что такое структура счета
Бухгалтерские счета
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.
Счет бухучета | Наименование счета |
---|---|
01. | Основные средства |
02. | Амортизация основных средств |
03. | Доходные вложения в материальные ценности |
04. | Нематериальные активы |
05. | Амортизация нематериальных активов |
07. | Оборудование к установке |
08. | Вложения во внеоборотные активы |
09. | Отложенные налоговые активы |
10. | Материалы |
11. | Животные на выращивании и откорме |
14. | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
15. | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16. | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
19. | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
20. | Основное производство |
21. | Полуфабрикаты собственного производства |
23. | Вспомогательные производства |
25. | Общепроизводственные расходы |
26. | Общехозяйственные расходы |
28. | Брак в производстве |
29. | Обслуживающие производства и хозяйства |
40. | Выпуск продукции (работ, услуг) |
41. | Товары |
42. | Торговая наценка |
43. | Готовая продукция |
44. | Расходы на продажу |
45. | Товары отгруженные |
46. | Выполненные этапы по незавершенным работам |
50. | Касса |
51. | Расчетные счета |
52. | Валютные счета |
55. | Специальные счета в банках |
57. | Переводы в пути |
58. | Финансовые вложения |
59. | Резервы под обесценение финансовых вложений |
60. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
62. | Расчеты с покупателями и заказчиками |
63. | Резервы по сомнительным долгам |
66. | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67. | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68. | Расчеты по налогам и сборам |
69. | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
70. | Расчеты с персоналом по оплате труда |
71. | Расчеты с подотчетными лицами |
73. | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
75. | Расчеты с учредителями |
76. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
77. | Отложенные налоговые обязательства |
79. | Внутрихозяйственные расчеты |
80. | Уставный капитал |
81. | Собственные акции (доли) |
82. | Резервный капитал |
83. | Добавочный капитал |
84. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86. | Целевое финансирование |
90. | Продажи |
91. | Прочие доходы и расходы |
94. | Недостачи и потери от порчи ценностей |
96. | Резервы предстоящих расходов |
97. | Расходы будущих периодов |
98. | Доходы будущих периодов |
99. | Прибыли и убытки |
Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.
Что такое структура счета
1. Значение и структура бухгалтерских счетов
В балансе предприятия приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Однако для руководства хозяйственной деятельностью и принятия управленческих решений необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. Такое повседневное наблюдение – одна из основных задач бухгалтерского учета, оно достигается при помощи системы счетов бухгалтерского учета.
Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства и хозяйственными операциями.
На каждом счете отражаются экономически однородные по характеру операции.
На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные, которые затем обобщаются и используются для составления различных сводных показателей и отчетности.
При отражении на счетах хозяйственных операций в качестве документального подтверждения могут быть бумажные первичные документы, машинные носители, дискеты (должны иметь юридическую силу).
Счет представляет собой таблицу, левая часть которой называется дебет, а правая – кредит.
В начале таблицы дается название счета (наименование объекта учета).
На счетах отражаются хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении.
Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется сальдо (сальдо начальное, сальдо конечное).
Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота – дебетовый оборот и кредитовый.
Например: На 1.09. остаток материалов 1000руб.
1. 10.09. Поступили материалы от завода на сумму 5000руб.
2. 11.09. Отпущены материалы в цех на сумму 1000руб.
3. 15.09. Поступили материалы от поставщика на сумму 3000руб.
4. 16.09. Отпущены материалы в производство на сумму 500 руб.
Д Счет «Материалы» К
Связь бухгалтерских счетов и баланса:
— название счетов статей баланса соответствует названию счетов (такие счета называются балансовыми);
— есть активные и пассивные статьи, есть активные и пассивные счета;
— начальное сальдо в счета заносится из баланса;
— сальдо конечное служит для составления бухгалтерского баланса.
Различия бухгалтерских счетов и баланса:
— баланс составляется один раз в месяц, а счета ведутся в течение месяца;
— в балансе отражается состояние средств и их источников, а в счетах – движение всех средств и источников.
Таким образом, бухгалтерские счета необходимы для контроля за движением средств и источников предприятия. Они способствуют определению ошибок в корреспонденции счетов, а также нужны для составления отчетности.
1. Активные и пассивные счета
Все счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на две группы:
— Счета для учета хозяйственных средств
— Счета для учета источников образования средств.
Все счета средств – счета активные.
Отражение операций по каждому активному счету может вызвать два случая:
Сн – наличие средств на начало периода
ОбД поступление средств (+)
ОбК использование средств (-)
На активном счете Ск
К активным относятся счета 01, 10, 50, 51, 04 и др.
Все счета источников – пассивные.
При отражении операций по пассивному счету может возникнуть два случая:
Д Счет пассивный К
ОбД уменьшение источников (-)
Сн – остаток источников на начало периода
ОбК увеличение источников (+)
На пассивном счете Ск
К пассивным счетам относят: 80, 66, 67, 60 и др.
Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть как дебетовым, так и кредитовым, или одновременно и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).
Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» может иметь два остатка: дебетовый – показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый – сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящиеся в его пользовании или распоряжении (счет 001 «Арендованные ОС», 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение» (получили ТМЦ, но еще не оплатили, а по договору, мы не имеем права их использовать без оплаты)).
Открыть счет – значит записать в него начальный остаток из баланса, если он имеется в балансе.
На активных счетах сальдо начальное записывается в дебет, а на пассивных счетах в кредит счета.
По вновь открываемых счетам остатков на начало не должно быть.
1. Что такое система счетов?
2. Что представляет собой счет бухгалтерского учета?
3. Как называется остаток средств или источников их образования на начало или конец периода?
4. Что такое оборот по счету?
5. Какие группы счетов по отношению к балансу существуют?
6. Раскройте строение активного и пассивного счетов.
7. Дайте характеристику активно-пассивных счетов.
Урок 3. Понятие счета бухгалтерского учета — характеристика в одной таблице
Для управления компанией необходимы данные о количестве и перемещении имущества и обязательств по различным группам, наименованиям, типам. Для сбора такой информации применяется система счетов бухгалтерского учета.
Все совершаемые операции отражаются в бухучете в виде сумм на бухгалтерских счетах.
В уроке разберемся, что это такое и для чего нужно. Проанализируем строение бух.счетов и их классификацию.
Также рассмотрим таблицу, где кратко и в удобной форме представлена характеристика и расшифровка информации о всех счетах бухучета с указанием номера, наименования, типа и назначение.
Понятие счетов бухгалтерского учета
Счет — это способ текущего и взаимосвязанного отражения и группировки имущества и источников его образования по составу и размещению, а также хозяйственных операций по однородным признакам, выраженных в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Определение простыми словами
Бухгалтерский счет — это двусторонняя таблица, в которой отражаются все совершаемые операции с группировкой по однородным свойствам. Левый столбец таблицы называется Дебет, правый — Кредит.
На каждую разновидность имущества и обязательств открывается отдельный счет в бухучете.
Каждому присваивается индивидуальный номер и название, например, 10 «Материалы» или 80 «Уставный капитал».
По наименованию можно понять, какой тип активов или пассивов учитывается.
Например, на сч. 10 «Материалы» учитываются активы — материально-производственные запасы и отражаются все операции, связанные с движением этого актива.
На сч. 80 «Уставный капитал» учитывается пассив — уставный капитал и отражаются все операции, связанные с его формированием или изменением.
Назначение кратко
Какова роль счетов в бухгалтерском учете?
Они предназначены для отражения хозяйственных операций и показывают суммы активов и пассивов, имеющихся у предприятия.
Рекомендуем также изучить урок: Что такое бухучет, где простым и понятным языком объясняется суть бухгалтерского учета и порядок его организации на предприятии.
План счетов
Систематизированный перечень бухгалтерских счетов, разработанный приказом Минфина №94н от 31.10.2000, называется План счетов.
Типовой План включает:
Забалансовые предназначены для учета активов и пассивов, не принадлежащих организации (арендованное имущество, взятое на временное хранение, на комиссию, для монтажа, БСО, обеспечение взятых или выданных обязательств).
Все основные операции, ежедневно происходящие на предприятии, учитываются на 99-ти балансовых счетах. Из 99 в настоящее время используются только 62.
Структура Плана счетов:
Организация из Плана выбирает те счета, которые пригодятся ей для отражения всех совершаемых операций. Такой перечень именуется Рабочий План, он закрепляется в Приказе по учетной политике предприятия.
Основные элементы и строение — сальдо и обороты
Счет бухгалтерского учета включает следующие части:
Строение бухгалтерского счета:
При открытии счета в начале месяца он имеет какой-то остаток — начальное сальдо.
В течение месяца суммы всех операций отражаются по дебету и кредиту.
В конце месяца считается сумма операций по дебету — дебетовый оборот и сумма операций по кредиту — кредитовый оборот, далее определяется конечное сальдо.
Формула для расчета конечного сальдо: Ск. = (Сн.д + Од.) — (Ск.к + Ок.), Классификация и видыАктивные, пассивные и активно-пассивные Активные:
⇒ для учета денежных средств — 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и т.д.; ⇒ для учета имущества — 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и т.д.; ⇒ для учета расходов — 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и т.д. Пассивные:
⇒ для учета амортизации — 02 «Амортизация основных средств», 04 «Амортизация нематериальных активов»; ⇒ для учета кредитов — 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; ⇒ для учета капитала — 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал».
⇒ для учета расчетов — 60 «Расчеты с поставщиками», 62 «Расчеты с покупателями», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и т.д.; ⇒ для учета доходов и расходов — 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Балансовые и забалансовыеБалансовые предназначены для отражения сведений об активах и пассивах предприятия, это основные счета, на которых ведется учет всех операций в бухучете. В Плане 8 разделов содержат 99 балансовых счетов, из которых действуют в настоящее время 62. Данные балансовых счетов позволяют составить бухгалтерский баланс и участвуют в формирование годовой бухгалтерской отчетности.
⇒ 01 «Основные средства»; ⇒ 02 «Амортизация основных средств»; ⇒ 03 «Доходные вложения в материальные ценности» … до 99 «Прибыли и убытки». Забалансовые предназначены для отражения имущества и обязательств, не принадлежащих предприятию, показатели этих счетов не показываются в балансе и не включаются в бухгалтерскую отчетность. Эти показатели нужны исключительно для бухгалтера, чтобы не забыть о взятых или выданных временных обязательствах, принятом на время имуществе (в аренду, на комиссию, на хранение, для монтажа).
⇒ 001 «Арендованные основные средства»; ⇒ 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение» … до 011 «Основные средства, сданные в аренду». Синтетические и аналитическиеТакже видами счетов бухгалтерского учета являются: Синтетические (их также называют счета первого порядка) предназначены для обобщенного учета активов и пассивов в денежном выражении. Все счета из Плана — синтетические. К синтетическим могут открываться субсчета (их также называют счета второго порядка), на них показывается детализация сумм, отраженных по синтетическому счету, к которому открыты субсчета. Учет на субсчетах также ведется в денежном виде. Рекомендации по видам и наименованиям субсчетов, которые можно открыть к синтетическим счетам, представлены в Плане. Синтетический счет первого порядка 41 «Товары», к нему могут быть открыты субсчета второго порядка: Аналитические предназначены для подробного учета активов и пассивов с большой детализацией, учет может вестись как в денежном виде, так и в натуральных измерителях (штуки, килограммы, километры, литры, коробки и т.д.). Показатели синтетических счетов используются для составления бухгалтерского баланса, данные аналитических счетов нужны для более удобного и наглядного учета, облегчают работу бухгалтера. Предприятие обязано вести бухучет на синтетических счетах, аналитический учет ведется в том случае, если это необходимо компании. Организация занимается продажей товара — мебель. Согласно Плана счетов, для отражения наличия и движения мебели организация будет применять синтетический счет первого порядка 41 «Товары», на котором откроет субсчета второго порядка: Аналитические счета к сч. 41 будут открыты по видам мебели: Расшифровка в таблицеКраткая характеристика всех счетов в одной таблице: № счета | Наименование | Вид |
Основные средства | Отражение наличия и движения ОС | |
Амортизация основных средств | Начисление амортизации ОС | |
Доходные вложения в материальные ценности | Учет ОС, предназначенных для сдачи в аренду | |
Нематериальные активы | Отражение наличия и движения НМА | |
Амортизация нематериальных активов | Начисление амортизации НМА | |
Оборудование к установке | Учет оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся объектах. | |
Вложения во внеоборотные активы | Сбор затрат по приобретению или созданию ОС и НМА | |
Отложенные налоговые активы | Учет части налога на прибыль, который снизит налог к уплате в будущих периодах | |
Материалы | Учет материалов, запасов, сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д. | |
Животные на выращивании и откорме | Учет молодняка животных для с/х предприятий | |
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей | Отражение разницы между себестоимостью МПЗ и их рыночной стоимостью | |
Заготовление и приобретение материальных ценностей | Учет расходов на приобретение МПЗ перед их оприходованием | |
Отклонение в стоимости материальных ценностей | Формирование разницы между фактической стоимостью МПЗ и учетной | |
НДС по приобретенным ценностям | Отражение входного НДС, предъявленного поставщиками |
Выводы
Краткие выводы урока 3:
Полный курс «Бухучет с нуля» можно приобрести по этой ссылке »»».
До 30 апреля 2021 года действует скидка 25%.