что такое сюжетные танцы
Что такое сюжетный танец?
Сложные задачи встают перед педагогом, когда он берется за постановку сюжетного танца.
Сюжетный танец — это маленькая пьеса с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальным характером, обладает своим внутренним миром. Выявить этот внутренний мир человека, его мысли, чувства и призван сюжетный танец.
Сюжетом в художественной литературе называется система событий, через которые раскрывается образ человека, его судьба; при помощи сюжета писатель воплощает общественные, конфликты, раскрывает героев в действиях и поступках, во взаимоотношениях между собой.
Сюжет отражает существенные черты жизненного процесса, формирующего человека, он конкретно историчен и может быть понят только в связи с теми общественно-историческими условиями, которые его породили.
В сюжете обязателен конфликт — столкновение различных социальных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной из конфликтующих сторон. Сюжет реализуется, развертывается в фабуле, то есть в хронологической или причинной последовательности событий и действий.
Фабула и сюжет неотделимы друг от друга и являются составными частями композиции, то есть структуры художественного произведения, обусловленной его содержанием и отражающей объективную взаимосвязь явлений жизни.
Композиция хореографического произведения складывается из ряда составных частей:
а) драматургии,
б) текста (орнамента)
в) рисунка танца.
Основной закон драматургии предполагает наличие в каждом правильно сочиненном танце экспозиции (введение в действие), завязки (начало действия), ряда ступеней развития действия, кульминации (вершина действия) и развязки (заключение).
Танец может быть сюжетным или не иметь сюжета, а лишь развивать одну какую-либо тему. Но закон драматургии касается всех танцев.
Идеи и содержание в хореографическом искусстве передаются через действенный танец, выражающий человеческие мысли, чувства и переживания (борьбу чувств), поступки героев в движениях, жестах, позах и мимике танцующих без помощи человеческой речи. В этом и состоит специфика хореографического искусства.
Придумывая нужные для будущей постановки движения, педагог должен понимать, что они должны быть в стиле и характере, соответствовать лексическому материалу.
Движения можно разделить на главные и связующие, которые служат как бы подходом «к» исполнению главных. К связующим относятся различные танцевальные ходы. Желая сочинить интересный танец, имеющий завязку, развитие и логический конец, педагог должен уметь создавать комбинации, располагая их так, чтобы интерес зрителя к танцу все возрастал по мере его развития. Нельзя поставить все самое интересное в начале или в середине, наиболее эффектные движения лучше приберечь к концу. Чтобы трудное, выигрышное движение было воспринято наилучшим образом, перед его исполнением следует дать зрителю небольшой отдых, поставив движение несложное, спокойное. Если же нагромождается одно трудное движение на другое, зритель перестает их правильно оценивать.
У каждого танца есть свой рисунок — схема перемещения танцующих по сцене.
Если все движения не расположены на сценической площадке в интересном, разнообразном рисунке, хорошего танца не получится.
Сочиняя танец, педагог, прежде всего должен определить, что он хочет выразить в нем.
Текст хореографического сочинения неразрывно связан с подтекстом, который он призван отражать. Сами по себе арабески, аттитюды, жете, большие или маленькие, еще ничего не говорят, если они не наполнены мыслью и чувством. В таком случае это лишь «биомеханические» упражнения — гимнастика, показывающая гибкость и подвижность человеческого тела, набор движений и поз. Наполненное же конкретным чувством движение становится выразителем состояния человека, его переживаний: радости, горя, гнева, печали, сомнения, угрозы и т. п. Мы употребляем термины «выразительное движение», « выразительный танец» в отличие от ничего не выражающих движений, поз и жестов, которые порой еще можно увидеть на сцене. Когда исполнитель не выражает мыслей и чувств, своего героя, не наполнен ими, мы говорим: этот исполнитель пуст, холоден и неинтересен, он ничего в себе не несет. После таких выступлений зрители уходят с концерта или из театра, не получив никакого впечатления. Оно возникает лишь тогда, когда взволнованность исполнителя передается зрителю, начинает волновать и его.
Вот почему понятия «мысль», «чувство», «взволнованность», «выразительность», «впечатление» органически друг с другом связаны и обязательно входят в процесс создания, исполнения и восприятия хореографического сочинения. Сила и долгая жизнь произведений реалистического искусства, будь то произведение литературы, музыки, живописи или хореографии, во многом зависят именно от этих качеств.
Мысли, чувства и переживания героев способен воплотить лишь действенный танец, в основе которого лежит конфликт чувств, борьба человека с самим собой, конфликт его мыслей и чувств, когда лучшие из них побеждают худшие, а возвышенные одерживают верх над низменными. Один или оба вида борьбы чувств человека составляют содержание действенного танца, призванного воплощать человека в конкретных действиях и поступках средствами танцевальных движений, жестов, поз и мимики.
Сюжетный танец
Наиболее известным и распространенным видом хореографической миниатюры является сюжетный танец. Его главная цель состоит в передаче и основной темы и содержания, которое создается с помощью средств хореографии на основании различных источников, например, литературных (романов, сказок, стихотворений) и музыкальных (симфоний, романсов, сонат), а также исторических событий и других смежных видов искусства (кинематограф и т.д.)
Сценической сюжетный танец является обширным и разнообразным понятием, он способен вызвать у зрителя широкий спектр чувств: слезы, улыбку, страх, отвращение, заставить задуматься. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet», что в переводе означает предмет, содержание; интерпретируется, как процесс развития действия, представлен в хореографических постановках, содержащих художественные образы, в частности, в хореографическом спектакле. Акт, представленный на сцене, выражается с помощью физиологии или психологии, интенсивности или пассивности, конкретики или символизма. Сюжетно-хореографическая миниатюра выделяет главенствующую роль действия, как составляющей в драматургии танца на идейно-художественном уровне.
Основание и развитие сюжета хореографической миниатюры
Основой для постановки номера чаще всего являются:
Развитие сюжетно-хореографической миниатюры в эстрадном танце производится с помощью выделения ключевых моментов, на основе которых раскрывается целостный образ и содержание постановки. Предполагается не полное копирование сюжета, а передача задумки первоначального автора, появление новых оригинальных поворотов, использование современного хореографического языка, помогающего воплотить драматургию номера.
Отражение жизненных событий, конфликтов, действий и переживаний героев, раскрывая их индивидуальный характер, взаимоотношения, внутренний мир, чувства и мысли – одна из главных целей сюжетно-хореографической миниатюры. Идея танца воспроизводит раскрывающийся с помощью действия характерный образ, наличие которого обязательно в сюжетном танце.
Основная задача балетмейстера заключается в выражении точности и характера образа с помощью средств хореографии. Изучение, понимание и умение применять многообразие режиссерских форм в совокупности с составлением композиционного плана и способности воспроизводить хореографический текст является важным аспектом в работе хореографа-постановщика.
Одно из выразительных средств, образное и организующее начало во всех видах танца представлено музыкой. Отличительными особенностями музыкального сопровождения в сюжетно-хореографической миниатюре являются: яркость, законченность формы и содержания, образность, совпадение идейно-эмоционального содержания с хореографической лексикой.
Пластические возможности человека, раскрывающиеся с помощью пространственно-временной парадигмы, представляющие собой законченную мысль в рамках сценической формы сюжетно-хореографической миниатюры, являются хореографическим текстом или движением. Отличительная черта хореографической лексики эстрадного танца – предельная выразительность, эффект такого рода достигается с помощью следующих приемов: ввод элементов пантомимы, варьирование поз и ракурсов (способствует приданию скульптурности), использование хореографических символов, полифонии, метафоры, методов комбинирования. Каждый педагог должен научиться сочинять лексику, соответствующую образу танца. Наполненность миниатюры смыслом, идеей и стилем есть важное условие, чтобы танец заговорил.
Составляющие части сюжетного танца
Действие в сюжетном танце, как средство выражения в динамике представлено рисунком перемещения танцоров в пространства. Важно отметить образно-декоративный характер «рисунка» в постановках, не обладающих сюжетом, и тесную связь драматургии с «рисунком» в сюжетных композициях.
Последовательное развитие событий в сюжетном танце называется драматургией, она раскрывает изменения взаимоотношений и характеров героев. Композиционный сюжет представлен взаимодействием системы образов. Развитие сюжетных поворотов, постановка конфликтной ситуации, определенных сценических обстоятельств способствует раскрытию образа, используя возможности драматургии сюжетно-хореографической миниатюры.
Конфликт сталкивает противоположные взгляды, интересы, поступки, является серьезным разногласием, борьбой персонажей, острым спором. Развитие конфликта представлено действием и противодействием, с помощью различных средств выразительности оно должно достигать достоверности и волновать зрителя.
Драматургия хореографического произведения, в частности, ситуация способствует выявлению образов, характера, основных черт, участников действия. Ситуация, раскрываемая в кульминации, является наиболее значимой, второстепенные ситуации воспроизводятся в ступенчатой системе развития действия.
Элементы драматургии сюжетно-хореографической миниатюры
5. Развязка представляет завершение действия, в котором разрешается конфликт, может отличаться эффектом неожиданности или открытого финала.
Сюжетные танцы в детском саду
МБДОУ – Д/с «Одуванчик» с. Асыма
Авторское методическое пособие «Сюжетные танцы в детском саду»
Автор: Андреева Мария Васильевна
воспитатель высшей категории
Аннотация.
К каждому танцу дается подробное описание движений и технологически карты танцевальных перестроений. Чтобы облегчить постановку танца, в пособии приводится описание основных танцевальных движений. С помощью этого пособия даже начинающий педагог сможет без труда разучить вместе с детьми танец.
Актуальность
Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях и широкому кругу любителей танца.
Особенностью сюжетного танца является в содержании ярких и узнаваемых образов, доступные детям по содержанию, близкие по жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению и подсказывающие его.
Список приведенных танцевальных композиций в пособии:
Эстрадные танцы
1. «Цветочная поляна»
5. «Солнечные зайчики»
Народные танцы
3. «Озорные балалаечки»
4. «Восточные красавицы»
Танец «Цветочная поляна»
Муз. Надежды Макаровой
Участвуют 8 детей; 4 мальчика, 4 девочки.
Атрибут – маленькие ведерки для пчел
Девочки по одному с четырех сторон выбегают на сцену и садятся на корточки, делают плавные движения руками «крылья», поворачиваясь налево на право. см. рис 1
Девочки – цветочки раскрывают руки и радуются солнцу. Мальчики – пчелы любуются цветочками и бегают вокруг девочек – цветочков. Мальчики – пчелы предлагают руки. Девочки – цветочки взявшись с пчелками за руки, (положение рук «мельница») кружатся на месте вправо влево.
Девочки танцуют на месте, выполняют полуприседание с поворотами направо и налево. Мальчики – пчелы бегают по залу врассыпную и собирают мед с цветочек. В это время вбегает бабочка и останавливается в центре сцены. Мальчики прячутся за девочками – цветочками. Бабочка стоит и прихорашивается. см рис 5
Мальчики – пчелы выскакивают из – за цветочков и подбегают к бабочке. Держа за руки бабочку с обеих сторон тянут её в свою сторону. см. рис 6
Бабочка отнимает руку и прикрывает рукой лицо «плачет». Мальчики – пчелы держатся за голову и качают головой. Девочки – цветочки прибегают к бабочке и грозят мальчикам указательным пальчиком правой руки. А потом гладят бабочку по головке, успокаивают. см. рис 7
Девочки – цветочки и мальчики – пчелы берутся за руки и бегут по кругу вокруг бабочки.
В конце музыки все взявшись за руки выбегают со сцены. см. рис 8
Муз. Надежды Макаровой.
В танце участвуют парное количество детей.
Из правого верхнего угла исполняя движение «дьиэрэнкэй» взявшись за руки выходят пять пар. Последняя пятая пара останавливается в нижнем правом углу. Четвертая пара останавливаются в средней правой стороне чуть ближе к середине. Третья пара в заднем плане сцены по середине. Вторая пара в средней левой стороне чуть ближе к середине. Первая пара В левом нижнем углу не заслоняя вторую пару. см. рис 1
Дети становясь лицом к друг другу и взявшись обеими руками исполняют движение «атах тэпсиитэ» 4р.
Пары взявшись за руки одной рукой поворачиваются спиной к друг другу и исполняют правой ногой движение «кылыынкай» подскоки на одной ноге 4р. На левой ноге 4р. И так по 2р. на каждой ноге. см. рис 2
Девочки исполняют движение «Уна, ханас ерутэ ойоот,дьиэрэнкэйдээн эргийии» Все эти движения исполняют 4р. Мальчики исполняя движение «чохчоохой» собираются в центре сцены. см. рис 3
Мальчики в кругу, продвигаясь по ходу солнца исполняют движение «чохчоохой».
Девочки исполняя движение «дьиэрэнкэй» приближаются к мальчикам и касаясь за правое плечо мальчика кончиками пальцев продвигаются по ходу солнца вместе с мальчиками. Те же движения против часовой стрелки. см. рис 4
Все парами взявшись за руки исполняя движение «дьиэрэнкэй» бегут к середине сцены и стоят в колонне парами. Девочки левую руку, а мальчики правую руку поднимают наверх образуя букву «л». Пары стоящие на переднем плане сцены наклонив голову бегут между парами на задний план сцены спиной к зрителям. Все пары проходят под арками рук. см. рис 5
Все пары взявшись за руки бегут на задний план сцены. см. рис 6
Мальчики исполняя движение «дьиэрэнкэй» стоят на месте. Девочки исполняя движении «дьиэрэнкэй» продвигаются в левый средний ряд сцены и исполняют движение «ерутэ ыстаныы», те же движения в правом нижнем ряду. см. рис 7
Мальчики исполняя движение «дьиэрэнкэй» подбегают к девочкам, и взявшись за руки выходят со сцены. Возвращаются на сцену делают поклон. Мальчики садятся на правое колено правую руку кладут на правое колено, а левую держат за спиной. Девочки отводят правую ногу назад и поднимают руки вверх.
В пособии даны описания позиций и движений в эстрадных танцах.
Плавные движения рук:
Положение рук в парах
Прыжки на двух ногах
Описания позиций и движений в народных танцах
Движение «Атах тэпсии»
Движение «ерутэ ыстаналааьын»
Движение «уна, ханас ерутэ ейеет, дьиэрэнкэйдээн эргийии»
Движение «батаьынан туора маары дайбааьын»
Структура занятий состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
Методические приемы
Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.
Метод показа.
Метод иллюстративной наглядности.
Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.
Костюм
Костюм в детской художественной самодеятельности занимает важное место. Он не только украшает танец, помогает раскрыть его содержание, но также играет и познавательную роль.
Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах, детских утренниках, праздниках и на улусных конкурсах. «Полярная Звезда», «Ыллаа – туой, уол о5о», «Карапузики», «Танцует Горный» «Бриллиантовые нотки».
Наличие грамот, дипломов и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.
Литература:
1. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста [Текст]:
пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М. : Айрис –
2. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста [Текст]:
пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М. : Айрис –
4. Программа занятий «Якутский народный танец». Попова З. Н., Якутск-1990г.
5. Танцуй детство. М. Н. Румянцева, Якутск-1997г.
6. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. М. : Наука, 1966.
8. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.
10. Методическое пособие «Методика хореографического обучения
детей дошкольного возраста и организации хореографической работы
в дошкольном образовательном учреждении» Аида, персональный сайт
Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Жанна Коновалова
Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Танцевальная культура русского народа известна с древних времен. Народные танцы “ ”, “Наездники ”, показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические “Сапожок ”, Кадриль “ ”, “Платочек ”, — образцы древнего танцевального искусства. Танец всесторонне раскрывает быт русского народа, его любовь к искусству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т. д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У русских бытуют парные танцы девушки и молодца редко встречающиеся у других народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Русские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу «Охотников». Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.
По тематике сюжетные танцы можно разделить на группы,где основной темой являются:
Б) народная героика (Богатыри);
В) народный быт («Алёнка», «Балалайка», «Горлица»);
Г) отдельные явления природы и изображения производственных орудий крестьянина в действии («Гони ветер», «Жулдыз», «Воз» и др.);
Д) обычаи птиц и животных («Лебеди», «Зайчишки», «Бычок» «Котята» «Медвежата»).
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования,поэтому занятия по хореографии лучше начать со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т. п.
Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений. Это работа стопами (карандашики –утюжки, корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку, руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика, ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону). «Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека. Красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация.» Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т. д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Эффективность подражательных движений заключается в том,что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. «Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.» Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т. к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений. От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты. Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста.
Плюсы сюжетного танца в работе с детьми.
Список использованной литературы
1. С. В. Филатов “От образного слова – к выразительному движению”, М., 2003.
2. Ю. Слонимский “В честь русского народного танца”, М., 2006г.
3. Ш. Жиенкулова «Танцы друзей» Алма-Ата «Мектеп» 1989
4. С. И. Бекина и др. “Музыка и движение”, М., 2004.
5. Н. И. Тарасов “Российские народные танцы”, М., 2001.
6. О. Всесолодская – Голушкевич «Школа народного танца» Алиаты «Онер» 1994