что такое студенческая группа
Особенности развития студенческой группы
Содержание:
Предмет: | Социальная психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 06.05.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по социальной психологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В современном мире сложилась такая ситуация, что для достижения материального благополучия, высокого социального статуса и карьерного роста необходимо быть развитой личностью, качествами которой, прежде всего, являются инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость.
Студенчество, как важнейший фактор преобразования общества, является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи. Так как именно студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современного мира, необходимо уделять немалое внимание формированию и развитию студенческой группы.
Для эффективного процесса обучения необходимо учитывать не только качество преподаваемого материала, организацию пространства и времени студентов, но и размер учебной группы, социально-психологический климат, внутригрупповые взаимоотношения и многие другие психологические аспекты учебной деятельности. Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней.
В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. На каждом уровне развития студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.
Таким образом, можно сказать, что для становления студента как профессионала и как личности, необходимо, чтобы его развитие проходило в способствующих данному процессу условиях. Знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью.
Понятие малой группы
Студенческая группа относится к малой группе, поэтому прежде, чем начать ее изучение, необходимо рассмотреть феномен малой группы.
Интерес к исследованию малых групп возник давно, а именно тогда, когда начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и вопрос о среде ее формирования. Большая часть жизни человека протекает в малых группах в семье, среди друзей, в учебных и трудовых коллективах, и других. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Исследователи неоднократно обращались к определению понятия малая группа, сформулировав при этом огромное количество всевозможных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу определений. Это объясняется тем, что авторы, пытаясь определить малую группу, как правило, шли от собственного ее понимания, акцентрируя внимание на тех или иных сторонах группового процесса.
Рассмотрев большое количество различных определений, исследователи, занимающиеся изучением малой группы, свели его примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение в социальной психологии. Но оно не претендует на точность определения и носит скорее описательный характер, так как допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.
Как уже было сказано выше, малая группа является динамической общностью. Поэтому ей необходимо развиваться и изменяться. В социальной психологии существуют различные модели развития группы. Анализ группового развития во многом зависит от общих представлений исследователя о группе, от его видения картины разворачивающегося группового процесса.
Одним из самых распространенных подходов на западе является подход Б. Такмена, широко известный и в отечественной литературе. Предложенная им двухмерная или двухфакторная модель явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению данной проблемы.
Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, но не раскрывает конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Так же, по мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но об отношении данных сфер Б. Такмен также не говорит.
Один из подходов к решению проблемы развития малой группы в отечественной психологии представлен в теории А.В. Петровского.
А.В. Петровский представляет уровни развития группы в стратометрической концепции коллектива, которая позднее была названа теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Основная идея данной теории заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из нескольких основных страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики, применительно к которым обнаруживают действие различные социально-психологические закономерности.
Первый уровень несет в себе необходимые признаки коллектива, отвечающие требованиям общественного прогресса. Группа характеризуется высокой сплоченностью. Второй уровень представляет общность, где высокий уровень социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредует групповые процессы. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но они не отработаны в процессе общения и совместного труда, а привнесены из социальной среды. Третий уровень развития группы характеризуется высоким уровнем опосредствования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредуют, являются враждебными для общества. На четвертом уровне взаимоотношения людей фактически непосредственны общими факторами совместной деятельности или факторы носят антисоциальный характер, таким образом, лишая деятельность группы общественной ценности. Последний уровень представляет типичную диффузную группу, где на нулевой отметки оказываются и социальная ценность опосредствующих факторов, и степень их выраженности в системе межличностного взаимодействия.
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в определении многообразных контактов между членами группы.
Интересной особенностью подхода Л.И. Уманского является прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, концентрация на постепенном превращении ее в коллектив. В отличие от стратометрической концепции А.В. Петровского, в данной теории стадия корпорации не рассматривается как асоциальная.
Таким образом, можно сказать, что развитие группы происходит постепенно, переходя от одного уровня к другому. Каждая стадия развития имеет свои особенности, потому необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива и внутригрупповую обстановку при организации процесса формирования коллектива.
Характеристика студенческой группы
Термин студенчество означает социально профессиональная группа, включающая учащихся высших учебных заведений.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности. Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.
Важным моментом в процессе социализации студента являются его отношения с преподавателем. Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности усиливает возможности развития личности. Выраженный рационализм в общении преподавателя со студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы. Эффективность работы педагога может сильно снизиться при высоком содержательном уровне предоставляемого материала, но при недостатке эмоциональной составляющей.
Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.
Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Обнаружено, что студенту легче учиться в группах с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складывается взаимоотношения между ее членами.
Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.
Отмечается, что субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении ёё членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.
Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе.
Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным.
Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами. Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.
Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.
Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.
Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.
Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.
Пятый курс. Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость.
Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается аутсайдеров. Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.
Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания. Также отношения между членами группы во многом зависят от принадлежности каждого члена группы к тому или иному статусу в группе.
Заключение
В данной работе мы изучили понятие малой группы, проанализировали особенности ее развития, а так же рассмотрели особенности развития студенческой группы.
Было выявлено, что знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью. На каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.
В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие часть нашей гипотезы о том, что студенческая группа на последнем году обучения обладает разной направленностью активности. Это объясняется тем, что члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Часть же гипотезы, говорящая о наличии высокого уровня организованности группы подтвердилась не полностью. Эта ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.
В завершении нашей работы, необходимо отметить, что исследуемая тема в психологии мало изучена. Однако студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. Именно поэтому проблема развития студенческих групп остается актуальной в современном мире.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Студенчество как специфическая социальная группа
Как известно, в социальной психологии личность рассматривается в совокупности различных общностей, групп. В настоящей статье мы хотим остановиться на анализе существующих представлений о социальной группе, их многочисленных классификаций и тех психологических явлений, которые происходят в ней. Это позволит понять каким образом стоит подходить к исследованию процессов происходящих в студенческих группах и выработать соответствующие методы их изучения.
Е.С.Кузьмин относит к большим социальным группам классы, слои, нации, народности, также партии, общественные движения, коллективы предприятий и учреждений, аудитории зрелищ и т.п. Отличительной характеристикой больших социальных групп является многоступенчатый опосредованный характер контактов между членами группы и с уполномоченными лицами большой группы. «На этом уровне с ними регулярно и непосредственно общаются лишь уполномоченные представители средних и иногда малых групп, входящих в большие».
А.В.Петровский определяет социальную группу как «общность людей, объединенных на основании некоторого или некоторых общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе общению». Ведущим признаком классификации групп называются опосредование групповых взаимоотношений содержанием совместной деятельности.
Мы будем придерживаться в своем исследовании следующего обобщенного понимание сущности социальной группы, которое приводит А.И.Донцов, Итак, социальная группа представляется в виде «относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности». В заключение анализа различных представлений социальной группы, можно привести следующие главные отличительные признаки этого явления:
1. включенность человеческой общности в более широкую систему общественных отношений, определяющих смысл и пределы существования группы и задающих модели, нормы и правила поведения и взаимоотношений;
2. наличие у членов группы значимого основания сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех его участников и способствующего реализации потребностей каждого;
3. сходство условий жизнедеятельности, в силу чего участники группы обладают общностью впечатлений и переживаний;
4. длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутренней коммуникации, но и коллективных историй и культуры, оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы;
5. разделение и дифференцирование функциональных ролей между членами группы или её подгруппами;
6. наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности;
7. осознание участниками своей принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «МЫ» и «ОНИ»;
8. признание данной человеческой общности как группы её социальным окружением.
Согласно данным признакам, студенческая группа, безусловно, подходит под определение социальной группы. И, следовательно, ей свойственны все те социально-психологические феномены, которые учеными приписываются групповым проявлениям.
Каждая социальная группа характеризуется определенным образом жизни. Мы согласны с рассуждением В.И.Толстых о трансформации и интеграции индивидуального и общественного (группового) стиля жизнедеятельности в общепризнанный образ жизни. Автором отмечается, что «человек как субъект общественных отношений трансформирует в своей жизнедеятельности образ жизни той общности, к которой он принадлежит. Иными словами, группа формирует (задает) стиль жизни своих членов, соотносясь не только со своими условиями (местом в обществе и т.д.), но также с традициями и особенностями образа жизни социальной общности, в которую эта группа входит как часть целого». И поскольку, как отмечает Г.Л. Смирнов, «избираемый или, точнее, усваиваемый человеком под воздействием социальных условий, в том числе своего личного положения в обществе и выполняемой им роли, способ мышления и поведения дает определенный тип личности», постольку образ жизни представляет собой важнейший критерий характеристики социального типа личности.
В рамках социально-психологического подхода Е.С. Кузьмин предлагает рассматривать образ жизни «как исторически сложившуюся структуру отношений, установок, ценностей различных слоев и групп населения. Эта структура объективируется в системе социальных потребностей и мотивов, присущих наиболее типичным представителям этих групп». Совершенно справедливо Е.С.Кузьминым отмечается, что системообразующими признаками этой структуры являются как социально-психологические установки и эталоны, принятые в группе (обществе), так и групповые явления, процессы, которые формируют их в процессе жизнедеятельности общности.
Близкое к определению «образа жизни», данное Е.С. Кузьминым, предлагает и А.Г.Здравомыслов. Это «устойчивый способ воспроизведения социальных потребностей. Он предполагает как определенный уровень развития этих потребностей у социальной группы, так и определенные способы их удовлетворения».
Когда мы приводили определение общности, данное А.Н. Суховым, мы отмечали, что одним из классификационных признаков он называет образ жизни. В свою очередь, понятие «образ жизни» трактуется им как типичные формы жизнедеятельности личности и общностей. В основе того или иного образа жизни, по мнению автора, лежит «определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимания нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки». Структура образа жизни, по А.Н.Сухову, включает в себя следующие компоненты:
1. аксиологический, т.е. ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения;
2. конативный. выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;
3. когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;
4. коммуникативный, связанный с включенностью человека в систему социальных связей.
Образ жизни выступает и в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, как определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности данного типа личности. Б.Ф.Ломов подчеркивал важность социально-психологической стороны образа жизни. Говоря об образе жизни конкретного человека, всегда подразумевается его среда общения и взаимодействия. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения психологических феноменов в контексте того образа жизни, который свойственней изучаемой социальной группе. Но образ жизни это не статичная модель жизнедеятельности. Мы придерживаемся мнения Б.Ф.Ломова, что в «процессе развития (образа жизни) происходит смена его детерминат, а соответственно и системообразующих характеристик».
Г.П.Предвечный и Ю.А.Шерковин рассматривают образ жизни как способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, групп, слоя, общества. Они замечают, что «в образе жизни находят отражение зрелость экономической организации общества и соответствующее развитие условий труда и быта, социальных отношений, форм власти и осуществления своих прав личностью и группой, форм участия в выработке и принятии социально значимых решений, форм удовлетворения своих материальных и культурных потребностей».
Таким образом, можно утверждать, что студенчество является специфической социальной группой и его нужно изучать в контексте присущего только ему образа жизни. Личность студента, его ориентации, установки раскрывается в структуре образа жизни студенчества как специфической социальной группе.
К.Штарке, в своем исследовании с методологической точки зрения исходил из того, что для анализа студенчества как особой социальной группы «решающими являются социальная функция и позиция в обществе. Это ведет к признанию особого характера основной деятельности студентов, признанию специфических условий их труда и жизни, следовательно, специфических форм поведения в обществе». Автор приводит обширный перечень специфических черт студенчества, который включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных пунктов:
1. Социальная функция студенчества состоит в том, чтобы готовится к общественной и профессиональной деятельности специалиста, для чего необходимо научно-поставленное обучение в высшем учебном заведении.
2. Из социальной функции студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Она состоит в учебе как специальной форме усвоения знаний в определенной области науки, а также в накоплении специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной профессии, требующей высшего образования.
3. Социальные функции, положение и основная деятельность студентов связаны со специфическими условиями их жизни и труда: а) у студентов нет точно определенных рабочих условий. Условия учебы дают известный простор для инициативных действий, самостоятельных решений; б) сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.
4. Состав студенчества каждый год обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпуском дипломников. Таким образом, студенчество является динамичной, мобильной группой.
На формирование личности студента оказывают влияние следующие факторы: а) предыстория, характеризующая студентов до поступления в вуз (социальное происхождение, особенности семейного воспитания, уровень общеобразовательной подготовки); б) сегодняшнее положение и деятельность студентов, определяемые правильностью выбора профессии, принадлежностью к тому или иному вузу или факультету, связью с различными группами; в) жизненные планы будущего специалиста.
Приведенный перечень достаточно полно отражает специфику становления личности в студенческой группе. Особенности представления студенчества как группы раскрываются в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых. Но, несмотря на это, в силу своей мобильности и подверженности влиянию социальных изменений, происходящих в обществе, студенчество нельзя назвать полностью изученной и описанной единицей социума.
Аналогичные особенности студенческой группы приводит и С.Н.Иконнокова. Она отмечает, что студенческую группу отличает относительная возрастная и допрофессиональная однородность, а также стремление к получению выбранной специальности. Это «приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей принадлежности к студенчеству В этот период раскрываются потенциальные способности и задатка, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия».
Таким образом, студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.
Рассмотрение студенчества, как особой социальной группы, невозможно без учета специфики деятельности студентов и условий формирования их личности в процессе обучения в вузе. Целесообразно привести краткий обзор систем, которые рекомендованы психологами для классификации человеческой деятельности. Одна из наиболее известных классификаций основных видов деятельности, используемых в отечественной психологии, выдвинута СЛ.Рубинштейном. Основными видами деятельности им выделяются игра, учение и труд. В своей классификации видов деятельности С.Л.Рубинштейн связывает их с этапами проявления и формирования личности. Триада «игра-учение-труд» является деятельностной основой формирования личности в процессе ее воспитания и социализации.
Для нашего исследования, с методологической точки зрения, очень важным является следующее логическое рассуждение о взаимосвязи мотивов и цели через предмет деятельности, которое приводит С.Л.Рубинштейн: «Предметы, существующие в окружающем человека мире, или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с её мотивами; с другой стороны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношение с целям, которые он ставит Предметный результат действия определяет его объективное значение. В контексте целей и мотивов действующего субъекта она приобретает для него тот или иной личностный смысл, определяющий внутреннее смысловое содержание действия».
А.Н.Леонтьев также связывает деятельность с понятием мотива. Подходя к анализу деятельности с позиции раскрытия характеризующих ее внутренних отношений, А.Н. Леонтьев выделяет «единицы» человеческой деятельности, образующих ее макроструктуру. Деятельности различаются по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия, то есть процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. В теории А.Н.Леонтьева мотив становится осознанным лишь в том случае, когда речь идет о деятельности как действии, получившего самостоятельный мотив. «Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в отличии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность». Где предмет деятельности есть «её действительный мотив», за которым стоит потребность. Деятельность человека всегда осуществляется в определенной системе отношений с другими людьми, даже если он действует обособленно. А.НЛеонтьев ввел принцип «деятельности общения», позволяющий рассматривать все формы общения между людьми как специфический вид коммуникативной деятельности.
Г.В. Суходольский указывает, что в психологической теории деятельности нет однозначных толкований базовых терминов. В большинстве психологических концепций отражается стремление ограничиться в изучении деятельности узко психологическими закономерностями функционирования психики. Автором предлагается разработанная на основе системного подхода обобщенная психологическая концепция деятельности, в которой «психологический портрет любой деятельности синтезируется из четырех взаимосвязанных частей: морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии деятельностей». Эти четыре «подпространства» составляют первый уровень иерархической структуры. «На втором уровне соответственно выделяются: 1) составы и структуры, отражающие строение деятельностей, 2) потребности и удовлетворяющие их ценности, 3) развитие и функционирование, отражающие динамику и вообще праксиологический аспект деятельности, наконец, 4) существование и познание деятельностей».
В.Д.Щадриковым предлагается концепция системогенеза деятельности. Автор предлагает в качестве основных функциональных блоков системы деятельности выделить следующие: «1) мотивов деятельности; 2) целей деятельности; 3) программы деятельности; 4) информационной основы деятельности; 5) принятия решения; 6) подсистемы деятельностно важных качеств».
Используя терминологию теории сознания А.Н.Леонтьева, В.Д. Шадриков также отмечает, что «в ходе профессионализации потребности личность находит свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности (по Леонтьеву) и отдельных его аспектов».
Общепринято выделять следующие цели учебной деятельности:
2. сознательное овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и внутреннего контроля совершаемых действий и поступков. Достижение этой цели формирует умения;
3. освоение и совершенствование способов выполнения действий в тех или иных жизненных ситуациях, доведение этих действий до высшего уровня профессионального мастерства, т.е. приобретение навыков.
На первых курсах деятельность студентов дополняют процессы адаптации к учебному процессу в вузе. Адаптация имеет различные направления: к новой культурной среде, коллективу, деятельности. Отсюда 3 основных аспекта адаптации: биофизический, психологический, социальный.
Учебная деятельность студентов может быть узконаправлена (стремление иметь положительные оценки, изучить основную литературу, иметь хорошие конспекты и т.д.), широкоактивной (достаточно полное понимание значимости учения, познавательные интересы, владение способами и приемами учебной деятельности, стремление общения с преподавателями, участие в работе кружков), творческой (глубокое понимание целей обучения в вузе, самостоятельность при изучении учебного материала, оригинальные выступления на семинарах и т.д.).
С.Л.Рубинштейн выделял 3 основных положения рассмотрения психологии личности:
«1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются
2. В психическом облике выделяются различные сферы или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии основные свойства смыкаются в единстве личности.
3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности».
В.С.Мерлин под личностью понимает подсистему определенного иерархического уровня в большой системе «человек-общество». Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от других иерархических уровней (т.е. от отношений личности). Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и, вместе с тем, в той или иной степени зависит от наследственных задатков.
А.НЛеонтьев определяет личность как представляющее собой некое неповторимое единство, некую целостность. За личностью признается роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. А.Н.Леонтьев выделил 3 основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизиованности и общую структуру». Причем структура личности представляется им как относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий, т.е. определяется структурой направленности личности.
1. социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, группе.
3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, цвет кожи, глаз, рост и т.д.
Проведенные в высшей школе исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на различных курсах имеют некоторые особые черты. Формирование личность молодого человека, поступившего в высшее учебное заведение, проходит через следующие этапы:
1-курс решает задачи адаптации недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у I-ков отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
В учебной, общественно-политической, трудовой, научно-исследовательской, коммуникативной и других видах деятельности студент формирует и развивает у себя образцы стратегий и программ профессиональной деятельности, систему общественно- политических, нравственных, эстетических ценностей, навыки восприятия, понимания и оценки другого человека и самого себя, образцы поведения в коллективе и т.п. Иерархия деятельности студента становится реальным базисом его личности.
Как отмечают Ю.Р.Вишневский и Л.Я.Рубина, особенностью современного студенчества является то, что « процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путём выбора форм социального взаимодействия».
Анализ главных целей жизни студентов позволил Э.Н.Фаустовой сделать вывод о том, что в новых условиях возрастает значение индивидуальной жизни. В исследовании также выяснялось содержательное отношение студентов к учебе. 60% опрошенных студентов проявили удовлетворенность избранной ими областью знаний, стремление получить основательную профессиональную подготовку и общее интеллектуальное развитие.
Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк, отмечают, что многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. «Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией».
По данным исследования, лишь для 43,4 % опрошенных студентов качественное образование является главной ценностью. Большинство студентов учиться не выходя за рамки заданного преподавателем и вузом. Как утверждают авторы, «прагматичное отношение к учебе является своего рода компромиссом между ценностью высшего образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что многие выпускники не смогут воспользоваться в полной мере образовательным потенциалом, который получили».
Как видно из приведенных в литературе результатов исследований студенчества как социальной группы, в настоящее время есть ряд противоречий и проблем ее существования и полноценного развития личности молодых людей в процессе обучения в вузах.
Подготовка бакалавра осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, включающей гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофильные дисциплины направления, специальные дисциплин и практику, имеющие профессиональное назначение. Профессиональная ориентация бакалавров начинается с 3-4 курсов на выпускающих кафедрах. Бакалавр должен быть подготовлен к обучению в магистратуре по данному направлению; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по определенным специальностям в сокращенные сроки; к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.
Подготовка магистров осуществляется на основании утвержденного Госкомвузом России Положении о магистерской подготовке от 10.08.93 №42. Она реализует одну из основных профессиональных образовательных программ и ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Магистр должен быть подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого профессионального образования в соответствующем направлении и углублённой профессиональной специализации, владения навыками научно- исследовательской и научно-педагогической работы, а также к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям. Сферами профессиональной деятельности магистра являются: научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности; государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.
Специалист (инженер, менеджер и т.п.) проходит подготовку на основе второго уровня высшего образования. Специалист, успешно окончивший курс профессиональной подготовки и получивший диплом государственного образца, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, инженерно-технологическую. Он ориентирован для работы в отраслях народного хозяйства, связанных с его специализацией, а также в научно-исследовательских и проектных организациях в первичных должностях инженера, инженера-технолога, начальника смены, младшего научного сотрудника. Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
Главное отличие многоуровневой структуры образования заключается в том, что лицам, успешно завершившие определенный уровень, предоставляется право сменить специальность, изначально выбранную, и продолжить обучение в любом другом высшем учебном заведении России бесплатно на следующем уровне. То есть студенты имеют возможность более основательно подойти к выбору свой будущей профессии. Этим снимается проблема неосознанного и нередко неудачного (из-за недостатка знаний и представлений выпускников средних образовательных учреждений о выбираемой ими специальности) выбора при поступлении в вуз. Проходя фундаментальную подготовку первого уровня, студент имеет все возможности для самоактуализации (самоопределении) и ориентации в предпочтенном направлении научного знания. Естественно, что студент, утвердившийся в своем правильном выборе специальности, будет более мотивирован на получение образования в процессе профессиональной подготовки. Соответствие целей обучения ценностным ориентациям студентов способствует их удовлетворенности процессом учебной деятельности.
Таким образом, нами обнаружены многочисленные исследования, касающиеся изучения социальных групп, различные теории деятельности и личности. В литературе есть данные об особенностях студенчества как социальной группы, специфика деятельности и личности студентов вузов. Но отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития личности студентов в процессе обучения в многоуровневой структуры профессионального образования. Нет достоверных описаний социально-психологических феноменов, протекающих в таких новых студенческих группах, как бакалавры, магистры или специалисты. В этом мы видим одну из главных задач нашего исследования.