что такое сюжет поэмы
Сюжет
Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Содержание
Содержание понятия
В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как исторический период действия, так и течение времени в ходе произведения.
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. В 1920-х годах представителями ОПОЯЗа было предложено различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом».
Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.
Существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».
Типология сюжетов
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).
Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Что такое сюжет поэмы
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Поэма
теория по литературе 📖 формы произведений
Поэма (др.-греч. ποίημα «изделие; произведение») – это повествовательное стихотворное произведение большого объёма, в котором затрагиваются исторические, социальные и нравственные проблемы. Также говорят, что поэма – это своеобразная «энциклопедия» прошлого.
История возникновения (зарождения) жанра
Возникновение поэмы связано с лиро-эпическими песнями, существовавшими ещё в первобытном строе. Каждый народ через песни передавал потомкам исторические события и мифы. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос, который сочетает в себе историчность содержания, героичность, легендарность и патетичность.
К ранним образцам эпических поэм относятся:
В Средние века появляются памятник древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде» (VI-IX вв.), англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» (VII-VIII вв.) и героическая поэма на старофранцузском языке «Песнь о Роланде» (IX-X вв.).
X-XI века – расцвет песен в Скандинавии. Доказательством этому служит поэтический сборник XIII в. древнеисландских песен «Старшая Эдда», в котором описываются судьбы богов и героев скандинавской мифологии. Сюда же примыкают сербские эпические песни и финские руны.
В русской культуре поэма зарождается из былинных песен. Прародителем всех поэм считают историческую древнерусскую песнь – «Слово о полку Игореве» (XII в.).
Важной вехой в развитии поэмы считается период проторенессанса – переход от Средних веков к Возрождению. В это время выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.), в которой затрагиваются политические, философские, моральные, богословские темы.
«Божественная комедия», Данте Алигьери, обложка
В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. Постепенно рамки жанра расширяются привнесением в поэму комического. В сатирической пародийной поэме Вольтера «Орлеанская девственница» вместо возвышенного пафоса присутствуют фарс и юмор.
Позднее Возрождение представлено итальянскими именами М. Боярдо, Л. Ариосто и Т. Тассо. В Португалии к поэме обращается Л. де Камоэнс, а в Англии – Э. Спенсер.
В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейские темы и высказывает собственные теологические взгляды.
В период предромантизма и романтизма (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта) на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. Романтические поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). Так, например, в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними событиями.
Во второй половине XIX в. появляются отдельные выдающиеся произведения: «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов.
В XX веке поэмы сочетают в себе интимные переживания и великие исторические потрясения («Облако в штанах» В. В. Маяковский, «Двенадцать» А. А. Блок и т.д.), возрождают героическое начало («Василий Тёркин» А. Т. Твардовский, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернак).
Примером бессюжетной лирической поэмы служат произведения М. И. Цветаевой «Поэма Конца», А. А. Ахматовой «Поэма без героя», А. А. Вознесенского «Оза» и др.
Основоположники поэмы
«Илиада» и «Одиссея», Гомер
Родоначальниками поэмы считают древнегреческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия. Эпические поэмы Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VIII веке до н.э.) долгое время оставались единственными произведениями, написанными в соответствии со всеми канонами жанра:
Однако образцом принято считать поэму Вергилия «Энеида» (I век до н.э.), в которой рассказывается об Энее, легендарном троянском герое. По мнению учёных, римский поэт усовершенствовал и упорядочил поэтику Гомера.
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
Характерные особенности поэмы
Поэма как жанр литературы обладает следующими характерными особенностями:
Особенности построения сюжета и композиции в поэме
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
В поэмах соблюдается эпопейная композиция, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий или вставных эпизодов, а также некая недосказанность.
Поэма претерпевает глубокие внутренние изменения: утратила многие признаки «классической поэмы» и вместе с тем значительно обогатилась за счет возможностей и средств прозаических жанров, драмы. Все больше обнаруживается в ней склонность к философским раздумьям о современности, тяга к монументальности и лаконичности формы.
Отличительными особенностями романтической поэмы стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных моментов. Внутренняя жизнь центральных персонажей раскрывается через монологи и диалоги.
Произведения этого жанра имеют чёткую взаимосвязанную структуру. Композиция поэм обычно складывается из посвящения, эпиграфа, глав, эпилога.
Художественные приемы в поэме
Чтобы речь в поэме была яркой и выразительной, писатели используют специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Не обходится написание поэм без ярких метафор и сложных эпитетов. Также поэты часто прибегают к «гомеровским» сравнениям и поэтическим формулам. Не менее важным приёмом считается олицетворение, с помощью которого создаётся образ живой природы как помощника.
Деление внутри жанра: виды поэм
Эпическая поэма – длинная повествовательная поэма, повествующая о героических событиях, которые оказали влияние на ход национальной и общей истории. Главный герой таких произведений – это человек с высокими моральными качествами. Примеры: «Песнь о Нибелунгах», написанная неизвестным автором, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россиада» М. М. Херасков и др.
Описательная поэма – произведение, в котором описывается природный ландшафт. С помощью такого изображения удавалось запечатлеть многообразные чувства и переживания, способность человека откликаться на мельчайшие изменения в природе. Описательная поэма напрямую связана с таким направлением как сентиментализм. Примеры: «Времена года» Дж. Томсон, «Сады» Ж. Делиль и т.д.
Дидактическая поэма – произведение, которое заключает в себе описания и наставления («Труды и дни» Гесиод, «Наука любви» Овидий и др.).
Романтическая поэма – стихотворное произведение крупной формы, описывающее состояние души, поэтическое восприятие внутреннего мира человека («Войнаровский» К. Ф. Рылеев, «Мцыри» М. Ю. Лермонтов и др.).
Баллада – это разновидность романтической поэмы в стихотворной форме, написанное на историческую, легендарную тему. К примеру, «Громвал» Г. П. Каменев, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин, «Светлана» В. А. Жуковский и т.д.
Философская поэма – произведение, в котором присутствует поэтическое и философское видение истории, общества, личности, природы («Опыт о человеке» А. Поуп, «Королева Маб» П. Б. Шелли и др.).
Историческая поэма – лиро-эпические фольклорные произведения об исторических событиях, процессах и выдающихся лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения исторических поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.
Аудитория жанра
Жанр поэмы остаётся популярным и по сегодняшний день. Такие произведения нравятся людям, которые интересуются историей различных эпох.
Схожесть с другими жанрами
Поэма имеет схожие черты с одним из лиро-эпических жанров – балладой. Общее: стихотворная форма, наличие повествовательного сюжета на легендарную тематику. Также поэма приближается к рыцарскому роману.
Романтическая поэма роднится с драмой сосредоточиванием на особенных жизненных ситуациях. Критик Белинский говорил, что «в поэмах Байрона, Пушкина, Мицкевича жизнь человеческая представляется сколько возможно в истине, но только в самые свои торжественные проявления, в самые лирические свои минуты».
В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней, которая строится на нравственной проблематике и раскрывает судьбу героя, сильной личности.
Яркие представители
Россия: М. М. Херсаков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, Н. А. Некрасов и др.
Зарубежье: Гомер, Гесиод, Публий Овидий Назон, Вергилий, Ш. Руставели, Д. Алигьери, Т. Тассо, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, С. Т. Колридж, Гёте и т.д.
Востребованность поэмы в разные периоды
Поэма в качестве литературного жанра появляется при феодально-рабовладельческом обществе и остаётся востребованной достаточно долго.
После выхода гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» поэма деградирует. Это связано с тем, что условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены.
Позже поэма расцветает благодаря римскому поэту Вергилию, который является автором известной дидактической поэмы «Георгики» и поэмы «Энеида» (I в. до н.э.).
Поэты разных стран активно обращаются к созданию поэм в первой половине XIX века, т.е. в эпоху романтизма (Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.). Произведения этого периода отличаются социально-философским и символико-философским содержанием.
Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. Гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров в XX веке. Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. Душевные переживания смешиваются с историческими событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Белого, А. А. Ахматовой.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу по литературе входят следующие поэмы: «Илиада» (отрывки) Гомера, «Фуст» Гёте, «Анна Снегина», «Чёрный человек» С. А. Есенина, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» Н. А. Некрасова, «Медный всадник», «Полтава», «Цыгане», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Мцыри», «Демон», «Песня о купце́ Кала́шникове» М. Ю. Лермонтова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах», «Во весь голос», «Люблю» В. В. Маяковского, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.
Что такое сюжет
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сюжет – понятие, знакомое любому школьнику.
А вот как грамотно его выстраивать, можно ли подсчитать все имеющиеся сюжеты, чем сюжет отличается от фабулы – знают не все.
Сюжет — это.
В общем виде термин «сюжет» можно понимать, как набор действий и ситуаций, изображающих конкретное событие. Данное понятие используется в кинематографе, музыке, живописи, литературе, театре.
В литературе сюжет – это совокупность этапов развития действия и собственно развитие действия, изложение хода событий. Наиболее ярко сюжет проявляет себя в эпосе и драме, но не менее важен в лирике (это что?).
Впервые термин был употреблён французскими классицистами Н.Буало и П.Корнелем. Его прототипом (это что?) было понятие «миф», использованное Аристотелем в его «Поэтике». Древнегреческий теоретик искусства имел в виду ряд событий из жизни богов и героев, а также предание, повествующее об этом.
Сюжет и фабула
Чтобы чётче понять, в чём суть термина, необходимо разграничить его с понятием «фабула».
Фабула – это костяк сюжета, его общий контур.
На конкретном примере это выглядит так:
Сцены деревенской и городской жизни рисуют образы столицы и провинции, Петербурга и Москвы, Запада и Востока, духовного и телесного миров. Портреты пушкинских современников, разбросанные по всему полотну романа, передают атмосферу 19 столетия, автор изображает человека во времени.
Фабулу можно сравнить со скелетом, позвоночником, а сюжет – с мышечной массой, за счёт которой происходит движение, действие.
Сколько существует сюжетов
Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.
Распавшись на отдельные осколки, миф превратился в сказку (это что?). Собиратели «сказочных осколков» попытались собрать воедино сюжеты сказок по всему миру, что привело их к удивительному открытию: в культуре всех народов есть общие метасюжеты.
Самой известной стала классификация С.Томпсона «Указатель сказочных сюжетов». Томпсон взял за основу более подробную классификацию А.Аарне.
В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.
Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.
Например, сюжет о плуте, путешествующем по свету, представлен в классическом произведении древности – поэме Гомера «Одиссей».
В европейском средневековом искусстве он продолжился «Романом о Лисе». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Уллис» Дж.Джойса, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова – вариации того же древнего мифа.
Где их искать
Так что искать сюжеты можно в народных сказках. Кстати, «Евгений Онегин» написан по фабуле «Цапли и журавля». Но лучше всего, конечно, не ходить слишком далеко и брать сюжеты из жизни.
Времена Сервантеса, Пушкина и Джойса прошли, и сказать новое своё слово о сегодняшнем дне просто необходимо.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сложно согласиться, что существует всего четыре варианта развития сюжета, это кажется очень ограниченным суждением.
Кажется, что сюжетов существует великое множество, но на самом деле это далеко не так. Если хотите конкретные примеры, посмотрите российские фильмы-сериалы, где по 4 серии. Герои разные, актеры разные, локации разные и вроде бы истории разные, а сюжет у них у всех одинаковый 🙂 Каждый может стать автором увлекательной истории и для этого ненужно иметь специального образования, воспользуйтесь готовыми шаблонами, их оказывается не так много 🙂