что такое суверенный долг государства
Внешний долг
Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.
Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.
Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».
На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.
По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.
Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.
Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.
Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.
Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.
Суверенный долг – что это такое?
В последнее время люди все чаще слышат это словосочетание. Но большинство понятия не имеют, что это такое. Если говорить простыми словами, то суверенный долг – внешний долг страны. Другими словами внешний означает, что деньги одалживаются не внутри страны, а у другого государства (возможно, у последнего более развита экономика).
Чтобы понять значение суверенного долга, следует более подробно разобраться в этом вопросе. Правительство одной страны берет кредит в другой под процент и обязано выплатить долг в срок. Страна, которая занимает деньги, выпускает определенные облигации и продает их. Деньги могут пойти куда угодно, например:
Если государство не способно выплатить долги своевременно, у него есть два выхода:
Если срок выплаты продлевается, будет произведена реструктуризация долга. Проводятся переговоры, на которых изменяются сроки и проценты. Возможно, часть долга будет списана. Порой в обмен долга государство отдает что-то равноценное, к примеру, пакет акций, который принадлежит стране.
Если государство не способно выплатить кредит, оно объявляет дефолт. Этим понятием называется несостояние выплатить долг, то есть банкротство. К примеру, в 1998 году Россия объявила дефолт, поскольку не смогла выплатить кредит. Но если говорить о сегодняшнем дне, у России есть долг, но она своевременно его выплачивает, даже несмотря на ситуацию в стране.
Зачем людям знать, что такое суверенный долг
В последнее время государственный долг становится одним из самых часто обсуждаемых вопросов. Порой люди неправильно объясняют ситуацию или манипулируют темой. Поэтому люди должны понимать, что такое суверенный долг и как эффективно им управлять, чтобы никто не мог их запутать. К тому же сейчас многие страны занимают деньги у других стран.
Может ли суверенный долг навредить людям
На самом деле, нет. Суверенный долг никак не вредит государству или обществу. Однако он может увеличить уязвимость страны к шоку (к примеру, валютный). Все страны мира пытаются уделить внимание оценке устойчивости суверенного долга. Пожалуй, самое важное значение не сам размер кредита, а его отношение к ВВП, поскольку последнее отображает возможности государства оплачивать долги, одновременно развивая экономику.
Зачем страны занимают деньги в других странах
Здесь все очень просто – экономический кризис. Однако на примере Украины можно заметить, что долг увеличивается во время финансового кризиса. Для стабилизации ситуации нужны деньги, которые можно взять только в другой стране. При этом если экономика страны не стабилизируется, долг будет расти. Он способен увеличиваться и в следующих случаях:
Перечисленные выше факты действительно имеют большое значение для любой страны. Они важны настолько, что правительство может взять деньги в долг, чтобы добиться определенных успехов в этих сферах. При этом зная, что в процессе финансирования проектов или проведения реформ могут возникнуть трудности, которые затруднять процесс возвращения долга.
В то же самое время люди понимают, что правильные инвестиции средств (которые были взяты в долг) действительно создают определенные приоритеты и стимулируют развитие экономики. То есть результат оправдывает риски. Если инвестиции или проекты пройдут успешно, страна сможет вернуть долг (или, по крайней мере, сократить его).
Суверенный долг действительно важен для любой страны. Власти могут занимать средства, чтобы использовать их на благо людей.
Госдолг: что это такое и какие виды бывают
«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.
28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.
Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).
На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.
Что такое госдолг
Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?
Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:
Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).
Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).
Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.
Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).
Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.
Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.
К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.
В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.
Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.
Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.
Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления.
А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.
Какие типы госдолгов существуют
Есть несколько видов классификации.
В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:
В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.
В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.
Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:
Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.
Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».
До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).
Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.
В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом
В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.
Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.
Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.
Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.
Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.
Как выплачивают госдолг
В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.
Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.
Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).
Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.
Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.
Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.
О чем говорит размер госдолга
Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.
Большое значение имеют и другие факторы:
Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.
А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.
Отправить по почте
Структура долга
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2021 гг.)
Дата публикации: 18.11.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2021 года
Дата публикации: 18.11.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2021 года
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2021 года
Дата публикации: 23.09.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2021 года
Дата публикации: 18.08.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2021 года
Дата публикации: 16.07.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2021 года
Дата публикации: 17.06.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2021 года
Дата публикации: 13.05.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года
Дата публикации: 15.04.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2021 года
Дата публикации: 12.03.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2021 года
Дата публикации: 16.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года
Дата публикации: 11.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 декабря 2020 года
Дата публикации: 15.12.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2020 года
Дата публикации: 20.11.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2020 года
Дата публикации: 26.10.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2020 года
Суверенный долг в международном праве: понятие и смежные термины
Понятие суверенного долга и сопутствующие термины
Перед тем как приступить к теории и практике правового регулирования суверенного долга, необходимо определить основное понятие «суверенный долг», смежные понятия (государственный долг, внешний долг) и их соотношение.
В научной литературе отсутствует унифицированное определение «суверенного долга». Встречаются различные точки зрения, и для лучшего понимания стоит начать с менее дискуссионных понятий, таких как государственный и внешний долг.
Классическим определением государственного долга является его представление как результата финансовых заимствований государства, которые можно разделить на внутренние и внешние[1]. Внутренний долг подразумевает долговые обязательства в рамках государства, в которых в роли заимодавцев выступают национальные субъекты права. Внешний долг включает в себя долговые обязательства государства перед иностранными субъектами, государствами, международными организациями и частными кредиторами.
Переходя к определению суверенного долга, можно выделить несколько точек зрения на его содержание. Некоторые ученые придерживаются позиции, что понятия суверенного долга и государственного долга являются тождественными[2].
Другие выделяет особую природу суверенных долгов как составную часть государственного долга, обусловленную эмиссией ценных бумаг страной-заёмщиком, выраженных как в национальной, так и в иностранной валюте.
Согласно Black’s Law Dictionary суверенный долг определяется как государственный долг, возникший только в результате выпуска облигаций национальным правительством и деноминированный в иностранной валюте (евробонды)[3].
В 2008 году в своей диссертации Michael Waibel определил суверенный долг как все финансовые обязательства государства как перед суверенными, так и перед частными кредиторами, независимо от юридического происхождения долга[4].
А в 2014 году в работе, опубликованной в электронной библиотеке МВФ, суверенный долг значится как долг, выпущенный или гарантированный суверенным государством[5]. В учебном пособии под эгидой ведущих исследователей темы суверенного дефолта даётся сноска, что суверенные долговые займы и облигации являются частными договорными обязательствами, подлежащими исполнению в национальных судах в той мере, в какой это согласуется с суверенным иммунитетом государства[6].
В 2018 правовед Sebastian Grund рассуждая о содержании термина, предложил подразумевать под ним все денежные обязательства, выпущенные суверенными государствами в национальной или иностранной валюте, которые регулируются как внутренним, так и иностранным законодательством[7]. В работе Mauro Megliani[8] понятия суверенного и государственного долга используются как синонимичные, взаимозаменяемые и, по мнению ученного, такие долги включают долги, принадлежащие, гарантированные или обеспеченные суверенным государством, агентством или инструментом, и могут возникать из различных обязательств (например, контрактов и деликтов) и относиться к внутренним или иностранным кредиторам.
Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, для целей указанных в Конвенции «государственный долг» означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (статья 33)[9].
Однако в отношении настоящей темы исследования это определение не может быть применено, поскольку является конвенционным, а также поскольку сама практика и обычное международное право свидетельствует о том, что в 21 веке в отношении суверенного долга такой подход был бы не достаточно исчерпывающим, чтобы охватить все аспекты суверенного долга, например займы, заключаемые с частными кредиторами, займы, заключённые суверенным государством с использованием рыночных инструментов (облигационных займов), а не двусторонних и многосторонних соглашений, как это было ещё в прошлом веке, а также регулирование таких займов нормами международного права совместно с нормами внутреннего права выбранной юрисдикции.
На мой взгляд, дискуссионные точки зрения на понятие суверенного долга могут быть вызваны тем, что формирование этого термина складывалось постепенно и изначально не вызывало настороженности и научного интереса, но с появлением и развитием массовых и доступных «облигационных займов»[10], а также участием частного сектора и последовавшей волной дефолтов, в литературе стала прослеживаться потребность в термине, указывающем на специфику происходящих изменений. Поэтому можно сделать вывод, что понятие «суверенного долга» ещё переживает период своего становления и стоит учитывать, что каждая из перечисленных позиций имеет своих последователей в научной литературе и при её изучении необходимо принимать во внимание существующую неопределённость и научные взгляды автора.
Подводя итог описанной дискуссии, на мой взгляд, будет правильным учитывать общие черты указанных определений и поддержать более гибкий и дипломатичный подход определения суверенного долга как внешнего долга суверенного государства, с учётом суверенного иммунитета, защищающего государство, и сложившейся практики облигационных займов, которые сегодня являются неотъемлемой частью суверенных заимствований[11]
[1] Примером для данной классификации является определение из Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)
[3] Black’s Law Dictionary, 9th ed. Bryan A. Garner, ed. St. Paul: «West Group», 2009;
[4] Michael Waibel, Sovereign Defaults before International Courts and Tribunals (PhD thesis, University of Vienna 2008) 7
«All financial obligations of a country towards both, sovereign and private creditors regardless of the debt’s legal origin».
[5] Claessens, S., Kose, A., Laeven, L., & Valencia, F. (2014). «Chapter 19. Restructuring Sovereign Debt: Lessons from Recent History». In Financial Crises : Causes, Consequences, and Policy Responses. USA: INTERNATIONAL MONETARY FUND. URL: https://doi.org/10.5089/9781475543407.071
[6] Julianne Ams, Reza Baqir, Anna Gelpern and Christoph Trebesch. Chapter 7. Sovereign Default: «Sovereign debt loans and bonds are private contractual obligations, enforceable in national courts to the extent consistent with sovereign immunity.»
[7] Sebastian Grund. The Holdout Creditor Problem – Restructuring Sovereign Debt in Argentina and Greece, 2018, page 28: «…all monetary obligations issued by sovereign nations in local or foreign currencies as well as such governed by domestic or foreign laws».
[8] Mauro Megliani. Sovereign Debt: Genesis—Restructuring—Litigation, 2015, page 4. https://www.springer.com/gp/book/9783319084633#reviews
[9]Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (г. Вена 08.04.1983).
[10] В моей работе термин «облигационные займы» используется как обобщающее понятие, поскольку среди ценных бумаг, выпускаемых государством, именно облигации являются самыми распространёнными.