что такое стиль фанк
Что такое стиль фанк
Фанк (англ. funk ) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.
Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk ). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.
Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica, современное развитие синт-фанка.
Содержание
История
Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.
Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В 70-х, одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок, оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. [1] Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, и Spin Doctors.
В 1980-е гг. Майкл Джексон и Принс получили признание в мировой поп-музыке. В 1980-х семплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes.
Музыкальные стили, родившиеся от традиционного фанка и использующие его элементы
Некоторые группы и исполнители фанка
Примечания
Поджанры | Эйсид-джаз • Афробит • Brit funk • Deep Funk • Drumfunk • Free funk • Фанк-кор • Фанк-метал • Funktronica • Фанк-рок • G-funk • Go-go • Джаз-фанк • Ликвид фанк • Нейрофанк • Nu-funk • P-Funk • Post-disco • Punk-funk • Skweee |
---|---|
Связанные статьи | Список исполнителей фанка |
Полезное
Смотреть что такое «Фанк» в других словарях:
фанк — неизм.; м. [англ. funk] 1. Стиль джазовой музыки, который восходит к народной негритянской музыке; джазовая музыка в таком стиле. Ритмичный и напряженный ф. Играть, исполнять ф. Любители ф. 2. Танец в ритмах такой музыки. Танцевать ф. * * * фанк… … Энциклопедический словарь
фанк — сущ., кол во синонимов: 2 • музыка (65) • фанк рок (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ФАНК — (английское funk), один из стилей поп музыки … Современная энциклопедия
ФАНК — (Funk) Казимир (1884 1967), американский биохимик, открывший ВИТАМИНЫ. В 1912 г. обнаружил витамины В1, В2, С и D, создал термин «витамин» («амин жизни») и представил научный доклад, в котором доказал, что дефицит витаминов вызывает расстройства… … Научно-технический энциклопедический словарь
фанк — м. 1. Стиль джазовой музыки, восходящий к народной музыке негров. 2. Джазовая музыка в таком стиле. 3. Танец в ритме такой музыки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ФАНК — [англ. funk испуг, страх] 1) иск. разновидность поп арта (ПОП АРТ), когда художественное произведение создается в виде странных предметов, таких как гигантская зубная щетка или пишущая машинка с пальцами вместо клавиш; 2) муз. ритмическая… … Словарь иностранных слов русского языка
Фанк — (английское funk), один из стилей поп музыки. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
фанк — неизм.; м. (англ. funk) 1) Стиль джазовой музыки, который восходит к народной негритянской музыке; джазовая музыка в таком стиле. Ритмичный и напряженный фанк. Играть, исполнять фанк. Любители фанк. 2) Танец в ритмах такой музыки. Танцевать фанк … Словарь многих выражений
фанк — у, ч. 1) Стиль джазової музики, що походить від народної негритянської музики; джазова музика у такому стилі. 2) Танець у ритмах такої музики … Український тлумачний словник
фанкі — невідм., ч., муз. Виконавський стиль сучасного джазу, започаткований музикантами хард бопу наприкінці 50 х років 20 ст.; гітарний реп … Український тлумачний словник
статьи
История фанка
Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название «фанк». Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.
Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey), бессменный руководитель ансамбля «Jazz Messagers», а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес «Opsude Funk»).
Начиная с 1967 года термин «фанк» занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения.
Появилась мода по-новому называть песни:
Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа «Slay & Family Stone», руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный «психоделический фанк», оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как «Tamptations».
«One Nation united under groove!»
«Одна нация, объединенная в едином порыве»
Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.
Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения «Black Power» и активизацией агрессивных организаций «Черные мусульмане» и «Черные пантеры». Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как «Sex Machine Today», «Body Hit». Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как «Cool and de Gang», «Ohio Players», «Blackbirds», «Air, Wind & Fire».
Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить
но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis).
Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: «Everege White Band» или «Tower Of Power». Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть «блюайд соул».
Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.
Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение «шаут» (крик).
Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином «скрим» (вопль).
В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип «вопроса-ответа», реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.
Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических «подтягов» и мелизмов.
Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder).
Различия стилей соул и фанк
Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.
Важно отметить
и то, что фанк, уйдя от триольной основы ритм-энд-блюза, стал музыкой не на 8/8, а на 16/16, то есть с синкопированном по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки.
Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.
Два самостоятельных стиля
Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.
Ярким примером тому может служить английская группа «Level 42».
Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.
И вот в середине 70-х годов появилась музыка «диско», которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.
Яркая музыка в стиле фанк
Такое музыкальное направление, как фанк, появилось относительно недавно в музыкальной культуре. Как любое культурное явление, возникло оно не на пустом месте. Музыка funk стала продолжением стиля соул. Расскажем кратко о нем. Появился в Америке в середине 50-х годов прошлого столетия. Термин «соул» (в переводе — душа) применяли для обозначения социального освободительного движения афроамериканцев, новая музыка стала олицетворением этой борьбы. Она сочетала в себе такие направления, как рок-н-ролл (или ритм-блюз) и негритянские хоровые песнопения, и естественно была музыкой «черных», «белая» молодежь ее не признавала. «Отцом» фанка принято считать чернокожего пианиста Рэя Чарлза. Также первыми исполнителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Основные характеристики Soul:
Сейчас четко разграничить направление фанк и соул уже очень трудно даже для специалиста.
