что такое студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление в вузе и колледже: что это такое, структура, проблемы
В вузе можно не только получить высшее образование, но и пройти «школу жизни», усвоить полезные навыки, раскрыть таланты и проявить лидерские качества. Главное — выбрать сферу деятельности, к которой лежит душа: научное сообщество, театральная студия, спортивная секция или студенческое самоуправление.
Хотите знать больше о разных аспектах жизни современного студента? Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что такое студенческое самоуправление
Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.
Студенческое самоуправление — форма активного и самостоятельного участия студентов в жизни учебного заведения.
Члены студенческого самоуправления:
Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.
Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.
Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.
Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:
Структура студенческого самоуправления
Выделяют несколько форм студенческого самоуправления:
Независимо от формы, существуют следующие органы студенческого самоуправления:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Кем можно быть в студенческом самоуправлении
Руководящий орган возглавляет председатель студенческого самоуправления. Его выбирают каждый год из числа нескольких кандидатов, каждый из которых представляет свою программу развития университета и роли студенческого самоуправления в вузе.
Кандидат, получивший большинство голосов, становится лидером студенческого самоуправления и находится в тесном взаимодействии с администрацией вуза: от согласованности их действий зависит, насколько успешными будут студенческие инициативы.
Кроме председателя и его заместителя в состав самоуправления входит т. н. актив — студенты, ответственные за работу по разным направлениям. Выделяют такие сектора деятельности:
Задача ответственных — собрать команду, которая будет реализовывать проекты студенческого самоуправления. Концерты, КВН, интеллектуальные игры, театральные постановки — все эти мероприятия обычно организовывают именно активисты.
Те же, кому ближе организационная работа, сотрудничают с администрацией: участвуют в составлении расписания, сотрудничают с библиотекой, предлагают новые направления развития вуза и улучшения студенческой жизни.
Мешает ли студенческое самоуправление учиться? Как правило, нет. Но если вы так увлеклись общественной работой, что заработали несколько долгов, обращайтесь в сервис студенческой поддержки. Его эксперты помогут сохранить баланс между активной работой в самоуправлении и хорошей учебой.
Студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление это:
Термин «студенческое самоуправление» также сокращают до «ССУ».
Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.
Задачи, возникающие в процессе достижения цели:
Содержание
Определения студенческого самоуправления
1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.
Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в вузе.
Студенческое самоуправление — одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.
3. Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
Признаки студенческого самоуправления
Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».
Субъекты студенческого самоуправления
1 точка зрения — только студенты могут быть субъектами, что обусловлено самим названием «студенческое».
2 точка зрения — субъектами ССУ являются не только студенты, но и аспиранты (очевидно, схожесть статусов).
Аспиранты остались единственной категорией молодёжи, которая государством не была организована в качестве «автономного движения».
3 точка зрения — субъектами являются не только студенты, но и преподаватели. (международный день студентов)
4 точка зрения — субъектами являются студенты и администрация вуза, так как студенческое самоуправление включает в себя такой компонент как соуправление.
Принципы студенческого самоуправления
Принципы ССУ — наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в ССУ. Предлагаемые принципы являются основой концепции Студенческого Самоуправления вуза. Принципы определяют самые важные, характерные черты Студенческого Самоуправления вуза, отличающие его от других существующих форм студенческих организаций в России.
Суть идеи Студенческого Самоуправления отражают все принципы в совокупности. Иначе говоря, только система этих принципов даёт верное представление о сущности Студенческого Самоуправления.
Формы ССУ в России
В РФ в настоящее время выработаны 4 формы студенческого самоуправления:
(Согласно Примерному Положению об ОССУ вуза)
Федеральное агентство по образованию определяет следующие формы студенческого самоуправления:
(Инструктивное письмо Федерального агентства по образованию «О студенческом самоуправлении»)
Органы студенческого самоуправления (ОССУ)
Следует отметить, что в книге некорректно истолкованы отдельные моменты. Так, нельзя ставить знака равенства между понятием «орган общественной самодеятельности» (одна из форм общественных объединений, понятие которого четко прописано в Федеральном законе «Об общественных объединениях») и «студенческий совет», который может образовываться на принципах, отличных от указанных в Федеральном законе (часто студенческие советы создаются по решению администрации учебных заведений, либо положение о студенческом совете закрепляется приказом руководителя учебного заведения).
Кроме того, профсоюзная организация студентов и общественная студенческая организация отмечены как разные формы ССУ, хотя профсоюзная организация — это лишь одна из разновидностей общественных организаций, действующая также на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» и наделённая Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дополнительными правами, связанными с возможностью деятельности таких организаций независимо от администрации предприятий, учреждений и т. п.
Федеральное агентство по образованию в инструктивном письме «О студенческом самоуправлении» указывает:
«Органами студенческого самоуправления являются выборные органы действующих форм студенческого самоуправления (советы, комитеты, бюро и др.)». При этом, «Система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно с учетом особенностей образовательного учреждения и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать ее работу».
(Инструктивное письмо Федерального агентства по образованию «О студенческом самоуправлении»)
Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов
Дата публикации: 12.05.2016 2016-05-12
Статья просмотрена: 11075 раз
Библиографическое описание:
Макеева, Е. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов / Е. А. Макеева, К. Э. Кондрашова, М. А. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1238-1241. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29588/ (дата обращения: 06.12.2021).
Существующее в университете студенческое самоуправление является универсальным воспитательным механизмом, основанном не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. На наш взгляд, студенческое самоуправление создает новые возможности для самоопределения личности, появление молодежных инноваций в различных сферах общества. К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства. Воспитательное пространство является фактором социализации личности. Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности выступает предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение, информационное окружение. Любая гуманистическая воспитательная система является открытой: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет воспитательное пространство как компонент системы. В целом в воспитательном пространстве исследователи выделяют несколько компонентов: деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности); коммуникативный (пространство непосредственного общения); социально-предметный (предметная среда человека); эмоциональный (пространство повышающее настроение студентов, готовность к контактам); информационный и др. По условиям существования студенческое самоуправление является воспитывающим пространством. Существование развитого студенческого самоуправления в университете позволяет рассматривать его как характеристику воспитательного пространства вуза. Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности. Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности.
Правовые основы студенческого самоуправления закреплены в ряде документов: в письме Министерства образования Российской Федерации от 02.10.02 № 15–52–468/15–01–21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»; в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02.07 № 231/12–16 «О студенческом самоуправлении». В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 все образовательные организации обязаны создавать органы студенческого самоуправления.
Цель студенческого самоуправления в университете заключается в создании условий, способствующих самореализации студентов в профессиональной и творческой сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.
Для достижения заявленной цели выдвинуты следующие задачи:
– повысить роль студенческих объединений в личностном становлении студента, в формировании его мировоззрения;
– создать социокультурное пространство для реализации общественно-значимых инициатив студентов;
– повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы высшего образования;
– формировать потребности в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;
– воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение нравственной позиции личности и коллектива, за формирование творческой личности;
– развивать и углублять инициативу студенческих коллективов в организации гражданского и патриотического воспитания;
– содействовать сплочению целостных студенческих коллективов, академических групп, потоков, курсов, факультетов и институтов университета.
Признаки студенческого самоуправления. Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т. д. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т. д. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у ОССУ, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза. Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».
Становлению профессионально-личностной позиции студента и развитию их автономности способствует организация в вузе студенческого самоуправления. Автономность — это качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе.
Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления — на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам.
Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно нравственного самоопределения.
В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три основных начала.
Основными функциями студенческого самоуправления в университете являются следующие. Самоактивизация: предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению студентов в управление новыми сферами деятельности. Организационное саморегулирование: предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами студенческих коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач. Коллективный самоконтроль: предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
К ведущим направлениям деятельности студенческого самоуправления относятся научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное. Каждое из направлений имеет свое собственное содержание.
Научно-исследовательская деятельность студенческого самоуправления направлена на: выявление одаренных студентов; эффективную организацию научной деятельности студентов; координацию деятельности студенческого научного общества; помощь в организации и проведении конференций, спецсеминаров, круглых столов, приглашении преподавателей из других вузов, неделе студенческой науки и т. д.
Культурно-массовая деятельность ориентирована на: организацию и проведение культурно-массовых мероприятий; сохранение традиций студенческого творчества; поддержку деятельности студенческих творческих коллективов.
Спортивно-оздоровительное направление деятельности студенческого самоуправления способствует: организации работы спортивных секций; участию в организации соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта.
Реализация информационной деятельности студенческого самоуправления обеспечивает организацию и функционирование информационного пространства в вузе, освещение наиболее значимых мероприятий в жизни студенческого сообщества.
Основной критерий эффективности деятельности студенческого самоуправления заключается в повышении уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности.
Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, — позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.
Что такое студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление – это специфический воспитательный механизм, основанный на свободе волеизъявления и осознанном желании молодежи работать над самосовершенствованием. Работая в организованном студенческом коллективе, молодой человек учится быть самостоятельным, принимать решения. Такая практика деятельности создает условия для вступления студентов во взрослую жизнь [1].
Идея студенческого самоуправления вуза представляет собой попытку объединения интересов личности с интересами университета в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе [2].
В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются такие основные функциональные предназначения, как:
Основными целями деятельности студенческого самоуправления являются:
В Шуйском филиале Ивановского государственного университета студенческое самоуправление имеет давние традиции. Оно представлено разнообразными студенческими сообществами, интегрированными в мобильный отряд студентов МОСТ.
Студенческая наука активно развивается при участии совета молодых ученых, студенческих научных лабораторий и научных обществ. Организацией содержательного досуга студентов, проведением праздников, фестивалей, творческих конкурсов занимается клуб активных студентов КлАС, который объединяет такие творческие студии как студия эстрадного вокала, клуб интеллектуалов, театр мод «Театр образа», команды КВН, агитбригада, студия звукорежиссерского мастерства, поэтический театр, студенческий театр эстрадных миниатюр и хореографическая студия «Росы». Пропаганда здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой – всегда в центре внимания студенческого спортивного клуба «Олимп», под эгидой которого проходят все спортивные состязания, старты, соревнования. Клуб инвалидов «Пингвин», объединяющий студентов направления «Адаптивная физическая культура», в сотрудничестве с городским обществом инвалидов, осваивает новые виды спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая деятельность отрядов «ВЕГОС» и «РАДОС» сосредоточена на работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающих в школах-интернатах, а также с молодежью в клубах по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях. Ни одна волонтерская акция в городе и области не проходит без участия ребят из отряда «Данко», отдающих свое горячее сердце людям от мала до велика. В студенческом самоуправлении филиала есть и собственное информбюро, включающее в себя студенческое телевидение Актив-ТВ и интерактивную студенческую газету – «Твоя газета». Эти и другие студенческие объединения филиала постоянно в диалоге с администрацией вуза решают важнейшие вопросы студенческой жизни, что позитивно сказывается на развитии общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов, способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, умения работать в команде [5].
Очень важно вовлечь студентов в активную жизнедеятельность с самых первых дней пребывания в вузе. Это должно способствовать их скорейшей адаптации к новым условиям обучения и проживания (если речь идет о студентах, проживающих в общежитии).
С целью изучения мнения первокурсников о роли студенческого самоуправления в жизни студента, нами было проведено анкетирование студенческого актива 1 курса. В опросе приняли участие 45 человек (18 юношей и 27 девушек).
Несмотря на то, что респонденты лишь три месяца являются студентами высшего учебного заведения, большинство из них (90%) информированы о деятельности органов студенческого самоуправления (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Знаете ли Вы, о существовании в Вашем ВУЗе студенческого самоуправления?
Студенты полагают, что в вузах востребована деятельность органов студенческого самоуправления. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Нужна ли, по Вашему мнению, в вузах деятельность органов студенческого самоуправления?
Диаграмма 3. Зачем, по Вашему мнению, нужно студенческое самоуправление студентам?
Весь актив первокурсников (100%) изъявили желание участвовать в общественной жизни своего вуза (Диаграмма 4).
Диаграмма 4. Есть ли у Вас желание участвовать в общественной жизни своего вуза?
Распределение ответов на вопрос: «К каким формам общественной работы Вы отдаете предпочтение?» показал, что студенческое самоуправление занимает лидирующую позицию в предпочтениях первокурсников (69%). Более 23% активистов осознают актуальность и востребованность экологического движения. Менее 5% хотели бы участвовать в работе педагогических отрядов, что предъявляет особые требования к профориентационной работе с абитуриентами и заставляет обратить особое внимание на повышение мотивации студентов педагогического вуза к педагогической деятельности. Студенты провинциального вуза далеки от политики, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 0,5% отдали свой голос за участие в политических акциях (Диаграмма 5).
Диаграмма 5. К каким формам общественной работы Вы отдаете предпочтение?
Диаграмма 6. Какие качества личности, по Вашему мнению, развиваются в процессе участия в студенческом самоуправлении (СС)?
Диаграмма 7. Формированию каких компетенций способствует участие в СС?
Первокурсники (100%) активно общаются со студентами других вузов
(Диаграмма 8), и это естественно, поскольку общение – это ежедневный атрибут нашей жизни.
Диаграмма 8. Поддерживаете ли Вы общение со студентами других ВУЗов?
Диаграмма 9. Поддерживаете ли Вы общение со студентами ИвГУ?
Диаграмма 10. Как Вы думаете, нужно ли взаимодействие студентов ИвГУ и филиала?
Диаграмма 11. Как Вы думаете, нужно ли взаимодействие органов самоуправления ИвГУ и филиала?
Диаграмма12. Как Вы думаете, в каких формах возможно взаимодействие?
Первокурсники полагают, что наиболее эффективными формами взаимодействия студенческого самоуправления являются интеграция реального и виртуального творчества (48,1%) и очное взаимодействие (45,3%). Отрадно, что молодые люди испытывают потребность в живом общении и сотрудничестве. (Диаграмма 13).
Диаграмма 13. Какая форма взаимодействия СС будет на Ваш взгляд эффективнее?
Диаграмма 14. Какими ресурсами социальной сети вы пользуетесь?
Диаграмма 15. Какой социальный проект, вы могли реализовать в социальной сети?
Проведенное исследование показало, что первокурсники осведомлены о деятельности студенческого самоуправления в вузе, его роли в формировании социально-значимых качеств личности и готовы активно в нем участвовать. Задача, которая возлагается на студенческий актив старшекурсников, заключается в поддержании интереса подрастающего поколения к общественной жизни вуза, города, страны и оказание посильной помощи в повышении мотивации, правовой культуры и уверенности в собственных силах.