что такое стоическое принятие

3 принципа стоицизма для современного человека

Многие ошибочно полагают, что стоицизм — это подавление и сокрытие эмоций, как это делает мистер Спок из «Звёздного Пути». В действительности же стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо.

Рано или поздно каждый из нас задаётся вопросами: правильно ли я живу? Правильно ли я строю отношения с другими людьми? Есть ли смысл в моём существовании?

Читайте также :

Человечество создавало религии и философские школы, чтобы найти ответы на эти вопросы. Сегодня к поиску этих ответов подключают и науку.

Если вам хочется искать «руководство к действию» в религии, вам могут прийтись по нраву идеи иудейско-христианско-исламских религий, множества школ буддизма, даосизма или конфуцианства. Если же вам больше по душе философия, вы можете обратиться к экзистенциализму, светскому гуманизму, секулярному буддизму, этической культуре.

Об одной из возможностей мы поговорим подробнее. Речь идёт о стоицизме, античной философской школе, а если точнее, о применении этих идей в XXI веке. Разобраться в столь непростой теме нам поможет книга профессора философии Массимо Пильюччи «Как быть стоиком», выпущенная издательством «Альпина Паблишер».

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Многие ошибочно полагают, что стоицизм — это подавление и сокрытие эмоций, как это делает мистер Спок из «Звёздного Пути». В действительности же стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо.

Главная особенность стоицизма — его практичность. К нему неприменимо мнение, что философия — это сугубо теоретические рассуждения, не имеющие ничего общего с реальным миром. Кроме того, стоицизм отличается открытостью к новым знаниям и готовностью к критике.

Стоицизм, благодаря своему прикладному характеру, хорошо подойдёт как верующим, так и неверующим людям. Так, например, автор книги «Как быть стоиком?», будучи человеком нерелигиозным, предпочёл стоицизм тому же новому атеизму вследствие бесцеремонности последнего.

Принцип № 1. Не тревожиться о вещах вне нашего контроля

Читайте также :

Стоицизм признаёт, что не всё зависит от нас. Перефразируя автора книги Массимо Пильюччи, человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество — чтобы изменить возможное, и мудрость — всегда отличать одно от другого.

Большинство людей беспокоит мысль о вещах, которые они не могут контролировать. Забавно: эти же люди вполне могут согласиться с тем, что нет смысла тревожиться о вещах вне нашего контроля.

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Допустим, решается вопрос о вашем повышении. Вы считаете, что заслужили это повышение, поскольку много лет проработали в компании, всегда добивались высоких результатов и построили хорошие отношения со своими коллегами. Также допустим, что окончательное решение о вашем повышении будет принято завтра. Стоический подход позволит вам спокойно проспать всю ночь, а утром узнать принятое решение, каким бы оно ни было.

Вы спокойны вовсе не потому, что уверены в своём повышении. Вы спокойны, поскольку знаете, что сделали всё, что находится в рамках вашего контроля, а возможности повлиять на всё остальное у вас нет в принципе. Так зачем же мучиться бессонницей?

Из-за этого принципа стоицизм часто истолковывают как пассивную философию и призыв к смирению. Это в корне неверно. Принципов стоической философии придерживались многие ведущие государственные деятели, генералы и императоры, то есть люди, явно не склонные к фаталистической бездеятельности. От многих других людей их отличало то, что они были достаточно мудры, чтобы проводить различие между своими целями, находившимися под их контролем, и внешними результатами, на которые они способны повлиять, но не могут полностью контролировать.

Принцип № 2. Не бояться потери вещей и людей

Читайте также :

Из предыдущего пункта вытекает принцип непривязанности к вещам и людям, который также проповедуется буддизмом и многими другими философиями и религиями. И эту идею тоже часто трактуют неверно.

Часто привязанность к новому телефону ставят в один ряд с привязанность к собственному ребёнку или маме. Может показаться, что принцип непривязанности подойдёт только полному социопату.

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Но стоики не призывали людей не любить родных и друзей и не заботиться о них. Они всего лишь сообщали неприкрытую суровую правду, которую непросто принять: что все мы смертны, и никто из наших близких не принадлежит нам и не останется с нами навечно. Понимание этой истины помогает сохранить рассудок в случае смерти любимого человека и спокойно пережить расставание с близким другом, который уезжает в другой город. А ещё, приняв эту мысль, мы осознаем, что лучше наслаждаться любовью наших близких и общением с ними, когда это возможно, а не принимать их как должное.

Принцип № 3. Не ограничиваться биологическим

Ещё один стоический принцип заключается в следующем: учитывая, что мы отличаемся от других видов животных разумом, это обязывает нас к этичному поведению. Другими словами, мы не должны вести себя как звери, поскольку это перечёркивает нашу человеческую сущность, самое ценное, что у нас есть.

Стоические представления об этике можно назвать схожими с интуитивистами, которые считают, что этические знания изначально в нас заложены — то есть мы способны интуитивно проводить чёткие различия между правильным и неправильным. В поддержку данной гипотезы свидетельствует поведение животных в естественной среде. Так, например, приматы демонстрируют зачатки этического поведения, когда приходят на помощь неродственным особям, оказавшимся в беде. Вряд ли такое поведение, скажем, карликовых шимпанзе объясняется их знакомством с этическими представлениями о правильном и неправильном.

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Читайте также :

Вместе с тем стоики взяли кое-что и из представлений эмпириков (которые считают, что к любому знанию, в том числе и этическому, можно прийти путём наблюдений и экспериментов), и из представлений рационалистов (которые приходили к знанию через размышления о предмете).

Стоики придерживались идеи «возрастного развития» этической осознанности. Её суть заключается в том, что в начале своей жизни мы руководствуемся инстинктами и именно они заставляют нас заботиться о себе и о близких людях. По мере наступления сознательного возраста (около 6-8 лет) мы учимся расширять нашу этическую осознанность. С этого момента наши инстинкты подкрепляются комбинацией самоанализа и опыта, то есть рационалистическим и эмпирическим подходами. По мнению стоиков, чем взрослее становится человек, тем больше должен смещаться баланс от врожденных инстинктов в сторону рассуждений.

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Развивая эту идею, стоики предложили концепцию стоического космополитизма, которую удобно представить в виде концентрических кругов. Основная идея заключается в том, чтобы относиться к людям из внешних кругов так же, как и к людям из внутренних кругов.

Процесс совершенствования происходит тогда, когда вы не ограничиваете себя центром круга, а являетесь частью всех остальных концентрических кругов.

Источник

Стоики

Философы-стоики доказывали существование единого Бога и несвободу человека от своей судьбы, призывали к «апатии» – ровному отношению к удачам и неудачам. В чем причина необычайной популярности стоицизма у ранних христиан? И что стоики имели в виду под бесстрастием? Рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега.

«Собачьи философы» и Зенон

Стоицизм в эпоху эллинизма был самой распространенной философской школой, и, пожалуй, единственной школой, которая была популярна не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме. Римляне, не склонные к мудрствованиям, стоицизм восприняли как свою собственную философию. Сразу замечу, что из всех эллинистических школ наибольшее влияние на раннее христианство, на христианскую философию и мировоззрение оказал именно стоицизм. Платон – позже, в IV веке.

Основателем философии стоицизма, появившейся в конце IV века до Р.Х., был Зенон из Кития. Он был мореплавателем, торговцем, философией заниматься и не думал. Однажды, уже будучи в зрелом возрасте (ему было за 30), он плыл с грузом какого-то товара из Финикии в Афины. Во время шторма корабль потерпел крушение. Зенон спасся. Прибыв в Афины, он оказался в одной из книжных лавок и от нечего делать взял сочинение Ксенофонта о Сократе. Не сходя с места, он прочитал весь этот труд и был поражен! Он спросил у продавца: «А еще такие люди есть?» В этот момент в лавку зашел философ-киник Кратет, и продавец указал на него. Зенон уговорил Кратета взять его к себе в ученики, и тот согласился.

Название школы, к которой принадлежал Кратет, происходит от храма на холме Киносарг, но сами киники потом обыгрывали это слово и говорили, что название их школы происходит от слова «кюон» – «собака», и даже сами называли себя «собачьими философами». Поэтому злые языки позже говорили, что вся философия Зенона «написана на конце собачьего хвоста».

Киники жили, не стесняясь своих страстей и инстинктов – как животные. Главное положение киников: надо следовать своей природе. Если ты будешь следовать своей природе, ты будешь счастлив. Зачем, говорили они, сдерживать естественные порывы, бежать к туалету, например, испытывать неудобство, когда можно тут же сделать свое дело, на улице, и это вполне нормально. Потому и назывались они «собачьими философами».

К этой школе принадлежал знаменитый Диоген Синопский. О нем рассказывают множество разных историй – и что он искал человека, ходя по Афинам днем с фонарем, и что он жил на рыночной площади Афин в бочке и т.п. Однажды с Диогеном захотел побеседовать Александр Македонский. Когда царь подошел к Диогену, тот сидел и грелся на солнце и при виде царя даже не подумал встать. «Я – великий царь Александр», – сказал царь. «А я, – ответил философ, – собака Диоген». После непродолжительного разговора Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», – сказал Диоген и продолжил греться.

Блаженный Августин именует киников «собачьими философами» и сводит всю их философию к половой разнузданности. Но Зенон взял у киников все-таки самое главное – умение жить в гармонии с миром, чтобы быть счастливым. Напомню: главная задача философии эллинистического периода – понять, как обрести счастье в этом сложном, огромном, чужом для нас мире.

Философия как яйцо

Название школы происходит от слова «Стоя» – «Портик» – и к русскому «стойкий» не имеет отношения. Параллель случайная, хотя и верная

Познакомившись с философией у киников, Зенон, любивший уединение (как пишет Диоген Лаэртский, он был внешне нескладным: очень длинным, худым, с толстыми ногами – и поэтому избегал многолюдства), создает свою школу в месте, которое афиняне вообще старались не посещать. Это было место казни 1400 человек, когда правили 30 тиранов, поставленных Спартой после победы над Афинами в Пелопонесской войне. Там находился Пестрый Портик. В этом Пестром Портике (по-гречески – «пойкилэ стоя») и создал свою школу Зенон. Отсюда – название школы: «Стоя», то есть в дословном переводе – «Портик». К русскому слову «стойкий» оно не имеет никакого отношения, параллель – случайная, хотя и вполне верная: философ-стоик действительно должен быть стойким перед невзгодами жизни. Часто школу стоиков просто называют «Портик», как называли школу Эпикура «Сад», Платона – «Академия», Аристотеля – «Ликей».

Стоики подходят к вопросу обретения счастья фундаментально. Сначала, утверждают они, нужно узнать, каков этот мир. Ведь главная установка: счастье – в гармонии с миром. Чтобы быть в гармонии с миром, надо узнать, каков же он – мир. А для этого надо выяснить, как правильно познать его. Отсюда и последовательность: вначале мы занимаемся теорией познания, а потом – самим познанием мира. Стоики сделали, может быть, самый большой вклад в развитие логики в Античности после Аристотеля.

Получается, что, используя правила познания, мы узнаём, каков этот мир, то есть занимаемся физикой, и затем эти знания используем для решения вопросов этики. Стоики даже придумали замечательное сравнение: вся философия подобна яйцу: скорлупа – это логика, белок – это физика, а желток, самое главное – это этика. Ведь без скорлупы и белка желток не станет в конце концов живым существом.

Не чувства нас обманывают, а наши состояния

В области теории познания стоики полностью доверяют чувствам. Они постоянно спорят с Платоном, с его рационализмом и недоверием чувствам: мы чувствам доверяем! – говорят они. Только нужно четко понимать, что это за чувства, – не судить о предметах, когда они далеко, когда темно, когда ты сонный, пьяный, больной. Светло, близко, трезвый, бодрствующий, здоровый – вот таким состояниям можно доверять. Не чувства нас обманывают, а наши состояния и неумение в них разобраться.

Бог есть, свободы нет

Самое интересное открытие, которое делают стоики в области физики, – это существование Бога, Которого они одними из первых назвали «Логос». Впервые это слово для именования Бога использовал Гераклит. Стоики не просто говорят о существовании Бога – они его доказывают! Они обращают внимание на удивительную красоту и порядок в мире. «Если ты, – пишет Клеанф, – заходишь в какой-нибудь гимнасий или на форум и видишь там удивительную чистоту и порядок, то понимаешь, что здесь есть хороший и мудрый управляющий. А если ты в мире видишь еще больший порядок и еще большую красоту, ты понимаешь, что и Управляющий этого мира гораздо более премудр и обладает гораздо большей властью». Эти рассуждения впоследствии были использованы в христианском богословии – в так называемом телеологическом доказательстве бытия Бога, одном из самых распространенных до сегодняшнего дня – «доказательстве от красоты и порядка».

Только Единый Бог может всё мироздание держать в гармонии и стройном порядке

Более того, стоики делают вывод о существовании Единого Бога. Почему – Единого? Потому что только Единый Бог может всё мироздание держать в целостности, в единой гармонии и едином порядке. Но если Бог всё это мироздание держит в едином порядке, значит, Он с этим мирозданием един – Он не находится вне его, иначе мир распался бы. Он его пронизывает и соединяет воедино все части. Поэтому Бога стоики часто называли «Пневмой» – «Духом». Правда, под духом стоики понимали некую тонкую материю, имеющую огненно-воздушную природу. Душа человека тоже тонко-материальна. Слова «пневма», «логос» использовались фактически как синонимы. То есть Бог – это «мировая душа», которая пронизывает весь мир и фактически сливается с ним, – такую концепцию принято называть пантеизмом. Бог как бы включает мир в Себя, согласно стоикам. В этом мы видим очень важное отличие концепта стоиков от идеи Эпикура: если у Эпикура мир состоит из независимых друг от друга атомов, что гарантирует независимость каждого человека и полную его свободу, то у стоиков мир – единое целое, где всё соединено вместе Богом, Логосом, и отсюда вытекает, что никакой свободы нет.

Апатия как… бесстрастие

Миром движет Бог, а значит, мир движется в правильном направлении – Бог же премудр

Рассмотрим теперь этические выводы стоиков. Главный их посыл: полное подчинение всего мира божественному Логосу. Полное! Мнение человека, что он свободен, что от него что-то зависит, является главной причиной наших несчастий, считают стоики. Человек себя часто корит, что он поступил так, а мог бы поступить иначе, и тогда была бы у него совсем другая жизнь, его ждала бы удача… Но это самое большое заблуждение, которое и лишает нас покоя, счастья и гармонии с миром. Мы должны смириться с Логосом, полностью подчинить себя Ему. Поэтому поздние стоики к словам «Логос», «Бог», «Пневма» добавляют слова «рок», «фатум», «судьба». Бог ведь премудр не только в пространственном отношении, соединяя мир в гармонии, – Он премудр и во временном отношении: если в мире всё развивается, движется, то его движет Бог, а значит, мир движется в правильном направлении – Бог же премудр! Поэтому, если я пытаюсь роптать на то, что со мной произошло, я просто не понимаю, что произошло со мной то, что должно было произойти. И это правильно: я должен благодарить Бога за всё. Такие выводы будут делать уже христиане, а стоики пока ограничиваются понятием «апатия», дословно: «бесстрастие».

Наши страсти – главная причина наших несчастий, поэтому анализ страстей – основная тема поздних стоиков, особенно римских.

Римские стоики вообще не занимались ни физикой, ни логикой – это прекрасно разработали Зенон, Клеанф, Хрисипп и другие. Зная физику и логику, можно перейти к этике. И главным будет учение не о том, как правильно поступать, а о том, как правильно реагировать. Страсти, наши эмоции, наша реакция на то, что с нами происходит, – главная причина наших несчастий, поэтому нужно уметь правильно реагировать на каждую ситуацию.

Гнев, злость, печаль – плохие эмоции. Радость, наслаждение… тоже плохие

Стоики разобрали разные страсти и реакции: негативное отношение, гнев, печаль – в одну сторону; радость, наслаждение – в другую сторону. И то, и другое… плохо. Откуда возникает радость? – Я поступил так-то, и вдруг оказалось, что это мне принесло удачу, пользу, я радуюсь: какой я умный, какой молодец! Но это просто случайно совпало с замыслом Логоса! Или наоборот: я что-то сделал, и это принесло мне неудачу – ах, надо было поступать иначе, какой же я глупец и неудачник! Ну, смирись, прими беды и радости как не от тебя зависящие, бесстрастно. Страсти – вот что портит твою жизнь!

Правда, некоторые философы, такие, например, как Эпиктет, призывали все-таки разделять события на два типа: события, которые от нас не зависят, и события, которые от нас зависят. Те события, которые от нас не зависят, надо воспринимать бесстрастно. Например, зачем печалиться, если на улице идет дождь? Ты только себе настроение испортишь, думая: «Как плохо, что идет дождь, а вчера такая погода солнечная была». Это тебе поможет? Дождь после этого перестанет? Конечно же, нет. Поэтому спокойно бери зонтик, надевай плащ и отправляйся на работу. А вот в отношении тех событий, которые от нас зависят, ты должен предпринимать какие-то действия, прилагать усилия, чтобы получить наслаждение. Но не все стоики придерживались такого учения – это философия Эпиктета, который, кстати, повлиял на Марка Аврелия.

Вечная проблема: откуда зло?

Мы не знаем, что добро и что зло. Мы все подобны ребенку, который обижается на родителей за то, что они ему дают кашу, а не конфеты, но в зрелом возрасте он будет родителей благодарить, что они его вовремя воспитали приверженцем здоровой пищи. Так и мы – думаем, что с нами стряслось несчастье, просто не зная всех условий. Мы смотрим на мир со своей маленькой колокольни, а Логос видит нашу судьбу гораздо шире, видит наше будущее.

Стоики учили и тому, что зло нужно нам для нашего воспитания: если бы всё было хорошо, у нас отсутствовала бы сильная воля и мы не могли бы в конце концов ее укрепить, чтобы смиряться с судьбой и бороться со страстями, а ведь это нужно нам для счастья.

Стоики любили повторять: «Мудреца судьба ведет, а глупца тащит»

Еще одна проблема, которая вытекает из учения стоиков: получается, что человек не свободен, если он полностью зависит от рока, судьбы, фатума. Конечно, иногда кажется, что так оно и есть. И этот полный фатализм находит выражение в пословицах, например таких: «чему быть, того не миновать», «двум смертям не бывать – одной не миновать». Но не всё так примитивно. Стоики любили повторять ставшую знаменитой фразу: «Мудреца судьба ведет, а глупца тащит».

Один из философов приводит такой пример: во время боя воин захватил в плен своего противника и, как часто делали в те времена, привязав его к своей лошади, поскакал в свой лагерь. Если пленник умный, он понимает, что силы его и лошади неравны: он будет бежать за лошадью, а потом, может быть, сможет убежать из плена. Если он глупец, то будет стараться освободиться, и лошадь притащит в лагерь противника окровавленный, изодранный труп. Вот так и человек должен послушно, бесстрастно следовать за судьбой, и тогда он будет свободным – свободным от своих страстей, от своей глупости, самонадеянности, уверенности, что он может что-то в этом мире сделать сам.

«Свобода есть познанная необходимость» – этому тоже учили стоики

Впоследствии из этой философии родится еще одна знаменитая фраза: «Свобода есть познанная необходимость», которую почему-то переиначивают так: «Свобода есть осознанная необходимость». «Свобода есть познанная необходимость» – этому впоследствии будут учить Спиноза, Гегель, Маркс. Конечно, в таком понимании свободы есть односторонность. Ведь на самом деле Бог, как учит христианство, это Личность, а не безличный фатум, как в стоицизме. В Евангелии мы читаем: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Полная истина – это не только необходимость, она шире. Поэтому и мы можем стать свободными личностями, когда подчиним свою волю Богу.

Стоическая философия в первые века нашей эры была необычайно популярна не только среди язычников, но и среди христиан. Такие христианские философы, как, например, Тертуллиан, полностью разделяли даже физику стоиков, говоря, что Бог материален: Он «тонко материален», но всё равно – материален. Материальна и душа. «Стоики почти нашими же словами говорят о том, что душа – это телесная субстанция», – пишет Тертуллиан. Конечно, с таким крайним выводом Тертуллиана, что Бог телесен, не согласятся святые отцы Церкви, но и среди них найдутся те, кто вслед за стоиками будут утверждать телесность души, например свв. Макарий Египетский, Иоанн Кассиан Римлянин и др. Душа материальна, поскольку, по их мнению, только Бог есть дух, всякое же творение в той или иной степени материально и телесно. Против такой точки зрения гневно выступит преподобный Максим Исповедник, защищавший точку зрения Платона: «Кто это такие, которые утверждают, будто ни одной твари нет невещественной и бестелесной?». И поэтому прп. Максим продолжает: «Душа есть существо невещественное и бестелесное, умное, в теле жительствующее и его оживляющее».

Но, разумеется, гораздо большее влияние на христиан оказала этика стоиков. Да и некоторые стоики увидели в христианстве близкое себе учение. Не потому ли после проповеди апостола Павла в Ареопаге, где присутствовали и философы-стоики, некоторые из них уверовали. Правда, стоическое учение о бесстрастии как идеале мудреца не совсем соответствовало христианскому пониманию жизни в Боге. Полное бесстрастие в стоицизме, согласимся, все-таки отличается от владения своими страстями, борьбы с греховными помыслами и любви к Богу и ближнему в христианстве. Поэтому христианские богословы все-таки предпочитали отделять зерна от плевел, заимствуя некоторые этические положения стоицизма, например смирение и принятие своей судьбы, но не безразличие и апатию.

Источник

Спокойствие. Стоицизм–путь мудреца.Новый подход к управлению эмоциями. Принципы и добродетели стоика

что такое стоическое принятие. Смотреть фото что такое стоическое принятие. Смотреть картинку что такое стоическое принятие. Картинка про что такое стоическое принятие. Фото что такое стоическое принятие

Спокойствие. Стоицизм – путь мудреца. Мэттью Дж. Ван Натта
Электронная книга t.me/kudaidem/1731

Вы в гневе? Вас одолевает страх? Не знаете, как пережить потерю?

Эта книга – простое и понятное руководство для решения этических и психологических проблем.

Вы научитесь контролировать свои мысли и действия. Перестанете тратить время и силы на то, что изменить невозможно, будете внимательнее и терпимее к людям. Эмоциональное состояние придет в норму, вы станете лучшей версией себя.

Стоицизм поможет вам привести жизнь в порядок, научит контролировать мысли и эмоции, управлять своим поведением так, чтобы действовать на благо себе и людям вокруг. Стоицизм научит вас думать по-новому.

Благодаря практическим заданиям вы разовьете полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.

При помощи пособия, которое вы держите в руках, можно научиться контролировать свои мысли и действия. Вы перестанете тратить время и силы на то, что изменить невозможно, станете внимательнее и терпимее к людям. Эмоциональное состояние станет более стабильным благодаря позитивному мышлению, вы станете лучшей версией себя и обретете гармонию.

Когда я открыл для себя стоицизм, то решил, что полученными знаниями я просто обязан поделиться с людьми, и начал вести блог под названием «Необузданный стоик». Позднее я создал подкаст «Счастливая судьба». Я отталкивался от высказываний моего любимого Марка Аврелия: «Запомни на будущее: не поддавайся соблазну впасть в отчаяние», «Это приносит несчастья» и «Самообладание есть путь к счастливой жизни».

Мой обучающий курс ориентирован на выработку практических навыков.

Как идеи стоицизма могут помочь в жизни?

Попробую ответить на этот вопрос в книге. Вам не нужно детально разбираться в философских учениях, чтобы понять то, о чем здесь пойдет речь. Стоицизм поможет вам привести жизнь в порядок, научит контролировать мысли и эмоции, управлять своим поведением – так, чтобы действовать на благо себе и людям вокруг. Если вы хотите жить счастливой жизнью и с успехом преодолевать все трудности – вы на правильном пути.

Стоицизм научит вас думать по-новому.

В книге также есть ряд практических заданий. Вы получите полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.

Часть I «Основные положения» содержит обзор теории стоицизма как философского направления. Эта часть книги поможет понять суть стоицизма, разобраться в его целях и задачах.

Часть II «Новый подход к управлению эмоциями» познакомит вас с образом мыслей стоиков и практической стороной вопроса.

Часть III «Стоицизм как образ жизни» обогатит вас новыми знаниями, которые можно применять в повседневной жизни. Вы научитесь культивировать в себе позитивные эмоции и справляться с негативными. Стоицизм сделает вас самодостаточным и уверенным в себе человеком, поможет наладить здоровые взаимоотношения с окружающими. Благодаря всему этому вы сможете менять мир вокруг себя.

Часть I
Основные положения

Глава 1
Практическая философия.

Что такое стоицизм?

Практическая философия, которая базируется на убеждении, что все люди могут обрести счастье в жизни. Жить хорошо каждый из нас может уже сейчас, несмотря на возникающие трудности. Но чтобы этого добиться, нужно поработать над образом мышления. Стоицизм учит нас фокусировать внимание на мыслях и действиях, которые мы в состоянии контролировать. Мы определяем, что́ хотим получить, а чего хотим избежать, – так формируется здоровое отношение к миру.

МИФЫ И ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Слово «стоический» сейчас обычно используется, когда речь идет о людях, сохраняющих самообладание в моменты неудач.

Но, человек не должен молча терпеть и превращаться в бездушную статую. Стремление жить полноценной жизнью делает ее эмоционально насыщенной.

Отслеживая и постоянно анализируя свои чувства, можно выработать позитивное отношение к миру.

Ошибочно также считать стоиков пассивными.

Стоицизм учит нас объективности, которая помогает принимать верные решения. Бездействие и нерешительность перестанут быть проблемой. Направляя внимание на то, что вы можете контролировать, вы сможете совершать эффективные действия.

Прежде чем подробно рассмотреть методы, которые предлагает стоицизм, давайте посмотрим, как и где зародилось это философское направление.

ИСТОКИ.

Стоицизм возник в Древней Греции около 300 г. до н. э. и сохранял свою популярность на протяжении 500 лет. Затем интерес к нему стал затухать.

Основателем этого философского направления стал Зенон Китийский. Этот человек сначала занимался морской торговлей, но лишился всего своего состояния во время кораблекрушения.

Постепенно он пришел к пониманию того, что люди рождены для счастливой жизни, полной безмятежного спокойствия, для жизни в гармонии с обществом. Чтобы донести до людей эту мысль, Зенон организовывал открытые лекции.

Со своими учениками он встречался в стоа (так называется крытая колоннада, служившая в те давние времена местом для собраний). Школа Зенона стала известна под названием «Стоа», в дальнейшем от этого названия и образовалось слово «стоицизм».

Ключевыми можно назвать работы трех авторов:

• Эпиктет (50–135 гг. н. э.) – философ-стоик, бывший раб, основатель философской школы;

• Сенека, римский сенатор (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – оставил после себя богатое наследие, труды, в которых изложены оригинальные философские идеи;

• Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.) – император Рима, мыслитель, автор философских трудов, стоик-практик.

Современный стоицизм.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) как метод сформировалась под непосредственным влиянием идей стоицизма. Многие практические упражнения, которыми пользуется КПТ, соответствуют положениям стоицизма.

КПТ помогает людям мыслить экологичнее.

В наши дни, есть профильные сообщества стоиков.

Ежегодно проходит собрание Stoicon в рамках Недели стоицизма.

На мероприятии обсуждаются различные вопросы, связанные с улучшением качества жизни через познание философии стоицизма.

Главной целью стоицизм считает эвдемонию, то есть достижение счастья и блаженства. Посредством практических упражнений вы можете выработать в себе способность радоваться, ликовать и оставаться спокойным при встрече с неприятностями. Вы будете меньше злиться, тревожиться и терзаться одиночеством: разум, воспитанный в духе стоицизма, освободится от негативного восприятия окружающего мира.

Стоицизм позволил автору выработать «фестивальное восприятие» – любая толпа для него превращается в организованную вечеринку.

Мэтью может получать удовольствие даже от того, что других раздражает.

Перед сном он устраиваю вечерний обзор – анализирую все, что произошло за день, и результаты работы над собой.

Вот как он описывает жизнь в духе стоицизма:

• в гармонии с природой.

Подумайте: можно так сказать про вашу жизнь? Что эти характеристики значат для вас? Если вы хотите прийти к благополучной жизни в гармонии с природой, на что бы это могло быть похоже? Какие шаги нужно сделать сегодня, чтобы приблизиться к этой цели?

(Стоицизм для всех)

Каждый из нас может применять техники стоицизма для решения своих задач.

Давайте начнем изучать полезные техники.

Первый инструмент.

Дихотомия контроля – наиболее фундаментальный из всех принципов стоицизма. Есть вещи, которые можно контролировать, а есть такие, которыми управлять невозможно. Стоики оценивают каждую ситуацию с этой точки зрения и фокусируют свое внимание только на явлениях, которые относятся к первой категории.

Любая практика, например, медитация, всегда должна начинаться с фокусировки внимания на аспектах, которые можно контролировать.

Обучение стоицизму строится на базе соблюдения трех принципов и развития в себе четырех добродетелей.

ПРИНЦИПЫ.

Давайте сделаем краткий обзор трех принципов стоицизма (подробно мы их рассмотрим чуть позже):

1• принцип желания. Следует стремиться получить то, чем вы в состоянии самостоятельно распоряжаться и что вы можете контролировать. Такая избирательность внимания освобождает от всего, что может помешать достичь счастья;

2• принцип поведения. Нужно стремиться к установлению здоровых и позитивных отношений со всеми людьми, даже если кто-то из них не отвечает вам взаимностью;

3• принцип согласия. Нужно обращать внимание на свои мысли, стремиться к взвешенным суждениям об окружающем мире. Тщательно оценивая каждую свою мысль и сознательно отказываясь от негатива, можно обрести мудрость.

ДОБРОДЕТЕЛИ.

Добродетель – это искусство жить в гармонии с миром

Античные стоики стремились следовать добродетелям и оценивать свои мысли и поступки с учетом этих добродетелей:

• справедливость (ее часто разделяют на доброту и искренность).

Мудрость – это добродетель, которая характеризует мыслительный процесс. Отвага имеет отношение к эмоциональному состоянию. Скромность важна в ситуациях, когда нужно сделать выбор. В любых обстоятельствах у человека есть возможность показать ту или иную добродетель.

Следуя добродетелям, можно жить в счастье и гармонии.

Глава 2. Экскурс в историю.

Как и все ученики Платона, Зенон считал Сократа идеалом и исключительным человеком. Стоики называли себя прямыми последователями Сократа.

Первые философы

Давайте поговорим о людях, которые внесли значительный вклад в развитие стоицизма. Я расположил их в хронологической последовательности, от более ранних мыслителей к более поздним.

• ЗЕНОН (ок. 334–262 гг. до н. э.)

Однажды шторм уничтожил все его корабли с грузом. Не понимая, как дальше жить, Зенон направился в Афины, пришел в книжную лавку и приобрел там книгу о Сократе.

К 300 г. до н. э. он основал свою Школу стоиков.

Известно, что Зенон написал труд «Государство» – книгу, в которой описывается идеальный мир. Зенон сделал довольно смелые заявления: он утверждал, что все люди должны иметь равные гражданские права, что подразумевало равенство мужчин и женщин. Зенон верил, что у каждого человека есть возможность обрести добродетель, но стремление к добродетели отличает немногих.

К наделенным добродетелями мудрецам Зенон причислил, в частности, Сократа, Диогена и мифического героя Геракла.

• КЛЕАНФ (ок. 330–230 гг. до н. э.)

После смерти Зенона управлять школой стал один из его учеников – Клеанф. Сначала Клеанф был борцом, но, послушав лекции Зенона, увлекся философией. Бывший борец ценил физический труд, которым зарабатывал себе на жизнь, он был упорен и настойчив, очень работоспособен – ночами он таскал на себе воду, поливая угодья землевладельцев. Клеанф руководил Стоа более 30 лет, старательно распространяя учение Зенона. Зенон говорил своим ученикам «жить в согласии». А Клеанф добавил – «с природой».

Такой подход позволил ему прожить 90 лет.

• ЦИЦЕРОН (106–43 гг. до н. э.)

В 155 г. до н. э. глава Школы стоиков в сопровождении других философов направился в Древний Рим. Произведенное на римлян впечатление было огромным.

Римский государственный деятель и оратор Цицерон написал множество книг, посвященных идеям стоицизма. Сам он не считал себя стоиком, но этику стоиков он принимал полностью. Благодаря работам Цицерона до нас дошли ценные материалы о стоицизме.

• СЕНЕКА (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)

Сенека – римский государственный деятель и советник при императоре Нероне в первые годы его правления. Практиковал стоицизм. Написал 124 письма на тему морали, а также множество сочинений, которые стали пособиями по теории стоицизма, актуальной и в наши дни.

• МУЗОНИЙ РУФ (ок. 30–100 гг. н. э.)

Музоний Руф был учителем широко известного стоика Эпиктета.

Музоний сказал так: «Школа философии похожа на кабинет врача, куда вы приходите для того, чтобы излечиться от боли».

• ЭПИКТЕТ (55–135 гг. н. э.)

Сначала Эпиктет был рабом, но позднее получил свободу и стал философом-стоиком.

Именно Эпиктет открыл три основных принципа стоицизма.

Он призывал учеников работать над собой и становиться лучше.

• МАРК АВРЕЛИЙ (121–180 гг. н. э.)

С 161 по 180 г. римский император Марк Аврелий вел свой философический журнал «Размышления».

Эта одна из основополагающих работ по стоицизму, документ, который позволил потомкам лучше понять взгляды стоиков.

Изречения Марка Аврелия касаются многих вопросов, он анализирует свою жизнь в контексте временной и пространственной бесконечности Вселенной.

Марк Аврелий утверждает, что каждый человек, независимо от своего социального положения, может обрести гармонию, если будет придерживаться стоицизма.

Под видео, Вы можете найти маленький тест, чтобы вспомнить факты из жизни стоиков.

(Рис.2) (Правильные ответы: В, Е, Г, Б, A, Д).

И другие философы

• ПИФАГОР (570–495 гг. до н. э.)

Пифагор упоминается во многих работах по стоицизму, многие авторы цитируют афоризмы Пифагора. Особенно стоикам нравилась традиция пифагорейцев анализировать все, что произошло за день: «Что я сделал неправильно? В чем я преуспел? Что я не сделал сегодня и оставил на завтра?»

• СОКРАТ (470–399 гг. до н. э.).

Родоначальник западной философии. Стоики считают себя последователями Сократа. Идеи Сократа вдохновили Зенона Китийского и нашли отражение в философии стоицизма. Например, важные выводы: нельзя желать никому зла, никто не ошибается намеренно, добродетель есть основа счастливой жизни – стали ключевыми для стоиков.

• ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 412–323 гг. до н. э.)

Диоген Синопский стал основоположником стоицизма, как и Сократ.

Стоики поклонялись ему, считали его образцом и примером. В кинизме больше внимания, чем в стоицизме, уделяется аскезе.

Многие киники не имели одежды, кроме той, что была на них надета, они старались усмирить желания своей плоти и отказывались от каких бы то ни было благ и удобств. Диоген Синопский спал в большом керамическом сосуде, который нашел на рынке.

Основная идея – отказ от добродетелей непременно приведет к нищете и попранию социальных норм.

Диоген Синопский вдохновил стоиков тем, что стремился жить в соответствии со своими убеждениями и призывал общество к благоразумию.

Киники, как и стоики, верили, что цель жизни в том, чтобы обрести добродетель, но при этом считали, что достичь цели можно лишь отрекшись от всего материального. Также они презирали удобства, потому что видели в них помеху на пути к добродетельной жизни, а своим вызывающим поведением стремились побудить людей жить осознанно.

А теперь, немного греческого языка.

Знание терминологии, которой пользуются стоики, поможет нам лучше понять их взгляды.

Eudaimonia (эвдемония) – блаженство, счастье. Стоики считали достижение блаженства целью жизни. Они называли это «жить в согласии с природой».

Prosoche – внимание. Главный элемент всех практик в стоицизме – внимание, сосредоточенное на мыслительном процессе.

Pathos – необоснованное суждение, волнение разума. Стоики верили, что негативные эмоции – это причина неверно сделанных выводов об окружающем мире. Этические практики стоиков помогают правильно оценивать происходящее и уберегать себя от pathos, то есть страстей и волнений.

Eupatheiai (Эпатия) – разумное суждение, здоровое состояние разума. Здоровое состояние разума, то есть радость, возникает благодаря разумным убеждениям и реакциям на мир.

Arete – добродетель, совершенство. Стремление к личностному совершенству позволит нам достичь eudaimonia, то есть блаженства.

Adiaphora (Адифора)– безразличие. Все, что не поддается контролю, стоики воспринимают безразлично, считая эти факторы ни плохими, ни хорошими. Ключевая цель в процессе обучения стоицизму – это умение отличать друг от друга истинно хорошие вещи и нейтральные.

Oikeiosis (Ойкеиосис) – близость, принадлежность, забота. Стоицизм учит нас вступать в близкие отношения с людьми и развивать в себе любовь ко всему миру.

Применение теории.

Давайте воспользуемся методом Пифагора и вспомним какой-то день своей жизни, например вчерашний. Вспомните все, что произошло за день. Что вас огорчило? Что обрадовало? Может, вы чего-то не сделали и отложили на завтра? Похвалите себя за победы. Извлеките урок из своих ошибок. В идеале это упражнение нужно делать каждый вечер перед сном.

Основоположники стоицизма создали философию для практического применения, философию, которая учит получать удовольствие от жизни.

Далее я приведу упражнения, которые стоики использовали для улучшения качества своего бытия и обретения гармонии.

Часть II. Новый подход к управлению эмоциями

Глава 3. Думать как стоик.

Стоицизм дает знания, благодаря которым можно научиться наслаждаться жизнью. Если ваше сознание освободится от тяжких раздумий, то вы сможете достичь спокойствия и обрести позитивный взгляд на вещи в любой ситуации.

Ваша цель заключается в том, чтобы научиться жить в гармонии с собой и другими. Принципы стоицизма указывают на то, что нужно делать, а добродетели говорят о том, почему это необходимо.

Необходимые инструменты.

ПРИНЦИП ЖЕЛАНИЯ: ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕШЬ.

Следуя принципу желания, можно обрести здоровое мироощущение.

Чтобы сберечь свое счастье, нужно научиться желать лишь того, что вы можете получить, и бояться лишь того, чего можно избежать.

Представьте себе, например, пассажиров самолета, который попал в зону турбулентности.

Стоик, говорит себе, что будущее никому не известно, да и управлять турбулентностью невозможно. Паника не поможет выровнять самолет, а лишь вымотает морально, и это может навредить, если нужно будет экстренно покинуть борт.

Мироощущение стоика помогает провести четкую границу между тем, что поддается контролю, и тем, что не поддается.

От двух вещей нужно непременно избавиться: от страха перед будущим и от воспоминаний о прошлых страданиях.

Понятие amor fati (любовь к судьбе) вообще-то принадлежит Ницше, но эта идея пронизывает всю философию стоицизма. Если вы готовы принять мир таким, какой он есть, то не станете желать того, что никогда не сможете получить.

Давайте сделаем другие упражнения, которые тоже помогут вам научиться жить в соответствии с принципом желания.

СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА НАСТОЯЩЕМ.

Сделайте глубокий вдох. Обратите свое внимание на то, что происходит с вами в данный момент. Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило.

• Можете ли вы сосредоточиться на «здесь и сейчас»?

• Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы направить свои мысли в нужное русло и начать вести себя более рационально?

ВОЗЬМИТЕ ПАУЗУ И СРАВНИТЕ.

Если нужно принять определенное решение, действуйте так.

Шаг 1 – отложить момент осуществления выбора. Можете ли вы на какое-то время отвлечься от стоящей перед вами задачи? Получается ли у вас сделать паузу и глубоко вдохнуть? Дайте себе время подумать.

Шаг 2 – сравните две открывающиеся перед вами возможности. Выбрать удовольствие или приблизиться к совершенству (обрести добродетель)?

Помните о том, что удовольствие включает в себя и сам процесс его получения, и чувства, которые остаются у вас после.

Данное упражнение поможет справиться с сиюминутным порывом и принять более взвешенное решение.

Следующее упражнение: Взгляд со стороны.

Сядьте удобно, закройте глаза и попробуйте посмотреть на себя как бы со стороны. Обратите внимание на то, что́ вас окружает. Постепенно смещайте фокус внимания еще дальше – на свой город, страну, мир и, может, даже на Вселенную. На каждом этапе сопоставляйте обстоятельства своей жизни с глобальной картиной, которая возникает у вас перед глазами.

Отметьте тот факт, что у других людей тоже есть сложности, мир не вращается лишь вокруг вас и ваших ошибок. Почувствуйте себя частью большого мира и постарайтесь расслабиться.

Вспомните, как вас что-то сильно беспокоило, а потом оказалось, что тревога была необоснованно велика. Вспоминайте об этом почаще, особенно в моменты сильных переживаний – это полезное упражнение.

ПОДУМАЙТЕ, Как бы изменилась ситуация, если бы вы тратили свои силы на проживание настоящего, а не мучались из-за мыслей о будущем?

2. Принцип поведения: что нужно делать.

Главной добродетелью, на которой основан принцип поведения, является справедливость.

Принцип поведения требует выполнения следующих трех условий:

1• научитесь действовать «с оговоркой»;

2• научитесь выбирать модель поведения, от которой будет польза как вам самим, так и окружающим вас людям;

3• выработайте здоровую систему ценностей, которая позволит вам вести себя легко и свободно.

В каждой ситуации подумайте – как вы можете поступить, чтобы от этого была польза и другим?

Что значит действовать «с оговоркой»?

Рассмотрим на простом примере. «Я собираюсь прополоть сорняки в саду сегодня днем, если мне ничто не помешает». Вот это окончание «если мне ничто не помешает» – большая сила. Я не могу быть полностью уверен, что мне удастся сегодня заняться садом (например, может пойти дождь, у меня может возникнуть более важное дело). Если я заявил, что буду работать в саду, а в итоге не сделал этого, я испытаю разочарование, расстроюсь. Добавив «если мне ничто не помешает», я получу свободу действий.

Если использовать такой метод постоянно, можно сохранять спокойствие, даже если планы осуществить не удалось.

(Две задачи).

Следующее упражнение я называю «две задачи».

Пример: вы за рулем. На дороге могут быть пробки, машина может заглохнуть, или вы можете пропустить нужный поворот. В любой из этих ситуаций напомните себе, что вы хотите ехать дальше и при этом оставаться в согласии с собой. Когда вы собираетесь что-то сделать, подумайте о том, с чем вы можете столкнуться. Затем напомните себе о своей основной цели. Она звучит так: «Я хочу оставаться в согласии с самим собой», или «Я хочу сохранить ощущение гармонии», или «Я хочу защитить свои искренние намерения».

Интересное сравнение: Две ручки.

Представь, что: Всякое дело имеет две ручки – ту, за которую его можно нести, и другую, за которую нести нельзя. Если твой брат совершит несправедливость, не смотри на дело со стороны совершенной несправедливости, поскольку это та ручка, за которую нести нельзя. Смотри на дело с той стороны, что он твой брат, что он вскормлен вместе с тобой. Таким образом, ты возьмешься за ту ручку, за которую можно нести.

Эта метафора показывает: любое решение может стать либо проблемой, либо выходом из ситуации.

Можно отплатить несправедливостью за несправедливость, но есть и другой вариант – поступить достойно.

Такой выбор есть у каждого из нас. В любой ситуации, особенно трудной, помните: у вас есть два выхода. Обдумайте их и выберите лучший.

Утренний настрой.

Марк Аврелий предлагает потрясающую практику – утреннюю медитацию, которая поможет вам успешно вести себя как сто́ит уже с самого начала дня.

Испробуйте следующее изречение из «Размышлений» на себе.

«С утра говорите себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, с хитрецом, с алчным. Все это произошло с ними по неведению добра и зла.

А я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а еще в природе погрешающего, что он родствен мне, причастностью к разуму и божественному наделу.

И что ни от кого из них не могу я потерпеть вреда – ведь в постыдное никто меня не ввергает, а на родственного не могу же я сердиться или держаться в стороне от него, раз мы родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как верхний ряд зубов и ряд нижний.

Так вот: противодействовать другому противно природе, а негодовать и отвращаться – это противодействие».

Начинайте утро с этими мыслями и возвращайтесь к ним каждый раз, когда почувствуете себя некомфортно.

3. Принцип согласия: принятие себя.

Принцип согласия учит нас обращать внимание на мыслительный процесс и вырабатывать у себя здоровое мышление. Согласие в стоицизме – это открытость и непротивление любой поступающей информации. Остановиться и проанализировать свое отношение к жизни лучше, чем слепо следовать своим инстинктам и тем самым причинять себе вред.

Научившись управлять своими мыслями, мы можем избавить себя от стресса. В сложной ситуации нужно сконцентрироваться на том, что мы можем контролировать, например, на своей реакции.

Стоики выделяют три этапа овладения принципом согласия:

• с вами что-то происходит (первичная реакция);

• вы начинаете понимать, что именно произошло (объективная репрезентация);

• вы даете свою оценку происходящему (оценочное суждение).

Находясь дома, вы вдруг слышите снаружи какой-то шум. Звук заставляет вас вздрогнуть – это спонтанная реакция.

На этапе оценочного суждения вы можете сказать себе: «Я в опасности».

Но ведь это может быть и неправдой. Именно на этапе оценочного суждения часто возникает тревога, вызванная деструктивными мыслями.

Принцип согласия предлагает сделать паузу на этапе № 2. Создайте объективную репрезентацию, но не позволяйте возникать в вашей голове соображениям, которые могут заставить вас строить догадки. Взгляните на ситуацию шире.

А, когда вас начинают переполнять гневные мысли и вы становитесь заложником оценочного суждения, возьмите паузу и повторите про себя:

«Ты всего лишь видимость, а совсем не то, чем стараешься казаться».

Воздержитесь от оценки, пока не разберетесь в ситуации как следует.

(ЗАКЛЮЧИТЬ В СКОБКИ)

Еще один метод состоит в том, чтобы «заключить в скобки» свою первичную реакцию, то есть отграничить ее от всего остального и воздержаться от необдуманных оценок.

Посмотрите на ситуацию свежим взглядом, разберитесь в ней как следует.

Задайте себе основной для стоика вопрос: «Я могу это контролировать?» Ответ должен быть как можно более объективным, а оценочные суждения – рациональными.

Вы уже узнали о стоицизме довольно много. Знаете, что благоразумие – это добродетель, которая связана с принципом согласия. Попробуйте ответить на вопрос: как, по-вашему, благоразумие соотносится с перечисленными выше упражнениями?

Повторите упражнения, которые мы рассмотрели. Подумайте:

Многие ситуации требуют от нас согласия, контроля над желаниями и соответствующего обстоятельствам поведения.

Например, вас обругал незнакомец. Первое, что случится, скорее всего, вы сильно разнервничаетесь или просто покраснеете. В этой ситуации следует воспользоваться упражнением «Ты всего лишь видимость» и методом «заключения в скобки», чтобы воздержаться от поспешной оценки. Напомните себе, что сложившаяся ситуация – это одна из безграничных возможностей на пути к добродетели. Метод «две задачи» поможет вам собраться с мыслями, а если вы начали выполнять утреннюю медитацию, то и вовсе сможете себе сказать: «Эй, я знал, что это может произойти, я был готов к этому».

Принципы согласия, желания и поведения можно практиковать отдельно друг от друга, в специально отведенное для каждого из них время, но обязательно каждый день. Вам нужно будет подобрать подходящее для каждой конкретной ситуации упражнение. Чем чаще вы практикуетесь, тем больше инструментов будет в вашем распоряжении в нужный момент. Это поможет эффективно справляться с трудностями и оставаться в гармонии с самим собой и с миром.

Найдите время, чтобы определиться, каким именно образом вы будете осваивать рассмотренные принципы. Какое упражнение вы хотели бы сделать завтра, чтобы начать воспитывать в себе стоическое мироощущение?

Что важно знать помимо принципов?

Выполняя практики, прислушивайтесь к себе. Добродетельны ли ваши намерения? Есть ли изменения в вашем поведении? Удалось ли вам обрести гармонию? Если да, то вы все делаете правильно.

Совершенствуя свои способности к рациональному мышлению, важно также практиковаться в сочувствии. И ни в коем случае нельзя критиковать людей за то, что они не хотят идти вашей дорогой.

Цель всех упражнений – привести вас к личностному совершенству, то есть к добродетели. Стоики рассматривают добродетель как абсолютное благо, единственный путь к здоровью и благоденствию.

Дальше мы будем разбираться в сути ментальных практик. Не забывайте о принципах, с которыми мы познакомились.

Во второй, завершаюшей части я расскажу: о Стоицизм как образ жизни. НаУчимся позитивному отношению к жизни. ПоРаботаем над позитивным мышлением.

Отработаем навыки эмоциональной устойчивости. Проработаем негативные мысли. И научимся обретать эмоционального равновесия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *