что такое стрит фуд кафе
Что такое стрит-фуд и откуда он взялся?
Важно с самого начала расставить точки над i: «стрит-фуд» и «фаст-фуд» – разные вещи. Да, зачастую и в первом, и во втором случае подают схожие блюда, как, например, бургеры или шаверму, но есть при этом существенные отличия. Какие – рассказываем ниже.
Fast food – это чаще всего сетевые заведения быстрого питания, которые можно отличить по большому потоку покупателей, быстрому обслуживанию и сравнительной дешевизне. Последнее время правильное питание стало своего рода мейнстримом, а фаст-фуд считается очень вредной едой. Но вреден не сам фаст-фуд, а всевозможные «приправы» в виде консервантов и канцерогенов, которыми в большинстве своем изобилует быстрая еда.
Главный же козырь направления street food — мобильность торговой точки. Если рассказывать в двух словах, то это еда, которую продают и едят на улице. История такой простой и незатейливой пищи берет свое начало еще в Древнем Риме, где многие попросту не имели кухни или печи в домах, поэтому питались на улицах пшеничной кашей и нутовой похлебкой. Тогда уличная еда считалась едой для бедняков, но в наше время street food претерпел большие изменения. Теперь быстрая уличная еда привлекает все слои населения, ведь ритм жизни большого города не позволяет им тратить время на полноценный обед в ресторане. Кроме того, цены в стрит-фуде ниже, чем в любых заведениях, даже если они и предоставляют практически ту же пищу.
В основном на улицах предлагаются различные закуски, десерты и блюда, которые готовят или подогревают быстро и в присутствии покупателя. Вареная кукуруза, гамбургеры, шаверма, хот-доги, блинчики, вафли и пирожные – вот самые типичные примеры стрит-фуда. Владельцы фуд траков из-за ограниченности пространства часто останавливаются на каком-либо одном блюде, а для разнообразия к ним предлагают огромный ассортимент начинок, соусов, специй на любой вкус.
Но важно, что фудтраки не просто продают быструю еду, но и передают географические, исторические и социокультурные особенности страны, из которой эти блюда и перекочевали. Например, любимое лакомство в Голландии – соленая сельдь, поэтому ее можно встретить в меню любого мобильного кафе, во многих восточных странах на улицах предложат съедобных насекомых или жареных скорпионов, а во Франции популярны жареные каштаны. В Германии почти на каждой улице жарят знаменитые колбаски и с ними готовят всевозможные быстрые перекусы, Вьетнам делает акцент на специях, но в отличие от Индии, на не острых. Существуют даже гастрономические любители стрит-фуда, которые в путешествиях гоняются не за достопримечательностями, а за самобытной уличной едой.
Что касается городов России и нашего популярного стрит-фуда, то здесь предпочтения крайне близки к городам Европы, а каждый новый предприниматель ищет пока незанятую и доступную нишу для своего проекта. Множество таких ресторанчиков на колесах можно встретить во время городских праздников, фестивалей, общественных форумов и других людных мероприятий.
Фастфуд и стритфуд – в чем разница?
Шеф-редактор раздела «Еда» Анна Масловская взялась провести наглядную линию между двумя терминами, которые в Москве исторически перепутаны. Потому что правильно подбирать слова и осознавать их смысл необходимо. Текст опубликован на сайте «Афиша Daily».
«Стритфуд» — слово, которое я не использую и выкорчевываю из всех текстов на сайте «Афиша Daily», над которыми у меня есть хоть сколько-то власти. По-русски это называется «уличная еда», и я всегда заменяю это слово не только потому, что хочу писать по-русски. Думаете, можно просто автоматически заменить одно на другое без потери для смысла? Нет. В процессе вскрываются интересные мутации.
Судя по заметкам наших молодых авторов, пресс-релизам ресторанных пиар-менеджеров в рабочей почте и анонсам на фейсбук-страницах, в Москве сейчас стритфуд — это не только уличная еда. Так называют и фастфуд — то есть всякую быструю, популярную и легкодоступную еду. Четкости в понимании разницы не хватает.
В свою очередь определение «фастфуд» у нас тоже теперь искажено. Его практически перестали использовать для описания того, что оно значит на самом деле, — то есть формата работы ресторана. Итак, фастфуд на самом деле — это доступная цена итогового продукта, большой поток посетителей, не самое высокое качество ингредиентов, для того чтобы вписаться в стоимость продукта; это McDonaldʼs, Burger King и так далее.
В Москве слово «фастфуд» закрепилось для описания блюд, и это неверно. Иногда я слышу: «Это у нас фастфуд, но невредный» — так человек описывает сэндвич или бургер в ресторане со средним чеком в 2000 рублей и дорогим интерьером. И это в корне неправильно, потому что котлета между булок в меню шикарного ресторана легко превращается в блюдо, которое долго готовят и неспешно потребляют — между закуской и десертом. Бургер не равно фастфуд.
Фастфуд все-таки определенный жанр, формат ресторанов. А бургер, тако, хот-дог, сэндвич или даже шаурма — блюда, которые могут быть приготовлены в заведении любой категории: в придорожных забегаловках, модных хипстерских кафе или серьезных ресторанах при звездных отелях. Понятно, что ошибка распространилась из-за того, что в фастфуд-ресторанах стараются делать блюда, удобные для потребления без приборов, — понятие перешло с места в тарелку (вернее, в оберточную бумагу). Планку задала Америка, для которой бургер — это очень важно. Если бы индустрия фастфуда сформировалась в России, то в роли бургера вполне могли оказаться блины как в «Теремке».
Стритфуд — это уличная еда, которую готовят и едят на улице или почти что на улице — это буквально может быть дыра в стене, скажем так, или киоск, если мы говорим не про круглогодично теплую Азию. И тут так же, как и с фастфудом: самые распространенные блюда
— те, которые удобно есть на ходу без приборов. Но вообще-то это совершенно не обязательно, самое главное — на улице.
Изначально «street food» являлся простой, без изысков едой, которую можно было купить на улице за небольшую сумму денег, поэтому он имел спрос исключительно у бедных слоев населения некоторых стран.
Сейчас стрит-фут получил массовое развитие во многих уголках мира и по статистике, примерно два с половиной миллиарда человек каждый день употребляют в пищу быструю уличную еду, причем это люди с самым разным уровнем дохода.
Философия современной уличной еды
Что такое современный «street food»? Это не только возможность быстро поесть, потому что ритм жизни значительно ускорился, и перестало хватать времени на долгий прием пищи, но и часть культуры каждой отдельно взятой страны. В данной системе быстрого общественного питания отражаются:
Сейчас даже появился особый вид туризма – «гастрономический», когда путешественники задаются целью не осматривать достопримечательности, а отведать еду, которая становится «визитной карточкой» страны. Все остальное в туре для них служит приятным дополнением к местным деликатесам.
Достоинства и недостатки «street food»
Конечно, уличная еда прочно вошла в нашу жизнь, и мы уже не представляем себе прогулки, без легкого или не очень, перекуса на ходу. Однако такое питание имеет свои плюсы:
Быстрое уличное питание все же не приветствуется врачами и диетологами, а похудение, людям с избыточным весом, при таком графике и способе приема пищи точно не грозит.
Разновидности еды на улице
Итак, что же нам могут предложить разные страны в качестве стрит-фуда сегодня? Какие блюда и напитки можно отведать в Европе, Азии и у нас, на родине? Обычно все, что продается вне помещений общепита, в местах особого скопления людей в виде рынков, площадей, набережных и тому подобного, готовится тут же в специальных передвижных киосках или предлагается с лотков.
Предпочтение отдается различным закускам и блюдам «на скорую руку», требующим ограниченного времени для готовки или обыкновенного подогрева непосредственно в присутствии потенциального едока. Среди простейших примеров стрит-фуда каждый может назвать привычные большинству людей:
Для подачи используют специальную одноразовую посуду либо упаковку из фольги для удобства приема пищи.
Формы уличного питания
Во всех странах «street food» представлен в трех формах, когда блюда и напитки продаются:
Передвижные «закусочные» и стационарные киоски обычно оснащены витриной с продаваемыми вкусностями, а также небольшим помещением, где есть все необходимое для приготовления пищи — огонь и вода, оборудование в зависимости от специализации – гриль и поверхности для жарки мяса или блинчиков, холодильники.
Лотки отличаются яркой раскраской для заметности издалека с логотипами, рекламирующими известные фирмы или рестораны. В большинстве случаев, в странах Запада и Востока, уличная еда является частным семейным бизнесом. А особо популярны автофургоны по причине мобильности и охвата большего сегмента покупателей, особенно в странах Европы и Америке.
Самое «горячее» время для уличных торговцев летний период, туристический сезон, фестивали, чемпионаты, праздники и прочие мероприятия с массовыми гуляниями жителей и гостей населенного пункта. Палаток, лотков и фургонов в такие дни не счесть, а всех вкусностей не перепробовать. В палатках можно даже отведать супов и вторых блюд с салатами, а не просто пиццу или хот-дог.
Особенности мирового «street food»
Социальные отличия стран наблюдаются в местной уличной еде. Например, в Бангладеш вам никогда не встретится женщина-продавец, потому что ее предназначение – домашний очаг и дети, а в Таиланде среди продавцов большое количество представительниц слабого пола. География и климат тоже нашли свое отражение в составе еды. К примеру, в Индии она острая, а в горном Вьетнаме нет, хот и не менее изобилующая специями с травами.
Азия может предложить массу вариантов блюд, начиная с китайских и тайских разнообразных закусок:
заканчивая съедобными насекомыми. У японцев все делается обстоятельно, и прием пищи – это настоящее искусство, не терпящее суеты. Причем «еда на ходу» для них – признак отсутствия культуры. Но и здесь, тем не менее, существует японский уличный «онигири».
Уличная еда европейцев нам более привычна – картофель фри и бургеры, кофе и вафли. Но вот в Амстердаме уличной едой может быть обожаемая населением соленая селедка, в Париже жареные каштаны. В Берлине можно отведать знаменитых немецких колбасок, жаренных с карри или другими соусами. В России не обойтись без блинов и кваса. В общем, стрит-фут везде есть, чтобы его есть!
Что такое стрит-фуд
Испокон веков «street food» – простая незатейливая пища, продающаяся на улицах за гроши. Это была еда бедняков. В Древнем Риме, к примеру, плебеи, не имевшие в своих домах печей, чтобы готовить, могли позволить себе в день лишь чашку нутовой похлебки и пшеничной каши с уличных лотков.
Сейчас порядка 2,5 миллиардов человек ежедневно покупают уличную еду. И это далеко не бедные люди. Просто ритм жизни современного города диктует свои правила. Время – деньги. Все бегут, спешат. Порой, настолько, что даже поесть некогда. Поэтому людям и нравится стрит-фуд – это быстро, сытно, дешево и, как ни странно, вкусно.
Продавцы стрит-фуда в Пекине. Фото: http://www.flickr.com/photos/grchiu/
Более того, современный стрит-фуд – не просто система быстрого общественного питания. Это культурное явление. Ведь в каждом регионе уличная еда особенная. Она отражает историю страны, социальную и экономическую обстановку в ней.
Именно поэтому среди гастрономических путешественников есть направление «любителей стрит-фуда». Они едут в то или иное место не для того, чтобы поглазеть на достопримечательности. Напротив, жемчужная ферма Накха и Колизей – лишь приятное дополнение к «деликатесам» с уличных лотков.
Так что же такое стрит-фуд сегодня? Каковы его разновидности? И какие кушанья продают на улицах в разных уголках нашей планеты?
Скажи мне, где ты ешь, и я скажу, кто ты
Street food или уличная еда (давайте договоримся считать эти термины равнозначными) – это готовые блюда и напитки, которые продаются уличными торговцами на площадях, рынках и в других людных местах со специальных лотков или передвижных киосков.
В основном на улицах предлагаются различные закуски и, так называемые, блюда на скорую руку, которые можно приготовить или подогреть быстро, прямо в присутствии покупателя. Вареная кукуруза, гамбургеры, шаурма, хот-доги, блинчики, валфи и пирожные – вот самые типичные примеры стрит-фуда.
Фургончик с хот-догами в Амстердаме. Фото: http://www.flickr.com/photos/gmkostrivas/
Продают их, как правило, в специальной одноразовой посуде, чтобы было удобно перекусить прямо на ходу. Цены в уличных лотках гораздо гуманнее, чем в любом, даже весьма бюджетном, ресторане.
Передвижные «закусочные» имеют витрину, на которой представлены продаваемые вкусности, а также небольшое «потаенное» помещение, оснащенное источниками огня и воды, необходимыми для приготовления пищи. При этом оборудование фургона зависит от его специализации. Так, в киосках, где торгуют кебабами, необходим гриль и другие приспособления для жарки мяса.
Очередь за корейским стрит-фудом на Гаваях. Фото: http://www.flickr.com/photos/locomocotv/
Лотки для стрит-фуда обычно имеют яркую раскраску – их должны замечать издалека. Часто это логотипы известных фирм или ресторанов, которые таким образом проводят рекламные кампании.
Однако чаще всего, особенно на Западе, стрит-фуд – это частный семейный бизнес.
Кто работает, тот ест
Существует три формы уличного питания:
Традиционный стрит-фуд – это, пожалуй, второе. Передвижные киоски выгоднее с точки зрения бизнеса – они мобильны и могут охватить больший объем покупателей.
Автофургоны с едой наиболее распространены в Европе и Америке. В США со стрит-фуда начинали многие знаменитые ныне рестораторы. И если в Мексике уличными торговцами работают маргиналы, без образования и «престижной» работы, то в стране дяди Сэма продавец стрит-фуда – это, в первую очередь, бизнесмен. Ведь у него есть свой фургон (который, кстати, стоит приличных денег) и он занят делом.
Фестиваль уличной еды в Лос Анджелесе. Фото: http://www.flickr.com/photos/krynsky/
Владельцы автофургонов, как правило, специализируются на каком-либо одном блюде. Например, хот-догах или пончиках. При этом предлагается огромный ассортимент: разные начинки, соусы, специи – на любой вкус.
Множество таких ресторанчиков на колесах можно встретить во время городских праздников. Различные фестивали, общественные форумы и другие многолюдные мероприятия – весьма выгодное время для уличных торговцев.
С лотков чаще всего торгуют на оживленных городских улочках. Типичные блюда – пицца, запеканки, пирожки, торты. То, что не нужно готовить, а лишь (при необходимости) сохранять горячим.
Стрит-фуд на гриле в Бангкоке. Фото: http://www.flickr.com/photos/drfizz/
Палатки так же располагаются в достаточно людных местах, а иногда на популярных туристических маршрутах. Здесь вы сможете купить даже супы, вторые блюда и салаты.
Street food в мире
Как уже отмечалось, стрит-фуд – больше, чем индустрия. В уличном меню, почти так же, как в национальной кухне, отражаются культура и история государства. А внимательный турист подметит для себя еще и социально-экономические особенности. Так, в Бангладеш, где предназначение женщины – сидеть дома и воспитывать детей, вы не встретите представительниц слабого пола, продающих сосиски в тесте. А вот на Тае стрит-фуд, напротив, в основном женское дело.
Стрит-фуд в Тайланде. Фото: http://www.flickr.com/photos/81674131@N00/
Географические и климатические особенности также накладывают свой отпечаток. Так, во Вьетнаме – горной стране – уличная еда изобилует специями и травами, но не острыми, в отличие от индийской.
Кстати, в Азии стрит-фуд очень быстро развивался и хорошо прижился. В Китае и Тайланде популярны, так называемые, «xiaochi». Это разнообразные закуски (например, омлет из устриц, китайские манты «баоцзы», желе из фикуса и многое другое), продающиеся на улице или в небольших ресторанчиках. Кроме того, прогуливаясь по Пекину и Гонконгу, можно отведать шашлычки на шпажках «Чуань», а также разнообразных съедобных насекомых.
Обстоятельные японцы не любят спешить. Есть на ходу у них считается некультурным. Однако и в стране восходящего Солнца есть свой уличный фаст фуд. Называется он «онигири». Подробнее о нем, а также других особенностях японской кухни, вы можете прочитать здесь.
Стрит-фуд — вареная кукуруза. Фото: http://www.flickr.com/photos/yourdon/
В Европе более привычный для нас стрит-фуд. Например, практически повсеместно продается картофель фри и различные бургеры.
Тем не менее, и здесь существуют региональные различия. Так, на Северо-западе, в Амстердаме, обожают соленую селедку. Этому лакомству в оранжевой стране даже посвящен отдельный праздник. Ее продают в сотнях киосков в голландской столице и едят на месте, либо забирают с собой домой.
Знаменитая голандская селедка. Фото: http://www.flickr.com/photos/davidkosmos/
На Западе, в Париже, вы без труда найдете жареные каштаны, а также разнообразные бутерброды с традиционным французским багетом. В Центральной Европе, Берлине или Дрездене, на улицах в изобилии продаются знаменитые немецкие колбаски, жаренные с кари или другими соусом.
Российский квас. Фото: http://www.flickr.com/photos/chrisflyer/
А, как вы думаете, какой самый распространенный стрит-фуд в России? Блины? Если бы! Известные во всем мире русские блины, продаются у нас в основном в небольших кафешках и блинных. А на улицах торгуют беляшами, чебуреками и пирожками. Что до напитков, то самый стритфудный, – разумеется, квас. В каком российском городке не встретишь желтую бочку с привычной синей надписью и «доброй» тетенькой-продавщицей под зонтиком?
К сожалению, объем этой статьи не позволяет описать особенности уличной еды во всех странах. Стрит-фуд – это огромный вкусный мир. И Гастротур.ру будет вас знакомить с ним постепенно.
В стиле стритфуда: 15 бизнес-идей по продаже уличной еды
Сегодня стритфуд является общемировым гастрономическим трендом. Рынок уличной еды активно развивается – только в Москве он ежегодно растет на 3-5%. Главные преимущества стритфуда как бизнеса в том, что он не требует больших вложений, быстро окупается и реализуется даже в период экономического кризиса. Открытие точки фастфуда для начинающего предпринимателя может стать лучшим вариантом бизнеса.
В этой сфере огромное количество направлений. Рассмотрите возможные идеи для уличного фастфуда и выберите ту, которая вам интересна.
Отличительные особенности формата стритфуда:
высокая скорость обслуживания;
относительно небольшой ассортимент продукции;
приготовление блюд в присутствии покупателей;
сложные условия для соблюдения норм СЭС.
В чем сложности стритфуда
Современные предприниматели рассматривают стритфуд как перспективный бизнес. Количество торговых точек на улицах растет в геометрической прогрессии, но большая доля из них так же быстро закрывается.
Проблема в высокой конкуренции и организационных сложностях. Уличные точки не приветствуются СЭС, поэтому получить официальное разрешение на деятельность нелегко. Основной причиной отказа чаще всего становится отсутствие коммуникаций, которые необходимы для заведений общепита. Вопрос с водоснабжением решают с помощью емкости с водой и раковины с накопительным баком для слива. Такой вариант использует большинство заведений стритфуда.
Чтобы избежать проблем, необходимо соблюдать все санитарные нормы, оформить санитарные книжки для продавцов, иметь сертификаты на закупаемые продукты и технологическую карту. По сути, оформление документов для открытия уличной точки не отличается от регистрации стандартного заведения общепита. О том, какие документы нужны для открытия ресторана, читайте здесь. Еще одна сложность заключается в высокой конкуренции на рынке. Благодаря низкому входу на рынок, участников достаточно много – и добиться успеха можно, только если занять выгодное расположение.
Как выбрать расположение
Перекусить быстро и дешево – это актуальная проблема для любого человека, который спешит: студент, офисный работник и т.д. Стритфуд позволяет поесть практически на ходу. Поэтому если расположить такое заведение вблизи офисного центра, рынка, вокзала, университета или другого многолюдного места, можно рассчитывать на прибыль.
Делайте ставку не просто на многолюдные места, а на места скопления вашей целевой аудитории. Например, вы хотите продавать роллы с морепродуктами. Кто может стать вашим покупателем? Наверно, это работающие люди, у которых есть возможность купить не самый дешевый продукт. Значит, хорошим вариантом для размещения станет территория рядом с бизнес-центром. А вот если вы сделали ставку на бюджетный и сытный обед, который готовится за 5 мин., то ваше предложение оценят студенты. Поэтому: прежде чем искать место, определитесь с вашей целевой аудиторией.
Важный нюанс, который следует учитывать: формат заведения. Это может быть стационарная или мобильная точка. В целом, и к стационарной, и к мобильной торговле предъявляются аналогичные требования. Но на практике часто встречаются несанкционированные торговые точки, что может повлечь лишение разрешения на деятельность и административную ответственность.
На каком участке расположить заведение стритфуда:
Арендовать частную территорию
Арендовать муниципальный участок
Для мобильных точек также актуально участие в мероприятиях: фестивалях, ярмарках, фуд-фестов, пикников и т.д. В данном случае предприниматель заключает с организатором договор аренды. Стоимость зависит от масштаба и статуса мероприятия.
Выбирая место, изучите планы городской администрации по застройке, реконструкции и благоустройству определенного района. Так возможно найти перспективные районы или оценить будущее положение понравившегося участка.
Оформлять аренду участка придется в местной администрации. Вся процедура может занять около трех месяцев, поскольку необходимо соблюсти все бюрократические процедуры. Поэтому с точки зрения простоты и скорости оформления аренды больше подходят частные участки.
Подведем итог. Выбор расположения зависит от многих факторов – продукта, формата, целевой аудитории и среднего чека. Но, как показывает практика, наименее затратными и рискованными точками являются рынки и фудкорты.
Какой формат стритфуда выбрать
Выбор расположения зависит от формата, в котором вы собираетесь работать. Для уличной еды подходят форматы ларька, малого павильона, открытой площадки, передвижного ларька, островка в ТЦ или места на фудтраке.
Как определиться с форматом?
Выбрать направление стритфуда. Например, для продажи вареной кукурузы подойдет формат передвижного лотка. Шаурму обычно продают в ларьках. Мини-кофейню можно открыть в павильоне и поставить туда 2-3 столика. Бургерную можно разместить в фургончике и разъезжать по городу.
Оценить свои финансовые возможности. Без серьезных расчетов понятно, что открыть ларек будет дешевле, нежели купить фургон и оборудовать его под мини-кафе.
Исходить из параметров торговой точки, которую выбрали. Например, если у вас есть только 3 кв. м. торговой площади, то ваш формат – только ларек. А в ТЦ придется учитывать требования арендодателя к внешнему виду торговой точки.
Как выбрать направление
Одна из основных ошибок начинающего предпринимателя в этой сфере – желание сосредоточиться на своем продукте и потом пытаться его всем продать. Но как показывает практика, начинать выбор концепции лучше с вопроса: чего не хватает потребителю там, где вы планируете открывать свой бизнес? В таком случае, вы заранее оцените спрос на продукцию – и клиенты будут вам гарантированы.
Чтобы выбрать подходящее направление уличного фастфуда, следует учитывать различные факторы:
Уровень конкуренции. Отсутствие конкурентов в выбранном районе не всегда значит хорошие перспективы торговли. Возможно, это связано с отсутствием покупательского спроса;
Сезонность. Оценивайте свои ожидания от конкретного бизнеса и его возможностей. Например, если вы планируете получать ежемесячную прибыль в течение всего года, то нет смысла открывать ларек с мороженым, который вряд ли будет рентабельным в холодное время;
Оборудование. Для приготовления разного фастфуда требуется разное оборудование. Его стоимость и специфика работы разная. Поэтому ориентируйтесь не только на объем затрат, но и на возможности эксплуатации (навыки работника, располагаемая площадь, условия работы, мощностные требования и т.д.);
Кулинарное образование и опыт работы. Конечно, для большинства точек фастфуда кулинарные навыки не играют главной роли. Обычно, фастфуд – это простая в приготовлении еда. Но все же современный фастфуд достаточно разнообразен, и некоторые направления требуют определенных знаний и умений повара;
Спрос на определенной территории. Например, в спальных районах и деловом центре города будет востребована разная продукция.
Собрав и проанализировав все данные, выбрав подходящее направление, можно приступать к составлению бизнес-плана. Он необходим даже для небольшой торговой точки. Это поможет заранее оценить возможности и перспективы идеи – и, в частности, ее финансовую сторону. Бизнес-план является моделью вашего бизнеса: сколько денег нужно вложить в открытие, сколько можно заработать, как рекламировать торговую точку, какие временные рамки реализации проекта и т.д. Это позволяет на подготовительном этапе выявить потенциально опасные моменты и заранее их устранить.
Идеи для стритфуда
А теперь предлагаем 15 идей для уличной еды – среди них, как проверенные рынком концепции, так и новые варианты.
Корн-доги
Корн-дог — это, по сути, аналог сосиски в тесте или хот-дога. Корн-дог отличается тем, что тесто готовится из кукурузной муки. Подается на деревянной палочке, что очень удобно для формата уличной еды.
Твистер-доги
Вложения: от 50 тыс. рублей
Продолжаем тему с вариациями хот-догов. Не так давно на рынке появились твистер-доги, которые объединили в себе привычный для многих тандем сосиски+картофель. Получился новый вид блюда: картофель нарезается тонкими длинными полосками, эта картофельная спираль накручивается на сосиску и затем обжаривается во фритюре. Чтобы реализовать эту идею, потребуется специальное оборудование для спиральных чипсов и фритюрница.
Конопицца
Вложения: 100 тыс. рублей
Пиццу любят все. Она бы могла стать уличной едой, если бы не форма. Есть на ходу треугольный кусок пиццы не очень удобно. Но эту проблему решил новый продукт – конопицца. Такую пиццу делают на одну порцию и заворачивают в конус. В России эту идею реализовали единицы. Так что ниша пока остается свободной. Из оборудования потребуется пресс для формовки и выпечки конуса. Аппарат с производительностью до 64 шт./час будет стоить около 40 тыс. рублей.
Роллы и суши-сэндвичи
Вложения: 150 тыс. рублей
Вот уже десяток лет в России не утихает спрос на блюда азиатской кухни. И если раньше суши и роллы встречались только в ресторанах, то сегодня это стало привычной едой на уровне фастфуда – роллы из суши-баров заказывают даже на работу в качестве бизнес-ланча. Но можно пойти дальше и открыть удобный формат стритфуда. Речь идет о суши-сэндвичах. По сути, это порция роллов, объединенная в одном большом ролле, который заменит полноценный перекус. Это хорошая альтернатива бургерам, хот-догам, шаурме и обычным сэндвичам.
Фиш энд чипс
Вложения: 70 тыс. рублей
Фиш энд чипс – это английский фастфуд, который едят со времен королевы Виктории. А что, если воплотить подобную идею за пределами Великобритании? Тем более что сочетание картофеля и рыбы вполне всем знакомо и приходится по вкусу.
Блюдо представляет собой рыбу в кляре и обжаренную во фритюре. Она подается вместе с картофелем фри и соусом. В рецепте используют рыбу с белым мясом: треску, камбалу, пикшу, сайду и т.д. Для приготовления, по сути, вам потребуется только фритюрница.
Фрукты в карамели
Вложения: 70 тыс. рублей
Оригинальные десерты в формате фастфуда – это беспроигрышный вариант. Такой продукт не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. Десерт представляет собой свежие фрукты на деревянной палочке, которые сверху покрыты сладкой карамельной глазурью.
Фрукты в карамели как уличное лакомство давно распространено, а вот в России еще не так популярно. Прямых конкурентов в вашем городе вообще может не оказаться. Низкая цена позволит успешно реализовать проект даже в небольшом городе. Для этого потребуется минимальный набор оборудования: карамелизатор и устройство для насаживания яблок на палочку. Эти аппараты позволяют производить 80 яблок в час.
Правильное питание
Вложения: 100 тыс. рублей
Последние годы в России наблюдается популяризация правильного питания: сбалансированное меню, смузи, безглютеновые продукты и т.д. Такие заведения популярны у людей разных возрастов и социальных статусов.
И если раньше фастфуд воспринимался как вредная еда, то сегодня новые форматы предлагают потребителю полезный стритфуд. Кто будет клиентами? Те, кто сидит на диете, следит за своим питанием, придерживается вегетарианства. Отдельная аудитория — люди с заболеваниями, которые по медицинским показаниям отказались от вредной пищи. В таких заведениях можно продавать полезные бизнес-ланчи, салаты, супы, сэндвичи, десерты без сахара, тонизирующие напитки и т.д.
Салат-бар
Вложения: от 100 тыс. рублей
Салат-бар поддерживает идею о здоровом питании, что отлично вписывается в тренды гастрономии. Сытные, сбалансированные, полезные салаты можно подавать в готовом виде или предоставлять возможность собирать блюдо самому.
Целевая аудитория такого заведения – люди, следящие за собой, придерживающиеся правильного питания. Салат-бар актуально открыть в офисном центре или рядом с ним, вблизи спортивных клубов. Никакого специального оборудования для приготовления салатов не потребуется. Как правило, такие блюда стараются готовить с минимальной обработкой. Интересный формат, если вы будете готовить салаты в присутствии клиента. Главное в таком проекте – составить правильное меню, которое будет отвечать запросам целевой аудитории. Возможно, придется задействовать специалистов.
Куры гриль
Вложения: от 200 тыс. рублей
Ларьки с курицей гриль одно время заполонили улицы. Продукт настолько полюбился потребителям, что торговать им стали не только мелкие точки, но даже крупные сети гипермаркетов.
Основные вложения для организации торговли курами гриль пойдут на покупку торгового оборудования. Сейчас многие предприниматели, которые занимаются этим бизнесом, используют специальные фургоны, предназначенные для реализации пищевой продукции: фуд-траки (фургончики или прицепы). Стоимость прицепа составит примерно 80 тыс. рублей. А сам гриль для приготовления стоит 30-40 тыс. рублей.
Вафли
Вложения: от 100 тыс. рублей
Бизнес на вафлях сегодня в тренде: рынок быстрой еды растет, а его вафельный сегмент только набирает популярность. Вафли относят к стритфуду, что подтверждает сама концепция приготовления блюда на глазах у клиента. Вафельный фастфуд основан, конечно же, не на обычных вафлях, а на гонконгских, японских и бельгийских вафлях. При выпечке бельгийских вафель форма делает в них углубления, которые можно наполнять различными топпингами. У гонконгских все иначе: они состоят из шарообразных выпуклостей, куда кладут начинку: кусочки шоколада, фруктов, мягкий сыр и т.д.
Стандартные гонконгские вафли. Вафли подаются как со сладкими, так и с сытными начинками. После выпечки вафли сворачивают рожком или роллом, добавляя в середину еще одну начинку. В соленых вафлях это соусы, зелень, овощи, а в сладких – сиропы, мороженое орехи, взбитые сливки, фрукты и ягоды. Подавать блюдо принято в бумажных конвертах.
Вафельные сэндвичи. Между двумя гонгконгскими вафлями кладут сытную начинку. Благодаря внушительным размерам вафельный сэндвич является полноценным обедом.
Вафельная пицца. Блюдо совмещает в себе традиционное вафельное тесто, форму и разнообразные начинки пицц. Для ее выпекания используется специальная форма с круглыми поверхностями. Ингредиенты все те же, но оригинальная форма подачи делает продукт привлекательным.
Чтобы реализовать эту идею, потребуется минимум оборудования. Основное – это аппарат для вафель. Его стоимость составляет 10-15 тыс. рублей.
Шаурма, донар, гирос, буррито
Вложения: от 200 тыс. рублей
Шаурма давно стала популярным фастфудом в России. Но со временем стали появляться новые варианты этого блюда, скопированные из разных стран. Например, прообразом шаурмы в Греции является гирос, а в мексиканской кухне – это буррито. У каждого из блюд свои особенные ингредиенты, но суть одна: это сытная начинка, завернутая в тонкую лепешку или лаваш.
Можно открыть стандартный формат ларька с шаурмой, или сделать ставку на неизбитый формат. Для любого из этих направлений объем первоначальных вложений будет примерно одинаковый. Основным оборудованием будет служить гриль для приготовления мяса. В среднем, его стоимость составляет 50 тыс. рублей – за эту сумму можно приобрести профессиональное оборудование.
Концепция фастфуда из разных стран
Вложения: от 200 тыс. рублей
Раз уж заговорили о фастфуде из других стран, то можно продумать концепт заведения, которое объединяет фастфуд из разных стран. Например, в Испании фастфуд строится на принципах средиземноморской кухни: свежие овощи, рыба или мяса на гриле. Французский фастфуд пропагандирует здоровое питание и основан на бульонах, сэндвичах и салатах.
Азиатский фастфуд привлечет непривычными для нас блюдами. Мексиканский фастфуд предполагает острые блюда. Так, в одном заведении вы можете продавать: американские хот-доги, итальянскую конопиццу, французские блинчики-крепы, жареный сыр или тредельники из Чехии, греческие сувлаки и т.д. Благодаря такому необычному формату вы сможете привлечь разную аудиторию.
Мороженое
Вложения: от 40 тыс. рублей
Что же выбрать: стационарную точку или мобильный ларек? У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Стационарную торговлю проще оформить и организовать ее будет дешевле, чем купить фургон. Но зато торговля с использованием транспорта позволяет перемещаться с места на места в поисках более удачных точек, работать на общегородских мероприятиях и праздниках. Подробнее о торговле уличным мороженым и ее видах можно прочитать в этой статье.
Кофейня
Вложения: от 200 тыс. рублей
«Кофе с собой» – это бизнес, который растет на волне потребления кофе в России. Формат «кофе с собой» захватил мегаполисы, но быстро распространился по всей стране. Кофейные точки приживаются даже в небольших городах.
Стоимость открытия одной торговой точки составляет 100-350 тыс. рублей, в зависимости от выбранного формата и оборудования. Например, вы можете открыть кофейный киоск. Наверняка, вы замечали на улицах или в подземных переходах киоски, где продается кофе в стаканчиках.
Более сложный формат – это кофейный павильон. По сути, это что-то среднее между кофейным киоском и мини-кафе. В такой формат можно вместить не только стойку продавца и мини-витрину с выпечкой, но и 2-4 маленьких столика, где можно сделать пятиминутный перерыв на стаканчик кофе. В летнее время можно поставить дополнительные столики на улице, разнообразив меню холодным кофе и лимонадом.
И, наконец, третий вариант кофейного стритфуда – кофейня на колесах. Это может быть фургончик, передвижной прицеп, велокофейня и т.д. Чаще всего встречаются мобильные кофейни в виде специального автомобиля. Он снабжен всем необходимым оборудованием Средняя стоимость такого автомобиля составляет 600 тыс. рублей. Можно сэкономить и приобрести оборудование б/у, которое обойдется примерно вдвое дешевле.
Концепция кафе на колесах
Вложения: от 800 тыс. рублей
Уличный по всем параметрам фастфуд – это передвижное кафе. Такой уютный, бюджетный формат заведения вполне может конкурировать с обычными, стационарными кафе.
Под мобильный формат можно приспособить различные направления общепита. Отлично впишется всевозможный фастфуд: гамбургеры, хот-доги, шаурма и прочее. Можно организовать станцию с охлажденными напитками, кафе, кондитерскую, смузи-бар. Для таких идей вполне хватит небольшого фургончика. Пример бизнес-плана закусочной на колесах можно посмотреть здесь.
Основные ошибки и риски уличного фастфуда
Большинство начинающих предпринимателей, которые работают в сфере стритфуда, совершают типичные ошибки и сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Отсутствие четких расчетов для проекта. Любой проект, пусть даже такой крохотный, необходимо планировать заранее: проводить анализ, рассчитывать доходы и расходы, расписывать этапы реализации идеи и временные рамки. Конечно, даже самый тщательный анализ и просчет возможных рисков не спасут от рисков. Но их будет намного меньше, а предварительная подготовка поможет справиться с непредвиденными ситуациями и снизить их последствия.
Низкое качество сервиса и несоблюдение санитарных норм. В условиях уличной торговли обеспечить выполнение всех требований СЭС бывает непросто. Но это не значит, что нужно ими пренебрегать. Вы можете поработать с нарушениями месяц-другой, но потом нарветесь на проверку, заплатите штраф… или будете вынуждены закрыться. Чтобы избежать такого сценария, изначально стройте бизнес, соблюдая все нормы и правила.
Невнимание к сезону. Некоторые направления стритфуда зависят от сезона. Например, мобильные кофейни прибыльны в холодное время года. Если ваш бизнес сезонный, вы должны подстроиться под колебания спроса и придумать варианты, чтобы продажи вашей торговой точки были круглогодичными.
Неверно подобранное место. Хороший проект, открытый не в том месте, легко прогорит. К сожалению, начинающие предприниматели не всегда грамотно оценивают перспективы торговой точки. А иногда выбранный по всем параметрам участок может в перспективе превратиться в неудачное место (перенос остановки общественного транспорта, закрытие крупного магазина и т.д.). Так что это лотерея: повезет не повезет. Полностью исключить риски невозможно, даже если постоянно работать над этим.
Несколько советов предпринимателю
Если вы решили открыть бизнес в сфере стритфуда:
для начала протестируйте свою идею на городских фестивалях, праздниках и ярмарках. Так вы сможете оценить, пользуется ли спросом ваша продукция, есть ли к ней интерес и стоит ли вкладывать в это деньги;
позаботьтесь о том, чтобы основной продукт был вкусным, сытным и быстро готовился прямо при покупателях. Это вызывает доверие: люди будут видеть, что еда готовится в чистых условиях и из свежих продуктов;
заранее продумайте подачу и упаковку. Формат стритфуда предполагает, чтобы людям было удобно есть ваши блюда на ходу или вне условий столовых и кафе;
не гонитесь за большим и разнообразным меню. Для формата уличной торговли будет достаточно 6 наименований основной продукции плюс напитки. Это позволит избежать закупки большого количества ингредиентов и будет достаточно, чтобы ассортимент был разнообразным и интересным.
Для тех кто не может определится с идеей своего бизнеса, рекомендуем трансформационные психологические игры от компании “1000 идей”:
“Стартап” в этой игре, в формате настольного мозгового штурма отрабатывается техника предпринимательского мышления и создания бизнес-идеи с нуля, а также вывода ее на рынок
Многие участники игр не только находят ответы на свои запросы, но, испробовав эффект на себе, решаются помогать и другим людям, при этом неплохо зарабатывают. Многим нравится, что играть с клиентами можно в том числе и онлайн. О том, как открыть бизнес на проведении психологических игр, можно узнать здесь.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал