что такое сро в банкротстве
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ статья 21 изложена в новой редакции
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в пункт 1 статьи 21 внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
ГАРАНТ:
О саморегулируемых организациях см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Информация об изменениях:
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Что такое сро в банкротстве
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;
наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.
3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
II. Порядок включения некоммерческой организации
арбитражных управляющих в единый государственный реестр
саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
5. Для включения некоммерческой организации арбитражных управляющих в Реестр необходимо выполнение ею следующих условий:
об исключении саморегулируемой организации арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 6 статьи 21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», пункт 19 Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 365 «Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом»).
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 659) приказываю:
Как выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих?
Согласно закону о банкротстве, процедура признания физлица финансово несостоятельным может проходить только при участии арбитражного (финансового) управляющего. Этот специалист обязательно должен иметь разрешение на соответствующую деятельность и состоять в одной из саморегулируемых организаций (СРО). При подаче заявления на банкротство гражданину нужно указывать именно выбранную СРО, а не имя конкретного управляющего.
Рассмотрим, как выбрать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих для ведения банкротства, какие ее основные функции и что делать, если управляющий не выполняет свои обязанности.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая предпринимателей из данной сферы деятельности. То есть, фактически, это общественная организация, которая регулирует профессиональную деятельность своих членов и защищает их интересы.
Требования к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих
Зарегистрироваться в качестве такого объединения можно в том случае, если организация:
СРО обязаны выполнять такие функции:
Таким образом саморегулируемые организации во многом призваны защищать интересы клиентов финансовых управляющих. В СРО можно пожаловаться на работу специалиста и потребовать компенсацию за свои убытки от некачественно проведенной работы. Кроме того, крупные профессиональные объединения помогают ускорить работу специалистов – обычно они имеют налаженные связи с курьерскими службами, юристами в разных сферах, страховыми компаниями и т. д.
Как найти СРО для банкротства физического лица?
При самостоятельной подготовке документов для возбуждения дела о банкротстве многие сталкиваются с проблемой поиска компетентного финансового управляющего. Именно от него, в большой степени, будет зависеть скорость и эффективность процедуры, а также будут ли в должной мере учитываться интересы должника.
Все ведущие деятельность арбитражные управляющие и их саморегулируемые организации указаны на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве физических лиц bankrot.fedresurs.ru. Всего в России сейчас действует около 50 таких объединений, в каждом числится в среднем 200 специалистов.
В реестре есть информация о том, сколько дел было проведено финансовыми управляющими, состоящими в данной организации, о результатах рассмотрения в суде, указаны жалобы на специалистов СРО. Также здесь содержатся записи о том, как давно работает управляющий и другие важные сведения о профессиональной деятельности. Однако для быстрого подбора этот ресурс неудобен – здесь нельзя отсортировать специалистов по регионам, занятости или другим критериям.
Какую СРО выбрать?
При выборе специалиста для ведения банкротства стоит предъявлять такие требования к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих:
Также нужно обращать внимание на дату регистрации объединения. Стоит отдавать предпочтение саморегулируемым организациям, действующим более 10 лет.
Как выбрать финансового управляющего?
Чтобы понять, подходит ли конкретный специалист для ведения дела о банкротстве, стоит оценивать его по таким составляющим:
В профессии арбитражного управляющего чрезвычайно важна репутационная составляющая. Квалифицированный и опытный специалист сможет предоставить рекомендации и отзывы о своей работе, в том числе, можно искать эту информацию в интернете.
Опубликованные в Едином федеральном реестре данные о количестве проведенных дел их результатах, а также наличие жалоб от бывших клиентов управляющего – еще один источник достоверной информации о работе специалиста.
Стоимость услуг арбитражного управляющего
Несмотря на то, что процедура банкротства в целом может быть достаточно затратной, работа управляющего в ней не самая большая статья расходов. Стоимость услуг данного специалиста установлена законом «О банкротстве» – 25 000 рублей за каждую процедуру, в которой участвует арбитражный управляющий. Дополнительно с банкрота будут удержаны средства в размере 7% от суммы, вырученной при реализации имущества, если суд ее назначит.
За эти деньги специалист работает по данному делу минимум 6 месяцев и выполняет:
Также законодательство предусматривает финансовую ответственность управляющего в случае невыполнения им своих обязанностей.
На практике все это приводит к удорожанию услуг специалистов – имея столько обязанностей, а также большую загрузку управляющие просто не берутся за дело, если клиент не готов платить выше установленной суммы в 25 000 рублей. Однако с введением внесудебного банкротства процедура станет доступнее – арбитражные управляющие будут получать меньше заявок, а значит стоимость их услуг снизится.
Как проверить своего финансового управляющего?
Любой гражданин может проверить благонадежность выбранного специалиста через 2 бесплатных государственных реестра:
Самостоятельные поиски квалифицированного специалиста, который будет лоялен к должнику и проведет процедуру без нарушений – непростая задача. Чтобы найти порядочного и опытного в делах банкротства физлиц управляющего, лучше обращаться к юристам. Они предложат несколько кандидатур с хорошей репутацией и адекватной ценой за свои услуги.
Где и как искать СРО арбитражных управляющих
При подготовке к процедуре банкротства физического лица должнику предстоит указать в заявлении данные саморегулируемой организации, из числа участников которой будет утвержден финансовый управляющий. Если этого не сделать, документы судом приняты не будут. Сначала заявления оставят без движения, а через месяц при неустранении ошибки – вернут. Нужно заранее разобраться, что это за организация и как ее искать.
Что такое СРО арбитражных управляющих
СРО (саморегулируемая организация) – это партнерство лиц, которые занимаются одними и теми же видами деятельности. Они создаются в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и выполняют задачи по надзору и контролю за качеством работы своих членов.
Дополнительно СРО рассматривает жалобы на своих участников, формирует компенсационный фонд и т. д. Для участия в процедуре банкротства арбитражный управляющий должен являться действительным членом любой саморегулируемой организации, легально работающей в России.
Прием членов в СРО осуществляется только при соответствии следующим требованиям:
Каждая саморегулируемая организация может устанавливать и дополнительные требования в пределах, установленных законом. Например, часто они предъявляются к образованию членов СРО. Кроме того, каждый участник партнерства должен застраховать свою ответственность, в соответствии с действующими требованиями законодательства, делать членские взносы и уплачивать положенные правилами суммы в компенсационный фонд.
Функции финансового управляющего
Финансовый управляющий – он же и арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве физического лица. Это человек, специализирующийся на антикризисном управлении. Фактически он выполняет роль связующего звена между судом, должником и кредиторами. Его задача – соблюсти баланс интересов всех участников дела.
При банкротстве физического лица на управляющего ложатся следующие задачи:
Во многом именно от действий финансового управляющего зависит исход дела. Например, списать или нет непогашенные долги при завершении процедуры, суд будет решать с учетом отчета от данного лица.
Стоимость услуг управляющего
Стоимость услуг управляющего в делах о банкротстве физических лиц фиксирована. Брать доплату или другим образом пытаться дополнительно заработать они не могут. Согласно законодательству, формируется вознаграждение следующим образом:
Не все управляющие охотно берутся за незнакомые дела о банкротстве физических лиц. Если у человека нет имущества и доходов, чаще всего вознаграждение будет только в размере 25 тыс. рублей. Учитывая длительность процедуры, необходимость участия в нескольких заседаниях и соблюдение огромного числа формальностей, специалисту просто невыгодно работать.
Где найти список СРО
В России зарегистрировано более 50 СРО арбитражных управляющих. Они включены в специальный реестр. Найти их можно на официальных ресурсах следующих структур:
По каждой СРО можно узнать не только ее название и адрес, но и просмотреть список членов, ознакомиться с документами партнерства. Кроме того, по каждой саморегулируемой организации в реестре есть следующие данные:
Нужно обратить внимание, что некоторые из партнерств могут быть уже исключены из реестра. Об этом на официальных ресурсах обязательно есть соответствующая отметка. При желании в нем можно найти и основания для принятия решения об аннулировании участия организации в реестре (например, данные судебного решения).
Как выбрать СРО
Просто указать СРО в заявлении можно, но эффект от таких действий будет непредсказуем. Иногда партнерство сможет предоставить управляющего, но кто им окажется и как он будет работать – неизвестно. Проанализируйте информацию о саморегулируемой организации и ее участниках, а только потом выбирайте. Нужно обратить внимание на следующие параметры:
Дополнительно полезно изучить список членов понравившейся СРО, работающих по делам в регионе, где зарегистрирован должник. Это поможет заранее предположить, кто из них возьмется за дело, и оценить дальнейшие перспективы. Например, можно заранее узнать, насколько часто управляющий отказывается от дела уже после его начала.
Самостоятельно провести анализ данных о разных СРО и выбрать подходящую непросто. Лучше доверить решение этого вопроса профессионалам. Они смогут оценить не только собранную с общедоступных ресурсов информацию, но и рассказать об опыте сотрудничества с теми или другими партнерствами.
Что делать, если в СРО не смогли предоставить финансового управляющего
Любой управляющий может отказаться участвовать в деле о признании физлица финансово несостоятельным. В этом случае СРО предстоит выбрать другого кандидата, а если никто из ее участников не согласиться – направить уведомление об этом в суд.
Заставить управляющего участвовать в деле на текущий момент невозможно. После получения уведомления о невозможности предоставить специалиста должнику придется выбирать другую СРО и надеяться, что в ней найдется желающий. Бесконечно попытки подобрать саморегулируемую организацию продолжаться не могут и, если в разумные сроки никто не согласится взяться за дело, суд, скорее всего, прекратит его. При этом вопрос с долгами останется нерешенным.
Есть и другой риск, что за дело возьмется начинающий управляющий. В этом случае ситуация может развиваться непредсказуемо для банкрота. Вполне возможно, что в сложных случаях специалист без опыта просто запутается или бросит дело, не закончив его. Причем в последней ситуации выбрать СРО, откуда будет назначен новый представитель, смогут уже кредиторы и фактически они при желании смогут повлиять на дальнейший ход процесса.
Без опыта выбора СРО, даже следуя всем рекомендациям, есть риск, что никто не возьмется за дело. Лучше сразу обратиться за помощью в компании, специализирующиеся на делах о банкротстве. Они имеют опыт взаимодействия с некоммерческими партнерствами управляющих и смогут сразу оценить, в каком из них есть свободные представители, готовые взяться за конкретное дело.
Финансовый управляющий и внесудебное банкротство
В сентябре 2020 года гражданам России стала доступна процедура внесудебного банкротства. Она отличается следующими особенностями:
Привлечение финансового управляющего для внесудебного банкротства не требуется. При выборе этого варианта признания себя несостоятельным должнику не придется тратиться на оплату его услуг и указывать информацию о саморегулируемой организации.
Воспользоваться правом на внесудебное банкротство удастся не всегда. Для ее начала, помимо соблюдения ограничений по общей сумме всех долгов, необходимо наличие завершенных исполнительных производств из-за невозможности взыскания средств в связи с отсутствием имущества. Кроме того, не должны быть начаты новые производства сотрудниками ФССП.
Дополнительно у процедуры внесудебного банкротства есть и другая особенность. Если во время нее у должника появится имущество, например, из-за принятия наследства или он найдет работу с большим доходом, придется сообщить об этом в МФЦ. Сразу после этого процесс будет прекращен без списания долгов. Но у должника появится возможность обратиться уже в суд для начала судебного банкротства с привлечением финансового управляющего.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию. Мы рассмотрим ваш случай и подберем подходящий вариант для законного списания долгов с минимальными последствиями.
Выбор СРО перед началом банкротства – важный этап, и подходить к этому вопросу нужно ответственно. Не стоит указывать в заявлении первую попавшуюся организацию. Лучше собрать информацию о партнерствах, работающих в РФ, и подобрать оптимальный для себя вариант или обратиться за помощью к профессионалам.