что такое структурно неполное предложение

Неполные предложения – что это такое и в чем разница между контекстуально-неполными и ситуативно-неполными предложениями

Предложения, которые будут непонятны вне контекста или ситуации.

что такое структурно неполное предложение. Смотреть фото что такое структурно неполное предложение. Смотреть картинку что такое структурно неполное предложение. Картинка про что такое структурно неполное предложение. Фото что такое структурно неполное предложение

Неполное предложение – это такое предложение, в котором нет некоторых слов. И поэтому оно само по себе вообще непонятно. Например: «Да, он классный» – о чем речь? Неясно, потому что использовано местоимение «он», а вместо какого «имени» оно использовано, мы не знаем. Ясность появится, если восстановить контекст: «Вам понравился фильм? Да, он классный».

Два типа неполных предложений

Бывают предложения контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.

В контекстуально-неполных значение ясно из контекста, то из из того, что было сказано или написано ранее. Пример с классным фильмом как раз иллюстрирует контекстуальную неполноту.

Ситуативная неполнота возникает тогда, когда мы не используем слов, потому что все «и так понятно». Например, в мультике про Алешу Поповича есть такой момент – Змей Горыныч, который никогда не умел летать, бежит из избушки Бабы-Яги и вдруг… взлетает. Баба-Яга высовывается из окна и глазам своим не верит: «Ааа, полетел! Полетел!» Она не говорит, что полетел Змей Горыныч, потому что это понятно из ситуации.

Чем неполные предложения отличаются от односоставных

Односоставные предложения не обязательно неполные. Бывает так, что для выражения какой-то мысли достаточно использовать только подлежащее или только сказуемое. Автор их использует и получает полноценное предложение, в котором все понятно. Например: «Смеркается» – все ясно, то есть солнце садится, наступают сумерки. Или «Меня знобит» – тоже все понятно.

Другой пример – с предложениями, где только подлежащее: «Зима», «Бессонница» – тоже мысль ясна. Автор хочет просто констатировать факт, что на улице зима или что героя мучает бессонница.

Неполное предложение – это когда именно непонятно, не хватает чего-то, чтобы понять суть. Предложение «Мой друг поздравил ее» – неполное, даже несмотря на то, что оно ДВУсоставное. Потому что непонятно, кто имеется в виду под местоимением «ее».

Может ли неполное предложение быть распространенным

Да, конечно. Оно может быть даже очень распространенным. И все равно будет неполным, потому что что-то останется неясным: «Тогда я еще не понимал всей опасности происходящего и слепо верил в свои мечты». «Тогда» – это когда?

Очевидная неполнота, хотя предложение распространенное и второстепенных членов в нем напичкано очень много.

Почему появляются неполные предложения

Потому что мы стремимся к «экономии языковых средств». Это сложное и непонятное слово, давайте я вам его поясню. Стремиться экономить языковые средства – то есть стараться сказать как можно короче и быстрее. И полностью выразить мысль.

Из-за этого стремления подростки говорят не «Посмотри, какое интересное видео», а «Зацени видос».

Неполных предложений очень много в диалогах, потому что там из контекста понятно, о чем речь. И не приходится повторять одно и то же несколько раз:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты?
– Я тоже.

Этим «тоже» все сказано.

Функции неполных предложений

Главная функция – ускорять передачу информации.

Второстепенная – делать речь более приятной за счет удаления повторов.

Если бы авторы реплик не стремились к использованию неполных предложений, они бы говорили так:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты насколько страниц написала конспект?
– Я тоже написала конспект на 10 страниц.

Такие диалоги звучат очень назойливо, в них постоянно повторяется одно и то же.

О чем надо помнить

Когда вы используете в тексте неполные предложения, следите за тем, чтобы читатель не запутался. Например, ученик в сочинении пишет: «Автор показывает своего героя с разных сторон. Он хороший человек, но очень неуверенный в себе». «Он» – это герой или автор?

Учитель, может, поймет и простит, а вот на ЕГЭ и ОГЭ вы за такие ошибки лишитесь дорогих баллов.

В живой речи такая проблема тоже встречается, но там все проще. Вас спросят: «Что вы имеете в виду?» или просто «В смысле?» И вам придется уже полноценно объяснить, что вы хотели сказать.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку нашего сайта. Раз в неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи из рубрики Образование.

Посмотрите три подборки с курсами по русскому. Я постарался там собрать учебные программы от лучших педагогов России. Они помогут вам подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ максимально быстро и недорого. Плюс, в подборках есть бесплатные пособия и справочники для скачивания.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, как вам статья. Если плохо – покритикуйте, чтобы я понял, что не так и поправил. Если все ок, напишите, что ок.

Я хочу, чтобы все статьи по Образованию были качественными, читались легко и приносили пользу.

Источник

Структурно неполные предложения. Вопрос о структурно необходимых членах предложения. Неполнота предложения как проявление его контекстной зависимости

Структурно неполные предложения –это предложения, в кот. опущен какой-либо обязательный для их структуры ЧП.

Не является особ. структ. типом. Это результат речевой реализации. СНП связаны с речевым контекстом и ситуацией общения.

Втор. члены м/б необходимы, если станут ремой – основн.комп.высказываний. Неполн.предлож.восполняется по предшесв.контексту, это искл.прием, т.к.полнота предложения разгов.решение.

СНТ нужно отличать от смежных явлений :

1) от незакончен. Или прерванных предлож., (прерванное предлож.,это предложение кот.не восстанов.по контексту и ситуации, а представл.незаверш.мысль)

2) к неполному неотносятся предлож.с нулевой связкой( отец учитель),нулевая связка не восстанавливается в совр.русск.языке(это норма).

3) Эллиптич – ие предл., как особый структурный тип.

Эллипт.предл. – это особ.структурный тип, предл.в кот.опущен глагольный компонент, не требующий восстановления, т.е. мы его не должны восстанавливать. Восстановл.не как конкретная лексема, а как компонент с опред.типовой семантикой. Значение опущен.глаг.компонента, определяется по наличевствов.второст. Ч.П.

Эллипт.предл. нельзя отнести ни к односоставному, ни к двусоставному предлож.

Эллипт.предл. – затруднительно отнести к полн. и к неполн. предлож.т.к. они обладают неполнотой особого рода.

Типология – классиф.строй на семантической основе т.е. с учетом опущения глагольного компонента.

Теоретически понятие полноты/неполноты связано с сущностью и функциями предложения.

Полнота/неполнота смысловая (информативная) и структурная, грамматическая.

Смысловая полнота (информативная достаточность предложения как продукта речевой деятельности) обеспечивается условиями общения: ситуацией, контекстом, общим опытом участников коммуникации. Вне контекста и этих условий предложение может оказаться неполным.

Смысловая полнота – НЕ критерий синтаксического противопоставления полных и неполных предложений. Это противопоставление структурное, грамматическое.

При изучении синтаксиса различение полных и неполных предложений должно опираться на строгие языковые критерии.

Приём «подразумевания» якобы пропущенных слов, смысл которых «подсказывается» содержанием предложения (традиция Шахматова и Пешковского). Глагол в предложении обычно не требуется: значение бытия предмета выражается существительным в именительном падеже в качестве главного члена (напр. «Вам телеграмма»). Для Шахматова и Пешковского «подразумевание» глагола диктовалось принципами синтаксической системы: 1) признание обязательной глагольности предложении, 2) предложение (как разновидность словосочетания) должно иметь непрерывную синтаксическую связь слов, соответственно любая зависимая словоформа должна быть соотнесена с господствующей.

В современной науке допускается оформление предложения без глагола и употребление зависимых словоформ вне словосочетания в качестве приоснОвных членов (детерминантов). = стремление привести синтаксическую теорию в соответствие с фактами живой речи. => сужается круг неполных предложений (из их числа исключаются расчленённые номинативные типа «В доме шум») и упорядочивается их характеристика.

«Полное» и «неполное» рассматриваются как варианты одного и того же предложения, реализуемые в определённых условиях.

Неполное – предложение, в котором пропущен один или группа членов; его пропуск подтверждается наличием зависимых слов, показателями контекста или ситуации речи (напр. «Вся челядь кубарем скатилась с лестницы. Гаврила прежде всех»). Виды неполных предложений различаются факторами возможности пропуска членов, условиями употребления. Неполные предложения: 1) контекстуальные и 2) ситуативные.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ неполные предложения. Пропуск одного или нескольких членов, которые словесно обозначены в контексте. Неполный вариант предложения позволяет избежать повторения слов. Различаются в монологической и диалогической речи.

В монологе: говорящий может опустить лексически повторяющийся член предложения (обычно подлежащее или сказуемое). Пропуск членов не меняет самой структуры предложения. Пропуск главных членов характерен для разговорно-обиходного стиля речи и отчасти для художественных повествований.

В диалоге: обычно опущены все повторяющиеся слова, употребляются лишь несущие новое содержание. В неполных репликах могут опускаться оба главных члена. Для диалога это норма. Лишь первая реплика имеет развёрнутую полную структуру, последующие с опорой на неё строятся как неполные.

СИТУАТИВНЫЕ неполные предложения. Не имеют тех членов, словесное оформление которых является излишним, так как их содержание подсказывается ситуацией. Типичная структура: сказуемое (группа сказуемых) при неназванном подлежащем. Предложение обозначает действие либо признак предмета, известного участникам общения. Такое же значение во «внутренней речи» одного человека.

Таким образом, каждое неполное предложение есть вариант полного. Их сопоставлением устанавливается структура неполного предложения, его вид и тип. В соответствующих сферах монологической и диалогической речи неполные предложения часто предпочитаются полным.

Понятие об осложнении простого предложения. Виды осложнения простого предложения. Сущность сочинительной связи и понятие об однородных членах. Понятие закрытых/открытых рядов. Принципы различения однородности/неоднородности определений.

Усложнение структуры ПП и содержания проявляется в появлении новых компонентов в предложении связанных особ типами синтаксич связи. В интон отношении появляется дополнит паузы, интонац ударения. (Дома, улицы залиты ярким светом) На письме признаком осложнения является появление знаков. Появляется новая информация, передаются дополнит модал оценки, коммуник намерения говорящего. Содержание становится богаче в самых различных аспектах.

Виды осложнения ПП:

1 Однородные члены предложения,

2 Обособленные члены предложения:

А) Полупредикативные определения.

Б) Полупредикативные обстоятельства:

-выраженные деепричастным оборотом-«второстепен сказуемые»;

-выраж сущ – полупредикат обстоятельств детерменанты.

В) Пояснительные члены предложения;

Г) Присоединительные члены предложения.

II. КОМПОНЕНТЫ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Включенные (интродуктивные, парентетические) компоненты:

Б) Вставные Компоненты;

III. Речевая парцелляция и сегментация.

Отличительные признаки однородных членов предложения:

1 В ряду однород членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грам независимость друг от друга при условии, однако, их логическ и лексич сопоставимости.

2 Они связаны перечислит, сопоставит или разделит отношениями.

3 Стоят в одной и той же позиции по отношению к др, связаны один связью с каким-то 3-им компонентом.

4 Формальное средство связи – инонация. Также является и универсальным средством связи.

5 Специализированное средство связи- сочинит союзы. Разряды союзов как раз определяют виды отношений между однород членами: противит, соединит, градацион.

Ряды однород членов могут быть открытыми и закрытыми.

Открытый ряд. Отношения между членами ряды такова, что его можно продолжить за счет словоформ той же семантики и семантическ. функцией. Открытыми бывают бессоюз ряды и ряды с повторяющ союзми, объединен перечислит интонацией.

Закрытый ряд. Для него характерны отношения смежду однород членами, при кот его продолжение невозможно. Это ряды с неповтор союзами любой семантики.

Комбинированные ряды предполагают разные виды виды связи. Могут быть закрытыми и открытыми. Чаще можем говорить об иерархич отношениях между однород членов.

Основные принципы подхода к вопросу о разграничений однородных и неоднородных определений.Однородн определения либо перечисляют отличит признаки, называя понятие одного логич плана.между ними возмона вставка соединит союза и. ряд однород определений состоит из качествен или относит прилагат. Каждое из однород определений непосредственно связано с определ словом: Я усыпляю пустые, черные мечты. Если определ обособленны, то автомат стают однород. Чем больше в ряду определений, тем более проявляется однородность. Если 2-е определения распространено- однород. Также однород определ можно считать те, где их признаки можно поставить в причинно-следст вязи, можно рассмотреть как синонимы, имеют пояснит значение.

Неоднород определения поясняют предмет, называют признаки, которые относятся к разным родовым понятиям. У каждого свой тайный личный мир. Чаще наблюдается при одновремен употреблен качествен и относит прилаг. Неоднород определен могут быть и качествен прилаг, если они называют свойства разных планов. В лесу выросли стройные зеленые ели.

Источник

2.6. Неполные предложения

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За ночным окном – туман (Блок);

в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;

в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

План разбора неполного предложения

Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»

Источник

Русский язык

План урока:

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

— Какой фильм вы смотрите?

— Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Неполные предложения

Дадим определение термину:

Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:

Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.

Обратите внимание на текст.

Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.

Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.

Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.

Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.

В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:

Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.

Неполные предложения разделяют на нескольких видов.

Поговорим о каждом подробнее.

Структурно полные, но семантически неполные предложения

Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:

Кто-то вошел в аудиторию.

Вдруг ему что-то вспомнилось.

Кто же это мог быть?

Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.

Структурно и семантически неполные предложения

Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.

Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:

Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).

Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).

Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:

Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:

Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.

Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.

Семантически полные, но структурно неполные предложения

Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:

За магазином – сосновый бор.

По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.

Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».

Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.

Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.

Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.

Источник

I. Структурно и семантически неполные предложения.

Тема 13. Неполные предложения

Общая характеристика неполных предложений

Существование в русском языке неполных предложений сомнения не вызывает. Однако сущность данного грамматического явления и то, какие именно предложения следует считать неполными, – вопросы, решаемые в истории отечественного языкознания неоднозначно.

Очень важным для разработки вопроса о полных / неполных предложениях явилось учение А.А. Шахматова об односоставных предложениях. Признание факта существования в русском языке таких предложений как самостоятельного типа позволило существенно сузить круг предложений, считавшихся неполными.

Долгое время полнота / неполнота предложения связывалась с полнотой / неполнотой входящих в него словосочетаний: для каждой зависимой словоформы должно быть главное слово; если же такого слова нет, предложение неполное. На этом основании к неполным относились различные в структурном отношении предложения с каким-либо пропущенным членом, который может быть введен по принципу «подразумевания». Вопрос о том, нуждается ли предложение во вставке, домысливании «недостающего» члена, не поднимался.

Велик вклад в учение о полноте / неполноте предложения В.В. Виноградова. Он поставил под сомнение существовавший к тому времени критерий отнесения предложения к неполным, заключавшийся в том, что за норму принималось идеальное предложение, а все отклонения от нормы объяснялись «сокращениями» и «опущениями». Он указал, что значительная часть предложений, относимых к неполным, в речи адекватно выполняет коммуникативную функцию.

Противоречия традиционного учения становятся всё более заметными: если следовать ему, то числу неполных приходится относить предложения, в которых нельзя «восстановить» якобы опущенные члены (Медведь – в лес; У меня жар и т.п.).

Современный синтаксис всё больше опирается не на отвлеченные схемы, а на живой речевой материал. Это приводит к необходимости уточнить критерии отнесения предложений к числу неполных. Мы принимаем точку зрения П.А. Леканта, согласно которой наличие в предложении зависимой формы, непосредственно не подчиненной какому-либо слову, не является непременным показателем пропуска члена предложения и, следовательно, признаком грамматической неполноты предложения.

П.А. Лекант пишет: «О пропуске того или иного члена можно говорить лишь в том случае, если он словесно выражен в контексте или ясен из ситуации речи. В предложении с пропущенным членом не только отсутствует непрерывность синтаксических связей, но и нарушена система синтаксических отношений (синтаксические отношения не полностью реализуются в пределах данного предложения)»[1]. См.: От оазиса к оазису перебегают дикие кони. Останавливаются при встрече (Пришвин). Неполнота второго их этих предложений подтверждается не только отсутствием в нем подлежащего, с которым должна быть скоординирована форма глагола-сказуемого, но и нарушением предикативных отношений между действием и деятелем, который не назван в этом предложении, но указан в предыдущем и потому однозначно восстанавливается из контекста.

Таким образом, неполными являются предложения, в которых отсутствует структурно необходимый член предложения; причем отсутствующий член может быть восстановлен из контекста или ситуации речи. Здесь принципиально важны два момента: 1) необходимость отсутствующего члена и 2) возможность его однозначного восстановления из контекста или ситуации, а не домысливания.

Специальных моделей, по которым бы строились неполные предложения, в русском языке нет. Неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения. В них может отсутствовать любой обязательный член, но только такой, который входит в тему (см. тему 16).

Подчеркнем: наличие в односоставных предложениях только одного главного члена признаком их неполноты не является! Так, предложения До зари потом всю ночь проплачу (Фет); Привезли новых раненых, вносили их в особняк (А.Н. Толстой) и т.п. – полные.

В то же время неполными могут быть предложения, где представлены два главных члена. См., например, вторую часть предложения Все получали письма, а я не получал (Паустовский), в которой отсутствует прямое дополнение, обязательное при сказуемом, выраженным переходным глаголом.

Типы неполных предложений

Неполные предложения классифицируются с разных точек зрения. Рассмотрим две их классификации.

I. Структурно и семантически неполные предложения.

В.В. Бабайцева предлагает различать структурную и семантическую неполноту предложений. Исходя из этого, она делит все неполные предложения на 3 группы:

1) структурно полные, но семантически неполные;

2) структурно и семантически неполные;

3) структурно неполные, но семантически полные.

1. К первой группе относятся предложения, один из членов которых выражен синсемантичным местоимением или местоименным наречием (т.е. местоимением или наречием, не имеющим вне контекста или ситуации конкретного значения). Чаще это указательные местоимения и наречия этот, такой, там, тогда, лично-указательное он и др.: [Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем…] И вот от него эти искры. Я расскажу тебепро это (Горький); Почему так страшны были эти совершенно для меня новые слова? Значит, я их уже знал когда-то? (Бунин); Не бывало еще так никогда (Белов). Эту группу неполных предложений выделяют не все авторы.

Обратите внимание: наличие в предложении автосемантичных местоименных слов, значение которых ясно вне контекста: каждый, никто, что-то, всюду, где-нибудь и т.п., – не свидетельствует о его неполноте. Предложения У меня праздник каждый день, от утра до вечера (Чехов); Все с удовольствием ждали соблазнительного скандала (Куприн); На вокзале, метелью подернутом, Где-то плачет далекая женщина (Симонов) и т.п. – полные!

2. Предложения второй группы составляют ядро неполных предложений и находятся в центре внимания при изучении данной темы. Основная их особенность – структурная неполнота, следствием которой является неполнота семантическая.

Неполнота предложений этой группы создается:

а) за счет неполной реализации структурной схемы предложения. В этом случае отсутствует главный член (один или оба):

Итак, профессор зажег шар и огляделся. Зажег рефлектор на длинном экспериментальном столе, надел белый халат, позвенел какими-то инструментами на столе… (Булгаков) – во втором предложении отсутствует структурно необходимое подлежащее профессор, восстанавливаемое из первого предложения;

За кого он меня мог считать? Уж, конечно, за барина, имеющего отношение к лесному, межевому или полицейскому делу (Пришвин) – во втором предложении отсутствуют оба главных члена, восстанавливаемые из предыдущего предложения;

б) за счет отсутствия обязательного детерминанта. См.: Приходится вставать с постели и зажигать лампу (Чехов); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бунин) – в первом предложении недостает детерминанта с субъектным значением, во втором – с пространственным;

в) за счет неполной реализации схемы словосочетания. Здесь возможно два варианта.

Во-первых, отсутствие одного из компонентов свободного словосочетания, а следовательно, члена предложения: Красавец тяпнутый – он был уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной (Булгаков) – нет главного слова для прилагательного прозрачной; Я ужасно хотела бы побывать в Миргороде. Непременно надо как-нибудь поехать. Правда? (Бунин) – во втором предложении недостает обстоятельства места, обязательного при сказуемом – глаголе движения.

Во-вторых, возможно отсутствие одного из компонентов синтаксически неделимого словосочетания. В этом случае все обязательные члены в предложении есть, но один из них неполный:

Было и шумно и весело, дедушке – веселее всех (Бунин) – в главном члене второй предикативной части недостает глагола-связки;

И молиться не учи меня. Не надо! (Есенин) – в главном члене второй части недостает обязательного инфинитива;

Низ окна был черен; верх просветлел (Грин) – в подлежащем второй предикативной части отсутствует необходимая форма родительного падежа.

Примечание. В двусоставных предложениях, обозначающих состояние конкретного лица, конкретного обладателя чем-либо, субъект состояния или обладания должен быть назван обязательно. Он может обозначаться либо детерминантом (У меня сердце бьется сильнее, В его душе поселилась тревога, У Ольги глаза зеленые), либо определением (Мое сердце бьется сильнее, Глаза Ольги / Ольгины глаза зеленые). Предложения типа Голова болит, С утра настроение было скверным, где субъект не обозначен, неполные. Если же предложение имеет значение обобщенного лица, то в нем член предложения с субъектным значением обязательным не является. При этом условии предложения Жить здесь невесело, На берегу моря хорошо дышится и т.п. – полные.

3. Своеобразие третьей группы неполных предложений составляет то, что они понятны вне контекста и вне ситуации, хотя в них отсутствует сказуемое: Последний воз к дому! (А.Н. Толстой); Бойцы, из кузова на землю! (Симонов). Такие предложения называют эллиптическими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *