что такое стих в прозе
Что такое стих в прозе
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Стихотворение в прозе
Библиография:
Гросман Л., Портрет Манон Леско (два этюда о Тургеневе), изд. 2-е, изд. «Северные дни», М., 1922; Шенгели Г., Трактат о русском стихе, изд. 2, Гиз., М. — П., 1923, стр. 178—181; Пешковский А., Ритмика «стихотворений в прозе» Тургенева (в сборнике «Русская речь», новая серия, II, издание «Academia», Ленинград, 1928); Тимофеев Л., Проблемы стиховедения (материалы к социологии стиха), издание «Федерация», Москва, 1931, стр. 79—100.
Полезное
Смотреть что такое «Стихотворение в прозе» в других словарях:
Стихотворение в прозе — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной… … Словарь литературных терминов
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией … Современная энциклопедия
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Большой Энциклопедический словарь
Стихотворение в прозе — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворениев прозе с лирической поэзией,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стихотворение в прозе — … Википедия
стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Энциклопедический словарь
стихотворение в прозе — термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. лирика), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С.… … Словарь литературоведческих терминов
стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических и графических признаков стиха оно не имеет. Рубрика: Роды и жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
стихотворение в прозе — СТИХОТВОРЕ´НИЕ В ПРО´ЗЕ условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. До Тургенева Ш. Бодлер написал свои «Маленькие поэмы в прозе». С. в п. представляет… … Поэтический словарь
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного… … Литературный энциклопедический словарь
Поиск
Стихотворения в прозе
Nikolai | Дата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:20 | Сообщение # 1 | |
Репутация: 218 | Стихотворения в прозе – красивый, можно сказать, необычный литературный жанр, который по праву считается одним из самых сложных. Сочетает в себе прозаическую форму и поэтический лиризм, мгновение и вечность, личное и общечеловеческое. Характеризуется автобиографичностью, исповедальностью и, как никакой другой жанр, раскрывает внутренний мир писателя, его философию и душевное настроение, его отношение к тем или иным явлениям, морально-нравственным ценностям. Отличается ярко выраженной, легко угадываемой авторской интонацией, в которой слышны искренность и духовная смелость, нужная для выражения этой самой искренности. Глубина чувств подтверждается жизненным опытом, а идея произведения даёт возможность понять многогранность личности автора. Гармония и стилистическая выразительность, индивидуальность и неповторимость – неотъемлемые черты жанра. Большинство исследователей обращали внимание на то, что термин «стихотворение в прозе» не относится к оксюморону, а указывает на связь лирического содержания с прозаической формой (слово «стихотворения» фиксирует присутствие лирического содержания, а слово «проза» акцентирует внимание на форме). Если проще, то: лиричность (свойственная стихотворению) в стихотворениях в прозе получает больше свободы, простора. А эпичность прозы в стихотворениях в прозе приобретает эмоциональную приподнятость, достигаемую путём концентрации выразительных средств. Авторов, которые работали в этом жанре, немного. Впервые он возник в европейской литературе 19-го века рамках романтизма. (А некоторые учёные искали глубже и видели начало жанра в отдельных фрагментах Библии). Джакомо Леопарди (Giacomo Leopardi, 1798 – 1837) — итальянский поэт, он не употреблял термин «стихотворения в прозе». Но его «Диалоги» иногда сравнивают с «Senilia» И.С. Тургенева, считая, что и в тех, и в других есть общее, философское, начало, отражающее систему мыслей о мире, о человеке. Алоизиюс Бертран (1807–1841), французский писатель, автор книги «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1842) уже говорил о «новом жанре прозы». Шарль Пьер Бодле́р (1821 – 1867) — французский поэт первым применил термин «стихотворения в прозе», когда написал (между 1855 и 1865 гг.) «Маленькие стихотворения в прозе» (Petits poèmes en prose). Именно с этим произведением связывают начало употребления данного термина в том значении, в котором его принято употреблять теперь. В объёме русской литературы И.С. Тургенев является основоположником данного жанра. У писателя не было предшественников в полном смысле этого слова. Да, существовали предпосылки появления стихотворений в прозе (творчество сентименталистов, отдельные моменты в творчестве Н.В. Гоголя), но всё это представлялось как отличительные черты писательского таланта, всё только подготавливало приход нового жанра. И последователей у Тургенева было немного. Стихотворения в прозе писали Я.П. Полонский, В.М. Гаршин, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин. Стихотворения в прозе И.С. Тургенев написал в период между 1877 и 1882 годами в период предсмертной болезни. Название, выбранное для них, не случайно – «Senilia» (лат. старческое). Первая часть цикла (50 стихотворений) была опубликована в двенадцатом номере журнала «Вестник Европы» (редактор М.М. Стасюлевич) в 1882 году под заглавием « «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева» и с предисловием «От редакции». «Стихотворения в прозе» Тургенева тематически разнообразны. Здесь присутствуют темы, которые являются характерными для классической литературы в целом и для творчества Тургенева в частности (родина, природа, поэт и общество, тема жизни и смерти, любовь, одиночество). При жизни И.С. Тургенева исследователями делались попытки дать характеристику «Стихотворениям в прозе», но большинство сходилось лишь на том, что отмечали их необычайную выразительность и поэтичность. В жанровом плане исследователи путались, называли то заметками, то элегиями… Да и сейчас нет полного единства в понимании жанрового своеобразия «Стихотворений в прозе». Однако, всё же сложился основной взгляд, заключающийся в том, чтобы считать стихотворения в прозе самостоятельным жанром. Большинство исследователей соглашаются с определением М.Л. Гаспарова (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001): «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы; часто — членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания». Отрывок из работы М.Л. Гаспарова «Русский стих» (М., 2001): «Все эти признаки лиризма традиционны в поэзии, но не традиционны в про¬зе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны. Нет здесь лишь тех признаков стиха, которые собственно и делают стих стихом: членения на соизмеримые отрезки; подчерки¬вающих это членение рифм; облегчающих это соизмерение метра и ритма. Именно поэтому форма таких произведений остается прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» — звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе, но обычно это — иллюзия. С точки зрения стиховедческой, «стихотворения в прозе» — это проза, и только проза». Отдельные исследователи говорят о наличии ритма у стихотворений в прозе, который видят в синтаксисе, в композиции цикла, в авторской интонации. Говорят о мелодике, романтичности. Всё это присутствует в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева, являющихся классическим образцом жанра. Истоки его стихотворений в прозе лежат в творчестве писателя. Тургенев работал над стихотворениями в прозе очень долго, тщательно, обдумывая буквально каждое слово. В результате получился художественный цикл – единственный образец жанра в русской литературе. Во все времена любители словесности обращают своё внимание к «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева, чтобы насладиться красотой слова. Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | |
Nikolai | Дата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:43 | Сообщение # 2 | |
Поддержим друг друга, друзья! Проект интересен ещё и тем, что одинаково подходит и поэтам, и прозаикам. Прислушаемся к художественному слову! Ссылка на «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
Nikolai | Дата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:58 | Сообщение # 3 | |
Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
Olga_Nobari | Дата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 12:08 | Сообщение # 4 | |
Nikolai | Дата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:45 | Сообщение # 5 | |
Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
Nikolai | Дата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:50 | Сообщение # 6 | |
Репутация: 218 | Меня попросили конкретизировать – насчёт отличительных свойств стихотворений в прозе. Чтобы буквально по пунктам. Согласна, пусть это будет в одном месте, перед глазами. Беру по порядку из текста первого сообщения (в этой теме). Итак, характерные признаки стихотворения в прозе: 1. прозаическая форма (графически текст оформляется одномерно – в строку), 2. лиричность (наличие субъективного личного чувства, элементы эмоциональной взволнованности), 3. автобиографичность (отражение отдельных моментов из жизни автора) 4. исповедальность (предельная искренность) 5. присутствие авторской интонации, 6. наличие идеи (главной мысли), 7. философичность (стремление к познанию мира), 8. стилистическая выразительность (стараться делать речь яркой), 9. ритмическая организованность (подчинена авторской интонации, здесь же – членение на мелкие абзацы), Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | |
Nikolai | Дата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:52 | Сообщение # 7 | |
Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
нинаюра | Дата: Вторник, 20 Мар 2018, 15:36 | Сообщение # 8 | |
Ваше Величество, как хорошо, что добавили пояснения, начала писать и полезла в интернет за расшифровкой, а сюда вернулась. Моя копилка на издание книги. | ||
Nikolai | Дата: Среда, 21 Мар 2018, 15:48 | Сообщение # 9 | |
Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
нинаюра | Дата: Среда, 21 Мар 2018, 16:45 | Сообщение # 10 | |
Моя копилка на издание книги. | ||
Nikolai | Дата: Четверг, 22 Мар 2018, 16:49 | Сообщение # 11 | |
Стоял разгар новогоднего веселья; месиво грязи и снега, хаос, изъезженный тысячью карет, сверкающий игрушками и конфетами, кишащий алчными страстями и разочарованиями; настоящая лихорадка большого города, способная помутить разум даже самого стойкого отшельника. В самой гуще этой сутолоки и шума быстрой рысью бежал осел, подгоняемый мужланом с хлыстом в руке. Осел не заметил этого милого шутника и с усердием продолжал следовать к той цели, куда его призывал долг. Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?» | ||
Nikolai | Дата: Четверг, 22 Мар 2018, 16:53 | Сообщение # 12 |
Репутация: 218 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою. А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку. — Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат. Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
|