Музыка в стиле фанк стала продолжением соул. Необходимость возникновения данного направления было обосновано социальными и политическими событиями – после убийства Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в «черных» кварталах, борьба афроамериканцев за свою свободу и независимость стала более яростной. Соул-исполнители, чувствуя это веяние в обществе, не могли остаться в стороне и предложили публике более жесткую, агрессивную музыку. Нельзя назвать точных дат рождения этого стиля – он начал появляться уже в конце 50-х годов 20 века, однако его расцвет приходится на середину и конец 60-х годов.
Отличительные особенности направления
Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру. Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм. Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.
Funk Dancers
Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно. Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота. Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».
Исполнители «старого» фанка
Основоположником этой музыки стал Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Конечно, они были не единственными.
Также известны такие фанк исполнители, как Слай Стоун, Стиви Вандер,Джимми Хендрикс, братья Эдерли, Бэти Дэвис, Хорас Сильвер, Джек МакДафф и другие. Надолго заняли место на мировой музыкальной арене и такие исполнители, как Майкл Джексон и Принц, первые произведения которых были пронизаны духом фанк-музыки.
Фанк исполняли не только по одиночке, но и коллективами. Наверняка, многие из них Вам знакомы. Мы не будем рассказывать о каждой группе отдельно – Вы можете просто послушать их музыку, чтобы создать свое впечатление. Отметим, что эти фанк-группы работали не только в данном направлении, но многие их композиции написаны именно в этом стиле.
Earth, Wind & Fire — September
Parliament — Give up the funk
Близкие направления
Фанк стал прародителем для многих музыкальных направлений, таких как хип-хоп, сальса, диско и т. д. Мы не будем заострять внимание на всех стилях, кратко скажем лишь о самых интересных. Фанк-рок очень близок к оригинальному исполнению фанка, но отличается более мелодичной композицией и наличием ударных. Эту музыку тоже можно охарактеризовать как танцевальная. Самые яркие представители — Red Hot Chili Peppers.
Red Hot Chili Peppers — Can’t Stop
Стиль джаз-фанк представляет собой симбиоз нескольких направлений – это соул, фанк и рок-н-ролл. В композициях присутствует гораздо меньше вокала, ритм более организованный. Эту музыка также отличает присутствие звуков синтезатора, то есть более искусственное звучание. Джаз-фанк исполняли: Бобби Хамфри, Джордж Дюк, Херби Хэнкок и др.
Bobbi Humphrey — Blacks and Blues
Современный фанк
За столько лет музыка в стиле фанк не была забыта – по сей день под нее танцуют и ее слушают во всем мире. Но нельзя сказать, что сейчас есть группы, которые творят только в этом стиле, ведь чаще всего современные мелодии очень эклектичны, включают в себя несколько направлений. Композиции с нотками фанка можно встретить у следующих современных групп: Gnarls Barkley, Zapp-zapp, Primus.
Zapp Zapp — You better believe
Primus — Lacquer Head
Что такое стиль фанк
Стоит только произнести в танцевальных кругах имя Джеймса Брауна, как танцоры, от начинающих до профессионалов сразу начинают восхищенно обсуждать и напевать его знаменитые хиты. Джеймс Браун заслуженно признается отцом фанка, который привнес новое веяние не только в музыку, но и в танцевальные направления, такие как брейк-данс, хип-хоп, локинг и др.
Чтобы понять, как же фанк повлиял на остальные музыкальные течения, достаточно послушать некоторые из них. Самые характерные особенности фанка — усложненный ритм, и яркая синкопированность ритмического рисунка. Взяв за основу вышеперечисленную технику, диско и хип-хоп успешно продвинулись в совершенствовании своих стилей. Именно стиль диско перехватил пальму первенства по популярности у фанка в начале 80-х годов. Этот стиль упростил ритмическую основу фанка, тем самым упростив и саму музыку, которой удалось принести невероятный коммерческий успех благодаря своей доступности. Что же касается хип-хопа, то его представители, наоборот, переняли изобретательную ритмику фанка и добавили осмысленных текстов на злобу дня. По признанию самого Джорджа Клинтона – «хип-хоп спас фанк». Таким образом, хип-хоп стал «новой школой» фанка.
Окончательное возвращение фанка в массы произошло в середине 1990-х годов вместе с волной повышенного интереса к культуре 1970-х. Ветераны фанка продолжили записывать новые пластинки и перевыпускали старые. Большими приверженцами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: Jamiroquai, Primus, Red Hot Chili Peppers. Джордж Клинтон даже продюссировал один из альбомов RHCP в 1985 году.
Geraldine Hunt – Can’t Fake The Feeling
Американская R&B певица Джеральдин Хант стала наиболее известна по своему хиту 1980 года Can’t Fake The Feeling. Диско-сингл был написан самой Джеральдиной Хант и Кэтлин Дайсон. Композиция вошла в ее альбом No Way, а сам сингл занимал первое место в танцевальном чарте Соединенных Штатов в течение семи недель и достиг пика на пятьдесят восьмом месте в чарте Soul Singles.
Оливер Читэм американский R&B певец, который лучше всего запомнился своим хитом 1983 года Get Down Saturday Night. Композиция достигла 37-го места в американском R&B чарте, а также добралась до 38-го места в Британии. Песня была включена в саундтрек к фильму Ex Machina 2014 года. Она также была сэмплирована итальянским диджеем Room 5 на его сингле 2003 года Make Luv, и годом позже диджеем Майклом Греем на его сингле The Weekend.
Earth, Wind & Fire – Boogie Wonderland
Эта американская группа, играющая музыку в стиле ритм-энд-блюз, соул, фанк, джаз, диско, рок. была основана в 1969 году в Чикаго. На ранних альбомах чувствуется сильное влияние рок-музыки. Группа временами использовала и латиноамериканские ритмы. Ей принадлежат такие известные хиты, как Fantasy, September, Shining Star, Let’s Groove» и другие. Но самая известная их композиция Boogie Wonderland 1979 года достигла 14-го места в танцевальном чарте, 6-го-в чарте Billboard Hot 100 и 2-го места в чарте Hot Soul Singles Chart.
Sister Sledge – He’s The Greatest Dancer
Sister Sledge американская музыкальная группа. Состояла из сестёр Дебби, Ким, Джони и Кэти Следж, которые теперь наиболее известны по работе с группой Chic в конце 1970-х годов. Их хит He’s The Greatest Dancer 1979 года был написан Бернардом Эдвардсом и Нилом Роджерсоми для успешного альбома We Are Family. Billboard поставил эту композиция на 66 место в своем списке 100 величайших песен, исполненных женскими группами всех времен.
Cheryl Lynn – Got To Be Real
Американская певица Шерил Линн наиболее известна своими песнями в конце 1970-х-середине 1980-х годов, в том числе песней 1978 года Got To Be Real. Эта песня, которая была дебютным синглом Линн, была написана самой Линн, Дэвидом Пейчем и Дэвидом Фостером и вошла в ее одноименный альбом. В Соединенных Штатах Got to Be Real заняла 12-е место в чарте Billboard Hot 100 и первое место в чарте Hot Soul Singles в начале 1979 года. Сингл был включен в Зал славы танцевальной музыки 19 сентября 2005 года.
Diana Ross – I’m Coming Out
Дайана Росс пела в стилях соул, ритм-н-блюз, поп, диско, джаз, рок-н-ролл, она автор песен, актриса, музыкальный продюсер. В 1960-х годах участница группы «The Supremes». В начале 1970-х гг. начала сольную карьеру. Сингл I’m Coming Out написана и спродюсирована участниками группы Chic Найлом Роджерсом и Бернардом Эдвардсом. Песня была выпущена в качестве второго сингла из десятого студийного альбома Diana 1980 года. Она достигла пятого места в чарте Billboard Hot 100, а также первого в Hot Disco Singles. Песня стала визитной карточкой певицы.
Odyssey – Going Back To My Roots
Американская группа Odyssey стала наиболее известна своим хитом 1977 года Native New Yorker, а также серией других в основном танцевальных и соул-хитов в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Диско-группа Odyssey выпустила кавер-версию этой песни в 1981 году. Она занял 4-е место в британском чарте синглов, проведя шесть недель в первой десятке и еще шесть в чарте. Сингл также украсил американский Billboard R&B Singles под номером 68.
Metropole – Miss Manhattan
Топовая дискотечная мелодия от итальянской группы Metropole, выпущенная в 1981 году на итальянском лейбле Derby.
Kool & The Gang – Get Down On It
Американская соул-группа, основанная в 1964 году и удостоенная премии «Грэмми». Композиция Get Down on It вышла в 1981 году и была первоначально выпущена на альбоме Something. Песня попала в топ-10 американских поп-и R&B-чартов в Billboard в начале 1982 года. Он вошел в британские чарты в декабре 1981 года и достиг третьего места.
Peter Jacques Band – Mighty Fine
Это итальянская диско-группа, созданная франко-итало-американским бизнесменом Жаком Фредом Петрусом и автором песен и продюсером Мауро Малаваси. Группа считается одним из пионеров итальянской музыки в стиле диско в США и Европе.
Chic – Soup for One
Американская группа, организованная в 1972 году гитаристом Нилом Роджерсом и басистом Бернардом Эдвардсом. Сингл Soup for One занял 14-е место в чарте Billboard Soul singles и 80-е место в Hot 100. Сэмпл их этой песни был популярен в начале 2000-х.