все экземпляры оформленной и подписанной обеими сторонами накладной или невозможно получить ее копию (например, контрагент ликвидирован). Конкретного порядка действий организации в такой ситуации законодательство также не содержит.
Полагаем, что в указанной ситуации стоит действовать так.
Комиссии при этом необходимо:
— взять пояснения у работников, причастных к утере накладной, для установления обстоятельств, при которых она была утрачена ;
— установить причины, по которым документ невозможно восстановить;
— собрать доказательства того, что хозяйственная операция имела место: взять пояснение у лиц, которые перевозили (переносили), принимали или отпускали товар со склада. Кроме того, стоит собрать документы (в том числе проверить их наличие), которые могли бы подтвердить факт того, что данная хозяйственная операция имела место (договоры, платежные документы, ЭЧСФ, акты сверки расчетов и т.д.).
Транспортная компания потеряла груз: как быть?
Транспортная компания потеряла одно место из нашего груза. В посылке было семь мест, получили только шесть мест. Эта коробка весит 8 кг, стоимость содержимого в потерянной коробке на 40 899 руб. Компания ищет недостающее место посылки, но не может найти. Предлагает доказать стоимость содержимого для возмещения убытков. У меня есть только бланки заказа клиента от отправителя, отправитель другие документы предоставить не может. Как нам возместить ущерб?
В силу п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По смыслу ч. 4 ст. 8 Устава лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.
В силу ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 и ст. 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например, кражи груза (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).
Для возмещения ущерба вам необходимо будет обратиться к компании-грузоперевозчику с претензией, в которой указываются:
В случае неудовлетворения данной претензии далее вы вправе обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим исковым заявлением.
Решение проблем
Что делать, если груз пришел с опозданием?
Если груз задержался по нашей вине более чем на 1 день, вы получите компенсацию в размере стоимости услуг по перевозке*. Подавать претензию не нужно, она сформируется автоматически после выдачи груза.
Выплата поступит на ваш счет в течение 2–7 дней. Страховая компания свяжется с вами, чтобы запросить реквизиты для выплаты.
* В страхование сроков входит компенсация междугородней автоперевозки, доставки от/до адреса (экспедирования), доставки и возврата документов, в том числе сопроводительных.
Как получить компенсацию, если груз потерян или поврежден?
Оформите двусторонний акт о повреждении или потере груза (полной или частичной) от сотрудника терминала или водителя, если вы получаете груз на адресе. Подпишите акт и проверьте, чтобы на нем была подпись нашего сотрудника.
Подайте претензию через личный кабинет. Там вы сможете следить за статусом заявления и сразу узнаете, если страховая запросит дополнительные документы.
Как заполнить претензию, какие документы понадобятся и куда их отправить, узнайте на странице «Претензия для страховой выплаты».
После того как претензия поступит в страховую компанию, ее рассмотрят в течение одного рабочего дня, ответ придет на вашу эл. почту. При положительном решении вы получите выплату в течение 2–7 дней.
На терминале вы можете обратиться к сотруднику отдела по работе с рекламациями или оператору.
От поврежденного груза можно отказаться?
Да, и на терминале, и на адресе. Необходимо составить акт отказа от груза.
Как узнать статус претензии?
В разделе «Претензии» в личном кабинете. Если претензия оформлена не в личном кабинете, ее статус подскажут наши специалисты — свяжитесь одним из способов.
Как отправить груз, не зная данных получателя?
Упрощенная отправка доступна при заказе межтерминальной и экспресс-перевозки во всех городах России, кроме Калининграда.
Как узнать, где едет груз и дату прибытия?
Введите номер заказа в трекере. В верхнем правом углу карточки заказа отобразится маршрут, по которому следует груз, и ориентировочная дата прибытия.
Как узнать, выехала ли машина при адресной доставке?
Посмотрите на карте, как машина движется по городу. Для этого войдите в личный кабинет, а затем в журнал заказов. Если водитель уже едет к вам, статус заказа будет: «Машина едет на адрес», а в карточке появится карта с текущим местоположением транспорта. Опция доступна в городах, где есть терминалы Деловых Линий.
Что такое ТТН и как правильно её заполнить? 12:00, 1 июня 2021 Версия для печати
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это документ, который нужен для учёта перемещения автомобильным транспортным средством товарно-материальных ценностей и оплаты их перевозки. Накладная фиксирует то, что отправитель списал груз со своего склада, а покупатель получил его.
Например, вы решили купить товар в городе А для переработки или перепродажи в городе Б. Допустим, вес товара составляет 20 тонн. При проверке потребуется подтвердить документально, каким образом перемещался груз. У этой операции есть риск быть признанной бестоварной, поэтому мы указываем автопредприятие и все подробности о перевозке. Провоз автотранспортом крупных партий груза без необходимого пакета бумаг грозит штрафами и другими санкциями как экспедитору, так и вашей организации.
Товарно-транспортную накладную оформляют в случаях, когда есть посредник между продавцом и покупателем, то есть доставку осуществляет логистическая компания.
Кто отвечает за оформление товарно-транспортной накладной?
Тот, кто заказывает перевозку. Как правило, это делает продавец-отправитель, но если транспортировку организует получатель, то он берёт эти обязанности на себя.
Когда не нужны товарно-транспортные накладные?
При самовывозе, то есть когда покупатель товара отвечает за доставку — в этом случае будет достаточно товарной накладной по форме ТОРГ-12. Иначе говоря, ТТН нужна только когда вы заключаете договор на перевозки, чтобы водитель мог предъявить документ контролирующим органам во время транспортировки.
В 2013 году появилась товарная накладная (ТН) альтернатива товарно-транспортной накладной (ТТН). Чем они отличаются?
Перечень товаров (ТМЦ), которые в Российской Федерации можно перемещать только по ТТН:
Сколько нужно товарно-транспортных накладных?
Документ делается в четырёх экземплярах:
Как правильно заполнять бланк?
Чтобы вам было проще разобраться и заполнить документ — скачайте заполненный образец и пустую форму бесплатно внизу страницы.
Первый раздел (товарный) нужен для списания товара у того, кто его отгружает, и оприходования у компании-покупателя. Он должен содержать:
Второй (транспортный) раздел предназначен для расчётов за перевозку и включает:
Теперь проверяем подписи:
Если была допущена ошибка — ничего страшного, её можно зачеркнуть, исправить, заверив подписью и указав дату.
Что делать при утрате, недостаче или повреждении груза? Это ответственность перевозчика?
Грузоотправитель должен надлежащим образом упаковать и закрепить груз, указать вес товара в нетто и брутто. Если водителю кажется, что погрузка была произведена неправильно, он либо ставит отметку об этом и требует грузоотправителя её заверить, либо отказывается от перевозки, чтобы предотвратить нарушения. В противном случае по закону экспедитор должен предоставить доказательства того, что ТМЦ повреждены не по его вине. Иначе ему не избежать материальной ответственности за недостачу или порчу.
Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?
В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?
Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.
ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).
Когда необходима ТТН?
Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.
Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).
А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.
Причина отказа в вычете НДС
Теперь обозначим общие условия применения налоговых вычетов. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст.171 и ст.172 НК РФ. Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:
факт приобретения товаров (работ, услуг);
принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);
наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС;
для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, одним из условий для вычета НДС является принятие на учет товаров в соответствии с правилами бухгалтерского учета и документальным оформлением факта приобретения товаров.
Обратимся к требованиям ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации, таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12, УПД, либо любой первичный учетный документ, содержащий обязательные реквизиты.
Финансисты также разъясняли, что «…в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме №1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам» (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 г. №03-07-11/461). Указанному письму предшествовала сформулированная позиция высших судей (Определение ВАС РФ от 19.3.2008 г. №3284/08, Постановление ВАС РФ от 09.12.2010 г. №8835/10): «…общество осуществляло операции по приобретению (купле-продаже) товара, а не выступало в качестве заказчика по договору перевозки. Следовательно, наличие ТТН не является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС».
Налоговики также разъясняли, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов, поскольку она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. И если покупатель заказчиком перевозки не является, то и наличие ТТН у получателя груза (т.е. покупателя) необязательно. При этом принятие на учет товаров возможно и на основании товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (письмо ФНС РФ от 18.08.2009 г. №ШС-20-3/1195).
Несмотря на официальную позицию финансистов, налоговиков, высших судей, на практике и по сей день немало судебных баталий, касающихся правомерности применения вычетов НДС при отсутствии ТТН.
По каким причинам налоговики отказывают в вычете НДС из-за отсутствия (огрехов) ТТН?
Несмотря на положительные для компаний разъяснения контролирующих органов, налоговики на местах, зачастую отказывают в праве на вычет по причине отсутствия (или содержащей дефекты) ТТН.
Такие претензии сами по себе необоснованны, но при наличии иных факторов, могут служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Претензия №1. У компании отсутствует ТТН (при наличии остальных первичных документов, оформленных надлежащим образом).
При наличии у компании товарной накладной налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие ТТН не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в части приобретаемых товаров.
И если компания осуществляла операции по приобретению товара и не выступала в качестве заказчика по договору перевозки, то отказ налоговиков в применении налоговых вычетов по причине отсутствия ТТН является необоснованным (постановления АС Поволжского округа от 28.05.2018 г. №А12-29559/2017, от 08.05.2018 г. №А12-20171/2017, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 г. №А55-16133/2016).
Претензия №2. Невозможно установить стоимость товаров на основании ТТН и, соответственно, сумму НДС.
Зачастую налоговики, отказывая в возмещении НДС, мотивируют это тем, что объем поставленных товаров, рассчитанный на основании данных ТТН, различается с фактурными данными. Например, в одном из споров, документами, с помощью которых налоговики рассчитывали сумму НДС, не подлежащего возмещению, являлись ТТН, в которых содержались сведения об объеме перевезенных лесоматериалов, и протоколы допросов водителей.
Но, как отметили судьи, налоговики не учли, что в ТТН не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта), данные сведения отражены в выставленных в адрес компании счетах-фактурах.
Поскольку из ТТН невозможно установить сорт поставленной лесопродукции, невозможно установить и ее стоимость, а, следовательно, невозможно рассчитать сумму НДС по технологии, применяемой налоговым органом, суд пришел к выводу, что произведенное налоговой инспекцией распределение входного НДС не основано на достоверных данных (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 г. №А19-11338/2016).
Претензия №3. По условиям договора должна составляться ТТН, иначе продукция считается непоставленной.
Компанию подозревают в создании искусственного документооборота и, как следствие, получении необоснованной налоговой выгоды.
Чаще всего, налогоплательщики проигрывают в спорах с налоговиками по причине получения необоснованной налоговой выгоды. И ТТН (ее отсутствие либо дефекты в оформлении) служит дополнительным доказательством нереальности сделки, а товар фактически не приобретался и не доставлялся покупателю.
Так, в одном из споров рассматривалась ситуация, когда по условиям договора продукция считалась поставленной, если помимо фактической передачи продукции, покупателю предоставлены документы подтверждающие право собственности на продукцию (приходная квитанцияф-13, накладные, счета-фактуры, ТТН по форме №СП-31* на каждую машину и т.п.). А при непредставлении или представлении указанных документов в неполном объеме продукция считается непоставленной.
Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» утверждена форма ТТН на перевозку зерна №СП-31.
Напомним, что с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Однако на практике сельхозпредприятия используют привычные формы, утвержденные Госкомстатом РФ.
Рассматривая подобный спор, налоговики исследовали оформленные ТТН и пришли к следующему выводу: в ТТН указаны пункты погрузки находящиеся в Ростовской области, при том, что контрагенты общества не находятся в Ростовской области, не обладают ни трудовыми, ни материальными ресурсами для хранения товара, ни по месту своей регистрации ни по месту отгрузки товара.
Таким образом, документы свидетельствуют о том, что указанные адреса не соотносятся с поставкой от данного лица, поскольку компания не имеет складских помещений, а пункты погрузки не соответствуют юридическому адресу ни организации поставщика, ни его субпоставщиков.
Кроме того, при исследовании представленных ТТН судом установлено, что в них отсутствует информация о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента и отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна, предусмотренная п.16 ст.14 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (место происхождения, информация о ГМО), информация о декларации соответствии партии зерна (пшеницы) требованиям ТР ТС 015/2011, предусмотренной ст.3 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», а именно, о месте происхождения, назначения зерна, о наличии в зерне ГМО и т.д.
При этом правила заполнения формы №СП-31 распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна. Только ТТН формы №СП-31, составленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 г. №20, и Техническим регламентом «О безопасности зерна», позволяют дать оценку реальности поставки зерна, в отношении которого заявлен вычет по НДС.
Транспорт, указанный в ТТН принадлежит физическим лицам, которые опровергли факт поставки товара по представленным документам.
Как отметили суды, налогоплательщик, располагая надлежащим (ненадлежащим) образом оформленными ТТН формы №СП-31, сертификатами, декларациями о соответствии и т.д., мог проявить должную осмотрительность и осторожность посредством установления фактического перемещения товара (зерна), оценить действия поставщика на предмет его добросовестности или создание искусственного документооборота и, как следствие, своевременно отказаться от исполнения договора.
Кроме того данные пункты договора опровергают сам факт поставки с учетом отсутствия у заявителя указанных документов. Поэтому компании было отказано в вычете НДС (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 г. №А53-37776/2017).
В аналогичных спорах компании также проигрывали налоговикам по причине отсутствия реального совершения хозяйственных операций поставщиками. А отсутствие финансово-хозяйственных взаимоотношений между компанией и контрагентами, указывает на недостоверность сведений в первичных документах, на основании которых компанией заявлены вычеты по НДС. Непредставление ТТН свидетельствует об отсутствии хозяйственных операций с контрагентами (Определение ВС РФ от 26.04.2018 г. №308-КГ17-5480, постановления АС Центрального округа от 31.07.2018 г. №А84-2180/2017, Волго-Вятского округа от 09.07.2018 г. №А43-34637/2016).