что такое суе в библии
Не произноси имя Его напрасно
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.
Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).
Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»
Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.
Значение и происхождение слова «всуе»
Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.
Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.
Употребление
Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).
На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.
Библейская заповедь
Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.
Происхождение фразы
События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.
Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.
Понимание священных слов
Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.
Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:
Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.
Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.
Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.
Поминание Господа всуе
Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.
Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:
Как и когда употреблять имя Его
Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:
Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.
Что означает выражение: Не упоминай имя Господне всуе? Что значит фраза «Не поминай имя Господа в суе».
А между тем, раньше, когда человек был ближе к Божьим книгам, слово «всуе» было у всех на слуху. Хотя оно и имело религиозный оттенок, его произнесли и во вполне обыденных житейских ситуациях. Всуе значит «напрасно», «зря».
Например, «Будь зело (весьма) старателен и усерден в трудах своих, дабы не всуе (напрасно) изнурять жизнь свою».
«Зело» любили это словечко и классики отечественной литературы, придавая ему иронический смысл. Николай Васильевич Гоголь писал в своих «Повестях»:
«Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления, и что священное имя его произносится решительно всуе».
Корни слова «всуе» уходят в далекое прошлое, к старославянскому языку. И оно обнаруживается не только в русском, но и в других родственных языках. Происходит от «в» и «въсоую». Этимология слова «суи» — «пустой», «тщетный», отсюда пошли и другие однокоренные слова: суетный, суета, суеверие и другие.
Значение понятия
Толковый словарь Ожегова трактует его смысл так: «ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)»
Эта трактовка ближе к собственно религиозному или православному пониманию древнего слова, согласно которому само упоминание Бога всуе считается греховным. И где впервые это понятие было употреблено: на городской ярмарке или в стенах храма, сказать сейчас трудно. Церковнославянский язык, служащий в наши дни языком православного богослужения, был создан еще Кириллом и Мефодием на основе южнославянских диалектов, главным образом сербского.
Не упоминай имя Господа напрасно
Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала… Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.
История фразы
Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.
Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно». Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим).
В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.
Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.
Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Толкование заповеди
Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.
Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.
Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.
Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:
«Более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
Не упоминай имя Бога в суе. Кто как понимает это местописание?
Всуе — в суете:»Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь? » и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. «Притчи 30:7-9
Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие, напрасно, без должного благоговения. Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещая вообще, легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу.
Бог — это тоже имя Господа, пишется с большой буквы как имя собственное.
Почему нужно реже вспоминать Бога
Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит»…
Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!
Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.
Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11
Что значит упоминай в суе. Что значит не упоминать имя господа всуе
Поминание Бога всуе, допущение вольностей в речи
Официальная запись уотергейтских плёнок во времена президента Никсона часто прерывалась фразой: «Стёрто — лишние слова». С тех пор выражение «стирать лишние слова» часто употребляют, описывая не самую лучшую манеру разговаривать. Лишние слова были не к лицу Президенту, и их стёрли, чтобы не вредить его престижу больше, чем было необходимо.
Как и многие общественно-социальные понятия, приличие — вещь относительная. Но Слово Божье устанавливает определённые правила человеческой речи, ограничивающие степень свободы выражения.
Поминание Бога всуе
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Бог не только включил этот запрет в Десять Заповедей, но Он также предостерёг, что Он «не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (ст. 7). Подобное предостережение есть только в этой, единственной из всех десяти заповедей.
Произносить имя Божье всуе значит пользоваться им так, как будто оно не имеет никакой особой цены и значения. Может быть, именно в этом — корень нашего греха: мы не понимаем и не признаём истинной ценности имени Бога. Мы слишком часто подходим к вопросу ценности и значения Бога со своими человеческими мерками, в то время, как нам следовало бы предоставить это Богу. Такое ограниченное, субъективное понимание Бога приводит к извращению и идолопоклонству.
Человеческий, примитивный подход к имени Бога искажает наше ощущение Его ценности и притупляет чувствительность в вопросе пользования им. Мы вообще не склонны придавать большого значения именам и названиям. Мы выбираем имена для наших детей по принципу благозвучности. Для большинства из нас имена не имеют никакой внутренней ценности.
