что такое стрит фуд определение
Что такое стрит-фуд и откуда он взялся?
Важно с самого начала расставить точки над i: «стрит-фуд» и «фаст-фуд» – разные вещи. Да, зачастую и в первом, и во втором случае подают схожие блюда, как, например, бургеры или шаверму, но есть при этом существенные отличия. Какие – рассказываем ниже.
Fast food – это чаще всего сетевые заведения быстрого питания, которые можно отличить по большому потоку покупателей, быстрому обслуживанию и сравнительной дешевизне. Последнее время правильное питание стало своего рода мейнстримом, а фаст-фуд считается очень вредной едой. Но вреден не сам фаст-фуд, а всевозможные «приправы» в виде консервантов и канцерогенов, которыми в большинстве своем изобилует быстрая еда.
Главный же козырь направления street food — мобильность торговой точки. Если рассказывать в двух словах, то это еда, которую продают и едят на улице. История такой простой и незатейливой пищи берет свое начало еще в Древнем Риме, где многие попросту не имели кухни или печи в домах, поэтому питались на улицах пшеничной кашей и нутовой похлебкой. Тогда уличная еда считалась едой для бедняков, но в наше время street food претерпел большие изменения. Теперь быстрая уличная еда привлекает все слои населения, ведь ритм жизни большого города не позволяет им тратить время на полноценный обед в ресторане. Кроме того, цены в стрит-фуде ниже, чем в любых заведениях, даже если они и предоставляют практически ту же пищу.
В основном на улицах предлагаются различные закуски, десерты и блюда, которые готовят или подогревают быстро и в присутствии покупателя. Вареная кукуруза, гамбургеры, шаверма, хот-доги, блинчики, вафли и пирожные – вот самые типичные примеры стрит-фуда. Владельцы фуд траков из-за ограниченности пространства часто останавливаются на каком-либо одном блюде, а для разнообразия к ним предлагают огромный ассортимент начинок, соусов, специй на любой вкус.
Но важно, что фудтраки не просто продают быструю еду, но и передают географические, исторические и социокультурные особенности страны, из которой эти блюда и перекочевали. Например, любимое лакомство в Голландии – соленая сельдь, поэтому ее можно встретить в меню любого мобильного кафе, во многих восточных странах на улицах предложат съедобных насекомых или жареных скорпионов, а во Франции популярны жареные каштаны. В Германии почти на каждой улице жарят знаменитые колбаски и с ними готовят всевозможные быстрые перекусы, Вьетнам делает акцент на специях, но в отличие от Индии, на не острых. Существуют даже гастрономические любители стрит-фуда, которые в путешествиях гоняются не за достопримечательностями, а за самобытной уличной едой.
Что касается городов России и нашего популярного стрит-фуда, то здесь предпочтения крайне близки к городам Европы, а каждый новый предприниматель ищет пока незанятую и доступную нишу для своего проекта. Множество таких ресторанчиков на колесах можно встретить во время городских праздников, фестивалей, общественных форумов и других людных мероприятий.
Что такое стрит-фуд
Испокон веков «street food» – простая незатейливая пища, продающаяся на улицах за гроши. Это была еда бедняков. В Древнем Риме, к примеру, плебеи, не имевшие в своих домах печей, чтобы готовить, могли позволить себе в день лишь чашку нутовой похлебки и пшеничной каши с уличных лотков.
Сейчас порядка 2,5 миллиардов человек ежедневно покупают уличную еду. И это далеко не бедные люди. Просто ритм жизни современного города диктует свои правила. Время – деньги. Все бегут, спешат. Порой, настолько, что даже поесть некогда. Поэтому людям и нравится стрит-фуд – это быстро, сытно, дешево и, как ни странно, вкусно.
Продавцы стрит-фуда в Пекине. Фото: http://www.flickr.com/photos/grchiu/
Более того, современный стрит-фуд – не просто система быстрого общественного питания. Это культурное явление. Ведь в каждом регионе уличная еда особенная. Она отражает историю страны, социальную и экономическую обстановку в ней.
Именно поэтому среди гастрономических путешественников есть направление «любителей стрит-фуда». Они едут в то или иное место не для того, чтобы поглазеть на достопримечательности. Напротив, жемчужная ферма Накха и Колизей – лишь приятное дополнение к «деликатесам» с уличных лотков.
Так что же такое стрит-фуд сегодня? Каковы его разновидности? И какие кушанья продают на улицах в разных уголках нашей планеты?
Скажи мне, где ты ешь, и я скажу, кто ты
Street food или уличная еда (давайте договоримся считать эти термины равнозначными) – это готовые блюда и напитки, которые продаются уличными торговцами на площадях, рынках и в других людных местах со специальных лотков или передвижных киосков.
В основном на улицах предлагаются различные закуски и, так называемые, блюда на скорую руку, которые можно приготовить или подогреть быстро, прямо в присутствии покупателя. Вареная кукуруза, гамбургеры, шаурма, хот-доги, блинчики, валфи и пирожные – вот самые типичные примеры стрит-фуда.
Фургончик с хот-догами в Амстердаме. Фото: http://www.flickr.com/photos/gmkostrivas/
Продают их, как правило, в специальной одноразовой посуде, чтобы было удобно перекусить прямо на ходу. Цены в уличных лотках гораздо гуманнее, чем в любом, даже весьма бюджетном, ресторане.
Передвижные «закусочные» имеют витрину, на которой представлены продаваемые вкусности, а также небольшое «потаенное» помещение, оснащенное источниками огня и воды, необходимыми для приготовления пищи. При этом оборудование фургона зависит от его специализации. Так, в киосках, где торгуют кебабами, необходим гриль и другие приспособления для жарки мяса.
Очередь за корейским стрит-фудом на Гаваях. Фото: http://www.flickr.com/photos/locomocotv/
Лотки для стрит-фуда обычно имеют яркую раскраску – их должны замечать издалека. Часто это логотипы известных фирм или ресторанов, которые таким образом проводят рекламные кампании.
Однако чаще всего, особенно на Западе, стрит-фуд – это частный семейный бизнес.
Кто работает, тот ест
Существует три формы уличного питания:
Традиционный стрит-фуд – это, пожалуй, второе. Передвижные киоски выгоднее с точки зрения бизнеса – они мобильны и могут охватить больший объем покупателей.
Автофургоны с едой наиболее распространены в Европе и Америке. В США со стрит-фуда начинали многие знаменитые ныне рестораторы. И если в Мексике уличными торговцами работают маргиналы, без образования и «престижной» работы, то в стране дяди Сэма продавец стрит-фуда – это, в первую очередь, бизнесмен. Ведь у него есть свой фургон (который, кстати, стоит приличных денег) и он занят делом.
Фестиваль уличной еды в Лос Анджелесе. Фото: http://www.flickr.com/photos/krynsky/
Владельцы автофургонов, как правило, специализируются на каком-либо одном блюде. Например, хот-догах или пончиках. При этом предлагается огромный ассортимент: разные начинки, соусы, специи – на любой вкус.
Множество таких ресторанчиков на колесах можно встретить во время городских праздников. Различные фестивали, общественные форумы и другие многолюдные мероприятия – весьма выгодное время для уличных торговцев.
С лотков чаще всего торгуют на оживленных городских улочках. Типичные блюда – пицца, запеканки, пирожки, торты. То, что не нужно готовить, а лишь (при необходимости) сохранять горячим.
Стрит-фуд на гриле в Бангкоке. Фото: http://www.flickr.com/photos/drfizz/
Палатки так же располагаются в достаточно людных местах, а иногда на популярных туристических маршрутах. Здесь вы сможете купить даже супы, вторые блюда и салаты.
Street food в мире
Как уже отмечалось, стрит-фуд – больше, чем индустрия. В уличном меню, почти так же, как в национальной кухне, отражаются культура и история государства. А внимательный турист подметит для себя еще и социально-экономические особенности. Так, в Бангладеш, где предназначение женщины – сидеть дома и воспитывать детей, вы не встретите представительниц слабого пола, продающих сосиски в тесте. А вот на Тае стрит-фуд, напротив, в основном женское дело.
Стрит-фуд в Тайланде. Фото: http://www.flickr.com/photos/81674131@N00/
Географические и климатические особенности также накладывают свой отпечаток. Так, во Вьетнаме – горной стране – уличная еда изобилует специями и травами, но не острыми, в отличие от индийской.
Кстати, в Азии стрит-фуд очень быстро развивался и хорошо прижился. В Китае и Тайланде популярны, так называемые, «xiaochi». Это разнообразные закуски (например, омлет из устриц, китайские манты «баоцзы», желе из фикуса и многое другое), продающиеся на улице или в небольших ресторанчиках. Кроме того, прогуливаясь по Пекину и Гонконгу, можно отведать шашлычки на шпажках «Чуань», а также разнообразных съедобных насекомых.
Обстоятельные японцы не любят спешить. Есть на ходу у них считается некультурным. Однако и в стране восходящего Солнца есть свой уличный фаст фуд. Называется он «онигири». Подробнее о нем, а также других особенностях японской кухни, вы можете прочитать здесь.
Стрит-фуд — вареная кукуруза. Фото: http://www.flickr.com/photos/yourdon/
В Европе более привычный для нас стрит-фуд. Например, практически повсеместно продается картофель фри и различные бургеры.
Тем не менее, и здесь существуют региональные различия. Так, на Северо-западе, в Амстердаме, обожают соленую селедку. Этому лакомству в оранжевой стране даже посвящен отдельный праздник. Ее продают в сотнях киосков в голландской столице и едят на месте, либо забирают с собой домой.
Знаменитая голандская селедка. Фото: http://www.flickr.com/photos/davidkosmos/
На Западе, в Париже, вы без труда найдете жареные каштаны, а также разнообразные бутерброды с традиционным французским багетом. В Центральной Европе, Берлине или Дрездене, на улицах в изобилии продаются знаменитые немецкие колбаски, жаренные с кари или другими соусом.
Российский квас. Фото: http://www.flickr.com/photos/chrisflyer/
А, как вы думаете, какой самый распространенный стрит-фуд в России? Блины? Если бы! Известные во всем мире русские блины, продаются у нас в основном в небольших кафешках и блинных. А на улицах торгуют беляшами, чебуреками и пирожками. Что до напитков, то самый стритфудный, – разумеется, квас. В каком российском городке не встретишь желтую бочку с привычной синей надписью и «доброй» тетенькой-продавщицей под зонтиком?
К сожалению, объем этой статьи не позволяет описать особенности уличной еды во всех странах. Стрит-фуд – это огромный вкусный мир. И Гастротур.ру будет вас знакомить с ним постепенно.
Изначально «street food» являлся простой, без изысков едой, которую можно было купить на улице за небольшую сумму денег, поэтому он имел спрос исключительно у бедных слоев населения некоторых стран.
Сейчас стрит-фут получил массовое развитие во многих уголках мира и по статистике, примерно два с половиной миллиарда человек каждый день употребляют в пищу быструю уличную еду, причем это люди с самым разным уровнем дохода.
Философия современной уличной еды
Что такое современный «street food»? Это не только возможность быстро поесть, потому что ритм жизни значительно ускорился, и перестало хватать времени на долгий прием пищи, но и часть культуры каждой отдельно взятой страны. В данной системе быстрого общественного питания отражаются:
Сейчас даже появился особый вид туризма – «гастрономический», когда путешественники задаются целью не осматривать достопримечательности, а отведать еду, которая становится «визитной карточкой» страны. Все остальное в туре для них служит приятным дополнением к местным деликатесам.
Достоинства и недостатки «street food»
Конечно, уличная еда прочно вошла в нашу жизнь, и мы уже не представляем себе прогулки, без легкого или не очень, перекуса на ходу. Однако такое питание имеет свои плюсы:
Быстрое уличное питание все же не приветствуется врачами и диетологами, а похудение, людям с избыточным весом, при таком графике и способе приема пищи точно не грозит.
Разновидности еды на улице
Итак, что же нам могут предложить разные страны в качестве стрит-фуда сегодня? Какие блюда и напитки можно отведать в Европе, Азии и у нас, на родине? Обычно все, что продается вне помещений общепита, в местах особого скопления людей в виде рынков, площадей, набережных и тому подобного, готовится тут же в специальных передвижных киосках или предлагается с лотков.
Предпочтение отдается различным закускам и блюдам «на скорую руку», требующим ограниченного времени для готовки или обыкновенного подогрева непосредственно в присутствии потенциального едока. Среди простейших примеров стрит-фуда каждый может назвать привычные большинству людей:
Для подачи используют специальную одноразовую посуду либо упаковку из фольги для удобства приема пищи.
Формы уличного питания
Во всех странах «street food» представлен в трех формах, когда блюда и напитки продаются:
Передвижные «закусочные» и стационарные киоски обычно оснащены витриной с продаваемыми вкусностями, а также небольшим помещением, где есть все необходимое для приготовления пищи — огонь и вода, оборудование в зависимости от специализации – гриль и поверхности для жарки мяса или блинчиков, холодильники.
Лотки отличаются яркой раскраской для заметности издалека с логотипами, рекламирующими известные фирмы или рестораны. В большинстве случаев, в странах Запада и Востока, уличная еда является частным семейным бизнесом. А особо популярны автофургоны по причине мобильности и охвата большего сегмента покупателей, особенно в странах Европы и Америке.
Самое «горячее» время для уличных торговцев летний период, туристический сезон, фестивали, чемпионаты, праздники и прочие мероприятия с массовыми гуляниями жителей и гостей населенного пункта. Палаток, лотков и фургонов в такие дни не счесть, а всех вкусностей не перепробовать. В палатках можно даже отведать супов и вторых блюд с салатами, а не просто пиццу или хот-дог.
Особенности мирового «street food»
Социальные отличия стран наблюдаются в местной уличной еде. Например, в Бангладеш вам никогда не встретится женщина-продавец, потому что ее предназначение – домашний очаг и дети, а в Таиланде среди продавцов большое количество представительниц слабого пола. География и климат тоже нашли свое отражение в составе еды. К примеру, в Индии она острая, а в горном Вьетнаме нет, хот и не менее изобилующая специями с травами.
Азия может предложить массу вариантов блюд, начиная с китайских и тайских разнообразных закусок:
заканчивая съедобными насекомыми. У японцев все делается обстоятельно, и прием пищи – это настоящее искусство, не терпящее суеты. Причем «еда на ходу» для них – признак отсутствия культуры. Но и здесь, тем не менее, существует японский уличный «онигири».
Уличная еда европейцев нам более привычна – картофель фри и бургеры, кофе и вафли. Но вот в Амстердаме уличной едой может быть обожаемая населением соленая селедка, в Париже жареные каштаны. В Берлине можно отведать знаменитых немецких колбасок, жаренных с карри или другими соусами. В России не обойтись без блинов и кваса. В общем, стрит-фут везде есть, чтобы его есть!
Что такое стрит фуд?
Стрит фуд получил широкое распространение в больших населенных пунктах и городах миллионниках, особенно где сильно развита бизнес среда. Как правило, ценник меню в таких точках продаж ориентирован на людей с низким и средним уровнем дохода. Уличная еда является наиболее доступным источником сбалансированной питательной пищи вне дома для людей.
Стрит фуд известен тем, что находится на переднем крае пищевых инноваций, и его популярность в последние годы только увеличивается. Его “мигрирующий” характер означает, что он может идти в ногу с постоянно меняющимся потребительским спросом на новые вкусы и тенденции в меню быстрого питания, особенно это видно на примере национальной кухни.
История появления стрит фуда
Стрит фуд, как направление торговли готовой еды, появился очень давно и в каждом регионе и в разные периоды истории человечества он получил свое особое развитие.
Например, уличные продавцы едой присутствовали на протяжении всей истории развития Нью-Йорка, а в в 1906 году на уровне муниципалитета стрит-фуд был признан как один из основных фундаментов для расширения населения города.
В Древней Греции подавалась маленькая жареная рыба. В Древнем Риме стрит фуд широкой популярностью пользовался среди бедных слоев населения, в домах которых не было жаровен. Основной рацион их составлял сушеный суп и зерновая паста. В Древнем Китае стрит был популярен не только среди бедняков, но и обеспеченных китайцев, которые посылали своих слуг для покупки в них продуктов.
В эпоху Возрождения в Турции на каждом перекрестке были стрит фуды, котороые продавали обжаренные кусочки мяса. А в 1502 году в Османской Турция стала первой страной, которая на законодательном уровне стандартизировала их деятельность.
У ацтеков продавцы уличной едой предлагали напитки, кукурузную кашу. И даже после колонизации испанцами и завоза европейских растительных культур и животных, местные жители продолжали придерживаться традиционного национального меню в стрит фудах.
Во времена колониальной Америки “уличные продавцы” продавали устрицы, жареную кукурузу, фрукты и сладости. Устрицы оставались очень популярной и дешевой едой вплоть до 1910 года.
Картофель фри предположительно впервые возник во Франции в 1840 году и именно благодаря стрит фудам.
Рамен, который сегодня очень популярен в Японии, был завезен туда китайскими иммигрантами и использовался сперва в меню уличной еды как сытное и доступное блюдо для студентов и рабочих.
В Индонезии стрит фуд уходит далеко корнями в прошлое и, например, упоминается в барельефах 9-го века.
Тенденции и направления развития стрит фуда
Фастфуд и стритфуд – в чем разница?
Шеф-редактор раздела «Еда» Анна Масловская взялась провести наглядную линию между двумя терминами, которые в Москве исторически перепутаны. Потому что правильно подбирать слова и осознавать их смысл необходимо. Текст опубликован на сайте «Афиша Daily».
«Стритфуд» — слово, которое я не использую и выкорчевываю из всех текстов на сайте «Афиша Daily», над которыми у меня есть хоть сколько-то власти. По-русски это называется «уличная еда», и я всегда заменяю это слово не только потому, что хочу писать по-русски. Думаете, можно просто автоматически заменить одно на другое без потери для смысла? Нет. В процессе вскрываются интересные мутации.
Судя по заметкам наших молодых авторов, пресс-релизам ресторанных пиар-менеджеров в рабочей почте и анонсам на фейсбук-страницах, в Москве сейчас стритфуд — это не только уличная еда. Так называют и фастфуд — то есть всякую быструю, популярную и легкодоступную еду. Четкости в понимании разницы не хватает.
В свою очередь определение «фастфуд» у нас тоже теперь искажено. Его практически перестали использовать для описания того, что оно значит на самом деле, — то есть формата работы ресторана. Итак, фастфуд на самом деле — это доступная цена итогового продукта, большой поток посетителей, не самое высокое качество ингредиентов, для того чтобы вписаться в стоимость продукта; это McDonaldʼs, Burger King и так далее.
В Москве слово «фастфуд» закрепилось для описания блюд, и это неверно. Иногда я слышу: «Это у нас фастфуд, но невредный» — так человек описывает сэндвич или бургер в ресторане со средним чеком в 2000 рублей и дорогим интерьером. И это в корне неправильно, потому что котлета между булок в меню шикарного ресторана легко превращается в блюдо, которое долго готовят и неспешно потребляют — между закуской и десертом. Бургер не равно фастфуд.
Фастфуд все-таки определенный жанр, формат ресторанов. А бургер, тако, хот-дог, сэндвич или даже шаурма — блюда, которые могут быть приготовлены в заведении любой категории: в придорожных забегаловках, модных хипстерских кафе или серьезных ресторанах при звездных отелях. Понятно, что ошибка распространилась из-за того, что в фастфуд-ресторанах стараются делать блюда, удобные для потребления без приборов, — понятие перешло с места в тарелку (вернее, в оберточную бумагу). Планку задала Америка, для которой бургер — это очень важно. Если бы индустрия фастфуда сформировалась в России, то в роли бургера вполне могли оказаться блины как в «Теремке».
Стритфуд — это уличная еда, которую готовят и едят на улице или почти что на улице — это буквально может быть дыра в стене, скажем так, или киоск, если мы говорим не про круглогодично теплую Азию. И тут так же, как и с фастфудом: самые распространенные блюда
— те, которые удобно есть на ходу без приборов. Но вообще-то это совершенно не обязательно, самое главное — на улице.