что такое сюрко в средневековье
Сюрко
Сюрко — в XII веке длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца. Обычно сюрко был длиной чуть ниже колена, имел разрезы в передней и задней части, без рукавов.
Этот плащ рыцари носили для защиты кольчуги от нагрева солнцем (что характерно, во время крестовых походов у рыцарей появилась мода для защиты от солнца носить поверх шлема арабскую куфию, которая в рыцарском варианте называлась намет и была гербовых цветов).
Сюрко также служило во время плохой погоды, защищая легко разъедаемые ржавчиной кольца от дождя и грязи, а также от крови во время сражения. В конце XIII века под сюрко начали крепить металлические пластины, такое сюрко называлось Coat-of-Plates и представляло собой раннюю бригантину.
Сюрко с капюшоном носили и монахи.
Ссылки
Части средневековых доспехов
детали шлема: Личина • Наносник • Забрало (разновидность Откидной наподбородник) • Козырёк • Налобник • Гребень • Нашлемник (разновидности Султан • Нашлемная фигура • Яловец • Плюмаж) • Бурлет • Намёт • Нащёчники • Науши • Назатыльник
детали защиты корпуса: Гульфик • Кираса • Кулет • Нагрудник • Набрюшник • Наспинник • Латная юбка • Зерцало • Упор для копья • Накрестник • Плакарт
Полезное
Смотреть что такое «Сюрко» в других словарях:
сюрко — нескл. surcot m. Женский элегантный жакет познего среднековья (12 14 вв.) из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами, иногда ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Нерсесов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
сюрко — сущ., кол во синонимов: 1 • одежда (297) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сюрко — франц. во второй половине 13 в. верхняя мужская и женская цельнокроенная одежда, сильно расширенная книзу, имевшая несколько вариантов: с рукавами до запястья, с полудлинными рукавами, с откидными рукавами и совсем без них. Наряду с сюрко,… … Энциклопедия моды и одежды
Сюрко — 1) В романский период верхняя жен. туника (платье) без рукавов либо с короткими и широкими рукавами, с глухим закрытым воротом. С. продолжали носить и в готический период. К XIV в. в моду вошло безрукавное с. из дорогой материи с разрезом спереди … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция) — Костюм эпохи Позднего Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина … Википедия
Кольчуга — У этого термина существуют и другие значения, см. Кольчуга (значения). Кольчуга панцирного плетения (из рубленых из листа плоских, а не свёрнутых из проволоки колец). В большинстве кольчуг кольца сваривались ил … Википедия
Гербовые фигуры — Щит Тинктуры Щитодержатель Щитодержатель (девиз) … Википедия
Намёт — Эту страницу предлагается переименовать в Намёт (геральдика). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/16 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия
Стёганка — Конный воин багирми в полном стёганном доспехе включая и коня (центральная Африка) … Википедия
Сюрко крестоносцев
Первые сюрко появились во второй четверти 12 века и повсеместно распространились к началу 13 века, хотя вплоть до середины 13 века встречались рыцари, не имевшие сюрко. На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными. Основное назначение сюрко неизвестно. Возможно, оно защищало доспехи от воды и не давало им раскалиться на солнце.
СТОП! Попробуем разобраться, что это за элемент одежды и почему он стал так широко популярен в раннем средневековье. Мы имеем четкие временные рамки его появления. Чем известен этот период, что занимало умы и простых людей и знатных вельмож? Ответ лежит на поверхности: это время первого крестового похода, который был организован в 1096 году. В истории часто случается, что после победоносных войн некоторые элементы военного быта, аксессуары или части одежды, становятся весьма популярны среди гражданского населения. Сюрко, как неотъемлемая часть образа благородного и отважного рыцаря-крестоносца, с радостью было принято обществом и стало дополнением к нарядам. С этим всё более или менее просто и понятно. Интересно другое: почему вдруг простая накидка от пыли смогла завоевать сердца людей, став символом доблести и бескорыстия? Разве какая-нибудь панамка от солнца может занять столь почетное место. Кстати о панамках: почему рыцари не покрывали лоскутом светлой ткани и шлемы? Если им мешали нагретые на солнце доспехи, то разве раскаленный шлем не являлся причиной многочисленных солнечных ударов? Ведь на юге исстари носили светлые платки и т.п. Где логика и что важнее для организма? Да и не станет всадник нестись в бой в каком-то чехле от пыли, который лишь сковывает движения. Все знают, что любое сражение может стать последним для воина. Поэтому издавна принято было чинить доспехи, мыться и одеваться достойно. Достаточно вспомнить, как солдаты Великой Отечественной перед серьезными наступлениями начищали до блеска даже пуговицы. Если бы сюрко служило лишь для защиты от плохих погодных условий, его бы снимали и отдавали оруженосцам, представая перед врагами в сверкающей и внушающей трепет броне. Когда речь идет о жизни и смерти, вес имеет каждая мелочь, и всё лишнее без колебаний отбрасывается. Значит, сюрко не только защищало от жары и пыли. Всё говорит о том, что эта светлая накидка почему-то была крайне важна в сражении.
