что такое средний месячный заработок при увольнении по сокращению
Выплаты при увольнении: основные правила
Что необходимо учитывать при выплате выходного пособия в случае увольнения сотрудника по соглашению сторон или при сокращении штата? Как правильно выплатить премию при увольнении? Какие правила существуют при выплате компенсации за неиспользованный отпуск?
Ст. 140 ТК устанавливает для работодателей строгие правила по срокам выплаты всех сумм, причитающихся работнику в случае увольнения: они осуществляются в день увольнения работника, а если в этот день он не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Из этого следует, что задержка выплат будет серьезным нарушением, связанным с определенными рисками.
Штрафы за задержку выплат
С 3 октября 2016 года вступили в силу поправки к ст. 5.27 КоАП, которые ужесточают ответственность за задержку выплаты зарплаты, отпускных и иных сумм, причитающихся работнику. Поэтому если в течение года с момента совершения нарушения компанию посетит ГИТ, она может быть привлечена к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП устанавливает сроки исковой давности по правонарушениям).
Задержки выплаты зарплаты, компенсаций за неиспользованный отпуск, премий при увольнении влечет для работодателей материальную ответственность по ст. 236 ТК. С 3 октября 2016 года этот размер компенсаций составляет одну сто пятидесятую от действующей ставки рефинансирования за каждый день задержки от невыплаченных в срок сумм. Причем ответственность работодателя за задержку причитающихся работнику сумм наступает автоматически.
Более того, если работодатель так и не выплатит деньги, то при проверке у него выявится длящееся правонарушение, за которое ГИТ вправе привлечь к административной ответственности в течение года со дня обнаружения этого нарушения.
Правила выплаты выходного пособия при сокращении штата
Помимо зарплаты за отработанный период, компенсации за неиспользованный отпуск работодатели могут выплачивать при увольнении некоторые виды выходных пособий.
В ст. 178 ТК указывается на то, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации или сокращением штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Второе правило заключается в том, что в исключительных случаях при представлении справки из центра занятости работодатель будет обязан сохранять за работником средний заработок и за третий месяц. А если брать районы Крайнего Севера, то по справке из центра занятости работодатель будет обязан выплачивать деньги за 4, 5 и 6-й месяц.
Норма, обозначенная в ч. 1 ст. 178 ТК, устанавливает, что при увольнении работника в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников бухгалтеру нужно рассчитать выходное пособие за период трудоустройства (первый месяц после увольнения). В связи с этим часто возникают вопросы об определении размера выходного пособия. Для исчисления среднего месячного заработка бухгалтеру следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
Удобный сервис для расчета зарплаты, начисления больничных и отпускных, ведения бухучета, отправки отчетности через интернет
Ст. 178 ТК прописывает гарантии, согласно которым выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц трудоустройства. Допустим, работник уволился в связи с сокращением штата 14 июля. В этом случае бухгалтеру надо рассчитать средний месячный заработок за период с 15 июля по 14 августа. При определении среднего дневного заработка нужно будет определять рабочие дни, которые были бы в том случае, если работник еще продолжал работать. Но здесь не все так просто.
Если работник был оформлен по окладной системе оплаты труда и в том месяце, который следует после даты увольнения, есть нерабочие праздничные дни, нужно помнить о ст. 112 ТК: средний месячный заработок, когда работник увольняется по сокращению штата, должен выплачиваться не только за рабочие дни, но и за нерабочие праздничные дни, которые приходятся на этот период.
По этому вопросу наработана богатая судебная практика. Основной аргумент судей такой: при окладной системе оплаты труда само по себе наличие нерабочих праздничных дней не влияет на уменьшение оклада.
Получается, что при увольнении работника в связи с сокращением штата сначала нужно выплатить один размер выходного пособия, если иное не предусмотрено отраслевыми соглашениями, коллективными договорами организации. Пособие выплачивается именно за период, следующий после дня увольнения (14 июля) – с 15 июля по 14 августа.
Если работник не трудоустроится в период с 15 августа до 14 сентября, он может прийти 15 сентября к бывшему работодателю, показать трудовую книжку — что он нигде не трудоустроен, и экс-работодатель будет обязан выплатить ему еще одно выходное пособие за второй месяц нетрудоустройства. За третий месяц выплата пособия производится в исключительных случаях при наличии справки из центра занятости.
Некоторые работодатели интересуются, нужно ли выплачивать пособие пенсионеру, который попал под сокращение. В рамках Трудового кодекса все работники равны. Об этом напоминает и Письмо Роструда от 11.02.2010 № 594-ТЗ. Если пенсионер предоставляет справку из центра занятости, то работодатель должен выплатить ему выходное пособие.
Средний месячный заработок на период трудоустройства не положен работникам-совместителям, так как у них есть основная работа.
Правила выплаты выходного пособия при увольнении по соглашению сторон
Ст. 78 ТК устанавливает норму: трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Часто, стремясь уйти от сложной процедуры сокращения штата, работодатель выбирает увольнение по соглашению сторон, но с выплатой выходных пособий. И хотя в Трудовом кодексе нигде не прописано, что работодатель обязан выплачивать выходное пособие работникам, увольняемым по соглашению сторон, он можем это сделать в силу ст. 178 ТК.
Многие работодатели стараются обойтись одним заявлением от работника, на котором ставят резолюцию. Но лучше при увольнении по соглашению сторон оформлять соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон, зафиксировав ряд важных вопросов:
Обычно такое соглашение составляется в двух экземплярах.
При оформлении соглашения следует обратить внимание на трудовой договор работника. Если в нем не указано, что в случае увольнения работника по соглашению сторон ему будет выплачен определенный размер выходного пособия, тогда это условие нужно внести в трудовой договор.
Делается это просто: к трудовому договору составляется дополнительное соглашение, где прописывается условие о выплате выходного пособия в определенном размере.
В Определении Верховного Суда РФ от 10.08.2015 № 36-КГ15-5 приводится интересная ситуация: работник и работодатель договорились о том, что при увольнении по соглашению сторон работнику будет выплачено выходное пособие, они составили соглашение о расторжении трудового договора, где прописали выплату выходного пособия. После этого работодатель увольняет работника по соглашению сторон, оставляя его без выходного пособия.
Работник обращается в суд. И Верховный Суд подтверждает правомерность увольнения работника по соглашению сторон без выплаты выходного пособия. Суд посчитал, что поскольку ст. 178 ТК говорит о том, что другие случаи выплаты выходного пособия должны быть предусмотрены трудовым или коллективным договором, чего в данном случае не было (а было только соглашение о расторжении трудового договора), то все действия работодателя правомерны.
Правила выплаты компенсации за неиспользованный отпуск
При увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК). В вопросах исчисления, подсчета дней отпуска, которые работник заработал, определения периода, за который нужно выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, применения правил определения этого периода нужно руководствоваться Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169).
Если работник увольняется в течение первого рабочего года, применяются правила п. 28: «При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию».
Таким образом, если в первый рабочий год человек отработал 11 месяцев и решил уволиться, то ему положена компенсация за отпуск как за 28 календарных дней.
Если работник увольняется в течение первого года работы по сокращению штата или численности, работодатель также должен ориентироваться на Правила об очередных и дополнительных отпусках. В них, в частности, указано следующее: полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия, сокращения штатов или работ.
Случаи с сокращением штата происходят довольно часто. И обычно под сокращение попадают работники, оформленные недавно. Именно поэтому нередко возникают вопросы об определении дней, за которые полагается компенсация за неиспользованный отпуск. Согласно Правилам об очередных и дополнительных отпусках, в этом случае должна выплачиваться полная компенсация. Об этом напоминает и Письмо Роструда от 09.08.2011 № 2368-6-1.
В п. 35 Правил говорится, что «при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца». При этом, применяя п. 35, важно помнить, что поскольку работник зарабатывает право на отпуск за рабочий год, отпуск начинает исчисляться с даты заключения трудового договора.
Так, если работник принят на работу 17 июня 2019 года и увольняется с 30 августа 2019 года, то при подсчете стажа, дающего право на отпуск, получается следующая выкладка: первый месяц — с 17.06.19 по 16.07.19; второй месяц — с 17.07.19 по 16.08.19; третий месяц — с 17.08.19 по 30.08.19. Поскольку третий месяц отработан не полностью, то компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только за два месяца.
Правила выплаты премии при увольнении
Премия — это поощрительная выплата, которая является разновидностью стимулирующих выплат.
Зарплата, согласно ст. 129 ТК, – это вознаграждение за труд в зависимости от ряда показателей (квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы), а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, премия является составной частью заработной платы, и согласно ст. 140 ТК должна выплачиваться при увольнении. Но есть один момент: премия, как правило, привязана к результату, поэтому выплачивается раз в месяц, раз в квартал или раз в полгода. Из этого следует, что после окончания периода нужно собрать информацию для начисления премии, издать приказ о премировании, после чего бухгалтерия исчислит и выплатит ее. В данном случае не стоит забывать о локальных нормативных актах по оплате труда, которые есть в каждой организации.
В Письме ФНС РФ от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165 говорится, что из локального нормативного акта по оплате труда должен следовать порядок расчета (конкретный размер, показатель). И налоговая, открыв нормативные акты, должна увидеть, что определены размеры премии.
Некоторые работодатели прописывают нормы о выплате премии так, чтобы работник не мог догадаться, сколько он может получить денег. Обычно это звучит так: при достижении благоприятного финансового результата по усмотрению руководителя работнику может быть выплачена премия, размер которой определяется приказом. При этом налоговики говорят о конкретном размере.
Если в локальном нормативном акте работодатель не пропишет, что премия выплачивается, например, по итогам работы за год и что работник должен состоять в трудовых отношениях на дату принятия решения о выплате этой премии, то работодатель обязан будет индивидуально для работника посчитать и выплатить эту премию при увольнении, не дожидаясь окончания финансового года и соответствующего решения руководства.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику
Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.
В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.
При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.
Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.
Согласно пункту 9 Положения:
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.
В том же пункте 9 Положения говорится:
Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.
Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.
Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:
Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.
В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!
В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.
На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.
В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».
Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.
Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.
При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.
В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.
В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.
На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.
Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.
Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.
Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.
В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.
Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.
Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.