что такое суппорт на авто
Тормозной суппорт
Продолжаем познавательную страничку.
Тормозной суппорт — одна из основных деталей тормозного механизма автомобиля. От исправности тормозных суппортов зависит жизнь находящихся в автомобиле людей
Вспомнили и начали серийно устанавливать дисковые тормоза во время второй мировой войны – на шасси боевых самолетов. В 1952 году дисковые тормоза стали применять на спортивных автомобилях, а, спустя 4 года, начали устанавливать и на серийные.
Тормозные суппорты бывают двух типов — фиксированные и плавающие.
В суппортах плавающего типа при торможении поршень, под действием давления жидкости, прижимает внутреннюю колодку к тормозному диску колеса. Суппорт перемещается на направляющих пальцах в обратную сторону, тем самым выравнивая силу прижатия внутренней и наружной колодок к диску. Направляющие пальцы суппорта смазаны консистентной смазкой и защищены от влаги и других источников воздействия резиновыми чехлами. В суппортах обоих типов поршни отводятся от тормозных колодок на небольшое расстояние за счет упругости уплотнительных колец, в результате чего между дисками и колодками образуется небольшой зазор.
Фиксированные суппорта – более ранняя разработка автопроизводителей. Чаще всего суппорт такого типа включает в себя металлический корпус с расположенными симметрично двумя рабочими цилиндрами. Корпус жестко закреплен на кронштейнах автомобиля (обычно на кулаке передней или задней подвески). В механизме используется гидравлическое давление для поджатия колодок к тормозным дискам одновременно с двух сторон обоими поршнями. За счет отсутствия потерь времени и сил на движение скобы и регулирование сил прижатия тормозных колодок, такой тип тормозного механизма скорее включается в работу и более информативен для водителя. Колодки удерживаются в системе специальными пружинами. Поршни в таких суппортах связаны между собой системой трубок или внутренними каналами тормозного суппорта. Жесткозакрепленные суппорта, в свою очередь, делятся на разделяемые и цельные. Для того чтобы извлечь поршни в неразделяемых суппортах достаточно подать давление воздуха через отверстие тормозного шланга и поршни выйдут из цилиндров. В разделяемом типе расстояния между стенками корпуса суппорта недостаточно чтобы вытащить одновременно оба поршня — поэтому корпус сделан разборным. Две половинки корпуса обычно стягиваются между собой болтами или винтами.
Фиксированный тип конструкции сам по себе лучше плавающего. На сегодняшний день чаще всего применяется на автомобилях представительского класса и в автоспорте. Это объясняется, прежде всего, более высокой ценой механизма, и тем, что для установки такого типа суппортов требуется больше пространства между колесными и тормозными дисками автомобиля.
Рядовому автолюбителю, который сам ухаживает за своим автомобилем, важно знать порядок обслуживания тормозной системы автомобиля.
1. Необходимо хотя бы раз в месяц осматривать элементы тормозной системы, в том числе и тормозные суппорты, на предмет подтекания тормозной жидкости. При осмотре тормозных суппортов следует обратить внимание на пыльник поршня рабочего цилиндра и место соединения шланга с суппортом. При обнаружении следов подтеков срочно найти их причину и устранить ее.
2. Не реже чем раз в два года эксплуатации автомобиля полностью менять тормозную жидкость в системе. Так как она обладает таким свойством как гигроскопичность — способность впитывать влагу из воздуха. Наличие воды в составе тормозной жидкости, это, во-первых — ватные и непослушные тормоза, во-вторых – не откручивающиеся соединения трубок и шлангов тормозной системы — из-за появления следов коррозии. Следствием несвоевременной замены тормозной жидкости может стать закисание поршня в рабочем тормозном цилиндре. Для устранения этой неисправности, скорее всего, придется заменить суппорт в сборе.
3. Все современные тормозные колодки оборудованы сигнализаторами износа. Если степень износа колодок большая — вы узнаете это по появлению скрипа со стороны колес автомобиля при торможении. При замене колодок нужно обратить внимание на равномерность их износа. Если износ неравномерный – то, скорее всего, закисли направляющие пальцы одного из суппортов. Для устранения неисправности необходимо заменить смазку в них и разработать сами направляющие.
Помимо этого нужно обращать внимание на то, как ведет себя автомобиль во время торможения, не разворачивает ли его. Хотя бы раз в полгода осматривать все уплотнительные кольца и манжеты тормозных суппортов на предмет старения и разрывов. При необходимости заменить их.
В наше время, когда постоянно ставятся рекорды новых скоростей, развитие автомобилестроения требует постоянного усовершенствования тормозных систем автомобилей. Для усиления тормозной системы автомобиля штатные суппорта обычно заменяют на суппорты с большим количеством рабочих цилиндров или на суппорты с большим диаметром рабочего цилиндра. Такие вмешательства, как правило, происходят в паре с заменой тормозных дисков на диски побольше в диаметре и с усовершенствованной вентиляцией. Тормозные суппорты с 4-12 поршневым механизмом создают намного большее прижимное усилие, которое равномерно и оптимально распределяется по площади колодки. При этом с 8-12 поршневыми суппортами требуется уже четыре колодки на суппорт. Главная особенность многопоршневых суппортов в их информативности. Не стоит забывать, что любое вмешательство в тормозную систему автомобиля чревато созданием аварийной ситуации на дороге, и поэтому необходимо обязательно проверять эффективность тормозной системы на тормозном стенде!
Что такое суппорт в автомобиле?
Нужно понимать, что суппорт, в связи с различными современными модификациями, использовании новейших материалов, подходов и оборудования сегодня является наиболее развивающейся системой транспортного средства.
Основное устройство и принцип работы суппорта
Для начала нужно напомнить о двух основных направлениях развития современных суппортов – с плавающей скобой и с применением фиксированной конструкции.
Исторически фиксированная конструкция появилась раньше. Принцип работы такой конструкции достаточно прост – по обеим сторонам от тормозного диска располагали два цилиндра, заключенных в специальный металлический корпус. Сам корпус жестко крепился к передней, либо же задней подвески транспортного средства.
Когда запускался механизм торможения, колодки с помощью цилиндров равномерно начинали прижиматься с двух сторон к диску торможения. Чтобы не возникало произвольного прижатия в процессе движения – колодки на расстоянии от тормозного диска удерживались особым образом выполненными пружинами.
Одновременность срабатывания цилиндром обеспечивается равномерной подачей тормозной жидкости, с использованием специально разветвлённой системы трубок. Учитывая, что система замыкается на срабатывание одновременно нескольких цилиндров – ее эффективность оказывается на достаточно высоком уровне. Обычно такие системы используются на тяжелых и спортивных автомобилях.
Отличительной чертой плавающей скобы является немного видоизмененный принцип торможения транспортного средства. Изначально срабатывают тормозные поршни на одной стороне диска, которые в буквальном смысле начинают подталкивать тормозной диск к колодкам, расположенным на другой стороне. Тем самым обеспечивается более плавное торможение.
Учитывая, что механизм для торможения в этом случае требуется с одной стороны, такие системы имеют меньшие габариты, проще в обслуживании, дешевле и практичнее в эксплуатации. Весьма широко применяются в конструкциях недорогих автомобилей с малыми габаритами.
Работу устройства можно описать таким алгоритмом:
— после нажатия на рычаг торможения тормозная жидкость начинает поступать в цилиндры суппорта;
— цилиндры начинают прижимать колодки торможения к специальному тормозному диску (в зависимости от системы располагается односторонне либо же с двух сторон);
— благодаря возникновению трения и сопротивления транспорт начинает снижать скорость (до полной остановки).
Немного о повышении работоспособности суппорта
Чтобы тормозная система служила долго и бесперебойно, следует придерживаться некоторых простых правил обслуживания такой системы, от которой напрямую зависит ее работоспособность.
— периодически (раз в месяц) проводить визуальный осмотр тормозной системы на предмет обнаружения возможного протекания жидкости ДОТ-4, а также обращать внимание на соединительные элементы (шланги) рабочего поршня цилиндра и элементов суппорта;
— не реже, чем через каждые два года проводить полную замену тормозной жидкости. Нужно понимать, что эта жидкость обладает способностью впитывать имеющуюся в атмосфере влагу, теряя, тем самым, свои изначальные свойства. Вода в тормозной жидкости способствует образованию коррозии, а также снижением уровня сцепления;
— следить за уровнем износа колодок. Практически все системы современных автомобилей обладают датчиками, извещающими владельца транспортного средства о состоянии колодок. В процессе замены целесообразно следить за степенью износа каждой колодки. Если она неравномерная – это сигнал для регулировки определенной части суппорта.
Нужно понимать, что игнорирование этих простых правил может стать причиной потери управляемости транспортного средства когда вы того меньше всего хотите, а еще хуже станет причиной аварии.
Также следует помнить, если вы увеличиваете мощность своего «железного коня» в процессе модернизации, следует заменить тормозную систему на более мощную и современную. Это делается путем увеличения количества тормозных цилиндров, смены системы торможения, установки более мощных дисков.
Принцип работы и устройство тормозного суппорта в автомобиле
Тормоза – это та конструкция, на которой нельзя экономить. Существует две разновидности тормозов: дисковые и барабанные. Тормозной суппорт требуется для остановки вращения диска. Как работают тормозные суппорта, следует рассмотреть подробно, так как это важнейший элемент, от которого зависит безопасность водителя и пассажиров.
Назначение
Даже начинающим автомобилистам необходимо знать, что такое суппорт в автомобиле. Суппорт – это деталь, нужная для равномерного прижимания фрикционной накладки посредством поршней к диску в момент выжимания педали тормоза. Так как суппорт в машине следует рассматривать в совокупности с колодками, можно сделать вывод, что больше 85% неисправностей передней тормозной системы связано с ними.
Где расположен
Узел монтируется на ступицу и закрепляется снизу и сверху. Держится на болтах. Он не вращается вместе с колесом.
Устройство
Узел представляет собой цилиндр, внутри которого ходит поршень. В систему входят также скобы – они удерживают тормозные колодки. На легковых автомобилях устанавливают изделия, приводимые в действие гидравлической системой, на грузовые машины ставят пневмосистему.
Вот из чего состоит суппорт:
Основной элемент – поршень с цилиндром. Конструкцией предусмотрен клапан, отводящий воздух. Под воздействием давления температура воздуха возрастает, из-за чего есть риск, что жидкость закипит, а это негативно сказывается на торможении. Отверстие в заднем суппорте открывают при прокачке тормозов. Задний тормозной суппорт соединяется с тросиком, поэтому поршень может выжиматься механически, стояночным тормозом.
Как работает
Принцип работы тормозного суппорта основан на гидравлическом давлении. Усилие вызывает хождение поршня в главном тормозном цилиндре. Свойство жидкости – она не сжимается под давлением, поэтому давление передается к тормозному узлу. Так как в суппорте тоже есть поршень, он под воздействием давления выдвигается наружу. Диск с двух сторон зажимается колодками, они трутся об него, и трением гасится скорость. Возвращение поршня на место происходит в результате воздействия упругих колец.
Обратите внимание! Так как при трении выделяется тепловая энергия, диски разогреваются до 500-600 градусов на любом типе автомобилей. Конструкцией предусмотрен постоянный обдув, поэтому он не нагревается более чем до 250 градусов.
Размеры корпуса узла могут варьироваться в зависимости от размера колодок. И задний, и передний суппорт работают одинаково.
Фиксированная система закрепляется на поворотном кулаке, а поршни располагаются по обе стороны от диска, колодки обжимают диск. В неактивном положении поршни удерживаются с помощью пружин. Тормозная жидкость подается через разветвленные трубки к цилиндрам с разных сторон. Такая система работает эффективно и применяется для автомобилей, где нагрузка особенно высокая – грузовые машины.
Плавающий – имеет такое название, потому что может перемещаться по направляющим. Колодки также располагаются с внутренней стороны и с внешней, но поршень (поршни) прижимает только внутреннюю колодку, прижим второй жестко закрепленной колодки обеспечивается за счет движения суппорта в направлении противоположном движению поршня. Этот тип устройств стоит дешевле, менее эффективен, однако, более популярен.
Увеличенный плавающий узел работает по тому же принципу, что и стандартный плавающий, но используется поршень большего размера и увеличенные по площади колодки, что наращивает эффективность торможения.
Грамотный уход и контроль состояния суппорта обеспечит его долгий срок службы:
Обслуживание
Суппорта сильно нагреваются и работают в агрессивных условиях, именно эти факторы влияют на детали разрушающим образом. Китайские аналоги вообще разрушаются от высокой температуры. Профессионалы рекомендуют устанавливать на автомобиль либо запчасти от известных брендов, либо оригиналы. На тормозах нельзя экономить.
Важная деталь, от которой зависит срок службы деталей – пыльник. Пыльник защищает элементы конструкции, в частности поверхность поршня и сальник, от попадания пыли и грязи. Если пыльник порвался, внутрь моментально забивается грязь, песок, детали ржавеют, вымывается или высыхает смазка, герметичность сальника нарушается и образуется течь. Работа поршня на сухую приводит к плачевным последствиям: эффективность торможения значительно снижается, либо оно становится невозможным, поршень блокируется и колесо заклинивает.
Закисание поршня происходит, при долгом использовании изношенной тормозной колодки. Недостаточная толщина накладки приводит к тому, что поршень сильно выдвигается, и на его боковой поверхности образуются отложения, которые мешают ему вернуться в начальное положение. Если на такой суппорт установить новые колодки, то возникнут следующие проблемы:
Шум в узле можно заметить через некоторое время после установки новых деталей. Причины:
Чтобы устранить этот недостаток дополнительно устанавливают пружины.
Коррозия внутренней поверхности поршня возникает из-за пренебрежения сроками замены тормозной жидкости. Она способна впитывать воду даже из воздуха. поэтому со временем даже части, которые соприкасаются только с тормозной жидкостью, подвергаются воздействию воды и начинают коррозировать.
Важно! Периодичность замены тормозной жидкости – каждые 3 года.
Чтобы суппорт служил долго, необходимо своевременно менять смазку. Это действие обеспечит надежную работу поршня и безопасность эксплуатации автомобиля.
Для суппортов нельзя использовать обычную смазку типа графитной смазки или «Литола». Она быстро засохнет даже при целом пыльнике. Главное требование к смазке– устойчивость к перепадам температуры. Продается специализированная смазка в упаковках по 45 г. Этого достаточно для разового обслуживания.
Замена ремкомплекта
Новый узел в сборе стоит дорого, но можно приобрести ремкомплект и заменить все «внутренности». Это обойдется значительно дешевле. Туда входят все необходимые детали, в том числе пыльники и манжеты.
Поршни с кавернами значительной глубины не ремонтируют, даже если они покрыты ржавчиной. Шлифовка детали приводит к критичному изменению размеров. Однако зачистить заржавленные места тонкой наждачной бумагой необходимо. Направляющие пальцы также могут износиться. Они обеспечивают подвижность деталей, поэтому их нужно осмотреть в первую очередь и при необходимости заменить.
Важно! Эксплуатировать автомобиль с непрокачанными суппортами нельзя, так как тормоза не будут работать эффективно.
Принцип работы тормозных суппортов относительно прост – торможение происходит за счет силы трения. Эта система показала себя более прогрессивной по сравнению с барабанными тормозами и применяется на многих отечественных и зарубежных марках автомобилей. Все элементы узла выполняют важные функции, поэтому за их состоянием необходимо следить и своевременно менять изношенные детали на новые.
Что такое тормозной суппорт автомобиля?
Даже тот, кто слабо разбирается в устройстве автомобиля, знает, где находятся суппорта и для чего они нужны. Ну или хотя бы приблизительно представляет. Вот они, виднеются в передних (а зачастую и задних) колесах, так что никаких сомнений в их принадлежности к тормозной системе нет и быть не может.
Суппорт, на самом деле, устройство не сложное, но рационально и толково сделанное. Выходит из строя он достаточно редко, особенно при нормальном техническом обслуживании. Как он устроен, как работает, какие виды и конструкции бывают – читайте дальше.
Что такое суппорт и для чего он нужен?
Суппорт автомобиля – это деталь дискового тормоза, которая отвечает за работу тормозных колодок, предпоследнее звено в передаче усилия от водителя, когда он нажимает на педаль тормоза, до пары диски-колодки. Конструктивно суппорт связан и с гидравлической системой, и с самой тормозной парой.
Задача суппорта – прижимать колодки к тормозному диску, когда необходимо торможение, и удерживать колодки на расстоянии от диска, когда тормоз не задействован. От того, насколько четко он работает, зависит комфорт и безопасность торможения.
Другая функция, о которой часто забывают неспециалисты – фиксировать тормозные колодки строго параллельно друг-другу и тормозному диску. Малейший перекос уменьшает пятно контакта, ухудшает качество торможения и ускоряет износ тормозных поверхностей. Поэтому так важно, чтобы суппорта не только хорошо работали, но и не имели ни малейшего изъяна в своей конструкции.
Виды, устройство и принцип работы
Конструктивно суппорт состоит из корпуса, поршней со штуцерами, скобы для фиксации колодок, направляющих, а также пыльников, уплотнительных и крепежных колец поршней.
Принцип работы достаточно простой.
Это общий принцип работы тормозного суппорта. Но было бы странно, если за долгие годы инженеры не придумали несколько разновидностей этой несложной конструкции. Сегодня можно встретить два основных типа суппортов: плавающие и фиксированные.
1. Плавающая конструкция — это более старый тип, который до сих пор используется в бюджетных автомобилях. Основная его особенность в том, что поршни находятся только на внутренней стороне суппорта и, соответственно, они управляют только внутренней тормозной колодкой. При торможении поршень выдвигается, колодка прижимается к диску, и одновременно приходит в движение направляющая скоба – она движется в обратную сторону и прижимает наружную колодку.
За счет того, что поршни находятся только с одной стороны, такая конструкция дешевле и проще в исполнении. Однако качество торможения не идеальное за счет того, что колодки прижимаются к диску не одновременно. Поэтому такие суппорта подходят для спокойной «семейной» езды, но не годятся для спорта и агрессивного стиля вождения. На видео, ниже, наглядно показан принцип работы плавающей конструкции.
2. Фиксированная конструкция — более сложный конструктивно, но и более эффективный вариант. В таком суппорте поршни находятся с обеих сторон, так что при торможении обе колодки прижимаются к диску абсолютно синхронно. Гидравлические каналы суппорта связаны между собой, так что усилие распределяется одинаково.
Суппорта фиксированного типа ставятся на автомобили, где важно качество, точность и информативность торможения. Их можно встретить в спорткарах, кроссоверах и внедорожниках, просто дорогих современных моделях. Принцип работы тормозной системы с суппортом фиксированной конструкции наглядно показан на видео-уроке, ниже.
Сколько поршней может устанавливаться в суппорт?
В зависимости от конструкции, это может быть и один (в суппортах плавающего типа), и два, и больше. Самые мощные тормозные системы, рассчитанные на диски R22, могут иметь до 12 поршней, по 6 с каждой стороны. Чем больше поршней, тем четче и сильней срабатывает тормоз, колодки более равномерно прижимаются к диску. Конечно, в обычных поездках разница не слишком чувствуется, но в стритрейсинге хороший мощный суппорт – важный элемент тюнинга.
Однако чем больше поршней, тем ниже надежность конструкции. Больше риск получить протечку тормозной жидкости, больше риск любой другой поломки.
Неисправности суппортов и их признаки
Само «тело» суппорта – конструкция достаточно надежная. Пострадать могут в основном подвижные части: поршни, направляющие, монтажные пластины колодок. В большинстве случаев причиной поломки становятся поврежденные пыльники и уплотнители. Рассмотрим самые частые неисправности.
Основные признаки неисправностей связаны в основном с потерей подвижности поршней или направляющих, реже – с проблемами в гидросистеме.
При появлении любого из симптомов нужно решать проблему сразу. Тормоза – это не шутка, и нет ничего хорошего в том, что они работают некорректно.
Ремонт суппортов
Если суппорт не пострадал от выработки или коррозии, его можно отремонтировать и ездить дальше. Как правило, ремонт делают в двух случаях: когда подклинивают колодки или когда нужна замена ремкомплекта.
Как устранить заклинивание колодок?
Внешние металлические пластины колодок могут ржаветь от постоянной влаги, соли и другой химии с дороги. Не спасает даже краска, которой они покрыты. Когда ржавчины много, колодки плохо перемещаются и могут заклинить.
Если проблема не затронула сам суппорт, колодки можно почистить, смазать (использовать нужно высокотемпературную смазку и следить, чтобы она не попала на фрикционные поверхности), а затем поставить на место.
Если же на прилегающих поверхностях суппорта видна выработка, даже небольшая, чистка колодок не поможет. Здесь можно только заменить саму деталь. Ниже, видео по теме, что делать чтоб не клинило механизм.
Купить сменный комплект резины для суппорта – задача несложная, принцип тот же, что и при покупке самого суппорта (поиск по VIN-коду автомобиля или марке/модели/году выпуска и т.д.)
При самостоятельном ремонте нужно подготовить место, где можно разобрать суппорт, чтобы внутрь механизма не попала пыль и песок, далее делаем все пошагово.
На видео, ниже, наглядно показано, как произвести замену. Советуем сделать громкость тише, а то музыка немножко раздражающая.
Совет: если вы впервые разбираете суппорт, фотографируйте каждую деталь до ее снятия. Это поможет правильно собрать всю систему.
Смазка для суппортов
Можно ли смазывать «пальцы» любой подручной смазкой? К сожалению, нет. Причина в том, что суппорт работает в режиме высоких температур, особенно если автомобиль имеет большую массу или водитель любит погонять. В этом случае греется и суппорт, и направляющие, и смазка на них.
По этой причине отпадают самые распространенные смазочные материалы: они сделаны на основе минеральных масел и при нагревании разжижаются и стекают с металла.
Вторая причина, по которой использовать литол, солидол или даже более качественные керамические и медные смазки нельзя – их взаимодействие с резиновыми пыльниками. Большинство смазочных материалов повреждают резину, пыльники соскакивают со своих мест, и пальцы остаются без защиты.
Только тем, что производитель называет смазкой для направляющих. Такие продукты есть у Bosch, Liqui Moly и других производителей автохимии. Один из показателей, что смазка подходит – высокотемпературная устойчивость, сохранение свойств при нагреве минимум до 200 градусов.
Почему в магазине могут предложить не то? Просто потому, что для суппортов есть и другие смазочные материалы, например, керамические и медные противоскрипные смазки, которые наносят на металлическую пластину колодок. Да, они отлично справляются со своей задачей, но для пальцев не подходят!
Советы автомобилистам
Есть несколько правил, выполнение которых поможет продлить жизнь суппортам до заявленных производителем 150-200 тысяч километров.
Заключение
Часто можно услышать, что суппорта называют основной деталью тормозной системы. Это одновременно и правда, и нет: суппорт действительно играет огромную роль в процессе торможения, но и остальные части этого механизма не менее важны. Так что нет, роль не главная, но действительно важная. От того, насколько хорошо он работает, зависит безопасность на дороге, и не только для самого водителя, но и всех, кто находится рядом.