Начнем с того, что сюрко явно появилось не на пустом месте. Вспомним, что крестовые походы принесли в средневековую Европу массу новшеств, заимствованных крестоносцами на Востоке. Длительные и ожесточенные войны с сельджуками и арабами послужили хорошей школой для европейцев.
Рыцари, оказавшись в непривычно-жаркой полупустыне, пытались как-то адаптироваться, наблюдая за местными жителями. Нет сомнений в том, что они подсмотрели эту накидку на доспехи у своих врагов — турок-сельджуков. Среди тех, даже рядовые воины, часто носили кольчугу, а поверх неё халат. Под кольчугу, и в Европе и в Азии, принято было одевать плотную одежду. Но сюрко — лишь тонкая ткань в один слой, накинутой прямо на железо. В чем же его польза? Ответ можно найти в описании войск Чингисхана. Легенда гласит: «У каждого воина была рубашка из плотного шелка, которую он надевал перед боем. Чингисхан обнаружил, что стрелы редко пробивали шелк, а чаще вдавливали его в рану, и тогда врачи извлекали у раненых наконечники стрел, просто потянув за шелк рубашки.» Конечно же, эти качества шелка открыли не при Чингисхане, а значительно раньше. Ведь китайцы, которые ещё за 4 тыс. лет до н.э. научились разводить шелкопряда, большую часть своей истории вели кровопролитные войны. Значительно позднее, в начале 1880-х, в Аризоне, доктор Джордж Эмери Гудфелоу (George Emery Goodfellow), один из пионеров современной судебной медицины, при вскрытии трупа обнаружил, что пуля, попавшая в сложенный шелковый платок, застряла в ткани, и в тело не вошла. Он описал этот случай, и, впоследствии, заметками врача воспользовался человек, которого по праву можно считать изобретателем современного бронежилета — Казимир Зеглен.
Известно, что крестоносцы столкнулись с непривычной для них тактикой ведения боя. Их тяжелая кавалерия была практически неуязвима для сельджуков, основным вооружением которых были легкие луки и стрелы. Такого града стрел европейцы еще не встречали. Ещё с 9 и до середины 13 века в доспехах господствовала кольчуга. А со второй половины 13 века и вплоть до конца 16 благородные рыцари отдавали предпочтение латам. Бронебойные наконечники для стрел появились в Европе уже первом тысячелетия и получили наибольшее распространение в 8 и 9 веках. Поэтому времена крестовых походов богатые воины носили хорошо защищавшие кольчуги двойного плетения, которую трудно пробить даже бронебойной стрелой. Но надо сказать, что уже тогда в ходу были стрелы с иглообразными наконечниками, проникавшими и сквозь них. Поэтому, остаться невредимым при массовом обстреле, шансов оставалось мало.
Теперь представим, что произойдет при попадании стрелы в шелковое сюрко, накинутое на кольчугу. Даже игольчатый наконечник, проходя сквозь кольцо, затянет за собой часть ткани. Это помешает острию проникнуть глубже. Воин (если достанет) сможет, обхватив стрелу и потянув за накидку, самостоятельно выдернуть наконечник прямо во время боя. Кроме того шелк обладает антисептическими свойствами, что крайне важно, когда речь идет о заживлении ран в жарком климате.
Далеко на востоке самураи изобрели неплохую защиту от стрел, сделанную как раз из шелка. Это плащ хоро, который обычно просто висел за спиной и только на скаку раздувался в огромный пузырь за плечами. Скользкая прочная ткань в надутом состоянии отклоняла направление летящих стрел, прекрасно прикрывая всадника с тыла.
А теперь главный сюрприз: хоро появился у самураев в 11-12 веках! Совпадение? Нет! Это на Великом Шелковом пути сработало сарафанное радио. Слишком ценна жизнь человека, и поэтому любое новшество, способное помочь в бою, очень быстро становится известно, сначала врагу, а чуть позже и воинам других армий.
Весьма вероятно, что “отцом“ сюрко был восточный шелковый плащ типа хоро. Недаром сюрко принято было перепоясывать кушаком, отдельным от пояса, на котором вешался меч (ведь меч оттягивал его своим весом). Если немного вытянуть накидку из-под ремня, то при скачке она начнет “пузыриться“ за спиной. И это должна быть именно легкая скользкая ткань, подобная шелку! “Сработает“ подобный плащ-пузырь лишь при верховой езде, т.е. перед нами атрибут всадника.
В пользу того, что изначально рыцарская накидка шилась из шелка, говорит и само её название. Лишь позднее появилось слово сюрко, изначально же эта вещь, скорее всего, называлась серко, от распространенного в те времена названия шелка ‘сэрк, серик‘. Ещё греки и римляне называли Китай “Страной шелка“ – Серика, а китайцев, от которых и получали этот товар – serik или serikum. Кто-то позднее произнёс упрощенно ‘silk‘, так и произошло слово ‘шёлк‘. В пользу этой версии названия накидки говорит и то, что до середины 14 века парадные сюрко шили из наиболее ценной материи, включая тисненый бархат и чистейший китайский шелк. Если бы первые рыцари возвращались в холщовых накидках, а знать на приёмах появлялась бы в похожих, но шелковых, то выглядело бы всё это довольно глупо, напыщенно и неуместно. Одеваться богаче, чем принято в данной социальной категории, считалось проявлением гордости или признаком упадка. Одной из важнейших рыцарских добродетелей, наряду с благородством, мужеством и бескорыстием, считалась именно скромность. А это значит, что сюрко крестоносцев изначально были действительно шелковыми.
Огромные кресты на плащах рыцарей также не были просто украшательством. Достаточно представить, что чувствовал рыцарь, сражающийся в доспехах на сорокоградусной жаре. Обзор итак был значительно ограничен прорезями забрала, так ещё стекающий пот с пылью из-под сотен копыт мешали глазам. Вокруг сражалась масса воинов в разноцветных одеяниях (ведь единой униформы тогда не существовало). В такой ситуации трудно быстро разобрать, где свой, где чужой. Маленьким отличительным знаком или повязкой было не обойтись, а вот большой крест пришелся как нельзя кстати. К тому же, мусульманин никогда не накинет на себя такой плащ, даже в целях хитрой маскировки. Наверняка, в первых боях были случаи, когда полуослепшие рыцари в пылу сраженья атаковали соратников. Тогда-то и появились отчетливые гербы и кресты на светлой одежде крестоносцев. Известно, что до 14 века в Европе на сюрко не часто размещали геральдику. Ведь она здесь и не была столь жизненно необходима, как в схватках на Святой Земле. Скорее всего, это стало отличительным знаком тех, кто ходил в Крестовые походы.
В комплексе получаем следующие свойства плаща:
1) сюрко привезли (как военный атрибут) в 11 веке с востока из Крестовых походов;
2) сюрко были шелковыми для защиты от стрел;
3) сюрко помогало воину и после ранении;
4) шелк сюрко был часто светлым для защиты от южного солнца.
Собираем воедино весь образ одетого в сюрко средневекового европейского дворянина:
1) Изначально накидку носила лишь знать, которая могла себе позволить воевать в рыцарских доспехах и на коне.
2) Если человек надевал сюрко, то он тем самым говорил, что принадлежит (телом или мыслями) к воинам Христовым, и готов продолжать сражаться за веру даже будучи раненным (шелк).
3) Если накидка светлая (или выгоревшая), то это рыцарь, вернувшийся из Крестового похода. Если же человек не был на Святой Земле, то сюрко был какого-либо насыщенного цвета. Сначала их шили из шелка, (а позднее из бархата, порчи и даже с меховой оторочкой).
4) Если разрезы располагались впереди и сзади, то это всадник, а не пеший воин, у которого они были по сторонам сюрко.
Разрезы у сюрко по бокам.
Сюрко
Из Википедии — свободной энциклопедии
Сюркó — начиная с XII века длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца. Обычно сюрко был длиной чуть ниже колена, имел разрезы в передней и задней части, без рукавов.
Этот плащ рыцари носили для защиты кольчуги от нагрева солнцем (что характерно, во время крестовых походов у рыцарей появилась мода для защиты от солнца носить поверх шлема арабскую куфию, которая в рыцарском варианте называлась намёт и была гербовых цветов).
Около 1420 года изначально в Италии, а затем и в остальной Европе начинает получать распространение так называемый белый доспех, который носился открыто и сам служил в качестве декоративного элемента. Период 1420—1485 годов в оружиеведении называется «периодом без сюрко», поскольку в это время из-за распространения белого доспеха надоспешная одежда выходит из моды и становится исключительно редкой.
Также сюрко называли вошедший в обиход с XIII века вид женской одежды с рукавами или без рукавов. В XIV веке вошёл в моду специфический тип безрукавного сюрко с гипертрофированными вырезами для рук, встретивший критику со стороны церкви из-за слишком откровенной по понятиям тех лет демонстрации женского тела (разумеется, всё ещё прикрытого нижней одеждой). К XV веку женский вариант сюрко вышел из моды, но его ношение в качестве церемониальной одежды зафиксировано ещё в середине XVI века.
А сюрко или сюркот изначально была верхней одеждой, которую обычно носили в Средний возраст как мужчинами, так и женщинами в Западной Европе. Это может относиться либо к пальто, надетому поверх другой одежды, либо к самому верхнему предмету одежды. Название происходит от Французский означает «поверх пальто», длинное свободное пальто, часто без рукавов, доходящее до ног. [1]
Содержание
История
Сюрко мужское
В 15 веке, когда стали обычным явлением латные доспехи, сюрко перестали использоваться. Этот период в истории развития доспехов, когда сюрко становилось все более редким, называют «периодом без сюрко» (1420–1485).
Женское пальто
В XIII веке женщины начали носить сюрко, как с рукавами, так и без них. [3] Особый стиль, известный как сюрко без бока, стал модным в 14 веке. Это была одежда без рукавов, длиной до пола, с увеличенными проймами, которые в самом крайнем случае были открыты от плеча до бедер, обнажая платье под ним. Узкая полоска, покрывающая туловище, известная как щиток, [4] обычно был не более фута в ширину. Этот стиль вызвал критику со стороны некоторых моралистов, которые считали, что эта одежда привлекает неуместное внимание к женскому телу. [3] Несмотря на это, сюрко без бока продолжали носить в качестве церемониальной одежды даже в 15 веке, спустя долгое время после того, как перестали быть модными. По некоторым оценкам, их носили как государственную одежду еще в 1525 году. [4]
История костюма
«От Ромула до наших дней».
November 2021
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Избранное
Сюрко и другие составляющие костюма 13века
В конце 12 начале 13 веков в одежду входят новые формы и традиции.
.Надевалось поверх котт,эта одежда подходит под понятие-платье, имевшего сужающиеся к запястью рукава, застёгивающиеся на частые пуговицы или стянутые шнуровкой. Котт и сюрко отличались по цвету. Иногда встречается описание сюрко и других одежд туникообразного кроя как имеющих цельнокроёные рукава,( может быть, но какую же тогда надо иметь ширину ткани?)
Под котт носили рубашку-шенс, перешедшую в разряд нижнего белья, рукава не имели застёжек и не сужались к запястью.
В основе кроя всех трёх одежд лежит «т»-образный силуэт, различие в объёмах и используемых материалах.
Сюрко стало выходным, парадным, церемониальным или военным платьем, подпоясывалось только в случае ношения атрибутов власти или когда было военным платьем.
Поверх сюрко надевали плащ.
Сюрко имело разрез спереди, а позднее и с боков для удобства в седле. На миниатюре сюрко с разрезом спереди и узкими длинными рукавами. Часто изображают полы мужского сюрко заткнутыми за пояс.
На центральной фигуре сюрко с откидными рукавами.
Мужское сюрко с рукавом в три четверти и женское безрукавое.
Женское сюрко длинное и очень длинное, так что приходится поддерживать подол для удобства движения, на мужчинах трудно определить сюрко это или котт, когда не видно разрезов, зато видны свободные в плечах рукава.
На миниатюре мужское и женское безрукавое сюрко.
Детская одежда повторяет по покрою взрослую.
Ткани использовались самые разнообразные, лён для нижних одежд, шёлк для котт, парча для отделки, много добротной шерсти, окрашенной в синий, красный, тёмно красный, коричневый тона, самые распространённые цвета чёрный и зелёный. Испания производила продольно-полосатые и поперечно полосатые ткани.
В 13 веке окончательно сформировалась гербовая одежда, носить её мог только феодал, слуги носили одежду цвета поля герба, часто она была четырёхцветная.
В 13 веке существуют и другие разновидности туникообразных одежд.
Пелиссон- свободная мужская и женская одежда на меху, с широкими рукавами или в виде пелерины с прорезями для рук. Для образности представления можно сравнить его с шубой. В 12 веке эта одежда уже
была.
Иллюстрации к этой записи взяты из Манесского кодекса, созданного в начале 14в. Исследователи говорят, что картины основного художника, сделавшего 110 изображений отобразили моду, какой она была примерно в 1230 году.Остальные художники были более современными в изображении костюма и вооружения.
К концу 13 века женское сюрко получает новые формы и крой.
1235-1300 фреска в Асизе
Ещё вариант одежды с капюшоном.
Другая одежда, получившая распространение в 13в- гардкорп, часто имел капюшон и свисающие широкие рукава. Возможно, что на одной из миниатюр, где я поставила текст- сюрко с откидными рукавами, можно подписать и –гардкорп.
Фрагмент скульптурного изображения Элеоноры Аквитанской, деталь её надгробия. 1204-1205 гг.
Английские леди.
Характерно положение рук, одновременно придерживающих полы плаща и удерживающих соединительную бейку.
Обувь с вытянутым носом, но не длинным.