что такое суета сует

Что означает выражение «суета сует»?

что такое суета сует. Смотреть фото что такое суета сует. Смотреть картинку что такое суета сует. Картинка про что такое суета сует. Фото что такое суета сует

Всё суета сует — вздохнул царь Соломон

Происхождением фразеологизм обязан книге Экклесиаст — девятнадцатой книге Пятикнижья (ТаНаХа), которая находится в разделе Писания, между «Плачем Иеремии» и книгой Эстер. Экклесиаст — это греческий перевод ивритского слова «Кохелет», обозначающего «ведущий собрание, выступающий перед публикой» или «проповедующий в собрании, поучающий народ». В первой строке книги она характеризуется как «слова» Экклесиаста, «сына Давидова, царя в Иерусалиме». В 12-ой строке автор утверждает, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме». На этом основании авторство книги приписывается царю древнего Израиля Соломону, прославившемуся в веках своей мудростью

Выражение «суета сует» звучит уже во второй строке первой части книги Экклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!». И далее автор развивает мысль:

3. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Применение выражения в литературе

«что такое нигилизм? – продолжает ораторствовать Митенька, – откиньте пожары, откиньте противозаконные волнения, урезоньте стриженых девиц… и, спрашиваю я вас, что вы получите в результате? Вы получите: vanitum vanitatum et omnium vanitatum»
(Салтыков-Щедрин «Помпадуры»)
«Гегель подвязывал паруса своей философии, так гордо и свободно плывшей по морю логики, боясь далеко уплыть от берегов и быть захваченному шквалом. Нибур, томимый тем же пророчеством, умер, увидя 1830 году и июльскую революцию. Целая школа образовалась в Германии, мечтавшая остановить будущее прошедшим, трупом отца припереть дверь новорождённому. — Vanitas vanitatum!» (Герцен «С того берега»)
«Я без хвастовства могу сказать, что я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь (то есть когда их не нужно), а без них держатся до первого толчка. Vanitas! Vanitas! Суета! Суета!» (Герцен «Дневник»)
«Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросёночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnia vanitas»6 (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком» (Чехов «Темпераменты»)
«Этот Лукулл из рода Мило умер, завещав своему сыну родовое поместье, хоть и без права взимания подати с вассалов, но зато с флюгерами, украшенными его гербом, тысячу луидоров — сумму, довольно значительную в 1802 году, и векселя сиятельнейших эмигрантов, хранившиеся вместе со стихами в папке со следующей надписью: «Vanitas vanitatum et omnla vanitas!» (О. де Бальзак «Провинциальная муза»)
«Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?» (Теккерай «Ярмарка тщеславия»)

Источник

Суета сует

Что означает известное крылатое выражение «суета сует» из книги «Экклезиаст» царя Соломона?

Дело в том, что «суета сует» – это неправильный перевод с иврита выражения «эвель авалим», подтверждающий в очередной раз, насколько невозможно читать Тору в переводе.

На самом деле «эвель а-пэ» – выдох воздуха, который, проходя через пять частей во рту: голосовые связки, нёбо, губы, щеки и язык, обрабатывается и выходит в виде пяти типов звуков: зубных, небных, гортанных, языковых и губных. Поэтому сказано: «Словом Божьим создано всё».

В каббале «эвель» означает отраженный свет. Это великое правило всеобщего светоизлучения, когда человек, не желая принимать свет в свой эгоизм, а лишь стремясь уподобиться Творцу, отражает его от себя. Только в этой мере всё в мире существует, проявляется и ощущается. Поэтому говорится, что все в мире происходит из того, что называется «эвель» – отраженный свет.

И это не суета, а очень серьезная внутренняя работа, совершенно противоположная тому, что подразумеваем мы в нашем мире, читая Тору в переводе.

Если человек говорит о земных наслаждениях: «Все это – суета», разве здесь не имеется в виду какое-то подобие отраженного света?

Нет. Это огромная работа над собой, когда ты должен сделать сокращение, потом экран, прийти к состоянию раскрытия Высшего мира и отразить его от себя. И тогда ты видишь, что всё воспринимается лишь в отраженном свете.

Таким образом, принять в себя наслаждение можно только через отраженный свет. Это и есть «эвель». Поэтому нет ничего кроме него! Остальное всё – только наш мир, который вообще не считается за существующий.

Источник

В древнееврейском оригинале «Книги Екклесиаста» (Kohelet) слово «суета» (havel) имеет два значения. Одно, прямое, означает выдох, выдыхаемый пар. Другое, переносное, означает тщету, нечто напрасное, ненужное, не имеющее истинной ценности. Эти два значения связаны по смыслу.