Иначе обстоит дело с именем Божьим. Его имя обладает и значением и ценностью. Истинное значение имени Бога можно понимать двояко, как бы в двух измерениях: значение его для Бога и его эмпирическое (основанное на опыте) значение для нас.
Значение имени Божьего для Самого Бога. Имя Божье — выражение Его славы. Его сущности. Оно внутренне связано с самим существом Бога. Когда Моисей вопросил голос, доносившийся из горящего тернового куста: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым:
Сущий послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и помятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15). Имя Божье означало, что Он существовал вечно и был связан с народом Израиля через патриархов.
В Ветхом Завете имя Божье выражает различные стороны Его славы. Даже само слово имя по отношению к Богу наполняется глубоким внутренним смыслом, становится утверждением того. Кто есть Бог. Псалмопевец сказал: «Богу возвещать имя Твоё» (Пс. 21:23). Другими словами — я буду говорить о том. Кто Ты есть». Когда Исаия говорил, что «имя Господа идёт издали», он подразумевал приход Бога во всей Его справедливости, гневе и святости (Ис. 30:27). В Ветхом Завете сказано «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник, и безопасен» (Прит. 18:10). Псалмопевец Давид писал о Боге: «Будет имя Его вовек» (Пс. 71:17). Если мы поймём всё это, мы ощутим достоинство, значение и ценность имени Бога. Его именем слава Его открывается человечеству.
То же самое относится и к имени Христа. Его имя — выражение Его сущности, значения и дел. Христос — Имя Его Мессианства. Оно означает, что Он — обещанный нам Царь. Оно подтверждает правдивость обещания, данного Богом народу Израиля. Еммануил значит «с нами Бог» (Матф. 1:23). Назвать Христа Иисусом велел Ангел, потому что это — имя Спасителя. «Он спасёт людей Своих от грехов их» (ст. 21). Именем Иисуса изгонялись бесы (7:22); оно давало силу молитве: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю» (Иоан. 14:13-14). Оно посылало Дух Святой (ст. 26). Оно давало спасение (Рим. 10:13) и обладало властью давать крещение (Матф. 28:19-20).
Имя Иисуса важно для Бога. Апостол писал: «Посему и Бог произнёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Бог утверждает, что каждый язык будет поклоняться имени Иисуса. Это подчинение всему, что утверждал и что заповедовал Иисус. А потому все, кто поминает Его имя всуе, будут славить и возвеличивать Его.
Точно так же, и имя Отца важно для Христа,
Когда Иисус учил апостолов молиться. Он сказал: «да святится имя Твоё» (Матф. 6:9). Слово «святится» буквально означает «да будет свято». Христос в начале Своей молитвы просил о том, чтобы имя Отца чтилось и глубоко уважалось. Святость имени Бога была предметом первостепенной важности для Спасителя. Ветхозаветные евреи так почитали имя Иеговы, что исключили гласные звуки при его написании, чтобы имя это не произносилось, а только символизировалось. В еврейской истории одно время была традиция не упоминать имени Бога в разговоре с неевреем.
Ветхий Завет велит нам любить имя Божье, служить ему, благословлять его и возносить ему хвалу, чтить имя Его и благоговеть перед ним (Пс. 4:11; 51:9, 144:1-2; Иоил. 2:26; Мих. 4:5; Мал. 3:16; 4:2). Всё это доказывает, что имя Его важно для Бога. С теологической точки зрения, названия, имена Бога, не прилагательные, а существительные. Его имена носят в себе не изобразительный, а действительный, реально существующий смысл.
Упоминание всуе имени Бога указывает на низку степень нашей религиозности. Если мы поминаем Бога, говоря о чём-то пустом, неважном, это показывает Его истинную ценность для нас. Принижение ценности имени Бога свойственно злому, бездушному, исполненному гордыней сердцу.
Значение имени Бога для нас. Обстоятельства нашей жизни определяют ценность и значение для нас человеческих имён. Моей жене очень нравится имя Эмилия; но я помню одну Эмилию, которая когда-то отвергла мои ухаживания. И если нашего хулигана, живущего по соседству, зовут Сэм, то каким бы благозвучным мне не казалось это имя, я никогда не дам его своему сыну.
Имена тех, кого мы любим, драгоценны для нас. Нас должно задевать, когда кто-то — особенно верующие — произносят имя Бога с бездушием, небрежно и непочтительно. Мы часто слышим такие восклицания: «О, Боже», «О, Господи», «Боже мой» и т.д. Шутки, умаляющие святость и ценность Бога, порой звучат даже на христианских собраниях. Люди пользуются такими выражениями как «Хвала Богу», так часто и небрежно, что эти слова утрачивают свой первоначальный священный смысл.
По мере нашего духовного роста в Господе, Он становится всё драгоценнее для нас. Постигая глубину Его жертвы, принесённой ради нашего спасения, мы с большей любовью относимся к имени Иисуса. По мере того, как мы постигаем радость подчинения Его всемогущей власти, имя Господа становится драгоценным для нас. Понимание всего того, что есть Бог, возвышает Его имя в наших глазах. Мы говорим о Боге с почтением и уважением.
Вольности в речи
Безнравственные, слишком вольные речи несовместимы с нашей верой в Христа. Писание резко осуждает безнравственные слова, фразы, истории, шутки.
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение; ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идоло-служитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине; испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Ефес. 5:3-12).
Чувствительность христиан в этих вопросах тоже значительно притупилась. То, что несколько лет назад вызвало бы резкое возмущение и протест, сегодня вызывает лёгкие улыбки, даже восхищение и весьма незначительные угрызения совести. Фразы «на грани приличия», сомнительные шутки, двусмысленные остроты и анекдоты кажутся нам вполне терпимыми и даже доставляют удовольствие. Всё это, к несчастью, по сути дела, делает привлекательными грехи плоти. Мы выражаем свою безнравственность и безбожие совершенно открыто. Мне пришлось однажды услышать, как после молитвенного собрания один верующий рассказывал другому неприличный анекдот. Это было, на мой взгляд, очень символично. Принимая безнравственность, как должное, мы сами становимся безнравственными и заражаем этим других.
Как сделать речь целомудренной
Бог проводит чёткую и твёрдую черту на песке современной нравственной пустыни. Апостол Павел писал ефесянам, погрязшим в безнравственности: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Ефес. 5:3). К списку запретных тем апостол Павел добавляет также «сквернословие, пустословие и смехотворство» (ст. 4). Сквернословие — это слова, которые противоречат чистоте и нравственности. Греческий антоним этого слова означает «хороший, нравственный, прекрасный». Слова, выражения, истории и разговоры, противоречащие установленным Богом нравственным правилам, нельзя себе позволять. Наше духовное обновление во Христе требует от нас чистых, нравственных и прекрасных слов.
Один греческий учёный определил пустословие, как речи, оскорбляющие благопристойность Бога. Пустословием являются также и вульгарные и непристойные по своему смыслу речи. Такие речи безбожны. Бога радует стыдливость и целомудрие (1 Тим. 2:9); поэтому непристойные речи пусты и глупы. Бога радует верность в браке; поэтому речи, высмеивающие верность, также глупы и пусты.
«Непристойная шутка» в переводе с греческого буквально означает: «то, что легко повернуть». Это несерьёзные, греховные, двусмысленные речи: остроты, каламбуры, даже игра слов. Такая манера говорить настолько распространена, что её очень трудно избежать.
В 5 главе Послания к Ефесянам указаны две причины необходимости нравственного подхода к человеческой речи. Первая — это наша святость перед очами Бога (Ефес. 5:3). Мы — праведники во Христе, спасшем нас, «священство святое» (1 Пет. 2:5). Цель духовного роста верующего — достижение святости перед лицом Божьим. Вторая причина — соблюдение элементарных приличий. Непристойные речи «неприличны вам», христианам (Ефес. 5:4).
Предостережения о распущенности речи
Апостол Павел предостерегал нас против тех, кто «обольщает нас пустыми словами» (Ефес. 5:6). Тех, кто поддаётся этому обольщению, ожидает гнев Божий. Безнравственное поведение и безнравственные речи Бог судит наравне с обманом.
Некоторые люди стараются обмануть нас утверждениями о том, что люди, придерживающиеся нравственных правил, установленных Богом — фарисеи, ханжи. Наша гордыня требует от нас, чтобы мы были «современными», «восприимчивыми к духу времени», «терпимыми». Слово Божие гласит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7).
Во-вторых, Бог предостерегает нас против нравственно нечистоплотных людей (Ефес. 5:7). В нашем открытом обществе легко стать сообщником морально нечистых людей; но верующие не должны «дружить с миром» (Иак. 4:4).
В-третьих, мы не должны забывать, что мы были «некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Ефес. 5:8-14). Возвращаясь во тьму, к своим прежним привычкам, мы разрушаем Его волю(1 Иоан. 1:5-7; 2 Кор. 6:14-7:1).
Итак, распущенные речи:
* притупляют нашу чувствительность к нравственной нечистоплотности,
* поощряют чувственное начало в нас самих,
* показывают, что мы не умеем сдерживать себя,
* создают нам репутацию распущенных людей, в половом отношении,
* мешают нам прославлять Бога своими речами.
Апостол Павел даёт нам два совета, помогающие избавиться от распущенности в речи. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4:29). Непристойная речь — помеха духовному росту верующих. Она не возвышает, а принижает их. Она ослабляет наше сопротивление безнравственности. Она не приносит пользы тем, кто слышит её. Если мы будем произносить только слова способствующие духовному росту наших слушателей и приносящие им благодать, распущенность исчезнет из нашей речи.
Нам также следует обмениваться выражениями благодарности Богу; нам «прилично… благодарение» (5:4). Безнравственность порождает неудовлетворённость. Распущенность речей возбуждает нашу похоть и чувство неудовлетворения своей половой жизнью. Неудовлетворение приводит к половой распущенности, поискам каких-то особых, не существующих в природе наслаждений.
С другой стороны, чистота делает нашу жизнь упорядоченной, открытой для познания, опыта и прославления величия Бога. Слова, полные радости благодарения и хвалы Богу, полезные, действенные и нужные — сходят с целомудренного языка.
Бог и люди ценят слова, прославляющие имя Божье и полные чистоты и целомудрия. Наши речи влияют на человеческие жизни, пусть не будет необходимости «стирать в них лишние слова».
— смысл в том, что не желательно в пустом повседневном разговоре упоминать имя Господа в суе, т. е. не стоит выражать удивление или страх, словом «Господи» или «Боже», ибо только в молитве должно произноситься имя Его
Что значит Всуе?
Люди в течении дня много раз произносят «Гос-подии
!», выражая этим словом совершенно разные чувства. Многократно и постоянно они произносят святое для многих имя в дороге, в быту. Причём обычно это происходит во время каких-либо негативных происшествий, когда кто-то опаздывает, что-то забыл или уронил, споткнулся и т. п. И наверное никто из них не задумывается, что подобное богохульство ложится тяжким грехом на их душу. Ведь имя Господа нашего — это святыня.
В третьей заповеди Закона Божьего
говорится о том, что запрещается призывать или упоминать Его имя без серьёзной на то причины. Ведь сами подумайте, насколько глупо и пошло включать имя Бога в дурацкие частушки, присказки и поговорки в повседневных разговорах. Кроме того, нельзя говорить о Боге, как о третьем, отсутствующем на данный момент лице. Многие религиозные деятели предполагают, что произнося имя Господа, мы невольно призываем его в этот самый момент.
Ведь, что по сути есть суета
? На самом деле, это состояние духа и ума. Поэтому, получается, что взывая к Богу, мы должны в этот момент быть в соответствующем настроении. Однако, те, кто всё же понимают, что имя Бога, это святыня, и тем не менее употребляет его в своей повседневной суете, и без всякого почтения, то он невольно призывает на себя Его гнев и ярость.
Прочтя эту небольшую публикацию, вы узнали, не поминай господа всуе
что значит, и теперь поостережётесь использовать это сильное слово, во время приступов злости или агрессии.
Сегодня предметом рассмотрения будет 3-я Заповедь — на каменной скрижали, на доске некогда врученная самим Господом Богом пророку Моисею.
Заповеди были предметом обязательного изучения в дореволюционных гимназиях, но иногда, раскрывая старинные учебники, писанные еще дореволюционной орфографией, я удивляюсь, насколько схоластично преподавался этот материал. Он не относится к голой и абстрактной теории. Заповеди — это живые нити, из которых соткана бессмертная, разумная, свободная человеческая душа. Заповеди — это духовный кислород, имея который в сердце, мы живем и движемся, существуем. Заповеди — это дорога жизни, шествуя по которой, мы выходим из темного леса неведения и заблуждения и обретаем дорогу вечной правды Христовой любви. Заповеди — это посох, лишившись которого, мы будем всегда спотыкаться и набивать себе бесконечные шишки. Заповеди — это хлеб и вода для алчущего и жаждущего человеческого сердца.
3-я Заповедь гласит: «Не приемли» — не употребляй «имени Господа, Бога твоего всуе» — напрасно, бездумно, неблагоговейно, «ибо не оставит Господь без наказания» — вразумления «творящих сие» — преступающих эту Заповедь. Что ни слово, то тайна.
В чем, собственно, грех имя Божье употребить всуе, понапрасну? Почему так строго Заповедь карает людей, склоняющих имя Божье? Я думаю, не без оснований. Потому Господь Бог требует от нас трепетного отношения к святыне, что она является маленькой линзой, посредством которой сильный живительный свет Божьей благодати входит в наш ум и сердце. Бог невидим, Бог непостижим, Его невозможно осязать пальцами, чувством. Но мы шестым чувством признаём присутствие Создателя, который Своими пресветлыми очами испытывает сокровенные уголки нашей души. Как вступить в живое общение с Божеством? Нужно сердцем веровать в Бога всемогущего, вселюбящего, всепремудрого, а устами призывать Его святое имя. Об этом мы читаем не где-нибудь, а в молитве «Отче наш», который даровал нам сам Христос: «Да святится имя Твое». Имя Божье есть края Его одежды, держась за которые, мы ощущаем себя малыми детьми в присутствии своего Божественного Родителя.
3-я Заповедь: «Не поминай имя Господа всуе».
Одна из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7-9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18-21).
Что значит упоминать имя Господа всуе?
Или говорю знакомому — не дай Бог, чтобы ты попал в аварию.
Стэлс
«Упоминать имя Господа всуе» тоже самое что «в суете». В суете дел мирских не надобно, просто так вставлять в речь свою имя Создателя. В свободных разговорах и тем более с нецензурными выражениями.
Имя Господня должно произносится осмысленно, «говорить» дОлжно сердцем, а не мимолетно. Для этого и существует молитва, в которой мы проникновенно возносим хвалу нашему Создателю.
Если упоминать Его имя в пустословии, то как можно будет отличить наше обращение к Нему, от обычного словоблудия?! Нужно несколько разделять «разговор с Богом» и речи мирские. Для этого и говорится «..не поминай имя Господа в суе»
Alekssandra
Что значит слово «не мамкай» — знаете — это когда по делу и нет ребенок постоянно говорит «мам» — это настолько выматывает. А у Господа нас сколько…Если на каждое «Господи» он будет оборачиваться….Давайте будем беречь Отца нашего.
Kristishka
Упоминать имя Господа в суе — значит говорить о Нем в наших повседневных делах, суете земной.. Например — Господи, как я устала.. пойду чай пить))
Это проявление неуважения к Богу, и расценивается как грех.
Говорить о Боге нужно только в соответственных темах разговора, в молитве и т.п.