что такое сто исм
Интегрированная система менеджмента качества
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это система менеджмента, которая функционирует в соответствии с требованиями нескольких международных стандартов.
Самый распространенный вариант – это интегрированная система менеджмента ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001. Компании производители пищевой продукции часто внедряют систему менеджмента для управления безопасностью и качеством продукции, например, согласно FSSC 22000 и ISO 9001. В конечном счете, комплекс внедренных систем функционирует в организации, как единое целое, имея при этом полностью или частично объединенные элементы.
Внедрение комплексной системы менеджмента, а не единичных элементов управления, обусловлено требованиями внешнего рынка, а также необходимыми условиями для международного и российского сотрудничества. Но вместе с этим, существует ряд внутренних преимуществ для компании, внедряющей ИСМ:
Внедрение интегрированной системы менеджмента позволяет установить единых ответственных лиц, единые процессы и единую отчетность по общим требованиям стандарта.
Сертификация интегрированной системы менеджмента
Сертификация ИСМ – это проверка и подтверждение способности организации осуществлять производство продукции или оказывать услуги в управляемых условиях в полном соответствии с требованиями международных стандартов.
Как правило, сертификация ИСМ дешевле, чем сертификация каждой системы менеджмента по отдельности, так как единые требования оцениваются единоразово, не дублируя вопросы.
По итогам проверки, выдается не только единый сертификат на интегрированную систему менеджмента, но и отдельный сертификат на каждый международный стандарт ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 50001. Порядок получения сертификата ИСМ такой же, как и в других системах.
Сертификационный аудит проходит в 2 этапа, интервал по времени между двумя стадиями сертификационного аудита ИСМ не должен превышать 6 месяцев. В течение срока действия сертификата спустя 12 и 24 месяца проводятся надзорные аудиты с целью подтверждения использования ИСМ организацией.
Что такое сто исм
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Руководство по практическому применению
Integrated management systems. Practical guide
ОКС 03.100.01, 13.020.10
Дата введения 2020-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
Введение
Бизнес-деятельность организации всегда связана с потенциальными возможностями и рисками, возникающими в результате выполнения бизнес-операций, поэтому на ранних этапах становления бизнеса важно выявлять потенциальные риски и устранять их (или, насколько это возможно, снижать). Эта задача, решение которой в рамках интегрированной системы менеджмента (IMS) должно обеспечивать руководство компании, базируется на таких направлениях, как управление качеством, анализ состояния окружающей среды, обеспечение безопасности и т.д.
Термин «интегрированная система менеджмента» (IMS-система) [или термин «HSEQ-система» (охрана здоровья, обеспечения безопасности, охрана окружающей среды, качество продукции), принятый в англосаксонских странах] используют в тех случаях, когда требования, принятые в различных областях, объединяются в рамках единой структуры.
Многообразие систем менеджмента, используемых в настоящее время в организациях (подлежащих и не подлежащих сертификации), связано либо с обязательствами по добровольному выполнению требований, установленных в национальных стандартах, либо напрямую в соответствии с требованиями к внутренним корпоративным процедурам (установленным в корпоративных стандартах для соответствующих систем менеджмента), что в обязательном порядке требует эффективного взаимодействия различных ее компонентов и возможно только в интегрированных системах менеджмента.
Обеспечивая полный обзор бизнес-процессов организации и взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами, интегрированные системы менеджмента позволяют, помимо прочего, оптимизировать затраты и значительно сократить время реагирования на такие отклонения, как сбои или несчастные случаи.
Использование единого набора правил (в отличие от нескольких разнотипных наборов правил) позволяет руководству и штатному персоналу организации легче понимать их и, следовательно, быть более мотивированными, а выполнение таких процедур, как комплексный аудит, централизованный контроль исполнения и скоординированное принятие мер, позволяет избежать двойной обработки данных.
Кроме того, как результат синергетического эффекта юридическая однозначность и грамотность в организации будут повышаться, если все бизнес-процессы будут систематически анализироваться и сравниваться с установленными требованиями.
На практике последовательность единичных процессов организации не принимает во внимание отдельные аспекты качества, окружающей среды и безопасности, в связи с чем процессы как таковые могут приводить как к желательным, так и к нежелательным результатам, вследствие чего их необходимо рассматривать в рамках единого интегрированного комплекса.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит общие рекомендации по внедрению IMS-системы на предприятиях всех отраслей, вне зависимости от их типа и размера.
Настоящий стандарт оставляет свободу организациям для последующего рассмотрения конкретных аспектов (например, вопросов охраны труда, эргономики или управления рисками), которые, возможно, еще не формализованы или даже не были проанализированы в организации, но которые теперь могут рассматриваться с использованием предлагаемого в настоящем стандарте подхода. Принципы непрерывного совершенствования и оценки рисков в рамках настоящего стандарта применяются повсеместно, последнее означает, что любая предпринятая мера будет предназначаться для одновременного совершенствования в нескольких областях (например, качества продукции, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности и т.д.).
Настоящий стандарт также может оказать практическую помощь бизнес-сообществу в принятии решений, не ограничивая при этом его свободу выбора в части инструментов и средств менеджмента.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 54934-2012 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
3 Определение структуры IMS-системы
В данном разделе рассматриваются критерии выбора наиболее подходящей для организации структуры IMS-системы.
Учитывая высокую степень соответствия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14001, а также других стандартов на системы менеджмента представляется целесообразным при выборе структуры IMS-системы использовать их базовую структуру в качестве основы. Использование методов и средств, ориентированных на процессы, подразумевает описание процессов (процессное управление), посредством которых создается добавленная стоимость, т.е. производственных и вспомогательных процессов.
При этом сертификация отдельных элементов IMS-системы допускается, но не является обязательной.
Кроме того, перед принятием решения относительно выбора структуры IMS-системы необходимо проведение самооценки деятельности организации по следующим направлениям:
— Каковы цели бизнеса? Какая IMS-система представляется оптимальной для достижения намеченных целей?
— Были ли уже реализованы в коммерческой компании другие системы менеджмента? Например, многие коммерческие компании давно внедрили хорошо отлаженную систему менеджмента качества.
— Предназначена ли система менеджмента к ее внедрению целиком во всей коммерческой компании или сначала в ее структурных подразделениях?
— Какие ресурсы доступны (или могут оказаться доступными) в компании для реализации IMS- системы?
— Какие требования, как ожидается, будет выполнять коммерческая компания в настоящее время и в будущем? Будут ли они требованиями клиентов, специфическими для отрасли нормативами, федеральными законами или постановлениями, установленными органами власти, и т.п.
Ответы на вышеуказанные вопросы помогут определить область применения IMS-системы, которая может состоять из следующих подсистем:
— подсистема менеджмента качества;
— подсистема менеджмента рисков;
— подсистема управления проектами;
— подсистема менеджмента безопасности цепи поставок;
— подсистема менеджмента устойчивого развития;
— подсистема менеджмента непрерывности бизнеса;
— подсистема финансового менеджмента;
— подсистема инновационного менеджмента;
— подсистема менеджмента знаний;
— подсистема менеджмента персонала;
— подсистема управления полномочиями;
— подсистема энергетического менеджмента;
— подсистема экологического менеджмента;
— подсистема менеджмента безопасности продукции;
— подсистема менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;
— подсистема менеджмента промышленной безопасности;
— подсистема менеджмента транспортной безопасности;
— подсистема управления защитой данных,
Такие аспекты, как цель, сроки исполнения, ответственность, внутренние издержки, внешние затраты на консалтинг и сертификацию (при их наличии), должны быть известны руководству компании, что позволит ее сотрудникам на ранней стадии считать себя причастными к используемым подходам и системам менеджмента.
4 Подготовка исходных данных
Внедрение интегрированной системы менеджмента требует сбора и анализа производственной информации (например, результаты оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со схемой природопользования и аудита окружающей среды (EMAS), требованиями к продукции и услугам на всех этапах жизненного цикла в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 и т.д.).
Состав учетной информации должен состоять:
— из описания хозяйственной деятельности (ее производственных объектов, продуктов и услуг);
— информации, содержащейся в соответствующих документах (организационно-распорядительных документах, разрешительных документах, контрактах, соглашениях, внутренних корпоративных нормативно-технических документах и т.д.);
— краткого описания системы менеджмента и ее сравнения с уже существующими системами (результаты аудитов, стратегии, цели, мероприятия);
— описания организационной структуры компании (схемы организации, матрицы компетенций или должностных обязанностей ее сотрудников);
— краткого описания процессов (основных, вспомогательных и процессов управления), интерфейсов и взаимодействий (внутренних и внешних), с указанием ответственных за эти процессы и технологического персонала;
— описания схемы потоков материалов, энергии, информации и финансов, поступающих в компанию и выходящих из нее;
— описания внутренних и внешних контактов компании (их типов, направлений, объемов, прав и обязанностей);
— описания уровня знаний персонала компании (его основного и дополнительного образования, знания иностранных языков, социально-бытовых компетенций и т.д.);
— описания схемы взаимодействия между компанией и ее владельцами, кредиторами, клиентами, поставщиками, органами исполнительной власти, конкурентами и социальной средой.
Учетную информацию следует получать путем проверки документации, посещения промышленных предприятий, осмотров на месте, проведения собеседований и обсуждений с ответственными исполнителями и производственным персоналом компании.
Первый этап внедрения IMS-системы предназначен для выявления существующих «слабых мест» и определения необходимого объема принимаемых мер. Разумеется, отдельные аспекты могут рассматриваться параллельно, например различными коллективами разработчиков.
С помощью учетной информации можно сформировать концепцию системы и перечень необходимых мер.
5 Реализация IMS-системы
IMS-систему необходимо адаптировать к бизнес-потребностям конкретной компании с учетом аспектов, указанных в разделе 3. Система должна отображать бизнес-процессы, существующие в компании, и поддерживать выбранную ею стратегию достижения намеченных целей.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (ИСМ)?
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое.
За последние годы многие организации все чаще внедряют несколько ИСМ, с целью активного развития и повышения уровня конкурентоспособности.
Наиболее распространенными составляющими ИСМ организации являются система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001, система экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001, система управления охраной труда по ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001), а также другие системы менеджмента.
Для чего необходима интегрированная система менеджмента?
Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом.
Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирует действия внутри организации.
Интегрирование систем менеджмента, которые отвечают требованиям одновременно нескольких международных стандартов, является перспективой для стабильного развития организации или предприятия.
Важно отметить, что сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) наиболее оптимально позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр.
Введение
В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью.
Не вызывает сомнений, что внедрение группы стандартов как интегрированной системы более экономично и эффективно по сравнению независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента. Однако, несмотря на актуальность проблемы и эффективность внедрения ИСМ, в литературе встречается крайне мало рекомендаций по этому вопросу.
В настоящей статье будет дано описание особенностей и преимуществ интегрированных систем менеджмента, а также рассмотрена задача разработки ИСМ на основе международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:1999.
Модель интегрированной системы менеджмента, кратко описанная в рамках настоящей статьи, может применяться на предприятиях практически любых отраслей и форм собственности. Это обусловлено, в первую очередь, межотраслевым характером стандартов, требования которых интегрированы.
Что такое ИСМ?
Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.
О тождественности понятий «интегрированная система менеджмента» и «система общего менеджмента» можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом. Далее будут рассмотрены преимущества ИСМ.
Что дает ИСМ?
Как построить ИСМ?
Построение интегрированной системы менеджмента, что называется «с нуля», должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.
Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации. Помимо этого, методология IDEF0 принята Госстандартом России в руководящем документе «РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования» /1/. Документ описывает семантику нотации IDEF0, правила и методику структурированного графического описания процессов и является правовой базой для применения этой методологии в России.
Модель ИСМ
Общая глубина декомпозиции модели достигает 5 уровней, однако регламент настоящей статьи не позволяет привести модель полностью, а также дать развернутый комментарий к каждому из представленных процессов.
Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности, безопасности продуктов питания и др. ), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.
ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. Понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, т.к. область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.
Реализация любой из стратегий развития предприятия, будь то наращивание объемов выпуска продукции, пользующейся спросом, или расширение географии продаж, или развитие сети мобильных филиалов на внутреннем и зарубежном рынках, невозможна без определения круга потребителей, планирования выпускаемой продукции и разработки применяемой технологии. Таким образом, главной задачей при создании интегрированной системы менеджмента предприятия является установление взаимосвязи между руководством и персоналом предприятия в рамках реализации стратегических целей предприятия
Интеграцию планируемых финансовых показателей роста предприятия и системы менеджмента качества (СМК), ориентированной на потребителя, через организацию соответствующих бизнес-процессов и подготовку персонала можно представить в виде «цепочки прибыльности» предприятия (рис Сбалансированная система показателей (ССП).
Сбалансированная система показателей
Интеграция финансового менеджмента и менеджмента качества на основе ССП и СМК осуществляется через уточнение политики и целей в области качества, направленных на обеспечение стратегических финансовых показателей, установленных в рамках ССП.
Универсальность методологии и требований стандарта ISO 9001 позволяют без особых трудностей на основе соответствующей его требованиям СМК привести ИСМ предприятия в соответствие с требованиями стандартов ISO 14001, OHSAS 18001, SA 8000 и ISO 27000. Как указано в, этому способствует близость структуры и состава объектов стандартизации этих документов. Следует отметить полную идентичность элементов и требований стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001, с разницей лишь в их применении.
Что такое сто исм
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
Рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента
Organization management systems. Recommendations for building the integrated management systems
Дата введения 2013-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Введение
Данные стандарты позволяют руководству организаций использовать весь накопленный в мире опыт менеджмента. Однако в таком многообразии все сложнее ориентироваться и правильно его применять.
При этом многие элементы названных систем являются общими, и их эффективное внедрение возможно только на основе интегрированного подхода.
Свидетельством того, что существует реальная потребность в решении вопросов интеграции, являются предпринимаемые на международном и национальном уровнях попытки определения «общих» для всех систем менеджмента элементов и поиска путей обеспечения их интеграции.
На национальном уровне примерами решения проблем интеграции являются разработанный в Великобритании документ PAS 99 «Спецификация общих требований к системе менеджмента как основа для интеграции» (ГОСТ Р 53893-2010), а также стандарты по интегрированию систем, разработанные в Австралии и Австрии.
В Международной организации по стандартизации (ИСО) ведется работа по определению общих элементов стандартов на системы менеджмента, т.е., по существу, общих элементов систем менеджмента.
Рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, отражают как основные положения различных стандартов на системы менеджмента, так и обобщение опыта их внедрения российскими организациями.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации по построению интегрированных систем менеджмента в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, размеров и вида деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие национальные стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14001.
4 Общие положения
4.1 Организации, внедряющей более одного стандарта на систему менеджмента, следует определить элементы систем менеджмента, которые она будет внедрять как общие и, следовательно, устанавливать для них единые процедуры реализации.
Настоящий стандарт построен на основе анализа существующих международных стандартов на системы менеджмента, однако последовательность приведенных элементов не следует рассматривать как модель интегрированной системы.
4.2 Организация может внедрять системы менеджмента последовательно (одна за другой) либо несколько систем одновременно.
Наиболее рациональным с точки зрения затрат ресурсов и времени является параллельное внедрение, поскольку все элементы, которые организация решила внедрять как общие, будут сразу построены на интегрированных процедурах без последующей переделки под каждый новый стандарт на внедряемую систему менеджмента. Однако на практике существенно чаще организации по разным причинам внедряют системы менеджмента последовательно, причем в большинстве случаев первой внедренной системой является система менеджмента качества. В этом случае следует оценить пригодность уже существующих процедур для реализации требований внедряемого стандарта. Как правило, наиболее универсальными и, следовательно, наиболее легко приспосабливаемыми под новые внедряемые системы являются процедуры:
— анализа со стороны руководства;
— корректирующих и предупреждающих действий.
5 Планирование в интегрированных системах
5.1 Определение и оценка рисков
Деятельность организации связана с различными рисками для нее или заинтересованных сторон. Примерами могут служить риски поставить потребителю несоответствующую продукцию, нанести вред окружающей среде или подвергнуть опасности здоровье персонала. Организации следует определять риски по каждому аспекту своей деятельности, охватываемому интегрированной системой, оценивать их значимость. Оценка значимости, как правило, включает комбинированную экспертную оценку отрицательного воздействия какого-либо события, масштаба этого воздействия и вероятности появления события. По результатам оценки следует вести записи.
По каждому значимому риску организации следует определить необходимые меры управления.
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуру определения и оценки рисков по каждому аспекту деятельности.
5.2 Политика организации в области распространения интегрированной системы
Высшему руководству следует разработать политики организации, исходя из общей стратегии организации в отношении всех аспектов деятельности, охватываемых интегрированной системой менеджмента в зависимости от величины и специфики деятельности. Организация может иметь интегрированную политику, охватывающую все аспекты, либо отдельные политики по аспектам.
Политика(и) должна(ы) включать обязательства:
— соответствовать всем обязательным и другим принятым организацией требованиям;
— постоянно повышать результативность интегрированной системы;
— соответствовать требованиям стандартов на системы менеджмента по аспектам деятельности, охватываемым интегрированной системой.
Политика(и) должна(ы) создавать основы для установления целей.
Политика(и) должна(ы) быть доведена(ы) до персонала организации.
Политика(и) также должна(ы) быть доступна(ы) для соответствующих заинтересованных сторон.
5.3 Цели и задачи
Высшему руководству организации следует разработать цели и задачи по всем аспектам, охватываемым интегрированной системой менеджмента, согласованные с политикой, обязательными и другими требованиями, принятыми организацией.
Цели и задачи должны быть измеримы и развернуты по всем уровням и подразделениям организации.
Для обеспечения реализации целей и задач целесообразно формировать программы по каждому аспекту деятельности организации (качество, охрана окружающей среды, охрана труда и т.д.)
Программы должны быть взаимоувязаны по срокам, исполнителям и ресурсам.
5.4 Ответственность и полномочия
5.4.1 При планировании процессов интегрированной системы менеджмента организации следует определить ответственность, полномочия и взаимодействие подразделений (персонала) в каждом процессе.
5.4.2 Высшее руководство организации должно назначить своего(их) специального(ых) представителя(лей), который(ые) помимо других обязанностей будет(ут) иметь определенные функциональные обязанности, нести ответственность и обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы:
a) гарантировать, что интегрированная система менеджмента разработана и внедрена, а также что обеспечено ее функционирование в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
b) представлять высшему руководству для анализа отчеты о результативности интегрированной системы менеджмента, включая рекомендации по улучшению.
6 Функционирование интегрированных систем
6.1 Управление процессами
Организация должна идентифицировать и планировать те процессы, которые связаны с аспектами деятельности, охватываемыми интегрированной системой менеджмента, и обеспечить их выполнение в управляемых условиях.
6.2 Менеджмент ресурсов
6.2.1 Менеджмент человеческих ресурсов
Организации следует обеспечить компетентность всего штатного персонала и персонала, работающего от ее имени, достаточную для выполнения возложенных задач и требований, установленных по всем аспектам деятельности, охватываемым интегрированной системой (качество, охрана окружающей среды, охрана труда и т.д.). Требуемая компетентность может быть обеспечена за счет соответствующего образования, обучения, умения и опыта.
— оценивать результативность действий, предпринятых для обеспечения компетентности;
— обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей организации.
Организации следует определить инфраструктуру, необходимую для реализации политики и достижения установленных целей, и поддерживать ее в состоянии, обеспечивающем выполнение требований по всем аспектам деятельности организации, охватываемым интегрированной системой.
6.3 Управление документацией
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать документированную процедуру управления документацией, включая:
— утверждение документов до их выпуска;
— анализ, актуализацию и переутверждение документов при необходимости;
— обеспечение идентификации изменений и статуса действующих документов;
— обеспечение наличия актуальных версий документов в местах их применения;
— обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их распределением;
— предотвращение непреднамеренного использования отмененных документов и их специальную идентификацию в случае их сохранения для разных целей.