что такое статистика и для чего она нужна
Статистика и её роль в развитии современного общества
Экономические науки
Похожие материалы
В современных условиях развития общества значительно вырос интерес к статистике как науке и ее широкому применению в практической деятельности. Сегодня уже никто не может отрицать значение и недооценивать роль статистики в общественной жизни.
Статистические данные способствуют формированию адекватного представления о нынешнем состоянии дел в стране. Благодаря этому в случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий становится возможным своевременно предпринять ряд корректирующих мер и существенно улучшить ситуацию. [5]
Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п. Накапливается опыт в сборе, систематизации и обработке первичных статистических материалов. Появляется потребность в их анализе для выявления закономерностей общественного развития. Термин «статистика» был введен в 1746 голу немецким ученым, профессором философии и права Готфридом Ахенвалем (1719-1772). С тех пор статистика занимает видное место как наука о массовых явлениях, является важным подспорьем в решении как государственных, так и хозяйственных задач.
Существует общеизвестное высказывание о роли статистики в системе других наук, которое звучит так: «Статистика — царица всех наук». Это высказывание говорит о том, что в основе выводов и положений большинства социальных наук лежит статистическая база — изучение множественных явлений с помощью статистических методов.
Систематическое ведение статистики – это залог качественного и профессионального управления, показатель хорошей информированности руководителя. Любое новое начинание строится, прежде всего, на оценке существующих фактов, состояния в данной отрасли. [1]
Коренные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, изменили статистическую систему, действующую в России. Страна вынуждена быстро и активно включаться в работу по адаптации к международным стандартам. Изменились методики статистического учета. Разрабатываются новые методики сбора и обработки статистической информации.
В условиях изменения социально политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимых направлений демократического общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущения для их устранения.
Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития:
Перед статистикой встают проблемы теоретического обоснования обьема и структуры статистической информации, отвечающей современным и перспективным условиям развитой экономики, перехода к функциональным принципам управления.[3]
Важной задачей статистики является осуществление расчетов величины прожиточного минимума и определение численности населения. Имеющего доходы ниже черты бедности, сбор информации о распределении пенсионеров по размеру пенсий, работающих на предприятиях всех форм собственности – по уровню получаемой зарплаты, продолжительности рабочего времени, отпусков.
Статистика занимается изучением формирования новых отношений собственности, её приватизации, развития новых форм хозяйствования и видов предпринимательской деятельности. При этом, наряду с количественным измерениями становления многоукладной экономики, значительно расширяется информация о качественных показателях предприятий различных форм собственности и хозяйствования с тем, чтобы проводить сопоставительный анализ эффективности их деятельности.
О роли и значении статистики в развитии общества, в научном познании окружающего мира и в управлении предприятием свидетельствует система и виды статистических показателей.
Без статистической информации невозможно познание закономерностей природных и социальных массовых явлений, их предвидение, а значит, и регулирование либо прямое управление, будь то на уровне отдельного предприятия, города или региона, на государственном или межгосударственном уровне.
В период перехода экономического комплекса на принципиально новые методы и формы хозяйствования очень важно определить место и роль статистике в экономики страны.
В заключение следует сказать, что статистика это наука, которая является неотъемлемой в жизни каждого общества, она определяет динамику развития, спада, роста общественных явлений. Это наука, которая решает определенные задачи благодаря наличию и развитию статистических методов, а также благодаря развивающимся информационным технологиям. Результаты исследования массовых явлений методами статистики являются объективной базой в других науках, являются залогом достоверности сделанных ими выводов.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Зачем нужна статистика
Понятие термина «статистика». История развития статистики как учебной дисциплины, ее основной предмет. Методология исследования и обработки материалов в статистике. Основные разделы, которые охватывает данная дисциплина: социально-экономический и пр.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.12.2014 |
Размер файла | 16,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский государственный университет
экономики и управления «НИНХ»
Тема: «Зачем нужна статистика?»
Учебная дисциплина: «Статистика»
Наименование направления (профиля подготовки): социология
Ф.И.О. студента: Матюшина Кира Владимировна
Номер группы: БСЦ-32
Номер зачетной книжки: 130324
Проверила: Апсите Марина Александровна
Для чего нужна статистика? Такой вопрос задает себе каждый, кто начинает изучать статистику. Но прежде чем узнать зачем нужна статистика, нужно сначала разобраться в том, что такое статистика? Что изучает эта дисциплина? Какова история развития статистики как учебной дисциплины? Только ответив на эти вопросы, мы сможем понять, для чего же все-таки нужна статистика. статистика дисциплина обработка материал
Само слово «статистика» многозначно. В настоящее время насчитывается около тысячи его определений. Дать определение статистике как науке пытались экономисты, математики, социологи, философы и, конечно, сами статисты.
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных. https://ru.wikipedia.org
Немного изучив историю возникновения статистики становится понятно, что она начала возникать как необходимая наука.
В настоящее время статистика играет важную роль в развитии государственной экономики, статистика выступает инструментом государственного управления. Огромнейшим плюсом статистики считается то, что все статистические данные представляются в числовом виде и мы можем оценить масштабность массового явления относительно чего-либо.
Существует множество разделов статистики, ведь она охватывает почти все сферы человеческой жизни. Ниже приведены самые важные, по моему мнению, разделы:
Благодаря статистике, по ее собранным данным мы можем наблюдать, как развивается экономическая и политическая деятельность страны и мира, как развивается современное человеческое общество. Так же, исходя из данных статистики, мы можем делать выводы об улучшении или ухудшении работы предприятий и организаций.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что статистика является одной из важнейших наук, так как данные нужно представлять не только в описательном виде, но и в количественном. Статистические данные дают огромный толчок к развитию многих сфер жизни современного общества.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.
лекция [16,5 K], добавлен 02.05.2012
Предмет, методы и задачи социально-экономической статистики. Показатели численности персонала предприятия. Использование рабочего времени. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу. Статистика национального богатства и демографическая статистика.
курс лекций [231,3 K], добавлен 06.02.2012
История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.
реферат [23,9 K], добавлен 12.12.2006
Целостная система научных дисциплин: общая теория статистики, социально-экономическая статистика, математическая статистика и теория вероятности, международная и отраслевая статистика. Формы, виды, способы наблюдения. Процесс статистического исследования.
эссе [18,7 K], добавлен 17.10.2014
Социально-экономическая статистика как общественная наука. Ее сущность и основные методы, применяемые в ней. Проблемы интеграции отечественной статистики в международную статистику. Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики.
лекция [17,4 K], добавлен 14.03.2010
Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.
реферат [23,4 K], добавлен 09.10.2006
презентация [86,0 K], добавлен 05.12.2013
Теория статистики: конспект лекций
Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука
1. Происхождение термина «статистика» и его значение
В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.
Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.
Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.
В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.
Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:
1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;
2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.
Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;
3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.
Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:
1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;
2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;
3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.
2. История и особенности развития статистической науки
Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.
Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.
Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.
Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.
В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.
Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.
Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.
На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.
В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.
В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло
моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).
Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.
Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.
Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.
Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».
По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.
В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.
Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).
А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).
Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.
В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
3. Органы статистики в Российской Федерации
В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.
Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.
Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.
Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.
Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.
Основные задачи Госкомстата:
1) координация статистической деятельности в государстве;
2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;
3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).
4. Предмет изучения статистики
Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.
Предметом статистической науки являются:
1) массовые социально–экономические явления жизни;
2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.
Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.
Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.
Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.
Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.
В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.
Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.
Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.
Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.
В статистическом исследовании признаки подразделяются на:
1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;
2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.
Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.
Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.
Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.
Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:
1) объемными (численность населения);
2) расчетными (средние величины);
Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.
Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.
5. Метод статистики
В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.
Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.
В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.
Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.
Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.
Основные этапы экономико–статистического исследования.
1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.
Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.
Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.
2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.
После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.
На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.
Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.
6. Задачи статистики в современных условиях
Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.
Основные задачи статистической науки:
1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;
2) выявить резервы эффективности общественного производства;
3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.