Поскольку выдох быстр, не приносит миру никакой пользы и бесследно растворяется в воздухе, он становится символом быстротечности, бесполезности и бесследного исчезновения всего земного. А в конечном счёте напоминает о последнем выдохе умирающего как об итоге всей его жизни.

Второе значение этого слова «тщета» как бы обобщает это многозначное значение.

Сочетание слов «суета сует»* (havel havаlim) по аналогии с «царём царей» означает в ы с ш у ю с т е п е н ь тщеты, выраженную в быстротечности, бесполезности и и бесследном исчезновении. А второе предложение «всё суета» (hakol hаvel) распростроняет это определение на всё, что происходит под солнцем**.

Премудрый Соломон как бы говорит: «Всё в этом временном мире имеет характер и судьбу выдыхаемого нами пара, бесследно растворяющегося и исчезающего» или «как мы бы сказали, «фук» – подул, и нет!» (С.С. Аверинцев)

В этом выражении (havel havаlim hakol hаvel) все четыре слова начинаются со слога похожего на выдох : «ha. » «ha. » «ha. » «ha. » Так что слово «всё» начинается так же с выдоха, как и слово выдох, что очень выразительно подчёркивает смысловую связь между ними.

Вопросы и ответы (с христианской точки зрения)

1. Абсолютно ли всё является суетным?

«Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в третьем и следующих стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия». (А.П. Лопухин)

2. В отношении чего является суетой всё, происходящее под солнцем?

«Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья — Ithron. По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.» (А.П. Лопухин)

Также суетой является всё, происходящее под солнцем, в сравнении с познанием единого и неизменного по своей природе Бога. Поэтому всё, что служит вознанию Бога, а именно, чтение Священного Писания, богомыслие, память Божия, молива, и исполнение заповедей Божиих, не суетно. Не суетны также христианская вера, надежда и любовь.

3. Есть ли другие толкования словосочетания «суета сует».

Или стихами Гавриила Романовича Державина:

«Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас.»

Источник

Суета сует и всяческая суета

(значение фразеологизма) — мелочные повседневные волнения, суета.

Суета сует и всяческая суета на латыни — Vanitas vanitatum et omnie vanitas (ванитас ванитатум эт омниэ ванитас).

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!»

А также далее (гл. 1, ст. 14):

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!».

Фраза применяется и в английском языке:

Суета сует — vanity of vanities

Суета сует и всяческая суета — vanity of vanities! All is vanity

Первые две строки главы 1 Книги Екклесиаста на английском языке:

«Vanity of vanities, says the Preacher,

vanity of vanities! All is vanity».

В словарях

Примеры

«. у ног Большого Сфинкса, и все мы, щурясь, вглядывались в его вечно открытые глаза. Солнце било своими лучами мне по голове, то же солнце, что обрушивало свой жар на тысячи тех, кто построил эти пирамиды, и на миллионы посетителей, приходившим сюда потом. Ни об одном из них ничего не осталось в памяти, думал я. Все – суета, говорится в Библии. Существует только настоящее, говорит учение дзен. Все – пыль, говорит пустыня.»

«Теперь же я сидел в Чикаго, обремененный долгами глава балансирующей на грани краха обувной компании, и выставлял на всеобщее обозрение новый бренд – образец никудышного мастерства с кривыми свушами. Все суета сует

Режиссёр Алла Сурикова, Мосфильм 1978 г.

«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), история 2 называется «Суета Сует», а история 3 «Всяческая суета».

«Жизнь господина де Мольера» :

«Суета сует» (рассказ, 1926 г.)

«В городе он говел и писал у нотариуса завещание (недели две назад с ним приключился легкий удар), и теперь в вагоне все время, пока он ехал, его не покидали грустные, серьезные мысли о близкой смерти, о суете сует, о бренности всего земного.»

«А презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой причине: суета сует, внешнее и внутреннее, презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо, — всё это философия, самая подходящая для российского лежебока»

«— То-то. по лику вижу. А я стою вот тут и гляжу. Мир и есть мир. Суета сует. Взглянь-ка! Немцу помирать надо, а он о суете заботится. Видишь?

Старик указал палкой на графскую купальню. От купальни быстро плыла лодка. В ней сидел человек в жокейском картузике и синей куртке. То был садовник Франц.

— Каждое утро на остров деньги возит и прячет. Нет у глупого понятия в голове, что для него что песок, что деньги — одна цена. Умрет — не возьмет с собой. Дай, барин, цигарку!»

«Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas» (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком.»

Князь Долгорукий

«Все наши прихоти — мечта;
Все здесь, о люди, скоротечно:
Ищите в небе счастья вечно,
А мир — сует есть суета«.

«Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: „Ох, ох! Суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?“ Но втайне его очень льстило это новое достоинство;»

Натюрморты Суета сует (Vanitas)

В натютмортах выделяют направление Суета сует (Vanitas, лат.). Натюрморты Суета сует посвящены бренности человеческой жизни, славы, власти.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Еккл. 1:2

Свт. Иоанн Златоуст

Гомилии на Послание Ефесянам.

Свт. Григорий Нисский

Под словом: «суетное» разумеется, что неосуществимо, имеет бытие в одном словесном произношении, вместе же с означением имени не появляется состоявшаяся вещь, но бывает какой-то праздный, ничего не содержащий в себе звук, в виде какого-либо речения, случайно произносимый по слогам, без значения поражающий слух, как например иные в шутку сочиняют имена, для которых нет и означаемого. Это один вид суеты. Суетою же другого вида называется бесполезность того, что делается с каким-то тщанием без всякой цели; таковы например детские здания на песке, метание стрел в звезды, старание уловить ветер, состязания в скорости бега с своею тенью, когда кто усиливается наступить на вершину своей тени. И если что иное сему подобное находим в делаемом нами напрасно, все это означается словом: «суета». Но в обычае называть нередко суетным и следующее: когда кто, имея в виду какую-либо цель, и рачительно, как чем-то полезным занимаясь, предлежащим делом, все приводит в действие, а потом, при встрече чего-либо противного, труд его оказывается бесполезным, тогда это самое, что рачительность осталась без всякого успеха, означается словом: «суетное». Ибо о подобном сему в обычае говорить: «напрасно я трудился, напрасно надеялся, напрасно прилагал много усилий». И чтобы не перечислять в подробности всех случаев, в которых употребляется слово: «суета» в собственном его смысле, в немногих словах определим понятие сего речения: суета есть или неимеющее мысли слово, или бесполезная вещь, или неосуществимый замысл, или неведущее к концу тщание, или вообще что либо не служащее ни к чему полезному.

Но если уразумели мы понятие суетного, то должно будет исследовать, что значит: «суета суетствий». И, может быть, удобнее будет для нас уразуметь искомое, если исследуем обычай Писания выражаться о представляемом в превосходной степени. Занятие чем-либо необходимым и полезным именуется в Писании «делом», занятие же чем либо высшим, всем тем, что относится к богослужению, как видно из истории, называется «делом дел» (Чис. 4:47); и выражением сим: «дело дел», как думаю, показывается, какое занятие относительно к нам в некоторой мере предпочтительнее других. Ибо какое отношение рачительности в делах к праздности вообще, такое же отношение и деятельности в занятиях высших и предпочтительнейших к прочим делам. Так об ином говорится в Писании: «святое», а об ином опять: «святое святых», потому что в равной мере, как святое по святыне выше не святого, так и святое святых представляется преизобилующим во святыне пред самым святым. Посему, что узнали мы о сем обычае писания — в отношении к лучшему таким образом означать усиление рассматриваемого понятия, разумея тоже и о выражении: «суета суетствий», не погрешим нимало. Писание сказует, что видимое в существах не просто суетно, но что ему в каком-то преизбытке принадлежит значение суеты; как если бы сказал кто: «это мертвее мертвого, бездушнее бездушного». Хотя сие сравнительное усиление в подобных понятиях и не имеет места, однако же выражается оно сим речением в уяснение превосходства означаемого. Посему, как есть дело дел и умопредставляемо святое святых, и сим выражается указание на превосходство в совершенстве; так и выражение: «суета суетствий» показывает крайнюю степень преизбытка суеты.

И никто да не подумает, будто бы сказанное служит осуждением твари. Ибо обвинение пало бы на Сотворшего все, если бы и все было суетою, и создателем сего оказался у нас Тот, Кто все привел в бытие из ничего. Но поелику состав человека двоякий, с телом соединяется душа; то и образ жизни делится соответственно каждой из усматриваемых в нас частей. Иная жизнь души и иная тела; одна смертна и временна, другая бесстрастна и негиблюща; и первая имеет в виду одно только настоящее, цель же последней простирается в непреходящее. Посему, так как велика разность между смертным и бессмертным, между временным и вечным, то слово Екклезиаста ведет к тому, что должно иметь в виду не эту чувственную жизнь, которая, в сравнении с жизнию истинною, есть какая-то недействительная и не состоятельная.

На книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на Еккл. 1:1

Свт. Амвросий Медиоланский

О бегстве от мира.

Прп. Петр Дамаскин

По причине сего пятого знания, называемого, по слову пророка, советом (Ср.: Ис. 11:2), человек познает, как сказано было в конце (слова) о блаженствах, естество и изменяемость чувственных творений, что они из земли и снова возвращаются в землю, по изречению Екклесиаста: суета суетствий и всяческая суета. И Дамаскин также: суета все человеческое, что не пребывает по смерти. Не пребывает богатство; не сопутствует слава; с приходом смерти это все истребляется. И еще: поистине суета все, а жизнь только тень и сон, ибо напрасно смущается всякий земнородный, как говорит Писание, когда мир приобретем, тогда вселимся в гроб, где — вместе — и цари и нищие!

Творения. Книга первая.

Прп. Нил Синайский

Письма на разные темы. Епископу Кирину.

Блж. Августин

Об истинной религии.

Проповеди.

Толкование Псалмов.

Блж. Иероним Стридонский

Если все, что сотворил Бог, «добра зело», то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» (Пс. 38:6). Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» (2 Кор. 3:10). Значит в подобном смысле можем и мы небо, землю, моря и все, что содержится в их пределах, признавать хотя добрым в себе, но, по сравнению с Богом, считать за ничто. Смотря на огонек светильника, я довольствуюсь его светом; но потом, когда взойдет солнце, не замечаю того, что издавало свет, и вижу, что от блеска солнца скрылись даже светила звездные. Подобно этому, смотря на мир и на широкое разнообразие предметов, я хотя и удивляюсь величию творений, но, размышляя, что все это проходит, и что мир стареется и имеет конец свой, и что один Бог всегда есть то, что был, я невольно вынужден не однажды, а дважды сказать: «суета сует и все суета». В Еврейском вместо суета сует стоит: abal аbalim, что, за исключением Семидесяти Толковников, все одинаково перевели: α’τμός α’τμίδων, или ατμών, что мы можем перевести «пар» дыма и легкий «ветерок», который скоро рассеивается. Этим словом показывается, следовательно, тленность и ничтожность всего существующего. Ибо все видимое временно, а невидимое вечно. Или: поелику тварь подчинена суете и воздыхает, болезнует и ожидает откровения славы чад Божиих, и поелику ныне отчасти уразумеваем и отчасти пророчествуем: то все суета, пока не придет совершенное.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

О началах.

Валериан

Гомилия.

Евагрий Понтийский

Тем, кто вошли в духовную Церковь и изумляются от созерцания того, что пришло в бытие, Писание говорит: «Не думайте, что это последний предел, сокрытый для вас в обетованиях». Ибо все эти вещи есть суета сует (Еккл. 1:2) в отношении познания самого Бога. Как лекарства тщетны в отношении конечного исцеления, так напрасны логосы веков и миров после созерцания Святой Троицы.

Схолии на Екклесиаста.

Дидим Слепец

Вопрос: Об одной и той же ли [суете говорит Соломон]?

Вопрос: Не сказал ли он суета сует о видимом и чувственно воспринимаемом?

Ответ: Не сходным образом смотрят на солнце человек несведущий и ученый-звездочет. И астрономическое, и естественно-научное созерцание солнца весьма уступают [постижению] Бога невидимого и знанию, которое от Бога.

На книгу Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Суета сует. Евр. hebel (от халдейского habalдымиться, испаряться) значит: дым, пар, дыхание, в переносном смысле: ничтожество, бесполезная вещь, тленность, суетность. Этим именем называются языческие боги (Втор. 32:21; Иер. 14:22), как не приносящие никакой пользы человеку (Иер. 16:19), всякая бесполезная вещь, тщетное, напрасное действие (Ис. 30:7; 49:4), фантастические мысли (Пс. 93:11), безрадостная, скорбная жизнь (Иов. 7:16). Выражение «суета сует» указывает на высшую степень ничтожности, бесполезности. Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в 3 и след. стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия. Да и в этом случае понятие суетности у Екклезиаста нуждается в некотором ограничении. Все вещи и явления, по планам провидения, имеют свои цели, осуществляя которые они не могут быть признаны бесполезными, ничтожными (ср. Еккл. 3:11: все соделал Он прекрасным в свое время). Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья — Ithron.

По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.

Толковая Библия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *