что такое субъективные факторы

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР» в других словарях:

Субъективный фактор — в истории, деятельность субъекта масс, классов, партий, отдельных людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных общественных… … Большая советская энциклопедия

субъективный — ая, ое; вен, вна 1) Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективные причины. Синонимы: ли/чностный, челове/ческий 2) Отражающий мысли, переживания и т. п. данного субъекта, свойственный только данному лицу … Популярный словарь русского языка

Фактор фуры — Жанр: Роман Автор: Александр Гаррос и Алексей Евдокимов Язык оригинала: русский Публикация: 2006 Издательство: Лимбус Пресс … Википедия

субъективный — ая, ое; вен, вна, вно. 1. Филос. Существующий в сознании, зависящий от него (противоп.: объективный). С. метод в философии. С. идеализм (одна из основных разновидностей идеализма, отрицающая объективное существование материального мира и… … Энциклопедический словарь

субъективный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. субъективно, субъективность 1) филос. Существующий в сознании, зависящий от него (противоп.: объекти/вный) Субъекти/вный метод в философии. Субъекти/вный идеализм (одна из основных разновидностей ид … Словарь многих выражений

Экстремальность ситуаций как объективно-субъективный феномен — Как показывает опыт и данные психологических исследований, одни и те же экстремальные ситуации и факторы могут оказывать диаметрально противоположное, благоприятное и неблагоприятное, психологическое воздействие на разных граждан и сотрудников.… … Энциклопедия современной юридической психологии

Биометрические технологии — Основная статья: Биометрия Биометрические технологии основаны на биометрии, измерении уникальных характеристик отдельно взятого человека. Это могут быть как уникальные признаки, полученные им с рождения, например: ДНК, отпечатки пальцев, радужная … Википедия

Славянские микроязыки — (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце 1970 х гг … Википедия

Малые славянские литературные языки — Славянские микроязыки (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце… … Википедия

Микроязык — Славянские микроязыки (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце… … Википедия

Источник

Субъективный фактор

Полезное

Смотреть что такое «Субъективный фактор» в других словарях:

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР — в истории, деятельность субъекта масс, классов, партий, отд. людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных обществ. условий.… … Философская энциклопедия

субъективный — ая, ое; вен, вна 1) Относящийся к субъекту, человеку, личности. Субъективный фактор в истории. Субъективные причины. Синонимы: ли/чностный, челове/ческий 2) Отражающий мысли, переживания и т. п. данного субъекта, свойственный только данному лицу … Популярный словарь русского языка

Фактор фуры — Жанр: Роман Автор: Александр Гаррос и Алексей Евдокимов Язык оригинала: русский Публикация: 2006 Издательство: Лимбус Пресс … Википедия

субъективный — ая, ое; вен, вна, вно. 1. Филос. Существующий в сознании, зависящий от него (противоп.: объективный). С. метод в философии. С. идеализм (одна из основных разновидностей идеализма, отрицающая объективное существование материального мира и… … Энциклопедический словарь

субъективный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. субъективно, субъективность 1) филос. Существующий в сознании, зависящий от него (противоп.: объекти/вный) Субъекти/вный метод в философии. Субъекти/вный идеализм (одна из основных разновидностей ид … Словарь многих выражений

Экстремальность ситуаций как объективно-субъективный феномен — Как показывает опыт и данные психологических исследований, одни и те же экстремальные ситуации и факторы могут оказывать диаметрально противоположное, благоприятное и неблагоприятное, психологическое воздействие на разных граждан и сотрудников.… … Энциклопедия современной юридической психологии

Биометрические технологии — Основная статья: Биометрия Биометрические технологии основаны на биометрии, измерении уникальных характеристик отдельно взятого человека. Это могут быть как уникальные признаки, полученные им с рождения, например: ДНК, отпечатки пальцев, радужная … Википедия

Славянские микроязыки — (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце 1970 х гг … Википедия

Малые славянские литературные языки — Славянские микроязыки (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце… … Википедия

Микроязык — Славянские микроязыки (малые литературные языки) литературно языковые образования, находящиеся вне списка известных славянских литературных языков крупных наций (этносов). Термин «литературные микроязыки» был предложен А. Д. Дуличенко в конце… … Википедия

Источник

ЕГЭ. Общество.Тема 5. Объективные и субъективные факторы развития общества

что такое субъективные факторы. Смотреть фото что такое субъективные факторы. Смотреть картинку что такое субъективные факторы. Картинка про что такое субъективные факторы. Фото что такое субъективные факторы

Общество постоянно развивается, это динамическая система. Что же влияет на это развитие, движет обществом? Иначе говоря, каковы факторы общественного развития?

Таких факторов две группы: объективные и субъективные.

Субъект— от от лат. subjectum — подлежащее. Это то лицо или группы лиц, которые совершают конкретное действие. Значит, субъективные факторы — это те обстоятельства, которые происходят по воле отдельных людей или групп, продуманно, сознательно.

Перечислим факторы развития общества.

Объективные факторы развития общества

Субъективные факторы развития общества

ФакторыПримеры
1.Деятельность отдельных личностей.История знает немало примеров, когда личность меняет её ход. Вспомним Наполеона, Гитлера, сумевших вовлечь в войну множество стран и народов, изменивших ход истории.
2.Деятельность групп людей, например, партии, военной хунты.В период великой Октябрьской социалистической революции большевики пришли к власти, изменив полностью существующий строй в России.
3.деятельность народных масс. Роль народа в истории великаВ России было множество бунтов, народных восстаний( например, Степана Разина или Емельяна Пугачёва).Конечно, все они были подавлена – с царской армией народу было сложно воевать. Однако ни одно восстание не осталось бесследным. Царю и правительству приходилось считаться с возмущением народа, облегчать его участь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Субъективные и объективные факторы исторического процесса

Проблема взаимосвязи человеческого общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения субъективного фактора и объективных условий функционирования и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому.

Функционирование и развитие любого человеческого общества – это процесс, в котором практически действуют, с одной стороны, субъективный фактор (люди, общности), а с другой – объективные условия (географические, средства производства, институты), которые становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто противоположных поставленным целям.

Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую.

Субъективный фактор – это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы – цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей.

Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор – это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов.

К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.).

Это не общественное бытие как характеристика общества в целом, а лишь та его часть, которая определяет сознание и деятельность данного социального субъекта: элиты, партии, класса, народа и т.п. Объективный фактор ставит определенные объективные пределы данному субъективному фактору в его целях и планах: данный субъект должен считаться с этими объективными возможностями своей деятельности.

что такое субъективные факторы. Смотреть фото что такое субъективные факторы. Смотреть картинку что такое субъективные факторы. Картинка про что такое субъективные факторы. Фото что такое субъективные факторы

В историческом идеализме субъективный фактор по отношению к объективным условиям является определяющим. Он включает в себя, как уже говорилось, сознательную деятельность выдающихся людей, опирающуюся на государственную власть и церковь. Народная масса выступает здесь важным объективным фактором (условием) общественного развития наряду с другими.

В историческом материализме понятия “субъективный фактор” и “объективные условия” показывают соотношение между сознательной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует.

Исторический материализм обращает внимание на то, что если “общественное бытие” и “общественное сознание” характеризуют структуру общества, то “объективный и субъективный факторы” – процесс его изменения. Как правило, общественное бытие оказывается в базисе, а общественное сознание – в надстройке экономической формации общества.

Разграничивая общественное бытие как первичное, а общественное сознание как вторичное, исторический материализм доказывает, что …объективные условия играют определяющую роль, поскольку ими обуславливаются, во-первых, сама необходимость решения тех или иных исторических задач, а следовательно, и направление деятельности людей и, во-вторых, реальные возможности решения этих задач.

Но исторические факты, например решающая роль партии большевиков в октябрьском перевороте и пролетарско-социалистической революции в России, опровергают данное положение. Поэтому истматчикам приходится в полном смысле слова выкручиваться:

признавая решающую роль субъективного фактора при наличии необходимых условий, марксизм-ленинизм не вступает в противоречие со своими материалистическими основами, а, наоборот, всецело на них опирается.

Исторический реализм исходит из того, что объективные условия и субъективный фактор играют неодинаковую роль в развитии обществ. В доиндустриальный период человечества субъективный фактор был не развит, поэтому объективные условия играли определяющую роль в историческом процессе.

В условиях индустриализма роль субъективного фактора значительно выросла. А в постиндустриализме происходит резкое возрастание роли субъективного фактора, который в передовых странах мира приобретает решающий характер.

Субъективными факторами истории с точки зрения исторического материализма выступают экономические классы, народная масса. Исторический материализм отрицает определяющую роль выдающихся личностей, элит, интеллигенции.

В социалистических обществах ведущим субъективным фактором руководством страны считался пролетариат (трудящиеся), руководимый коммунистической партией, а в ней – партийная интеллигенция-номенклатура, выражающая якобы интересы пролетарской массы.

Но на первое место выпячивалась пролетарская масса: это льстило пролетариям (гегемону) и одновременно маскировало роль номенклатуры – подлинного правящего класса в пролетарско-социалистических странах.

В советских учебниках по философии подчеркивалось, что только на философской основе диалектического и исторического материализма было и остается возможным научно обосновать важнейшее и решающее достижение марксизма-ленинизма – “выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя социалистического общества”.

Социальная философия марксизмаленинизма полностью подчинена идее оправдания диктатуры пролетариата, его роли в истории России и человечества. Крах пролетарского социализма в СССР и других странах поставил крест на этой спорной проблеме.

С точки зрения исторического реализма в индустриальную цивилизацию главную роль играла интеллигенция, без которой никакого социалистического строительства просто не было бы. В период начавшегося постиндустриализма роль интеллигенции, общественного сознания, субъективного фактора в развитии общества резко возросла и одновременно упала роль пролетариата, общественного бытия, объективного фактора.

Это обстоятельство становится определяющим в развитии многочисленных обществ, в их конкуренции между собой за место под солнцем на нашей планете.

Важной проблемой социальной философии в связи с взаимодействием субъективного и объективного факторов является проблема стихийности и сознательности развития человечества.

Стихийным является развитие обществ, при котором результаты сознательной деятельности оказываются отличными от целей деятельности людей, образующих эти общества. А сознательным является развитие обществ, при котором результаты деятельности людей все больше соответствуют поставленным целям.

Исторический идеализм исходит из того, что стихийность развития общества полностью зависит от степени сознательности выдающихся личностей, их способности правильно поставить цель, спроектировать и организовать общественный процесс. Здесь случайность носит полностью субъективный и гносеологический характер.

Исторический материализм считает, что в ходе прогресса общества наблюдается превращение несознательной деятельности людей, творящих историю, в сознательную.

Но “сознательность”, в отличие от исторического идеализма, относится не к выдающимся личностям, а к народной массе, выступающей решающей силой общественного процесса. Сознательность означает также внедрение плановости в общественный процесс.

В капиталистическом обществе действует стихия рынка: люди стремятся к индивидуальным целям и не получают того, к чему стремились. В социалистическом (советском) обществе, в котором люди действуют по общему плану (в направлении коммунизма), получается то, что они хотели.

С точки зрения исторического реализма историческое развитие носит стихийный и сознательный характер. Жизнь показала, что развитие капитализма, не подчиняющееся общегосударственному плану, стихийно приводит к результатам, отвечающим потребностям и интересам людей в большей степени, чем коммунистические прожекты, организующиеся по плану из одного государственного центра.

Нужно признать, что никакого увеличения роли сознательности и уменьшения стихийности ни в развитии человечества, ни в развитии постсоветской России не наблюдается. Все это пока ничем не подкрепленные гипотезы. Усложнение стоящих перед обществами проблем, обострение конкуренции обществ в мире, наоборот, усиливает стихийность в развитии человечества.

что такое субъективные факторы. Смотреть фото что такое субъективные факторы. Смотреть картинку что такое субъективные факторы. Картинка про что такое субъективные факторы. Фото что такое субъективные факторы

Данное положение, кстати, доказывается и российским опытом: только упование на народного президента позволяет российской народной массе пассивно надеяться на лучшую жизнь. Что же говорить “об ускорении хода развития человечества”, то, во-первых, сейчас лучше было бы его притормозить во избежание экологической катастрофы, а, во-вторых, оно идет сейчас преимущественно за счет интеллигенции (естественнонаучной и технической), которую не отнесешь к народной массе.

Источник

Что такое субъективные факторы

4.3. Субъективные и объективные
факторы исторического процесса

Проблема взаимосвязи человеческого общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения субъективного фактора и объективных условий функционирования и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому.

условия (географические, средства производства, институты), которые становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто противоположных поставленным целям. Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую.

К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.). Это не общественное бытие как характеристика общества в целом, а лишь та его часть, которая определяет сознание и деятельность данного социального субъекта: элиты, партии, класса, народа и т.п. Объективный фактор ставит определенные объективные пределы данному субъективному фактору в его целях и планах: данный субъект должен считаться с этими объективными возможностями своей деятельности.

В историческом идеализме субъективный фактор по отношению к объективным условиям является определяющим. Он включает в себя, как уже говорилось, сознательную деятельность выдающихся людей, опирающуюся на государственную власть и церковь. Народная масса выступает здесь важным объективным фактором (условием) общественного развития наряду с другими.

Разграничивая общественное бытие как первичное, а общественное сознание как вторичное, исторический материализм доказывает, что

Но исторические факты, например решающая роль партии большевиков в октябрьском перевороте и пролетарско-социалистической революции в России, опровергают данное положение. Поэтому истматчикам приходится в полном смысле слова выкручиваться:

Исторический реализм исходит из того, что объективные условия и субъективный фактор играют неодинаковую роль в развитии обществ. В доиндустриальный период человечества субъективный фактор был не развит, поэтому объективные условия играли определяющую роль в историческом процессе. В условиях индустриализма роль субъективного фактора значительно выросла. А в постиндустриализме происходит резкое возрастание роли субъективного фактора, который в передовых странах мира приобретает решающий характер.

марксизма-ленинизма полностью подчинена идее оправдания диктатуры пролетариата, его роли в истории России и человечества. Крах пролетарского социализма в СССР и других странах поставил крест на этой спорной проблеме.

С точки зрения исторического реализма в индустриальную цивилизацию главную роль играла интеллигенция, без которой никакого социалистического строительства просто не было бы. В период начавшегося постиндустриализма роль интеллигенции, общественного сознания, субъективного фактора в развитии общества резко возросла и одновременно упала роль пролетариата, общественного бытия, объективного фактора. Это обстоятельство становится определяющим в развитии многочисленных обществ, в их конкуренции между собой за место под солнцем на нашей планете.

Важной проблемой социальной философии в связи с взаимодействием субъективного и объективного факторов является проблема стихийности и сознательности развития человечества. Стихийным является развитие обществ, при котором результаты сознательной деятельности оказываются отличными от целей деятельности людей, образующих эти общества. А сознательным является развитие обществ, при котором результаты деятельности людей все больше соответствуют поставленным целям.

Исторический идеализм исходит из того, что стихийность развития общества полностью зависит от степени сознательности выдающихся личностей, их способности правильно поставить цель, спроектировать и организовать общественный процесс. Здесь случайность носит полностью субъективный и гносеологический характер.

Исторический материализм считает, что

Но «сознательность», в отличие от исторического идеализма, относится не к выдающимся личностям, а к народной массе, выступающей решающей силой общественного процесса. Сознательность означает также внедрение плановости в общественный процесс. В капиталистическом обществе действует стихия рынка: люди стремятся к индивидуальным целям и не получают того, к чему стремились. В социалистическом (советском) обществе, в котором люди действуют по общему плану (в направлении коммунизма), получается то, что они хотели.

С точки зрения исторического реализма историческое развитие носит стихийный и сознательный характер. Жизнь показала, что

развитие капитализма, не подчиняющееся общегосударственному плану, стихийно приводит к результатам, отвечающим потребностям и интересам людей в большей степени, чем коммунистические прожекты, организующиеся по плану из одного государственного центра. Нужно признать, что никакого увеличения роли сознательности и уменьшения стихийности ни в развитии человечества, ни в развитии постсоветской России не наблюдается. Все это пока ничем не подкрепленные гипотезы. Усложнение стоящих перед обществами проблем, обострение конкуренции обществ в мире, наоборот, усиливает стихийность в развитии человечества.

Важной проблемой взаимосвязи субъективного фактора и объективных условий является проблема соотношения закономерности

(регулярности) и случайности общественного развития. С точки зрения исторического идеализма (и либерализма) закономерность (регулярность, повторяемость) в человеческой деятельности отсутствует.

С точки зрения исторического материализма в обществе действуют объективные законы, подобные законам природы, познание которых составляет сущность исторического материализма. На основе этих законов строится «научная» идеология коммунистических партий, добивающихся ликвидации капитализма и строительства коммунизма во всем мире. В связи с таким подходом деятельность людей носит регулярный и повторяющийся характер, против чего и направлен пафос либерала Мизеса. По мнению исторических материалистов, деятельность отдельных людей носит случайный (незакономерный) характер, но в деятельности многих людей проявляются общественные законы, которые с неизбежностью двигают человечество к коммунизму.

С точки зрения исторического реализма частично верными (и неверными) являются как утверждения исторических идеалистов, так и исторических материалистов. Да, человек выбирает определенные цели как в соответствии с объективными условиями, так и в соответствии со своими потребностями и интересами, которые можно считать субъективными относительно объективных условий. Поэтому закономерность общественного процесса происходит не только в соответствии с законами природы, но и в соответствии с потребностями людей. Чувства и мысли выступают субъективными составляющими общественных потребностей, и в этом смысле деятельность людей, общностей, институтов является субъективно-закономерной.

Да, в деятельности людей проявляется общее для этой деятельности. Но закономерности этой деятельности и отношений людей не являются теми законами, которые выносятся в качестве объективных в структуре исторического материализма: общественное бытие определяет общественное сознание и т.п. Эти законы совсем иного рода, чем законы естествознания и технознания. Они действуют

XX в. характеризовался возрастанием роли субъективного фактора, сознательности, проективных побуждений правящих элит,

классов, народов. Но от этого спонтанность, стихийность, непредсказуемость функционирования и развития обществ не уменьшилась, о чем говорит неожиданный развал СССР и советской формации, а также нападение на США 11 сентября 2001 г. Последнее обусловлено возрастающей сложностью человеческого общества, глобализацией, формационной иерархией, приближающейся экологической катастрофой. В силу этого адекватность целей, планов и т.п. субъективных факторов объективным условиям всегда носит весьма неопределенный характер. Основным законом социальной философии исторического реализма остается неопределенность и многовариантность исторического развития.

Это должны учитывать новые американские мессианисты, решившие заняться переустройством мира по своим принципам и программам.

Нам, советским людям, хорошо известно, чем кончились потуги СССР реформировать мир на принципах самой передовой в то время коммунистической идеологии.

Вопрос о выживаемости человечества в условиях экологического кризиса и о роли человечества в природе превратился ныне в вопрос моральный, экономический, технологический. Эволюция природы от неорганической формы до общественной связана с появлением и развитием субъективности и свободы.

Вопросы для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *