что такое субстантивированное прилагательное в русском языке
Переход имён прилагательных в существительные (субстантивация)
Понятие субстантивации
Имена прилагательные (зачастую относительные) могут иногда переходить в класс существительных. Это явление называется субстантивацией. Переходя в разряд существительных, прилагательные теряют свое основное значение качества, приобретая значение предметности.
Степень субстантивации имён прилагательных бывает разной.
п.2. Полная субстантивация
Одни прилагательные (по большей части относительные) полностью перешли в класс имён существительных, утратив способность изменяться по родам. Такая субстантивация называется полной, а подобные образования – немотивированными: запятая, приданое, городничий, подноготная, вселенная, набережная, портной, прачечная, мостовая, горничная, родословная.
п.3. Частичная субстантивация
Другие прилагательные могут употребляться и в роли существительных, и в роли прилагательных. Такая субстантивация называется частичной, а подобные образования – мотивированными: новая кондитерская (сущ.) – кондитерская (прил.) фабрика, бывший военный (сущ.) – военный (прил.) врач, чугунная ванная (сущ.) – ванная (прил.) комната, хороший знакомый (сущ.) – знакомый (прил.) мужчина, стать дозорным (сущ.) – дозорная (прил.) башня, просторная столовая (сущ.) – столовая (прил.) посуда, кофейное мороженое (сущ.) – мороженое (прил.) мясо, поздравлять молодых (сущ.) – молодые (прил.) люди.
п.4. Особенности субстантивированных прилагательных
Субстантивация
СУБСТАНТИВАЦИЯ – ПЕРЕХОД СЛОВ В КЛАСС СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Прилагательное (какой?) смелый человек → (кого?) смелого пуля боится; Сытый голодного не разумеет. Возлюби ближнего своего. Отец оформил дарственную.
местоимение (чья?) ничья помощь → противник предложил (что?) ничью; Мой сегодня зарплату получил. Некоторые забывают свои обязанности. Меня всякий обидеть может.
причастие (какие, что делающие?) бегущие по рельсам поезда → присоединяйся (к кому?) к бегущим; Набираем искомое название страницы. Защита прав потерпевших. «Заключённый» — английский сериал.
Числительное (у скольких?) у семи нянек дитя без глазу → еще нет (чего?) семи; Двое дерутся – третий не мешай. Семеро с ложкой, один с плошкой.
Один из видов словообразования имен сущ. является субстантивация (переход в сущ. слов других частей речи).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Словообразование существительных
Тест на тему Способы словообразования
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Исследовательская работа по русскому языку на тему :»Субстантивация прилагательных».
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа№4»
Исследовательская работа на тему:
» Субстантивация прилагательных как один из способов образования слов «
Выполнила обучающаяся 6″б»класса Смирнова Алина
учитель русского языка и литературы
А.М. Пешковский писал: «Переходные факты в области частей речи являются следствием того, что отдельные слова на почве звуковых изменений и изменений значения, происходящих в них самих и связанных с ними ассоциативно словах, медленно и постепенно переходят из одной категории в другую. Процесс этот вечен в языке, и в тех случаях, когда процесс для данного слова закончен, когда слово уже перешло в новую категорию, мы, конечно, никакой “переходности” не видим. Но когда переход совершается на наших глазах, когда длинный процесс перехода своей серединой занял как раз переживаемую нами эпоху, тогда мы останавливаемся в недоумении над словом и не знаем, к какой части речи его отнести».
Это высказывание заставило задуматься над такими вопросами:
— Что такое переходные явления в области частей речи?
— Почему возникает такое явление, как субстантивация?
-Как происходит этот процесс?
— Как не ошибиться в определении части речи?
Цель исследования – рассмотреть переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные).
— рассмотреть основные понятия теории переходности в русском языке;
— выявить причины, условия, признаки и следствия субстантивации;
-рассмотреть явления, отражающие явление переходности, на примерах из различных источников.
Известно, что от умения установить морфологическую принадлежность слова зависит грамотное его написание. К тому же, правильно устанавливая связь слов в предложении, находя грамматическую основу, мы успешнее формируем и пунктуационные навыки. Очень важным является развитие языкового чутья, внимание к языковой материи, углубление и расширение полученных знаний. Именно поэтому процесс переходности в языке мы должны рассматривать очень тщательно.
Целью данной работы является рассмотрение того, как представлен один из видов словообразования, а именно- переход слов разных частей речи в разряд существительных. Этот процесс получил в лингвистике название «субстантивация». На различных примерах, в которых используются субстантивы, попытаемся проанализировать причины этого процесса, особенности субстантивированных слов, приобретенные ими благодаря переходу в разряд существительных
2.1. Что такое субстантивация
В современном русском языке существует 12 видов транспозиции(перехода). Но самыми распространенными являются следующие:
субстантивация – переход в разряд имен существительных других частей речи,
адъективация – переход причастий в раздел имен прилагательных,
нумерализация – переход в числительные,
адвербиализация – переход в класс наречий,
В данной работе будет рассмотрен только один вид перехода из одной части речи в другую- субстантивация.
Субстантивация (от латинского substantivum – имя существительное) – переход в класс существительных слов, принадлежащих к другим частям речи, например дежурный (от прилагательного), заведующий (от причастия), На первое подали суп (первое – от порядкового числительного), Трое в одной лодке (трое – от собирательного числительного), наше завтра (завтра – от наречия).
Субстантивация представляет собой один из видов морфолого-синтаксического именного словообразования, при котором субстантивы (существительные, образовавшиеся в процессе субстантивации) не имеют какого-либо словообразовательного аффикса(приставки или суффикса).
2.2. Виды субстантивации
Различают разные степени субстантивации:
2)н е п о л н а я – возможность употребления слова и в качестве существительного, и в качестве той части речи, к которой слово принадлежало до субстантивации, например: мороженое, заведующий, арестованный, больной, слепой, дежурный, завтра, первый, семеро и т.д.;
3)о к к а з и о н а л ь н а я (сиюминутная)– возможность употребления слова в качестве существительного только в условиях конкретной ситуации или конкретного контекста, например: выступающий, говорящий, пострадавший, сказанное.
При исследовании субстантивации в плане противопоставления языка и речи полную и неполную субстантивацию относят к явлениям языка, окказиональную – к явлениям речи.
2.3. Субстантивация в речи
Примеры субстантивированных слов постоянно встречаются в речи, т.к. обозначают предметы и явления, являющимися обыденными для нашей жизни. Мы регулярно посещаем ванную, на обед едим горячее, периодически лакомимся пирожным и мороженым, бывает, заходим в столовую, помогаем бедным, завидуем богатым, ругаем опоздавших, сочувствуем потерпевшим, униженным и оскорбленным…
Таким образом, в живой речи мы постоянно используем субстантивированные прилагательные, причастия и другие части речи, перешедшие в класс существительных. Явление субстантивации часто встречается и в пословицах, так как они являются неотъемлемым компонентом живой русской речи.
При этом слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции.
При исследовании данной темы учащимся 6″Б» и 7 «а» классов была предложена анкета, с помощью которой нужно было «освежить» знания в области словообразования
( Приложение1). Цель анкетирования- узнать, какой способ образования слов вызывает наибольшие затруднения.
затруднились назвать сразу все учащиеся
12чел.назвали самые основные способы,но только 3 вспомнили о методе субстантивации,но не смогли точно охарактеризовать этот процесс
16 ( только после подсказки )
Опрос показал, что шестиклассники наиболее полно осведомлены о способах образования слов. Вероятно, это потому, что обучающиеся 6″Б» класса изучали раздел «Словообразование»сравнительно недавно. Ученики седьмого класса вспоминали способы образования дольше и назвали не все.
Для более полного анализа данного явления в лингвистике я обратилась к различного рода источникам( словарям, учебнику литературы 6 кл., сети интернет), чтобы выяснить, где чаще всего используются субстантивы и с какими частями речи происходит этот процесс.
3.2 Основные виды субстантивированных прилагательных
по возрасту: старые, молодые, юные, взрослые, пожилые;
по физич. особенностям: слепой, глухой, немой, глухонемой, хромой, косой и др.
по профессиям, должностям и обязанностям: военный, дневальный, дежурный, портной, рабочий, лесничий, рядовой и др.
Можно выделить и другие большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных.
К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: детская, передняя, гостиная, столовая, ванная, гардеробная, душевая, бильярдная и др.
Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания: парикмахерская, булочная, кондитерская, шашлычная, пельменная, чайная, закусочная, и т.д.
Названия блюд: первое, второе, третье, горячее, холодное, жаркое, сладкое.
А также обобщённые названия каких-то однородных видов еды:
Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий.
Субстантивированные прилагательные являются народно-разговорными синонимами к названиям зверей. ( Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый –лось.)
Слова субъективно-оценочного характера: любимый, милый, родной, дорогой , единственный.
Канцеляризмы докладная, накладная, объяснительная используются в официально-деловом стиле.
При субстантивации меняются морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных, их значение. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное).
Субстантивированные прилагательные могут уже, в свою очередь, иметь при себе определения: «светлая гостиная«, «солнечная детская«, «первоклассный портной«.
В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением («Парикмахерская открывается в 10 часов» – «Открыли прекрасную парикмахерскую «)
3.3 Субстантивы в словарях
В словаре С.И. Ожегова мною были обнаружены примеры слов, которые толкуются и как имена прилагательные, и как имена существительные (например: старший, прачечная, леший, целковый, девичья, военный, проезжий, портной, прохожий, русский, нищий). Следовательно, составитель словаря, не называя процесс, описывал в работе именно субстантивацию прилагательных.
Иные по одеянию казались военными (А. Погорельский, «Черная курица, или Подземные жители»)
…А кастелянша встала да ушла в девичью (И.С. Тургенев,» Муму»)
«Вишь, глухой черт, леший!» (И.С. Тургенев,» Муму»)
Такова ходит молва о богатырской силе немого (И.С. Тургенев, «Муму»)
… А вы разве …нищие? – спросил я упавшим голосом.
— Нищие! – угрюмо отрезал Валек (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Копатель канав – вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин,
Под праздник молиться катит (Н.А. Некрасов,» Крестьянские дети»)
В доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи… (И.С. Тургенев, «Муму»)
. всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную…(И.С. Тургенев, «Муму»)
Проезжие толкутся по дороге… (Н.В. Гоголь, «Заколдованное место»)
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Что новый прохожий, то новый рассказ… (Н.А. Некрасов, «Крестьянские дети»)
Прохожий заснет под свои прибаутки…(Н.А. Некрасов,» Крестьянские дети»)
3.4 Субстантивация в пословицах
Примеры субстантивации можно встретить в пословицах, поговорках, загадках:
Живому именины, мертвому – помины.
Богатом у жаль корабля, а бедному – кошеля.
Богат творит как хочет, а убог – как может.
Сытый голодного не разумеет.
Черное от стирки белым не становится.
Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит.
Умному – намек , глупому – дубина.
Умный дает, а глупый берет.
Умный не скажет, дурак не поймет – и так сойдет.
Умный не все говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный смиряется, глупый надувается.
Глупый много просит, а умный много дает.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
За маленьким погнался – большое потерял.
Молодой работает, старый ум дает.
Молодой – на битву, с тарый – на совет.
Больной лечится, здоровый бесится.
Больной от могилы бежит, здоровый в могилу спешит.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Мертвым покой, а живым забота.
Грубым дается радость, нежным дается печаль.
Битый небитого везет.
Доброму и добрая слава.
Доброму – добро, а худому – пополам ребро.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
На сердитых воду возят.
Мокрый дождя не боится.
Злой с лукавым водились да оба в яму свалились.
Тороп ливый делает одно дело дважды.
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (загадка).
Счастье всегда на стороне отважных.
Добрые умирают, да дела их живут.
Здесь представлено только небольшое количество пословиц и поговорок, в которых присутствуют субстантивированные прилагательные.
Кроме того, субстантивированные слова приобретают признак одушевленности или неодушевленности. Например:
Доброму и сухари в пользу, а злому и мясо не впрок.
и Доброе смолчится, а худое молвится.
В первой пословице субстантивированное прилагательное добрый явно подразумевает доброго человека, т.е. живое существо, способное самостоятельно передвигаться в пространстве, а, следовательно, может относиться к одушевленным субстантивированным прилагательным. Во второй же пословице то же самое прилагательное обозначает доброе слово и может быть отнесено к неодушевленным существительным.
Еще примеры субстантивов- антонимов:
Всегда как одушевленные употребляются субстантивированные прилагательные умный, глупый, живой, мертвый, больной, здоровый, злой, глухой, слепой, скупой, жадный, щедрый, завистливый, заботливый, богатый, бедный.
В подавляющем большинстве пословиц, приведенных выше, прилагательные выступают в роли подлежащих или дополнений.
3.5. Субстантивация в художественных произведениях
Субстантивы представлены и в заглавиях произведений художественной литературы:
«Толстый и тонкий»(А.П.Чехов),
«Красное и черное(Стендаль),
«Былое и думы»(А.И.Герцен)
«Аварийная» (А. Столяров),
«Униженные и оскорбленные»(Ф.М.Достоевский),
«Возлюби дальнего» (М. Савеличев),
«В операционной» (Ю. Никитин),
«Джинн из прошлого» (В. Головачёв),
«Должность во Вселенной» (В. Савченко),
«Души Рыжих» (Б. Иванов),
«Земля лишних» (А. Круз),
«Земля мёртвых» (А. Прозоров),
«Яд для живых» (А. Николаев).
Для автора книги важно создать такое название, которое будет одновременно информативным, кратким, ярким, необычным, загадочным и привлекающим внимание. Данные слова приобретают все признаки существительного- вопрос, род,число, изменяемость.
Субстантивированные прилагательные часто используются в форме среднего рода, обозначая нечто всеобщее, неопределенное (семантически они сближаются с отвлеченными существительными). Например, у В. Маканина:
В этом есть нехорошая правда, и потому-то люди и хватаются за новое , что слишком уж близко коптят их прежние дела.
Однако, окончательно себя убедив, он вдруг понимает и постигает неожиданное : он вовсе не идет улицей, он едет к Алевтине.
Известно было, что он насмотрелся там разного и что глаз у него наметанный.
Он невольно искал в зеленом красное , ему не хватало его, недоставало. ( Lingua mobilis №3 (22), 2010 16 ). В этом отрывке выделенные слова тоже выступают в роли существительных, приобретая все возможные признаки выше названной части речи.
3.6 Субстантивация в названиях сериалов и фильмов
Проанализировав названия различных российских фильмов и сериалов, выпущенных на телеэкран за последние 10 лет, я увидела, что процесс субстантивации коснулся и этого вида искусства. Значит, процесс перехода прилагательных в существительные в настоящее время активно развивается.
1.»Лютый», 2.»Бешеный», 3. «Чужое», 5.»Литейный»,6,»Бывших не бывает»,7.»Непобедимый»,8.»Дикий»,9.»Пропавший без вести. Второе дыхание»,10.»Восьмидесятые»,11.»Слепая»,12.» Русские в городе ангелов», 13.»Время жестоких»,14.»Сокровища мертвых»,15.»Заговоренный»,16.»Подкидной».
4.Субстантивация других частей речи
В данном исследовании я попыталась рассмотреть процесс субстантивации прилагательных и обнаружила, что и другие части речи могут совершать переход в существительные.
Субстантивация наречий : Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера ?(» Москва-Петушки», В.Ерофеев)
Субстантивация междометий : Далече грянуло ура ! ( «Полтава», А.С.Пушкин) Публика почти повскакала с мест, и в десятках глаз ее было написано громадное «ого» !
Субстантивация местоимений : Противник предложил ничью.
Субстантивация причастий : Ведущий объявил о начале конкурса .
Эти слова тоже теряют признаки исходных слов и наделяются признаками имен существительных.
В результате проведенной работы была достигнута поставленная цель: рассмотрены переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные).
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
— раскрыт термин «субстантивация»,
— выявлены причины, условия, признаки и следствия субстантивации;
рассмотрены явления, отражающие явление переходности, на примерах учебника литературы 6класса, художественной литературы, словаря С.И.Ожегова, Словаря русских пословиц.
Список использованной литературы:
1.. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
4. Адскова Т.П. Субстантивы адъективного склонения в системе словообразования гнезд современного русского языка. АКД. А., 1993
5. В.М. Ярцева Лингвистический энциклопедический словарь. М:Просвещение., 1990
6. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок М.: Русский язык, 2000, 7-е изд.
Что такое субстантивированное прилагательное в русском языке
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: На современном этапе развития лингвистики большое внимание уделяется углубленному и всестороннему изучению словообразования как раздела науки о языке.
Статья:
На современном этапе развития лингвистики большое внимание уделяется углубленному и всестороннему изучению словообразования как раздела науки о языке. Значительный вклад в развитие этой области языка внесли учёные-языковеды, как Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, М.В. Панов, Е.А. Земская, А.Н. Тихонов и другие.
Актуальность решений задач в области словообразования требует изучение семантических отношений производного и производящего. Это такие проблемы, как членимость и производность, взаимоотношение семантической ее формальной производности; словообразовательная омонимия и синонимия, способы словообразования в русском языке и многие другие.
Эти вопросы имеют центральное место в теории словообразования. Значительный вклад в их разработку внесли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий, М.В. Панов, Е.А. Земская, А.И. Моисеев и другие.
Таким образом, изучение теоретического материала научной литературы показывает, что здесь имеется широкий круг вопросов, требующих всестороннего изучения. И одним из таких проблем является образование имен существительных путём субстантивации.
Цель данной статьи – рассмотрение перехода имен прилагательных и причастий в существительные.
Были поставлены следующие задачи:
1) описать признаки имен прилагательных и причастий;
2) описать признаки имен существительных;
3) проследить, какие изменение претерпевают прилагательные и причастие при переходе в существительные.
Предметом исследования являются слова, относящиеся к именам прилагательным и причастиям, которые в определенном семантическом отношении переходят в имена существительные.
Материалом для изучения послужили примеры, выписанные из словаря русского языка Ожегова.
Было проанализировано 50 примеров.
2) частеречной производящей основы;
3) словообразовательного значения.
Установив семантические отношения между производящими и производными, можно определить словообразовательное значение слов данного типа. Словообразовательное значение является общим для производных данного типа и устанавливается основными семантическими отношениями производящих и производных. Словообразовательное значение является значением неоднородным, его определение связано с выделением комплекса признаков. Словообразовательное значение выражает тождество значений в одном словообразовательном ряду и каждый член словообразовательного ряда передает одинаковые словообразовательные значения. Словообразовательное значение указывает на определенный тип отношений, которые устанавливаются в акте номинации между источником наименования и самим наименованием. Основным свойством словообразовательного значения принято считать его обусловленность. Не менее важным является более высокая степень его обобщенности по сравнению с лексическим значением. Словообразовательное значение имеет еще и факультативные свойства, то есть те, которые характерны не только для словообразовательного значения, к ним относятся средства выражения словообразовательного значения.
При описании словообразования разных частей речи Е.А.Земская считает целесообразно использовать пометки более широкие, чем словообразовательный тип, а именно «понятие словообразовательной категории». Словообразовательная категория формируется группой словообразовательных типов, объединяемых:
1. деривационным значением;
2. способа словообразования;
3. производящих основ.
Но словообразовательные типы, образующие словообразовательную категорию, различаются аффиксами. Как пример словообразовательной категории можно привести категорию существительного: 1) обладающие значением производитель действия, названного производящей.
Имея в виду то, что принадлежность слова к той или иной части речи определяется его положением в языковой системе, академик А.А. Шахматов пишет: «Несомненно, что части речи, представляются точно определенными и разграниченными между собой категориями; слышать одну часть речи с другой невозможно; усомниться, какая перед нами часть речи, также вообще не приходиться…».
Такая принадлежность слова в языковой системе к определенной части речи сказывается на всем его употребление в речи, а также на его изменениях.
Распределение слов по частям речи не остается в языке неизменным, а рядом с устойчивой принадлежностью подавляющего большинства слов к той или другой части речи наблюдаются случаи перемещения отдельных слов из одной части речи в другую.
Такой переход, характеризирующийся тем, что внешне слово сохраняется в своем прежнем виде, связан с изменениями семантических, синтаксических и морфологических особенностей слова.
При переходе слова в другую часть речи меняются его грамматические значения, а нередко и лексические значения. Слово, переходя из одной части речи в другую, теряет синтаксические функции, свойственные прежней части речи, и усваивает функции той части речи, к которой присоединяется: соответственно меняются его частные грамматические категории и изменяемость.
Переход слов из одной части речи в другую имеет определенную направленность в том отношении, что если прилагательное переходит в существительное, то противоположного перехода, существительных в прилагательные, не наблюдается. Русскому языку свойственно несколько таких направлений, в которых совершаются переходы. Сюда относятся: 1) переход прилагательных в существительные; 2) переход существительных, прилагательных, числительных, глаголов в наречие; 3) переход причастий в прилагательные, а затем и в существительные; 4) переход деепричастий в наречия; 5) переход существительных, прилагательных, причастий в местоимения; 6) переход наречий, существительных в предлоги; 7) переход местоимений, существительных в союзы; 8) переход существительных в междометия.
Переход слов из одной части речи в другую не затрагивает самой системы части речи: количество частей речи, их характер и взаимные отношения от перемещения некоторых слов из одной категории в другую не меняется. Эти процессы могут быть названы количественными изменениями в отношениях частей речи.
В данной работе нам хотелось бы подробнее остановиться на процессе перехода прилагательных и причастий в существительные на материале словаря Ожегова.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и вырастает это значение в категориях рода, числа и падежа.
Качество или свойство существительного выражено самостоятельно, в отвлечении от того понятия или явления, которым оно присуще. Например, «прямой (прямой путь, прямая линия) и прямизна», «внимательный (внимательная студентка, внимательное отношение) и внимательность». Действие или состояние в существительном также выражено абстрактно, всегда в отвлечении от производителя и вне протекания во времени. Например: мечтать, мечтаю, будишь мечтать. И мечта; ходил, ходите, ходил бы и ходьба, хождение.
Синтаксически для имен существительных наиболее характерной является употребление в предложение, прежде всего в качестве подлежащих и дополнений, хотя они могут выступать и как определение, и обстоятельство, а также способность определяться именами прилагательными, которое в этом случае согласуются с ним в роде, числе падеже. В зависимости от того, в функции какого члена предложения выступают существительные, они употребляются в разных падежах, которые наряду с предлогами являются как бы показателями их синтаксических свойств.
Особыми, специфическими чертами выделяются существительные как часть речи и со словообразовательной точки зрения.
Обозначаемый прилагательным признак предмета может указывать на качества или свойства предмета: «голубое небо, прекрасное начало, ненастная погода, торжественный момент» на принадлежность предмета тому или иному лицу или животному; «отцова шапка Ганина Кошкин дом»; и, наконец, на отношение предмета к другому предмету, обстоятельству, действию или числу: «железная крыша; теперешнее положение, питательной пункт седьмой класс».
Лишь в немногих прилагательных, обычно очень давних, признак предмета выражается непосредственно лексических значением их основа. Подавляющее большинство слов этого грамматического класса выражает качество или свойство предмета опосредованно и в связи с этим имеет производную основу с характерной только для прилагательных словообразовательной структурой.
Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных – словоизменительные и выявляются синтаксически: они выполняют лишь функцию согласования с существительным. Чисто синтаксический характер рода, числа ее падежа в имени прилагательном объясняет единообразие и прозрачность флексий, присущих словам этой части речи в отличие от имени существительного. В предложении прилагательное является определением или именной частью сказуемого. В зависимости от того, каким образом и какой именно признак предмета обозначается теми или иными прилагательными, а также какими грамматическими свойствами они обладают, прилагательные можно разделить на пять больших разрядов: качественные, относительные, притяжательные, качественно – относительные, относительно – притяжательные. Первые три разряды – основные, два последних является промежуточными: один – между качественными и относительными прилагательными, другой – между относительными и качественными.
Качественные прилагательные как прямые наименования определенных признаков включает в свой состав, прежде всего, обозначение различных физических и духовных качеств человека: «крепкий, полный, молодой, суровый, гордый, вспыльчивый, весёлый, коварный, назойливый», слова, обозначающие свойство и качество предметов и явлений: «глубокий, густой, острый, прочный, тяжелый, интересный, тонкий, шаблонный, вместительный, доходчивы, узловатый, ядовиты», название цветов: красный, меловый, черный, оранжевый. В подавляющем большинстве качественные прилагательные характеризуются свойственными только для них грамматическими свойствами.
Качественно – относительные прилагательные совмещают в своей семантике относительное значение с качественным. Относительное значение в этом случае обычно выступает как основное, номинативное значение этих слов, а качественное – как переносное. Обратных случаев, когда вторичным значением является относительное, а качественное значение представляет собой основное, номинативное значение, очень немного. Такие факты наблюдаются лишь при терминологическом использовании. Употребляясь в относительном значении, эти прилагательные имеют характерные черта относительных прилагательных; выступая в качественном значении, они приобретают свойства качественных прилагательных. Например, «сердечный» в относительном значении, «сердечный» качественном значении.
К относительным прилагательным примыкает группа притяжательных, обозначающих принадлежность предмета какому – либо определенному лицу или животному; «Олегов, Анютин, соседки, боратов, Белкин. От других разрядов прилагательных они отличаются непродуктивностью и очень ограниченной сферой употребления. Относительно – притяжательные прилагательное – это прилагательные, имеющие как относительное, так и притяжательное значение. Основная функция этих прилагательных – обозначение характерного для лица и животного свойства, например: «рачьи глаза, заячьи поводил, утиный нас»; если указание на материал, из которого что –либо приготовление, например; беличий воротник, куриный суп, лебяжий пух».
Относительно значение прилагательных следует подчеркнуть, что они обозначают только признаки, принадлежащие предметом, например: «высокий дом, быстрая река, светлое облако», причем понятие предмета берется в грамматическом понимании, как все, что выражается именем существительном: «полезный труд, большая радость», признак же, взятый в отвлечение от предмета, выражается не прилагательным, а существительным : высота, быстрота, польза, легкость». Выяснения значение и грамматических признаков прилагательных помогает рассмотрение широко осуществляющегося в языке перехода прилагательных в существительные.
Процесс перехода в имена существительные слов из других частей речи называются субстантиваций. В процессе словоупотребления некоторые прилагательные утрачивают свою качественную семантику и приобретают предметное значение, т.е. субстантивируются. Субстантивация слов, первоначально выражавших признак предмета, приводит к тому, что вместе с лексическим значением существительных они получает и многие характерные для существительных грамматические свойства: в них становятся самостоятельными грамматические категории рода, числа и падежа, они входят в разряд одушевленных или неодушевленных, приобретают способность определяться, начинают выступать во всех свойственных существительным синтаксических функциях.
Единственное, что отличает такие слова, если это полные формы, от основной массы существительных, являются окончания. Становясь существительными, такие прилагательные все же сохраняют изменение свое прежнее склонение.
Обычным путём субстантивации является употребление одного прилагательного вместо сочетания существительного с этим прилагательным, причем прилагательное получает значение сужения. Опускаемые существительные обозначают родовые понятие; человек: русский, богатый, бедный, военный, знакомый, сытый, голодной, и другие; комната: столовая, передняя, прихожая, кладовая; звук: гласный, согласный, шипящие; имя: существительное, прилагательное, числительное; река : Белая, Жемчужная, Великая, и другие, при этом не всегда можно точно восстановить опущенное существительное; так, «дежурный» в родных случаях предполагает «боец», «офицер», «служащий», «ученик» и т.д.
В одних случаях субстантивация носит устойчивый характер, существительные такого происхождения прочно входят в словарный состав, иногда вытесняя соответствующее существительное. Например: горничная девушка – горничная, столовая комната – столовая, выходной день – выходной, грядущее время – грядущее. Это полная субстантивация. При этом обычно рядом существуют два омонимичных слова и прилагательное, и существительное. Например, русский характер – русский; животное масло- животное, прошлое-прошлое лето; реже – только существительное: портной, жаркое, лесничий, зодчий.
В других случаях субстантивация не представляется вполне законченной и доведенной до конца – существительное опускается не всегда, да и тогда, когда опущено, легко восстанавливается. Это неполная субстантивация: скорый (поезд), посевная (компания), передовая (статья), застольная (песня).
Прилагательные в значении существительных употребляются индивидуально, только в определенном речевом целом – беседе, письме, рассказе и т.д.
В современном русском языке переходят в существительные только полные прилагательные; в древнерусском имел место и переход кратких форм: «рукав, молебен, вдова, княжна, нужны, добро, зло, войско». Теперь эти слова совсем обособились от прилагательных.
Субстантивированные прилагательные не изменяются по родам и являются словами одного из трех родов. Это характерно не только для случаев полной субстантивации. Не изменяются по родам, когда они выступают как существительные, и субстантивированные прилагательные, способные употребляться в своей исконной функции.
Наиболее разнообразны в семантическом отношении субстантивированные прилагательные женского рода, могущие обозначать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.
Среди них наблюдается больше всего слов со значением места действия: «булочная, мостовая, столовая, набережная, детская, прихожая».
Однако имеются также слова, которые обладают и другими значениями, например: «борзая, гончая, накладная, подорожная, сосательная, запятая». Эти слова не образуют продуктивные модели.
Субстантивированные прилагательные среднего рода являются обозначениями конкретных предметов и отвлеченных понятий. Среди названий конкретных предметов есть обозначение различных вин, кушаний и лекарств: шампанское, мороженное, пирожное, заливное, первое, снотворное. Среди субстантивных прилагательных с отвлеченным значением выделяются слова, являющиеся научными терминами и формами выражения общих абстрактных понятий, например: «общее, частное, прекрасное, будущее, прошлое, былое, содержимое».
Субстантивированные прилагательные мужского рода почти все являются именами лиц, например: «ученый, малый, пожарный, раненый, управляющий, заведующий, новенький, штатский, больной, смертный, рядовой».
Субстантивированными прилагательными по происхождению являются также многие топонимические названия и большинство фамильных наименований: Смоленск, Ярославль, Медное, Бологое, Узловая, Долгопрудная, Дубровский, Петров, Фоника, Боброва, Бураго, Теплых.
Субстантивация прилагательных как явление деривации относится к семантико-морфологическому способу словообразования. Иногда происходит не субстантивация прилагательных, а создание новых слов по образцу уже имеющихся субстантивированных прилагательных. Такими являются, например, слова «вселенная, насекомое, числительное; скалькированные с греческих и латинских слов, слова» «корректорская» и «диспетчерская», образованные по образцу «столовая, учительская» и т. п.
В класс имен существительных в современном русском языке переходят, как имена прилагательные, так и причастия. Только причастия, прежде чем они подвернутся субстантивации, переходят в класс имен прилагательных.
Причастие – это часть речи, которая обозначает действие как признак предмета и обладает общими с глаголами и прилагательным свойствами.
Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, выступают в функции определения. При этом, обладая морфологическими свойствами имени прилагательного – изменяясь по родам, числам и падежам, они согласуются с определенными словами. Причастия имеют ту же систему флексий, что и прилагательные. Они склонятся так же, как и прилагательные.
Причастия делается на действительные и страдательные. Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит сам предмет: «Инженер, сконструировавший машину». Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает: «машина, сконструированная инженером». Страдательные причастия всегда имеют значение страдательного залога. Действительные причастия могут иметь значения действительного и страдательного залогов и встает вне залога: «бригада плотников, стращая дом»; «дом, строящийся бригадой плотников»; «ползущие по небу облака».
У причастия есть только формы настоящего и прошедшего времени, формы будущего времени у причастий не закрепились.
Как было выше сказано, причастия так же, как и прилагательные, но прежде они адъективируются. Адъективация – это процесс перехода причастий в прилагательные, чему способствует наличие у причастий наряду с глагольными признаками признаков прилагательных. Адъективация может быть постоянной, или полной, и временной. К числу причастий, окончательно превратившихся в прилагательные, относятся древнерусские формы типа ползучий, сидячий, текучий, зрелый, пошлый, умелый, а также будущий, грядущий, иступленный, прирожденный, сокровенный и др.
Только после этого причастия могут подвергаться субстантивации, т.е. могут употребляться в значении существительных: обвиняемый, окружающее, млекопитающие, множимое и др. При субстантивации причастия получают предметное значение, оказываются отнесенными к одному из трех грамматических родов, но сохраняют систему склонения прилагательных.
В предложении такие слова могут выступать в роли подлежащего и дополнения и иметь при себе согласованное прилагательное или причастие. Например: «Враг осмотрел вновь поступившего больного». Перешедшие в существительные прилагательные, в отличие от основной массы существительных, сохраняют склонение по типу прилагательных именно по тому роду, к которому они принадлежат, а также они не допускают образований с суффиксами оценки.
Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение это происходит двумя путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Ведущую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих нём слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