что такое субъективный человек
Значение слова «субъективный»
1. Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективная сторона преступления. □ Надо помнить, что львиная доля вины за прорывы в работе транспорта — в субъективных причинах, в расхлябанности. Киров, Статьи и речи 1934.
2. Относящийся только к данному субъекту, отражающий только его мысли, переживания и т. п.; личный, индивидуальный. Субъективное ощущение. □ Когда я смотрю на произведение искусства — тут полный простор моим субъективным воспоминаниям. Чернышевский, Эстетические отношения искусства к действительности. Действительный быт крепостной деревни ничем не отразился в его насквозь субъективной поэзии. Воровский, А. В. Кольцов. [Мемуары] субъективны. В них больше мнений и впечатлений, чем фактов. Погодин, Театр и жизнь. || Пристрастный, предвзятый, лишенный объективности. Субъективное мнение.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
субъекти́вный
1. относящийся к субъекту, человеку, личности, определяемый субъектом ◆ Непрерывность и незаметная постепенность происходящих в мире изменений есть объективная, а способность человека ко всему привыкать — субъективная причина нашего невежества и нашей поверхностности. Л. Шестов, «На весах Иова», 1929 г. (цитата из НКРЯ)
2. отражающий мысли, переживания, чувства только одного субъекта ◆ Да и само субъективное восприятие сложной политической обстановки людьми, не искушенными в этих вопросах, приводило иногда к разительным противоречиям. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты. Том II. Борьба генерала Корнилова», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова залупить (глагол), залупил:
Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами
«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий. Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда. Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.
Что такое объективность
Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.
Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.
Что значит объективность
Рассмотрим определение понятия в разных словарях.
Объективность – что это в психологических энциклопедиях:
Объективность в философии это:
Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд. Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности. В нашем примере это сам приговор.
Объективность: синонимы
Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):
Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.
Что такое субъективность
Она запрещает врачам лечить своих родственников, а психологам принимать своих знакомых. Она мешает нам трезво мыслить в стрессовой ситуации. Она – это субъективность. Означает предвзятое, эмоциональное, оценочное отношение к чему-либо. Человек реагирует не на факты, а на свои эмоции, трактовку фактов и событий через свою систему ценностей, убеждений, суждений. Теперь понятно, причем тут запреты на лечение своих родственников, друзей: слишком высокий риск допустить ошибку. Боимся обидеть, навредить, потерять. Волнуемся, переживаем, из-за этого в итоге ошибаемся.
Что такое объективное и субъективное мнение
Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.
Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.
Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.
Противоречие объективного и субъективного
Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.
«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек. Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему. Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.
Единство объективного и субъективного
Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.
Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.
Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:
Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.
Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.
Объективность в философии
В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий. Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя. На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.
Сократов метод
Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна. И складывается она из нескольких субъективных отношений. То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).
Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.
Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».
Объективность добра в этических представлениях Платона
Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.
Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:
Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.
В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).
Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:
Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.
Как стать объективным
Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.
Можно ли быть совершенно объективным
Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна». Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу. Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.
Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок. Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение. Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час. Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.
Как быть объективным
Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:
Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.
Леонид Кроль: Сознание похоже на небо, состоящее из разных слоев
Сегодня наша тема – субъективность. А мой собеседник – Леонид Кроль, основатель и владелец проекта Incantico (Италия), директор института Групповой и семейной психологии и психотерапии, профессор Высшей школы экономики, руководитель центра Класс, к.м.н.
О субъективности
Будем говорить про субъективность. Субъективность, присущую каждому из нас. Создающую нас. Но начнем все-таки с попытки дать определение этому понятию. Леонид, что такое субъективность?
Субъективность – это то, о чем можно сказать: «Я так чувствую, думаю, это только мое«. В противоположность всему, что продиктовано социумом, другими, наукой и т.п. Человек нутряной и исконный, «без порток» (всего навешанного на себя). Сеанс раздевания: человек как капуста, и мы снимаем лист за листом, стараясь добраться до кочерыжки. От чего человек замирает, во что может влюбиться, что в нем «самое-самое»? Можно даже говорить о таком понятии, как «субъективный человек».
Что такое «субъективный человек»?
Субъективный человек – то, какой он наедине с собой, как если бы «все оставили в покое» (включая и внутреннюю цензуру усвоенных чужих голосов). Когда все экзамены сданы, и можно сесть на камень и пройти всего один, но важный тест: ответить себе на вопросы: «Чего я хочу?«, «Кто я?» и «Что мне делать в жизни?«.
Субъективный человек – это найденная собственная мера уверенности, не предписанная социумом, а присущая человеку согласно его характеру.
Субъективный человек – это те утверждения и предписания своего окружения и истории, которые проверены, пропущены через себя, отобраны осознанно.
Субъективный человек – это сплав желаний, драйвов, наследство веков развития и окружения. Отталкивая то, что не нравится, и притягивая то, что нравится, субъективность человека тем самым создает вращение вокруг себя и взаимодействует с этим потоком.
Словом, Субъективный человек – это то, как чувствую и думаю именно я, это моя жизнь, данная мне в моих ощущениях.
Об устройстве сознания
Вы как-то сказали, что человек постоянно погружен не в четкий и ясный внутренний диалог, а в некий набор бормотаний. Это действительно так? Как мы общаемся сами с собой?
Мы очень мало знаем о том, как устроено сознание человека, но ясно, что оно столь же сложно и противоречиво, как и весь окружающий нас мир. Мы думаем не столько словами и связными предложениями, сколько мелькающими образами, «быстрыми снами», цветовыми пятнами.
Есть среди феноменов сознания и «чувства» («переведенные» на язык слов, то есть уже вторичные описания их). Есть краткие обрывочные диалоги, на которых себя легко поймать – когда мы мысленно отвечаем недосказанное оппоненту, «реабилитируемся».
Есть короткие разряды, «электрические вспышки», перебивающие «содержательные» фрагменты.
И, конечно, есть «бормотания», отрывистые и смутные. Сознание, таким образом, похоже на небо, состоящее из разных слоев, где на разной высоте облака не мешают друг другу.
Вопрос в том, хотим мы наблюдать объемную картинку, с горизонтами – или же упрощенный, спроецированный на плоскость пейзаж своего сознания.
Как лучше знакомиться с собственной субъективностью? Как начать ее расшифровывать?
Всего лишь смотреть – смотреть долго, внимательно, обращая внимание на детали. Взгляд бывает расфокусированный (лес, а не отдельные деревья), «ждущий целого», обращенный к оттенкам и краскам. Заниматься сортировкой: что во мне – мое, а что взято от «дяди Коли» и «тети Маши».
Стоит задать себе вопрос: «Как я думаю?» Есть много способов думать, и большинство этих способов мы редко используем.
Расскажите про эти способы, пожалуйста.
Давайте пройдемся по видам сознания, которые участвуют в работе мысли, процессе создания идей и проектов.
Во-первых, это образное сознание. Оно отвечает за разворачивание целостных сцен и картин, их яркость и драматургия, сохранение как деталей, так и движения.
Во-вторых, ассоциативно-пунктирное сознание. Это «внутренний карандаш», склонность и способность к «быстрой мультипликации», беглым зарисовкам, тому что называется «заметками на салфетках» или «пробными набросками» без потери связи с основным изложением. Это вариант «сталкерского мышления», с поиском зон сгущения и разряженности, с повышением чувственности и интуиции.
Третье, это рефлексивное сознание, работающее параллельно чтению, разговору, спору.
Четвертым пусть будет сознание включенной телесности. Что оно обеспечивает? Удобство, застывание с переходом в гибкость, «игру суставов», следование «интуиции дистанций», освобождение «агрессивных зон», целостность ощущений, «полетность», «думание волосками», «феномен особо спокойного дыхания».
Пятое – это «справочное сознание«, обращенное в личную библиотеку и музей, к традициям и авторитетам. Его качество определяется краткостью и точностью образчиков и порождаемых ими образов. А также феноменами привносимого «медленного чтения».
И, наконец, шестое — сознание мифологических коллизий и их преодоления. Здесь драматургию развертывания мысли диктует заранее заложенная мифология: ожидаемое отчаяние Сизифа, «я отвечаю за все» Атланта и т.п.
О магических существах
Расскажите про Вашу модель Магических Существ. Что это за Существа? Какие они бывают?
Действительно, у меня есть очень любимая мною модель объяснения характеров — я их еще называю «Кентавры» или «Тяни-Толкаи», поскольку они представляют оппозиции между какими-то двумя, на первый взгляд, взаимоисключающими качествами.
Если быть точнее, я рассматриваю их не как качества, а как состояния, часто присущие человеку, например, эйфория и дисфория, или идеализация и обесценивание. Каждое Существо — это «центральная ось» характера, или, если использовать химическую метафору — формула.
С Существами я исхожу из предпосылки, что именно формула характера притягивает обстоятельства и предопределяет формулу жизненных сюжетов, а не наоборот. Выше мы говорили о субъективности — так вот, каждое Существо — это пружины субъективности чьего-то характера. У Золушки (На балу – За печкой) эта субъективность заведомо другая, чем у Решай-Скучая.
Давайте приведем несколько примеров.
Если кому-то дан характер, который я называю «Решай – Скучай», то следующая формула определит его жизнь: быстрые решения задач и обязательная, выраженная скука; постоянное движение, стремление выбрать хорошего хозяина и успешно жить в его доме.
Если же в основе характера – маятник резких смен настроения, то быть такому человеку Золушкой, с ее жизнью то «на балу», когда все получается весело и легко (хотя и есть чувство, что все это призрачно и скоро кончится), то «за печкой», когда грустно, хочется прятаться и уходить с головой в работу. Если копнуть немного глубже, то в этом же человеке мы, скорее всего, найдем состояния и «старшей сестры» (обыкновенной, скучной, обреченной на расписание), и «мачехи», и «феи».
Еще пример: «Тяни-Толкай». Одна его голова – большая и умная, любит доказывать и рассуждать, а другая – чувствует, нюхает, ясно слышит зов, говорящий, какой дорогой идти. Договориться друг с другом им сложно, потому что языки у них разные, и каждому приходится ждать, когда вторая часть заснет или устанет.
«Шалтай-Болтай» строит планы и болтает о них страстно и ярко, раскачивается в разные стороны, накачивает уверенность в себе и других с каждым рассказом. На глазах теряет интерес, когда начинает шататься и шалтаиться. Но вдруг доходит до какой-то точки и опять все начинается сначала, с мелкой амплитуды раскачивания и нежной болтовни. Однако неизбежно Шалтай раскачивается все сильнее и в итоге падает.
Сейчас многие любят рассуждать о том, что мы притягиваем в свою жизнь определенных людей и ситуации. Что Вы об этом думаете?
Говоря о Существах и о характерах, важно понимать, что именно формула субъективных состояний определяет и притягивает объективные обстоятельства, а не наоборот – обстоятельства вызывают смену состояния. Если мы используем разные способы думать, то мы по-разному касаемся своих пружин субъективности.
Частью этого является исследование отношений Существ с пространством и временем, т.е. «именно мои», субъективные, с ними отношения – отсюда возникают такие понятия, как субъективное время и субъективное пространство. Это имеет ясное прикладное значение: например, успех переговоров напрямую связан с тем, чтобы учитывать не только объективную ситуацию, но и субъективную – как свою, так и оппонента.
О познании себя
Способен ли человек сам в себе разобраться? Или обязательно нужен «взгляд со стороны»?
Вопрос трагический: человек не может сам в себе разобраться. Но так же не может и не пытаться это сделать.
А выход из этого есть?
Ответ в том, чтобы разбираться, но не слишком; идти, но не надеяться дойти до конца. Найти срединный путь, где ищем без пафоса, но со страстью, глядя на других с любовью и влезая в шкуру другого… Когда человек расстается с самим собой, не глядится в зеркальце — «Каков я?«, а проникает в миры других, он все больше находит себя.
В этом деле привлеченный другой – психолог, в частности – это как средство транспорта. Со священником доезжаешь в одну сторону, с психологом – во вторую, в хорошей компании мозгового штурма – в третью. Вопрос в том, как это совместить, как найти стыковки «транспорта».
СУБЪЕКТИВНЫЙ
субъективный – значит ощущаемый или психический, в противоположность физическому или соматическому. См. здесь значения 5, 6, 7 и 8. (в) Индивидуальный – субъективный, то есть единственный, с участием только одного человека. См. значение 9. Далее приводятся более специализированные способы употребления, которые обычно встречаются в социальных науках и могут рассматриваться как отражающие один или более из смыслов этого термина. 2. Не являющийся непосредственно публичным, незнакомый кому-либо еще. Смысл здесь состоит в том, что основную суть события можно только ощутить внутренне, лично, и что публичный опыт никогда не может быть известен, но только логически выведен; например, вес объективен, тяжесть субъективна, форма звуковой волны произносимого предложения объективна, смысл предложения субъективен. 3. Не подтверждаемый другими непосредственно, не определяемый публикой каким-либо непосредственным способом. Это значение очень близко к понятию интуитивного или имплицитного; см. статью клинический прогноз о классическом примере противопоставления объективного и субъективного в этом смысле. 4. Более широкий смысл значений 2 и 3 – ненадежный, предвзятый, контаминированный личными, эмоциональными оценками. Это значение, прежде всего, встречается как эпитет, используемый человеком против того, чьи субъективные оценки в смысле 3 отличаются от его собственных; нет никакой логической причины того, почему субъективный должен быть менее надежным или достоверным, чем объективный. Рассмотрите характер эстетических суждений, чтобы оценить этот момент. 5. В отношении суждений, сделанных без использования инструментов или других приемов. 6. Внутренний по отношению к телу или, чаще, к сознанию. Здесь субъективный почти синонимичен психическому. 7. Более широкое понимание значения 6 – ощущаемый или переживаемый как внутренне локализованный; например, такое ощущение, как усталость, в котором нет просто определимого внешнего стимула, расценивается как субъективное. 8. Еще более широкое понимание – ощущение, основанное на иллюзорных или галлюцинаторных явлениях; мнимый. 9. Персональный, имеющий отношение к одному индивиду, определенному человеку.
Полезное
Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВНЫЙ» в других словарях:
СУБЪЕКТИВНЫЙ — (от лат. subjectum субъект). Отличающийся личной точкой зрения на вещи, в противоположность объективному. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУБЪЕКТИВНЫЙ в противоположность объективному, личный,… … Словарь иностранных слов русского языка
субъективный — См. пристрастный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. субъективный индивидуальный, вкусовой, персональный, односторонний, тенденционный, персоналистический, личностный,… … Словарь синонимов
СУБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙ, субъективная, субъективное; субъективен, субъективна, субъективно (книжн.). Свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Субъективные переживания. Ощущения холода очень субъективны. || Лишенный объективности, пристрастный,… … Толковый словарь Ушакова
СУБЪЕКТИВНЫЙ — СУБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. Присущий только данному субъекту, лицу. Субъективное ощущение. 2. Пристрастный, предвзятый, лишённый объективности. Субъективная оценка. Слишком субъективное мнение. | сущ. субъективность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к субъекту, его природе и интересам; зависящий от субъекта; имеющий значение только для субъекта. Противоположностью С. является объективный. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура,… … Философская энциклопедия
субъективный — ая, ое.subjectif adj., нем. subjektiv <лат. subjectivus добавляемый, присоединяемый. В этом чувстве нет ничего из внешняго предметнаго ( objectif ), ибо его предмет не извне на нас действует, ни личного (subjectif), ибо мы для себя в нем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
субъективный — 1. Свойственный лишь данному субъекту, лицу, личный; относящийся к субъекту. 2. Односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзятый. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
субъективный — ▲ индивидуальный ↑ отображение < > объективный субъективность зависимость представлений от личности, субъекта. субъективизм. субъективный. дело вкуса. смотреть [глядеть] со своей колокольни. смотреть со своего шестка. не может подняться… … Идеографический словарь русского языка
субъективный — ая, ое; вен, вна 1) Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективные причины. Синонимы: ли/чностный, челове/ческий 2) Отражающий мысли, переживания и т. п. данного субъекта, свойственный только данному лицу … Популярный словарь русского языка
субъективный — носит субъективный характер • обладание … Глагольной сочетаемости непредметных имён