что такое тахограф adr
Тахографы для опасных грузов. Выбор тахографа ADR.
Пожалуй, сложно не согласиться с фактом того, что к выбору тахографа для транспортного средства, специализирующегося на перевозке опасного груза, не стоит подходить формально.
Далеко не все устройства, существующие на сегодняшний день, могут соответствовать специфики этой категории транспорта. Именно поэтому главной характеристикой тахографов ADR для грузовиков, перевозящих опасные грузы ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов), становится показатель взрывозащищенности. Таким образом, основанием для выбора тахаграфа для транспортной единицы, занимающейся перевозкой любого опасного груза, становится наличие:
Вместе с этим, важно помнить, что внешнее отличие тахографа для грузовиков с опасным грузом абсолютно отсутствует в сравнении с обычным устройством, не имеющим подобной специализации. Только одна аббревиатура «Ex», расположенная на панели тахографа, свидетельствует о его принадлежности к классу транспорта с опасным грузом на борту.
Не менее существенным и требующим должного внимания вопросом становится порядок установки самого устройства, предполагающей подключение соединений в гофрированной изоляции, которая в свою очередь должна быть негорючей и качественной. Не секрет, что китайские производители, в целях экономии и в ущерб качеству предлагают изоляцию, лишенную своего принципиального свойства – самозатухании при возникновении возгорания.
Другой пунктов установки – подача питания тахографа ADR – также требует внимания. Питание должно быть подключено к аккумуляторной батареи грузовика посредством отдельного провода. Рядом с клеммами АКБ следует произвести установку плавких предохранителей, не выше 5А для каждого полюса. Таким образом, следуя всем этим нехитрым правилам, можно гарантировано обеспечить сохранность и целостность своего транспортного средства и груза.
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах 12:29, 10 ноября 2021 Версия для печати
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
Какие бывают тахографы?
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
На какие машины устанавливаются тахографы?
Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.
Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.
Как работают тахографы?
Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.
Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.
Где взять тахограф и как его обслуживать?
Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.
Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.
Где взять карту для тахографа?
Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.
Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).
Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!
Что делать, если тахограф сломался?
Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.
Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.
Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.
Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?
РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Вот краткая выжимка из этих правил:
424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.
Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?
За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.
ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.
Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.
Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?
Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.
Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.
Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.
Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?
Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.
— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.
РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.
Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.
Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?
По всей видимости, да.
В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.
В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.
Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.
Что такое тахограф adr
Меркурий ТА-001 Взрывозащищенный ADR по ДОПОГ
Будьте внимательны при выборе необходимой модели тахографа, обязательно запрашивайте данные о наличии у тахографа соответствующего сертификата взрывозащищенности и специальной маркировки Ex на корпусе тахографа.
Транспортные средства, перевозящие опасные грузы оснащаются контрольными устройствами в специальном исполнении, обеспечивающим безопасность их применения во взрывоопасных средах.
Тахограф ADR (Тахограф для опасных грузов)
Тахограф для опасного груза Затрагивая тему о тахографах ADR (тахограф для опасных грузов), все чаще и чаще в наш адрес обращаются с вопросом, какой тахограф необходимо ставить на транспортное средство, перевозящее опасные грузы.
Все верно, не все виды тахографов подходят для установки на транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Хочется привлечь Ваше внимание
к тому, что при выборе тахографа для транспортного средства, хоть как-то связанного с перевозкой опасных грузов ДОПОГ, необходимо обратить внимание на его исполнение, а если быть точнее – на взрывозащитное исполнение.
Необходимо отметить, что отличительной особенностью тахографа для опасных грузов является:
Вы должны обратить внимание, что внешне тахограф для опасных грузов (тахографADR)от обычного практически не отличается.
Так же важным аспектом при работе с тахографами для опасных грузов является непосредственная установка. Обращаем Ваше внимание, что при заказе установки тахографа на транспортные средства, перевозящие опасные грузы необходимо обратить внимание на проводимые работы!
Все соединения должны быть уложены в гофрированную изоляцию. Причем изоляция должна быть соответствующего качества (негорючая). Ведь часто мастерские в целях экономии используют гофрированную изоляцию китайских производителей, что абсолютно недопустимо, т.к. основным свойством негорючей гофрированной изоляции является самозатухающее свойство при возгорании, чему не может соответствовать китайская изоляция!
Так же необходимо учесть, что согласно ДОПОГ все оборудование в салоне транспортного средства должно быть обесточено при выключении массы. Все верно, это тоже неотъемлемая часть установки тахографа на транспортные средства, перевозящие опасный груз!
При установке так же обращайте внимание на подключение питания тахографа! Питание тахографа для опасных грузов (тахографADR) должно быть подключено непосредственно к аккумуляторной батарее (АКБ) транспортного средства отдельным проводом. Так же, возле клемм АКБ должны быть установлены плавкие предохранители номиналом не более 5А на каждый полюс. Хочется отметить, что многие мастерские в целях экономии неустанавливают второй предохранитель на минусовой полюс, что, в свою очередь, является грубейшим нарушением.
Какой тахограф можно установить на бензовоз и АТЗ?
Мы уже не раз говорили о том, что не всё дополнительное оборудование подходит для установки на топливозаправщики и бензовозы. Все устройства, которые в дальнейшем будут использовать на «опасной» технике, проходят различные испытания для сертификации. Тахограф – не исключение.
При выборе тахографа на бензовоз крайне не рекомендуется руководствоваться правилом «найти тот, что подешевле». Давайте вместе разберемся, какой тахограф можно устанавливать на бензовоз, а какой — нет.
Чем отличается ADR тахограф от обычного тахографа?
Из внешних отличий можно назвать только два:
Вся суть — в начинке тахографа. При производстве взрывозащищенного тахографа используются другие компоненты и детали. В основном это касается схемы тахографа, для которой применяются безискровые радиоэлементы.
Если тахограф проходит испытания на взрывозащиту, то он получает сертификат, подтверждающий такую функцию. Перед покупкой уточните наличие этого сертификата, чтобы убедиться, что перед вами действительно взрывозащищенное устройство.
Важные моменты при установке тахографа ADR
От грамотного монтажа также зависит безопасность ваших транспортных средств и водителей.
При установке тахографа на бензовоз нужно учитывать, что все соединения должны быть защищены гофрированной изоляцией. Обычная изоляция для такого монтажа не подходит, используется негорючая. При возгорании негорючий материал имеет свойство самозатухать – это важно при эксплуатации различной аппаратуры на бензовозах и АТЗ.
Дополнительно к тахографу должен быть установлено устройство, защищающее от перегрева: плавкий предохранитель, автоматический выключатель или ограничитель тока. Это еще одно требование к монтажу электрооборудования на транспортных средствах категории N.
Можно ли обойтись обычным тахографом?
Начнем с того, что бензовоз с тахографом в обычном исполнении не сможет получить допуск к перевозкам опасных грузов. Установка обычного тахографа на транспортное средство, перевозящее опасные грузы, — нарушение статьи 12.21.2 Коап РФ. Согласно ей за несоблюдение правил перевозки ОГ транспортное средство отправляется на штрафстоянку, а компания-перевозчик может получить штраф вплоть до полумиллиона рублей.
Вам нужно установить ADR тахограф? Обратитесь в Дивизион – мы установим тахограф менее чем за 4 часа. Нажмите на кнопку УСТАНОВИТЬ ТАХОГРАФ ADR, оставьте свой номер телефона, и наш менеджер перезвонит вам через 5 минут!
Позвоните в наш офис:
Мы не передаем ваши данные третьим лицам и не рассылаем спам
Тахограф для грузового автомобиля
Тахографы для грузовых автомобилей
Процесс оснащения российского коммерческого автопарка контрольными устройствами имеет множество подводных камней, открытых проблем и нерешённых споров. В нашей статье Вы найдёте ответы на наиболее актуальные вопросы в области порядка установки тахографов на грузовые автомобили, а также их активации и калибровки в сервисных мастерских.
Закон о тахографах, в своё время, вызвал целую волну недовольств среди владельцев коммерческих автотранспортных средств. И если сначала «русский характер» водителей взбунтовал против тотального контроля за их профессиональной деятельностью, то в последствии оказалось, что сама транспортная отрасль России попросту не готова к таким реформам.
Непредвиденные затраты на новые приборы, соответствующие требованиям, потрясли не только дальнобойщиков-частников, но и крупные транспортные компании. Что и говорить о непригодности российской дорожной инфраструктуры (как, например, отсутствие мотелей и стоянок) для обеспечения простой возможности соблюдать те самые нормы труда и отдыха, что были утверждены на законодательном уровне?
Так стоят ли полученные результаты таких усилий? Кому действительно выгодно введение неотвратимого закона о тахографах? Приходится полагать, что прежде всего нашим гражданам, то есть нам самим – ведь статистика и европейский опыт уже доказали качественное улучшение дорожной ситуации, в результате использования контролеров и соблюдения оптимальных режимов труда водителей.
Так, в Европе только за первые четыре года эксплуатации контрольных приборов смертность на дорогах вследствие ДТП снизилась в четыре раза. А ведь самые серьёзные происшествия на дорогах – это аварии с участием крупногабаритного автотранспорта: автобусов и грузовых авто. Они грозят тяжёлыми крушениями и влекут за собой наибольшее количество жертв.
Тахографы на грузовые автомобили необходимо устанавливать всем, кто занимается коммерческими междугородними грузоперевозками (за некоторыми исключениями). А главное в срок. Наши власти решили обрушить на водителей материальную ответственность в виде штрафа за отсутствие контрольных устройств начиная с 1 апреля 2014 года.
Для каких грузовиков обязательны тахографы?
Без конца сменяющие друг друга указы и положения всерьёз запутали российских водителей: «кому необходим тахограф?»; «когда начнут штрафовать и кого: водителей или владельца предприятия?»; «какую модель ставить: нашу или европейскую?»…
Что ж, давайте разберёмся.
В России тахографами должны быть оснащены автобусы, с общим числом пассажирских мест более восьми штук и грузовые более 3,5 тонн, осуществляющие междугородные выезды. А точнее – автотранспортные средства категорий M2 и M3, N2 и N3, предназначенные для коммерческих перевозок.
Подробнее об этих категориях:
А именно:
Таким образом, тахограф на грузовой автомобиль закон велит использовать всем владельцам коммерческого авто массой от 3,5 тонн и выше, задействованного в междугородных и международных перевозках. Если в Вашем автопарке есть, к примеру, автомобили «Газель» для транспортировки грузов, то оснащать их контрольными приборами не обязательно – так как по габаритам они не попадают под категории N2/3. Однако, если всё та же «Газель» будет использоваться для междугородных или международных перевозок пассажиров (свыше 8 человек) – то в таком случае установка тахографа уже необходима.
Однако, мало просто установить тахографы на грузовые автомобили – необходимо также соблюдать режимы труда, которые также чётко регламентированы и закреплены законодательно.
К примеру:
Водитель-дальнобойщик обязан каждые 4 часа пути совершать остановку и отдыхать в течение 40 минут. За такие нарушения Вам грозит штраф в размере от одной до трёх тысяч рублей.
Тахографы для перевозки опасных грузов ADR
Пожалуй, сложно не согласиться с фактом того, что к выбору тахографа для транспортного средства, специализирующегося на перевозке опасного груза, не стоит подходить формально.
Далеко не все устройства, существующие на сегодняшний день, могут соответствовать специфики этой категории транспорта. Именно поэтому главной характеристикой тахографов ADR для грузовиков, перевозящих опасные грузы ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов), становится показатель взрывозащищенности.
Таким образом, основанием для выбора тахаграфа для транспортной единицы, занимающейся перевозкой любого опасного груза, становится наличие:
Вместе с этим, важно помнить, что внешнее отличие тахографа для грузовиков с опасным грузом абсолютно отсутствует в сравнении с обычным устройством, не имеющим подобной специализации. Только одна аббревиатура «Ex», расположенная на панели тахографа, свидетельствует о его принадлежности к классу транспорта с опасным грузом на борту.
Не менее существенным и требующим должного внимания вопросом становится порядок установки самого устройства, предполагающей подключение соединений в гофрированной изоляции, которая в свою очередь должна быть негорючей и качественной. Не секрет, что китайские производители, в целях экономии и в ущерб качеству предлагают изоляцию, лишенную своего принципиального свойства – самозатухании при возникновении возгорания.
Другой пунктов установки – подача питания тахографа ADR – также требует внимания. Питание должно быть подключено к аккумуляторной батареи грузовика посредством отдельного провода. Рядом с клеммами АКБ следует произвести установку плавких предохранителей, не выше 5А для каждого полюса. Таким образом, следуя всем этим нехитрым правилам, можно гарантировано обеспечить сохранность и целостность своего транспортного средства и груза.
Порядок оснащения и сроки
2014 год стал поворотным в решении «вопроса о тахографах», главным образом за счёт Приказа № 273 (от 21.08.2013).
Приказ вступил в силу и окончательно закрепил сроки оснащения, с индивидуальной отсрочкой для каждой категории авто:
Официально закреплён и тип прибора, обязательный к использованию – с блоком криптозащиты (СКЗИ).
Отсрочка до 1 января 2018 г. даётся всем владельцам авто с приборами старых образцов.
А именно:
Итак, государство сообщило о серьёзности своих намерений относительно введения тахографии в коммерческую отрасль автотранспортной системы страны. Однако предоставляет отсрочку на решение проблемы выбора типа устройства (СКЗИ или ЕСТР) до конца 2017 года.
Тахограф со СКЗИ или ЕСТР: какой ставить?
На сегодняшний день в тахографии доминируют три основных законодательных акта – это Постановление № 720, а также 36 и 273 Приказы:
Постановление и Приказ вступили в противоречие и вызвали волну споров и рассуждений на предмет выбора правильного тахографического устройства. И 21 августа того же года вышел Приказ Минтранса России №273, который окончательно утвердил тахограф с блоком криптозащиты (СКЗИ), как обязательный к установке. Приказ 273 вступил в силу в этом году и окончательно утвердил регламент, сроки его исполнения и санкции за нарушения для всех категорий автотранспорта.
Итак, в соответствии с последним утверждённым Приказом Минтранса России №273, для осуществления междугородных коммерческих перевозок внутри страны необходимо использовать исключительно тахографы установленного образца. То есть с программно-аппаратным средством шифрования (блоком СКЗИ). Для перемещений по международным маршрутам используются только тахографы ЕСТР.
Казалось бы, не легче ли продолжить пользование старым образцом вплоть до 2018 года, а затем приобрести лицензию на международную деятельность, не выезжая при этом за границу РФ? Русский народ всегда пытается найти лазейку и сократить расходы в настоящем, но забывает о последствиях в обозримом будущем. Вероятнее всего, так будет и с махинациями по замене тахографов: новоиспечённый Указ или Постановление обязательно закроют любую брешь в действующем законодательстве, если она не была замечена ранее.
Поэтому вряд ли имеет смысл искать окольных путей в законах. И лучше честно приобрести тахограф со СКЗИ, пока государство даёт официальную отсрочку на штрафные санкции.
Установка тахографа на грузовые автомобили
Нелицензированные сервисные центры: скупой платит дважды
Происходит это так:
Второй этап:
Ключ активации копируется на карту мастерской, затем записывается в сам блок СКЗИ, после чего становится возможной активация и последующая калибровка.
Мастерские с лицензией ФСБ
Кроме того, для каждого эксплуатируемого авто необходим уникальный блок СКЗИ, что обеспечивается индивидуальным ключом активации.
Конечно, официальных мастерских, работающих по лицензии, в стране на сегодняшний день не так много – велика вероятность простоя в долгих очередях на активацию и калибровку. Однако, временные потери в итоге обязательно окупятся, если Ваш автопарк или индивидуальное авто будет защищено бесперебойной работой «цифровика» установленного образца.